Композиторы 19 века конспект 4 класс окружающий мир

Обновлено: 08.07.2024

Урок посвящен русским и зарубежным композиторам.

Цель урока – познакомиться с несколькими известными русскими и зарубежными композиторами.

Русские и зарубежные композиторы всегда интересовались жизнью народов других стран мира, их искусством – литературой, музыкой, живописью, так же и пытались изменить и преобразить композиции.

Музыкальные инструменты - предметы, с помощью которых извлекаются различные музыкальные, а также немузыкальные неорганизованные звуки для исполнения музыкального произведения.

Литература по теме урока:

Список обязательной и дополнительной литература для углубленного изучения темы

1. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.: ил. С. 66-71

2. Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – С. 34

3. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2013.

Электронные ресурсы по теме:

  1. Воронежский областной литературный музей им. И.С. Никитина

Теоретический материал для сам изучения (текст теоретической части)

Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791) - видный представитель Венской классической школы музыки. Был виртуозным скрипачом, клавессинистом, органистом и дирижером. По свидетельству современников обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и спообностью к импровизации. За всю жизнь в общей сложности сочинил 626 произведений.

Людвиг Ван Бетховен (1770-1827) – великий немецкий пианист, композитор и дирижер.

Мировая классическая музыка немыслима без работ русских композиторов.

Михаил Иванович Глинка (1804-1857) является основоположником русской классической музыки и первым отечественным композитором-классиком, достигшим мировой славы. Его девизом были слова:

Михаил Иванович Глинка не отличался крепким здоровьем, несмотря на это был очень лёгок на подъем и прекрасно знал географию, возможно, если бы он не стал композитором, то стал путешественником. Он знал шесть иностранных языков, в том числе персидский.

Петр Ильич Чайковский (1840-18930), пожалуй, самый великий русский композитор 19 века, поднял на небывалую высоту русское музыкальное искусство.

Композитор вёл активную жизни — был педагогом, дирижёром, критиком, общественным деятелем, работал в двух столицах, гастролировал в Европе и Америке.

Но при этом был человеком эмоционально неустойчивым; восторженность, уныние, апатия, вспыльчивость, буйный гнев — все эти настроения менялись в нём достаточно часто. Будучи очень общительным человеком, он всегда стремился к одиночеству.

Выделить что-то лучшее из творчества Чайковского — сложная задача, у него несколько равновеликих произведений почти во всех музыкальных жанрах — опера, балет, симфония, камерная музыка. А содержание музыки Чайковского универсально: с неподражаемым мелодизмом она охватывает образы жизни и смерти, любви, природы, детства, в ней по-новому раскрываются произведения русской и мировой литературы, отражаются глубокие процессы духовной жизни.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Какой музыкальный инструмент не входит в состав оркестра русских народных инструментов?

Оборудование: проигрыватель для компакт-дисков, компакт диск, карточки, учебник, портрет композитора.

Ход урока.

1. Орг. Момент.

  • Как композитор передал весеннее настроение?
  • Нарисуйте на листочке один из символов настроения, с которым вы пришли на урок.

2. Проверка домашнего задания.

  • На доске записан текст с пропусками слов. Вы должны вставить слова, чтобы получился связный текст, потом попытаемся сделать вывод.

3. Изучение нового.

  • Почему XIX век называют золотым веком Российской культуры?
  • С какими видами искусства XIX века мы уже познакомились?
  • Какие виды искусства вы знаете?
  • Сегодня мы поговорим о музыке и композиторах. А точнее
  • Что нам уже известно?
  • В конце занятия мы должны ответить на вопросы, которые записаны на доске:
  1. Зачем люди сочиняют музыку?
  2. О чем сочиняли музыку композиторы XIX века;
  3. Почему они рассказывали об исторических событиях, о детях?
  • Скажите, какими качествами на ваш взгляд должен обладать музыкант? Почему?
  • А о каких качествах музыканта, человека, говорят эти слова:
  • Эти слова сказал о себе великий русский композитор

Михаил Иванович Глинка.

  • Что знаете о творчестве этого человека?
  • Где слышали о нем?

4. Работа по учебнику.

  • Давайте прочитаем текст и ответим на вопрос: какие воспоминания, события из детства помогли М.И.Глинка стать композитором? (песни, сказки няни; война с французами 1812 года).
  • Пометьте условным знаком самый удивительный на ваш взгляд факт. Проверка.
  • Скажите, на творчество какого человека повлияла няня?
  • Вспомните, какое первое большое произведение этого поэта было напечатано в 1820 году?
  • Какими строками оно начинается?
  • Предлагаю вам дать характеристику каждому из героев этого произведения. Но будьте внимательны: задание с секретом.

Исторический факт:

  • Так я не поняла: это поэма или опера?
  • Кто пишет поэмы, а кто оперы?

Исторический факт:

Прочитав поэму А.С. Пушкина, М.И. Глинка сразу влюбился в эту волшебную сказку. Он с большим удовольствием писал музыку и закончил оперу очень быстро.

А.С.Пушкин знал о планах М.И. Глинка написать музыку к поэме, и даже хотел внести изменения в текст, но неожиданная смерть помешала этим планам.

Мировая классическая музыка немыслима без работ русских композиторов. Россия всегда была в числе ведущих локомотивов мирового прогресса и искусства, в том числе музыки. Русская композиторская школа, продолжателем традиций которой стала советская и сегодняшняя российская школы, начиналась в 19 веке с композиторов, объединивших европейское музыкальное искусство с русскими народными мелодиями, связав воедино европейскую форму и русский дух.

М. И. Глинка (1804-1857 гг.)

М. И. Глинка

Великий русский композитор, который сыграл огромную роль в развитии русской классической музыки. Обобщив достижения своих предшественников, он заложил основы национального музыкального стиля, открыл, подобно Пушкину в литературе, классический период в истории русской музыки. Творчество Глинки отразило передовые устремления времени. С вольнолюбивой поэзией Пушкина и декабристов его искусство сближают гуманизм, идеи патриотического служения народу.

Наибольшее значение имеют оперы Глинки, правдиво воссоздающие героику исторического прошлого, романтику национального эпоса. В тонкой лирике романсов раскрывается исполненный красоты мир чувств. Живописность и красочность свойственны его симфоническим произведениям. Открыв в народной песне неистощимый источник поэзии, Глинка сотворил подлинно демократическое национальное искусство.

А. П. Бородин (1833—1887 гг.)

А. П. Бородин

Выдающийся композитор, видный ученый-химик, неутомимый научно-общественный деятель.

Его музыкальное наследие невелико, но разнообразно по содержанию. Интерес композитора к богатырям из русского героического эпоса отразился в опере и двух симфониях, впечатляющих мощью, силой, величавым размахом. Бородин создал неувядаемые образцы вокальной лирики. Его музыкальный стиль отмечен гармонической ясностью, тяготением к монументальности и классической завершенностью.

М. П. Мусоргский (1839—1881 гг.)

М. П. Мусоргский

Н. А. Римский-Корсаков (1844—1908 гг.)

Н. А. Римский-Корсаков

И. Ф. Стравинский (1882—1971 гг.)

И. Ф. Стравинский

Д. Д. Шостакович (1906—1975 гг.)

Д. Д. Шостакович

Один из крупнейших композиторов современности, выдающийся музыкально-общественный деятель, педагог. В его творчестве представлены все жанры музыкального искусства: опера и балет, симфония и концерт, инструментальный ансамбль и романс, песня и оратория, оперетта и музыка для кино и театральных постановок. Творениям Шостаковича свойственны высокая гражданственность, острота конфликтов, эмоциональная напряженность. Потрясающие, порой трагические противоречия современного мира, неутихающая борьба созидательных и разрушительных сил жизни, светлые гуманистические идеалы свободы и справедливости нашли в его лице талантливейшего толкователя.

П. И. Чайковский (1840—1893 гг.)

П. И. Чайковский

Великий композитор, чье имя символизирует целую эпоху в истории мировой музыкальной культуры. Его жизнь — образец непрерывного, настойчивого труда. Плодотворную работу композитора Чайковский сочетал с деятельностью педагога-воспитателя, критика-публициста, дирижера. Его творчество глубоко национально: он создал галерею замечательных образов русских людей, запечатлел картины родной природы, воспел славное героическое прошлое России. Чуткий реалист-психолог, Чайковский с огромной эмоциональной силой и жизненной правдой отразил духовный мир своих современников.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Композиторы 19-ого века. Презентация на заданную тему содержит 11 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Русская композиторская школа Михаил Иванович Глинка Самым ярким представителем, можно сказать основателем, русской композиторской школы первой половины 19 в. века является Михаил Иванович Глинка (1804-1857). Творчество Глинки является основой русской композиторской школы, его произведения воспринимались современниками как образцовые.

Симфоническое творчество Римского-Корсакова в сравнении с оперным не так масштабно. Однако и в эту область он внёс яркий и своеобразный вклад. Образная конкретность музыкального мышления композитора определила его склонность к программному (главным образом, живописному, изобразительному) и жанровому (связанному с народными песнями и танцами) симфонизму. Симфоническое творчество Римского-Корсакова в сравнении с оперным не так масштабно. Однако и в эту область он внёс яркий и своеобразный вклад. Образная конкретность музыкального мышления композитора определила его склонность к программному (главным образом, живописному, изобразительному) и жанровому (связанному с народными песнями и танцами) симфонизму. Римский-Корсаков оставил большое наследие практически во всех жанрах. Его произведения разнообразны по содержанию, но основная черта их – глубокое проникновение в жизнь и быт народа, его думы и чаяния.

Читайте также: