Композиция литература 6 класс конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

какие стихотво р ения Некра со ва вы чит али. Что вам в них запом нилось?

Сегодня на урок е мы с вами будем экск урсоводами, биографами ,

Учитель выс т упает в ро ли биографа . Работа с презентаци ей . Учитель

Экскурсовод пр о водит экску рсию по некрасовским местам .

1. Николай Алексее вич Некрасов родился на Украине в местечке Немиров,

2. в 1824 г. отец Николая Алексеевича выходит в отставку , и семья

переселяется в родовое поместье в ярославском имен ии Грешневе, кот о рое

находилось недалеко от Волги. Грешнев о находилось на равни не, среди

бесконечных лу гов и полей. Здесь, в де р евне, поэт провел свое детство.

3. В 1832 году Николай Алексеевич поступил в первый класс ярославской

гимназии. Единственн о е воспоминан и е, которое осталось у него после этого

Отец не хотел пла тить за о бучение, с сорился с учителями. Учителя были

плохие, невежественные и требовали тупой зубрежки. Некрасову нравилось

лишь чте ни е, и о н прист растился к нему . Здесь же, в гимназии, он начал

4. Отец Некрасова всегда мечтал о воен ной ка рьере для сына, поэтому в

1838г. отправил его в Петербург для определе ния в Дворянский полк. Однак о

Николай Алексеевич решил поступать в у ниверситет, т.к. уже несколько лет

тайно писал стихи и хотел печататься в столичных журналах.

Вступительные экзамены в Петербу р гский университет по эту сдат ь не

удалось - слишком скудны оказались знания, полученные в гимназии.

Однако жизненные невзгод ы не сломили его, не поколебали в нём страстного

желания учиться. Он продолжает мечтать о п оступлении в университет и

упорно готовится к экзаменам. С 1839г. по 1841г. обучается «вольным

5. На Литейн о м проспекте в доме 36 находится мемориальный музей Н.А.

6. В 15 километрах от Ярославля, у стар инного села, на высоком холме,

вдоль Московск о - Ярославского ш оссе располагается у садьба Карабиха.

В начале 1860 - х годов усадьбу купил Николай Алексеевич Некрасов. Он

провел здесь д есять летних сез онов ( 1861 - 1875). Карабиха стал а для нег о

тихим пристанище м, где о н наслажд ал ся пр елестью р усской природы и

7. Одним из самых интересных мест города Чу до во Новгородской области

является Чудовская Л ука – и мение, которое в 1871г. купил Н.А.Н екрасо в.

Оно располагало сь там, где река Кересть — приток Волхова — делает

красивую петлю. - В старом саду стоит дву хэтажный деревянный дом, в

котором с 18 7 1 по 1876гг. год п оэт проводил каждо е лето. Некрасов

Окрестности Чудова издавна славил ись великолепной охотой. Еще до

покупки имен и я Некрасов п ривозил отсюда богатые охотничьи трофеи.

Н.А.Некрасов – поэт, чь я популярность в свое время зат мила популярность

самого Пу шкин а. Во мног ом это объясняется тем, что основной темой св оей

поэзии Некрас ов сделал народ, его г орькую долю, многострадальную су дьбу:

Никто, кроме н его , не см ог выразить с такой силой глав ную тревогу эпохи –

Завязка – это событие, которое является началом действия.

Литературный конфликт – столкновение, противоборство противоположных интересов и взглядов изображённых в литературном произведении.

Открытый финал – отсутствие развязки в произведении. Читатель может сам предположить, домыслить тот или иной вариант завершения сюжета.

Персонаж (фр. personnage, от лат. persona – личность, лицо) – действующее лицо спектакля, кинофильма, книги, игры и т. п. Персонажи могут быть полностью вымышленными или взятыми из реальной жизни (истории).

Роман – это крупное эпическое произведение, которое отличается многообразием действующих лиц и разветвлённостью сюжета. То есть в романе происходит множество событий, в которых участвует большое количество героев.

Романтический герой – один из художественных образов литературы романтизма.

Развязка – завершающая часть развития коллизии или интриги, где разрешается, приходит к логическому образному завершению конфликт произведения.

Система образов в литературе – это общее число всех героев, которые есть в художественном произведении, их взаимодействие друг с другом

Сюжет – последовательность и связь событий в художественном произведении.

Сюжетная линия – последовательная логическая связь эпизодов, нередко формирующаяся вокруг одного события, одной проблемы, часто одного конфликта. В зависимости от количества сюжетных линий в произведении различают однолинейные и многолинейные сюжеты.

Список литературы

Обязательная литература

1. Ахмадуллина Р. Г. Литература. 6-й кл. Рабочая тетрадь. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2018, стр. 64.

2. Белокурова С. П. Словарь литературоведческих терминов. – М.: Паритет, 2007. – 320 с.

3. Полухина В. П., Коровина В. Я., Журавлёв В. П. и др. Литература. 6-й кл.: Учеб. В 2 ч./ Ч. 1. – М.: Просвещение, 2019, стр. 307.

4. Полухина В. П. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы: 6-й кл. – М.: Просвещение, 2018, стр. 255.

Дополнительная литература

1. Аркин И. И. Уроки литературы в 5–6-х классах: Практическая методика: Кн. Для учителя. – М. Просвещение, 1996, стр. 254.

2. Беломестных О. Б., Корнеева М. С., Золотарёва И. В. Поурочное планирование по литературе. 6-й класс. – М.: ВАКО, 2002, стр. 400.

3. Беляева Н. В. Уроки изучения лирики в школе: теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н. В. Беляева. – М.: Вербум – М., 2004, стр. 238.

4. Беляева Н. В. Уроки литературы в 6-м классе. Поурочные разработки: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н. В. Беляева. – М.: Просвещение, 2016. – 239 с.

5. Демиденко Е. Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5–9-е классы. – М.: Дрофа, 2007, стр. 79.

Открытые электронные ресурсы

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Пушкинский роман – маленький по объёму, но интересный по композиции. Композиция – построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов. Вспомним элементы композиции:

1. Экспозиция – начало.

2. Завязка – развитие действия.

3. Кульминация – острый, напряжённый момент произведения.

4. Развязка – окончание произведения.

Композиция пушкинского романа такова.

Экспозиция – история дружбы помещиков Кирилы Петровича Троекурова и Андрея Гавриловича Дубровского, живших по соседству и приятельствующих много лет.

Завязка – случай, произошедший на псарне Троекурова, привёл к ссоре друзей. Дерзкая шутка холопа разрушила многолетнюю дружбу.

Конфликт разрастается. Чтобы наказать бедного, но гордого соседа, Троекуров использует связи и незаконно овладевает имением бывшего приятеля.

Протест против несправедливого решения перерастает в бунт, и крепостные сжигают Кистенёвку, чтобы не досталась алчному и своенравному Троекурову.

Кульминация – наивысшая точка напряжения конфликта – показана в эпизоде, когда Дубровский-Дефорж признаётся Марье Кириловне в том, что он и есть разбойник.

Какова дальнейшая судьба благородного разбойника Владимира Дубровского? Кто-то утверждал, что Дубровский-младший уехал за границу, а другие приписывали ему происходящие грабежи. Знаем ли мы наверняка, что произошло с главным героем повествования? Как вы думаете, с какой целью Пушкин не рассказывает о дальнейшей жизни героя? Автор хочет, чтобы читатель самостоятельно домыслил концовку романа. Именно поэтому развязка как элемент композиции произведения в романе отсутствует.

Этот авторский приём называется открытым финалом.

Теоретический материал для углублённого изучения

В восьмой главе появляется новый герой – учитель Дефорж. Чтобы объяснить читателю, как Владимир Дубровский стал Дефоржем, А. С. Пушкину понадобилось возвращаться назад, именно поэтому автор использовал приём ретроспективы.

Такая композиция – возвращение в прошлое – служит для привлечения читательского интереса к важному моменту в произведении.

Примеры заданий из тренировочного модуля

Подчёркивания/зачёркивания элементов

Подчеркните верное. Что стало с Владимиром Дубровским в конце произведения? Мы знаем, что у Пушкина финал остался открытым. Открытый финал – отсутствие развязки в произведении.

оставил своих крестьян и уехал за границу;

его поймали и посадили в тюрьму;

Значит, верный ответ – неизвестно.

Выбор осуществляется подчеркиванием правильного ответа.

Множественный выбор

Из предложенного списка выберите сюжетные линии, которые есть в романе:

дружба и вражда между помещиками;

взаимоотношения крестьян и помещиков;

любовь Маши и Владимира.

Нужно проанализировать пройденный материал. Вспоминаем, что на предыдущих уроках рассматривали взаимоотношения и конфликт двух приятелей:А. Г. Дубровского и К. П. Троекурова. Конфликт перерос во вражду, которая закончилась смертью Дубровского-старшего и поджогом Кистенёвки, крестьяне которой стали разбойниками, а их предводителем – Дубровский-младший. Не забываем и о романтических отношениях Марьи Кириловны Троекуровой и Дубровского, который пробрался в дом врага под видом француза Дефоржа. О гостеприимстве ничего в романе не говорится, значит, это неверный ответ.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока будет удобен на уроке литературы, так как здесь есть цель и задачи, все этапы урока соблюдены, организационный момент, мотивация к учебной деятельности, приветствие, вступление, слово учителя, актуализация опорных знаний, работа по теме, проверка домашней работы, изучение нового, размышление, физкультминутка, закрепление, словарная работа, беседа, анализ, итог, домашнее задание.

Конспект урока по литературе для 6 класса на тему: Композиция

Цель урока: через анализ прозаического текста подвести учащихся к пониманию своеобразия пушкинской трактовки художественного типа “благородный разбойник”

Задачи урока: Обучающая: через анализ прозаического текста подвести учащихся к пониманию своеобразия пушкинской трактовки художественного типа “благородный разбойник”;

Развивающая: развить у учащихся навыки самостоятельного постижения и восприятия текста;

Воспитывающая: на примере образа Дубровского привести к пониманию таких понятий, как благородство, справедливость, честность.

Ход урока:

I.Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности .

Учитель: - Учебник на столе у вас?

А ручки и тетрадки?

Тогда урок начнём сейчас,

Раз всё у вас в порядке.

Чтобы литературные тайны познавать,

Нужно всё серьёзно изучать.

- проверка готовности класса к уроку:

Я рада новой встрече с вами,

Приятно ваше общество, друзья!

Ответы ваши вы готовьте сами,

Их с интересом буду слушать я.

Мы сегодня снова будем читать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок

Активно включайся в работу, дружок!

Вот книжки на столе,

Не хочется играть

Сегодня в прятки

Сегодня в классе у ребят

Урок очень важный

А почему он важный –

Добрый день, мои друзья,

Встрече с вами рада я.

Сели ровно, все достали,

Вспоминаем все, что знали,

Оставляем все заботы

И включаемся в работу.

II. Актуализация знаний учащихся.

Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости нашего урока! Меня зовут Наталья Михайловна. Тема нашего урока “Дубровский” - роман о “благородном разбойнике”. Запишите дату, тему урока и эпиграф (его мы записываем в правом углу тетради). Эпиграфом к сегодняшней теме я взяла слова Оноре де Бальзака: “ К сожаленью, благородство чувств не всегда сопровождается благородством действий”, к которому мы возвратимся в ходе урока. Так, сегодня мы обращаемся к одному из замечательных произведений А.С. Пушкина – роману “Дубровский”.

- Ребята, мы должны определить черты такого литературного типа, как “благородный разбойник”; постараться понять, что такое благородство, разбойник; подумать, совместимы ли эти понятия.

III. Изучение нового материала

Композиция — это построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов.

Повествование в художественном произведении может строиться в хронологической последовательности либо с нарушением её. В произведение могут быть включены подробные описания места действия, обстановки, переживаний героев, рассказы других лиц. Все эти элементы задерживают развитие действия, но позволяют вернее нарисовать героев, полнее и глубже раскрыть замысел автора, а иногда вызвать напряжённый интерес читателя.

Размышляем о прочитанном

1. Составьте план основных событий глав VIII—XI в той последовательности, в какой они описаны в романе. Восстановите истинный ход событий. С какой целью А. С. Пушкин нарушает временную последовательность событий?

2. Сравните описание двух усадеб: Покровского и Кистенёвки (гл. III). Какой вывод можно сделать из этого сопоставления?

3. С какой целью автор вводит в повествование рассказы А. П. Спицына и А. С. Глобовой?

Роман (от фр. roman — романский; романский язык) — первоначально: произведение, написанное на одном из романских языков; в дальнейшем — большое повествовательное произведение со множеством действующих лиц и развитым сюжетом.

Сюжет (от фр. sujet — тема, предмет, причина, повод) — последовательность и связь событий в художественном произведении.

Мы на цыпочки привстали,

Ручки кверху мы подняли,

Мы вздохнули, потянулись

И друг другу улыбнулись.

Выдохнули, руки вниз,

- А теперь все тихо встали,

Дружно руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево

Тихо сели, вновь за дело.

IV. Закрепление

Тема сегодняшнего урока – понятие о композиции эпического произведения. (Запись в тетрадях темы урока).

Работа с учебником.

-Откроем учебники на странице 149. (Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В четырех частях. Часть 1. Под редакцией В.Я.Коровиной.).

«Композиция – это построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов.

Запись определения в тетрадь.

Повествование в художественном произведении может строиться в хронологической последовательности, либо с нарушением её.

-Обратимся к записи на доске: в хронологической последовательности – во временной последовательности.

Ученик продолжает читать статью учебника:

- Обратим внимание на последние слова статьи. Интересно ли вам было читать 8 – 11 главы?

Итак, чем вызван наш напряженный читательский интерес? Для этого подумаем, все ли события в романе изложены в хронологической последовательности.

Проверка домашнего задания.

- Дома вы выполняли задание № 1 на странице 150.

Ученик читает задание:

Учитель просит одного из учеников написать план на доске.

Доска разделена на две половины, которые озаглавлены учителем:

План основных событий, как они описаны в романе

Истинный ход событий

1..Дефорж и медведь.

2.Обед у Троекурова.

3.Спицын и Дефорж.

4.Встреча Дубровского с Дефоржем.

( Эта часть доски пока закрыта).

Дефорж и медведь.

Обед у Троекурова.

Спицын и Дефорж.

Учитель открывает вторую половину доски, где частично изложен истинный ход событий.

- Какого события не хватает, чтобы восстановить последовательность изложения?

Один из учеников дописывает недостающий пункт плана в правую часть доски.

- Итак, сделаем вывод. Зачем А.С.Пушкин переставил события?

Ответ ученика:

-Это сделано, чтобы заинтересовать, заинтриговать читателя.

Учитель дополняет:

- А.С.Пушкин прибегает к такому приёму, чтобы позволить догадливому читателю понять, что Дефорж – это Дубровский, до пояснения автора.

Запись в тетрадях.

- Итак, автор нарушает временную последовательность событий и только в самом конце (11 гл.) рассказывает о сделке, произошедшей между учителем-французом и Дубровским на почтовой станции.

Принимают участие 4 человека: Дубровский, Дефорж, смотритель и смотрительша.

Ребята, о чем говорят последние слова жены смотрителя: «Бога ты не боишься, Сидорыч.

Ответ ученика:

- О нем идет слава как о благородном разбойнике, потому что он грабит только богатых помещиков, а бедным людям он помогает.

- А.С.Пушкин создает эффект неожиданности в сцене, когда Дефорж грабит Спицына и вдруг оказывается Дубровским. Давайте задумаемся, какие события предыдущих глав получают для нас новый смысл. Становится понятно,

(ответы учеников)

- почему так смутился француз во время первого разговора с Машей;

- почему у него оказался карманный пистолет, из которого он убил медведя;

- как он смог с таким достоинством отвечать Троекурову (попросить учеников зачитать его ответ на странице 99).

- и особенно выразительной становится сцена обеда.

( Дубровский сохранил самообладание и справился с естественным волнением в тот момент, когда исправник зачитал его приметы. Он рисковал быть узнанным. Обед длился около трех часов, и постоянно говорили о нем. Дубровский принял невозмутимый вид человека, не понимающего, о чем идет речь).

- Что мы узнали сегодня на уроке?

- Мы познакомились с понятием композиция.

- Мы узнали, что не всегда повествование строится в хронологической последовательности, что автор часто нарушает хронологию, чтобы заинтересовать, заинтриговать читателя.

- Ещё раз прочитаем определение композиции, потому что с этим будет связано ваше домашнее задание.

Ученик читает вслух определение композиции .

Вопрос учителя:

- Какой эпизод в романе мы будем считать заключительным?

Если у учеников будут затруднения, можно найти ответ в учебнике на странице 145.

Возможный ответ:

Владимир Дубровский покинул своих крестьян, потому что месть ,которой он так жаждал, оказалась не нужной. Машу он потерял. Дальнейшая жизнь в качестве благородного разбойника бессмысленна.

V. Подведение итогов урока.

- Какие задачи ставили перед собой в начале урока?

- Выполнили эти задачи?

-О ком мы сегодня с вами говорили?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: знакомство с историей создания романа, выяснение причин протеста Владимира Дубровского, развитие речи учащихся.

Знать жанровые особенности романа.

Рассказать об истории создания романа "Дубровский".

Определить характер отношения героев.

Выявить мотивировку поступков Владимира Дубровского.

Показать, как изображаются чувства и переживания Дубровского.

Выяснить, действительно ли благороден Дубровский.

Учиться анализировать текст.

Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ.

Технология: технология коллективного способа обучения, диалоговая технология, технология сотрудничества, здоровьесберегающие технологии, ИКТ.

Методы: аналитическая беседа, работа с книгой, анализ эпизода, устное рисование, выразительное чтение, словарная работа, рассказ учителя. Формы: коллективная, частично индивидуальная.

Оборудование: Альбом "А.С.Пушкин". Компьютер. Телевизор.

Используемая литература:

I. Организационный момент.

Слайд 1. Тема урока: А.С.Пушкин. "Дубровский". История создания романа. Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма.

Слайд 2. Цель урока: Знакомство с историей создания романа. Выяснение причин протеста Владимира Дубровского. Развитие речи учащихся.

Слайд 3. Задачи урока:

Знать жанровые особенности романа.

Рассказать об истории создания романа "Дубровский".

Определить характер отношения героев.

Выявить мотивировку поступков Владимира Дубровского.

Показать, как изображаются чувства и переживания Дубровского.

Выяснить, действительно ли благороден Дубровский.

Учиться анализировать текст.

II. Слово учителя.

Слайд 4. Дубровский - приключенческий роман?

В XIX веке жанр авантюрно-приключенческого романа стал популярным. Появились многочисленные произведения, где честность противопоставлялась подлости, щедрость - жадности, любовь - ненависти. Писатели для придания занимательности часто использовали "переодевания" героев и нарушение хронологии повествования. Главный герой такого повествования был неизменно красив, благороден, честен и смел. Заканчивался авантюрный роман победой главного героя. А.С.Пушкин сделал попытку написать подобное произведение, но глубина вскрывшихся в его романе проблем реальной жизни не позволила ему закончить произведение. Пушкин не мог вместить живых героев в жесткие схемы.

III. Словарная работа.

Слайд 5. Словарная работа.

- На слайде вы видите авантюра, приключение, популярный, хронология, роман, сюжет. Исходя из данного толкования этих слов, можно ли назвать произведение А.С.Пушкина авантюрно-приключенческим романом? Аргументируйте свой ответ.

Авантюра - рискованное, сомнительное по честности дело, предпринятое в расчете на случайный успех.

Приключение - происшествие, неожиданный случай в жизни, в похождениях.

Популярный - 1. общедоступный, вполне понятный по простоте, ясности изложения;

2. пользующийся широкой известностью.

Роман (фр. Roman - повествование) - большое повествовательное произведение, обычно отличающееся многообразием действующих лиц и разветвленностью сюжета.

Сюжет - последовательность и связь событий в художественном произведении.

(Да. Здесь мы видим рискованное, сомнительное по честности дело (Дубровский стал разбойником), неожиданный случай в жизни (разорение Дубровских). Произведение можно назвать романом, потому что здесь много действующих лиц и событий.)

- Запишите определение романа и сюжета в тетрадь.

IV. Проверка домашнего задания.

1. Индивидуальное домашнее задание (отвечает подготовившийся ученик).

Слайд 6. История романа.

2. Сжатый пересказ.

- Что вы можете рассказать об отношениях Кирила Петровича Троекурова и Андрея Гавриловича Дубровского?

(Проверка домашнего задания: подготовить краткий рассказ об отношениях Кирила Петровича Троекурова и Андрея Гавриловича Дубровского)

V. Аналитическая беседа.

- Что мы узнаем о жизни Владимира Дубровского в Петербурге?

(Владимир "был привезен в Петербург на восьмом году своего возраста", "воспитывался в кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию; отец не щадил ничего для приличного его содержания, и молодой человек получал из дому более, нежели должен был ожидать".)

- Каковы были отношения отца и сына Дубровских?

(Владимир "лишился матери с малолетства, к отцу был "романтически привязан и тем более любил семейственную жизнь, чем менее успел насладиться её тихими радостями".)

- Как воспринял Владимир известие о болезни отца?

("Мысль потерять отца : тягостно терзала его сердце, а положение бедного больного :ужасала его", "Владимир упрекал себя в преступном небрежении" и он срочно выезжает к отцу.)

- Как развивались события после приезда молодого Дубровского в родное имение?

(Кистеневка официально отошла Троекурову. Владимир не мог разобраться в происходящих событиях и какую роль во всем этом играет Троекуров.)

- Почему Владимир велел выгнать Троекурова?

(Потому что при виде Троекурова отца В.Дубровского охватило "ужасное смятение", он "с видом ужаса и гнева" показывает на Троекурова и падает без чувств, "паралич его ударил". Владимир понял, что виновником всех бед является Троекуров.)

VI. Устное рисование.

- Опишите, как ведут себя слуга, крепостные Дубровских и сам Троекуров.

(Слуга с радостью бежит исполнять приказание своего барина: передать ответ молодого Дубровского Троекурову. Крепостные с любопытством смотрят на Кирилла Петровича, в их взгляде торжество и радость за Владимира, что он не испугался Троекурова, а значит, заступится и за них. Троекуров же стал мрачнее ночи. Он грозно поглядел на дворню, и в его взгляде читалось: он им этого не простит.)

VII. Выразительное чтение. Анализ эпизода.

- Прочтите эпизод 5 главы "Владимир в Кистеневской роще". Как вы думаете, какие чувства испытывает герой?

(Владимир пытается заглушить свою боль, идет, не разбирая дороги, он понимает, что одинок и не представляет своего будущего.)

- Какую роль здесь играет пейзаж?

(Природа отражает душевное состояние героя. Холодный день, полуобнаженные деревья, сучья, которые царапают его лицо, ручей, уносящий несколько поблекших листьев - все говорит об одиночестве героя.)

VII. Аналитическая беседа.

Слайд 7. Пожар в усадьбе Дубровского.

- Как повели себя крестьяне Дубровского, когда судейские чиновники приехали отбирать имение?

(Они пытались поднять бунт.)

- Как ведет себя Дубровский?

(Владимир останавливает крестьян, обещает просить милости у государя.)

- Как его это характеризует?

(Дубровский поступает благородно, спасая крестьян от наказания, а чиновников от расправы.)

- Какие чувства испытывает Дубровский в доме своего отца, где хозяйничают судейские чиновники? На что он решается?

(Он переживает, что придется оставить родной дом тому, кто виновен в смерти отца, тому, кто разорил его семью. Владимир решает сжечь дом.)

VIII. Слово учителя.

Слайд 8. Судьба героя.

Владимир Дубровский представлен в романе в трех вариантах своей судьбы: расточительный и честолюбивый гвардейский офицер, скромный и мужественный Дефорж, грозный и честный "разбойник". Эти превращения объясняются попытками героя изменить свою судьбу. Но Владимиру Дубровскому это не дано: он остается, в конце концов, всякий раз сыном старинного дворянина, который был "беден и независим". Душевные качества героя несовместимы с его положением (гордый слуга, добрый разбойник). Желания героя постоянно не совпадают с его судьбой. Его поведение часто определяется не обстоятельствами, а чувствами, хотя ему знакомы хладнокровие и обдуманный расчет. И всякий раз Пушкин приводит Владимира Дубровского и читателя к пониманию невозможности совместить разбой и благородство.

IX. Работа с книгой.

Слайд 9. Столкновение отряда Дубровского с войсками.

- Какие обстоятельства заставили Дубровского стать разбойником?

(Им двигало чувство мести, желание отомстить за несправедливость и жестокость, т.к. он лишился всего: дома, положения в обществе, состояния.)

- Почему дворовые крестьяне ушли за Дубровским?

(Во-первых, они были преданы своему хозяину, во-вторых, прекрасно понимали, что Троекуров расправится с ними.)

- Какое представление о предводителе разбойников сложилось в округе?

(Что это смелый, умный и великодушный человек.)

- Почему разбойники не трогали дом Троекурова?

(Троекуров думал, что его дом не трогают из-за страха, который он внушил всем в округе. Но мы понимаем, что он ошибается. Так Пушкин хотел заинтриговать читателя.)

- Сочувствуете ли вы Дубровскому? Оправдываете ли его поступки?

X. Итог урока.

1. Слово учителя.

Слайд 10. Благородный разбойник.

Благородство - это нравственность, самоотверженная честность и открытость. В романе благородство проигрывает везде и во всем: история дружбы завершается враждой, приезд сына оказывается рядом со смертью отца. Похороны и пожар, праздник и ограбление - вот такие непохожие события соседствуют в романе. Владимир Дубровский, как и его отец, наделен благородством, чувством человеческого достоинства, добротой и бескорыстием. Однако он не мог спасти отца, потерял Кистеневку, не соединился с Машей, расстался с крестьянами. Пушкин сожалеет, что в мире нет места благородству. Но герой заслужил уважение отца, Троекурова, интерес Маши и наши восхищения.

2. Выставление и комментирование оценок.

XI. Домашнее задание.

Подготовить рассказ об отношениях Маши Троекуровой и Владимира Дубровского. Ответить на вопросы к главам XIII - XIX на стр.148 учебника. Выучить определения: роман, сюжет.

Читайте также: