Конспект урока на тему слово и его лексическое значение 5 класс ладыженская
Обновлено: 20.05.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Конспект урока по теме «Слово и его лексическое значение.
Цель урока: закреплять умение определять лексическое и грамматическое значения слова самостоятельно и при помощи толкового словаря.
Формируемые УУД:
личностные: формирование мировоззренческих понятий , формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы и в парах, сопоставления, анализа, развития творческих навыков
предметные: узнать, что такое лексикология, лексическое и грамматическое значение слова; самостоятельно и при помощи толкового словаря определять ЛЗ слова.
метапредметные:
регулятивные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; владение основами самоконтроля, самооценки;
познавательные: умение выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы; умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение; развивать навыки исследовательской деятельности;
коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; владение устной и письменной речью; слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами
Применяемые технологии : развивающее обучение, проблемное обучение, обучение в группах и в парах,
Вид используемых на уроке средств ИКТ: презентации
Методическое назначение средств ИКТ : усилить мотивацию, наглядность в обучении
Основные понятия: слово, лексика, лексикология, лексическое значение слова, грамматическое значение слова, толковый словарь
Оборудование: презентация, Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля, сигнальные карточки у каждого ученика, раздаточный материал (карточки с заданиями, карточки для проведения рефлексии)
Ход урока
Организационный этап
Цель этапа: включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне
Приветствие.
- Добрый день, ребята!
Настроение у нас отличное,
А улыбки – дело привычное.
Пожелаем друг другу добра,
Ведь урок нам начать пора.
Сегодня я хочу вам пожелать хорошего настроения и успехов на уроке! А сейчас проверьте готовность к уроку. Все ли ваши учебные принадлежности на месте? Справочники?
II. Актуализация знаний
Сегодня, ребята, мы с вами будем изучать новую тему. Но для этого нам необходимы знания предыдущих уроков.
Орфографическая работа ( 1 ряд выписывает с чередующейся гласной в корне, 2 ряд -приставки на пре-при, 3 ряд- приставки на з-с)Обозначить орфограммы.
Расположить, безрукавка, вытереть, бесчувственный, коснулась, слагаемое, подпирать, выгорать, зарница, приехать, прескучный, излагать, растение, рассказывать, придорожный, набирать, приболеть, разгорается, преградить, бесшумный, преградить.
Орфоэпическая работа ( мы с вами должны правильно произносит слова, в этом нам поможет работа с орфоэпическим словарем)
БаловАть, красИвее, облегчИть, щавЕль, ревЕнь одноврЕменно, досУг, звонИт
III. Определение темы урока
Сегодня мы познакомимся еще с одним разделом науки о языке, о нем вы узнаете чуть позже, а пока постараемся определить тему нашего урока.
Чтобы определить тему, посмотрите на слайд (стих. Паустовского):
1. Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушным холодом дышать.
Призывом стать, и отзывом, и зовом
Способно слово, изменяя лад.
И проклинают, и клянутся словом,
Напутствуют, и славят, и чернят.
- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (о словах).
- Все ли в нашем мире названо словами?( конечно)
Это первая часть нашей темы.
2 Внимание на следующее задание, вставьте пропущенные буквы. Подумайте на что нужно обратить внимание , выполняя эту орфографическую задачу.(карточки)
C …деть на стуле – с…деть от горя
- Почему в корнях этих слов мы пишем разные буквы? От чего зависит выбор гласной? ( от значения слова, от лексического значения).
А только ли лексическое значение есть у слова?
Каждое слово самостоятельной части речи имеет лексическое и грамматическое значения:
Как будет звучать тема нашего урока? ( СЛОВО И ЕГО лексическое ЗНАЧЕНИе ) - Запишите тему урока .
IV. Определение целей урока
- А теперь поставим цели нашему уроку:
2. Узнать, какой раздел науки о языке занимается изучением лексики русского языка.
3. Учиться определять лексическое значение слова с помощью толкового словаря; определять грамматическое значение.
V. Открытие нового знания
1. Обращение к теоретическому материалу учебника п.55-56 Запишите слова , которые у нас сегодня на уроке будут ключевыми.
Лексика словарный состав языка.
Слово называет понятия, предметы, признаки, действия, состояния, оценки.
Слово – значимая единица языка. Слово имеет внешнюю оболочку (звуки и буквы) и внутреннюю оболочку (значение и смысл).
Слово имеет лексическое и грамматическое значение.
СЛОВО = лексическое значение + грамматическое значение
Лексикология – раздел науки о языке, изучающий лексику.
4. А как вы думаете, сколько всего слов в русском языке?
- Лексика русского языка очень богата и изменчива. Как вы думаете, почему это происходит? (открытия, новые понятия, исчезают предметы, вещи, и слова, обозначающие их, устаревают, выходят из нашего употребления).
- Ребята, а как вы думаете, по тому, как говорит человек, какие слова он использует в своей речи, можно о нем что-то сказать?
- Как вы думаете, сколько слов составляет ваш словарный запас? (По современным оценкам словарный запас учащегося средней школы составляет 3000 слов. Человек с высшим образованием знает порядка 8 тыс. слов, словарный запас А.С. Пушкина - 313 тысяч слов, а у М.Ю. Лермонтова – 326 тысяч слов!)
Так какова наша задача?
Наша задача – расширять свой словарный запас, совершенствовать свою речь. Ведь когда у человека грамотная, красивая речь, он пользуется уважением в обществе, его интересно слушать, с ним интересно общаться.
Закрепление темы
– Ребята, очень важно для каждого человека пополнять, обогащать свой словарный запас, уметь открыть для себя слово. Пополнять свой словарный запас – это значит узнавать новые слова. А что такое узнавать новые слова?
– Послушайте стихотворение И. Токмаковой .
Ложка – это ложка, Оделся и пошел.
Ложкой суп едят. А я придумал слово,
У кошки – семь котят. Я повторяю снова:
Тряпкой вытру стол. И ничего не значит
– Смысл слова и есть его лексическое значение. Итак, узнать новое слово – значит узнать то, что оно обозначает, понять его лексическое значение.
Работа со словарем. Значение этих слов можно узнать
в толковых словарях
Выставка словарей.
– Перед вами словари русского языка. В каждом из них даны слова, но рассматриваются они с разных сторон. В словарях отражается словарное богатство языка.
Существуют языковые (лингвистические), орфографические, толковые, фразеологические, иностранные словари, словари антонимов, синонимов и др.
Эти словари могут быть вашими друзьями и помощниками.
– Но кроме того, что в таких словарях разъясняется значение слов, по нему можно проверить и написание слов, произношение, выяснить отдельные морфологические признаки слова. В статьях словаря особым шрифтом – курсивом – даются примеры употребления данного слова. Это называется словарная статья. Заглавные слова в словаре размещаются в строгом алфавитном порядке.
ЭТАП 4. Расширение и закрепление знаний по теме
Цель: показать межпредметную связь
УУД: коммуникативные, личностные
Основной вид деятельности учителя: организация работы учеников
Основной вид деятельности учащихся: работа в группах. Представляют презентации, творческая деятельность
- Ребята, а вы знаете, кто составляет словари? (возможные ответы: учёные, писатели, авторы учебников и т.д.)
- Несколько ребят из нашего класса получили индивидуальное домашнее задание. Давайте их послушаем и посмотрим.
о составителях словарей: В. Даль, Ушаков и Ожегов ) (слайд №4)Заранее подготовленный ученик….
– Как вы считаете, какое слово старше : самолет или космонавт ? Почему? Сегодня у нас праздник День космонавтики. Какие слова вы можете назвать , связанные с этой темой. ( космодром, вселенная, орбита
Приведите примеры слов, возникших в наше время.
о составителях словарей: Ушакове и Ожегове ) Заранее подготовленный ученик….
VII. Закрепление
ЭТАП 5. Проектная групповая работа.
Цель: проверить умение применять полученные знания, формировать навыки коллективной работы
УУД: коммуникативные. регулятивные, предметные
Основной вид деятельности учителя: организует проектную работу
Основной вид деятельности учащихся: составляют толковый словарик, работают в группах
- Ребята, а сейчас мы проведём небольшой эксперимент. Представьте на несколько минут, что вы составители словарей. Перед вами на экране помещены слова. Из этих слов каждой группе нужно выбрать любые три слова: существительное, прилагательное и глагол. Составьте свой маленький толковый словарик, правильно оформив его в тетради.
(дети работают группами)
- Кто готов представить свой труд?
( идёт представление словарей)
Творческая работа
Используя слова своего словарика , напишите мини-сочинение .
ЭТАП 6. Рефлексия деятельности. Итог урока. Выставление оценок.
Цель: развить навыки самоанализа и прогнозирования
УУД: регулятивные, коммуникативные
Основной вид деятельности учителя: направляет на самоанализ
Основной вид деятельности учащихся: анализируют, прогнозируют
- Как вы считаете, у кого всё получилось?
- Что было самым сложным в вашей работе?
- Над чем нужно поработать, чтобы словарь получился у всех?
- Ребята, наш урок подходит к концу. Что мы сегодня делали на уроке? Что нового узнали?
- Какую цель мы с вами ставили в начале урока?
- Как сформулируем тему сегодняшнего занятия? Впишите тему урока в тетрадь. Спасибо за помощь. Я благодарна вам за участие.
Этап 7. Домашнее задание
Цель: создание ситуации заинтересованности и выбора при выполнении задания
- Ребята, лексические значения слов мы можем встретить не только в словарях, их можно применять для выполнения увлекательных заданий. Такая интересная работа, разгадывание и составление своего кроссворда (по желанию), вам будет задана на дом.
Параграф 64 самостоятельно прочитать, выучить термины и выполнить упражнение 328
Урок русского языка по теме "Слово и его лексическое значение. Словари" предназначен для учащихся 5 классов ( УМК Баранов М.Т., Ладыженская Т.А.) и разработан с учетом требований ФГОС. Материал состоит из трех частей: непосредственно подробный конспект урока, технологическая карта и презентация.
Вложение | Размер |
---|---|
urok_fgos_slovo_i_ego_leksicheskoe_znachenie.pptx | 941.8 КБ |
tehnologicheskaya_karta_konstruirovaniya_uroka.doc | 45.5 КБ |
urok_fgos_slovo_i_ego_leksicheskoe_znachenie.doc | 152.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Авторы: Ануфриева С.В., Усалко Н.С., Ф еденева В.В. СЛОВО И ЕГО ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ. СЛОВАРИ. 5 КЛАСС
Д.М.Ушаков СОСТАВИТЕЛИ СЛОВАРЕЙ С.И.Ожегов
ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ ДАЛЬ
ЛУНА, НЕБЕСНЫЙ, ОСВЕЩАТЬ ЛЕС, ХВОЙНЫЙ, РУБИТЬ АБРИКОС, СПЕЛЫЙ, ПАХНУТЬ ПШЕНИЦА, ЗОЛОТОЙ, КОСИТ СОСТАВЛЯЕМ СЛОВАРЬ
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА
В СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
«Слово и его лексическое значение. Словари."
Обучающие: дать понятие о слове;
научить определять лексическое значение слова;
познакомить с разновидностями словарей;
научить составлять толковый словарик
Развивающие : развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развивать умение применять новые знания;
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
развитие умения групповой и парной работы
развитие коммуникативных УУД;
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу..
Планируемые образовательные результаты
Уметь определять лексичес кое значение слова
соприкосновение с искусством, литературой
воспитание интереса к предмету через разнообразные виды работы;
умение работать индивидуально и в группе, находить общие решения;
умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать свои действия
Эвристический, исследовательский, объяснительно-иллюстративный.
Виды деятельности учителя
Пропедевтическая беседа; организация, направление
Логическое размышление, работа с текстом, поиск информации, составление и защита мини-проекта, артистическое выступление, работа в парах и группах
Методическое назначение ИКТ
Усилить мотивацию, повысить интерес, расширить познавательные потребности обучаемых.
Повысить уровень визуализации изучаемого материала.
Предварительный просмотр:
Учителя русского языка и литературы
Усалко Н.С., Красноармейский район, п.Октябрьский
Ануфриева С.В., Тимашевский район, ст.Медведовская,
Феденёва В.В., Усть-Лабинский район, ст.Воронежская;
Предмет: русский язык
Учебник русского языка под редакцией Т.А. Ладыженской, М.Т.Баранова
Применяемые технологии : развивающее обучение
обучение в группах и в парах
Планируемые образовательные результаты:
1. Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами
2. Предметные: научиться определять лексическое значение слова, составлять толковый словарик
3. Личностные: формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы и в парах, сопоставления, анализа, развития творческих навыков
4. Познавательные : объяснять языковые явления и связи. Отношения, выявляемые в ходе исследования значения слова
5. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности
6. Метапредметные : формирование ценностного отношения к своему культурному наследию, формирование нравственных ценностей, умения работать индивидуально и в группе
Решаемые учебные проблемы:
Основные понятия, повторяемые на уроке: морфема, чередование гласных в корнях, антонимы, синонимы, стили речи, сложное предложение
Оборудование: доска, учебник русского языка под редакцией Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, словари разных видов, художественные книги
Вид используемых на уроке средств ИКТ: презентации
Методическое назначение средств ИКТ : усилить мотивацию, наглядность в обучении
Организационная структура урока:
ЭТАП 1. Организационный момент, постановка цели урок
Цель: создать мотивацию к успеху.
Основные виды деятельности учителя: организационная и направляющая
Вступительное слово учителя:
- Ребята, сегодня я начинаю урок в растерянности: я не знаю, как назвать наш с вами урок. Надеюсь, в конце урока вы поможете мне сформулировать тему занятия. А сейчас…
ЭТАП 2. Подготовка к восприятию нового материала
Цель: подготовка к восприятию нового материала
Основные виды деятельности учителя: организация беседы с классом
- По каким признакам вы это поняли? (графическое (буквенное) написание, звуковое произношение, наличие смыслового понятия)
- А что означает это слово? (большое растение с пушистой кроной и толстым стволом)
- Мы живём в прекрасном мире вещей и явлений. Какое отношение ко всему этому имеют слова? (слова называют предметы, признаки, действия)
(ответы нескольких учеников)
- А теперь посмотрим на экран. (слайд №1)
- Ребята, кто из отвечающих был близок к верному ответу? (ответы учеников)
ЭТАП 3. Объяснение нового учебного материала.
Цель: проектирование действий по решению учебной задачи
УУД: коммуникативные. познавательные
Основные виды деятельности учителя : направляет действия учащихся
Основные виды деятельности учащихся: работа с параграфом 64, запись терминов в тетрадь, отвечают на вопросы, анализируют, работают со словарной статьёй
- Ребята, откройте учебник на стр. 133. Как называется раздел, к изучению которого мы приступаем? Правильно, ЛЕКСИКА. Просмотрите параграф 643 и найдите новые однокоренные термины к этому слову, выпишите их в тетрадь. Объясните, какое отношение к этим терминам имеют слова ?
(дети дают определение новым терминам)
- Слов в русском языке великое множество, может быть, вы знаете, где они хранятся? (ответы могут быть разные: в книгах, в учебниках, в словарях) (слайд №2)
- У вас на партах лежат книги. Какая из них будет словарём? Почему?
(дети работают в парах, дают аргументированный ответ, сравнивают свой ответ с формулировкой на экране)
- Как называются словари, которые вам раздали?
(перечисляют названия словарей)
ЭТАП 4. Расширение и закрепление знаний по теме
Цель: показать межпредметную связь
УУД: коммуникативные, личностные
Основной вид деятельности учителя: организация работы учеников
Основной вид деятельности учащихся: работа в группах. Представляют презентации, творческая деятельность
- Ребята, а вы знаете, кто составляет словари? (возможные ответы: учёные, писатели, авторы учебников и т.д.)
- Несколько ребят из нашего класса получили индивидуальное домашнее задание. Давайте их послушаем и посмотрим.
- Многие авторы словарей посвятили собиранию слов долгие годы. В.И.Даль (слайд №5) увлёкся этим занятием ещё в молодости. Наши артисты подготовили небольшой эпизод из его жизни.
( дети показывают небольшую инсценировку)
АВТОР: Мичман Владимир Даль спешил из Петербурга в отпуск к родителям на Чёрное море. Кибитка ехала по Новогородской губернии. Ямщик заметил, как над дальним лесом сгустились тучи, и сказал:
- Что значит, ЗАМОЛАЖИВАЕТ? – спросил Даль, услышав незнакомое слово.
- Смурнеет. К теплу, - ответил ямщик.
ЭТАП 5. Проектная групповая работа.
Цель: проверить умение применять полученные знания, формировать навыки коллективной работы
УУД: коммуникативные. регулятивные, предметные
Основной вид деятельности учителя: организует проектную работу
Основной вид деятельности учащихся: составляют толковый словарик, работают в группах
- Ребята, а сейчас мы проведём небольшой эксперимент. Представьте на несколько минут, что вы составители словарей. Перед вами на экране помещены слова. Из этих слов каждой группе нужно выбрать любые три слова: существительное, прилагательное и глагол. Составьте свой маленький толковый словарик, правильно оформив его в тетради.
(дети работают группами)
- Кто готов представить свой труд?
( идёт представление словарей)
ЭТАП 6. Рефлексия деятельности. Итог урока. Выставление оценок.
Цель: развить навыки самоанализа и прогнозирования
УУД: регулятивные, коммуникативные
Основной вид деятельности учителя: направляет на самоанализ
Основной вид деятельности учащихся: анализируют, прогнозируют
- Как вы считаете, у кого всё получилось?
- Что было самым сложным в вашей работе?
- Над чем нужно поработать, чтобы словарь получился у всех?
- Ребята, наш урок подходит к концу. Что мы сегодня делали на уроке? Что нового узнали?
- Какую цель мы с вами ставили в начале урока?
- Как сформулируем тему сегодняшнего занятия? Впишите тему урока в тетрадь. Спасибо за помощь. Я благодарна вам за участие.
Этап 7. Домашнее задание
Цель: создание ситуации заинтересованности и выбора при выполнении задания
- Ребята, лексические значения слов мы можем встретить не только в словарях, их можно применять для выполнения увлекательных заданий. Такая интересная работа, разгадывание и составление своего кроссворда (по желанию), вам будет задана на дом.
Параграф 64 самостоятельно прочитать, выучить термины и выполнить упражнение 328
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока русского языка в 10 классе "Лексические нормы современного русского языка"
Сценарий урока предполагает различные виды работы со словом, реализует элементы требований ФГОС старшей школы.
Разработка урока русского языка в 10 классе "Лексические нормы русского литературного языка"
Данный урок помогает привить навык точной, ясной, грамотной речи; расширить словарный запас учащихся; помогает подготовиться к ЕГЭ по русскому языку; воспитывает стремление к правильности и точности р.
Презентация к уроку русского языка "Слово и его лексическое значение"
ЕГЭ по русскому языку. Задание 3. ТЕОРИЯ. Лексическое значение слова.
ЕГЭ по русскому языку. Задание 3. ПРАКТИКА. Лексическое значение слова.
Конспект урока русского языка в 9 классе "Международное значение русского языка" с презентацией
Конспект урока русского языка в 9 классе "Международное значение русского языка" с презентацией.
Познакомить учащихся с определением понятий "лексика", "лексическое и грамматическое значения слова", познакомить с толковыми словарями.
Использовать сказки как средство формирования языковой грамотности учащихся в процессе учебной деятельности на уроках русского языка.
1. Обучающие: обучать умению учащихся различать лексическое и грамматическое значения слова, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, формировать навыки комплексного анализа текста.
2. Развивающие: развивать на основе сказки воображение и речь учащихся, развивать умение учащихся пользоваться толковым словарём, развивать навыки аргументировано и связно формулировать ответы
3. Воспитывающая: воспитывать интерес к сказке как живому слову русского народа.
Вступительное слово учителя:
(учитель читает стихотворение В. Шефнера)
Много слов на земле…. Есть дневные слова, -
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть ночные слова, о которых мы днём
Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.
Есть слова – словно раны, слова – словно суд,
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Беседа с классом
- Итак, ребята, как вы уже догадались, сегодня на уроке мы с вами будем говорить о словах.
Объявление темы урока (слайд 1)
- Посмотрите на экран, что вы видите? (хлеб) (Слайд 2)
- Запишем в тетради пословицу. (Слайд 2)
- Вставим пропущенные буквы. Проверим.
Работа у доски
- Запишем транскрипцию и сделаем фонетический разбор слова ХЛЕБ.
- Как вы думаете, хлеб как продукт питания важен для человека? (ответы)
- Послушаем стихотворение о Хлебе.
Вот он - хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой;
Вот он – теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой!
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наше, сила,
В нем душевное тепло;
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
- Действительно, “Хлеб – дар божий”,- говорит русский народ о хлебе и с почтительностью относится к этому дару, который спасает от голода. И дар этот сопровождает человека на всем пути его исторического развития.
- В каменном веке люди ели зерна в сыром виде, а затем научились растирать их между камнями и смешивать с водой. А умели ли эти люди говорить? (ответы)
- Верно, их речь только начинала развиваться. Вместе с новыми бытовыми навыками приходили и новые слова.
- Слова переходят к нам из века в век и некоторым уже тысячу лет.
- Слова связывают нас друг с другом. А как они это делают? (ответы)
- Верно, молодцы! Мы общаемся при помощи слов. А почему мы понимаем друг друга? Как связаны между собой слова? И что они образуют? (Слова связаны между собой по смыслу и образуют предложения)
- Правильно, каждое слово что-то значит, т.е. имеет ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ (слайд 3)
- Вспомним, как еще связаны слова в предложении? (Грамматически)
- Верно. Слова в предложении связаны между собой не только по смыслу, но и грамматически. А что входит в это понятие? (Набор грамматических признаков)
- К грамматическому значению относится значение рода, числа, падежа, у глаголов – время, лицо и число.
- Посмотрите на доску. Можем ли мы сказать, что перед нами предложение? Составьте предложение. (Слайд 4)
- Итак, можем ли мы сказать, что слово становится значимым и понятным в предложении? (утвердительные ответы)
- Остановимся конкретнее на ЛЕКСИЧЕСКОМ ЗНАЧЕНИИ.
- Лексические значения слов можно посмотреть в Толковых словарях. (Слайд 5)
- Толковые словари - это справочные книги, в которых собраны значения всех известных нам слов. И книги эти постоянно растут, потому что наш язык пополняется все новыми и новыми словами. Все слова в них расположены по алфавиту.
Работа со словарем
- Давайте найдем в Толковом словаре С.И. Ожегова значение слова ХЛЕБ.
Словарная статья (Слайд 7)
- Посмотрите, сколько значений у этого слова! А как вы думаете, можно ли назвать хлебом вот этого персонажа? (Слайд 8)
- Он вам знаком? Кто это? (Колобок)
- А откуда пришел к нам этот Колобок?
Давайте вспомним, какие сказки мы знаем? (ответы)
Работа со словарем
- Хорошо. А теперь давайте посмотрим, есть ли наш Колобок в словаре?
КОЛОБО́К, -бка, м. Небольшой круглый хлебец. Пшеничный к.
- Итак, мы выяснили, что колобок – это небольшой круглый хлебец. А каким был наш сказочный Колобок? (маленьким и круглым)
- Ребята, как вы думаете, чем похожи слова КОЛОБОК, КОЛЕСО, КОЛБАСА, КОЛЕНО? (они все обозначают круглые предметы) (Слайд 10)
- Вы верно подметили. Все эти слова произошли от одного древнерусского слова КОЛО, что означало КРУГЛЫЙ. (Слайд 11)
Работа с текстом сказки
- Ребята, давайте вспомним, что такое ТЕКСТ. Обратите внимание на доску.
1. Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две.
Замесила муку на сметане, состряпала колобок, изжарила в масле и на окошко студить положила.
2. Состряпала колобок, изжарила в масле; взяла старуха крылышко; и на окошко студить положила; наскребла муки горсти две; по сусеку помела; замесила муку на сметане; по коробу поскребла.
- Где здесь ТЕКСТ? (1)
- Верно. А почему вы так думаете? Что значит ТЕКСТ? (Ряд предложений, связанных по смыслу и расположенных в определенной последовательности; текст можно озаглавить)
- Хорошо. Какова тема текста, который перед вами? Или как мы озаглавим этот текст? (Приготовление колобка)
- Обратимся к сказке. Вспомним, как Колобок появился на свет?
Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две.
Замесила муку на сметане, состряпала колобок, изжарила в масле и на окошко студить положила.
- Ребята, давайте повторим те движения, которые делала бабушка, когда стряпала Колобка.
- Молодцы, теперь вернемся к словам. Вы можете без словаря объяснить, что означает СУСЕК, КОРОБ?
- Да, в наше время мы затрудняемся объяснить значение этих слов. Как вы думаете, почему? (ответы)
- Верно. Молодцы! Потому что эти предметы исчезли из нашего обихода, а вместе с ними ушли и слова. Но об этом мы поговорим позже. А теперь найдем в словаре значение этих слов.
Толковый словарь Ожегова. (Слайд 13-14)
СУСЕК — СУСЕК, а, муж. ( обл.). То же, что закром (в 1 знач.). Зерно, мука в сусеках.
ЗАКРОМ — а; мн. закрома, ов; м. 1. Отгороженное место в амбаре, куда ссыпают зерно, муку и т.п.
КО́РОБ, -а, мн. -а, -ов, муж. Лубяное или берестяное изделие для укладки, носки чего-н.
- Хорошо, мы выяснили происхождение Колобка. И я думаю, что вы все знаете эту сказку и чем она закончилась.
Итоги урока.
- Итак, ребята, что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
- Мы с вами говорили о лексическом и грамматическом значении слов. Давайте, еще раз скажем, для чего нужны нам слова? Что значит объяснить лексическое значение слова? Что относится к значению грамматическому? (ответы)
- А почему же сказка живет вместе с народом и передается из поколения в поколение?
- Наверное, потому что это русское слово, которое отражает нашу культуру, доносит ее до наших потомков.
Конспект урока русского языка в 5 классе. Предусматривает различные виды деятельности. Урок сопровождается презентацией.
Русский язык 5 класс
Тема урока: Лексическое значение слова
Цели урока:
сформировать представление о способах определения лексического значения слова;
сформировать способность определять лексическое значение слова;
Тип урока: открытие новых знаний.
Планируемые образовательные результаты:
1. Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами
3. Личностные: формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы и в парах, сопоставления, анализа, развития творческих навыков
4. Познавательные: объяснять языковые явления и связи. Отношения, выявляемые в ходе исследования значения слова
5. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности
6. Метапредметные: формирование ценностного отношения к своему культурному наследию, формирование нравственных ценностей, умения работать индивидуально и в группе
-Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению. СЛАЙД 1.
2.Актуализация знаний
За два месяца мы с вами уже многое узнали, изучили несколько разделов лингвистики. Давайте вспомним, какие это разделы и что в них изучалось.
Фонетика. Морфемика. Словообразование. Орфография.
3. Мотивация учебной деятельности.
Мы приступаем к изучению нового раздела, но какого? вам предстоит узнать самостоятельно.
Много слов на земле… Есть дневные слова, -
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть слова – словно раны, слова – словно суд,
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести…
- О чем же мы будем с вами говорить? О словах, а слова изучает ЛЕКСИКОЛОГИЯ. СЛАЙД 2
4. Проблемное объяснение нового знания.
Посмотрите на картинку СЛАЙД 3.
-А что такое дерево? СЛАЙД 4. Что вы объяснили? (смысл слова).
Смысл слова – это его лексическое значение.
Запишите тему нашего урока. СЛАЙД 5.
Попробуйте определить цели нашего урока.
5. Работа с учебником.
Стр. 59. Прочитайте. С чем сравнивают авторы язык, слова?
- Как вы думаете, как можно объяснить значение слова?
6. Первичное закрепление.
Объясните написание слов.
Запишите слова: посв..тить ( е/я), прим..рять (е/и), пол..скать (а/о)
Читайте также: