Конспект урока на тему слово и его лексическое значение 5 класс ладыженская

Обновлено: 20.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по теме «Слово и его лексическое значение.

Цель урока: закреплять умение определять лексическое и грамматическое значения слова самостоятельно и при помощи толкового словаря.

Формируемые УУД:

личностные: формирование мировоззренческих понятий , формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы и в парах, сопоставления, анализа, развития творческих навыков

предметные: узнать, что такое лексикология, лексическое и грамматическое значение слова; самостоятельно и при помощи толкового словаря определять ЛЗ слова.

метапредметные:

регулятивные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; владение основами самоконтроля, самооценки;

познавательные: умение выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы; умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение; развивать навыки исследовательской деятельности;

коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; владение устной и письменной речью; слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами

Применяемые технологии : развивающее обучение, проблемное обучение, обучение в группах и в парах,

Вид используемых на уроке средств ИКТ: презентации

Методическое назначение средств ИКТ : усилить мотивацию, наглядность в обучении

Основные понятия: слово, лексика, лексикология, лексическое значение слова, грамматическое значение слова, толковый словарь

Оборудование: презентация, Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля, сигнальные карточки у каждого ученика, раздаточный материал (карточки с заданиями, карточки для проведения рефлексии)

Ход урока

Организационный этап

Цель этапа: включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне

Приветствие.

- Добрый день, ребята!

Настроение у нас отличное,

А улыбки – дело привычное.

Пожелаем друг другу добра,

Ведь урок нам начать пора.

Сегодня я хочу вам пожелать хорошего настроения и успехов на уроке! А сейчас проверьте готовность к уроку. Все ли ваши учебные принадлежности на месте? Справочники?

II. Актуализация знаний

Сегодня, ребята, мы с вами будем изучать новую тему. Но для этого нам необходимы знания предыдущих уроков.

Орфографическая работа ( 1 ряд выписывает с чередующейся гласной в корне, 2 ряд -приставки на пре-при, 3 ряд- приставки на з-с)Обозначить орфограммы.

Расположить, безрукавка, вытереть, бесчувственный, коснулась, слагаемое, подпирать, выгорать, зарница, приехать, прескучный, излагать, растение, рассказывать, придорожный, набирать, приболеть, разгорается, преградить, бесшумный, преградить.

Орфоэпическая работа ( мы с вами должны правильно произносит слова, в этом нам поможет работа с орфоэпическим словарем)

БаловАть, красИвее, облегчИть, щавЕль, ревЕнь одноврЕменно, досУг, звонИт

III. Определение темы урока

Сегодня мы познакомимся еще с одним разделом науки о языке, о нем вы узнаете чуть позже, а пока постараемся определить тему нашего урока.

Чтобы определить тему, посмотрите на слайд (стих. Паустовского):

1. Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать,

И, словно сердце, кровью обливаться,

И равнодушным холодом дышать.

Призывом стать, и отзывом, и зовом

Способно слово, изменяя лад.

И проклинают, и клянутся словом,

Напутствуют, и славят, и чернят.

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (о словах).

- Все ли в нашем мире названо словами?( конечно)

Это первая часть нашей темы.

2 Внимание на следующее задание, вставьте пропущенные буквы. Подумайте на что нужно обратить внимание , выполняя эту орфографическую задачу.(карточки)

C …деть на стуле – с…деть от горя

- Почему в корнях этих слов мы пишем разные буквы? От чего зависит выбор гласной? ( от значения слова, от лексического значения).

А только ли лексическое значение есть у слова?

Каждое слово самостоятельной части речи имеет лексическое и грамматическое значения:

Как будет звучать тема нашего урока? ( СЛОВО И ЕГО лексическое ЗНАЧЕНИе ) - Запишите тему урока .

IV. Определение целей урока

- А теперь поставим цели нашему уроку:

2. Узнать, какой раздел науки о языке занимается изучением лексики русского языка.

3. Учиться определять лексическое значение слова с помощью толкового словаря; определять грамматическое значение.

V. Открытие нового знания

1. Обращение к теоретическому материалу учебника п.55-56 Запишите слова , которые у нас сегодня на уроке будут ключевыми.

Лексика словарный состав языка.

Слово называет понятия, предметы, признаки, действия, состояния, оценки.

Слово – значимая единица языка. Слово имеет внешнюю оболочку (звуки и буквы) и внутреннюю оболочку (значение и смысл).

Слово имеет лексическое и грамматическое значение.

СЛОВО = лексическое значение + грамматическое значение

Лексикология – раздел науки о языке, изучающий лексику.

4. А как вы думаете, сколько всего слов в русском языке?

- Лексика русского языка очень богата и изменчива. Как вы думаете, почему это происходит? (открытия, новые понятия, исчезают предметы, вещи, и слова, обозначающие их, устаревают, выходят из нашего употребления).

- Ребята, а как вы думаете, по тому, как говорит человек, какие слова он использует в своей речи, можно о нем что-то сказать?

- Как вы думаете, сколько слов составляет ваш словарный запас? (По современным оценкам словарный запас учащегося средней школы составляет 3000 слов. Человек с высшим образованием знает порядка 8 тыс. слов, словарный запас А.С. Пушкина - 313 тысяч слов, а у М.Ю. Лермонтова – 326 тысяч слов!)

Так какова наша задача?

Наша задача – расширять свой словарный запас, совершенствовать свою речь. Ведь когда у человека грамотная, красивая речь, он пользуется уважением в обществе, его интересно слушать, с ним интересно общаться.

Закрепление темы

– Ребята, очень важно для каждого человека пополнять, обогащать свой словарный запас, уметь открыть для себя слово. Пополнять свой словарный запас – это значит узнавать новые слова. А что такое узнавать новые слова?

– Послушайте стихотворение И. Токмаковой .

Ложка – это ложка, Оделся и пошел.

Ложкой суп едят. А я придумал слово,

У кошки – семь котят. Я повторяю снова:

Тряпкой вытру стол. И ничего не значит

– Смысл слова и есть его лексическое значение. Итак, узнать новое слово – значит узнать то, что оно обозначает, понять его лексическое значение.

Работа со словарем. Значение этих слов можно узнать
в толковых словарях

Выставка словарей.

– Перед вами словари русского языка. В каждом из них даны слова, но рассматриваются они с разных сторон. В словарях отражается словарное богатство языка.

Существуют языковые (лингвистические), орфографические, толковые, фразеологические, иностранные словари, словари антонимов, синонимов и др.

Эти словари могут быть вашими друзьями и помощниками.

– Но кроме того, что в таких словарях разъясняется значение слов, по нему можно проверить и написание слов, произношение, выяснить отдельные морфологические признаки слова. В статьях словаря особым шрифтом – курсивом – даются примеры употребления данного слова. Это называется словарная статья. Заглавные слова в словаре размещаются в строгом алфавитном порядке.

ЭТАП 4. Расширение и закрепление знаний по теме

Цель: показать межпредметную связь

УУД: коммуникативные, личностные

Основной вид деятельности учителя: организация работы учеников

Основной вид деятельности учащихся: работа в группах. Представляют презентации, творческая деятельность

- Ребята, а вы знаете, кто составляет словари? (возможные ответы: учёные, писатели, авторы учебников и т.д.)

- Несколько ребят из нашего класса получили индивидуальное домашнее задание. Давайте их послушаем и посмотрим.

о составителях словарей: В. Даль, Ушаков и Ожегов ) (слайд №4)Заранее подготовленный ученик….

– Как вы считаете, какое слово старше : самолет или космонавт ? Почему? Сегодня у нас праздник День космонавтики. Какие слова вы можете назвать , связанные с этой темой. ( космодром, вселенная, орбита

Приведите примеры слов, возникших в наше время.

о составителях словарей: Ушакове и Ожегове ) Заранее подготовленный ученик….

VII. Закрепление

ЭТАП 5. Проектная групповая работа.

Цель: проверить умение применять полученные знания, формировать навыки коллективной работы

УУД: коммуникативные. регулятивные, предметные

Основной вид деятельности учителя: организует проектную работу

Основной вид деятельности учащихся: составляют толковый словарик, работают в группах

- Ребята, а сейчас мы проведём небольшой эксперимент. Представьте на несколько минут, что вы составители словарей. Перед вами на экране помещены слова. Из этих слов каждой группе нужно выбрать любые три слова: существительное, прилагательное и глагол. Составьте свой маленький толковый словарик, правильно оформив его в тетради.

(дети работают группами)

- Кто готов представить свой труд?

( идёт представление словарей)

Творческая работа

Используя слова своего словарика , напишите мини-сочинение .

ЭТАП 6. Рефлексия деятельности. Итог урока. Выставление оценок.

Цель: развить навыки самоанализа и прогнозирования

УУД: регулятивные, коммуникативные

Основной вид деятельности учителя: направляет на самоанализ

Основной вид деятельности учащихся: анализируют, прогнозируют

- Как вы считаете, у кого всё получилось?

- Что было самым сложным в вашей работе?

- Над чем нужно поработать, чтобы словарь получился у всех?

- Ребята, наш урок подходит к концу. Что мы сегодня делали на уроке? Что нового узнали?

- Какую цель мы с вами ставили в начале урока?

- Как сформулируем тему сегодняшнего занятия? Впишите тему урока в тетрадь. Спасибо за помощь. Я благодарна вам за участие.

Этап 7. Домашнее задание

Цель: создание ситуации заинтересованности и выбора при выполнении задания

- Ребята, лексические значения слов мы можем встретить не только в словарях, их можно применять для выполнения увлекательных заданий. Такая интересная работа, разгадывание и составление своего кроссворда (по желанию), вам будет задана на дом.

Параграф 64 самостоятельно прочитать, выучить термины и выполнить упражнение 328

Урок русского языка по теме "Слово и его лексическое значение. Словари" предназначен для учащихся 5 классов ( УМК Баранов М.Т., Ладыженская Т.А.) и разработан с учетом требований ФГОС. Материал состоит из трех частей: непосредственно подробный конспект урока, технологическая карта и презентация.

ВложениеРазмер
urok_fgos_slovo_i_ego_leksicheskoe_znachenie.pptx 941.8 КБ
tehnologicheskaya_karta_konstruirovaniya_uroka.doc 45.5 КБ
urok_fgos_slovo_i_ego_leksicheskoe_znachenie.doc 152.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Авторы: Ануфриева С.В., Усалко Н.С., Ф еденева В.В. СЛОВО И ЕГО ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ. СЛОВАРИ. 5 КЛАСС

Д.М.Ушаков СОСТАВИТЕЛИ СЛОВАРЕЙ С.И.Ожегов

ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ ДАЛЬ

ЛУНА, НЕБЕСНЫЙ, ОСВЕЩАТЬ ЛЕС, ХВОЙНЫЙ, РУБИТЬ АБРИКОС, СПЕЛЫЙ, ПАХНУТЬ ПШЕНИЦА, ЗОЛОТОЙ, КОСИТ СОСТАВЛЯЕМ СЛОВАРЬ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА

В СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

«Слово и его лексическое значение. Словари."

Обучающие: дать понятие о слове;

научить определять лексическое значение слова;

познакомить с разновидностями словарей;

научить составлять толковый словарик

Развивающие : развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

развивать умение применять новые знания;

развитие творческих, речевых способностей учащихся;

развитие умения групповой и парной работы

развитие коммуникативных УУД;

создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу..

Планируемые образовательные результаты

Уметь определять лексичес кое значение слова

соприкосновение с искусством, литературой

воспитание интереса к предмету через разнообразные виды работы;

умение работать индивидуально и в группе, находить общие решения;

умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать свои действия

Эвристический, исследовательский, объяснительно-иллюстративный.

Виды деятельности учителя

Пропедевтическая беседа; организация, направление

Логическое размышление, работа с текстом, поиск информации, составление и защита мини-проекта, артистическое выступление, работа в парах и группах

Методическое назначение ИКТ

Усилить мотивацию, повысить интерес, расширить познавательные потребности обучаемых.

Повысить уровень визуализации изучаемого материала.

Предварительный просмотр:

Учителя русского языка и литературы
Усалко Н.С., Красноармейский район, п.Октябрьский

Ануфриева С.В., Тимашевский район, ст.Медведовская,

Феденёва В.В., Усть-Лабинский район, ст.Воронежская;

Предмет: русский язык

Учебник русского языка под редакцией Т.А. Ладыженской, М.Т.Баранова

Применяемые технологии : развивающее обучение

обучение в группах и в парах

Планируемые образовательные результаты:

1. Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами

2. Предметные: научиться определять лексическое значение слова, составлять толковый словарик

3. Личностные: формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы и в парах, сопоставления, анализа, развития творческих навыков

4. Познавательные : объяснять языковые явления и связи. Отношения, выявляемые в ходе исследования значения слова

5. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности

6. Метапредметные : формирование ценностного отношения к своему культурному наследию, формирование нравственных ценностей, умения работать индивидуально и в группе

Решаемые учебные проблемы:

Основные понятия, повторяемые на уроке: морфема, чередование гласных в корнях, антонимы, синонимы, стили речи, сложное предложение

Оборудование: доска, учебник русского языка под редакцией Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, словари разных видов, художественные книги

Вид используемых на уроке средств ИКТ: презентации

Методическое назначение средств ИКТ : усилить мотивацию, наглядность в обучении

Организационная структура урока:

ЭТАП 1. Организационный момент, постановка цели урок

Цель: создать мотивацию к успеху.

Основные виды деятельности учителя: организационная и направляющая

Вступительное слово учителя:

- Ребята, сегодня я начинаю урок в растерянности: я не знаю, как назвать наш с вами урок. Надеюсь, в конце урока вы поможете мне сформулировать тему занятия. А сейчас…

ЭТАП 2. Подготовка к восприятию нового материала

Цель: подготовка к восприятию нового материала

Основные виды деятельности учителя: организация беседы с классом

- По каким признакам вы это поняли? (графическое (буквенное) написание, звуковое произношение, наличие смыслового понятия)

- А что означает это слово? (большое растение с пушистой кроной и толстым стволом)

- Мы живём в прекрасном мире вещей и явлений. Какое отношение ко всему этому имеют слова? (слова называют предметы, признаки, действия)

(ответы нескольких учеников)

- А теперь посмотрим на экран. (слайд №1)

- Ребята, кто из отвечающих был близок к верному ответу? (ответы учеников)

ЭТАП 3. Объяснение нового учебного материала.

Цель: проектирование действий по решению учебной задачи

УУД: коммуникативные. познавательные

Основные виды деятельности учителя : направляет действия учащихся

Основные виды деятельности учащихся: работа с параграфом 64, запись терминов в тетрадь, отвечают на вопросы, анализируют, работают со словарной статьёй

- Ребята, откройте учебник на стр. 133. Как называется раздел, к изучению которого мы приступаем? Правильно, ЛЕКСИКА. Просмотрите параграф 643 и найдите новые однокоренные термины к этому слову, выпишите их в тетрадь. Объясните, какое отношение к этим терминам имеют слова ?

(дети дают определение новым терминам)

- Слов в русском языке великое множество, может быть, вы знаете, где они хранятся? (ответы могут быть разные: в книгах, в учебниках, в словарях) (слайд №2)

- У вас на партах лежат книги. Какая из них будет словарём? Почему?

(дети работают в парах, дают аргументированный ответ, сравнивают свой ответ с формулировкой на экране)

- Как называются словари, которые вам раздали?

(перечисляют названия словарей)

ЭТАП 4. Расширение и закрепление знаний по теме

Цель: показать межпредметную связь

УУД: коммуникативные, личностные

Основной вид деятельности учителя: организация работы учеников

Основной вид деятельности учащихся: работа в группах. Представляют презентации, творческая деятельность

- Ребята, а вы знаете, кто составляет словари? (возможные ответы: учёные, писатели, авторы учебников и т.д.)

- Несколько ребят из нашего класса получили индивидуальное домашнее задание. Давайте их послушаем и посмотрим.

- Многие авторы словарей посвятили собиранию слов долгие годы. В.И.Даль (слайд №5) увлёкся этим занятием ещё в молодости. Наши артисты подготовили небольшой эпизод из его жизни.

( дети показывают небольшую инсценировку)

АВТОР: Мичман Владимир Даль спешил из Петербурга в отпуск к родителям на Чёрное море. Кибитка ехала по Новогородской губернии. Ямщик заметил, как над дальним лесом сгустились тучи, и сказал:

- Что значит, ЗАМОЛАЖИВАЕТ? – спросил Даль, услышав незнакомое слово.

- Смурнеет. К теплу, - ответил ямщик.

ЭТАП 5. Проектная групповая работа.

Цель: проверить умение применять полученные знания, формировать навыки коллективной работы

УУД: коммуникативные. регулятивные, предметные

Основной вид деятельности учителя: организует проектную работу

Основной вид деятельности учащихся: составляют толковый словарик, работают в группах

- Ребята, а сейчас мы проведём небольшой эксперимент. Представьте на несколько минут, что вы составители словарей. Перед вами на экране помещены слова. Из этих слов каждой группе нужно выбрать любые три слова: существительное, прилагательное и глагол. Составьте свой маленький толковый словарик, правильно оформив его в тетради.

(дети работают группами)

- Кто готов представить свой труд?

( идёт представление словарей)

ЭТАП 6. Рефлексия деятельности. Итог урока. Выставление оценок.

Цель: развить навыки самоанализа и прогнозирования

УУД: регулятивные, коммуникативные

Основной вид деятельности учителя: направляет на самоанализ

Основной вид деятельности учащихся: анализируют, прогнозируют

- Как вы считаете, у кого всё получилось?

- Что было самым сложным в вашей работе?

- Над чем нужно поработать, чтобы словарь получился у всех?

- Ребята, наш урок подходит к концу. Что мы сегодня делали на уроке? Что нового узнали?

- Какую цель мы с вами ставили в начале урока?

- Как сформулируем тему сегодняшнего занятия? Впишите тему урока в тетрадь. Спасибо за помощь. Я благодарна вам за участие.

Этап 7. Домашнее задание

Цель: создание ситуации заинтересованности и выбора при выполнении задания

- Ребята, лексические значения слов мы можем встретить не только в словарях, их можно применять для выполнения увлекательных заданий. Такая интересная работа, разгадывание и составление своего кроссворда (по желанию), вам будет задана на дом.

Параграф 64 самостоятельно прочитать, выучить термины и выполнить упражнение 328

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Сценарий урока русского языка в 10 классе "Лексические нормы современного русского языка"

Сценарий урока предполагает различные виды работы со словом, реализует элементы требований ФГОС старшей школы.


Разработка урока русского языка в 10 классе "Лексические нормы русского литературного языка"

Данный урок помогает привить навык точной, ясной, грамотной речи; расширить словарный запас учащихся; помогает подготовиться к ЕГЭ по русскому языку; воспитывает стремление к правильности и точности р.


Презентация к уроку русского языка "Слово и его лексическое значение"


ЕГЭ по русскому языку. Задание 3. ТЕОРИЯ. Лексическое значение слова.


ЕГЭ по русскому языку. Задание 3. ПРАКТИКА. Лексическое значение слова.


Конспект урока русского языка в 9 классе "Международное значение русского языка" с презентацией

Конспект урока русского языка в 9 классе "Международное значение русского языка" с презентацией.

Познакомить учащихся с определением понятий "лексика", "лексическое и грамматическое значения слова", познакомить с толковыми словарями.

Использовать сказки как средство формирования языковой грамотности учащихся в процессе учебной деятельности на уроках русского языка.

1. Обучающие: обучать умению учащихся различать лексическое и грамматическое значения слова, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, формировать навыки комплексного анализа текста.

2. Развивающие: развивать на основе сказки воображение и речь учащихся, развивать умение учащихся пользоваться толковым словарём, развивать навыки аргументировано и связно формулировать ответы

3. Воспитывающая: воспитывать интерес к сказке как живому слову русского народа.

Вступительное слово учителя:

(учитель читает стихотворение В. Шефнера)

Много слов на земле…. Есть дневные слова, -

В них весеннего неба сквозит синева.

Есть ночные слова, о которых мы днём

Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.

Есть слова – словно раны, слова – словно суд,

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Беседа с классом

- Итак, ребята, как вы уже догадались, сегодня на уроке мы с вами будем говорить о словах.

Объявление темы урока (слайд 1)

- Посмотрите на экран, что вы видите? (хлеб) (Слайд 2)

- Запишем в тетради пословицу. (Слайд 2)

- Вставим пропущенные буквы. Проверим.

Работа у доски

- Запишем транскрипцию и сделаем фонетический разбор слова ХЛЕБ.

- Как вы думаете, хлеб как продукт питания важен для человека? (ответы)

- Послушаем стихотворение о Хлебе.

Вот он - хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой;
Вот он – теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой!
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наше, сила,
В нем душевное тепло;
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!

- Действительно, “Хлеб – дар божий”,- говорит русский народ о хлебе и с почтительностью относится к этому дару, который спасает от голода. И дар этот сопровождает человека на всем пути его исторического развития.

- В каменном веке люди ели зерна в сыром виде, а затем научились растирать их между камнями и смешивать с водой. А умели ли эти люди говорить? (ответы)

- Верно, их речь только начинала развиваться. Вместе с новыми бытовыми навыками приходили и новые слова.

- Слова переходят к нам из века в век и некоторым уже тысячу лет.

- Слова связывают нас друг с другом. А как они это делают? (ответы)

- Верно, молодцы! Мы общаемся при помощи слов. А почему мы понимаем друг друга? Как связаны между собой слова? И что они образуют? (Слова связаны между собой по смыслу и образуют предложения)

- Правильно, каждое слово что-то значит, т.е. имеет ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ (слайд 3)

- Вспомним, как еще связаны слова в предложении? (Грамматически)

- Верно. Слова в предложении связаны между собой не только по смыслу, но и грамматически. А что входит в это понятие? (Набор грамматических признаков)

- К грамматическому значению относится значение рода, числа, падежа, у глаголов – время, лицо и число.

- Посмотрите на доску. Можем ли мы сказать, что перед нами предложение? Составьте предложение. (Слайд 4)

- Итак, можем ли мы сказать, что слово становится значимым и понятным в предложении? (утвердительные ответы)

- Остановимся конкретнее на ЛЕКСИЧЕСКОМ ЗНАЧЕНИИ.

- Лексические значения слов можно посмотреть в Толковых словарях. (Слайд 5)

- Толковые словари - это справочные книги, в которых собраны значения всех известных нам слов. И книги эти постоянно растут, потому что наш язык пополняется все новыми и новыми словами. Все слова в них расположены по алфавиту.

Работа со словарем

- Давайте найдем в Толковом словаре С.И. Ожегова значение слова ХЛЕБ.

Словарная статья (Слайд 7)

- Посмотрите, сколько значений у этого слова! А как вы думаете, можно ли назвать хлебом вот этого персонажа? (Слайд 8)

- Он вам знаком? Кто это? (Колобок)

- А откуда пришел к нам этот Колобок?

Давайте вспомним, какие сказки мы знаем? (ответы)

Работа со словарем

- Хорошо. А теперь давайте посмотрим, есть ли наш Колобок в словаре?

КОЛОБО́К, -бка, м. Небольшой круглый хлебец. Пшеничный к.

- Итак, мы выяснили, что колобок – это небольшой круглый хлебец. А каким был наш сказочный Колобок? (маленьким и круглым)

- Ребята, как вы думаете, чем похожи слова КОЛОБОК, КОЛЕСО, КОЛБАСА, КОЛЕНО? (они все обозначают круглые предметы) (Слайд 10)

- Вы верно подметили. Все эти слова произошли от одного древнерусского слова КОЛО, что означало КРУГЛЫЙ. (Слайд 11)

Работа с текстом сказки

- Ребята, давайте вспомним, что такое ТЕКСТ. Обратите внимание на доску.

1. Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две.

Замесила муку на сметане, состряпала колобок, изжарила в масле и на окошко студить положила.

2. Состряпала колобок, изжарила в масле; взяла старуха крылышко; и на окошко студить положила; наскребла муки горсти две; по сусеку помела; замесила муку на сметане; по коробу поскребла.

- Где здесь ТЕКСТ? (1)

- Верно. А почему вы так думаете? Что значит ТЕКСТ? (Ряд предложений, связанных по смыслу и расположенных в определенной последовательности; текст можно озаглавить)

- Хорошо. Какова тема текста, который перед вами? Или как мы озаглавим этот текст? (Приготовление колобка)

- Обратимся к сказке. Вспомним, как Колобок появился на свет?

Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две.

Замесила муку на сметане, состряпала колобок, изжарила в масле и на окошко студить положила.

- Ребята, давайте повторим те движения, которые делала бабушка, когда стряпала Колобка.

- Молодцы, теперь вернемся к словам. Вы можете без словаря объяснить, что означает СУСЕК, КОРОБ?

- Да, в наше время мы затрудняемся объяснить значение этих слов. Как вы думаете, почему? (ответы)

- Верно. Молодцы! Потому что эти предметы исчезли из нашего обихода, а вместе с ними ушли и слова. Но об этом мы поговорим позже. А теперь найдем в словаре значение этих слов.

Толковый словарь Ожегова. (Слайд 13-14)

СУСЕК — СУСЕК, а, муж. ( обл.). То же, что закром (в 1 знач.). Зерно, мука в сусеках.

ЗАКРОМ — а; мн. закрома, ов; м. 1. Отгороженное место в амбаре, куда ссыпают зерно, муку и т.п.

КО́РОБ, -а, мн. -а, -ов, муж. Лубяное или берестяное изделие для укладки, носки чего-н.

- Хорошо, мы выяснили происхождение Колобка. И я думаю, что вы все знаете эту сказку и чем она закончилась.

Итоги урока.

- Итак, ребята, что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

- Мы с вами говорили о лексическом и грамматическом значении слов. Давайте, еще раз скажем, для чего нужны нам слова? Что значит объяснить лексическое значение слова? Что относится к значению грамматическому? (ответы)

- А почему же сказка живет вместе с народом и передается из поколения в поколение?

- Наверное, потому что это русское слово, которое отражает нашу культуру, доносит ее до наших потомков.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка в 5 классе. Предусматривает различные виды деятельности. Урок сопровождается презентацией.

Русский язык 5 класс

Тема урока: Лексическое значение слова

Цели урока:

сформировать представление о способах определения лексического значения слова;

сформировать способность определять лексическое значение слова;

Тип урока: открытие новых знаний.

Планируемые образовательные результаты:

1. Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами

3. Личностные: формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы и в парах, сопоставления, анализа, развития творческих навыков

4. Познавательные: объяснять языковые явления и связи. Отношения, выявляемые в ходе исследования значения слова

5. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности

6. Метапредметные: формирование ценностного отношения к своему культурному наследию, формирование нравственных ценностей, умения работать индивидуально и в группе

-Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению. СЛАЙД 1.

2.Актуализация знаний

За два месяца мы с вами уже многое узнали, изучили несколько разделов лингвистики. Давайте вспомним, какие это разделы и что в них изучалось.

Фонетика. Морфемика. Словообразование. Орфография.

3. Мотивация учебной деятельности.

Мы приступаем к изучению нового раздела, но какого? вам предстоит узнать самостоятельно.

Много слов на земле… Есть дневные слова, -

В них весеннего неба сквозит синева.

Есть слова – словно раны, слова – словно суд,

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести…

- О чем же мы будем с вами говорить? О словах, а слова изучает ЛЕКСИКОЛОГИЯ. СЛАЙД 2

4. Проблемное объяснение нового знания.

Посмотрите на картинку СЛАЙД 3.

-А что такое дерево? СЛАЙД 4. Что вы объяснили? (смысл слова).

Смысл слова – это его лексическое значение.

Запишите тему нашего урока. СЛАЙД 5.

Попробуйте определить цели нашего урока.

5. Работа с учебником.

Стр. 59. Прочитайте. С чем сравнивают авторы язык, слова?

- Как вы думаете, как можно объяснить значение слова?

6. Первичное закрепление.

Объясните написание слов.

Запишите слова: посв..тить ( е/я), прим..рять (е/и), пол..скать (а/о)

Читайте также: