Компоненты внутренней среды организма план конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Пасечник Н.В. МБОУ школа №17 г. Феодосии

«Внутренняя среда организма – основа его целостности.

Цели урока: 1.Изучить состав внутренней среды организма и гомеостаз как обязательное условие нормальной работы клеток организма.

2. Познакомить учащихся с кровью и её составом, со строением и значением

её форменных элементов.

3. Продолжить развитие умений на основании строения доказывать функции клеток крови, развивать навыки работы с учебником, способствовать развитию практических умений при выполнении лабораторной работы.

4. Воспитывать стремление к новым знаниям, чувство коллективизма при работе в группе.

Тип урока: комбинированный.

Используемые педагогические технологии: ИКТ, КСО, проблемного подхода.

1. Организационный момент ( 1 мин.)

2.Контроль и актуализация опорных знаний. (10-12мин.)

Учащиеся записывают под соответствующими номерами только про -

1) Группа клеток и межклеточного вещества, объединенных общим

происхождением, сходным строением и одинаковыми функциями называется … ( ткань).

2) У животных действует два вида регуляции функций … и … ( нервная и

3) У человека выделяют следующие типы тканей … ( эпителиальные, сое-

динительные, мышечные, нервная ).

4) Часть тела, имеющая определенное строение и занимающая в организме

определенное место, называется … ( орган).

5) Ткани, обладающие высокой способностью к регенерации, - это …

( эпителиальная и соединительная)

6) Нервная регуляция функций осуществляется … ( рефлекторно ).

7) Наиболее разнообразны по видам … ткани т.к. их межклеточное вещест-

во, составляющее 2/3 ткани, представлено различными компонентами…

8) Мышечная ткань имеет свойства : … и … ( возбудимость и сократимость).

9) Группа органов, выполняющих совместно одну или несколько функций

называется … ( система органов ).

10) Жидкая соединительная ткань - ….- , способная выполнять

транспортную функцию. ( кровь).

Обучающиеся осуществляют самопроверку работы, а затем самооценку по принципу:

- 7- 8 …….. - оценка – 4

- 5- 6 …….. - оценка – 3

Этап мотивации и целеполагания (1-2мин.)

Сегодня на уроке мы продолжим детальное изучение тканей.

Объектом нашего изучения- кровь. Но сначала мы подумаем над

суждения вопроса учащиеся приходят к выводу, что только клетки кожи и некоторых слизистых оболочек находятся в контакте с внешней окружающей средой, а большинство клеток контактирует с внутренней средой организма ( ВСО ). Из этого вывода вытекает цель урока :

изучить внутреннюю среду организма и один из ее компонентов – кровь. Затем формулируются основные задачи урока:

- изучить компоненты ВСО и их взаимодействие.

- изучить состав крови, особенности форменных элементов крови.

- сходство и различие эритроцитов человека и лягушки

-выяснить, где можно использовать полученные на уроке знания..

Изучение нового материала (15-20мин.)

После видеофрагмента ученики работают с учебником стр. 36 над заданиями:

КОМПОНЕНТЫ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗМА

кровь тканевая жидкость лимфа

ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ КОМПОНЕНТАМИ ВСО (обозначить с помощью стрелок)

кровь тканевая жидкость лимфа

трех жидкостей находятся в непосредственном контакте с клетками

организма? ( тканевая жидкость ).

Почему кровь и лимфа в норме не контактируют с клетками?

( находятся в сосудах ).

Какое условие необходимо для нормальной работы клеток

В процессе коллективного обсуждения учащиеся приходят к вы-

воду о необходимости относительного постоянства параметров компонен -

тов ВСО т.е. к поддержанию гомеостаза.

Учитель ставит вопросы:

- Каким образом в организме поддерживается гомеостаз?

(путем поступления недостающих веществ и удаления лишних и вредных)

-Каким образом регулируется гомеостаз?

(нервным и гуморальным путем)

-Почему у человека иногда возникает потребность в определенных продуктах? (с их необходимостью для поддержания гомеостаза).

Один из компонентов ВСО - кровь. И мы с вами сейчас изучаем

Перед демонстрацией видеофрагмента учитель просит обратить внимание

на состав крови , особенности форменных элементов крови и функций

крови. После демонстрации видеофрагмента самостоятельная работа

учащихся в парах над выполнением заданий 1и2:

1. Составить схему : Состав крови

Плазма крови Форменные элементы

60% крови (ФЭК) 50%

клетки крови кровяные пластинки

эритроциты лейкоциты тромбоциты

Учащиеся находят в учебнике количество видов ФЭК в 1 мл крови.

2. Заполнить таблицу:

форме двояковогнутых дисков,

т.к. содержат гемоглобин

Транспорт кислорода и угле-кислого газа

Клетки с ядрами, бесцветные,

способны к амебоидному

движению и быстрому размножению при необходимости.

Пластинки, образовавшиеся из

гигантских клеток – мегакариоцитов.

Жидкая, состоит из воды и растворенных в ней белков. в том числе фибриногена, глюкозы ,минеральных солей , продуктов обмена клеток и продуктов пищеварения.

участие в свертываемости крови,

Зная состав крови и особенности ее форменных элементов, учащиеся коллективно формулируют функции крови :

1. Транспортная : - дыхательная (транспорт газов);

- трофическая (транспорт питательных веществ);

- экскреторная (транспорт продуктов катаболизма к органам выделения )

2. Защитная – свертывание крови, иммунитет.

3. Участие в гуморальной регуляции ( транспорт гуморальных факторов

4. Участие в перераспределении тепла в организме.

Закрепление и первичный контроль знаний. (3-4 мин.)

Составьте логические пары, используя слова из левого и правого столбцов таблицы:

Б. Транспорт питательных веществ,

Г. Участие в свертывании крови,

Д. Участие в выравнивании тепла в организме,

Е. Участие в гуморальной регуляции.

Выполнение работы в парах.

Проверка выполненного задания ( 1Б, Д, Е, Г; 2В; 3А; 4Е ).

А сейчас, рассмотрим препараты крови человека и лягушки, сравним

эритроциты и сделаем выводы.

человека и лягушки по критериям: цвет, форма, размеры и наличие ядер.

Делают выводы о кислородной емкости крови и соотносят информацию

с уровнем обмена веществ амфибий и млекопитающих и способности

организма поддерживать постоянную температуру тела. Результаты сравнения заносятся в рабочие тетради.

Рефлексия. Учитель спрашивает учащихся о том, что нового, интересного они узнали на уроке, какие вопросы вызвали затруднения, что еще они

хотели бы узнать и где смогут применить полученные на уроке знания.

После обсуждения вопросов задается дифференцированное домашнее задание:

стр.36-39, конспект в тетради;

- желающим поработать дополнительно предлагаются темы для инфор -

- Влияние питания на состав крови и ее способность выполнять свои функции.

- История оспопрививания. Формирование иммунитета.

- Иммунопрофилактика и коллективный иммунитет.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 272 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 25.11.2016 4199
  • DOCX 63.1 кбайт
  • 54 скачивания
  • Рейтинг: 3 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Пасечник Наталья Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Время чтения: 2 минуты

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Цель урока: формировать знания о внутренней среде организма и крови как компонента внутренней среды; о составе крови, функции её форменных элементов.

Задачи урока:

  • Раскрыть понятие внутренняя среда организма
  • Разъяснить состав внутренней среды, роль в организме, значение её постоянства.
  • Распознавать на таблицах и рисунках форменные элементы крови.
  • Рассматривать готовые микропрепараты крови человека и лягушки под микроскопом.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: словесный, практический.

Место проведения: кабинет биологии.

План урока:

I. Изучение нового материала.

II. Закрепление знаний

  • Оформление лабораторной работы в тетради
  • Работа по рисункам в учебнике.
  • Работа с тестом.

III. Домашнее задание.

Ход урока

I. Изучение нового материала.

Учитель: На прошлом уроке мы закончили с вами изучение темы скелет. Сегодня начинаем изучение внутренней среды организма и основной её части крови.

Большинство клеток тела не связаны с окружающей средой. Их жизнедеятельность обеспечивается внутренней средой, которую составляют 3 типа жидкостей:

  • Межклеточная ( тканевая ) жидкость.
  • Лимфа.
  • Кровь

Запишем схему состава строения внутренней среды организма.


Значение внутренней среды организма: обеспечивает клетки веществами необходимыми для их жизнедеятельности, и через неё удаляются продукты распада.

Учитель: Вспомните, какие вы знаете жизненные функции клетки?

Обучающиеся :

  • Обмен веществ
  • Биосинтез и распад органических соединений
  • Рост
  • Размножение
  • Возбудимость.

Зарисуйте схему взаимодействия этих трех составных частей внутренней среды организма.


Содержание различных веществ и клеток крови в организме в разное время суток и при выполнении различной работы не одинаково, то и выражается оно не одной цифрой, а некоторым диапазоном (от-до). Это результат подвижного равновесия между их приходом и расходом. Эти процессы контролируются рецепторами нервной системы находящимися в стенках кровеносных сосудов.

Внутренняя среда организма имеет относительное постоянство(подвижное равновесие) состава и физико-химических свойств. Только при этом условии клетки могут нормально функционировать.

Учитель: (Слайд 1) Что такое кровь? Жидкость, циркулирующая в кровеносной системе животных и человека. Она приходит в соприкосновение со всеми тканями организма, обеспечивая возможность обмена веществ в организме. Кровь составляет 1/14 - 1/13 веса человека(около 5 л у взрослого человека). Жидкая соединительная ткань. Она циркулирует по замкнутой системе сосудов и непосредственно с другими тканями тела не сообщается. Кровь состоит из жидкой части – плазмы, выполняющей роль межклеточного вещества, и форменных элементов: красных кровяных клеток - эритроцитов, белых кровяных клеток - лейкоцитов и кровяных пластинок – тромбоцитов.

(Слайд 2) В организме кровь выполняет различные функции:

  • Дыхательную – переносит кислород от легких к тканям и углекислый газ от тканей к легким;
  • Питательную – доставляет пищевые вещества к клеткам;
  • Выделительную – выносит ненужные продукты обмена веществ;
  • Терморегуляторную – регулирует температуру тела.
  • Защитную – вырабатывает вещества, необходимые для борьбы с микроорганизмами;
  • Гуморальную – связывает между собой различные органы и системы, перенося вещества, которые в них образуются.

Объем крови в организме человека в среднем около 5 л.

Плазма представляет собой бесцветную прозрачную жидкость. Плазма состоит из неорганических (90% - вода и различные минеральные соли и органических веществ). К органическим веществам плазмы относятся белки, глюкоза, витамины, гормоны и продукты распада белков.

(Слайды 3-5) Раскрыли состав крови и функции крови. Запишем все в виде схемы.


Учитель: (Слайд 13) Вы все знаете, что кровь при вытекании изменяется, т.е. становится твердой. Этот процесс называется свертыванием и достигается химическим составом плазмы и клеток крови.

Учитель: (Слайды 6, 7, 10, 11) Подробнее изучим форменные элементы крови запишем информацию о них в таблицу: Клетки крови и их функции.

Название клетки крови Кол-во в 1 мм 3 Место образования Срок жизни клетки Место разрушения Функции
Эритроциты У муж. – 5-5,5 млн, у жен.4-5,5млн. Красный костный мозг От 30 до 130 дней Селезенка и печень Перенос кислорода ко всем органам и тканям
Лейкоциты От 6 до 8 тыс. Красный костный мозг, селезенке, лимфатических узлах От 2-3 часов до 4 дней, некоторые несколько лет Места ранений и воспалений Защита организма от микробов, ядовитых веществ, от чужеродных клеток и тканей (при трансплантации)
Тромбоциты 300 тыс. Красный костный мозг. 4 дня, Места ранений, селезенка Свертывание крови при ранении.

Инструктивная карточка:

Цель работы: определить, чем отличаются эритроциты разных организмов.

Ход работы:

  1. Подготовьте микроскоп к работе.
  2. Установите на предметном столике микропрепарат крови человека.
  3. Рассмотрите препарат. Найдите эритроциты сначала под малым увеличением, потом под большим. Зарисуйте их.
  4. Теперь установите на предметный столик микропрепарат крови лягушки.
  5. Рассмотрите и зарисуйте эритроциты крови лягушки. Чем они отличаются от эритроцитов крови человека.
  6. Ответьте на вопрос: Чья кровь переносит больше кислорода – кровь человека или лягушки. Почему?
  7. Сделайте вывод и запишите его в тетрадь.

Учитель: Предоставим слово медицинскому работнику школы. Она нам расскажет, какие анализы крови бывают и что они могут рассказать врачу о человеке.

Фельдшер школы (или участковый врач): При любом обращении к врачу назначается анализ крови. Состав крови является важной характеристикой состояния организма, поэтому анализ крови – одно из наиболее часто проводимых исследований.

Анализ крови может быть:

  • Общим – показывает количество клеток крови, содержание гемоглобина, концентрацию сахара и других веществ, а также скорость оседания эритроцитов (СОЭ). При наличии какого-нибудь воспалительного процесса СОЭ увеличивается.
  • Биохимическим – (для определения кол-ва белков, азота и его компонентов, липидов и холестерина, сахара в крови, гормонов, и т.д.)
  • На группу крови – у человека их 4 группы (агглютинины и аглютиногены).
  • На билирубин – пигмент определяющий цвет кожи и работы печени.
  • На гемоглобин – при нарушении функций красного костного мозга, недостатке в организме железа и некоторых других веществ, а также при значительной потере крови (кровотечении) возникает кратковременное или длительное малокровие (анемия). При этом в крови снижается содержание эритроцитов и гемоглобина. Норма гемоглобина у мужчин 13-16 г%, у женщин 12-14 г% (т.е. число граммов в 100см 2 крови).
  • На лейкоцитоз – повышение числа лейкоцитов, указывает на воспалительную реакцию крови.
  • На свертываемость крови – количество протромбина указывает на скорость свертывания крови.
  • На белокровие (лейкоз) и серповидно клеточную анемию – изменение строения клеток крови.

II. Закрепление знаний:

  • 43 – изображающий состав крови,
  • 44 – изображающий созревание эритроцита
  • 45 – изображающий процесс фагоцитоза
  • 46 – изображающий свертывание крови

Работа по вопросам(обязательный уровень):

  1. Из каких компонентов состоит внутренняя среда организма?
  2. Откуда клетки тела получают кислород и питательные вещества?
  3. Каковы функции крови, её компонентов (плазмы и форменных элементов), лимфы и межклеточного вещества?
  4. Какая жидкость выделяется пр неглубоких ссадинах кожи, заполняет водяную мозоль?
  5. Что может произойти, если надолго туго перевязать палец?
  6. Почему результаты анализа крови широко используются в медицинской практике?

Работа по вопросам (повышенный уровень):

  1. Почему межклеточное вещество служит для клеток жизненно важной средой?
  2. Почему должно поддерживаться относительное постоянство внутренней среды организма?
  3. Как в организме поддерживается относительное постоянство его внутренней среды?
  4. Как внутренняя среда организма связана с внешней?
  5. Как взаимосвязаны друг с другом компоненты внутренней среды организма?
  6. Почему в домах с печным отоплением можно умереть? Что происходит в организме?

III. Домашнее задание:

прочитать §17, выпишите значение терминов в словарик, составьте кроссворд из этих слов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коспект урока может быть использован как в данном виде так и в любой интерпретации.

Пасечник Н.В. МБОУ школа №17 г. Феодосии

«Внутренняя среда организма – основа его целостности.

Цели урока: 1.Изучить состав внутренней среды организма и гомеостаз как обязательное условие нормальной работы клеток организма.

2. Познакомить учащихся с кровью и её составом, со строением и значением

её форменных элементов.

3. Продолжить развитие умений на основании строения доказывать функции клеток крови, развивать навыки работы с учебником, способствовать развитию практических умений при выполнении лабораторной работы.

4. Воспитывать стремление к новым знаниям, чувство коллективизма при работе в группе.

Тип урока: комбинированный.

Используемые педагогические технологии: ИКТ, КСО, проблемного подхода.

1. Организационный момент ( 1 мин.)

2.Контроль и актуализация опорных знаний. (10-12мин.)

Учащиеся записывают под соответствующими номерами только про -

1) Группа клеток и межклеточного вещества, объединенных общим

происхождением, сходным строением и одинаковыми функциями называется … ( ткань).

2) У животных действует два вида регуляции функций … и … ( нервная и

3) У человека выделяют следующие типы тканей … ( эпителиальные, сое-

динительные, мышечные, нервная ).

4) Часть тела, имеющая определенное строение и занимающая в организме

определенное место, называется … ( орган).

5) Ткани, обладающие высокой способностью к регенерации, - это …

( эпителиальная и соединительная)

6) Нервная регуляция функций осуществляется … ( рефлекторно ).

7) Наиболее разнообразны по видам … ткани т.к. их межклеточное вещест-

во, составляющее 2/3 ткани, представлено различными компонентами…

8) Мышечная ткань имеет свойства : … и … ( возбудимость и сократимость).

9) Группа органов, выполняющих совместно одну или несколько функций

называется … ( система органов ).

10) Жидкая соединительная ткань - ….- , способная выполнять

транспортную функцию. ( кровь).

Обучающиеся осуществляют самопроверку работы, а затем самооценку по принципу:

- 7- 8 …….. - оценка – 4

- 5- 6 …….. - оценка – 3

Этап мотивации и целеполагания (1-2мин.)

Сегодня на уроке мы продолжим детальное изучение тканей.

Объектом нашего изучения- кровь. Но сначала мы подумаем над

суждения вопроса учащиеся приходят к выводу, что только клетки кожи и некоторых слизистых оболочек находятся в контакте с внешней окружающей средой, а большинство клеток контактирует с внутренней средой организма ( ВСО ). Из этого вывода вытекает цель урока :

изучить внутреннюю среду организма и один из ее компонентов – кровь. Затем формулируются основные задачи урока:

- изучить компоненты ВСО и их взаимодействие.

- изучить состав крови, особенности форменных элементов крови.

- сходство и различие эритроцитов человека и лягушки

-выяснить, где можно использовать полученные на уроке знания..

Изучение нового материала (15-20мин.)

После видеофрагмента ученики работают с учебником стр. 36 над заданиями:

КОМПОНЕНТЫ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗМА




кровь тканевая жидкость лимфа

ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ КОМПОНЕНТАМИ ВСО (обозначить с помощью стрелок)

кровь тканевая жидкость лимфа


трех жидкостей находятся в непосредственном контакте с клетками

организма? ( тканевая жидкость ).

Почему кровь и лимфа в норме не контактируют с клетками?

( находятся в сосудах ).

Какое условие необходимо для нормальной работы клеток

В процессе коллективного обсуждения учащиеся приходят к вы-

воду о необходимости относительного постоянства параметров компонен -

тов ВСО т.е. к поддержанию гомеостаза.

Учитель ставит вопросы:

- Каким образом в организме поддерживается гомеостаз?

(путем поступления недостающих веществ и удаления лишних и вредных)

-Каким образом регулируется гомеостаз?

(нервным и гуморальным путем)

-Почему у человека иногда возникает потребность в определенных продуктах? (с их необходимостью для поддержания гомеостаза).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: формировать знания о внутренней среде организма и крови как компонента внутренней среды; о составе крови, функции её форменных элементов.

  • Раскрыть понятие внутренняя среда организма
  • Разъяснить состав внутренней среды, роль в организме, значение её постоянства.
  • Распознавать на таблицах и рисунках форменные элементы крови.
  • Рассматривать готовые микропрепараты крови человека и лягушки под микроскопом.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: словесный, практический.

Место проведения: кабинет биологии.

Тема урока: «Внутренняя среда организма.

Цель урока: формировать знания о внутренней среде организма и крови как компонента внутренней среды; о составе крови, функции её форменных элементов.

Задачи урока:

Раскрыть понятие внутренняя среда организма

Разъяснить состав внутренней среды, роль в организме, значение её постоянства.

Распознавать на таблицах и рисунках форменные элементы крови.

Рассматривать готовые микропрепараты крови человека и лягушки под микроскопом.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: словесный, практический.

Место проведения: кабинет биологии.

I. Изучение нового материала.

Внутренняя среды организма. Её состав и значение.

Образование из крови межклеточной жидкости и лимфы.

Относительное постоянство состава внутренней среды как необходимое условие нормальной жизнедеятельности организма.

Кровь как компонент внутренней среды организма, её состав и значение.

Значение свертывания крови как защитной реакции организма.

Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты.

II. Закрепление знаний

Оформление лабораторной работы в тетради

Работа по рисункам в учебнике.

Работа с тестом.

III. Домашнее задание.

I. Изучение нового материала.

Учитель: На прошлом уроке мы закончили с вами изучение темы скелет. Сегодня начинаем изучение внутренней среды организма и основной её части крови.

Большинство клеток тела не связаны с окружающей средой. Их жизнедеятельность обеспечивается внутренней средой, которую составляют 3 типа жидкостей:

Межклеточная ( тканевая ) жидкость.

Запишем схему состава строения внутренней среды организма.

Значение внутренней среды организма: обеспечивает клетки веществами необходимыми для их жизнедеятельности, и через неё удаляются продукты распада.

Учитель: Вспомните, какие вы знаете жизненные функции клетки?

Обучающиеся :

Биосинтез и распад органических соединений

Зарисуйте схему взаимодействия этих трех составных частей внутренней среды

Содержание различных веществ и клеток крови в организме в разное время суток и при выполнении различной работы не одинаково, то и выражается оно не одной цифрой, а некоторым диапазоном (от-до). Это результат подвижного равновесия между их приходом и расходом. Эти процессы контролируются рецепторами нервной системы находящимися в стенках кровеносных сосудов.

Внутренняя среда организма имеет относительное постоянство(подвижное равновесие) состава и физико-химических свойств. Только при этом условии клетки могут нормально функционировать.

Учитель: (Слайд №1) Что такое кровь? Жидкость, циркулирующая в кровеносной системе животных и человека. Она приходит в соприкосновение со всеми тканями организма, обеспечивая возможность обмена веществ в организме. Кровь составляет 1/14 - 1/13 веса человека(около 5 л у взрослого человека). Жидкая соединительная ткань. Она циркулирует по замкнутой системе сосудов и непосредственно с другими тканями тела не сообщается. Кровь состоит из жидкой части – плазмы, выполняющей роль межклеточного вещества, и форменных элементов: красных кровяных клеток - эритроцитов, белых кровяных клеток - лейкоцитов и кровяных пластинок – тромбоцитов.

(Слайд №2)В организме кровь выполняет различные функции:

Дыхательную – переносит кислород от легких к тканям и углекислый газ от тканей к легким;

Питательную – доставляет пищевые вещества к клеткам;

Выделительную – выносит ненужные продукты обмена веществ;

Терморегуляторную – регулирует температуру тела.

Защитную – вырабатывает вещества, необходимые для борьбы с микроорганизмами;

Гуморальную – связывает между собой различные органы и системы, перенося вещества, которые в них образуются.

Объем крови в организме человека в среднем около 5 л.

Плазма представляет собой бесцветную прозрачную жидкость. Плазма состоит из неорганических (90% - вода и различные минеральные соли и органических веществ). К органическим веществам плазмы относятся белки, глюкоза, витамины, гормоны и продукты распада белков.

Учитель: (Слайд №13.) Вы все знаете, что кровь при вытекании изменяется, т.е. становится твердой. Этот процесс называется свертыванием и достигается химическим составом плазмы и клеток крови.

Учитель : (Слайд № 6,7,10,11) Подробнее изучим форменные элементы крови запишем информацию о них в таблицу:

Читайте также: