Коммуникативная компетентность делового человека конспект

Обновлено: 06.07.2024

Вспомним определения основных мыслительных операций, которые, по мнению психологов, применяются человеком в процессе познания мира и используются при обработке исходных данных и преобразовании их в информацию.

Анализ (от греч. analysis — рассечение) — 1) разложение (мысленное или реальное) объекта на элементы; анализ неотделим от синтеза (соединение элементов в единое целое); 2) синоним научного исследования в целом.

Синтез (от греч. synthesis — соединение) — соединение (мысленное или реальное) различных элементов объекта в целое (систему); неотделим от анализа (разложения объекта на элементы)[3]. Анализ и синтез играют важную роль в познавательном процессе и осуществляются на всех его этапах.

Сравнение — сопоставление объектов для выявления черт сходства или различия между ними (или обоих вместе). Это самая важная предпосылка для обобщения. Она играет важную роль в аналоговых рассуждениях. Суждения, выражающие результат сравнения, служат цели раскрытия содержания понятий о сравниваемых объектах. В этом отношении сравнение служит методом, который дополняет, а иногда и заменяет определение[5]. Сравнение также является формой анализа как научного исследования, которое широко используется в повседневной жизни.

Обобщение — переход на более высокий уровень абстракции путем выявления общих черт (свойств, отношений, тенденций развития и т.д.) предметов рассматриваемой области; влечет за собой возникновение новых научных понятий, законов, теорий[6]. Недостаточно обоснованные обобщения приводят к ложному отнесению явления, объекта к группе, классу, категории и формированию искаженного представления о нем.

Коммуникативная компетентность руководителя как условие эффективной управленческой деятельности - Общение и коммуникация

Общение и коммуникация

Коммуникация (лат. communicatio — от communico — делать общим, соединять, сообщать) — 1) способ понимания, связь одного места с другим; 2) общение, передача информации от человека к человеку — специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательной и трудовой деятельности, которая осуществляется преимущественно с помощью речи (реже с помощью других знаковых систем). Сигнальные средства общения у животных также называют коммуникацией. Из этих определений ясно, что, говоря о коммуникации, следует определять значение этого термина, исходя из его многозначности.

Общение — это взаимопонимание между людьми, в ходе которого устанавливается психический контакт, выражающийся в обмене информацией, взаимном влиянии, взаимной привязанности и понимании.

Общение — взаимодействие двух или более людей, которое заключается в обмене между ними информацией когнитивного или аффективного и оценочного характера. Как правило, общение участвует в практическом взаимодействии людей (вместе работают, вместе учатся, вместе играют и т.д.) и служит для планирования, осуществления и контроля их деятельности. В то же время общение удовлетворяет особую потребность человека в контакте с другими людьми.

Общение — это многоплановый процесс развития контактов между людьми, который возникает из потребностей совместной деятельности. В едином процессе общения условно можно выделить три стороны: коммуникативную (передача информации), интерактивную (взаимодействие) и перцептивную (взаимное восприятие).

Общение является необходимым условием любой совместной деятельности и представляет собой процесс установления и развития контакта между людьми, обмена информацией, восприятия участников общения и их взаимодействия.

Важность делового общения и его функции

Можно сделать такой же вывод: Наиболее важные факторы успеха лидера и руководимой им команды связаны с коммуникацией, а эффективность коммуникации напрямую влияет на эффективность работы организации. Важное место в лидерских качествах Lufthansa занимают моральные качества, морально-этические аспекты поведения руководителей:

  • Рассматривает влияние своих решений на другие подразделения компании, компанию в целом и общество;
  • не стремится получить преимущества за счет других;
  • устанавливает четкие правила игры и действует в соответствии с ними;
  • не вызывает разногласий;
  • соблюдает соглашения;
  • Учитывает влияние своих решений на другие подразделения компании, компанию в целом и общество
  • Не отрицает и не сваливает вину за ошибки на других;
  • Сохраняет деловое отношение к делу, даже когда затрагиваются его/ее личные интересы;
  • Не раздражается, когда его беспокоят;
  • Возвращает свои личные желания, когда они не совпадают с интересами клиента
  • Терпимо относится к другим, но не слишком уступчиво
  • Внимателен и прислушивается к аргументам других, даже если они не совпадают с его личными взглядами;
  • Открыт для других, ищет контакты, приветлив и отзывчив.
  • Поведение указывает на хорошее воспитание и умение вести себя.

Отечественные психологи предъявляют требования к личностным качествам лидера в рамках трех подходов — функционального, личностного и ситуационного.

В рамках функционального подхода, обобщающего мнения многих видных зарубежных и отечественных исследователей менеджмента, они выделяют среди 12 функций управления, выполнение которых возложено на руководителя, такие функции, которые непосредственно связаны с коммуникацией между руководителем и подчиненными и с организацией эффективной коммуникации внутри группы и группы с внешней средой:

  • когнитивные — знания о человеке, группе, организации, ее внутренней и внешней среде, текущей управленческой ситуации;
  • Коммуникационно-информационная — формирование, структурирование и поддержание коммуникационных сетей, сбор, преобразование и передача в коммуникационные сети информации, необходимой для управления;
  • Мотивация — рациональное воздействие на совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность и определяющих направление деятельности субъекта и объекта управления;
  • Управление — принятие на себя ответственности за предлагаемые решения и их последствия на основании нормативных актов или внутриорганизационных соглашений;
  • Обучение — предоставление необходимых знаний, навыков и умений сотрудникам организации;
  • Развитие — целенаправленное изменение психологических переменных человека и групп.
  • Вовлеченность в рабочие контакты;
  • Информированность (личное участие в сборе информации о клиентах, поставщиках и конкурентах, используя для этого личные контакты);
  • Навыки убеждения и налаживания контактов.

Принципы эффективного общения

Принципы эффективной корпоративной коммуникации, которыми мы руководствовались при отборе материалов для данной работы и которыми рекомендуем руководствоваться на практике, можно представить следующим образом:

Научное поле гуманитарных дисциплин, изучающих людей и сообщества людей, достаточно обширно и разнообразно, у каждой науки своя цель — узнать что-то новое в какой-то области индивидуального и социального поведения, выявить закономерности, причинно-следственные связи и на этой основе повысить предсказуемость поведения.

Научный подход как фактор эффективности делового общения.
Системное мышление должно лежать в основе мыслительной деятельности менеджера. Если менеджер обладает властью, но не способен мыслить системно, он может упустить из виду ряд участников и заинтересованных сторон общения, их цели, интересы, мотивы, желания, не увидеть существенных факторов, определяющих поведение людей и групп, не сможет достаточно обоснованно прогнозировать процесс и результаты общения. Системное мышление — это способность видеть синергию целого, а не только его отдельных частей, а также способность поддерживать изменения в системных паттернах (шаблонах, моделях, шаблонах, схемах). Если вы продумали все аспекты общения осмысленно и систематически, у вас больше оснований получить ожидаемые результаты, чем при наличии экстрасенсорных способностей.

Типология делового общения

Виды общения
Коммуникация — это взаимодействие между двумя или более уникальными и сложными системами, которое происходит в различных ситуациях с использованием различных средств и каналов связи. Характеристики, параметры взаимодействующих систем, ситуаций, выбранные средства будут отличаться в каждом случае от других актов коммуникации, поэтому типология видов коммуникации может проводиться по разным основаниям, по разным критериям.

Сразу отметим, что, как и в любой системе, в организации все выделенные типы коммуникации находятся в сложном взаимодействии, влияют друг на друга, и выделение типов необходимо лишь для того, чтобы систематизировать накопленные знания, углубить знания в узкой области, в данном типе коммуникации. Классификация и систематизация знаний позволяет определить сходства и различия между явлениями, возможность применения знаний из других областей, выдвигать гипотезы, моделировать процессы. Реальный процесс общения включает множество различных типов, содержит признаки этих различных типов, а выбор средств, каналов и стиля общения зависит от эрудиции и личностных характеристик субъектов общения. Их личностные характеристики также влияют на восприятие и оценку условий и ситуаций общения.

Понятие коммуникативной компетентности

Профессионализм менеджера — это высокая квалификация в области управления, которая обеспечивает стабильный успех и развитие данной организации на основе сочетания интересов потребителей, собственников и работников с приоритетом интересов потребителей. Неотъемлемой частью профессионализма менеджера, как и любого сотрудника, в обязанности которого входит взаимодействие с другими людьми, является коммуникативная компетентность (КК). Его содержание определяется спецификой трудового коллектива и рабочей ситуации, а также статусом и социальной ролью человека. По сути, коммуникативная компетентность — это знания, навыки, умения в области организации взаимодействия и самого взаимодействия в деловой сфере, уникальный сплав теории и практики коммуникации.

Понятие коммуникативной компетентности подразумевает осознание человеком следующих аспектов собственной личности:

  • Собственные потребности и ценностные ориентации, личная техника работы;
  • Собственная перцептивная способность, т.е. способность воспринимать окружающее без субъективных искажений, без проявления устойчивых предубеждений по отношению к определенным проблемам, лицам, социальным группам
  • Готовность воспринимать что-то новое во внешней среде;
  • его/ее способность понимать нормы и ценности других социальных групп и культур
  • его/ее чувства и психические состояния, связанные с воздействием факторов окружающей среды
  • способ персонализации внешней среды, т.е. причины и факторы, в соответствии с которыми проявляется чувство мастерства по отношению к тем или иным элементам внешней среды
  • Уровень экономической культуры человека, проявляющийся в отношении к элементам окружающей среды.

Коммуникативная компетентность рассматривается как идейно-нравственная категория, регулирующая всю систему отношений человека с природой и социальным миром, а также с самим собой как синтезом обоих миров. Узнав уровень собственной коммуникативной компетентности, человек начинает лучше понимать других.

Таким образом, законопослушность, честная конкуренция, деловая ориентация и дружелюбие к сотрудникам могут быть включены в общие нормы делового общения. К таким общим нормам относятся профессиональные кодексы, кодексы ведения безупречного бизнеса. Добиваться максимальных результатов вместе с действующими сотрудниками и при этом формировать у них чувство удовлетворения от своей работы и гордости за нее — такую задачу каждый менеджер решает по-своему, исходя из собственной коммуникативной компетенции и применительно к каждой команде и ситуации. Коммуникативная компетентность может быть развита в процессе социально-психологического тренинга.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

На главную Лекции и практикум по психологии Психология личности Конспект лекций по коммуникативной компетенции

Конспект лекций по коммуникативной компетенции
Лекции и практикум по психологии - Психология личности
Индекс материала
Конспект лекций по коммуникативной компетенции
Коммуникативные барьеры
Основы невербального общения
Невербальная культура делового разговора
Жесты как показатели внутреннего состояния собеседников
Жесты и мимика, свидетельствующие о лжи
Правила успешного публичного выступления
Публичные выступления - 10 ошибок начинающего оратора
Особенности публичного выступления
Все страницы

1. Понятие и структура коммуникативной компетентности.
Коммуникация - процесс, более широкий, чем общение. Коммуникация – процесс передачи информации кому-либо и способы общения, позволяющие передавать и принимать разнообразную информацию. Цель коммуникации – обеспечить понимание полученной и передаваемой информации. Компетентный – надлежащий, знающий, осведомлённый, авторитетный в какой-то области.
Коммуникативная компетентность – умение общаться, быстро и чётко устанавливать деловые и дружеские контакты с людьми, хорошая осведомлённость в области коммуникаций (общения) и умение воплотить знания на практике. Коммуникативная компетентность определяется как эффективность общения: способность и реальная готовность к речевому общению, адекватная целям, сферам и ситуациям общения, способность к речевому взаимодействию и речевому действию и включает:

- знание речевых норм, функционального использования языка;
- речевые умения и навыки;
- собственно-коммуникативные умения: выбор языковой нормы, сообразно ситуации; навыки речевого общения с учётом того, с кем, когда и с какой целью мы говорим.
Признаки коммуникативной компетентности: 1) быстрая и точная ориентировка во взаимодействии; 2) стремление понять друг друга в контексте конкретной ситуации; 3) установка в контакте не только на дело, но и на партнёра; 4) уверенность в себе, адекватно включённая в ситуацию; 5) владение ситуацией, готовность проявить инициативу; 6) большая удовлетворённость в общении и уменьшение нервно-психических затрат в процессе коммуникации; 7) умение эффективно общаться в разных статусно-ролевых позициях.
Коммуникативная компетентность включает в себя:
- языковой компонент (формирование лексических и грамматических навыков);
- речевой компонент (смысловое, логическое построение высказывания, умение аргументировать свою позицию, вести дискуссию, задавать вопросы, слушать, устанавливать контакт);
- учебно-познавательный компонент (умение работать с информацией);
- социокультурный компонент (культура коммуникации в условиях сотрудничества, умение выслушать партнёра, встать на его позицию и сформулировать её);
- этикетный и общекультурный компонент.

4. Психологические особенности устного выступления.
Устное выступление произносится с целью информирования слушателей и оказания на них желаемого воздействия (убеждение, внушение, воодушевление, призыв к действию и т.д.). По своему характеру устное выступление представляет собой монологическую речь. Если рассматривать публичное выступление с психологической точки зрения, это не просто монолог перед аудиторией, а сложный процесс общения со слушателями, причём процесс не односторонний, а двусторонний, то есть диалог. Взаимодействие между говорящим и аудиторией носит характер субъектно-субъектных отношений. Та и другая сторона являются субъектами совместной деятельности, сотворчества, и каждая выполняет свою роль в этом сложном процессе публичного выступления. Устное выступление характеризуется рядом особенностей, определяющих её сущность:

Гост

ГОСТ

Понятие компетентности

Компетентность – это совокупность определенных способностей, свойств и качеств личности, которые необходимы человеку для успешного выполнения профессиональной деятельности в конкретной сфере.

Высокий уровень профессиональной компетентности делает специалиста конкурентоспособным и повышает его востребованность на рынке труда. Именно поэтому важно не просто получить ряд знаний, умений и навыков по определенной профессии (специальности), но и сформировать необходимую профессиональную компетентность.

Формирование компетентности – это процесс, предполагающий наличие определенного стандарта, овладение которым является ориентиром для специалиста.

Профессиональная компетентность включает в себя совокупность взаимосвязанных характеристик, к которым относятся:

  1. Когнитивная и гностическая – отражают наличие у специалиста необходимых профессиональных знаний.
  2. Регулятивная – умение использовать свои знания в определенной профессиональной деятельности.
  3. Рефлексивно-статусная – направлена на признание собственного авторитета и позволяет действовать определенным образом.
  4. Нормативная – включает в себя круг профессиональных полномочий сотрудника и сферу его деятельности.
  5. Коммуникативная – выполнение профессиональной деятельности всегда осуществляется посредством взаимодействия и общения.

Понятие коммуникативной компетентности руководителя

Коммуникативная компетентность руководителя предполагает развитие у него определенных умений:

Готовые работы на аналогичную тему

Таким образом, коммуникативная компетентность руководителя имеет большое значение для эффективности его управленческой деятельности. Для того, чтобы данный вид компетенции был сформирован должным образом необходимо обладать знаниями в сфере межличностного взаимодействия, владеть всеми средствами общения, быть гибким и уметь адаптироваться в любой ситуации.

Успешность управленческой деятельности руководителя во многом зависит от его взаимодействия и общения с подчиненными. Для того, чтобы общение с подчиненными было продуктивным, необходимо уметь организовать его на разных уровнях, в зависимости от ситуации.

Уровни общения с подчиненными:

  1. Уровень коммуникативных установок партнера – учет особенностей поведения личности в обществе и коллективе.
  2. Уровень включенности сотрудника в систему общения и межличностного взаимодействия.
  3. Уровень эмоциональной оценки нормам общения.

Основные составляющие коммуникативной компетенции руководителя: прогностическая, диагностическая, организационная, программирующая и исполнительская.

Коммуникативный потенциал руководителя – это единство трех его составляющих:

  1. Коммуникативные свойства личности руководителя – индивидуальная манера общения, предпочитаемые способы общения, потребность в общении.
  2. Коммуникативные способности руководителя – активность и инициативность в общении, эмоциональный отклик на собеседника и его состояние (психологическое, эмоциональное и т.д.).
  3. Коммуникативная компетентность – знание и владение нормами и правилами общения, психотехниками и технологий общения в целом.

Важную роль в управленческой деятельности играют экспрессивные навыки общения, представляющие систему умений, создающих единство голосовых, мимических, визуальных и моторных средств коммуникации.

Основные составляющие коммуникативной компетенции руководителя и их значимость в управленческой деятельности

Для жизни и полноценного развития организации важны и необходимы как внешние, так и внутренние коммуникации. Внутри организации в обязательном порядке должны быть налажены как вертикальные, так и горизонтальные каналы передачи информации, и отработаны коммуникативные навыки в межличностном взаимодействии сотрудников между собой, а также сотрудников с руководством. Кроме того, необходимо указать, что именно руководитель в организации является носителем культуры, представляет собой ролевую модель поведения, которую осознанно или неосознанно копируют его подчиненные. И работники, и организация в целом будут настолько коммуникативно-компетентны, насколько топ-менеджер понимает ценность коммуникаций и насколько он сам компетентен в этой области.

От уровня коммуникативной компетентности руководителя зависит успешность его управленческой деятельности. Это обусловлено тем, что именно посредством коммуникации руководитель способен обеспечить:

  • своевременное и качественное выполнение профессиональных задач;
  • решение типичных и нестандартных управленческих проблем (сложных ситуаций, вопросов);
  • найти выход из любой управленческой ситуации;
  • предвидеть проблемы и предотвратить их;
  • своевременно принимать необходимые управленческие решения;
  • своевременно реагировать на любые изменения, уметь их инициировать и управлять ими;
  • владеть современными технологиями управления коллективом;
  • владеть проектными технологиями;
  • развивать ресурсы и возможности сотрудников.

Таким образом, коммуникативная компетентность – это качество действий управленца, которые обеспечивают эффективное взаимодействие с различными организациями, органами власти и управления, их представителями; умение вести деловые переговоры, навыки ведения деловой переписки и исполнения представительских функций, умение общаться с коллегами по работе, разрешать спорные и конфликтные ситуации; владение навыками ораторского искусства, активного слушания (умение слышать и понимать партнера), аргументации и убеждения, мотивации подчиненных.

ТЕМА 1. КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА

Понятие коммуникативная компетентность

Значение коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности психолога.

Критерии развития коммуникативной компетенции

Упражнения для развития коммуникативной компетентности

ПОНЯТИЕ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

В настоящее время существует большое количество определений коммуникативной компетентности, но чаще всего КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬрассматривается как внутренняя система ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций личностного взаимодействия. Компетентность в общении имеет, несомненно, инвариантные общечеловеческие характеристики и в тоже время характеристики, исторически и культурно обусловленные.

В коммуникативной компетентности можно выделить три составляющие:

— точность (правильность) восприятия других людей,

— развитость невербальных средств общения,

— владение устной и письменной речью.

— брать на себя и исполнять различные социальные роли,

— адаптироваться в социальных группах и ситуациях,

— свободно владеть вербальными и невербальными средствами общения,

— осознание человеком своих ценностных ориентаций, потребностей,

— техники работы с людьми, их чувствами, психологическими состояниями.

Другими словами человек является коммуникативно компетентным, если у него развиты способности: гностические, экспрессивные и интерактивные. В состав коммуникативных способностей входит следующая совокупность знаний и умений:

— знание типов характеров и темпераментов людей;

— знание того, как люди с различными индивидуальными особенностями реагируют на различные коммуникативные ситуации;

— знание о том, как интересы, потребности и состояния людей проявляются в их коммуникативной деятельности;

— знание норм и форм поведенческого и речевого этикета;

Коммуникативная компетентность в профессиональной деятельности судьи

. дисциплинарной ответственности. Понятие коммуникативной компетентности судьи и личные качества судьи, владеющего коммуникативной компетентностью Для того чтобы определить понятие коммуникативной компетентности судьи, следует определить, что означает коммуникативная компетентность в целом. «Коммуникативная компетентность – это способность человека к общению в одном, .

— знание приемов и методов убеждения, других способов психологического воздействия на людей;

— знание о том, как человек выглядит со стороны, что в нем нравится и не нравится окружающим людям;

— умение правильно оценивать окружающих людей;

— умение предвидеть то, как человек будет реагировать на сложившуюся социальную ситуацию;

— умение гибко подстраиваться под партнера по общению;

— умение пользоваться формами поведенческого и речевого этикета с соблюдением существующих социальных, моральных и этических норм;

— умение наблюдать за людьми в процессе общения с ними, делать правильные выводы о них;

— умение правильно подбирать и исполнять социальные (коммуникативные) роли;

— умение располагать к себе людей, вызывать их доверие;

— умение убеждать людей, сохраняя хорошие взаимоотношения с ними.

Компетентность в общении предполагает, что человек готов и умеет строить контакт на разной психологической дистанции – и отстранённой, и близкой. В целом компетентность в общении обычно связана с овладением не какой-либо одной позицией в качестве наилучшей, а с адекватным приобщением к их спектру. Гибкость в адекватной смене психологических позиций – один из существенных показателей компетентного общения.

Общение, в котором проявляется коммуникативная компетентность человека, имеет две стороны: мотивационную и инструментальную.

Мотивационная сторона общения – это то, что инициирует, побуждает, направляет и поддерживает его.

Инструментальная сторона общения включает в себя то, при помощи чего оно реализуется. Сюда входят перечисленные выше знания и умения.

ЗНАЧЕНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА

Под профессиональным общением психологов, с научной точки зрения, можно понимать:

А) Все виды общения, в которые вовлечен психолог, включая как повседневные бытовые контакты, так и рабочие, в широком смысле производственные отношения.

Б) Общение специалиста-психолога на работе, во время выполнения своих профессиональных обязанностей.

В) Общение психологов между собой.

Первое понимание включает в себя остальные два, а второе и третье взаимно дополняют друг друга.

Профессиональное общение психолога может быть рассмотрено из нескольких позиций, каждая из которых определяет свою специфическую точку зрения и задает особенную логику размышления.

С позиции партнера по общению компетентность психолога в общении нередко представляется довольно опасным оружием (психолог знаком с разными приемами и техниками убеждения, манипуляциями и т.п.).

Чтобы быть неопасным, необходимо довольно глубоко проработать свое внутреннее содержание, чтобы выстроить внутренний образ себя — как человека и как профессионала.

Важной составляющей коммуникативного общения является умение задавать вопросы

. состояния сдержанности и замкнутости и устраняем возможные барьеры в общении; Партнер становится источником информации, идей и предложений. Так . или психологом, в любой сфере жизнедеятельности вам пригодится умение правильно задавать вопросы. В любой беседе, как в . разговору необходимое время; Перехватить и удержать инициативу в общении; Перевести разговор на другую тему; Перейти от монолога .

С позиции самого психолога его общение может рассматриваться с двух несовпадающих точек зрения:

1.Как инструмент, как одно из средств из профессионального арсенала, которым обязан владеть.

2.Как условие собственной жизни — индивидуальной не в меньшей степени, чем социальной. Т.е. общение как ценность, а не средство.

В этой позиции психологу как профессионалу важно разграничивать сферы профессиональной и личной жизни.

С позиции коллеги-психолога общение рассматривается как предмет профессиональной оценки. Требования к общению в данном случае растворены в технологии профессионального взаимодействия и рассматриваются как средство решения профессиональных задач.

В настоящее время существую нормы и требования к профессиональному общению в диаде психолог – клиент, владение которыми говорит о коммуникативной компетентности психолога.

Характеристики профессионального общения:

Сензитивностъ.

Гибкость в средствах.

Целенаправленность.

Проницательность.

Рефлексивную позицию.

Долженствование.

Безоценочность.

8.Бесконфликтность.

КРИТЕРИИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

В настоящее время актуальным является поиск таких форм повышения квалификации и их сочетаний, которые в максимальной степени будут способствовать становлению коммуникативной компетенции психологов. В качестве показателей развития коммуникативной компетентности психолога можно считать следующие:

  • готовность к проявлению компетентности (т.е. мотивационный аспект);
  • владение знанием содержания компетентности (т.е. когнитивный аспект);
  • опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (т.е. поведенческий аспект);
  • отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения (ценностно-смысловой аспект);
  • эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности.

Возможен следующий вариант их диагностики:

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Все встают в затылок друг другу и последний поворачивает предпоследнего и передает ему мимикой какое-либо чувство (радость, гнев, печаль, удивление и т.п.), второй человек должен передать следующему это же чувство.

У первого спрашивают, какое чувство он получил, и сравнивают с тем, какое чувство было послано вначале.

При деловом общении основная часть коммуникации осуществляется за счет невербальных средств выражения — жестов, мимики, телодвижений. Научиться читать эти невербальные сигналы полезно каждому человеку. Предлагаем вам к следующему занятию изучить основные сигналы этой азбуки. Возможно, придется воспользоваться специальной литературой, но многое можно подметить при повседневном общении или смоделировать логически и экспериментально. Например, известно, что если ребенок говорит неправду, он после этого неосознанно прикрывает руками рот. На протяжении всей жизни I человек непроизвольно продолжает использовать этот жест, меняется только скорость совершения жеста и его форма становится более завуалированной — иногда рот частично прикрывается одним пальцем, иногда рука прикасается к носу, к уху, шее.

Давайте подготовимся к тому, чтобы подмечать несоответствие между жестами, микросигналами организма и произнесенными словами. Подготовьтесь сделать некоторые заметки.

Ознакомимся с некоторыми известными наблюдениями. Ваша задача состоит в том, чтобы находить отличия в мимике и жестах вашего напарника при произнесении им каждой фразы. Что сигнализирует об обмане? Это может быть искривление лицевых мышц, расширение или сужение зрачков, испарина на лбу, поднятая бровь, бегающий взгляд, искривление уголков рта, румянец на щеках, учащенное моргание, нервозные движения и другие мелкие жесты, которые вы интуитивно можете заметить. Попробуйте в качестве домашнего задания понаблюдать разные позы собеседников при общении, чтобы на следующем занятии попытаться отличить правдивое или ложное утверждение.

Давайте разделимся на три команды. В первую команду войдут те, кто не имел возможности ознакомиться со специальной литературой об изучении жестов и. телодвижений. Они будут испытуемыми. Кто желает участвовать в первой команде — просим вас выйти вперед. Пожалуйста.

Сейчас предлагаем такую процедуру. Представитель первой команды выходит и здоровается с кем-то из представителей второй команды, вызывая его на разговор. Можно говорить стоя, а можно и расположиться на заранее подготовленных местах. В разговоре игрок сообщает свое первое утверждение, затем разворачивается и уходит на исходную позицию. Затем он повторяет свой выход, здороваясь с представителем второй команды, и сообщает ему второе, утверждение. В качестве собеседника он может выбрать того же самого игрока или любого другого, по своему усмотрению. Жюри внимательно смотрит и анализирует поведение собеседников. Игроки могут выбрать себе необходимый реквизит, подготовить места для размещения и создания необходимой ситуации. По окончании диалога жюри сообщает результат деятельности испытуемых и экспертов, с полным анализом жестов. Итак, представитель первой команды выходит, завязывается диалог с представителями второй команды, после чего эксперты определяют правдивые и ложные утверждения, а жюри производит анализ и оценку. Так повторяется несколько раз. Жюри руководит работой.

Завершается упражнение вопросами — что удалось и что оказалось сложным для чтения мыслей людей по их жестам, поступкам, телодвижениям. Все желающие могут взять слово. Жюри держит инициативу в своих •руках.

Вруках искусного артиста самый обыкновенный предмет может преобразиться и стать совсем не тем, чем он показался бы на первый взгляд. Для этого даже не нужно слов, ведь дать понять, что это за предмет, можно и пантомимой, жестами и движениями, имитируя действия с ним. Карандаш может стать подзорной трубой, лист бумаги — зеркалом, носовой платок — листом бумаги, подушкой или салфеткой. И все это — без единого слова. Итак, искусство пантомимы. Ведущий берет в руки некоторый предмет и превращает его в нечто другое. Когда всем становится ясно, во что же превратился этот предмет, ведущий передает его по кругу следующему участнику. Получив предмет, этот новый участник превращает его в нечто совсем-совсем другое и производит при этом соответствующие манипуляции, чтобы зрители могли догадаться, что это за предмет. Таким образом, предмет путешествует от одного участника к другому и постоянно меняет свою сущность. И все это ~ без единого слова. Итак, ведущий выбирает предмет и начинает его превращать. Он передает его по кругу так, чтобы волшебниками стали все. Заботимся о том, чтобы ваша пантомима была понятна и интересна. Подводим итоги. Пускаем по кругу свои листочки. Выставим оценку всем участникам конкурса пантомимы. Определим суммарный балл вашего выступления, который дала вам группа.

Сейчас вам предлагается выполнить несколько несложных заданий, точнее — сымитировать их выполнение. Задания следующие:

1) Пришиваем пуговицу.

2) Собираемся в дорогу.

3) Выполняем работу по дому.

4) Выступаем в цирке.

Особенность этих заданий в том, что каждое из них вы будете выполнять попарно, причем напарники встанут друг напротив друга и один из них станет на время зеркалом, то есть будет копировать все движения своего партнера. Затем партнеры меняются ролями. Итак, все пары по очереди выполняют задания по своему выбору. Один из них исполнитель, а другой — его зеркальное отражение, подражающее всем движениям исполнителя. Остальные участники группы — зрители, они наблюдают за игрой пары и выставляют партнеру, играющему роль зеркала, оценку за артистизм. Затем партнеры в паре меняются ролями. Пары; по-очереди меняются, таким образом, перед группой выступают все ее участники. Каждый выступает в двух ролях: в роли исполнителя и в роли зеркала. Группа «оценивает актеров, играющих роль зеркала, по пятибалльной системе. Затем оценки всех участников будут суммироваться и каждый сможет узнать об успешности своей работы в роли зеркала.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Что такое коммуникативная компетентность?

2. Значение коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности психолога?

3. Значение коммуникативной компетентности в жизни человека?

4. Раскройте содержание основных характеристик профессионального общения психолога.

5. Что может являться критерием оценки развития коммуникативной компетентности психолога?

6. Какие методики могут быть использованы для оценки уровня развития коммуникативной компетентности?

7. Найдите одну из методик оценки уровня развития коммуникативной компетентности и проведите ее.

Примеры похожих учебных работ

Развитие коммуникативных навыков у детей с задержкой психического развития

. детстве. Это побуждает обратиться к рассмотрению и развитию коммуникативных отношений детей друг с другом. На ранних этапах развития общение выступает как особая коммуникативная деятельность, направленная на формирование отношений. В .

Основные психологические условия эффективности коммуникативной стороны в педагогическом .

. интересы и чувства; Коммуникативные способности педагога поддаются развитию. Хорошие результаты в . особого упоминания заслуживает работа индийских психологов П. Джанак и С. . представляет собой закрепленный опыт общения с учащимися, опыт данного .

Общение как предмет социально-психологического исследования

. идет о его отношении к другому. Коммуникативная сторона общения отражает тот аспект межличностного контакта, который выражается . также рассмотрена с точки зрения транзактного анализа американским психологом Э. Берном. С его точки зрения, в каждом .

Пашукова — Теории общения в отечественных и зарубежных психологических исследованиях

. значительные различия в изучении общения у американских и западноевропейских психологов и психологов, работавших в социалистических . был выделен свой предмет исследования и внимание привлекали вполне определенные аспекты общения. В необихевиористкой .

Принципы и правила работы психолога

. получения согласия испытуемого. - Принцип компетентности психолога требует от психолога браться за решение только тех . характера. - Правило профессионального общения психолога и испытуемого. Психолог должен владеть методами психодиагностической .

Концепции одарённости и её развития

. психологов ближнего зарубежья (А.М. Матюшкин, Н.Н. Поддъяков, Д.Б. Богоявленская, Н.С. Лейтес и др.). Основные концептуальные положения белорусских учёных относительно одарённости и её развития. Особенности развития . к классификации предметов и .

Читайте также: