Когда написание букв обозначающих безударные гласные звуки в корне слов надо запоминать конспект
Обновлено: 06.07.2024
1. Учащиеся научатся правильно писать непроверяемые безударные гласные в корне слова.
2. Учащиеся получат возможность научиться видеть и проверять безударные гласные в корне слова.
1. Формировать умение определять учебную задачу,
планировать свои действия.
2. Формировать умение анализировать, осуществлять
обобщение, строить логические рассуждения, включающие
установление причинно-следственных связей.
3. Формировать умение владеть диалогической формой речи и учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию
- Учащиеся научатся определять учебную задачу.
- Учащиеся получат возможность научиться составлять план своих действий.
- Учащиеся научатся выявлять существенные признаки при анализе объектов, осуществлять обобщение.
- Учащиеся получат возможность научиться строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.
- Учащиеся научатся владеть диалогической речью.
- Учащиеся получат возможность научиться учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
Воспитывать культуру речи: учить правильно видеть и проверять безударные гласные в корне слова.
- У учащихся будет сформировано умение правильно видеть и проверять безударные гласные в корне слова.
- У учащихся может быть сформирован навык культурной речи
- Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная
- Дидактические средства: учебник, рабочая тетрадь.
- Интерактивные средства: компьютер, проектор, экран, презентация
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Методы и приемы работы
Планируемые результаты (ПР)
Метапредметные (П, Р, К)
1.Мотивация учебной деятельности
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Алия Нурбековна, сегодня я проведу у вас урок русского языка.
- Проверьте готовность к уроку, у вас на столах должны быть - учебник, рабочая тетрадь и пенал
- Откройте тетради, запишите число, классная работа
К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Самооценка готовности к уроку.
- Подчеркните орфограммы в слове классная и в слове работа.
- Какие это орфограммы?
Давайте выполним минутку чистописания
- Чтобы узнать какую букву мы будем прописывать, надо выполнить задание. Взгляните на слайд, вам нужно внимательно посмотреть, на записанные буквы и найти лишнюю.
Р, Н, Г, Д, К, М (слайд)
- Почему буква К лишняя?
-Что ещё мы знаем об этой букве?
- Прописываем в тетради до конца строки заглавную и строчную букву Кк.(слайд).(Соблюдая при этом высоту каждой буквы и наклон, так же обратите внимание на соединение букв).
- Кто закончил поднимите руку.
- Сегодня мы с вами поработаем над новой темой, а над какой вы узнаете, выполнив задание.
- Будем писать букву К
- Потому что она глухая, а остальные звонкие.
-Она согласная, парная по глухости и звонкости, по мягкости и твёрдости.
К: умеют строить свое речевое высказывание
Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
3.Проблемное объяснение нового знания.
- Посмотрите на слайд.
Прочитайте данное стихотворение.
- Как называется стихотворение?
- О чём говорится в стихотворении?
- Тогда почему стихотворение называется Жёлтые мышки?
-Верно, этим и интересен заголовок стихотворения.
- Ребята, как проверить безударную гласную в корне слова?
- Посмотрите вновь на стихотворение. В стихотворении есть слова с выделенными буквами. Определите работая в парах, в каких словах вы можете проверить выделенные буквы. (Проверьте их.)
(Окном – окна; Ветерок – ветер, вторую запомнить;
Веселится – весело, веселье; Притаится – тайна;
Листочки – листья; Бегут – бег;
Дорожке – словарное слово; Жёлтый – словарное слово. ).
- В каких словах написание выделенных букв вы не смогли проверить?
- Где можно проверить написание таких слов?
- Спишите любое предложение. Только обратите внимание на то, что текст состоит из двух предложений. А вы выберите, то которое вам больше нравится.
- Подчеркните орфограммы в словах.
- И так ребята, во всех ли словах русского языка можно проверить написание буквы, обозначающей безударный звук в корне слова?
- Откройте учебник на странице 104.
- Каждый читает по одному предложению. Начинаем с первого ряда. Каждый внимательно следит и слушает
- Потом будут вопросы.
- Какие слова называют словарными?
- Верно, Кто сформулирует тему сегодняшнего урока? (слайд)
- В стихотворении говорится о ветре и листочках.
- Потому что ветер поднимает листочки, и они похожи на жёлтых мышек, которые бегут.
- Нужно изменить форму слова, или подобрать однокоренное слово, так чтобы проверяемая гласная стояла под ударением.
- О кном – окна;
Ветерок – ветер, (вторую запомнить);
Веселится – весело, веселье;
Притаится – тайна;
Листочки – листья;
Бегут – бег;
Дорожке – словарное слово;
Жёлтый – словарное слово.
- Дорожке, жёлтый, ветерок.
- Потому что это словарные слова.
- В орфографическом словаре.
-Выбирают и списывают предложение
- Слова с безударной гласной в корне, которую проверить нельзя
-Когда написание букв, обозначающих безударные гласные звуки в корне слов, надо запомнить?. (безударные гласные звуки в корне слов, надо запомнить)
Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
К: умение слушать и понимать мнение других.
К:умение строить свое речевое высказывание; умение работать в парах.
Л: умение самостоятельно ставить задачи урока.
4.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Сейчас я вам прочитаю загадку, а вы внимательно слушайте.
Ягодку сорвать легко —
Ведь растет невысоко.
Под листочки загляни-ка —
Там созрела. (Земляника)
- Какие буквы надо запомнить в слове ЗЕМЛЯНИКА?
-Запишите слово в тетрадь и подчеркните в нем непроверяемые гласные.
- Ребята, а вы знаете почему землянику так назвали?
- Прочитайте текст упражнения 164,на странице 104.
- Какие три словарных слова вы увидели в тесте?
- Слово земляника мы уже записали. Через запятую напишите слова Ягоды и Языке, подчеркните буквы, написание которых нужно запомнить.
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
1) Словарные слова.
2) Приёмы запоминания.
Глоссарий по теме:
Гласный звук – это звук состоит только из голоса; при произнесении его воздух проходит через рот свободно, без преград; этот звук образует слог.
Ударный звук – гласный звук в ударном слоге (под ударением).
Безударный звук – гласный звук в безударном слоге (без ударения).
Проверяемое слово – это слово, в котором проверяется написание буквы, обозначающей безударный гласный звук.
Проверочное слово – это слово, в котором проверяемая буква обозначает ударный гласный звук.
Корень – общая часть родственных слов.
Однокоренные слова – слова, имеющие общую часть (корень) и общее значение.
Орфограмма - буква, написание которой надо проверить или запомнить.
Основная и дополнительная литература по теме урока
1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 103 - 111.
2. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.
Открытые электронные ресурсы по теме урока
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
1. В русском языке есть слова, в которых написание буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне, проверить нельзя. Правописание таких слов надо или запомнить, или проверять по орфографическому словарю. Такие слова называют словарными. В каждом классе будем знакомиться с новыми словарными словами.
2. Давайте начнем знакомство с несколькими новыми словарными словами. Отгадайте загадку:
В красной рубашке.
Всяк поклон отдаёт.
5. Отгадайте следующую загадку про название какой-то ягоды:
Эти ягоды все знают –
Нам лекарство заменяют.
Если вы больны ангиной,
Пейте на ночь чай с …. .
7. Прочитайте предложения.
Страсть как захотелось медвежатам малинки. Тайком от мамы медведицы удрали в малинник. До чего же в малиновых кустах хорошо! Слышны голоса малиновок, пахнет вареньем из малины.
Найдите все однокоренные слова словарному слову малина. Выделите корни в подчёркнутых словах.
Обратите внимание: в корнях родственных слов пишется одна и та же буква непроверяемого безударного гласного. Буква безударного гласного в корне слова – это орфограмма. Её надо проверить или запомнить.
8. Произнесите слова: лягушка, молоток, одежда. В каждом слове поставьте ударение и определите место орфограммы. Постарайтесь запомнить эти словарные слова. Для этого проговорите каждое слова по 3 раза так, чтобы на месте орфограммы четко слышался звук написанной буквы.
9. Запоминать слова можно по-разному. Могут помочь мнемонические приёмы. Мнемоника (с греческого – искусство запоминания), система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путем образования специальных связей - ассоциаций.
10. Познакомьтесь с несколькими мнемоническими приёмами:
Газета – можно выделить слово ГАЗ, горизонт – можно разделить на две части ГОРИ и ЗОНТ, метро – МЕТР, пирог – ПИР и т.д.
ботинок образовалось от устаревшего слова боты;
дневник – это записи, которые ведутся день за днём, родственное ежедневнику;
малина – состоит как бы из малых ягодок и т. д.
13. Для запоминания словарных слов часто используются стихи, например:
Трудные учить слова
Помогает нам игра.
Петуха назвали " Петя " –
Петь он любит на рассвете.
А медведь, наоборот,
Петь не любит, любит мёд.
Лиса – лисица, посмотри,
Очень любит букву И.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание. Алфавитный порядок слов.
Расставьте слова в алфавитном порядке.
яблоня, алфавит, скоро, рисунок, до свидания, сахар, родина, лопата, посуда, берёза
алфавит, берёза, до свидания, лопата, посуда, рисунок, родина, сахар, скоро, яблоня
Тема урока: Буквы, безударных гласных в корне, которые нужно запомнить.
Тип урока: урок отработки умений и рефлексии
Класс: 2
Цель: обобщить и дополнить знания учащихся о правописании непроверяемых безударных гласных в корне.
Задачи:
обобщить и дополнить знания учащихся о правописании непроверяемых безударных гласных в корне; формировать умения видеть и правильно писать безударные гласные в корне слова, правописание которых нужно запомнить.
способствовать развитию письменной речи, памяти, умение точно отвечать на вопросы, формировать умение быстро и согласованно работать в парах; способствовать развитию правильной речи.
воспитывать интерес к предмету русский язык; взаимопомощь, взаимопроверку, самооценку учащихся; формировать положительное отношение к учебе.
УУД:
Личностные: развитие мотивов учебной деятельности;
Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формирование волевой саморегуляции; освоение способов решения проблем поискового характера; выявление и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог; формирование умения объяснять свой выбор при ответе на вопрос; формирование умения слышать учителя, отвечать на вопрос, аргументировать;
Познавательные: формирование умения ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи; формирование умений производить простые логические действия (анализ, синтез, обобщение).
Министерство образования, науки и молодёжной политики
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
Русский язык
Выполнила: Бойченко Д.В.
студентка Ш-31 группы
Технологическая карта урока
Тема урока: Буквы, безударных гласных в корне, которые нужно запомнить.
Тип урока: урок отработки умений и рефлексии
Цель: обобщить и дополнить знания учащихся о правописании непроверяемых безударных гласных в корне.
Образовательная:
обобщить и дополнить знания учащихся о правописании непроверяемых безударных гласных в корне; формировать умения видеть и правильно писать безударные гласные в корне слова, правописание которых нужно запомнить.
Развивающая:
способствовать развитию письменной речи, памяти, умение точно отвечать на вопросы, формировать умение быстро и согласованно работать в парах; способствовать развитию правильной речи.
Воспитательные:
воспитывать интерес к предмету русский язык; взаимопомощь, взаимопроверку, самооценку учащихся; формировать положительное отношение к учебе.
Личностные: развитие мотивов учебной деятельности;
Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формирование волевой саморегуляции; освоение способов решения проблем поискового характера; выявление и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог; формирование умения объяснять свой выбор при ответе на вопрос; формирование умения слышать учителя, отвечать на вопрос, аргументировать;
Познавательные: формирование умения ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи; формирование умений производить простые логические действия (анализ, синтез, обобщение).
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
1).Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности.
- Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь.
Сегодня я проведу у вас урок русского языка.
- Давайте покажем друг другу, как должна лежать тетрадь, и как должен сидеть ученик, который внимательно слушает учителя?
Тема урока: Когда написание букв, обозначающих безударные гласные звуки в корне слов, надо запомнить?
Цель: формировать умения видеть и проверять безударные гласные в корне слова; развивать письменную речь, умение точно отвечать на вопросы.
Учебные задачи:
Направленные на достижение личностных результатов:
1.Навыки принятия и освоение социальной роли обучающегося, мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения;
2.Этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
3.Эстетические потребности, ценности и чувства;
Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
1.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств её осуществления;
2.Способность решения проблем творческого и поискового характера;
3.Умение определять общую цель и пути её достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Направленные на достижение предметных результатов обучения:
1.Позитивные отношения к правильной устной и письменной речи, как к показателям общей культуры и
гражданской позиции человека;
2.Первоначальные представления о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
3.Навык овладения учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Читайте также: