Когда написание букв обозначающих безударные гласные звуки в корне слов надо запоминать конспект

Обновлено: 06.07.2024

1. Учащиеся научатся правильно писать непроверяемые безударные гласные в корне слова.

2. Учащиеся получат возможность научиться видеть и проверять безударные гласные в корне слова.

1. Формировать умение определять учебную задачу,

планировать свои действия.

2. Формировать умение анализировать, осуществлять

обобщение, строить логические рассуждения, включающие

установление причинно-следственных связей.

3. Формировать умение владеть диалогической формой речи и учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию

- Учащиеся научатся определять учебную задачу.

- Учащиеся получат возможность научиться составлять план своих действий.

- Учащиеся научатся выявлять существенные признаки при анализе объектов, осуществлять обобщение.

- Учащиеся получат возможность научиться строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

- Учащиеся научатся владеть диалогической речью.

- Учащиеся получат возможность научиться учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Воспитывать культуру речи: учить правильно видеть и проверять безударные гласные в корне слова.

- У учащихся будет сформировано умение правильно видеть и проверять безударные гласные в корне слова.

- У учащихся может быть сформирован навык культурной речи

  1. Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная
  2. Дидактические средства: учебник, рабочая тетрадь.
  3. Интерактивные средства: компьютер, проектор, экран, презентация

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Методы и приемы работы

Планируемые результаты (ПР)

Метапредметные (П, Р, К)

1.Мотивация учебной деятельности

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Алия Нурбековна, сегодня я проведу у вас урок русского языка.

- Проверьте готовность к уроку, у вас на столах должны быть - учебник, рабочая тетрадь и пенал

- Откройте тетради, запишите число, классная работа

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Самооценка готовности к уроку.

- Подчеркните орфограммы в слове классная и в слове работа.

- Какие это орфограммы?

Давайте выполним минутку чистописания

- Чтобы узнать какую букву мы будем прописывать, надо выполнить задание. Взгляните на слайд, вам нужно внимательно посмотреть, на записанные буквы и найти лишнюю.

Р, Н, Г, Д, К, М (слайд)

- Почему буква К лишняя?

-Что ещё мы знаем об этой букве?

- Прописываем в тетради до конца строки заглавную и строчную букву Кк.(слайд).(Соблюдая при этом высоту каждой буквы и наклон, так же обратите внимание на соединение букв).

- Кто закончил поднимите руку.

- Сегодня мы с вами поработаем над новой темой, а над какой вы узнаете, выполнив задание.

- Будем писать букву К

- Потому что она глухая, а остальные звонкие.

-Она согласная, парная по глухости и звонкости, по мягкости и твёрдости.

К: умеют строить свое речевое высказывание

Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

3.Проблемное объяснение нового знания.

- Посмотрите на слайд.

Прочитайте данное стихотворение.

- Как называется стихотворение?

- О чём говорится в стихотворении?

- Тогда почему стихотворение называется Жёлтые мышки?

-Верно, этим и интересен заголовок стихотворения.

- Ребята, как проверить безударную гласную в корне слова?

- Посмотрите вновь на стихотворение. В стихотворении есть слова с выделенными буквами. Определите работая в парах, в каких словах вы можете проверить выделенные буквы. (Проверьте их.)

(Окном – окна; Ветерок – ветер, вторую запомнить;

Веселится – весело, веселье; Притаится – тайна;

Листочки – листья; Бегут – бег;

Дорожке – словарное слово; Жёлтый – словарное слово. ).

- В каких словах написание выделенных букв вы не смогли проверить?

- Где можно проверить написание таких слов?

- Спишите любое предложение. Только обратите внимание на то, что текст состоит из двух предложений. А вы выберите, то которое вам больше нравится.

- Подчеркните орфограммы в словах.

- И так ребята, во всех ли словах русского языка можно проверить написание буквы, обозначающей безударный звук в корне слова?

- Откройте учебник на странице 104.

- Каждый читает по одному предложению. Начинаем с первого ряда. Каждый внимательно следит и слушает

- Потом будут вопросы.

- Какие слова называют словарными?

- Верно, Кто сформулирует тему сегодняшнего урока? (слайд)

- В стихотворении говорится о ветре и листочках.

- Потому что ветер поднимает листочки, и они похожи на жёлтых мышек, которые бегут.

- Нужно изменить форму слова, или подобрать однокоренное слово, так чтобы проверяемая гласная стояла под ударением.

- О кном – окна;

Ветерок – ветер, (вторую запомнить);

Веселится – весело, веселье;

Притаится – тайна;

Листочки – листья;

Бегут – бег;

Дорожке – словарное слово;

Жёлтый – словарное слово.

- Дорожке, жёлтый, ветерок.

- Потому что это словарные слова.

- В орфографическом словаре.

-Выбирают и списывают предложение

- Слова с безударной гласной в корне, которую проверить нельзя

-Когда написание букв, обозначающих безударные гласные звуки в корне слов, надо запомнить?. (безударные гласные звуки в корне слов, надо запомнить)

Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

К: умение слушать и понимать мнение других.

К:умение строить свое речевое высказывание; умение работать в парах.

Л: умение самостоятельно ставить задачи урока.

4.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Сейчас я вам прочитаю загадку, а вы внимательно слушайте.

Ягодку сорвать легко —

Ведь растет невысоко.

Под листочки загляни-ка —

Там созрела. (Земляника)

- Какие буквы надо запомнить в слове ЗЕМЛЯНИКА?

-Запишите слово в тетрадь и подчеркните в нем непроверяемые гласные.

- Ребята, а вы знаете почему землянику так назвали?

- Прочитайте текст упражнения 164,на странице 104.

- Какие три словарных слова вы увидели в тесте?

- Слово земляника мы уже записали. Через запятую напишите слова Ягоды и Языке, подчеркните буквы, написание которых нужно запомнить.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

1) Словарные слова.

2) Приёмы запоминания.

Глоссарий по теме:

Гласный звук – это звук состоит только из голоса; при произнесении его воздух проходит через рот свободно, без преград; этот звук образует слог.

Ударный звук – гласный звук в ударном слоге (под ударением).

Безударный звук – гласный звук в безударном слоге (без ударения).

Проверяемое слово – это слово, в котором проверяется написание буквы, обозначающей безударный гласный звук.

Проверочное слово – это слово, в котором проверяемая буква обозначает ударный гласный звук.

Корень – общая часть родственных слов.

Однокоренные слова – слова, имеющие общую часть (корень) и общее значение.

Орфограмма - буква, написание которой надо проверить или запомнить.

Основная и дополнительная литература по теме урока

1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 103 - 111.

2. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.

Открытые электронные ресурсы по теме урока

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

1. В русском языке есть слова, в которых написание буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне, проверить нельзя. Правописание таких слов надо или запомнить, или проверять по орфографическому словарю. Такие слова называют словарными. В каждом классе будем знакомиться с новыми словарными словами.


2. Давайте начнем знакомство с несколькими новыми словарными словами. Отгадайте загадку:

В красной рубашке.

Всяк поклон отдаёт.




5. Отгадайте следующую загадку про название какой-то ягоды:

Эти ягоды все знают –

Нам лекарство заменяют.

Если вы больны ангиной,

Пейте на ночь чай с …. .



7. Прочитайте предложения.

Страсть как захотелось медвежатам малинки. Тайком от мамы медведицы удрали в малинник. До чего же в малиновых кустах хорошо! Слышны голоса малиновок, пахнет вареньем из малины.

Найдите все однокоренные слова словарному слову малина. Выделите корни в подчёркнутых словах.

Обратите внимание: в корнях родственных слов пишется одна и та же буква непроверяемого безударного гласного. Буква безударного гласного в корне слова – это орфограмма. Её надо проверить или запомнить.

8. Произнесите слова: лягушка, молоток, одежда. В каждом слове поставьте ударение и определите место орфограммы. Постарайтесь запомнить эти словарные слова. Для этого проговорите каждое слова по 3 раза так, чтобы на месте орфограммы четко слышался звук написанной буквы.

9. Запоминать слова можно по-разному. Могут помочь мнемонические приёмы. Мнемоника (с греческого – искусство запоминания), система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путем образования специальных связей - ассоциаций.

10. Познакомьтесь с несколькими мнемоническими приёмами:


Газета – можно выделить слово ГАЗ, горизонт – можно разделить на две части ГОРИ и ЗОНТ, метро – МЕТР, пирог – ПИР и т.д.


ботинок образовалось от устаревшего слова боты;

дневник – это записи, которые ведутся день за днём, родственное ежедневнику;

малина – состоит как бы из малых ягодок и т. д.

13. Для запоминания словарных слов часто используются стихи, например:

Трудные учить слова

Помогает нам игра.

Петуха назвали " Петя " –

Петь он любит на рассвете.

А медведь, наоборот,

Петь не любит, любит мёд.

Лиса – лисица, посмотри,

Очень любит букву И.


Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. Алфавитный порядок слов.

Расставьте слова в алфавитном порядке.

яблоня, алфавит, скоро, рисунок, до свидания, сахар, родина, лопата, посуда, берёза

алфавит, берёза, до свидания, лопата, посуда, рисунок, родина, сахар, скоро, яблоня

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Буквы, безударных гласных в корне, которые нужно запомнить.

Тип урока: урок отработки умений и рефлексии

Класс: 2

Цель: обобщить и дополнить знания учащихся о правописании непроверяемых безударных гласных в корне.

Задачи:

обобщить и дополнить знания учащихся о правописании непроверяемых безударных гласных в корне; формировать умения видеть и правильно писать безударные гласные в корне слова, правописание которых нужно запомнить.

способствовать развитию письменной речи, памяти, умение точно отвечать на вопросы, формировать умение быстро и согласованно работать в парах; способствовать развитию правильной речи.

воспитывать интерес к предмету русский язык; взаимопомощь, взаимопроверку, самооценку учащихся; формировать положительное отношение к учебе.

УУД:

Личностные: развитие мотивов учебной деятельности;

Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формирование волевой саморегуляции; освоение способов решения проблем поискового характера; выявление и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог; формирование умения объяснять свой выбор при ответе на вопрос; формирование умения слышать учителя, отвечать на вопрос, аргументировать;

Познавательные: формирование умения ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи; формирование умений производить простые логические действия (анализ, синтез, обобщение).


Министерство образования, науки и молодёжной политики

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

Русский язык

Выполнила: Бойченко Д.В.

студентка Ш-31 группы

Технологическая карта урока

Тема урока: Буквы, безударных гласных в корне, которые нужно запомнить.

Тип урока: урок отработки умений и рефлексии

Цель: обобщить и дополнить знания учащихся о правописании непроверяемых безударных гласных в корне.

Образовательная:

обобщить и дополнить знания учащихся о правописании непроверяемых безударных гласных в корне; формировать умения видеть и правильно писать безударные гласные в корне слова, правописание которых нужно запомнить.

Развивающая:

способствовать развитию письменной речи, памяти, умение точно отвечать на вопросы, формировать умение быстро и согласованно работать в парах; способствовать развитию правильной речи.

Воспитательные:

воспитывать интерес к предмету русский язык; взаимопомощь, взаимопроверку, самооценку учащихся; формировать положительное отношение к учебе.

Личностные: развитие мотивов учебной деятельности;

Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формирование волевой саморегуляции; освоение способов решения проблем поискового характера; выявление и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог; формирование умения объяснять свой выбор при ответе на вопрос; формирование умения слышать учителя, отвечать на вопрос, аргументировать;

Познавательные: формирование умения ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи; формирование умений производить простые логические действия (анализ, синтез, обобщение).

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1).Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности.

- Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь.

Сегодня я проведу у вас урок русского языка.

- Давайте покажем друг другу, как должна лежать тетрадь, и как должен сидеть ученик, который внимательно слушает учителя?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Когда написание букв, обозначающих безударные гласные звуки в корне слов, надо запомнить?

Цель: формировать умения видеть и проверять безударные гласные в корне слова; развивать письменную речь, умение точно отвечать на вопросы.

Учебные задачи:

Направленные на достижение личностных результатов:

1.Навыки принятия и освоение социальной роли обучающегося, мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения;

2.Этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

3.Эстетические потребности, ценности и чувства;

Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

1.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств её осуществления;

2.Способность решения проблем творческого и поискового характера;

3.Умение определять общую цель и пути её достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Направленные на достижение предметных результатов обучения:

1.Позитивные отношения к правильной устной и письменной речи, как к показателям общей культуры и

гражданской позиции человека;

2.Первоначальные представления о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;

3.Навык овладения учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Читайте также: