Князь андрей и пьер конспект
Обновлено: 08.07.2024
Путь к себе Андрея Болконского
Андрей Болконский богат, хорош собой, женат на очаровательной женщине. Что заставляет его бросить успешную карьеру и спокойную обеспеченную жизнь? Болконский пытается найти своё предназначение.
Болконский вновь стремится быть полезным не только своей семье, но и Отечеству. Занятия государственными делами ненадолго увлекают героя. Встреча с Наташей Ростовой открывает глаза на фальшивую натуру Сперанского. Смыслом жизни становится любовь к Наташе. Снова мечты, снова планы и снова разочарование. Фамильная гордость не позволила князю Андрею простить роковую ошибку своей будущей жены. Расстроилась свадьба, развеялись надежды на счастье.
Вновь Болконский поселяется в Богучарове, решив заняться воспитанием сына и обустройством своего имения. Отечественная война 1812 года пробудила в герое лучшие его качества. Любовь к Родине и ненависть к захватчикам заставляют вернуться на службу и посвятить свою жизнь Отечеству.
Найдя истинный смысл своего существования, главный герой становится другим человеком. В его душе больше нет места тщеславным помыслам и эгоизму.
Простое счастье Пьера Безухова
Путь исканий Болконского и Безухова описывается на протяжении всего романа. Автор не сразу приводит героев к заветной цели. Непросто обретение счастья далось и Пьеру.
Молодой граф Безухов, в отличие от своего друга, в поступках руководствуется велением сердца.
В первых главах произведения перед нами наивный, добрый, легкомысленный молодой человек. Слабохарактерность и доверчивость делают Пьера уязвимым, заставляют совершать необдуманные поступки.
Пьер Безухов, подобно Андрею Болконскому, мечтает о будущем, восхищается Наполеоном, пытается найти свою жизненную дорогу. Путём проб и ошибок герой добивается желанной цели.
Перелом для Пьера Безухова наступает с началом Отечественной войны. Он так же, как и князь Болконский воодушевляется патриотическими идеями. На свои деньги формирует полк, находится на передовой во время Бородинского сражения.
Разобравшись в себе, Пьер Безухов стал лучше понимать окружающих. Он безошибочно выбирает правильный путь, обретает настоящую любовь и семью.
Общая цель
Тема: Духовные искания Болконского, Безухова, Ростовой. Светское общество.
Путь к себе Андрея Болконского
Андрей Болконский богат, хорош собой, женат на очаровательной женщине. Что заставляет его бросить успешную карьеру и спокойную обеспеченную жизнь? Болконский пытается найти своё предназначение.
Болконский вновь стремится быть полезным не только своей семье, но и Отечеству. Занятия государственными делами ненадолго увлекают героя. Встреча с Наташей Ростовой открывает глаза на фальшивую натуру Сперанского. Смыслом жизни становится любовь к Наташе. Снова мечты, снова планы и снова разочарование. Фамильная гордость не позволила князю Андрею простить роковую ошибку своей будущей жены. Расстроилась свадьба, развеялись надежды на счастье.
Вновь Болконский поселяется в Богучарове, решив заняться воспитанием сына и обустройством своего имения. Отечественная война 1812 года пробудила в герое лучшие его качества. Любовь к Родине и ненависть к захватчикам заставляют вернуться на службу и посвятить свою жизнь Отечеству.
Найдя истинный смысл своего существования, главный герой становится другим человеком. В его душе больше нет места тщеславным помыслам и эгоизму.
Простое счастье Пьера Безухова
Путь исканий Болконского и Безухова описывается на протяжении всего романа. Автор не сразу приводит героев к заветной цели. Непросто обретение счастья далось и Пьеру.
Молодой граф Безухов, в отличие от своего друга, в поступках руководствуется велением сердца.
В первых главах произведения перед нами наивный, добрый, легкомысленный молодой человек. Слабохарактерность и доверчивость делают Пьера уязвимым, заставляют совершать необдуманные поступки.
Пьер Безухов, подобно Андрею Болконскому, мечтает о будущем, восхищается Наполеоном, пытается найти свою жизненную дорогу. Путём проб и ошибок герой добивается желанной цели.
Перелом для Пьера Безухова наступает с началом Отечественной войны. Он так же, как и князь Болконский воодушевляется патриотическими идеями. На свои деньги формирует полк, находится на передовой во время Бородинского сражения.
Разобравшись в себе, Пьер Безухов стал лучше понимать окружающих. Он безошибочно выбирает правильный путь, обретает настоящую любовь и семью.
Встреча с Пьером Безуховым после возвращения его из плена, его внимание и любовь окончательно исцелили Наташу. Настоящую любовь она испытывает лишь к нему, к тому человеку, с которым находит полное взаимопонимание и женой которого становится, погружаясь в мир семейных и материнских забот.
Светское общество в романе Война и мир Льва Толстого .
Представители светского общества играют привычные роли, в соответствии с требованиями в их среде. Общение между дворянами построено на лжи, лицемерии и лести. Искренность чувств в их среде не приветствуется. Между собой они говорят на французском языке, тем самым дистанцируясь от остального народа России. За внешним лоском и красотой светского общества скрываются фальшь, наигранность и подражание чужим манерам. Характерными представителями аристократии Петербурга являются члены семьи Курагиных. Для старого князя Василия на первом месте в его жизни – расчёт, и личная выгода. Он появляется только там, где есть возможность познакомиться с нужными людьми. Когда Пьер Безухов в одночасье получает титул графа и становится богатым наследником, вокруг него разгораются нешуточные интриги между Курагиными и Трубецкими. Князь Василий хитростью присваивает себе доходы молодого графа и женит его на своей развратной дочери Элен.
На фоне искусственного петербургского общества особняком стоят Пьер Безухов и Андрей Болконский. Они лишены притворства, имеют свою точку зрения. Андрея Болконского не устраивает праздность петербургского общества. Окончательно разочаровавшись в его устоях, он уходит на войну.
Московское светское общество проще и непринуждённее столичного. Его представители – живые, открытые, отзывчивые и гостеприимные люди. На их светских раутах можно услышать споры, различные дискуссии, личное мнение. Московские балы проходят позитивно и весело. Иногда на светских мероприятиях присутствуют и дети, которые разряжают обстановку шалостями, смехом. В московских дворянах меньше напыщенности и эгоизма. Они не такие продажные, как петербуржцы. В тоже время, и в этом обществе есть место зависти, сплетням, насмешкам.
Ярким представителем дворянства Москвы является добрая и гостеприимная семья Ростовых. Их члены ближе к простому народу и к его традициям. В семье говорят на русском языке, хотя могут и на французском. Граф Илья Андреевич по-отечески заботится о своих крепостных людях. Во время Отечественной войны 1812 года сыновья Ростовых с оружием в руках защищают страну от французов.
Толстой сумел в своём произведении достоверно передать быт, поведение и взгляды светского общества того времени.
Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова
Герой попадает на войну, но осознает главное только после возвращения с фронта домой. Жена погибает, подарив ему маленького сына. Персонаж впадает в уныние, хандру. Взбодрить князя смог Пьер. Андрей снова отправляется на защиту родины, осваивает государственные дела. Нравственные предпочтения героя меняются – в нем исчезают тщеславие, эгоизм, самовлюбленность.
Пьер женился на красавице Элен, но брак оказался несчастным. Элен умирает, освобождая Безухова от уз брака. Герой ставит перед собой задание – найти свой путь в жизни. Он вступает в масонское общество с благими намерениями, но сталкивается с ложью и лицемерием. Очередное разочарование толкает Безухова на войну.
Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова
В духовных исканиях Пьер всегда прислушивается к своему сердцу. Основные черты характера: доброта, легкомыслие, наивность. Персонаж имеет слабый характер, доверяет людям, уязвимый, поэтому часто действует необдуманно. Основные аспекты духовных исканий:
- В начале произведения Наполеон вызывает восхищение у Безухова;
- Герой стремится найти свой путь в жизни, не боится ошибаться, пробовать;
- На войне Пьер осознает, что оказался не на своем месте;
- В плену духовные терзания заставили многое переосмыслить;
- Общение с Каратаевым стало ключевым моментом в смене приоритетов Безухова;
- Его духовные искания завершаются стремлением к простому человеческому счастью.
Понадобилось много времени, чтобы Пьер окончательно понял себя. Ему удалось разобраться в окружающих людях, сделать выводы, принять правильное решение.
Духовные искания князя начались с желания попасть на войну. Ему не хочется тихого семейного уюта, он жаждет подвигов, славы, героизма. Жизнь преподнесла ему урок, когда Болконский получил ранение. Это заставило его о многом задуматься. Перед важным сражением герой осознает, что нет ничего важнее близких людей; гнаться за любовью чужих, незнакомых личностей бессмысленно.
Жизненные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова
Жизненные поиски Пьера заканчиваются свадьбой с Наташей Ростовой. Он обретает спокойствие, домашний уют и любовь. Безухов чувствует, что нашел свое место в жизни, он счастлив.
Уроки 126–127
ПУТЬ ИСКАНИЙ ГЛАВНЫХ ГЕРОЕВ Л. Н. ТОЛСТОГО.
АНДРЕЙ БОЛКОНСКИЙ И ПЬЕР БЕЗУХОВ
Цели : выделить важнейшие этапы в духов ном развитии князя Андрея Болконского и Пьера Безухова, определить, в чем схожи и в чем различны герои Толстого, помочь осмыслить всю сложность исканий А. Болконского и П. Безухова; выявить авторское отношение к героям и определить свой взгляд на героев и их поступки.
Эпиграф к урокам :
Путь исканий князя Андрея и Пьера – это путь сближения с народом. А народ – есть носитель лучших человеческих качеств.
I. Реализация индивидуальных заданий учащихся.
1. Чтение сочинений, рецензирование.
2. Рассказ о судьбе героев Толстого в эпилоге.
1. Где и когда автор впервые знакомит читателей с князем Андреем Болконским и Пьером Безуховым?
2. Что примечательно в их внешности? (А. Болконский – весьма красивый молодой человек, изящный аристократ. Князь Андрей небольшого роста. У него усталый, скучающий взгляд в салоне Шерер.
3. На какие черты характера героев обращает внимание писатель? (Пьер – искренний и непосредственный, он не знает еще жизни. На вечере у Шерер Пьер высказывает смелые мысли, говорит убежденно.
5. Пьер и Андрей в жизни проходят через ряд сменяющих друг друга этапов, через увлечения и разочарования. Какие важнейшие этапы в духовном развитии героев можно выделить? (Вот, к примеру, важнейшие пути этапа в духовном развитии князя Андрея Болконского.
– На первом этапе – отвращение к светской фальши, симпатии к непосредственной простоте, стремление к славе, желание совершить подвиг, восхищение Наполеоном.
– Аустерлицкое сражение. Разочарование в своем кумире, резкая критика Наполеона. Болконский понимает, что честолюбивые замыслы не могут принести счастье, стать смыслом жизни. Внимание к простому солдату.
– Новое разочарование князя Андрея (в деятельности Сперанского).
– Любовь к Наташе.
– Под Бородиным – чувство единения с народом.
– В последние часы жизни – глубокая человечность, а затем путь к каратаевщине, полное торжество которой возможно только в смерти. Принятие всеобщей любви.)
6. Как ведут себя герои в различных сложных ситуациях? Как стремятся прожить свою жизнь?
8. Как и при каких обстоятельствах Пьер попал в плен? Чем важна для него встреча с Платоном Каратаевым?
9. Когда и где завершают свой путь исканий князь Андрей Болконский и Пьер?
10. Кто ближе из них автору? А вам?
Болконский – сухой, гордый и холодный с теми, кто ему неприятен. Добрый и искренний с теми, кого уважает.
У него незаурядный ум, сильная воля, но есть и тщеславие. Его путь – путь сближения с народом; в служении народу видит свое назначение. Смерть оборвала его искания.
Домашнее задание.
Обобщить полученные знания о нравственных исканиях героев романа Л.Н. Толстого “Война и мир”.
Поразмышлять над вопросом о возможных путях развития России во 2-й половине 19 века и определить отношение Л.Н. Толстого к этому вопросу, анализируя образы главных героев романа.
Продолжить развитие умения учащихся работать с текстом художественного произведения. Продолжить развитие монологической речи учащихся, умения аналитически мыслить, сопоставлять понятия, образы, делать выводы на основе фактов. Продолжить обучение умению вести дискуссию.
Воспитывать интерес к литературе, к творчеству великого классика русской литературы Л.Н. Толстого. Воспитывать умение работать в коллективе, активную жизненную позицию учащихся, чувство патриотизма. Формировать Я-концепцию учащихся.
урок повторительно-обобщающий с элементами новых знаний.
Оборудование урока:
на уроке используется презентация (на слайдах тема урока, название урока, проблемный вопрос урока, портрет Л.Н. Толстого, эпиграфы к уроку);
на уроке используется раздаточный материал: таблицы, систематизирующие знания учащихся об образах главных героев романа Л.Н. Толстого; карточки с цитатами из романа, справочными материалами о славянофилах и западниках.
Основные приемы и методы:
урок построен с использованием приемов технологии личностно-ориентированного обучения, приемов технологии развития критического мышления; используется проблемный, эвристический, поисковый методы обучения.
На доске слайд с портретом писателя и названием изучаемого произведения.
1. Организационный момент. Слово учителя с элементами беседы. Стадия вызова.
- Продолжим разговор о романе Л.Н. Толстого “Война и мир”. На предыдущих уроках мы говорили о двух главных героях великой эпопеи: о Пьере Безухове и Андрее Болконском, - обсуждали трудный путь их духовных, нравственных исканий. Как относится Лев Толстой к своим героям? Почему именно так? Почему так подробно писатель говорит об их судьбе в своем романе?
( И Пьер, и Андрей проходят на страницах романа сложный путь самосовершенствования, обретения себя, путь к пониманию своего предназначения в жизни. В человеке, по мнению Л.Н. Толстого, не должна прекращаться внутренняя работа, и результат ее - обретение истины. Лучшие герои писателя повторяют его нравственный кодекс).
- Но так ли все просто у Толстого-философа, мыслителя? Только ли о предназначении человека размышляет он в своем романе?
Вторая половина 19 века. Писателей, общественных деятелей волнует и судьба России, пути ее развития. Назовите, пожалуйста, писателей второй половины 19 века, на страницах произведений которых встает этот вопрос?
(И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов, Ф.М. Достоевский и др.)
- А что думает Л.Н. Толстой? Каким видит путь развития России? Как представляет его в своем романе? Пожалуйста, предположите. (Учащиеся высказываю свои мнения).
- Эти вопросы - главные на нашем уроке сегодня. Как они могут быть связаны с вопросом о нравственных исканиях главных героев романа “Война и мир”?
На доске слайд с темой урока: “Нравственные искания Андрея
Болконского и Пьера Безухова”.
Ребята высказывают свои предположения.
- Таким образом, на основании изученного материала, проследив еще раз жизненный путь героев, мы попытаемся понять, что думал великий мыслитель, патриот своей страны о ее судьбе. Попробуйте придумать название нашего урока.
На доске слайд с названием урока: “Две дороги – два пути развития России”. На слайде эпиграфы к уроку.
“Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, …, начинать и бросать, и опять бросать… А спокойствие – душевная подлость”. (Л.Н. Толстой).
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
(А.С. Пушкин)
- Два эпиграфа – две части в названии нашего урока. Соотнесите эпиграфы с частями названия урока. Как вы понимаете смысл слов “дорога” и “путь” в этом контексте?
На слайде представлен проблемный вопрос урока.
Как понимание нравственных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова ведет к представлению о путях развития России во второй половине 19 века?
2. Стадия осмысления.
2.1. Чтобы ответить в дальнейшем на наш проблемный вопрос, вспомним, что мы знаем о героях романа Л.Н. Толстого?
Предлагается работа с таблицей, которая составлена учащимися на предыдущих уроках во время разговора об образах Андрея Болконского и Пьера Безухова. Таблица у каждого ученика.
Читайте также: