Потребление или инвестиции активы в трех измерениях конспект

Обновлено: 05.07.2024

Формирование цели,с этого начинается любое финансовое планирование. Изначально определяем какая сумма понадобится для достижения цели и когда нам необходимо будет её накопить. Цели может быть долгосрочной (например достойная пенсия). Следовательно отвечаем на конкретные вопросы: возраст в котором я уйду на пенсию и сколько ежемесячно хочу получать? Цели может быть краткосрочной (например накопить на новый компьютер). Здесь нужно определить какими характеристиками должен обладать новый компьютер, что позволяет определиться со стоимостью и уставить дату когда эта покупка произойдёт.

Следующим шагом определяем источники дохода. В этом помогут активы и пассивы.

Актив - то, что приносит доход: банковский вклад, драгоценные металлы, ценные бумаги, квартира (если сдаётся в аренду), автомобиль (если на нём работают) и т.д

Пассивы - обязательства: кредит, долги, алименты, квартплата за квартиру, транспортный налог и т.д

Разницу между активом и пассивом необходимо регулярно фиксировать, как минимум, один раз в квартал, для того чтобы иметь представление о своём капитале. Дополнительно эта процедура даёт понимание насколько достижима будет наша цель.

Активы делятся на потребительские, которые поддерживают уровень жизни. не предназначены для дополнительного дохода, а компенсируют расходы и инвестиционные, которые нацелены на получение дополнительных доходов.

Активы бывают одновременно потребительскими и инвестиционными. К примеру квартира: в одном случая в ней живём, получаем расходы на квартплату, содержание и ремонт. В другом её можно сдать в аренду или продать что принесёт доход.

Понравилась статья - тогда ставь палец вверх и подписывайся, мне будет приятно! Спасибо за уделенное время. Желаю Вам финансовых успехов!

Личное финансовое планирование. Роль денег в нашей жизни. Потребление или инвестиции. Активы в трех измерениях. Модель трех капиталов.

Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Налогообложение граждан.

Депозит. Условия депозита. Риски и управление ими.

Кредит. Виды кредитов. Условия кредита. Риски и управление ими. Способы выплаты кредита.

Расчетно-кассовые операции. Обмен валют. Банковский перевод. Банковские карты и выбор банковской карты. Риски и управление ими.

Формы дистанционного банковского обслуживания. Банкомат. Мобильный банкинг. Онлайн-банкинг.

Принципы инвестирования. Инвестиционное профилирование. Формирование инвестиционного портфеля. Пересмотр инвестиционного портфеля. Типичные ошибки инвесторов.

Страхование. Участники страхового рынка. Страхование для физических лиц. Страхование жизни. Страхование имущества. Страхование ответственности. Государственное пенсионное страхование.

Выбор финансового посредника. Выбор финансового посредника. Юридические аспекты отношений с финансовым посредником. Защита от финансовых махинаций.

ВложениеРазмер
finansovaya_gramotnost.doc 91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7

на заседании ШМО

УТВЕРЖДЕНА приказом заместителя директора по УВР

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(наименование учебного предмета, курса)

основное общее образование

программа составлена учителем

истории и обществознания

Астраханцевой Еленой Александровной

первая квалификационная категория

(Ф.И.О, квалификационная категория)

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

К планируемым результатам освоения программы относятся:

- мотивация к труду;

- стремление строить свое будущее на основе целеполагания и планирования;

- первоначальные навыки принятия грамотных и обоснованных финансовых решений.

- принятие решений за настоящее и будущее финансовое благополучие, благополучие своей семьи.

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

- самостоятельное планирование основных этапов для достижения целей, в том числе выбор альтернативных путей, осознанное использование наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- умение оценивать правильность выполнения учебных задач;

- обладать способностью и навыками принятия решений на основе сравнительного анализа сберегательных альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов личного бюджета.

По окончании освоения программы курса внеурочной деятельности учащиеся научатся:

- раскрывать содержание понятий деньги, функции денег, потребление, инвестиции;

- понимать основы управления деньгами;

- характеризовать основные виды, функции и продукты, услуги учреждений финансовой сферы;

- выбирать условия и инструменты принятия грамотных потребительских решений в финансовой сфере;

- выстраивать и анализировать структуру семейного бюджета;

- характеризовать инструменты инвестирования;

- понимать и осознавать важность инвестирования в образование;

- характеризовать основные виды налогов, права потребителей услуг учреждений финансовой сферы и требования по обязательному раскрытию информации;

- определять основные виды рисков при использовании продуктов, услуг учреждений финансовой сферы.

Учащиеся получат возможность научиться:

- управлять деньгами, учитывать движение денежных средств;

- применять способы распределения денег между сбережениями и расходами, критически рассматривать возможности в сфере планирования личного бюджета, бюджета семьи;

- применять способы обоснованного выбора конкретного учреждения финансовой сферы в качестве партнера, критически рассматривать предложения продуктов, услуг учреждений финансовой сферы;

- применять инструменты инвестирования ресурсов с учетом личных интересов;

- распознавать финансовые пирамиды и аферы, применять инструменты страхования своих действий по управлению бюджетом и личными финансами.

Личное финансовое планирование. Роль денег в нашей жизни. Потребление или инвестиции. Активы в трех измерениях. Модель трех капиталов.

Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Налогообложение граждан.

Депозит. Условия депозита. Риски и управление ими.

Кредит. Виды кредитов. Условия кредита. Риски и управление ими. Способы выплаты кредита.

Расчетно-кассовые операции. Обмен валют. Банковский перевод. Банковские карты и выбор банковской карты. Риски и управление ими.

Формы дистанционного банковского обслуживания. Банкомат. Мобильный банкинг. Онлайн-банкинг.

Принципы инвестирования. Инвестиционное профилирование. Формирование инвестиционного портфеля. Пересмотр инвестиционного портфеля. Типичные ошибки инвесторов.

Страхование. Участники страхового рынка. Страхование для физических лиц. Страхование жизни. Страхование имущества. Страхование ответственности. Государственное пенсионное страхование.

Выбор финансового посредника. Выбор финансового посредника. Юридические аспекты отношений с финансовым посредником. Защита от финансовых махинаций.

При реализации программы используются следующие виды и формы деятельности:

В ходе изучения данного курса учащиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы. При работе над проектами учащиеся усовершенствуют навык поиска информации в компьютерных и некомпьютерных источниках информации.

Возможные темы проектов. Возможен стенд, плакат, компьютерная презентация, учебное пособие, справочник, подборка материалов прессы и т.п.

• Молодой человек на рынке труда (Как найти достойную работу?).

• Бизнес (иллюстрированный словарь).

• Как работает современный рынок.

При реализации программы используются следующие формы виды деятельности:

• Участие учащихся в творческих конкурсах (школьных, муниципальных, республиканских, всероссийских) и Олимпиадах по финансовой грамотности.

Курс включает две темы:

  • управление личными финансами;
  • управление инвестиционным капиталом.

Лекция 3. Инвестиции в трех измерениях.

Каким требованиям должны соответствовать те инвестиции, которые мы делаем? Возможно ли, чтобы в одном финансовом инструменте сочетались все свойства инвестиций? Отвечает автор и лектор курса Николай Иосифович Берзон, заслуженный экономист РФ, д.э.н., профессор НИУ ВШЭ, руководитель Федерального методического центра по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования.

Цикл лекций по финансовой грамотности создан в рамках реализации проекта "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развития финансового образования в Российской Федерации", по направлению "Содействие в создании кадрового потенциала учителей, методистов, администраторов образовательных организаций в области финансовой грамотности, а также эффективной инфраструктуры по поддержке их деятельности по распространению финансовой грамотности".

Современную жизнь трудно представить без денег. Куда ни глянь, чего не коснись – все требует денег. Для кого-то деньги стали мерилом счастья, а для кого-то жизненной необходимостью. И их всегда не хватает. Сколько бы не получал человек – тысячу, десять тысяч или сто тысяч, ему все больше не хватает. И тут срабатывает закон экономики – что наши потребности больше наших возможностей. Конечно, может наступить такой момент, когда вы сможете удовлетворить все свои потребности, но это бывает достаточно редко.

Те люди, которые живут одним днем рискуют остаться у разбитого корыта, как старуха, из всем известной сказки. Поэтому на непредвиденный случай нам необходимо иметь резерв, который сможет нас защитить в случае болезни, потери дохода или любой другой подобной ситуации. А это значит, что мы должны сократить свое нынешнее потребление и некоторую часть дохода отложить. Но даже этого мало. Необходимо подумать еще над дополнительными источниками дохода, ведь неизвестно, что будет дальше.

Источником дополнительного дохода могут стать инвестиции в дополнительное образование или же в ценные бумаги. Это может быть и небольшая сумма. Наличие крупной суммы денег не всегда есть залогом успеха. Еще необходим ум и энергия, а деньги уже на третьем месте.

Итак, ваше финансовое планирование должно начаться с постановки целей. При этом определите, когда и какая сумма вам понадобится. Эти цели могут быть и стратегическими, например – обеспечить себе достойную старость. Цели могут быть и тактическими – накопить денег и что-нибудь купить (квартиру, машину или телевизор).

Далее необходимо определить источник денег, а для этого необходимо знать свои активы и пассивы. Активы – то чем вы владеете, а пассивы – это ваши обязательства. Баланс активов и пассивов нужно подводить регулярно, чтобы осознавать свои возможности.

Активы могут быть двух видов – потребительскими и инвестиционными. Потребительские необходимы для поддержания вашего уровня жизни, а инвестиционные предназначены для получения дополнительного дохода.

Любой актив можно рассматривать в трех измерениях.

Первое измерение – это ликвидность, то есть способность превратиться в деньги. Одни активы более ликвидны (деньги, депозит), другие менее (автомобиль, недвижимость). Ликвидность зависит от спроса и предложения и наличия рынка на этот актив.

Второе измерение – надежность. Это способность актива противостоять рискам. Актив может изменять свою надежность в зависимости от обстановки вокруг и экономической ситуации.

Третье измерение – доходность. Это способность изменять свою стоимость с течением времени. Один доллар сегодня и один доллар через год могут иметь разную покупательную способность. Стоимость денег во времени можно измерять в процентах. Доходность состоит из двух компонентов – текущего дохода и прироста стоимости. Она зависит от надежности и ликвидности актива.

Какие же существуют враги у вашего личного капитала?

Первый враг – это ваша жадность, которая толкает к получению всего и сразу. В погоне за ростом числа потребительских активов, мы забываем о резерве и инвестициях.

Второй враг – недобросовестные финансовые посредники (банки, страховые компании и другие организации). В погоне за клиентами они рассказывают о куче плюсов, опуская информацию о минусах. А некоторые из них есть явными финансовыми пирамидами.

Враг № 3 – время, которое меняет стоимость активов. Со временем все мы стареем, дом разрушается, а деньги теряют покупательную способность.

Любого врага можно преодолеть, если знать о нем чуть больше чем сейчас. Помните об этом.

Разрешите теперь вам представить модель трех капиталов: текущего, резервного и инвестиционного.

Текущий капитал – это капитал, который мы тратим ежедневно на всякие мелочи: кофе, хлеб, развлечения, квартплата, телефон и прочее. Главное требование к нему – это ликвидность.

Резервный капитал – так называемый запас на черный день. В идеале финансовый резерв должен позволить вам жить не теряя привычного уровня в течении двух лет. Он должен защитить вас от разного рода рисков. Основное требование к нему – это надежность.

Инвестиционный капитал – инвестиции в что-то, что обеспечивает вам доходность, то есть приумножение капитала. Такой капитал обычно имеет низкую ликвидность.

Данная модель позволяет сбалансировать надежность, ликвидность и доходность.

Читайте также: