Конспект внеурочного занятия я исследователь
Обновлено: 07.07.2024
определены как одно и з условий реализации основной образовательной программы начальног о общего о бразован ия.
Современные развивающие программ ы начального образования в ключают проектную деятельность в содержан ие
Актуаль ность программы та кже обусло влена ее мет одологичес кой значимость ю. Знания и умения, необходимые
для организации проектно й и и сслед овательской деятельн ости, в б удущем станут основой для организации научно -
деятельностн ый и личност ный подходы, преемственность, резу льтативность, партне рство, творче ство и у спех.
Цель программы : создание условий для у спешного освоения у чениками основ исследовательской деятель ности.
формировать предст авление об иссле дователь ском обучении как в едущем сп особе у чебной деятельн ости;
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуаль ная
работа, работа с привлечением р одител ей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музеях различного
типа, библиоте ках, на пр ишкольном у частке, проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений,
экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проект ов
и т.д. Проектная д еятель ность предусматривает поиск н еобход имой недостаю щей информац ии в э нциклопеди ях,
справочниках, книг ах, на электронных носителя х, в Интернете, СМИ и т.д. Ист очником ну жной информации могу т быть
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс - иссле дование,
коллективные и индивиду альные исследован ия, самостоятельная работа, защита исслед овательских работ, мини -
Ме тоды контроля: консуль тация, доклад, защита исследователь ских работ, выступление, выставка, презента ция,
мини - конференц ия, нау чно - исследователь ская конференци я, участие в ко нкурсах иссле довательск их работ.
- формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве;
- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- воспитание готовности вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
- воспитание толерантности к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и готовность к их обсуждению.
Регулятивные УУД:
- обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- прогнозировать предстоящую работу: определение цели учебной деятельности, выбор темы, составление плана;
- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности.
- ориентироваться в своей системе знаний;
- извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, иллюстрация);
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы.
- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
- оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им;
- осознанно выбирать критерий качественной оценки работы группы.
Основные понятия
Гипотеза, провокационная идея
Межпредметные связи
окружающий мир, математика, литературное чтение
Ресурсы:
- основные
- дополнительные
Условные обозначения
Формы работы
фронтальная, групповая, индивидуальная
Этапы урока
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Расшифруйте слово по коду (СЛАЙД №1).
В инструкционной карте запишите ответ (гипотеза)(инструкционная карта, задание № 1)
- Что такое гипотеза?
- Из предложенных на доске выберите требования, которым должна удовлетворять гипотеза (на доске должна быть сформирована таблица с двумя столбиками ГИПОТЕЗА, а затем по мере изучения нового материала ПРОВОКАЦИОННАЯ ИДЕЯ)
К гипотезе предъявляют определённые требования:
- Она должна содержать предположение;
- Она должна быть проверяема, подтверждаема;
- Она должна быть логически непротиворечивой;
- Она должна быть реально опровергаема или доказуема;
- Вспомните, какие слова и словесные конструкции нам помогут в выдвижении гипотез.
Опоры вы можете увидеть вокруг себя.
III. Создание проблемной ситуации
IV. Формулирование проблемы
ПРОВЕРКА
- Как вы думаете, как можно проверить данную гипотезу?
- В качестве гипотезы я выдвигаю следующее объяснение.
Возможно, птицы находят дорогу во время перелётов потому, что ловят сигналы из космоса
(возникает противоречие, так как данное предположение не соответствует требованиям к гипотезе)
V. Открытие нового знания
-На фоне ваших гипотез, данное предположение кажется фантастическим, неправдоподобным.
Такие предположения, идеи получили название – ПРОВОКАЦИОННАЯ ИДЕЯ (открывается второй столбик на доске для дальнейшего заполнения)
- Сформулируйте тему урока.
- Сформулируйте цель урока.
- Как вы думаете, чем гипотеза отличается от провокационной идеи?
- Зачем нужны провокационные идеи?
- Проверим ваши предположения.
Прочитайте статью в инструкционной карте, отметьте ключевые слова (инструкционная карта, обязательно статья должна быть напечатана на обратном листе )
- Подтвердились ваши предположения?
- Что узнали о провокационной идее? (заполнение таблицы на доске)
- Зачем нужны провокационные идеи?
До сих пор ученые – орнитологи спорят о том, как птицы находят дорогу во время перелетов, может быть кто-нибудь из вас в будущем ответит на этот вопрос.
VI. Применение нового знания
- Закрепим полученные знания.
- Вам необходимо разбиться на группы и выполнить задания.
- С чего начнём работу в группе? (правила работы в группе)
5. На планшете составьте 1 гипотезу и 1 провокационную идею.
6. Приготовьтесь к презентации.
7. Если осталось время, то повторите задание 5.
Задание группе:
1. На столе учителя возьмите диктофоны.
2. Послушайте внимательно старинную песню.
3. Сформулируйте основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти:
-------------------------------------------------
-------------------------------------------------
4. Сформулируйте тему исследования
-------------------------------------------------
5. На планшете составьте 1 гипотезу и 1 провокационную идею
6. Приготовьтесь к презентации.
Задание группе:
Работа на сайте ГлобалЛаб (ноутбук за столом учителя)
1. Откройте компьютер
2. Выберите раздел
3. Выберите тему
4. Напишите, почему вас заинтересовала данная тема (1-2 предложения)
----------------------------------------------------
----------------------------------------------------
5. На планшете составьте 1 гипотезу и 1 провокационную идею
6. Приготовьтесь к презентации.
VII. Итог урока
- Что такое провокационная идея?
- Чем провокационная идея отличается от гипотезы?
- Зачем нужны провокационные идеи?
Цель данного занятия - создание условий для проявления творческой активности, познавательного интереса учащихся через включение их в эксперименты, опыты исследовательской направленности.
Тема: Проведение экспериментов
Цель: создание условий для проявления творческой активности, познавательного интереса обучающихся через включение их в эксперименты, опыты исследовательской направленности.
Задачи: Организовать образовательное событие с целью поддержки и повышения познавательной активности обучающихся.
Способствовать развитию стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Развивать наблюдательность, навыки исследовательского поиска.
Сформировано представление о главном способе получения научной информации — эксперименте.
Личностные: навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Методы: наблюдение, исследование, анализ
Ход занятия
I. Мотивация
1. Предлагает разгадать загадку:
- Учитель читает стихотворение: - Предположите о чём сегодня пойдёт речь? (Лед и снег).
- Молодцы! Посмотрите, у Снеговика вместо конверта появились снежинка и сосулька.
- У нас сегодня на уроке еще две необычные гостьи. Знакомьтесь. Это – Снежинка, а это – Льдинка.
- дети отгадывают загадку (снег, снежинки)
Снежинка. В небе зародилась я из капельки воды
- Звездочка резная дивной красоты
- Хрусталиком искристым с неба прилечу
- Сяду и растаю, если захочу
Льдинка. И я тоже капелькой чистою была
- А когда замерзла, словно замерла
- Тоже я искристая, ростом невеличка
- Льдинка я лучистая – я твоя сестричка
2. Подводит к постановке темы занятия и формулировке проблемы:
Представьте человека, который никогда не видел снег, гуляющего в парке. Мягкие пушистые снежинки медленно падают ему на рукавичку. Он их разглядывает. И ему очень захотелось узнать… Как вы думаете, о чем?
Учитель выводит на экран вопросы:
· Где рождается снег?
· Что такое снежинки? Как они образуются?
· Узнать свойства снега и льда.
- дети формулируют вопросы
3. Постановка задачи исследования
Можем ли мы сейчас ответить на все эти вопросы? Выступление (лед)
- дети высказывают свои ответы-предположения
4. Постановка цели исследования
Что же нужно сделать, чтобы
2. Практическая работа.
Сегодня у нас урок не простой. На уроке, как настоящие ученые, мы будем заниматься исследовательской работой. Благодаря этой работе, мы с вами узнаем много нового и интересного. Учёные-исследователи проводят опыты и делают научные открытия. - Наша задача – установить родство между Льдинкой и Снежинкой.
Для этого изучим их свойства. Работаем в группах. дать ответы на все интересующие нас вопросы?
- дети отвечают (найти информацию)
Просмотр презентации о снеге,льде
II . Исследование в малых группах. Обмен информацией, фиксация фактов
1. Работа со снегом и льдом материал с иллюстрациями каждой группе
Узнаем первое свойство. Сравните цвет снега и льда с листами картона
- А теперь рассмотрите лед. Что вы скажете о цвете льда?
б) Рассмотрим второе свойство.
- Положите на пустую тарелочку открытку. Засыпьте ее снегом. Видна ли открытка через снег? О чем это говорит?
- А теперь посмотрите на эту открытку через пластинку льда. Видите рисунок? Какой лед?
-Давайте проверим лед на хрупкость.
(учитель проверяет лед на хрупкость самостоятельно в целях безопасности)
- О каком свойстве льда вы можете сказать? - Лед расколоть трудно, потому что он твердый, возьмите пластиночку льда, попробуйте её расколоть, но хрупкий.
Беседа о безопасном поведении на водоемах в зимний период.
– Ребята, кто из вас был у водоемов в зимний период?
- Чем они покрыты?
- Когда река или пруд покроются льдом, некоторые дети любят кататься на коньках или просто играть на льду. А есть люди, которые хотят сократить дорогу и не идут в обход, по мосту, а прямо по льду с одного берега на другой.
На самом деле переходить реку по льду и играть на ней или водоеме опасно. Лучше не полениться и пройти по мосту. А для игры безопаснее пользоваться катками в городе. Почему это так, как вы думаете?
- Лед на реке не везде одинаковой толщины. Поэтому не так уж редки случаи, когда лед ломался, и люди проваливались в образовавшуюся полынью. Это очень опасно, особенно, когда некому помочь или друзья не знают, как правильно нужно спасать оказавшегося в воде человека. Поэтому избегайте игр на льду водоемов и рек, для перехода на другой берег реки идите только по мосту.
(учитель дает детям в руки кусочки льда)
– КАКОЙ лед? Что вы чувствуете? Расскажите.
– Какими становятся у вас руки после того, как вы подержали кусочек льда в ладошке?
– Что стало с кубиком льда?
– Какие вы замечательные исследователи! Смотрите, сколько свойств льда вы открыли! Давайте перечислим их еще раз.
2. Выводит на экран результаты опытов
Читайте также: