Конспект внеурочного занятия я исследователь

Обновлено: 07.07.2024

определены как одно и з условий реализации основной образовательной программы начальног о общего о бразован ия.

Современные развивающие программ ы начального образования в ключают проектную деятельность в содержан ие

Актуаль ность программы та кже обусло влена ее мет одологичес кой значимость ю. Знания и умения, необходимые

для организации проектно й и и сслед овательской деятельн ости, в б удущем станут основой для организации научно -

деятельностн ый и личност ный подходы, преемственность, резу льтативность, партне рство, творче ство и у спех.

Цель программы : создание условий для у спешного освоения у чениками основ исследовательской деятель ности.

 формировать предст авление об иссле дователь ском обучении как в едущем сп особе у чебной деятельн ости;

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуаль ная

работа, работа с привлечением р одител ей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музеях различного

типа, библиоте ках, на пр ишкольном у частке, проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений,

экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проект ов

и т.д. Проектная д еятель ность предусматривает поиск н еобход имой недостаю щей информац ии в э нциклопеди ях,

справочниках, книг ах, на электронных носителя х, в Интернете, СМИ и т.д. Ист очником ну жной информации могу т быть

Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс - иссле дование,

коллективные и индивиду альные исследован ия, самостоятельная работа, защита исслед овательских работ, мини -

Ме тоды контроля: консуль тация, доклад, защита исследователь ских работ, выступление, выставка, презента ция,

мини - конференц ия, нау чно - исследователь ская конференци я, участие в ко нкурсах иссле довательск их работ.

- формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве;
- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- воспитание готовности вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
- воспитание толерантности к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и готовность к их обсуждению.

Регулятивные УУД:
- обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- прогнозировать предстоящую работу: определение цели учебной деятельности, выбор темы, составление плана;
- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности.

- ориентироваться в своей системе знаний;
- извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, иллюстрация);
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы.

- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
- оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им;
- осознанно выбирать критерий качественной оценки работы группы.

Основные понятия

Гипотеза, провокационная идея

Межпредметные связи

окружающий мир, математика, литературное чтение

Ресурсы:
- основные

- дополнительные

Условные обозначения

Формы работы

фронтальная, групповая, индивидуальная

Этапы урока

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Расшифруйте слово по коду (СЛАЙД №1).
В инструкционной карте запишите ответ (гипотеза)(инструкционная карта, задание № 1)
- Что такое гипотеза?
- Из предложенных на доске выберите требования, которым должна удовлетворять гипотеза (на доске должна быть сформирована таблица с двумя столбиками ГИПОТЕЗА, а затем по мере изучения нового материала ПРОВОКАЦИОННАЯ ИДЕЯ)
К гипотезе предъявляют определённые требования:

  • Она должна содержать предположение;
  • Она должна быть проверяема, подтверждаема;
  • Она должна быть логически непротиворечивой;
  • Она должна быть реально опровергаема или доказуема;

- Вспомните, какие слова и словесные конструкции нам помогут в выдвижении гипотез.
Опоры вы можете увидеть вокруг себя.

III. Создание проблемной ситуации


IV. Формулирование проблемы

ПРОВЕРКА
- Как вы думаете, как можно проверить данную гипотезу?
- В качестве гипотезы я выдвигаю следующее объяснение.
Возможно, птицы находят дорогу во время перелётов потому, что ловят сигналы из космоса
(возникает противоречие, так как данное предположение не соответствует требованиям к гипотезе)

V. Открытие нового знания


-На фоне ваших гипотез, данное предположение кажется фантастическим, неправдоподобным.
Такие предположения, идеи получили название – ПРОВОКАЦИОННАЯ ИДЕЯ (открывается второй столбик на доске для дальнейшего заполнения)
- Сформулируйте тему урока.
- Сформулируйте цель урока.
- Как вы думаете, чем гипотеза отличается от провокационной идеи?
- Зачем нужны провокационные идеи?
- Проверим ваши предположения.
Прочитайте статью в инструкционной карте, отметьте ключевые слова (инструкционная карта, обязательно статья должна быть напечатана на обратном листе )
- Подтвердились ваши предположения?
- Что узнали о провокационной идее? (заполнение таблицы на доске)
- Зачем нужны провокационные идеи?
До сих пор ученые – орнитологи спорят о том, как птицы находят дорогу во время перелетов, может быть кто-нибудь из вас в будущем ответит на этот вопрос.

VI. Применение нового знания


- Закрепим полученные знания.
- Вам необходимо разбиться на группы и выполнить задания.
- С чего начнём работу в группе? (правила работы в группе)

5. На планшете составьте 1 гипотезу и 1 провокационную идею.
6. Приготовьтесь к презентации.
7. Если осталось время, то повторите задание 5.

Задание группе:
1. На столе учителя возьмите диктофоны.
2. Послушайте внимательно старинную песню.
3. Сформулируйте основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти:
-------------------------------------------------
-------------------------------------------------
4. Сформулируйте тему исследования
-------------------------------------------------
5. На планшете составьте 1 гипотезу и 1 провокационную идею
6. Приготовьтесь к презентации.

Задание группе:
Работа на сайте ГлобалЛаб (ноутбук за столом учителя)
1. Откройте компьютер
2. Выберите раздел
3. Выберите тему
4. Напишите, почему вас заинтересовала данная тема (1-2 предложения)
----------------------------------------------------
----------------------------------------------------
5. На планшете составьте 1 гипотезу и 1 провокационную идею
6. Приготовьтесь к презентации.

VII. Итог урока

- Что такое провокационная идея?
- Чем провокационная идея отличается от гипотезы?
- Зачем нужны провокационные идеи?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного занятия - создание условий для проявления творческой активности, познавательного интереса учащихся через включение их в эксперименты, опыты исследовательской направленности.

Тема: Проведение экспериментов

Цель: создание условий для проявления творческой активности, познавательного интереса обучающихся через включение их в эксперименты, опыты исследовательской направленности.

Задачи: Организовать образовательное событие с целью поддержки и повышения познавательной активности обучающихся.

Способствовать развитию стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Развивать наблюдательность, навыки исследовательского поиска.

Сформировано представление о главном способе получения научной информации — эксперименте.

Конспект занятия по внеурочной деятельности

Личностные: навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Методы: наблюдение, исследование, анализ

Ход занятия

I. Мотивация

1. Предлагает разгадать загадку:

- Учитель читает стихотворение: - Предположите о чём сегодня пойдёт речь? (Лед и снег).

- Молодцы! Посмотрите, у Снеговика вместо конверта появились снежинка и сосулька.

- У нас сегодня на уроке еще две необычные гостьи. Знакомьтесь. Это – Снежинка, а это – Льдинка.

- дети отгадывают загадку (снег, снежинки)

Снежинка. В небе зародилась я из капельки воды

- Звездочка резная дивной красоты

- Хрусталиком искристым с неба прилечу

- Сяду и растаю, если захочу

Льдинка. И я тоже капелькой чистою была

- А когда замерзла, словно замерла

- Тоже я искристая, ростом невеличка

- Льдинка я лучистая – я твоя сестричка

2. Подводит к постановке темы занятия и формулировке проблемы:

Представьте человека, который никогда не видел снег, гуляющего в парке. Мягкие пушистые снежинки медленно падают ему на рукавичку. Он их разглядывает. И ему очень захотелось узнать… Как вы думаете, о чем?

Учитель выводит на экран вопросы:

· Где рождается снег?

· Что такое снежинки? Как они образуются?

· Узнать свойства снега и льда.

- дети формулируют вопросы

3. Постановка задачи исследования

Можем ли мы сейчас ответить на все эти вопросы? Выступление (лед)

- дети высказывают свои ответы-предположения

4. Постановка цели исследования

Что же нужно сделать, чтобы

2. Практическая работа.

Сегодня у нас урок не простой. На уроке, как настоящие ученые, мы будем заниматься исследовательской работой. Благодаря этой работе, мы с вами узнаем много нового и интересного. Учёные-исследователи проводят опыты и делают научные открытия. - Наша задача – установить родство между Льдинкой и Снежинкой.

Для этого изучим их свойства. Работаем в группах. дать ответы на все интересующие нас вопросы?

- дети отвечают (найти информацию)

Просмотр презентации о снеге,льде

II . Исследование в малых группах. Обмен информацией, фиксация фактов

1. Работа со снегом и льдом материал с иллюстрациями каждой группе

Узнаем первое свойство. Сравните цвет снега и льда с листами картона

- А теперь рассмотрите лед. Что вы скажете о цвете льда?

б) Рассмотрим второе свойство.

- Положите на пустую тарелочку открытку. Засыпьте ее снегом. Видна ли открытка через снег? О чем это говорит?

- А теперь посмотрите на эту открытку через пластинку льда. Видите рисунок? Какой лед?

-Давайте проверим лед на хрупкость.

(учитель проверяет лед на хрупкость самостоятельно в целях безопасности)

- О каком свойстве льда вы можете сказать? - Лед расколоть трудно, потому что он твердый, возьмите пластиночку льда, попробуйте её расколоть, но хрупкий.

Беседа о безопасном поведении на водоемах в зимний период.

– Ребята, кто из вас был у водоемов в зимний период?

- Чем они покрыты?

- Когда река или пруд покроются льдом, некоторые дети любят кататься на коньках или просто играть на льду. А есть люди, которые хотят сократить дорогу и не идут в обход, по мосту, а прямо по льду с одного берега на другой.

На самом деле переходить реку по льду и играть на ней или водоеме опасно. Лучше не полениться и пройти по мосту. А для игры безопаснее пользоваться катками в городе. Почему это так, как вы думаете?

- Лед на реке не везде одинаковой толщины. Поэтому не так уж редки случаи, когда лед ломался, и люди проваливались в образовавшуюся полынью. Это очень опасно, особенно, когда некому помочь или друзья не знают, как правильно нужно спасать оказавшегося в воде человека. Поэтому избегайте игр на льду водоемов и рек, для перехода на другой берег реки идите только по мосту.

(учитель дает детям в руки кусочки льда)

– КАКОЙ лед? Что вы чувствуете? Расскажите.

– Какими становятся у вас руки после того, как вы подержали кусочек льда в ладошке?

– Что стало с кубиком льда?

– Какие вы замечательные исследователи! Смотрите, сколько свойств льда вы открыли! Давайте перечислим их еще раз.

2. Выводит на экран результаты опытов

Читайте также: