Опорный конспект элементы гармонии в сопровождении
Обновлено: 06.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Урок музыки в 6 классе
Цель урока: создать условия для осознания и осмысления того, что значит гармония, музыкальная гармония.
Задачи урока:
- сформировать представление о гармонии, её проявлениях в жизни, искусстве, музыке;
- сформировать представление о музыкальном творчестве немецкого композитора И.С.Баха.
Развивающие:
-развивать мыслительные и речевые способности учащихся;
-развивать музыкальный слух, вокальные способности.
Воспитательные:
приобщить учащихся к музыкальным ценностям на примере музыки И.С.Баха.
способствовать развитию эстетических чувств у школьников, любви к духовной музыке.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Методы и приемы , используемые на уроке: словесный, наглядный, междисциплинарных взаимодействий, проблемного обучения, творческий, активный диалог с учащимися.
Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация к уроку, портрет И.С.Баха, напечатанные тексты.
Формируемые УУД:
Познавательные:
- уметь приводить примеры проявления гармонии в жизни и искусстве;
- сформировать представление о жизни и творчестве И.С.Баха;
- знать особенности музыкальной гармонии.
Коммуникативные:
- уметь вступать в речевое общение в группах, аргументировано вести диалог;
- уметь выявлять выраженные в музыке настроения и чувства;
- размышляя об искусстве, использовать приёмы сравнения и обобщения;
- формирование монологической речи учащихся; умение понятно, точно, корректно излагать свои мысли, умение отвечать на вопросы.
Регулятивные : формировать приемы мыслительной деятельности (сравнение, обобщение), сравнивать характер произведений искусства музыки и ИЗО, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях.
Личностные : формировать эстетические и ценностно-смысловые ориентации учащихся через произведения классического искусства, формировать позитивную самооценку, самоуважение, жизненной оптимизм, потребность в творческом самовыражении.
Музыкальное приветствие: - Прозвенел звонок. – Мы начнём урок. –
Здравствуйте, ребята. – Здравствуйте, учитель.
Актуализация знаний. Создание ситуации успеха.
Ребята, у вас на столах тексты (цитаты и фрагменты стихотворений). Дайте краткое пояснение (работа в группах: распределение ролей и функций).
2) Кто музыки не носит сам в себе,
Кто холоден к гармонии прелестной,
Тот может быть изменником, лгуном.
… Не верь такому. (В.Шекспир)
3) Те люди, которые думают, будто сначала можно решить материальные проблемы, а потом духовные - разрубают фактически человека пополам. У нас всё взаимосвязано. Человек, у которого внутренняя гармония, - он и работает иначе, он и относится к окружающим людям иначе. Александр Мень
- Какое понятие в этих литературных фрагментах является ключевым?
- Вы, наверное, догадались, о гармонии сегодня пойдёт речь на уроке.
Эпиграф к уроку : Есть ли что-нибудь более прекрасное, чем сила гармонии?
Хотелось бы видеть здесь проявление некоей божественной любви,
Узнать ее происхождение и установить связь с другими силами, которыми держится Вселенная.
Птолемей
- Что должны узнать?
2. Этап постановки цели урока.
Слово гармония оставили в наследство человечеству древние греки.
- Как вы думаете, что они называли гармонией? Предположения-высказывания ребят.
( Запись в тетрадь: Гармония – это соразмерность, согласие в сочетании чего-либо).
- Что же означает гармония в музыке? Высказывают свои предположения (работа с учебником, стр.76)
Запись в тетрадь : гармония в музыке – выражает основное свойство - благозвучие – порядок в царстве звуков, аккордов, ладов.
4. Этап первичного закрепления
- Вспомните, почему не всякий набор звуков можно назвать мелодией? (звуки должны быть взаимосвязаны между собой; содержать интонацию…)
- Всякий ли порядок аккордов, звуков в музыке можно назвать гармонией? (демонстрация) Нет согласованности.
- Какую приставку нужно добавить к понятию, чтобы получилось слово, противоположное по значению? (комфорт-дискомфорт; гармония-дисгармония)
Музыка начинается лишь тогда, когда её звуки организуются по определённым законам.
Сегодня мы сможем услышать гармонию в музыке в наивысшем её проявлении.
Обратимся к творчеству великого немецкого композитора И.С.Баха (1685-1750) – видеоэнциклопедия - просмотр (6минут) активное прослушивание. Ребята делают тезисные записи в тетради, затем рассказывают, что узнали и запомнили.
- Чем удивительна судьба композитора? Что запомнилось вам?
Прослушивание музыки. Вслушаемся в звучание Прелюдии до мажор И.С.Баха.
- Что выражает музыка? Какое состояние души она передаёт? (покой, равновесие, умиротворение, отрешение от всего суетного…слайд?)
- За счёт каких выразительных средств это достигнуто? Отчего ее музыка кажется такой светлой, такой умиротворенной, отрешенной от всего мелкого, суетного? (Каковы темп? Динамика? Ритм? Движение мелодических линий.
- Какие средства музыкальной выразительности не претерпевают изменений? Темп, ритм, динамика, движение мелодии …
Характер музыкального течения: негромкий, неторопливый, не содержащий никаких срывов и неожиданностей.
Вывод: произведения созвучны по настроению и средствам выразительности.
Эта песня – о мечте человека, о его возвышенных стремлениях. В сказочной повести французского писателя А.де Сент-Экзюпери путь маленького принца принёс ему знание самых важных на свете вещей: что такое истинная любовь и истинная дружба, что такое ответственность за другое живое существо и что именно всё это составляет главное богатство жизни. Постарайтесь выразить голосом настроение мечты, возвышенных стремлений, непрерывно струящийся свет - исполнение
- Что означает гармония?
- Где присутствует гармония?
- Основные свойства гармонии в музыке?
Домашнее задание: узнать ответ на вопрос - согласно древнегреческим мифам чьей дочерью являлась Гармония?
И хотелось бы закончить наш урок следующими строками:
У каждого из нас есть много звуков в сердца глубине,
Неясных дум, неспетых песен много.
Наполни смыслом, светом их.
И в каждый день, что проживёшь,
Ты капельку гармонии внесёшь.
Живите в гармонии с музыкой, с собой, с мыслями, чувствами и тогда мир будет в вашей душе.
Данное пособие является результатом двадцатипятилетнего педагогического опыта автора. Основываясь на принципах традиционной школы гармонии, автор нашел убедительную форму и ясное, доступное изложение материала, обеспечивающее эффективное освоение предмета.
В пособии три раздела. В первом разделе в сжатой, емкой форме излагаются основные теоретические положения курса гармонии; во втором - раскрываются некоторые методические принципы гармонизации мелодии и использование их в школьной практике; третий раздел представляет собой методическую записку к открытому уроку: "Использование мелодий школьного и дошкольного репертуара на уроках гармонии.
Данное учебно-методическое пособие по гармонии предназначено для учащихся музыкально-педагогических училищ, но может быть также использовано в практической деятельности музыкальных работников детских школьных и дошкольных учреждений. Пособие явилось итогом многолетней работы автора с будущими учителями музыки и музыкальными руководителями детских садов. При составлении пособия учитывались специфика контингента учащихся педагогических училищ, в большинстве своем не обладающих достаточной профессиональной подготовкой; особенности специализации, требующие прежде всего выработки практических навыков и умений в освоении предмета; программа по гармонии, не рассчитанная на углубленное прохождение курса. Содержание работы представляет собой лаконичное последовательное изложение в доступной, доходчивой форме основных теоретических положений курса гармонии и обучение практическому их применению в музыкально-педагогической деятельности.
Данное пособие явилось результатом двадцатипятилетнего педагогического опыта Ю. А. Добкиной, преподавателя-методиста, музыкально-теоретических дисциплин в музыкально-педагогическом училище No 3 г. Санкт-Петербурга.
Основываясь на принципах традиционной школы гармонии, автор в своей работе нашел убедительную форму и ясное, доступное изложение материала, способствующие наиболее эффективному освоению предмета.
Учитывая специализацию студентов музыкально-педагогических училищ как будущих музыкальных работников детских школьных и дошкольных учреждений, автор в предлагаемом пособии акцентирует внимание на прикладной функции место отводит формированию практических навыков и развитию творческих способностей учащихся, что иллюстрируется в нотном приложении.
Это учебное пособие апробировано не только в музыкально-педагогическом училище No 3, но и в старших классах музыкальных лицеев.
Оно может быть использовано студентами исполнительских отделов музыкальных училищ.
От автора
Данное учебно-методическое пособие по гармонии предназначено для учащихся музыкально-педагогических училищ, но может быть также использовано впрактической деятельности музыкальных работников детских школьных и дошкольных учреждений. Пособие явилось итогом многолетней работы автора сбудущими учителями музыки и музыкальными руководителями детских садов.
Предлагаемый учебный материал в своей основе традиционен и базируется на положениях курса петербургской школы гармонии*, Строго следуя канонам классической гармонии, автор считает, что на них воспитывается культура и гибкость слуха, а это впоследствии дает возможность правильно оценивать отклонения от привычных нормативов.
В практической части пособия рассматриваются некоторые принципы гармонизации мелодии в объеме требований по гармонии для музыкально-педагогических училищ. В качестве примеров для гармонизации широко используются мелодии из школьного и дошкольного репертуара, как авторские, то есть темы из того или иного сочинения, так и мелодии народных песен, не имеющие сопровождения. На этом материале раскрываются возможности осознанного подхода кподбору сопровождения, исходя из различных методических установок и творческих задач: от зккомпанемента, изложенного в виде обычной функциональной поддержки, до фактурных обработок мелодий, выполненных в соответствии с их жанровой принадлежностью, формой, ‘текстом. Задания предусматривают работу над сопровождением как в письменной форме, так и непосредственно за инструментом с возможным транспонированием.
Обработка авторской мелодии позволяет сравнить ученический вариант с оригиналом, выявив возможности гармонического слуха учащихся. Народные песни с самостоятельно выполненным удачным сопровождением учащиеся могут использовать во время учебной педагогической практики.
Анализируя особенности музыкального языка народных песен, автор предлагает учащимся ряд рекомендаций в подходе к выбору гармонических средств, известных им на данном этапе, что иллюстрируется в нотном приложении данного пособия в виде фактурных обработок песен.
Предлагаемая практическая форма работы в курсе гармонии имеет непосредственную связь не только с педагогической практикой, но и со смежными музыкальными дисциплинами аккомпанементом, сольфеджио, постановкой голоса, что способствует осуществлению комплексного подхода к музыкальному воспитанию. Эта форма очень важна для учителей пения и музыкальных работников детских садов, специфика деятельности которых нередко бывает связана с необходимостью обходиться без нотного материала и требует свободного владения гармонией.
Цель урока: нравственное и эмоциональное воспитание через приобщение к культуре как важнейшему компоненту гармоничного формирования личности.
Нравственное и эмоциональное воспитание через приобщение к культуре как важнейшему компоненту гармоничного формирования личности.
Задачи урока:
2.Познакомить с различными фактурами на примере следуюших музыкальных произведений:
- И. Бах. Прелюдия До - мажор из первого тома ХТК. Фрагмент.
- В. Моцарт. Симфония № 40. Фрагмент.
3. Дальнейшее развитие слушательской и певческой культуры учащихся.
4..Использование междисциплинарных знаний учащихся в аналитической деятельности, развитие навыка монологического ответа.
5.Развитие интеллектуальных способностей, музыкально- эстетического кругозора, устойчивого интереса и потребности общения с прекрасным , в опоре на музыкальный опыт учащихся.
Техническое оснащение:
1. Записи Прелюдии И. Баха и симфонии №40 В. Моцарта.
2.Компьютерный слайд- альбом с портретами композиторов и нотными примерами.
(На экране слайд № 1)
Повторение пройденного материала:
У: Здравствуйте, ребята. В чём же заключается сила музыки?
Д: (дают свои ответы)
У: Мы попытаемся понять, о чём нам сегодня расскажет музыка. Откройте тетради, запишите дату и тему урока.
Беседа по новой теме:
"Действительно, когда я слышу, как говорит о чем-либо человек, которого поистине можно назвать человеком и который сам вполне соответствует тому, что он говорит, я чрезвычайно радуюсь, смотрю зараз и на говорящего и на то, что он говорит, как одно к другому идет и согласуется."
"И такой человек кажется мне поистине музыкальным, потому что он извлек прекраснейшую гармонию не из лиры или еще какого-нибудь орудия игры, а из самой жизни, согласив в себе самом слова с делами, точь в точь на дорический лад . "
Гармония здесь есть согласованность внешнего и внутреннего, слова и дела.
Гармония невидима, бессмертна, прекрасна и божественна. Это и есть учение Платона о гармонии.
Как вы думаете, что означает слово дисгармония? (ответы детей). Дисгармония – отсутствие согласия, расхождение в чём – ни будь (из жизни); в музыке – это нарушение гармонии, неблагозвучное сочетание звуков. От латинского – раз и гармония (разлад).
(учитель показывает три пучка нитей, на двух из которых завязаны узелки, а третий пучок висит свободно).
И так, открываем первое письмо.
(учитель или ученик играет произвольный набор звуков).
- стихотворение Н. Заболоцкого:
(На экране слайд № 2)
Я не ищу гармонии в природе.
Разумной соразмерности начал
Ни в недрах скал, ни в ясном небосводе
Я до сих пор, увы, не различал.
Как своенравен мир её дремучий!
В ожесточённом пении ветров
Не слышит сердце правильных созвучий,
Душа не чует стройных голосов.
Д: дети дают свои ответы: конфликт, война, плохое состояние человека, непогода и т. д.
У: Вы совершенно правы. Речь идёт о том, что с помощью обычных музыкальных красок, слов можно передать всю дисгармонию мира и состояния человека.
В этом стихотворении описывается то состояние природы, когда она ещё не была одушевлена взглядом человека, не была им понята и молчала, как молчит непрочитанная книга, не услышанная музыка.
Давайте расшифруем второе письмо. Попытаемся понять, о чём повествует нам вторая страница?
(на экране слайд № 3) Звучит прелюдия До мажор И. Баха.
Стихотворение И. Гёте.
И мудрость познать,
Только кто любит,
Тот счастлив всегда.
Д: ответы учащихся.
У: Что использует художник для написания картины? Чем пользуется поэт? Чем пользуется композитор, чтоб выразить в музыке настроение или нарисовать картину?
Д: ответы учащихся.
У: Вы правы. Теми же звуками, красками, и словами можно передать самое лучшее, что есть в мире и в жизни человека, всю красоту, гармонию этого мира. Эта музыка далека от конфликтности, пронизана светом и покоем.
Рассмотрите нотную запись этого произведения. Вы видите плавность линии мелодии, которая передаёт и равновесие, и покой. Постарайтесь запомнить, как выглядит графическое отображение покоя, равновесия, гармонии в музыке: в нотах нет нагромождения, и они располагаются свободно в пространстве, на нотном стане.
Великие композиторы всегда стремились к тому, чтобы их музыка помогала людям, оказывала благотворное влияние на жизнь. Каких вы знаете великих композиторов? Назовите их фамилии.
Д: ответы учащихся.
Это произведение великого немецкого композитора И.С. Баха. Прелюдия До мажор. (на экране слайд № 5)
И. С. Бах стремился своей музыкой вызвать в человеке чувство собственного достоинства, веру в силу человеческого разума и человеческих чувств. Этим Бах и близок нам - людям 21 века.
Жизнь так устроена - полоса чёрная, полоса белая. А вам чего бы хотелось больше и почему?
Д: ответы учащихся.
Давайте вспомним творчество Моцарта (дети вспоминают произведения Моцарта), например симфонию №40. (звучит фрагмент из симфонии).
Посмотрите два нотных примера и скажите, в каком показан свободный, стремительный полет, а в каком его противоположность (на экране слайды №6)
Посмотрите на картины Айвазовского и скажите, где изображена гармония, а где дисгармония. (на экране слайды №№7,8)
Чесменский бой Маневры Черноморского флота в 1850 году
А теперь мы посмотрим ваше домашнее задание, как вы изобразили гармонию своей души
своего характера, определим их гармоничность.
(выступают учащиеся , показывают свои работы- рисунки).
Сейчас я прочитаю, а вы догадайтесь, кто это из ваших одноклассников (показывает рисунки и читает музыкальную характеристику: темп, ритм, динамика и т.д.).
/10.00./ Разминка.
Улыбнуться, как вежливый японец.
Нахмуриться, как ребёнок, у которого отняли игрушку.
Сесть, как наказанный Буратино.
Упражнение на дыхание.
настройка голосовых связок (тибетская медицина)
скороговорка (Хвалю халву)
распевка (с закрытым ртом, на слог____)
/10.05/ Работа над песней
Учитель играет мелодию.
-что за произведение прозвучало?
-по какому элементу речи вы узнали его?
-а если прозвучит только аккомпанемент? (играет аккомпанемент)
Тогда будет труднее определить, что за произведение прозвучало. Таким образом, мелодия – более важный элемент музыкальной речи.
-а что же гармония? Гармония дорисовывает те черты, которые теряет мелодия
( выразительность и т. д.)
При разучивании песни обращать внимание на то, что в мелодии есть скачки, обращать внимание на ритм. После разучивания песни , при исполнении 1-го куплета . учитель играет аккомпанемент, но специально не в том ритме, темпе чем исполняют дети. Тогда и выясняется, что между звуками нет слияния, т. е. гармонии.
Важна ли гармония в музыке? Песня доучивается до конца.
/10.15./ Итог (на экране слайд № 9)
Так что же такое гармония? В чём человек видит её проявление? (ответы учеников)
Что же обозначает пучок ниток без узелков? И где их необходимо завязать, выше, ниже? Как вы определите то место, где находится Гармония для каждого человека?
Давайте обратимся к мудрым грекам.
Они считали. Что Гармония была дочерью Ареса- бога войны и раздора и Афродиты- богини любви и красоты.
Я думаю, этот пучок нитей не случайно без узелков. Потому что каждый человек сам определяет место гармонии в своей жизни.
-О чём вы напишете ученикам других школ? Какие цвета вы подберёте для письма?
Подумайте, где находится Гармония в вашей жизни, и что необходимо сделать, чтоб она как можно ближе приблизилась к вашей мечте?
Читайте также: