Опорный конспект элементы гармонии в сопровождении

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок музыки в 6 классе

Цель урока: создать условия для осознания и осмысления того, что значит гармония, музыкальная гармония.

Задачи урока:

- сформировать представление о гармонии, её проявлениях в жизни, искусстве, музыке;

- сформировать представление о музыкальном творчестве немецкого композитора И.С.Баха.

Развивающие:

-развивать мыслительные и речевые способности учащихся;

-развивать музыкальный слух, вокальные способности.

Воспитательные:

приобщить учащихся к музыкальным ценностям на примере музыки И.С.Баха.

способствовать развитию эстетических чувств у школьников, любви к духовной музыке.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Методы и приемы , используемые на уроке: словесный, наглядный, междисциплинарных взаимодействий, проблемного обучения, творческий, активный диалог с учащимися.

Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация к уроку, портрет И.С.Баха, напечатанные тексты.

Формируемые УУД:

Познавательные:

- уметь приводить примеры проявления гармонии в жизни и искусстве;

- сформировать представление о жизни и творчестве И.С.Баха;

- знать особенности музыкальной гармонии.

Коммуникативные:

- уметь вступать в речевое общение в группах, аргументировано вести диалог;

- уметь выявлять выраженные в музыке настроения и чувства;

- размышляя об искусстве, использовать приёмы сравнения и обобщения;

- формирование монологической речи учащихся; умение понятно, точно, корректно излагать свои мысли, умение отвечать на вопросы.

Регулятивные : формировать приемы мыслительной деятельности (сравнение, обобщение), сравнивать характер произведений искусства музыки и ИЗО, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях.

Личностные : формировать эстетические и ценностно-смысловые ориентации учащихся через произведения классического искусства, формировать позитивную самооценку, самоуважение, жизненной оптимизм, потребность в творческом самовыражении.

Музыкальное приветствие: - Прозвенел звонок. – Мы начнём урок. –

Здравствуйте, ребята. – Здравствуйте, учитель.

Актуализация знаний. Создание ситуации успеха.

Ребята, у вас на столах тексты (цитаты и фрагменты стихотворений). Дайте краткое пояснение (работа в группах: распределение ролей и функций).

2) Кто музыки не носит сам в себе,

Кто холоден к гармонии прелестной,

Тот может быть изменником, лгуном.

… Не верь такому. (В.Шекспир)

3) Те люди, которые думают, будто сначала можно решить материальные проблемы, а потом духовные - разрубают фактически человека пополам. У нас всё взаимосвязано. Человек, у которого внутренняя гармония, - он и работает иначе, он и относится к окружающим людям иначе. Александр Мень

- Какое понятие в этих литературных фрагментах является ключевым?

- Вы, наверное, догадались, о гармонии сегодня пойдёт речь на уроке.

Эпиграф к уроку : Есть ли что-нибудь более прекрасное, чем сила гармонии?
Хотелось бы видеть здесь проявление некоей божественной любви,
Узнать ее происхождение и установить связь с другими силами, которыми держится Вселенная.
Птолемей

- Что должны узнать?

2. Этап постановки цели урока.

Слово гармония оставили в наследство человечеству древние греки.

- Как вы думаете, что они называли гармонией? Предположения-высказывания ребят.

( Запись в тетрадь: Гармония – это соразмерность, согласие в сочетании чего-либо).

- Что же означает гармония в музыке? Высказывают свои предположения (работа с учебником, стр.76)

Запись в тетрадь : гармония в музыке – выражает основное свойство - благозвучие – порядок в царстве звуков, аккордов, ладов.

4. Этап первичного закрепления

- Вспомните, почему не всякий набор звуков можно назвать мелодией? (звуки должны быть взаимосвязаны между собой; содержать интонацию…)

- Всякий ли порядок аккордов, звуков в музыке можно назвать гармонией? (демонстрация) Нет согласованности.

- Какую приставку нужно добавить к понятию, чтобы получилось слово, противоположное по значению? (комфорт-дискомфорт; гармония-дисгармония)

Музыка начинается лишь тогда, когда её звуки организуются по определённым законам.

Сегодня мы сможем услышать гармонию в музыке в наивысшем её проявлении.

Обратимся к творчеству великого немецкого композитора И.С.Баха (1685-1750) – видеоэнциклопедия - просмотр (6минут) активное прослушивание. Ребята делают тезисные записи в тетради, затем рассказывают, что узнали и запомнили.

- Чем удивительна судьба композитора? Что запомнилось вам?

Прослушивание музыки. Вслушаемся в звучание Прелюдии до мажор И.С.Баха.

- Что выражает музыка? Какое состояние души она передаёт? (покой, равновесие, умиротворение, отрешение от всего суетного…слайд?)

- За счёт каких выразительных средств это достигнуто? Отчего ее музыка кажется такой светлой, такой умиротворенной, отрешенной от всего мелкого, суетного? (Каковы темп? Динамика? Ритм? Движение мелодических линий.

- Какие средства музыкальной выразительности не претерпевают изменений? Темп, ритм, динамика, движение мелодии …

Характер музыкального течения: негромкий, неторопливый, не содержащий никаких срывов и неожиданностей.

Вывод: произведения созвучны по настроению и средствам выразительности.

Эта песня – о мечте человека, о его возвышенных стремлениях. В сказочной повести французского писателя А.де Сент-Экзюпери путь маленького принца принёс ему знание самых важных на свете вещей: что такое истинная любовь и истинная дружба, что такое ответственность за другое живое существо и что именно всё это составляет главное богатство жизни. Постарайтесь выразить голосом настроение мечты, возвышенных стремлений, непрерывно струящийся свет - исполнение

- Что означает гармония?

- Где присутствует гармония?

- Основные свойства гармонии в музыке?

Домашнее задание: узнать ответ на вопрос - согласно древнегреческим мифам чьей дочерью являлась Гармония?

И хотелось бы закончить наш урок следующими строками:

У каждого из нас есть много звуков в сердца глубине,
Неясных дум, неспетых песен много.
Наполни смыслом, светом их.
И в каждый день, что проживёшь,
Ты капельку гармонии внесёшь.

Живите в гармонии с музыкой, с собой, с мыслями, чувствами и тогда мир будет в вашей душе.

Ю. Добкина. Конспекты по гармонии

Данное пособие является результатом двадцатипятилетнего педагогического опыта автора. Основываясь на принципах традиционной школы гармонии, автор нашел убедительную форму и ясное, доступное изложение материала, обеспечивающее эффективное освоение предмета.
В пособии три раздела. В первом разделе в сжатой, емкой форме излагаются основные теоретические положения курса гармонии; во втором - раскрываются некоторые методические принципы гармонизации мелодии и использование их в школьной практике; третий раздел представляет собой методическую записку к открытому уроку: "Использование мелодий школьного и дошкольного репертуара на уроках гармонии.
Данное учебно-методическое пособие по гармонии предназначено для учащихся музыкально-педагогических училищ, но может быть также использовано в практической деятельности музыкальных работников детских школьных и дошкольных учреждений. Пособие явилось итогом многолетней работы автора с будущими учителями музыки и музыкальными руководителями детских садов. При составлении пособия учитывались специфика контингента учащихся педагогических училищ, в большинстве своем не обладающих достаточной профессиональной подготовкой; особенности специализации, требующие прежде всего выработки практических навыков и умений в освоении предмета; программа по гармонии, не рассчитанная на углубленное прохождение курса. Содержание работы представляет собой лаконичное последовательное изложение в доступной, доходчивой форме основных теоретических положений курса гармонии и обучение практическому их применению в музыкально-педагогической деятельности.


Данное пособие явилось результатом двадцатипятилетнего педагогического опыта Ю. А. Добкиной, преподавателя-методиста, музыкально-теоретических дисциплин в музыкально-педагогическом училище No 3 г. Санкт-Петербурга.

Основываясь на принципах традиционной школы гармонии, автор в своей работе нашел убедительную форму и ясное, доступное изложение материала, способствующие наиболее эффективному освоению предмета.

Учитывая специализацию студентов музыкально-педагогических училищ как будущих музыкальных работников детских школьных и дошкольных учреждений, автор в предлагаемом пособии акцентирует внимание на прикладной функции место отводит формированию практических навыков и развитию творческих способностей учащихся, что иллюстрируется в нотном приложении.

Это учебное пособие апробировано не только в музыкально-педагогическом училище No 3, но и в старших классах музыкальных лицеев.

Оно может быть использовано студентами исполнительских отделов музыкальных училищ.

От автора​

Данное учебно-методическое пособие по гармонии предназначено для учащихся музыкально-педагогических училищ, но может быть также использовано впрактической деятельности музыкальных работников детских школьных и дошкольных учреждений. Пособие явилось итогом многолетней работы автора сбудущими учителями музыки и музыкальными руководителями детских садов.

Предлагаемый учебный материал в своей основе традиционен и базируется на положениях курса петербургской школы гармонии*, Строго следуя канонам классической гармонии, автор считает, что на них воспитывается культура и гибкость слуха, а это впоследствии дает возможность правильно оценивать отклонения от привычных нормативов.

В практической части пособия рассматриваются некоторые принципы гармонизации мелодии в объеме требований по гармонии для музыкально-педагогических училищ. В качестве примеров для гармонизации широко используются мелодии из школьного и дошкольного репертуара, как авторские, то есть темы из того или иного сочинения, так и мелодии народных песен, не имеющие сопровождения. На этом материале раскрываются возможности осознанного подхода кподбору сопровождения, исходя из различных методических установок и творческих задач: от зккомпанемента, изложенного в виде обычной функциональной поддержки, до фактурных обработок мелодий, выполненных в соответствии с их жанровой принадлежностью, формой, ‘текстом. Задания предусматривают работу над сопровождением как в письменной форме, так и непосредственно за инструментом с возможным транспонированием.

Обработка авторской мелодии позволяет сравнить ученический вариант с оригиналом, выявив возможности гармонического слуха учащихся. Народные песни с самостоятельно выполненным удачным сопровождением учащиеся могут использовать во время учебной педагогической практики.

Анализируя особенности музыкального языка народных песен, автор предлагает учащимся ряд рекомендаций в подходе к выбору гармонических средств, известных им на данном этапе, что иллюстрируется в нотном приложении данного пособия в виде фактурных обработок песен.

Предлагаемая практическая форма работы в курсе гармонии имеет непосредственную связь не только с педагогической практикой, но и со смежными музыкальными дисциплинами аккомпанементом, сольфеджио, постановкой голоса, что способствует осуществлению комплексного подхода к музыкальному воспитанию. Эта форма очень важна для учителей пения и музыкальных работников детских садов, специфика деятельности которых нередко бывает связана с необходимостью обходиться без нотного материала и требует свободного владения гармонией.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: нравственное и эмоциональное воспитание через приобщение к культуре как важнейшему компоненту гармоничного формирования личности.

Нравственное и эмоциональное воспитание через приобщение к культуре как важнейшему компоненту гармоничного формирования личности.

Задачи урока:

2.Познакомить с различными фактурами на примере следуюших музыкальных произведений:

- И. Бах. Прелюдия До - мажор из первого тома ХТК. Фрагмент.

- В. Моцарт. Симфония № 40. Фрагмент.

3. Дальнейшее развитие слушательской и певческой культуры учащихся.

4..Использование междисциплинарных знаний учащихся в аналитической деятельности, развитие навыка монологического ответа.

5.Развитие интеллектуальных способностей, музыкально- эстетического кругозора, устойчивого интереса и потребности общения с прекрасным , в опоре на музыкальный опыт учащихся.

Техническое оснащение:

1. Записи Прелюдии И. Баха и симфонии №40 В. Моцарта.

2.Компьютерный слайд- альбом с портретами композиторов и нотными примерами.

(На экране слайд № 1)


Повторение пройденного материала:

У: Здравствуйте, ребята. В чём же заключается сила музыки?

Д: (дают свои ответы)

У: Мы попытаемся понять, о чём нам сегодня расскажет музыка. Откройте тетради, запишите дату и тему урока.

Беседа по новой теме:

"Действительно, когда я слышу, как говорит о чем-либо человек, которого поистине можно назвать человеком и который сам вполне соответствует тому, что он говорит, я чрезвычайно радуюсь, смотрю зараз и на говорящего и на то, что он говорит, как одно к другому идет и согласуется."

"И такой человек кажется мне поистине музыкальным, потому что он извлек прекраснейшую гармонию не из лиры или еще какого-нибудь орудия игры, а из самой жизни, согласив в себе самом слова с делами, точь в точь на дорический лад . "

Гармония здесь есть согласованность внешнего и внутреннего, слова и дела.

Гармония невидима, бессмертна, прекрасна и божественна. Это и есть учение Платона о гармонии.

Как вы думаете, что означает слово дисгармония? (ответы детей). Дисгармония – отсутствие согласия, расхождение в чём – ни будь (из жизни); в музыке – это нарушение гармонии, неблагозвучное сочетание звуков. От латинского – раз и гармония (разлад).

(учитель показывает три пучка нитей, на двух из которых завязаны узелки, а третий пучок висит свободно).

И так, открываем первое письмо.

(учитель или ученик играет произвольный набор звуков).

- стихотворение Н. Заболоцкого:

(На экране слайд № 2)

Я не ищу гармонии в природе.

Разумной соразмерности начал

Ни в недрах скал, ни в ясном небосводе

Я до сих пор, увы, не различал.

Как своенравен мир её дремучий!

В ожесточённом пении ветров

Не слышит сердце правильных созвучий,

Душа не чует стройных голосов.

Д: дети дают свои ответы: конфликт, война, плохое состояние человека, непогода и т. д.

У: Вы совершенно правы. Речь идёт о том, что с помощью обычных музыкальных красок, слов можно передать всю дисгармонию мира и состояния человека.

В этом стихотворении описывается то состояние природы, когда она ещё не была одушевлена взглядом человека, не была им понята и молчала, как молчит непрочитанная книга, не услышанная музыка.


Давайте расшифруем второе письмо. Попытаемся понять, о чём повествует нам вторая страница?

(на экране слайд № 3) Звучит прелюдия До мажор И. Баха.

Стихотворение И. Гёте.

И мудрость познать,

Только кто любит,

Тот счастлив всегда.

Д: ответы учащихся.

У: Что использует художник для написания картины? Чем пользуется поэт? Чем пользуется композитор, чтоб выразить в музыке настроение или нарисовать картину?

Д: ответы учащихся.


У: Вы правы. Теми же звуками, красками, и словами можно передать самое лучшее, что есть в мире и в жизни человека, всю красоту, гармонию этого мира. Эта музыка далека от конфликтности, пронизана светом и покоем.

Рассмотрите нотную запись этого произведения. Вы видите плавность линии мелодии, которая передаёт и равновесие, и покой. Постарайтесь запомнить, как выглядит графическое отображение покоя, равновесия, гармонии в музыке: в нотах нет нагромождения, и они располагаются свободно в пространстве, на нотном стане.

Великие композиторы всегда стремились к тому, чтобы их музыка помогала людям, оказывала благотворное влияние на жизнь. Каких вы знаете великих композиторов? Назовите их фамилии.

Д: ответы учащихся.

Это произведение великого немецкого композитора И.С. Баха. Прелюдия До мажор. (на экране слайд № 5)


И. С. Бах стремился своей музыкой вызвать в человеке чувство собственного достоинства, веру в силу человеческого разума и человеческих чувств. Этим Бах и близок нам - людям 21 века.

Жизнь так устроена - полоса чёрная, полоса белая. А вам чего бы хотелось больше и почему?

Д: ответы учащихся.

Давайте вспомним творчество Моцарта (дети вспоминают произведения Моцарта), например симфонию №40. (звучит фрагмент из симфонии).

Посмотрите два нотных примера и скажите, в каком показан свободный, стремительный полет, а в каком его противоположность (на экране слайды №6)


Посмотрите на картины Айвазовского и скажите, где изображена гармония, а где дисгармония. (на экране слайды №№7,8)



Чесменский бой Маневры Черноморского флота в 1850 году

А теперь мы посмотрим ваше домашнее задание, как вы изобразили гармонию своей души

своего характера, определим их гармоничность.

(выступают учащиеся , показывают свои работы- рисунки).

Сейчас я прочитаю, а вы догадайтесь, кто это из ваших одноклассников (показывает рисунки и читает музыкальную характеристику: темп, ритм, динамика и т.д.).

/10.00./ Разминка.

Улыбнуться, как вежливый японец.

Нахмуриться, как ребёнок, у которого отняли игрушку.

Сесть, как наказанный Буратино.

Упражнение на дыхание.

настройка голосовых связок (тибетская медицина)

скороговорка (Хвалю халву)

распевка (с закрытым ртом, на слог____)

/10.05/ Работа над песней

Учитель играет мелодию.

-что за произведение прозвучало?

-по какому элементу речи вы узнали его?

-а если прозвучит только аккомпанемент? (играет аккомпанемент)

Тогда будет труднее определить, что за произведение прозвучало. Таким образом, мелодия – более важный элемент музыкальной речи.

-а что же гармония? Гармония дорисовывает те черты, которые теряет мелодия

( выразительность и т. д.)

При разучивании песни обращать внимание на то, что в мелодии есть скачки, обращать внимание на ритм. После разучивания песни , при исполнении 1-го куплета . учитель играет аккомпанемент, но специально не в том ритме, темпе чем исполняют дети. Тогда и выясняется, что между звуками нет слияния, т. е. гармонии.

Важна ли гармония в музыке? Песня доучивается до конца.



/10.15./ Итог (на экране слайд № 9)

Так что же такое гармония? В чём человек видит её проявление? (ответы учеников)

Что же обозначает пучок ниток без узелков? И где их необходимо завязать, выше, ниже? Как вы определите то место, где находится Гармония для каждого человека?

Давайте обратимся к мудрым грекам.

Они считали. Что Гармония была дочерью Ареса- бога войны и раздора и Афродиты- богини любви и красоты.

Я думаю, этот пучок нитей не случайно без узелков. Потому что каждый человек сам определяет место гармонии в своей жизни.

-О чём вы напишете ученикам других школ? Какие цвета вы подберёте для письма?

Подумайте, где находится Гармония в вашей жизни, и что необходимо сделать, чтоб она как можно ближе приблизилась к вашей мечте?

Читайте также: