Ключевые слова русской культуры конспект урока 9 класс

Обновлено: 06.07.2024

Автор: Татьяна Ивановна Золотина

Населенный пункт: Вологодская облсть, г. Великий Устюг

Место урока в содержании курса:

Данный урок направлен на воспитание гражданина и патриота. Русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Он формирует и объединяет нацию, связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры. Осознание и понимание значения ключевых слов Великой Победы для наших прадедов и современного поколения россиян и есть та связующая нить, которая позволяет сохранять нравственные ценности национальной культуры. Содержание урока направлено на формирование мировоззрения личности девятиклассника, умения ориентироваться в проблемах современной жизни и в мире духовно-нравственных ценностей, осознание причастности к великим свершениям своего народа.

Данный урок имеет межпредметный характер на основе взаимодействия в обучении русскому родному языку со всем комплексом изучаемых дисциплин гуманитарного циклов (русский язык, история, обществознание, литература). Одна из задач – это раскрыть взаимосвязь языка и истории на основе формирования представлений о ключевых понятиях, связанных с представлениями русского народа о патриотизме, необходимости защищать родную землю, а также с пониманием значимости Победы в Великой Отечественной войне. Особенно это важно в современных условиях, когда в мире происходят события, которые призваны исказить истинное значение России и роли советского народа в победе над фашизмом, возродить национализм, уничтожить саму память об этой войне.

Немаловажное значение имеет обращение к публицистическим и литературным текстам современных блогеров и интернет-пользователей, что делает материал урока более близким подросткам.

Задачи урока:

  1. Формировать ценностные мировоззренческие установки, связанные с событиями Великой Отечественной войны, с вопросами сохранения памяти о ней.
  2. Пополнять словарный запас девятиклассников общественно значимой лексикой, работать над пониманием ими реалий современной жизни на основе разъяснения лексического значения слов, наполнения их конкретным содержанием.
  3. Учить отбирать наиболее значимую информацию из прочитанных (услышанных) текстов, интерпретировать её, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи между явлениями действительности.
  4. Учить подбирать точные термины, слова, обозначающие явления современной действительности.
  5. Учить точно, логично формулировать свои мысли.
  6. Учить критически относиться к предлагаемой информации, уметь отличать достоверную от недостоверной на основе ценностных, духовно-нравственных и знаниевых представлениях об исотрии страны и явлениях современной действительности.
  7. Учить работать в сотрудничестве.

Структура урока:

Урок разработан в соответствии с рекомендациями к урокам родного (русского) языка и имеет трёхчастную структуру: эмоционально-ценностный, познавательно-ценностный и рефлексивно-ценностный этапы. Данная структура урока позволяет использовать приёмы и методы проблемного обучения.

Ход урока:

Введение в тему урока

Какие темы мы изучали на прошлых уроках?

Ключевые слова русской национальной культуры.

Обратимся к эпиграфу к уроку - строкам из фронтового дневника поэта-воина Арона Вергелиса:

Четыре часа и лишь –
девять минут,
Июнь - сорок первого года.
День - двадцать второй…

О каком событии идёт речь в данном отрывке?

Начало Великой Отечественной войны.

Как взаимосвязаны темы предыдущих уроков, домашнее задание и строки поэта? Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

Ключевые слова великой Победы.

Какую цель мы поставим?

Составить словарь ключевых слов, сформировавшихся в сознании русских людей в связи с победой в Великой Отечественной войне.

Эмоциональная установка на восприятие материала урока.

Почему, по-вашему, для начала разговора я использовала строки поэта другой национальности (еврейский поэт, публицист, родившийся и живший до войны на Украине)?

Великая Отечественная война была страшным событием в жизни всех народов, живших на территории Советского Союза. Большую Родину бок о бок защищали люди разных национальностей.

Задание 1. Почему эта война названа Отечественной? (Какое ключевое слово с прошлого урока пригодится вам для ответа на вопрос?)

Напишите, чем была Великая Отечественная война для ваших прабабушек и прадедушек? (1-2 предложения)

Напишите, чем для вас является Великая Отечественная война? (1-2 предложения)

Почему иллюстрациями к песне я взяла фотографии с шествия Бессмертного полка в нашем городе? Были ли вы участниками этой акции в прошлом году? Какие чувства испытывали в тот момент?

Итак, начало нашему словарю положено. Для нас, людей XXI века, главное слово, связанное с событиями той давней войны, - это память. И мы, следовательно, должны её хранить?

1 проблемная ситуация.

На странице одного современного блогера размещена статья его друга, публициста Тиграна Халаняна, ныне живущего в США.

Задание: Прочитайте материал из этой статьи. Подумайте, что возмутило в нём бывшего гражданина России?

- Здесь ни слова не сказано о роли Советского Союза в победе над фашистской Германией.

- Советские солдаты приравнены к фашистам, объявлены насильниками, грабителями, убийцами на фоне освободителей-американцев.

Какие чувства у вас вызывает таким образом поданная информация о войне, которая унесла 27 миллионов жизней советских людей?

Какая проблема, связанная с памятью о тех события, раскрывается в этих материалах?

- Проблема искажения исторических фактов, фальсификации их, принижения роли советского народа в победе над фашизмом.

Как вы думаете, к чему может привести современный мир (и приводит) ТАКАЯ память?

2 проблемная ситуация.

Я предлагаю рассмотреть фотографии памятников советским солдатам-освободителям и ответить на мой вопрос, подобрав слово(а), которых НЕ должно быть в нашем словаре.

КОЩУНСТВО, ВАНДАЛИЗМ, ОСКВЕРНЕНИЕ, РАЗРУШЕНИЕ, УНИЧТОЖЕНИЕ.

3 проблемная ситуация.

Задание: После просмотра видеофрагментов в парах обсудите увиденное и запишите 1-2 вывода, которые вы можете сделать на основе этих фрагментов.

Примерные выводы: Наши современники мало знают о событиях Великой Отечественной войны. Школьники лучше помнят исторические факты, чем люди, несколько лет назад закончившие школу. Дети плохо знают героев войны, совершивших подвиги.

Какими ключевыми словами мы можем пополнить наш словарь?

4 проблемная ситуация.

Как вы думаете, к чему может привести тот факт, что мы плохо знаем историю своей страны? Запишите свой ответ.

Я предлагаю обсудить ещё одно недавнее событие, произошедшее в Германии в 2017 году. На какие слова из выступления вы обратили внимание? Почему?

16-летний Николай Десятниченко, школьник из Нового Уренгоя, выступал в бундестаге 19 ноября и прочел небольшой доклад о судьбе Георга Йоханна Рау, воевавшего под Сталинградом и умершего в советском плену:

5 проблемная ситуация.

Но, к счастью, не всё так плохо с памятью в нашем современном мире. Я предлагаю познакомиться с отрывками из литературных произведений наших современников, которые я нашла на просторах Интернета.

Задание (в парах): Прочитайте предложенные тексты и дополните наш словарь на их основе, поясните, почему вы выбрали такие ключевые слова?

Наша память о солдатах Великой Отечественной войны

Нонна Журавлева, современная интернет-писательница

Памятью жив человек! На бескрайних просторах России ежегодно в мае с замиранием сердца вспоминают те самые страшные годы, которые вошли в историю нашего народа, … Великая Отечественная Война. Именно в это время наиболее ярко проявились такие качества, как отвага, дружба, взаимопомощь, мужество, преданность…

Девятое мая - главный праздник на нашей Планете! Праздничный флаг в небеса поднимая, входит на Землю Девятое мая! Все города в парадную форму одеты, даже у солнца торжественный цвет! Этот святой, героический праздник поровну делят народы Земли. Девятое мая - праздник всенародный, яркий, полный эмоций и радостных событий, праздник цветов и салютов! А еще это день скорби и слез, День памяти!

Прадед и правнук ждут этот праздник. Воинов хочет обнять весь народ.
С гордостью носят живые солдаты свои ордена и медали … и маршируют в шеренгах парада.

От Бреста и Сталинграда, прошли наши деды в огне и дыму. Ратная доблесть наших солдат не потускнеет во веки веков!

Прадеды-деды, солдаты Победы, в бронзе отлиты и в песнях воспеты!

Слава погибшим! Слава живым! Всем полководцам и всем рядовым!

Двадцать миллионов незабытых Россия помнит и сейчас! Каждый год мы отмечаем День Победы! А сколько полегло солдат в военные те годы? Считали их не раз, но их ведь не сосчитать. Ведь и сегодня мы находим павших тех солдат. И кто они, порою мы не знаем. И медальона смертного у них ведь нет. Однако чтим мы всех погибших, сколько бы их ни было и где бы ни лежали.

Души погибших идут вместе с живыми! Празднуют все - День Победы!

Души погибших своею смертью бессмертия достигли! Они дрались за Родину и пали, чтобы Россия любимая жила! (Правка моя - Т.И.)

Стихи наших современников из Интернета

Когда уйдет последний ветеран!

Когда уйдет последний ветеран,
И с залпами затихнет гимн прощально,
Лишь ПАМЯТЬ будет кровоточьем ран,
Напоминать про подвиг тот печально!

Напоминать про тяжкий ратный труд,
Как телом заслонили наши души,
Пусть годы ПАМЯТЬ эту не сотрут,
Пусть время ПАМЯТЬ эту не разрушит!

Когда уйдет последний ветеран,
И тишь укроет братские могилы,
Пусть будет ПАМЯТЬ, как священный храм

Разговор с дедом.

Во сне я к деду обратился …
Так получилось … Он мне снился …
Спасибо говорил я деду
за ту Великую Победу !

Благодарил за Ленинград,
за Курск, за Киев, Сталинград,
за те деревни, города,
где кровь он проливал тогда …

Примерный вариант получившегося словаря:

  • ПАМЯТЬ
  • БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК
  • Девятое Мая
  • Праздник
  • Героический
  • Воин, солдат
  • Парад
  • Награда
  • Памятник, монумент
  • Погибший, павший
  • Братская могила
  • Родина, Отчизна, Отечество
  • Герой
  • Ветеран
  • Слава
  • Бессмертие
  • Почесть
  • Подвиг
  • Священный
  • Гордость
  • БЛАГОДАРНОСТЬ

Есть ли такие слова в вашем словаре, составленном дома? Подчеркните их в домашней работе.

Как вы думаете, почему многие из слов встретились в ваших словарях?

Мы русские люди, и для нас Победа в Великой Отечественной войне – исторически значимое событие. Мы живём в одной стране, и у нас схожие духовно-нравственные представления об этом событии.

Дополнительно (если останется время)

Тип урока: Урок объяснения нового материала.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями): знать роль языка в жизни человека, общества, в отражении культуры и истории русского народа, функции русского языка; уметь видеть связь языка и культуры в лексических единицах.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/ приобретённая компетентность): способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.).

Личностные: осознание культурной и исторической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Методы и формы обучения: Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, фронтальная.

Оборудование: Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор.

Наглядно-демонстративный материал: Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем.

Основные понятия: Кумулятивный, аккумулятивный, безэквивалентный, когнитивный, коммуникативный.

1. Мотивация к учебной деятельности.

- Приходят ли вам мысли о том, что такое язык? Язык – это средство человеческого общения. С помощью слов человек выражает свои мысли и передаёт их другим. В языке отражается история, культура и быт народа.

Русский поэт, литературный критик, переводчик, близкий друг А.С. Пушкина Пётр Андреевич Вяземский писал:

Язык есть исповедь народа,

В нём слышится его природа,

Его душа и быт родной.

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

- Прочитайте высказывания известных представителей русской культуры. Какая тема объединяет эти высказывания? Назовите эту тему и устно обоснуйте свой ответ

Народ выражает себя всего полнее и вернее в языке своём. Народ и язык, один без другого, представлен быть не может. Всё, что есть у народа в его быте и понятиях, и всё, что народ хочет сохранить в своей памяти, выражается и сохраняется языком. (Измаил Иванович Срезневский)

Слово – не случайная комбинация звуков, не условный знак для выражения мысли, а творческое дело народного духа, плод его поэтического творчества. Это – художественный образ, в котором запечатлелось наблюдение народа над самим собой и над окружающим миром. (Василий Осипович Ключевский)

- Проанализируйте каждое высказывание, выделите ключевые слова. Определите, в каких значениях используются слова и словосочетания язык, слово, народный дух.

Работа в группах над высказыванием В.О. Ключевского о слове.

- Как вы понимаете смысл высказывания В.О. Ключевского о слове? Размышляя над ответом на этот вопрос, подумайте, какие наблюдения над окружающим миром и какие образы использовались русским народом при создании, например, слов подснежник или ущелье . Какие образы и признаки были положены в основу создания абстрактных существительных родина и отечество ?

Дидактическое задание. Сформулируйте мысли, содержащиеся в приведённых высказываниях, и запишите их в виде утверждений (тезисов).

3. Выявление места и причины затруднения.

- Какая группа быстрее всего справилась с заданием? Как вы думаете, почему? Что явилось причиной затруднения в других группах?

- Язык – универсальное средство общения во всех сферах жизни человека; чем совершеннее владеет человек родным языком, тем легче ему устанавливать добрые отношения с другими людьми. Однако не всегда легко выразить свою мысль ясно, точно и образно. Этому нужно упорно и терпеливо учиться.

- Умеете ли пользоваться родным языком – этим мощным оружием? Можете ли вы отличить когнитивную функцию русского языка от кумулятивной? Экспрессивную от эстетической? Нет? Что мы должны сделать для того, чтобы получить эти знания? А нужны ли нам помощники в этом трудном деле? Давайте познакомимся с ними.

Раз – подняться, потянуться, На четыре – руки шире,

Два – нагнуться, разогнуться, Пять – руками помахать,

Три – в ладоши три хлопка, Шесть – на место тихо сесть.

Головою три кивка.

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

Формулирует цель учебной деятельности вместе с обучающимися, принимающими её на себя.

Организует и сопровождает совместную учебную деятельность. Дополняет ответы.

5. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта.

- К каким выводам о роли языка в жизни людей привели вас выполненные задания?

Выполняя кумулятивную функцию, русский язык становится хранилищем сведений об истории, а также материальной и духовной культуре русского народа: его обычаях, традициях, нравственных ценностях. Особенности мировоззрения русского народа и его взглядов на мир ярче всего проявляются в лексике и фразеологии и отражаются в словах-историзмах, словах с национально-культурным значением, прежде всего безэквивалентных, крылатых словах и выражениях из русских народных и литературных сказок, известных литературных произведений, в пословицах и поговорках.

Безэквивалентные слова отражают специфические особенности русской культуры, то есть предметы, явления и понятия, которые не имеют эквивалентов в жизни и культуре носителей других языков. Такие слова чаще всего являются непереводимыми и могут заимствоваться другими народами вместе с самими предметами. Например, во многие языки мира вошли русские слова квас (англ. Kvass ; нем. Kwas ; франц. Kwas), самовар (англ. Samovar; нем. Samovar ; франц. samovar), сарафан (англ. Sarafan ; нем. Sarafan ; франц. sarafane), ujhjlrb (англ. gorodki ; нем. Gorodki ; франц. gorodki ) и др.

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Лапоть , лапоток, лапотишко, лапотище, м. – короткая плетёная обувь на ножную лапу, по щиколотки, из лык ( лычники ), мочалы ( мочалыжники ), реже из коры ракиты, ивы ( верзни, ивняки ), берёзы ( берестяники ), дуба ( дубовики ), из тонких корней ( коренники ), из драни молодого дуба ( дубачи) , из пеньковых очёсков, разбитых ветхих верёвок ( курпы, круцы, чуни, шептуны ), из конских грив и хвостов ( волосяники ), наконец, из соломы ( соломенники ). Лычный лапоть плетётся в 5-12 строк Лапти обуваются на портяные и шерстяные подвёртки и подвязываются оборами в переплёт накрест до колена; лапти без обор для дома и двора плетутся повыше обычного… Жениться – на лапоть надеть. Не учась (не умеючи) , и лаптя не сплетёшь. В дорогу идти, пятеры лапти сплести. Станешь лапти плесть, как нечего есть. Правда в лаптях, а кривда, хоть и в кривых, да в сапогах. В лапоть звонить – быть без дела.

- Опираясь на эти материалы, объясните, почему Толковый словарь В.И. Даля называют энциклопедией русской жизни и истории русского народа, воплощённой в словах, пословицах, поговорках, песнях и преданиях.

- Приведите свои примеры, подтверждающие справедливость мысли о том, что в словаре Даля содержатся самые разнообразные сведения о жизни русского народа.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Работа в парах – упр. 5.

- Прочитайте русские пословицы и объясните их значения. Распределите пословицы по тематическим группам. Какие пословицы можно поместить в несколько тематических групп? Проанализируйте пословицы в каждой группе. Составьте рассказ о том, какие духовно-нравственные идеалы отражены в русских пословицах и поговорках.

Добрая слава лучше богатства.

Верному другу цены нет.

Человек без семьи, что дерево без плодов.

С лица не воду пить.

На чужой стороне и весна не красна.

Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.

Счастье и труд рядом живут.

Безделье – мать всех пороков.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Делу время, а потехе час.

На чужом горе счастья не построишь.

Счастье тому бывает, кто в труде да в ученье ума набирает.

Семья в куче – не страшна и туча.

Человек без родины, что соловей без песни.

Дети родителям не судьи.

Всякий счастья своего кузнец.

Муж за гуж, жена за другой.

Не оставляй отца-мать на старости лет.

Друг денег дороже.

Дерево живёт корнями, а человек друзьями.

Слезами горю не поможешь.

В несчастье не унывай, а печаль одолевай.

В бою за отчизну и смерть красна.

8. Включение в систему знаний и обобщение.

- Для чего нужен людям язык? Назовите важнейшие функции русского языка.

Подведём итог наблюдениям: язык нужен во всех областях жизни человека – чтобы обмениваться мыслями и чувствами, учиться, обогащать свои знания и опыт, организовывать совместную работу, домашние дела, отдых, находить взаимопонимание дома, школе, транспорте, магазине, кругу сверстников, среди старших и младших.

В языке содержаться самые разнообразные сведения о жизни народа.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

- Что нового узнали на уроке?

- Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали?

- Понравилось ли вам на уроке и почему?

- Какое настроение у вас сейчас?

- Дайте оценку нашей работе.

9 Домашнее задание Орфографический и пунктуационный практикум Мес(?)ность вид окрес(?)ность вместе со всею землёю водою и небом называли в народе общим словом природа. Кому не понятно что по красоте она разная в разных местах? Тут раскинулись болота с чахлыми сосенками там вздымаются р..скошные холмы обросшие мощными соснами. В одной стороне нет даже малой речушки воду достают из колодцев а в другой река и озеро да ещё (не)одно да и ещё и на разных уровнях как в Ферапонтове. Природная красота и эстетические природные особе(н/нн)ости той или другой волости наверняка влияли на обычные чувства людей. Но (н..)когда и (н..)где (не)зависело от них чувство родины. Ощущение родного гнезда вместе с в..сторгом младенческих детских и отроческих впеч..тлений рождается стихийно. Родная природа как родная мать бывает только в единстве(н/нн)ом числе. Все чудеса и красоты мира (не)могут заменить какой(нибудь) (не)взрачный пр..горок с речной излучиной где р..стёт берёза или верба. (В. Белов) 9


В книгу вошли 8 статей автора, которые он написал в разное время и которые были опубликованы в различных периодических изданиях. Их объединяет тема России как культурного феномена. Чаще всего тема рассмотрена в аспекте филологии, точнее – лингвистики и литературной критики. Сборник открывает статья, на которую обратил внимание директор Библиотеки Конгресса США, иностранный член РАН Джеймс Х. Биллингтон.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Статьи о России предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

© Олег Николаевич Копытов, 2017

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Ключевые слова русской культуры

Большое видится на расстоянье — одним из лучших знатоков русского языка, тонким наблюдателем за его глубоким течением — является полька по происхожденью, австралийский профессор Анна Вежбицкая.

Среди множества ее работ по лингвистике есть статья [1], содержащая удивительное открытие: Анна Вежбицкая обнаружила, что ключевыми словами русской культуры являются слова ДУША, ТОСКА, СУДЬБА, которые уникальны, непереводимы в полном объеме и с коренными значениями ни на один язык мира.

Итак, ниже — статья 2002 года в редакции 2012-го.

В доме русского бытия три краеугольных камня.

Мы попробуем пробраться от самих выбранных слов к ценностям и установкам, минуя лингвистический аппарат.

Спасти свою душу — цель земной жизни русского человека. Состояние души — его наиважнейшая характеристика.

Вообще, сплин, хандра — скука, некое объективное или субъективное, но моментальное состояние, — вот что лежит по ту, другую, чужую русскому космосу сторону. Скука в русском мире, простите, — сука. Скука по-русски близка понятию слабой, разлагающейся, рассеивающейся, как дым на ветру, душе.

Рядом с русской ДУШОЙ стоит не скука, а ТОСКА.

Читайте также: