Картины природы в музыке 3 класс конспект

Обновлено: 05.07.2024

Цель: формирование представлений и знаний о жанре романс.

Задачи: воспитание художественного вкуса школьников на основе осмысления интонационно-образной природы искусства, развитие нравственно-эстетического восприятия произведений композиторов-классиков, освоение особенностей жанра романс, воспитание патриотических чувств, совершенствование певческой культуры школьников.

Универсальные учебные действия :

Познавательные У У Д:

  • извлечение необходимой информации из прослушанного произведения.
  • действия постановки и решения проблем в процессе анализа музыки.
  • формирование устойчивого интереса к музыкальным занятиям.

Коммуникативные У У Д:

  • обращаться за помощью;
  • умение аргументировать свою позицию;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • определять общую цель и пути её достижения;
  • работать индивидуально, паре и в группе;
  • осуществлять самоконтроль, взаимный контроль.

Регулятивные У У Д:

  • оценка воздействия музыкального сочинения на чувства и мысли слушателя.
  • постановка и выполнение целей.

Личностные У У Д:

  • чувство гордости за свою Родину и свой народ,
  • эмоциональный отклик на музыкальное произведение,
  • реализация творческого потенциала через индивидуальное и коллективное интонирование.

Ожидаемые результаты:

личностные ууд: эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения, формируются духовно-нравственные ценности, которые были отмечены в воспитательных задачах: способствовать формированию чувства патриотизма, гордости, уважения к культуре своего народа.

регулятивные ууд: понимать позицию слушателя, исполнителя, принимать и сохранять учебную задачу.

познавательные ууд: умение сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, учатся использовать музыкальные термины.

коммуникативных ууд: умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства передавать словесно на основе творческого самовыражения, формулировать собственное мнение, осуществлять сотрудничество с взрослыми и сверстниками в хоровом пении.

Конспект урока по музыке для 3 класса "Природа и музыка" по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной.

ВложениеРазмер
konspekt.doc 72.5 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Конспект урока музыки в 3 классе

по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной.

первой квалификационной категории

Беспалова Галина Николаевна

Через взаимосвязь таких предметов как музыка, литература, изобразительное искусство, путешествуя по различным этапам урока, раскрыть чудесный период времени года - Осень.

- углубить знания о творчестве русского композитора П.И.Чайковского

- познакомиться со стилевым направлением в искусстве – Романтизмом.

  • развить чувство прекрасного; операционное мышление; пространственное воображение.
  • организовать творческий процесс:

а) услышал - почувствовал - подумал - обсудил

б) услышал - почувствовал - увидел - нарисовал.

  • воспитать всесторонне-развитую личность, интерес к музыке, искусству, литературе, окружающей среде.

-воспитать в детях эстетический вкус, стремление к творчеству, прекрасному.

Материал к уроку:

Компьютер, медиапроектор, экран (интерактивная доска), музыкальный центр.

I. Организационный момент

VI. Итог урока. Рефлексия.

VII.Вокально- хоровая работа. Исполнение песни об осени.

I. Организационный момент.

Подготовка к активной деятельности. Эмоциональный настрой.

Придумано кем–то просто и мудро.

При встрече здороваться:

- Доброе утро! (хором)

- Солнцу и птицам! (хором)

- Приветливым лицам (хором)

И каждый становится добрым, доверчивым

Доброе утро, длится до вечера (хором).

Сегодня у нас необычный урок - мы отправляемся в путешествие.

Перед нами стоит задача: через взаимосвязь таких предметов как литература, музыка, искусство и различные этапы урока рассмотреть чудесный период времени года - Осень.

  1. Первая наша станция, на которой мы с вами остановимся

Уж трава желтеет в поле,

Листья падают сухие.

Скоро птички- щебетуньи

Улетят в края чужие.

Всё в таинственном молчанье

Холм оделся темнотой.

Ходит в облачном сиянье

Осень. Этому времени года посвящено очень много стихотворений, картин, музыкальных произведений. Она является предметом восхищения, размышления, описания, изображения.

- Давайте мы с вами вспомним композитора, который в своем творчестве обращался к временам года.

-Правильно, Петр Ильич Чайковский.

Велик вклад П.И.Чайковского в сокровищницу русской и мировой музыкальной культуры. Его перу принадлежат оперы, балеты, симфонии, романсы, фортепианные пьесы.

-А как называется произведение П.И.Чайковского, в котором он обращался к временам года?

П.И.Чайковский жил и творил в эпоху романтизма. А именно романтизму свойственно обращение к внутреннему миру человека. Каждый художник стремился чисто субъективно отразить в своем творчестве восприятие окружающей действительности.

У П.И.Чайковского восприятие природы глубоко личностно, природа в пьесах выступает как толчок для определенного направления мыслей и настроения. То есть главное место в музыке занимают те эмоции, мысли, воспоминания, которые природа пробудила. И каждая часть этого произведения - небольшая миниатюра

настроения, навеянная картиной природы.

«Осень, осыпается весь наш бедный сад,

Таким образом, замысел композитора раскрывается не только средствами музыки, о нем также говорит название и эпиграф - литературное предисловие. Такая музыка называется программной.

Послушайте. Прочувствуйте. И постарайтесь передать то настроение, которое навеяла вам эта пьеса. Мысленно нарисуйте картину природы, основываясь на полученные эмоции в результате прослушивания.

- Что вы почувствовали?

Какое настроение передает музыка?

- Что вы представили себе? Какую картину природы?

♫ Послушайте фрагмент ещё раз. Мы вместе его проанализируем.

С первых же звуков музыки мы погружаемся в иное состояние, музыка передает, как вы уже сказали, грустное, печальное настроение.

- Обратите внимание, куда движется мелодия, и что с ней происходит?

На что это похоже?

(ответы детей - листок, который кружится на ветру, медленно падает на землю)

- Что изменилось в мелодии?

(ответы детей - поменялся лад)

- Правильно. Несмотря на то, что мелодия такая же спокойная, лирическая, она стала более светлой, прозрачной.

Это изменение в музыке раскрывает иную сторону осени - не только как грустной унылой поры, но и теплой, солнечной осени.

И это восприятие осеннего настроения мы можем услышать в стихах Александра Сергеевича Пушкина:

Приятна мне твоя

Люблю я пышное природы увяданье.

Ваша задача состоит в том, что из данных букв вы должны составить слово, которое будет являться ответом на заданный вопрос:

а) так называется сочинение музыки сразу во время ее исполнения, без подготовки.

б) это объемно-просранственный вид искусства, обрабатывается со всех сторон, воспринимается с различных точек зрения, воздействует языком пластики, воспроизводится средствами лепки или высекания.

Всем хорошо знакомы чувства, которые пробуждает осень. Деревья скидывают свои желтоватые листья, блистающие золотом, которые подхватывает и кружит в своем танце легкий ветерок. Земля покрыта красочным, разноцветным ковром. Цветы, трава - все уже пожухло. Солнечных дней становится меньше, серое небо и низкие облака навевают нам грусть. Звери и природа готовятся к зимней спячки. Но, несмотря на это, мы радуемся этому прекрасному времени года. Именно осенью мы восторгаемся хрустящим шуршанием листьев под ногами и красочным листопадом. Тем, как пробиваются тонкие лучики солнца через почти оголевшие ветви деревьев. Щебетанье птиц поутихло, они уже готовы с нами проститься на долгие зимние месяцы.

Все это мы уже сегодня слышали в произведении П.И.Чайковского, в лирике поэтов. А как бы художник выразил эти чувства?

«Художник рисует осень

И словно прощенья просит

У грустной поры прощаний

За искренний свой пейзаж.

Задумавшись над палитрой,

Он вдруг улыбнется хитро

И снова за кисть берется.

Берется за карандаш.

И катятся по дорожкам

Лимоны и апельсины

Так видит художник листья,

И кисть колдует всласть.

Мне весело и тревожно

И это необъяснимо

И хочется мне с картины

- Ребята, а как бы вы изобразили осень?

И нам осталось побыть в роли художника и отразить на бумаге все свои впечатления об осени.

Перед вами лежат листочки с различными фрагментами, давайте превратим их в осеннюю фантазию. Дорисуйте фрагменты так, чтобы у вас получился интересный рисунок.

- Самостоятельная работа детей

  1. Путешествие наше продолжается и следующая станция

1. Музыкальный спектакль, в котором все танцуют.

2. Автором какой картины является Шишкин?

3. Как называется балет П.И.Чайковского?

4. Картина, которую написал Малевич?

5. Чем внешне отличается хоровой дирижер от оркестрового?

в) отсутствием в руке дирижерской палочки

6. С чего начинает художник работу над картиной?

в) с физкультминутки

7. Как называется торжественная государственная песня?

8. Как называется здание, в котором располагается большое количество картин?

а) большой театр

в) Картинная галерея

Рефлексия. Давайте вспомним, с чем мы сегодня познакомились:

1) На уроке мы раскрыли иную сторону творчества П.И.Чайковского как романтика, где главное место занимают чувства, эмоции, воспоминания человека.

2) Разгадали анаграммы.

3) Отразили в рисунке то настроение, которое вызвало данное время года.

Автор слов: Айгуль Шакирова.
Композитор: Cтанислав Пожлаков.

1. Жаркого лета время прошло

И безвозвратно безделье ушло.

Снова все вместе в школу пойдем,

В бой за оценкой к доске подойдем.

Клены нам машут, приветствуют нас.

Кто-то сегодня пошел в 1 класс.

Будут уроки, будут звонки.

Надо учиться, ученики!

2. А по дороге видим красу:

Гроздья рябины видны за версту,

Листья несмело кружат на ветру,

Ковром застилая сухую траву.

Ели и сосны, клены, дубы

Вдоль по аллеям посажены вы.

Только сменили летний наряд-

Звездами листья на ветках горят.

Список использованной литературы:

Использованные материалы и Интернет-ресурсы:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект урока в 3 классе по теме "Музыка Рождества"

Технолого-педагогическое обоснование Данный урок призван способствовать формированию у учащихся целостного представления о мировом музыкальном искусстве через знакомство с образцами фолькло.


Интегрированный конспект урока литературы по изобразительному искусству и музыке

Тема "Осень в искусстве"Тип: урок-творчество.

План-конспектоткрытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013гУрок № 72 классТема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Г.


Конспект урока. Музыкальная викторина "Три кита в музыке"

Конспект урока. Музыкальная викторина "Три кита в музыке" расчитан для учащихся 2-х классов.Цели и задачи: - обобщение темы полугодия, проверка музыкальной памяти, умение выявлять характерные ос.

Цель: познакомить детей, с музыкой, звучащей в цирке, с ее огромным значением в цирковом представлении, познакомить с композитором Исааком Дунаевским, с артистами цирка. Задачи:Предметные:научатс.


Конспекты уроков по математике, русскому языку и музыке

В помощь три конспекта по разным дисциплинам, а именно: музыка, русский язык, математика.


Конспект урока музыки "Изобразительность в музыке Эдварда Грига" (2 класс, УМК: Музыка 1 - 4 кл. В.О.Усачева, Л.В.Школяр)

Данный подробный конспект урока посвящен изучению произведений Эдварда Грига.Цель урока - осмысление учащимися понятия "изобразительности в музыке" во взаимосвязи с "выразительнос.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

УРОК № 2. ТЕМА: ПРИРОДА И МУЗЫКА. ЗВУЧАЩИЕ КАРТИНЫ

Цели и задачи:

познакомить с жанром романса;

учить ориентироваться в музыкальных жанрах, выявлять жанровое начало музыки;

оценивать эмоциональный характер музыки и определять её образное содержание, определять средства музыкальной выразительности;

формировать навыки осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе восприятия музыки, её анализа, размышления и музицирования, также в процессе анализа поэтического текста, репродукции картин;

овладеть логическими действиями сравнения, анализа музыки;

развивать интерес к музыке, живописи, литературе, окружающей среде;

воспитывать любовь к Родине, формировать интерес к её историческому прошлому, культурному наследию России.

З н а т ь: определение понятия романс, его отличие от песни.

У м е т ь: приводить при­меры романсов; определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях; выразительно, эмоционально исполнять песенный материал урока.

Р а б о т а с п о н я т и я м и: Романс. Певец-солист. Мелодия. Аккомпа­немент. Музыка и поэзия. Звучащие картины. Лирика. Лирические образы: романс, живописная картина, пейзаж.

М у з ы к а л ь н ы й м а т е р и а л у р о к а:

О б о р у д о в а н и е: Компьютер, медиапроектор, экран (интерактивная доска), ф-но, синтезатор.

З а д а н и е н а д о м (вариативное):

Подбор рисунков, изобра­жающих родную природу;

ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Организационный момент – музыкальное приветствие.

Проверка ДЗ прошлого урока: чтение выученных стихов о русской природе, созвучных музыке П. Чайковского (4 симфония, 2-я часть); понятие симфонии.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

УЧИТЕЛЬ. Сегодня у нас необычный урок - мы отправляемся в путешествие. Перед нами стоит задача: через взаимосвязь таких предметов как литература, музыка, живопись и различные этапы урока рассмотреть красоту русской природы, прочувствовать, как эту красоту воспринимали и отражали в своих произведениях искусства известные русские поэты, композиторы, художники.

УЧИТЕЛЬ. Получилась у вас песня? Кто пропоёт вслух свою песню? (Дети по желанию поют – 2-3 человека).

А теперь послушайте романс П. Чайковского. Мысленно нарисуйте картину природы, основываясь на полученные эмоции в результате прослушивания, и опишите, как выразил Чайковский своё отношение к природе в мелодии, положенной на эти стихи. Какое настроение передаёт его музыка? Что вы представляете себе? Какую картину природы?

УЧИТЕЛЬ. Какое настроение навеял вам этот романс? Соответствует ли настроение музыки Чайковского настроению стихов А. Толстого? Давайте вместе проанализируем.

(Ответы детей.)

У П.И. Чайковского восприятие природы глубоко личностно. Природа выступает у него как толчок для определённого направления мыслей и настроения. То есть главное место в музыке Чайковского занимают те эмоции, мысли, воспоминания, которые природа пробудила. И этот романс является небольшой миниатюрой настроения, навеянного картиной природы.

С первых же звуков музыки мы погружаемся в торжествующее состояние, музыка передаёт, как вы уже сказали, величественное, гордое, радостное настроение стихов Толстого, выражающих безграничную любовь к родной природе. Мелодия звучит ровно, распевно, мягко и широко одновременно. Итак, напрашивается вывод: весь романс проникнут торжеством. Мелодия его звучит как гимн природе.

УЧИТЕЛЬ. Романс – так называют сольную песню с инструментальным сопровождением. Слово это испанское, и первоначально оно обозначало песню, исполняемую по-романски, то есть по-испански. В старину романс пели под аккомпанемент гитары, лютни, клавесина, позднее – в сопровождении фортепиано.

В романсе особенно тонко и глубоко раскрываются чувства человека, его душевный мир, отношение к жизни, к природе. Это хорошо прослеживается в единстве слова и мелодии.

Что значит сольная песня? (Песня, исполняемая одним певцом – солистом.)

Что такое аккомпанемент? (Инструментальное сопровождение исполняемой мелодии.)

УЧИТЕЛЬ. Ещё один романс – на этот раз композитора Н. Римского-Корсакова. Прослушайте, расскажите: как звучит его мелодия? Как музыка взаимодействует со стихами?

(Как-бы подчёркнуто, активно, отчётливо, ясно, высоко – жаворонок парит высоко в небе и поёт звонко; яркая, парящая мелодия.)

Вывод: вокальное звучание (мелодия) соответствует речевой мелодике (стихам).

Повторение знакомых по прошлому году песен и романсов. Сравнение вокальных жанров: романса и песни

(Нет, это – песни.)

Добиваться исполнения уже на новом художественно-выразительном уровне.

(Ответы детей.)

Рассмотрите эти звучащие картины: как художники выражают свои чувства нежности и любви к Родине? Какие краски подбирают? Как ведут линии? Каков композиционный строй картины? Какие звуки можно услышать, глядя на эти картины?

Какие строки знакомых вам романсов русских композиторов созвучны картинам русских художников?

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (РЕФЛЕКСИЯ)

Узнали, что такое романс.

Слушали романсы русских композиторов, воспевающие красоту родной природы. Раскрыли такую сторону их творчества, где главное место занимают чувства, эмоции, воспоминания человека.

Рассмотрели лирические пейзажи русских художников, Увидели, как художники отражают в своих рисунках лирическое настроение и чувство любви к Родине.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- формировать навыки осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе восприятия музыки, её анализа, размышления и музицирования, также в процессе анализа поэтического текста, репродукции картин;

- овладеть логическими действиями сравнения, анализа музыки;

- развивать интерес к музыке, живописи, литературе, окружающей среде;

- воспитывать любовь к Родине, формировать интерес к её историческому прошлому, культурному наследию России.

УРОК № 2. ТЕМА: ПРИРОДА И МУЗЫКА. ЗВУЧАЩИЕ КАРТИНЫ

Цели и задачи:

познакомить с жанром романса;

учить ориентироваться в музыкальных жанрах, выявлять жанровое начало музыки;

оценивать эмоциональный характер музыки и определять её образное содержание, определять средства музыкальной выразительности;

формировать навыки осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе восприятия музыки, её анализа, размышления и музицирования, также в процессе анализа поэтического текста, репродукции картин;

овладеть логическими действиями сравнения, анализа музыки;

развивать интерес к музыке, живописи, литературе, окружающей среде;

воспитывать любовь к Родине, формировать интерес к её историческому прошлому, культурному наследию России.

З н а т ь: определение понятия романс, его отличие от песни.

У м е т ь: приводить при­меры романсов; определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях; выразительно, эмоционально исполнять песенный материал урока.

Р а б о т а с п о н я т и я м и: Романс. Певец-солист. Мелодия. Аккомпа­немент. Музыка и поэзия. Звучащие картины. Лирика. Лирические образы: романс, живописная картина, пейзаж.

М у з ы к а л ь н ы й м а т е р и а л у р о к а:

О б о р у д о в а н и е: Компьютер, медиапроектор, экран (интерактивная доска), ф-но, синтезатор.

З а д а н и е н а д о м (вариативное):

Подбор рисунков, изобра­жающих родную природу;

ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Организационный момент – музыкальное приветствие.

Проверка ДЗ прошлого урока: чтение выученных стихов о русской природе, созвучных музыке П. Чайковского (4 симфония, 2-я часть); понятие симфонии.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

УЧИТЕЛЬ. Сегодня у нас необычный урок - мы отправляемся в путешествие. Перед нами стоит задача: через взаимосвязь таких предметов как литература, музыка, живопись и различные этапы урока рассмотреть красоту русской природы, прочувствовать, как эту красоту воспринимали и отражали в своих произведениях искусства известные русские поэты, композиторы, художники.

УЧИТЕЛЬ. Получилась у вас песня? Кто пропоёт вслух свою песню? (Дети по желанию поют – 2-3 человека).

А теперь послушайте романс П. Чайковского. Мысленно нарисуйте картину природы, основываясь на полученные эмоции в результате прослушивания, и опишите, как выразил Чайковский своё отношение к природе в мелодии, положенной на эти стихи. Какое настроение передаёт его музыка? Что вы представляете себе? Какую картину природы?

УЧИТЕЛЬ. Какое настроение навеял вам этот романс? Соответствует ли настроение музыки Чайковского настроению стихов А. Толстого? Давайте вместе проанализируем.

(Ответы детей.)

У П.И. Чайковского восприятие природы глубоко личностно. Природа выступает у него как толчок для определённого направления мыслей и настроения. То есть главное место в музыке Чайковского занимают те эмоции, мысли, воспоминания, которые природа пробудила. И этот романс является небольшой миниатюрой настроения, навеянного картиной природы.

С первых же звуков музыки мы погружаемся в торжествующее состояние, музыка передаёт, как вы уже сказали, величественное, гордое, радостное настроение стихов Толстого, выражающих безграничную любовь к родной природе. Мелодия звучит ровно, распевно, мягко и широко одновременно. Итак, напрашивается вывод: весь романс проникнут торжеством. Мелодия его звучит как гимн природе.

УЧИТЕЛЬ. Романс – так называют сольную песню с инструментальным сопровождением. Слово это испанское, и первоначально оно обозначало песню, исполняемую по-романски, то есть по-испански. В старину романс пели под аккомпанемент гитары, лютни, клавесина, позднее – в сопровождении фортепиано.

В романсе особенно тонко и глубоко раскрываются чувства человека, его душевный мир, отношение к жизни, к природе. Это хорошо прослеживается в единстве слова и мелодии.

Что значит сольная песня? (Песня, исполняемая одним певцом – солистом.)

Что такое аккомпанемент? (Инструментальное сопровождение исполняемой мелодии.)

УЧИТЕЛЬ. Ещё один романс – на этот раз композитора Н. Римского-Корсакова. Прослушайте, расскажите: как звучит его мелодия? Как музыка взаимодействует со стихами?

(Как-бы подчёркнуто, активно, отчётливо, ясно, высоко – жаворонок парит высоко в небе и поёт звонко; яркая, парящая мелодия.)

Вывод: вокальное звучание (мелодия) соответствует речевой мелодике (стихам).

Повторение знакомых по прошлому году песен и романсов. Сравнение вокальных жанров: романса и песни

(Нет, это – песни.)

Добиваться исполнения уже на новом художественно-выразительном уровне.

(Ответы детей.)

Рассмотрите эти звучащие картины: как художники выражают свои чувства нежности и любви к Родине? Какие краски подбирают? Как ведут линии? Каков композиционный строй картины? Какие звуки можно услышать, глядя на эти картины?

Какие строки знакомых вам романсов русских композиторов созвучны картинам русских художников?

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (РЕФЛЕКСИЯ)

Узнали, что такое романс.

Слушали романсы русских композиторов, воспевающие красоту родной природы. Раскрыли такую сторону их творчества, где главное место занимают чувства, эмоции, воспоминания человека.

Рассмотрели лирические пейзажи русских художников, Увидели, как художники отражают в своих рисунках лирическое настроение и чувство любви к Родине.

Читайте также: