Календарная обрядовая поэзия алтая конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Урок "Обрядовая поэзия" относится к теме устного народного творчества (национально-региональный компонент). В материалах урока использована обрядовая поэзия: молитвы, заговоры,обращения людей к высшим силам и силам природы.

ВложениеРазмер
Урок 75 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Обрядовая поэзия.

Заговоры, заклинания, молитвы, приметы, запреты

  • продолжить знакомство с фольклорными жанрами народов Ямала;
  • выяснить особенности жанров: заговор, молитва, приметы, запреты;
  • проанализировать текст заговоров;
  • поработать над выразительностью чтения заговора, молитвы;
  • познакомиться с приметами и запретами народов Севера.
  1. Вступительное слово

Наряду с известными религиями (христианство-православие, католицизм, протестантизм; мусульманство, буддизм и др.) существует язычество.

Р/Р Язычество - верование Северных народов, где главная черта — вера во многих Богов. Весь окружающий мир представляется человеку Севера населенным множеством существ-духов, которые и отвечают за все происходящее вокруг человека.

Православные христиане знают, что их Бог — высочайшее существо. Ему нет равного никого и нигде, ни на земле, ни на небе. Бог один, но троичен в Лицах. Первое Лицо — Бог Отец, второе Лицо — Бог Сын, третье лицо - Бог Дух Святый. Троица Единосущная и Нераздельная. Все три Лица имеют одинаковое Божеское достоинство, нет между ними ни старшего, ни младшего. Различаются Они только тем, что Бог Отец ни от кого не рождается и не исходит; Сын Божий рождается от Бога Отца, а Дух Святый исходит от Бога Отца. В отличие от православных, народы Ямала с древности имеют большой пантеон Богов. У них есть собственные Боги и духи, а есть и заимствованные. С XVII века северные народы стали принимать христианство . В это время их мифология включила в себя таких персонажей, как Христос, Николай Чудотворец.

У ненцев, селькупов, ханты в центре их мифологических взглядов находятся три образа. Это - Верховный Бог , которого ненцы называют Нум. Ханты зовут его Сорни Торум.

Ему противостоит его враг, Бог болезней, смерти и любого зла. У ненцев его зовут Нга, у селькупов — Кызы; у ханты — Илта торам. Третий образ — старуха-покровительница . Ненцы называют ее Я'Небя (мать Земли), а селькупы — Ылэнта-кота; ханты — Калтащ-аньки. Кроме этих божеств имеется еще много духов природы: хозяева рек, лесов, камней, огня. Обычно северные народы делают изображения этих богов-идолов из дерева, камня, шкур редких животных, укутывают их в меховые одежды и шелковые редкие ткани.

Фольклор народов Ямала достаточно велик. Об этом мы с вами говорили на предыдущих уроках.

Часть произведений УНТ (устного народного творчества) связана с религиозными культами, различными обрядами и шаманством (обрядовая поэзия, шаманские песни и сказки, молитвы и заговоры).

Озвучивание темы урока

? Как вы понимаете (можете объяснить) значение слова Обряд, Обрядовая поэзия?

Р/Р Обряд – совокупность установленных обычаем действий, в которых воплощаются какие-нибудь религиозные представления или бытовые традиции. ( С.И. Ожегов. Словарь русского языка. )

Обряд — это периодические коллективные действия, в которых символически воплощены общественные ценности и нормы. Все, кто участвуют в обряде, переживают сходные чувства и эмоции. Сегодня распространены такие обряды, как свадьба, похороны, богослужения и т. д.

? Что такое заговор? Как вы понимаете? (Ответы)

Р/Р Заговор - магические слова, обладающие колдовской или целебной силой. (Толковый словарь русского языка). Заговоры составляют самый загадочный предмет между всеми поверьями и суеверьями.

? Приходилось ли вам когда-нибудь испытывать на себе воздействие заговора? Сглаза?

Передать силу заговора, по народному поверью, можно только младшему, если употребить заговор во зло, то на будущее он теряет способность заговаривать. Многие заговоры читают на ветер, над проточной водой, над едой и т.д. Произносятся заговоры полушёпотом, чтобы не услышал непосвящённый человек (иначе заговоры не имеют никакого значения). Сопровождаются заговоры различными движениями рук и губ.

Водяной хозяин - старик! Я склоню мою бедную голову.

Если бы я только мог поймать рыбы для себя!

Если бы я мог быть здоровым!

Мой небесный отец, в этом году ты меня охранял.

Дай мне опять жить в следующем году!

Пусть мои олешки не подохнут!

  • Как вы думаете, кто произносит заговор?
  • К кому обращаются рыбак и оленевод?
  • С какой интонацией они произносят слова заклинания?
  • Что они просят у Небесного отца (Бога)?

Древний человек очень сильно зависел от Природы, обращался к силам Природы, к духам добра и зла, просил помощи у них. Священным местом могли стать лес, поляна, берег реки или озера. Шаманские песни, сказки, молитвы и заговоры отражают реально существовавшие представления народа об окружающем мире. Духа, хозяина нужно уговорить, объяснить ему, что человеку нужно именно что-то сделать, а хозяин должен ему разрешить. Вот как обращается ненец - рыбак к хозяину озера перед началом промысла (записан от уроженца Ямала А.Х. Сэротэтто):

Хозяин этого озера, где ты?

По словам шаманов и ясновидящих,

Ты - как человек, только спина как у щуки.

К нам пусть подойдет!

Что мы будем обещать за хороший улов рыбы?

Ясновидящие, шаманы сказали:

Только после этих слов можно было начинать лов. Если во время промысла человек падал в воду, его не спасали, так как считали, что это обещанная жертва хозяину озера.

Молитвы также относятся к обрядовой поэзии. Ребята, кто знает:

? Что такое молитва? Как вы понимаете? Кто знает молитвы?

Р/Р Молитва – текст, читаемый при обращении к Богу, святым. (Ожегов С. И. Словарь русского языка).

  1. Чтение стихотворных молитв Романа Ругина
  2. Рассказ учителя
  • Какие титулы у Огня отмечает автор?
  • Кто научил автора хвалить эти титулы?
  • Как объясняет Роман Ругин, почему Огонь Священный? Всесильный? Божественный?
  • Что значит Огонь в жизни людей?
  1. Беседа с классом

Некоторые ученые считают, что северные народы, особенно издревле живущие в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском округах, одни из самых последних на Земле, кто ещё сохраняет непосредственную связь с природой. Природа для них высшая ценность, о которой они узнают не по радио и телевидению, а из самой жизни. Они чутко понимают её, умеют беречь и мудро ею пользоваться. Этому умению у них сегодня должны поучиться все другие народы, живущие рядом с ними.

Северные народы очеловечивали окружающий мир, верили в то, что тундра, горы, реки, море, животные, вся Вселенная, Космос могут мстить тому, кто не соблюдает законы природного мира и не стремится жить с ним в гармонии. Существуют запреты, которые должны соблюдать живущие на Ямале взрослые и дети.

Р/Р Запрет – не разрешать, не позволять, не допускать (В.И. Даль. Толковый словарь Живого великорусского языка.)

Р/Р Запрет – отсутствие права на совершение чего-либо ( Ожегов С.И. Словарь русского языка)

14. Чтение обучающимися запретов по цепочке

Нравственные запреты коренных народов Севера:

• Не мучай животных вплоть до последнего насекомого — тебя могут постигнуть страшные мучения.

  • Не кидай камни, комья земли, снег в реку, озеро - ты ослепишь жителя подводного мира и сам ослепнешь.
  • Не стреляй из лука, не имея или не видя мишени— твоя стрела может поразить тебя самого или другого человека.

• Не учись сквернословить — плохие слова на твоем языке оставляют зловонные следы.

• Не втыкай в землю железные предметы, остроконечные копья без надобности: боль
Земли — это боль сердца.

Придумайте и запишите свои запреты

Что нового мы узнали на уроке?

Три титула есть у Огня.

Хвалить его в песне торжественной

Меня научила родня.

О, будь снисходителен,

О, будь благосклонен ко мне!

Не выйти в пургу победителем

Тому, кто забыл об Огне.

Суровые тропы таежные

Бедой обернутся тому,

Кто спички сухие, надежные

Оставил на полке в дому.

Услышит он в полночь морозную,

Как дверь ледяная скрипит,

И Смерть беспощадная, грозная

Навеки его усыпит.

Будь славен, живительный

Огонь, согревающий нас!

Ты — гость на земле удивительный,

Ты — солнца всевидящий глаз.

Велит нам заветы постичь:

Не плюй на Огонь — он обидится,

Ножом в него острым

Ослепнет Огонь — и неистово,

Кругом все живое губя,

Ломая деревья ветвистые,

Настигнет потом и тебя.

Неяркое солнце в окно.

На блюдце — всего! — с переспелою

Морошкой похоже оно.

Но пусть не введет в заблуждение

Обманчивый облик такой:

Ведь Солнце — оно от рождения

Всевластно над жизнью людской,

И я в свои годы

По-прежнему в сердце храню

Три солнечных звания,

Три титула, данных Огню!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Урок "Обрядовая поэзия и фольклор"

Урок в 6 классе по обрядовой поэзии.


Разработка урока литературы по русской обрядовой поэзии "Раз в Крещенский вечерок. "


Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни

Материал содержит разработку урока по теме "Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни", презентацию к уроку, аудиозаписи русских народных календарно-обрядовых песен, тексты песен.

Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни

Данная презентация поможет учителю сделать урок интересным, наглядным, познакомит школьников с текстами календарно-обрядовых песен, а также с яркими образцами русской живописи,темой которых стали связ.


КАЛЕНДАРНО-ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ ВЕСЕННЕ-ЛЕТНЕГО ЦИКЛА РУССКОГО И МОРДОВСКОГО НАРОДА

Память. она поистине безгранична. Народ бережно хранит и передает из поколения в поколение то, что ему дорого и свято. Мир держится на трудолюбивых, душевно богатых, искренних, добрых, скромных людя.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Календарная обрядовая поэзия Алтая

Цель: познакомиться с особенностями календарной обрядовой поэзией Алтая

3. Актуализация знаний

ОБРЯ́ДОВАЯ ПОЭ́ЗИЯ, поэзия, связанная с народными обрядами: заговоры, причитания, песни, присловья и т. д. Многие произведения О. п. относятся к свадебной и календарной поэзии. Они могут быть заклинательными, если им приписывается самостоятельное магическое действие (напр., колядки), символическими, если сопровождают, объясняют или символизируют обряд (напр., причитания, свадебные песни), и игровыми (напр., славянские хороводные песни, карнавальные песни итальянцев, испанцев и других народов). Уже в период капитализма О. п. постепенно уходит из быта. Устойчивее песни хороводные и игровые. Некоторые обрядовые песни переходят в разряд внеобрядовой лирики, в детский фольклор.

4. Введение нового материала

Календарная поэзия в Сибирь пришла вместе с казаками. Уже во второй половине XVIII века русские крестьяне в Сибири заняли ведущее место среди всего населения: это оставалось до конца пятидесятых годов XX века. Быт русского крестьянства составлял народный календарь. Календарные праздники отмечали смену времен года, в их основе были заложены природные явления: зимнее и летнее солнцестояние, весеннее и осеннее равноденствие. Каждый календарный праздник был связан с трудовыми сельскохозяйственными циклами, тесно переплетался с православными обычаями и традициями. Народный календарь, созданный на протяжении тысячелетий, был энциклопедией крестьянского быта, жизненного уклада русского народа. В основе всех праздников и обычаев лежал календарно-обрядовый фольклор: сюда входили песни, музыка, хороводы, танцы, приметы, поверья. Практически все обрядовые церемонии и песни были связаны с получением хорошего урожая, размножения скота и другой живности, с благополучием в семье и в хозяйстве

Народные праздники и обряды

В Сибири было принято отмечать Рождество, Новый год, Крещение, Масленицу, Троицу, Пасху, престольные праздники, а также крестины, именины, поминки и свадьбы. К каждому празднику готовились заранее: пекли шаньги, вахли, пышки, пустышки, хворост; готовили традиционные блюда, соответствующие празднику, гнали самогон, варили пиво из пророщенной ржи. Рассмотрим любимые праздники народов Сибири.

– Весна-красна, на чем пришла?

В православной календарной обрядности праздник Пасхи считался самым большим праздником. В этот день шли в церковь, освящали куличи, крашеные яйца, творог, масло. Накануне праздника хозяйки много пекли различной сдобы, варили много яиц – всё это раздавалось во время праздника, люди обменивались друг с другом, ходили в гости, и у каждой хозяйки пробовали куличи. Особенно любили этот праздник дети: с раннего утра они спешили к своим крестным матерям и несли им в корзинке, все, что приготовила мама. Принято было с больших горок катать пасхальные яйца: у кого дальше укатится, тот будет счастливым и богатым.

Следовательно, все календарные обычаи и обряды вплоть до XIX века были наполнены магическим содержанием, однако, постепенно утрачивали свое первичное значение, фольклорная поэзия стала забываться, и праздники стали восприниматься как развлечение, забава.

Календарно-обрядовая народная художественная культура сибирского края отражала обычаи, традиции, обряды, связанные с сельско-хозяйственной деятельностью, с различными промыслами. Календарно-обрядовые песни были связаны с разнородностью населения, с традиционными периодами годового цикла: колядки, овсеневые, подблюдные, масленичные песни, веснянки, семицко-троицкие, купальские, петровские и жнивные песни. Каждому периоду или празднику были предопределены обряды, ритуалы

В условиях модернизации Сибири русское население частично сохранило некоторые специфические обряды и песни, например, свадебные ритуалы, обряды больших православных праздников – Рождества, Пасхи, Крещения, Масленицы. Однако надо заметить, что большинство календарно-обрядовых магических песен забыто. Отрадно видеть, что хоровые коллективы многих регионов: Новосибирской, Омской, Томской, Иркутской областей и других областей, широко внедряют календарные песни, которые можно услышать во время народных гуляний.

Алтайский фольклор

№ слайда 1

Основная религия прошлого Алтая - язычество, Белая вера. Более древняя форма - ш

№ слайда 2

Основная религия прошлого Алтая - язычество, Белая вера. Более древняя форма - шаманизм: представление о верхнем и нижнем мирах, духах-помощниках, родовых духах и духах-покровителях.

Представления о строении мира Верхний мир с владыкой Ульгенем,Срединный мир,Нижн

№ слайда 3

Представления о строении мира Верхний мир с владыкой Ульгенем,Срединный мир,Нижний мир владыкой Эрликом.

Легенды о происхождении названий…

№ слайда 4

Легенды о происхождении названий…

Легенды о животных Звери, созданные подземным богом Эрликом, живут под землей, а

№ слайда 5

Легенды о животных Звери, созданные подземным богом Эрликом, живут под землей, а те, кто создан Ульгенем - на земле.

Легенды о героях-великанах Герой-великан САРТАПКАЙ

№ слайда 6

Легенды о героях-великанах Герой-великан САРТАПКАЙ

Сказители мифов и легенд На Алтае сказителей называют кайчи, т.е. люди, владеющи

№ слайда 7

Сказители мифов и легенд На Алтае сказителей называют кайчи, т.е. люди, владеющие каем. Кай - это специфический способ исполнения.

Легенда о Бии и Катуни

№ слайда 8

Легенда о Бии и Катуни

Давным-давно на синем, на белом Алтае жили в одном селении бедный парень Бий и д

№ слайда 9

Давным-давно на синем, на белом Алтае жили в одном селении бедный парень Бий и девушка Катунь — дочь богатого бая Ба-бырхана. Полюбили молодые люди друг друга, но не захотел злой Ба-быр отдать дочь бедняку. И решили тогда влюбленные убежать. Дождались ночи и пустились в путь разными дорогами, чтобы сбить преследователей с пути, а о месте встречи договорились заранее. Вот уже близко условленное место, вот-вот их пути соединятся, но спохватился Бабырхан, бросился в погоню, догнал молодых и велел дочери возвращаться. Заупрямилась Катунь, не захотела бросить любимого. Разозлился Бабырхан и превратил влюбленных в реки. Думал, что теперь-то уж не быть им вместе. Но любовь оказалась сильнее: слились вместе Бий и Катунь, и потекла дальше великая река Обь. Как увидел это чудо злой хан, окаменел от злости и от собственного бессилия и превратился в гору. И теперь стоит та гора на границе Алтая, а в полнолуние в каменном утесе проступает злое лицо Бабыра, глядящего в гневе на свою непокорную дочь Катунь.

У алтайского народа есть несколько легенд о реках Бия и Катунь. Одна из них глас

№ слайда 10

Частью народного быта является фольклор. Он сопровождал первую пахоту, молодежные гулянья, праздничные обряды. Обрядовыми именуются песни, который исполняют во время самых разных обрядов.

Древние славяне считали, что такие обряды оказывают влияние на силы природы: способствуют хорошему урожаю, удачной охоте, приплоду скота, принесут человеку здоровье, счастье и богатство и т.п.

Праздник Каляды

коляда

Коляда — один из крупных славянских праздников, в переводе с латинского — первый день месяца. Этот праздник приурочен к зимнего солнцестоянию, к рождению Нового солнца, нового солнечного года, к повороту солнца на весну.

С пением колядок — песен, юноши и девушки наряжались и обходили дома, славили их хозяев, желали богатого урожая, изобилия и т.п. Веселые, короткие колядки были песенной формой таких пожеланий. В завершении колядующие просили хозяев дома наградить их. Наградой были угощения:

Бегла свинка от Максимки,
Да сгубила Коляду,
А ты, хлопчик,
Не гуляй, не гуляй,
А колядки собирай, собирай…

Если хозяева отказывали в угощении, то для них могли пропеть:

У скупого мужика
Родись рожь хороша:
Колоском пуста,
Соломкой густа!

После принятия христианства праздник Коляды совпал с празднованием Рождества Христова.

Коляда, Коляда!
А бывает Коляда
Накануне Рождества.
Коляда пришла,
Рождество принесла.

Перед Рождеством и под Новый Год существовал обычай — святочные гадания по жребию, которые сопровождались подблюдными песнями, в иносказательной форме предвещающих будущее каждому участнику. В песнях предвещалось: богатство, счастье, несчастье, замужество и т.п..

На печи дежа
Высоко взошла.
Кому мы же спели,
Тому добро.
Кому вынется,
Тому сбудется!

Пр аздник Маслени ц ы

масленица

Масленица — один из самых весёлых древних праздничков, отмечаемый в течении недели перед Великим постом, отличающейся гостеприимством и обильным застольем.

Масленица изображалась в песнях как богатая, красивая и щедрая гостья, которую народ встречал с радостью и весельем:

Наша Масленница годовая,
Она гостика дорогая,
Она пешая к нам не ходит,
Всё на комонях разъезжает,
Чтоб коники были вороные,
Чтобы слуги были молодые.

Чтобы проводить Масленицау — чучело с песнями возили по деревне, а затем хоронили или сжигали.

Поговорки:

Не всё коту Масленица, будет и Великий пост.
Масленица объедуха, деньгам приберуха.
На горках покататься, в блинах поваляться.
Сыр, сметану, масло вкушай, все беды — щедростью души избывай.
Пируй-гуляй, баба, на Маслену, а про пост вспоминай.

Заклички весны

закличка3

Обряды, связанные со встречей весны, сопровождались не пением, а кликанием. Это то, что разрешалось издревле. И даже было обязательным. Славяне считали, чтобы Весна пришла, ее нужно позвать, попросить придти — выкликнуть. Девушки под вечер вечер забирались на крыши сараев, выходили на высокие места и оттуда кликали весну.

Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с огромною милостью:
Со льном большим,
С корнем глубоким,
С хлебом великим.

В это время начиналось возвращение перелетных птиц. Чтобы приблизить весну, хозяйки пекли фигурки птиц с распахнутыми крыльями: “грачей”, “жаворонков”, “куликов”. Каждый член семьи, выходя на улицу, подбрасывал их в воздух и выкликивал:

Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам, принесите нам
лето теплое.

Закличек было много. Наигравшись, накричавшись, фигурки прикрепляли к веткам деревьев, засовывали под крыши домов и сараев. Остатки печенья съедали или скармливали скоту.

Все это связывали с приходом весны, весенним возрождением земли.

Праздник Троицы

троица1

Широко отмечается летний праздник — Троица. Это один из важнейших праздников в году. Для славянских народов этот день особенный, с ним связано множество примет и обрядов. Возрождение земли после зимы отмечалось массовыми народными гуляньями, девушки плели пышные венки и гадали на замужество и свою долю, в Троицу бросая их в воду и наблюдая, как река их принимает. Водили хороводы, которые сопровождались различными песнями:

Березонька кудрявая,
Кудрявая, моложавая.
Под тобою, березонька,
Всё не мак цветет,
Под тобою, березонька,
Не огонь горит;
Не мак цветет,
Не огонь горит —
Красные девушки
В хороводе стоят,
Про тебя, березонька,
Всё песни поют.

В празднике Троицы органично слились языческие и христианские верования.

Праздник Ивана Купалы

Иван Купала (Иванов день, Купальская ночь) — народный праздник восточных славян, посвящённый летнему солнцестоянию и наивысшему расцвету природы. приближение к жатве. По времени проведения совпадает с христианским праздником Рождества Иоанна Предтечи.

По традиции производились два очистительные обряда: купание и прыгание через костёр.

Горела липа, горела,
Под ней панейка сидела.
Искорки на неё падали,
Парни по ней плакали
Что ж вы обо мне плачете,
Не одна я на свете,
Ведь не одна я едина,
Девушек полна деревня.

купала1

Девушки собирают травы и цветы, плетут венки, по которым гадают и припасают травы-обереги (полынь, зверобой, крапиву). В купальскую ночь ищут клады (цветущий папортник).

Основная цель купальских обрядов — отогнать злых духов, чтобы они не испортили урожай перед жатвой. Для этого жгут костры. Юноши и девушки ночь накануне Купалы проводили в поле.

Купалы проводила в поле.
А мы ночью мало спали,
Ведь мы поле охраняли.

Праздник урожая

урожай3


Праздник урожая посвящён собранному урожаю, плодородию и семейному благополучию — спасы: медовый, хлебный, яблочный.

Лежит козёл на мяже,
Дивуется бороде:
А и чья то борода,
А вся мёдом увита?

Для восстановления сил катались по жатве. С радостными песнями возвращались домой. Последний сноп брали с собой и хранили в деревне весь год.

Ох, и слава богу,
Что жито пожали,
Что жито пожали,
И в копы поклали:
На гумне стогами,
В клети — закромами,
А в печи пирогами!

В такие дни чествовали и благодарили Богородицу (Мать – Сыру-Землю) за собранный урожай. Считается, что она даёт благополучие, покровительствует земледелию, семье и особенно матерям.

Праздник Покров

По погоде этого дня, по тому, как падают листья с деревьев, откуда дует ветер, какие птицы улетают на юг, загадывали о характере предстоящей зимы.

Сельскохозяйственный год завершен, и снова наступает время веселых игр, гуляний, свадеб с их обрядами и ритуалами. В Покров девки просили Ладу о скором замужестве, гадали.

К празднику Покрова в избе старались навести полный порядок и наготовить как можно больше угощений из плодов нового урожая.

С течением времени праздник Покров стал более православным, но у древних славян он был одним из важных праздников в году.

Заключение

Календарно-обрядовая поэзия — это художественное обобщение трудового опыта крестьянина — земледельца. Календарные праздники облегчали тяжёлый труд крестьян, давали им возможность отдыха, наполняя его поэзией.

Список используемой литературы

1. В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин.. Литература. 6 класс. 1 часть. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2013

Читайте также: