Как жили земледельцы и ремесленники в египте 5 класс конспект урока

Обновлено: 22.07.2024

- формулировать несложные выводы, правильно показывать на карте исторические объекты.

Термины: фараон, папирус, Нил, Мемфис

ХОД УРОКА.

1. Организационный момент.

А) Подготовка устного ответа по карточке.

Для этого вспомни:

- Где находится Египет?

- Какой климат и рельеф имеет страна?

- Какую роль в жизни египтян играла река Нил?

- Какие природные изменения происходили с рекой в период летнего солнцестояния?

- Какие занятия существовали у жителей Египта?

Б) Индивидуальная работа (письменно) по карточкам (5 человек)

Слава тебе, Нил, приходящий, чтобы оживить Египет!

Орошающий землю, владыка рыб и птиц, творец зерна и травы для скота,

Если он медлит, жизнь замирает и люди гибнут.

Когда же он приходит, земля ликует и все живое в радости.

Еда появляется после его разлива.

Все живут благодаря нему и богатства обретают по его воле.

В) Фронтальная беседа по вопросам:

- Как назывался правитель Древнего Египта? (Фараон)

- Как называется растение, из которого египтяне изготовляли материал для письма? (Папирус)

- Какой город был столицей Египта? (Мемфис)

- Когда в Египте образовалось единое государство? (3 тыс. лет до н. э.)

3. Переход к новой теме.

Итак, мы выяснили, что после разлива Нил оставляет на полях влагу и плодородный ил, почву можно было обрабатывать простой деревянной мотыгой, поэтому в Древнем Египте развивается земледелие. Кроме этого появляются разные ремесла.

- Как жили земледельцы и ремесленники Древнего Египта?

4. Изучение новой темы.

1. Жители Египта.

2. Жизнь и труд простых земледельцев, ремесленников.

На доске: тема урока, новые слова.

1. Самостоятельная работа с текстом учебника.

- Прочитайте п1 на с.35.

2. Работа с историческим документом.

Поучение Хети, сына Дуауфа, своему сыну Пепи.

Задание. Выяснить: какие виды ремёсел были развиты в Древнем Египте? Как жили ремесленники? В тетрадь вписать виды ремёсел.

Хети везёт сына в столичную писцовую школу и по дороге рассказывает ему о положении писца. Сам Хети, видимо, писец, так как он с большим убеждением и со знанием дела подчёркивает преимущества писца. Хети красочно нарисовал картину тяжёлого изнурительного и голодного существования различных групп простых людей.

Для 1-й группы.

О, если бы я мог заставить тебя полюбить книги больше, чем свою мать, если бы я мог показать красоты их перед тобой.

Лучше это всех других должностей… Когда он (писец) ещё ребёнок, уже приветствуют его. Посылают его для исполнения поручения, и не возвращается он, чтоб надеть передник.

Не видывал я скульптора посланником или ювелира посланным, но я видел медника за его работой у топок его печи. Его пальцы были как кожа крокодила, и он пахнул хуже, чем рыбья икра.

Каждый ремесленник, работающий резцом, устаёт больше, чем землепашец. Поле его – дерево, оружие его – металл. Ночью, когда свободен он, он работает больше, чем могут сделать его руки, и ночью зажигает он свет.

Каменотёс ищет работу по всякому твёрдому камню. Когда же он кончает, руки его падают, он утомлён. И так сидит он до сумерек, колени его и спина согнуты.

Для 2-й группы.

Брадобрей бреет до вечера… Он бродит с улицы на улицу, чтобы найти кого побрить. Он напрягает свои руки, чтобы наполнить свой желудок, подобно пчёлам ,поедающим свои труды…

Я расскажу тебе о строителе стен. Он постоянно болен, так как представлен ветрам. Строит он с трудом, привязанный к лотосам (т. е. к верхушкам колонны в форме цветов лотоса)… все одежды его лохмотья… Моется он только один раз… Хлеб- отдаёт он его домой; избиты, избиты его дети.

Для 3-ей группы.

Ткач – внутри дома, хуже ему, чем женщине. Ноги его на желудке его. Не дышит он воздухом. Если за день не выработает он достаточно тканья, он связан, как лотос в болоте. Даёт он хлеб привратнику, чтобы мог он увидеть свет…

Когда гонец выходит в чужую страну, завещает он своё имущество детям из-за страха перед львами и азиатами. И если вернулся он в Египет, едва достиг он сада, едва достиг он дома своего вечером, и вновь ему надо идти…

У красильщика пальцы издают зловоние, как от дохлой рыбы,… рука его не останавливается.

Сандальщику совсем плохо, он всегда нищенствует. Ему также спокойно, как спокойно кому-либо среди дохлых рыб. Жуёт он кожу.

Прачечник стирает на берегу рядом с крокодилом… Не спокойное это занятие перед тобой… Говорят ему: если ты опоздаешь принести, будут избиты твои губы…

Я расскажу тебе ещё о рыбаке, достаётся ему хуже, чем во всякой другой должности. Смотри, разве не работает он на реке вперемежку с крокодилами…

Смотри, нет должности, где бы не было начальника, кроме должности писца, ибо он сам начальник.

3. Беседа по вопросам к документу.

Записать в тетрадь виды ремёсел в Древнем Египте.

4. Работа над новым понятием.

Налоги - это платёж чем-либо (деньгами, частью урожая, скота, сделанной продукцией) господину зависимым населением или налоги – это продукты труда, которые крестьяне и ремесленники отдавали в казну фараона.

5. Закрепление изученного материала.

- На какие группы делилось население Древнего Египта? (Фараоны, вельможи, земледельцы, ремесленники, писцы)

- Какие ремесленные специальности существовали в Древнем Египте? (Скульптор, медник, каменщик, брадобрей, ткач и т. д.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

регулятивные: продолжить формирование умений ставить цели, планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль.

коммуникативные: продолжить формирования умения показывать на карте исторические объекты, использовать ленту времени для счёта лет в истории, смогут составить описание основных занятий на основании иллюстраций, текста учебника и исторических документов, представить результат своей работы в виде краткого рассказа, показать готовность к сотрудничеству и коллективной работе.

3. Личностные: в результате урока учащиеся смогут

- высказать собственное мнение о положительных и отрицательных сторонах жизни ремесленников и земледельцев;

- задуматься о правилах взаимоотношения государства и личности на примере сбора налогов в Древнем Египте

_____________________________________________________________________________________

Словарь урока:

Вельможа, писец, налог, орошение, шадуф, амулет

_____________________________________________________________________________________

Ресурсы урока:

- рабочие листы для учащихся (на каждого ученика или на пару);

- листы самооценки (на каждого ученика)

– мультимедийная техника: компьютер, проектор.

- настенная карта Древний Египет

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 этап

- приветствует учащихся, просит проверить наличие учебных материалов на рабочем столе

2 этап.

- Организует работу с проблемной ситуацией (Приложение 1), задает вопросы классу:

1. Кто из вас захотел бы оказаться в древнем Египте?

2. Какие знания из изученного домашнего параграфа нам могли бы помочь?

3. Какие знания нам ещё необходимы, чтобы выжить в условиях древнего Египта?

- участвуют в обсуждении;

- отвечают на проблемные вопросы;

- формулируют предполагаемую тему урока

3 этап.

- задает вопросы для выяснения объема знаний, имеющегося у учащихся по данной теме (проблеме)

1)Покажите на карте где располагается Древний Египет?

2)Сосчитайте на сколько лет мы должны перенестись во времени , чтобы оказаться в объединённом Древнем Египте?

3) Какое занятие и почему было основным у египтян?

4) Какие группы людей жили в Египте?

- вспоминают нужную информацию, находят на карте древний Египет, считают и отмечают на ленте времени примерную дату образования единого гос-ва Др.Египет

4 этап. Целепола-

гание и планирование

- Формулирование целей урока через виды деятельности учащихся (планируемые результаты).

Цели урока: после урока вы сможете

- перечислить основные категории населения фараон, вельможи, писцы, земледельцы и ремесленники;

- описывать занятия и образ жизни земледельцев, ремесленников, писцов;

- работая в группах составить рассказ о жизни одной из категорий населения Др.Египта.

-самостоятельно оценить свою работу на уроке

- отвечают на вопросы

-знакомятся с критериями самооценки

План.

1. Жители Египта: от фараона до простого земледельца

2. Как жили земледельцы и ремесленники в Египте.

3. Писцы собирают налоги.

- задают уточняющие вопросы;

- узнают последовательность учебных действий

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Жители Египта: от фараона до простого земледельца

не более 3-4-х мин.

1. Демонстрирует слайд 2 и организует беседу

1)Назовите группы людей Др.Египта.

2)Какие группы вам известны?

3)Даёт определения понятий

- отвечают на вопросы

-оформляют записи в тетрадях.

Как жили земледельцы ремесленники в Египте.

Писцы собирают налоги

Урок по истории в 5 классе по теме « Как жили земледельцы и ремесленники в Египте.

Разработал Овсянников В.Г.

Залегощь 2014 год

Технологическая карта конструирования урока усвоения новых знаний.

Предмет – история

Класс – 5.

_____________________________________________________________________________________

Планируемые образовательные результаты:

1. Предметные: в результате урока учащиеся смогут

- перечислить основные категории населения фараон, вельможи, писцы, земледельцы и ремесленники, рабы;

- описывать занятия и образ жизни земледельцев, ремесленников, писцов;

2. Метапредметные: в результате урока учащиеся смогут

регулятивные: продолжить формирование умений ставить цели, планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль.

коммуникативные: продолжить формирования умения показывать на карте исторические объекты, использовать ленту времени для счёта лет в истории, смогут составить описание основных занятий на основании иллюстраций, текста учебника и исторических документов, представить результат своей работы в виде краткого рассказа, показать готовность к сотрудничеству и коллективной работе.

3. Личностные: в результате урока учащиеся смогут

- высказать собственное мнение о положительных и отрицательных сторонах жизни ремесленников и земледельцев;

- задуматься о правилах взаимоотношения государства и личности на примере сбора налогов в Древнем Египте

_____________________________________________________________________________________

Словарь урока:

Вельможа, писец, налог, орошение, шадуф, амулет

_____________________________________________________________________________________

Ресурсы урока:

- рабочие листы для учащихся (на каждого ученика или на пару);

- листы самооценки (на каждого ученика)

– мультимедийная техника: компьютер, проектор.

- настенная карта Древний Египет

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- приветствует учащихся, просит проверить наличие учебных материалов на рабочем столе

- Организует работу с проблемной ситуацией (Приложение 1), задает вопросы классу:

1. Кто из вас захотел бы оказаться в древнем Египте?

2. Какие знания из изученного домашнего параграфа нам могли бы помочь?

3. Какие знания нам ещё необходимы, чтобы выжить в условиях древнего Египта?

- участвуют в обсуждении;

- отвечают на проблемные вопросы;

- формулируют предполагаемую тему урока

- задает вопросы для выяснения объема знаний, имеющегося у учащихся по данной теме (проблеме)

1)Покажите на карте где располагается Древний Египет?

2)Сосчитайте на сколько лет мы должны перенестись во времени , чтобы оказаться в объединённом Древнем Египте?

3) Какое занятие и почему было основным у египтян?

4) Какие группы людей жили в Египте?

- вспоминают нужную информацию, находят на карте древний Египет, считают и отмечают на ленте времени примерную дату образования единого гос-ва Др.Египет

4 этап. Целепола-

гание и планирование

- Формулирование целей урока через виды деятельности учащихся (планируемые результаты).

Цели урока: после урока вы сможете

- перечислить основные категории населения фараон, вельможи, писцы, земледельцы и ремесленники;

- описывать занятия и образ жизни земледельцев, ремесленников, писцов;

- работая в группах составить рассказ о жизни одной из категорий населения Др.Египта.

-самостоятельно оценить свою работу на уроке

- отвечают на вопросы

-знакомятся с критериями самооценки

1. Жители Египта: от фараона до простого земледельца

2. Как жили земледельцы и ремесленники в Египте.

3. Писцы собирают налоги.

- задают уточняющие вопросы;

- узнают последовательность учебных действий

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Жители Египта: от фараона до простого земледельца

не более 3-4-х мин.

1. Демонстрирует слайд 2 и организует беседу

1)Назовите группы людей Др.Египта.

2)Какие группы вам известны?

3)Даёт определения понятий

- отвечают на вопросы

-оформляют записи в тетрадях.

Как жили земледельцы ремесленники в Египте.

Писцы собирают налоги

1.Организация самостоятельной работы в малых группах: работа с текстами и иллюстрациями (Приложение 2)

2.Демонстрирует слайды, помогает формулировать ключевые записи в тетрадь.

3.Задаёт вопросы для всего класса по результатам групповой работы

-организуют группы с помощью учителя

- работа с разными источниками информации – поиск и извлечение нужной информации;

- работа в парах, в малых группах и презентация результатов;

- оформление записей в тетрадях;

6 этап. Включение нового знания в систему знаний

по 1 мин. на одно выступление

- Организация деятельности

или выполнение задания текст с ошибками.

(Приложение 3)

- работают в малых группах (или парах) над проектом;

- планируют и осуществляют учебную деятельность от постановки цели до получения и оценки результата;

- проводят презентацию результатов работы групп, фиксируют итоги работы других групп, задают вопросы.

- Организация проверки выполнения задания (презентация результатов работы групп).

7 этап. Рефлексия и оценивание

-Задаёт вопросы на формирование личностных УУД

1) Хотели бы вы оказаться в Древнем Египте и там жить?

2)Чтобы вы хотели изменить в жизни египтян, если бы у вас была такая возможность?

3)Выскажите своё мнение о системе сбора налогов в Древнем Египте.

- организация самооценивания (Приложение 4.)

-отвечают на вопросы

- заполняют оценочные таблицы

Обязательная часть: п.7 Слова. Вариативная часть: Составьте рассказ от имени земледельца, как прошёл его день.

По желанию нарисовать рисунок о жизни земледельцев и ремесленников.

-записывают домашнее задание

-задают уточняющие вопросы

Ситуация С помощью машины времени вы оказались в Древнем Египте.

Сможете ли вы там выжить?

Что необходимо для этого?

Природные условия Египта очень благоприятны для жизни людей. Можно ли утверждать, что жизнь древних египтян была легкой и беззаботной?

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Материалы для работы в малых группах

Группа 1.Земледельцы

Задание.

1. Внимательно прочитайте текст.

3.Рассмотрите рисунки на стр. 39-40 учебника

Огромного труда требовало орошение полей. На берегах Нила египтяне строили земляные насыпи, отделявшие одно поле от другого. Благодаря насыпям вся страна, если смотреть на неё сверху, была похожа на шахматную доску. Во время разлива вода надолго застаивалась в квадратах, образованных насыпями. Влага пропитывала землю, а плодородный ил оседал. Земля становилась готовой к пахоте. Для орошения полей, удалённых от Нила, копали каналы. При помощи шадуфов поливали сады и огороды, куда не доходила вода во время разливов.

Орошение- система земледелия, основанная на поливе растений, через систему плотин и каналов.

Шадуф – приспособление для подъёма воды из каналов и колодцев в Древнем Египте.

Вопрос к классу:Чем был тяжёл труд земледельца?

Группа 2.Ремесленники

Задание.

1. Внимательно прочитайте текст документа.

2. Ответь на вопрос: Какие виды ремесла названы в документе?

3.Рассмотрите рисунок на стр. 41 Строительство дома. Древнеегипетская роспись

Поучение Хети, сына Дуауфа, своему сыну Пепи.Данный текст сохранился до нашего времени в двух папирусах (хранятся в Британском музее).Хети везет сына Пепи в столичную писцовую школу и по дороге рассказывает ему о положении писца

«О, если бы я мог заставить тебя полюбить книги больше, чем свою мать, если бы я мог показать красоты их перед тобой. Лучше это всех других должностей… Когда писец еще ребенок, уже приветствуют его. Посылают его для исполнения поручения, и не возвращается, чтобы надеть передник.

Не видывал я скульптора посланником или ювелира посланным, но я видел медника за его работой у топок его печи. Его пальцы были, как кожа крокодила, и он пахнул хуже, чем рыбья икра.

Каждый ремесленник, работающий резцом, устает больше, чем землепашец. Поле его – дерево, оружие его – металл. Ночью, когда свободен он, он работает больше, чем могут сделать его руки, и ночью зажигает он свет.

Я расскажу тебе о строителе стен. Он постоянно болен, так как представлен ветрам. Строит он с трудом, привязанный к лотосам (т.е. к верхушкам колонн в форме цветков лотоса) … все одежды его лохмотья… Моется он только один раз… Хлеб, отдает он его домой; избиты, избиты его дети…

Ткач – внутри дома, хуже ему, чем женщине. Ноги его на желудке его. Не дышит он воздухом. Если за день не выработает он достаточно тканья, он связан, как лотос в болоте.

У красильщика пальцы издают зловоние, как от дохлой рыбы… руки его не останавливаются.

Прачечник стирает на берегу рядом с крокодилом… Не спокойное это занятие перед тобой… Говорят ему: если ты опоздаешь принести, будут избиты его губы…

Роспись- рисунки на стенах храмов или других сооружений.

Писец - категория населения в Древнем Египте, состоящая на службе у фараона и вельмож.

Вопрос классу: Чем была трудна работа ремесленников Древнего Египта?

Группа 3.Писцы

Задание.

1. Внимательно прочитайте текст.

2. Ответь на вопросы :

Чем занимались писцы?

Что такое налог?

А земледельцы боятся писцов и жалуются на судьбу: саранча и гусеницы испортили посевы, на полях появились мыши. Но в положенное время к берегу причаливает лодка. В ней сидят писец и несколько стражников с прутьями и палками – горе тому, у кого не хватит зерна для уплаты налога!

Писец - категория населения в Древнем Египте, состоящая на службе у фараона и вельмож.

Налог – обязательный платёж в пользу государства.

Вопрос классу: Выскажите своё мнение о сборе налогов в Древнем Египте?

Группа 4 .Этнографы

Задание.

1. Внимательно прочитайте текст.

2.Ответьте на вопросы:

Чем питались земледельцы и ремесленники в Древнем Египте?

Из того зерна, что останется в доме, растирая его между двумя камнями, женщины приготовят муку. Из этой муки они замесят тесто и в горячей золе напекут лепёшек. Дерева в Египте мало, потому детей посылают собирать сухую траву, сучья и навоз, который сушат и тоже используют как топливо для очага. На обед, кроме лепёшки, может быть одна-две луковицы и вяленая рыба, а иногда сладкие плоды – финики, инжир, виноград. По праздникам египтяне едят мясо, пьют пиво и виноградное вино.

Дом простого египтянина – из тростника, обмазанного илом, вместо крыши – тростниковая циновка. Двери тут редко запирают – красть всё равно нечего. На земляном полу лежат также циновки, около очага стоит глиняная посуда. А вот и хозяева – одежды на них совсем немного: ведь очень жарко. Однако они любят всяческие украшения и амулеты – мелкие предметы (просверленные камешки, раковины, бусы, фигурки), которые, по мнению египтян, защищают от злых духов и несчастий.

Циновка –коврик сплетённый из тросника.

Вопрос классу: Что вас удивило в образе жизни земледельцев и ремесленников Древнего Египта

Прочитайте внимательно текст и найдите исторические ошибки(не менее 5)

Весь сезон засухи писец принимал и записывал для вельможи сведения, как в разных селения готовились к сезону разливу Нила.

Старейшины докладывали, что платины вокруг полей укреплены, чтобы не допустить их затопления во время разлива.

И вот теперь вельможа поручает ему начать пахоту в родном селе­нии! Надо, чтобы жена купила пода­рок отцу.

Жена писца Неферт перед медным зеркалом подвела гла­за темной краской, надела лучший парик и вышла на узкую улочку города. Оба сына играли в мяч с соседскими детьми. Недалеко от берега сушились на солнце кирпичи. Неферт приняла поклоны от ремесленников, и сама поклонилась знатному мужчине с ожерельем из серебра и дра­гоценного лазурита. На городком рынке бойко меняли зер­но на сандали, огурцы и лук на горшки. Поторговавшись

с медником, Неферт за три мотка ткани выменяла у него для родных мужа рукомойник и фигурку богини Бастет-кошки, оберегающей зерно от мышей,

После пахоты писца угостили ячменными лепешками, на кото­рые ради праздника выложили мед, виноград, финики, инжир. Старейшина выразил надежду что, когда через три месяца писец Каи приедет забирать третью долю урожая в амбары фараона, он привезёт достойную оплату за зерно.


В уроке рассказывается о социальной структуре общества Древнего Египта. Описывается повседневная жизнь земледельца – его быт и работа в поле. Говорится о труде ремесленников и важности положения, которое занимали в обществе писцы.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Как жили земледельцы и ремесленники в Египте"

Вопросы занятия

О каком боге идёт речь? Догадались? Конечно же - это бог Нила – Хапи!

На прошлом уроке мы с вами выяснили, что природа Египта способствовала развитию земледелия. Река питала водой обширные территории в своей долине, однако, она неравномерно насыщала влагой землю. Чтоб задержать воду на поверхности земли и равномерно распределить ее по всей территории, необходимо было построить целую сеть сооружений для искусственного орошения. Для этого потребовался колоссальный труд нескольких поколений египтян.

Одной семье было бы не под силу прорыть канал и насыпать дамбу. Египтяне выполняли эти работы совместно, целыми селениями. Руководили работами знатные люди – вельможи. Каждый земледелец обязан был участвовать в работах своей общины, и за это он получал надел орошаемой земли. Иногда случались чрезвычайные ситуации: прорыв дамбы или канал засыпало песком после очередной бури. Тогда на работы по ремонту и расчистке каналов выходили не только земледельцы, ремесленники и рабы, но и знатные вельможи.

А теперь давайте мы с вами заглянем в дом к земледельцу. Знакомьтесь, его зовут Руи. Он живет в небольшом, но очень уютном доме. В полуденный зной, здесь никогда не бывает жарко, так как дом сложен из кирпича, сделанного из смеси речного ила, соломы и золы.

Центральное место в доме занимает кухня с очагом. Здесь жена Руи, Тени, каждый день печет для всей семьи хлеб.

Кстати, египтяне первыми научились выпекать хлеб из кислого теста. Он получался у них мягкий и чрезвычайно вкусный. Хлеб ели просто так, с зеленью, с мясом и рыбой, с медом.

Кроме кухни в доме есть жилая комната и помещение, которое используется в качестве кладовки.


Руи обрабатывает землю собственными руками. У него нет других помощников кроме детей и, конечно же, жены Тени.

В середине ноября, когда заканчивается сезон разлива и Нил входит в свои берега, в Египте начинается сезон пахоты и сева – это самая горячая и ответственная пора года для всех египтян. Не исключение и семья Руи.

Руи впрягает в плуг вола и распахивает землю. Затем он засевает поле зерном и прогоняет по пашне стада овец, коз или свиней. Таким образом, животные втаптывают в мягкую почву зерна.

На хорошо увлажненной и прогретой лучами южного солнца земле быстро созревает урожай. Но есть участки земли, куда дошло мало воды. И Руи со своими сыновьями выкапывает канавы и орошает землю. День за днем они таскают тяжелые ведра вверх, от берега реки. К вечеру, смертельно усталые, падают они на свои постели, чтобы с восходом солнца снова приняться за работу.

В феврале-марте наступает время жатвы. С помощью серпов с бронзовыми наконечниками Руи срезает колосья, расстилает их на утоптанной площадке и прогоняет скот. Так при помощи животных происходит обмолот зерна. После этого зерно провеивают, подбрасывая руками или лопатками на ветру, чтобы отлетела шелуха и другой мусор.


Руи радуется, ведь его поля не остались бесплодными. В этом году ему удалось вырастить хороший урожай пшеницы и ячменя, уродился и лен. В огороде выросли лук и бобы, тыква и латук. Из волокон льна Тени и дочери соткут полотно и его можно будет обменять на другие необходимые вещи, из семян льна получится масло. Да, Руи доволен: этой зимой его семье не придется голодать. Собранного урожая хватит и на уплату налогов, и на пропитание.

Налоги – это сбор в пользу государства.

Древний Египет славился своими ремесленниками. Среди них выделялись медники, гончары, ткачи, столяры и другие мастера, создававшие великолепные произведения искусства. Пользуясь примитивными инструментами, египтяне изготавливали изделия из бронзы и меди: оружие, посуду, статуэтки. Ремесленники создавали замечательные украшения из золота и серебра. Из дерева изготавливали мебель. Из льна ткали полотно: более грубое для простолюдинов и тонкое – для вельмож и фараонов. Из тростниковых стеблей изготавливали папирус – писчий материал, благодаря которому до нас дошли ценнейшие сведения о событиях, произошедших несколько тысяч лет тому назад.

Труд ремесленников был не менее тяжелым, чем земледельца. В древних документах мы читаем: «Ткач целый день сидит, скорчившись у станка, и вдыхает пыль ото льна…

Пальцы кузница шероховаты, как крокодилова кожа, и пахнет от него хуже, чем от рыбьей икры… Он обжигает себе руки, а дым сжигает его глаза.

Плохо сандальщику. Он грызет кожу, чтобы утолить боль в животе… Здоровье его – это здоровье дохлого козла!

Жизнь земледельца и ремесленника была нелегкой, однако, им угрожала еще более горькая участь – стать рабами. Сначала в Египте рабами были люди, захваченные на войне в плен. Затем в рабов стали превращать бедных египтян.

Часто нужда заставляла земледельца или ремесленника просить у богача в долг зерно. И если бедняку нечем было отдавать долг в срок, то его и его семью могли продать в рабство.

Рабы выполняли самые тяжелые работы. Они работали на каменоломнях, в рудниках, на строительстве дворцов, в хозяйствах фараона и вельмож. Рабы не имели никакого имущества. Они сами принадлежали своему хозяину. Владелец имел право бить раба, продавать или обменивать его, мог даже убить. Все произведенное рабом принадлежало его владельцу.

Положение рабов было настолько тяжелым, что иногда они поднимали восстания против своих хозяев. Об одном таком восстании нам рассказывает документ. Случилось это в тысяча семьсот пятидесятом году до нашей эры. «Подняли люди мятеж против царской власти, установленной богом. Столица разрушена в один час. Царь захвачен бедными людьми. Начальники страны спасаются бегством. Чиновники убиты. Уничтожены списки, по которым собирали налоги.

В документе не сказано, как закончилось восстание, но известно, что фараону удалось восстановить свою власть в Египте.

И еще немного о быте простых египтян:

· Одежда Египтян была очень простой. Женщины носили платья на подобии сарафанов, а мужчины – набедренные повязки. Назывались они схенти.

· Обувью египтяне пользовались редко. Сандалии из пальмовых листьев, папируса, или из кожи носили лишь фараон и его приближенные.

· И мужчины, и женщины Древнего Египта носили парики из растительного волокна или овечьей шерсти. Рабы и земледельцы носили маленькие парики или шапочки из льняной ткани.

Конечно, жизнь простых египтян была очень тяжелой. Целыми днями они работали и создавали ценности, которые возвеличивали их страну и превращали Древний Египет в могущественное государство.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Конспект урока "Как жили земледельцы и ремесленники в Египте" 5 класс

Тема: §7. Как жили земледельцы и ремесленники в Египте.
Цель урока:
Образовательная: познакомить учащихся с жизнью земледельцев и ремесленников.
Развивающая: продолжить формирование умений использовать исторические документы как источник знаний, формулировать несложные выводы, правильно показывать на карте исторические объекты, давать устный отзыв на ответы других учащихся.

Воспитывающая: привить интерес к познанию истории древнего мира.
Структура урока: комбинированный.
Наглядно-демонстрационные материалы:

Как назывался правитель Древнего Египта? (фараон).

Как называется растение, из которого египтяне изготовляли материал для письма? (папирус).

Какой город был столицей Египта? (Мемфис)

Когда в Египте образовалось единое государство? (З тыс. лет до н. э.)
4.Заслушивание устного ответа по карточке № 9.

III. Переход к новой теме
Итак, мы выяснили, что после разлива Нил оставляет на полях влагу и плодородный ил, почву можно было обрабатывать простой деревянной мотыгой. Поэтому в Древнем Египте развивается земледелие. Кроме этого появляются разные ремесла.
Задача для учащихся: Как жили земледельцы и ремесленники Древнего Египта?
5. Изучение новой темы

1) Жители Египта.
2) Жизнь и труд простых земледельцев, ремесленников.
3) Сбор налогов.
На доске: тема урока, новые слова.
1. Самостоятельная работа с текстом учебника.

Прочитайте п.1 § 7 с. 35 учебника Вигасина.

4. Закрепление изученного на уроке.

Беседа по вопросам.
На какие группы делилось население Древнего Египта? (Фараоны, вельможи, земледельцы, ремесленники, писцы.)

Какие ремесленные специальности существовали в Древнем Египте? (Скульптор, медник, каменщик, брадобрей, ткач и т.д.)

Кто платил налоги? (Все зависимые от знати категории населения.')

Как называли сборщиков налогов? (Писцы.)

Домашнее задание
Прочитать § 7 учебника Вигасина.
Составь рассказ от имени египетского земледельца о том, как прошел его день. На каких работах он был занят? Что ел на обед? Опиши дом, в котором он жил.

Читайте также: