Как рождаются слова конспект
Обновлено: 05.07.2024
Введение
Удивительная наука
Узнать происхождение слова – это значит
найти его внутренний, затаенный смысл,
то же, что зажечь внутри фонаря огонек.
М. А. Рыбникова
Слово можно изучать с разных точек зрения: фонетической, морфологической, синтаксической, стилистической. Среди многочисленных вопросов языкознания есть и такой: почему окружающие нас предметы называются так, а не иначе? Поэтому появилась наука – этимология.
Слово “этимология” имеет в своем составе два греческих корня: etymon – истина, основное значение слова и logos– понятие, учение. Этотот раздел науки, который изучает происхождение отдельных слов и морфем, выясняет их истинное первоначальное значение.[4]
Начиная работу над проектом, я поставил перед собой цель: выявить источники появления некоторых слов в языке.
Для реализации этой цели я старался решить следующие задачи:
– Привлечь внимание одноклассников к живому слову, заинтересовать их тайнами языка.
– Пробудить желание искать исторические корни слов, исследовать историю слова.
– Расширять кругозор ребят, вместе с ними рассуждать, логически мыслить, сопоставлять факты и просто фантазировать.
Кроме того, я наметил пути решения этих задач:
В чем же актуальность моей работы? Я считаю, что знать родной язык, интересоваться его историей и современностью – задача каждого культурного человека. А этимология – наука, полная неразгаданных тайн, загадок. Этимологом может стать каждый! Упорного и любознательного обязательно ждут открытия!
Исходя из этого моя работа, помимо введения, состоит из нескольких глав и заключения, в котором я попытался подвести итоги своего небольшого исследования. В заключительной части проекта есть библиография.
Глава 1. Научная этимология
В одних случаях ответить на вопрос о происхождении слов можно без особого труда, а в других случаях происхождение этих названий совершенно непонятно. Например, всем людям понятно, как произошли слова лётчик (летать), свисток (свистеть), подоконник (под окном), паровоз (пар и возить).Это слова, не требующие этимологического анализа, – лексемы, о их происхождении говорит словообразовательный анализ. [3] Но вот слова луна, лопата или ложка не могут быть объяснены так же просто: ни в одном из них нет очевидных связей в русском языке.
В зависимости от времени появления слова этимологический анализ может принимать вид дальней или ближней этимологии (по терминологии Н.М.Шанского).[4] Дальняя этимология требует привлечения исторических данных.
К научной этимологии относится и этимология истинная и гипотетическая. Истинная этимология – окончательная, бесспорная. Истинная этимология не допускает двояких толкований, разных объяснений одного и того же слова. Гипотетическая этимология -условная, предположительная. Она выдвигает ряд предположений о происхождении данного слова.[2]
Название верхней одежды макинтош образовано от фамилии изобретателя непромокаемой ткани Чарлза Макинтоша (1766-1843). Заимствовано оно непосредственно из английского mackintosh.[8]
Таким образом, мы видим, что существование гипотетической этимологии как разновидности научной этимологии объясняется спецификой этимологических исследований, которым свойственна множественность. То есть гипотетическая этимология – это путь к истинной этимологии, на котором из множества толкований утверждается одно, самое точное и верное.
Глава 2. Народная этимология
Другой столь же фантастический пример подобного типа – "этимология" названия реки и города Самара.Согласно легенде, бежала с востока на запад малая речка, а с севера – ей наперерез мчала свои волны могучая река Ра (древнее название реки Волги).
– Посторонись! – кричит большая река малой речке.– Уступи мне дорогу: ведь я – Ра!
– А я сама-Ра, – невозмутимо отвечает речка и продолжает свой бег на запад.Столкнулись друг с другом два потока – и уступила величественная река Ра своей малой сопернице: вынуждена была и она повернуть свое течение к западу. От слов сама Ра и получила название река Самара, а в месте столкновения образовала Волга – Ра Самарскую луку (изгиб).[13]
Народная этимология – это та же легенда, пытающаяся объяснить непонятные факты далекого прошлого близкими и понятными явлениями современного нам языка.
Иногда народную этимологию называют ложной [10], хотя многие лингвисты не соглашаются с таким названием[7], поскольку выводы в ходе научных этимологических изысканий тоже могут быть ложными, и я присоединяюсь к их мнению. Народную этимологию называют также лексической ассоциацией [11], и, по моему мнению, это наиболее точное ее название.
Глава 3
Развлекательная этимология
Как видите, в этимологии прекрасно уживаются логика и фантазия. Давайте сами попробуем анализировать, фантазировать, выдвигать гипотезы и играть в увлекательную науку.
Животная этимология
Растительная этимология
Вкусная этимология
Транспортная этимология
Гардеробная этимология
Варежки произошли от варъ – защита, то есть это то, что защищает руки от холода. А вот более изящные родственницы варежек – перчатки, свое название получили от слова перст – палец.[14]
Календарная этимология
Нынешние названия месяцев родились в Древнем Риме более двух тысячелетий назад. Изменилось только начало года. У древних римлян год начинался с первого марта, с приходом весны и наступлением теплых дней. А так как римляне были воинственным народом, первый месяц года они посвятили богу войны – Марсу.
Май – назван имеем римской богини весны Майи.
А вот о происхождении июня мнения расходятся. Одни считают, что он назван именем богини плодородия Юноны, другие связывают его название с первым римским консулом Юнием Брутом.
Июль носит имя знаменитого полководца Юлия Цезаря, август – императора Октавиана Августа.
Сентябрь – это просто порядковый номер – седьмой (вы же помните, что год начинается с марта). Восемь – окто, отсюда октябрь, девять – новем, поэтому ноябрь, десять – десем – декабрь.
Январь посвящен двуликому богу Янусу, хранителю входов и выходов.
А теперь наша профессиональная…
Школьная этимология
Еще не родился школьник, который не любил бы каникулы. Каникулой древние римляне называли Сириус – самую яркую звезду в созвездии Большого Пса. С начала июля до конца августа солнце проходило через это созвездие. Тогда делали перерыв в занятиях и наступали каникулы.
Ругательная этимология
Заключение
Меняется мир, меняется и язык. Рождаются и умирают слова, старые приобретают новый смысл, все дальше и дальше уходя от своего первоначального значения, которое может измениться до обратного. Это может зависеть и от поворотов истории, и от простой шутки, автора которой уже никто не помнит.
И результаты своей работы я вижу в том, что дальнейшее исследование происхождения многих общеупотребительных слов заинтересует моих сверстников, произойдет обогащение их словарного запаса, развитие и совершенствование их речи и, может быть, появится опыт составления своих этимологических словариков.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Ленинский район
Новосибирская область
Светлана Ивановна Абдрахманова,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Новосибирск
Проект учебного занятия
1. Создание условий для формирования элементов исследовательской деятельности учащихся;
2. Реализация системно-деятельностного подхода, через выполнение практической работы учащимися.
1. Узнать, как рождаются слова.
2. Создать условия:
- для формирования представлений о происхождении слов;
- для знакомства учеников с этимологическим словарём и азбукой - глаголицей через выполнение практической работы.
3. Развить интерес детей к языку, к речи, к истории своего народа через узнавание и понимание тех слов, которые слышат.
4. Расширить учащимся словарный запас, продемонстрировать углублённое понимание значений слов, их многозначность.
5. Развить коммуникативные навыки.
1. формировать навыки исследовательской деятельности;
2. развивать логическое и пространственное мышление, творческие способности и воображение, устную и письменную речь школьников;
3. воспитывать интерес к русскому языку, обобщающему существующие и происходящие в реальной жизни явления и способствующему тем самым познанию окружающего мира, созданию его широкой картины.
Планируемые результаты:
Усилить мотивацию учения. Помочь учащимся в формировании положительного отношения к школе и учебной деятельности, в формировании познавательного интереса к изучаемому предмету, через осознание своей успешности.
Метапредметные:
Регулятивные:
- видеть актуальность поставленных проблем в окружающем мире;
- проявлять самостоятельность в учебном процессе;
- оценивать результат своей деятельности, осуществлять самоконтроль.
Познавательные:
- развитие навыков исследовательской деятельности;
- учащиеся продолжат осваивать знаки, символы и модели, используемые в заданиях;
- научатся классифицировать, обобщать, выделять, объединять предметы по заданному признаку, сравнивать изучаемый материал с собственным жизненным опытом;
- работать с этимологическим словарём.
Коммуникативные:
- дети продолжат учиться строить высказывания, давать устные ответы на заданные вопросы, осваивать правила вежливого общения;
- развивать навыки и умения по формулированию выводов;
- представлять одноклассникам оценочное суждение: уметь рассуждать, доказывать свою позицию.
- делят слова на слоги;
- определяют количество слогов в слове;
- различают в слове согласные звуки по их признакам;
- определяют ударение в слове, различают ударные и безударные слоги;
- употребляют в своей речи новые слова и понятия;
- расширяют словарный запас.
Используемые методы, приемы, технологии:
Беседа, коллективная игра, создание учебных ситуаций, элементы проектно-исследовательской деятельности, работа в группах.
Формы организации деятельности:
Коллективная, групповая, индивидуальная.
Оборудование и материалы:
интерактивная доска, документ-камера, планшет,
презентация, этимологический словарь,
глаголица, карточки с заданием для групповой работы, крупа и семечки, воздушные шары, поленья, шишки.
Структура и содержание учебного занятия:
1. Организационный момент.
- Ребята, у нас сегодня необычный урок. И начнём мы его с пальчиковой гимнастики:
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Будут буковки писать.
- Сейчас я попрошу вас открыть тетради и записать сегодняшнее число, соблюдая правила каллиграфии.
2. Вхождение в тему.
- Прошу обратить ваше внимание на доску. Что вы видите?
Слайд №1 (Подснежник)
- Ребята, как вы думаете, почему этот цветок так назвали?
Подснежник из-под снега появляется первым!
Вспоминаем правила сбора цветов.
Слайд №3 (Ласточка береговушка).
- Как вы думаете, почему именно такое название дали этой птице?
- Береговушка живёт у реки, вьёт гнёзда на берегу.
Вспоминаем правила поведения в природе.
Слайд №5 (Рябина)
- Ребята, предположите, откуда произошло такое название этой ягоды?
- Правильно, от рябины рябит в глазах, когда поспевают красные ягоды.
- Сколько в слове слогов?
- Какой слог ударный?
- Сколько в слове букв обозначающих согласные мягкие звуки? Какие это буквы?
- Ребята, выполнив предыдущую учебную задачу и прослушав стихотворение Александра Шибаева, как вы думаете, какова же тема сегодняшнего урока? (Ответы детей)
- Оказывается, этим занимается наука, которая называется - этимология.
3. Целеполагание. (Цели ставят дети и учитель)
- Давайте перед собой поставим цель нашего урока, что мы должны узнать? (Ответы детей)
- Цель урока: узнать, как рождаются слова.
- Посмотрите, дети, я для вас приготовила несколько словарей, они помогают изучать русский язык, а один из этих словарей, расскажет нам как раз о происхождении слов. Посмотрите внимательно на словари, кто догадался, какой это словарь? Почему именно он? (Ответы детей)
- Совершенно верно, этот словарь и будет сегодня нашим помощником.
4. Практическая часть.
- Как вы уже поняли, в каждом слове есть своя тайна, и мы попробуем её вместе разгадать.
- Делимся на три команды:
1 ряд – команда филологов; 2 ряд – команда ученых;
3 ряд – команда журналистов.
- Напомните мне правила работы в команде. (Ответы детей)
- Каждая команда получает задание, которое необходимо выполнить и потом представить нам результаты.
Задание филологам:
- Вам нужно разгадать зашифрованные слова. Подобрать к этим названиям соответствующие картинки.
- Приклеить картинки на лист, подписать правильное название и найти в этимологическом словаре от какого слова могло произойти название этих предметов.
Задание учёным:
- Вам необходимо собрать 2 пазла, на которых изображены растения.
- Приклеить готовые варианты на листы.
- Сказать, как называются эти растения. Найти происхождение этих названий в этимологическом словаре.
Задание журналистам:
- Вам необходимо разгадать загадку, найти в этимологическом словаре происхождение слова - отгадки и подобрать к нему родственное слово.
- Проверяем. (Дети показывают свои работы через документ камеру и дают ответы, используя этимологический словарь).
- Молодцы ребята! Этимология наука сложная и многогранная.
- Предлагаю провести наше собственное исследование в окружающем мире и самим найти разгадки на некоторые факты. Проводить его мы будем на улице. По заданиям мы будем искать зарытый нашими предками клад.
ВПЕРЕД, НА ПОИСКИ ПРИКЛЮЧЕНИЙ.
Приложение № 4: Квест на улице.
5. Рефлексия.
- Дорогие ребята, вот и подходит к концу наше приключение в мир слов. Сегодня мы вообразили, что наш язык - это лес, в котором каждое слово - это дерево или кустик.
- Теперь мы знаем, что все слова, которые нас окружают, хранят тайну своего рождения.
- Ребята! Предлагаю прямо сейчас вырастить собственное дерево, на котором мы соберем все новое, что узнали о происхождении слов.
- Сейчас я раздам вам листочки. Каждый из вас должен кратко написать, что нового и полезного он узнал о словах на уроке. Затем по очереди вы будете выходить к доске, кратко рассказывать о своих открытиях, находить место на ветке дерева, куда поместите листочки-мысли. Пишем и вешаем листочки.
- Тогда сейчас я попрошу вас оценить свою работу на уроке.
Листы самооценки. Приложение № 5
6. Подведение итогов.
- Думаю, что нам нужно продолжить наблюдение за окружающим миром. Предлагаю, построить собственный дом, в котором будут жить новые слова, наблюдения и свежие мысли.
И все новое о словах, что вы узнаете, можно будет написать на листочке и опустить в это окошко. Через некоторое время мы откроем и посмотрим, что новое и интересное и вы обнаружили.
Самые любознательные следопыты и открыватели слов получат приз. Благодарю вас за урок! Урок окончен!
Приложение № 1
ПЕТРФОЬЛ ЦФИАР
Приложение № 2
Приложение № 3
Внутри — пустой,
А голос — густой.
Сам молчит, а бьют — стучит.
Приложение № 4
- Прямо сейчас Вас ждет первое сложное испытание. Посланники знатоков хотят проверить, как Вы умеете слушать задание и действовать командой?!
- Итак! До точки сбора Вам нужно будет идти парами в ПОЛНОЙ ТИШИНЕ. Разговаривать друг с другом можно только жестами. На деревьях, под снегом и за пеньками сидят наши тайные агенты. Они замаскировались под птиц, и будут издавать разные звуки. Это кодовые слова, которые Вам нужно услышать и запомнить.
- Разговаривать можно будет только в точке сбора по сигналу учителя.
- В точке сбора всем следопытам необходимо собраться в плотный круг и шепотом обменяться информацией о том, кто и что услышал. Затем сообщить о Ваших общих наблюдениях учителю! Наши шпионы передадут ей дальнейшую инструкцию о том, что Вас ждет дальше. Действуйте! Игра началась!
- Вы действовали как настоящая команда, молодцы!
- Для выполнения следующего задания Вам необходимо вспомнить народные приметы, по которым путешественники определяют стороны света. Повернитесь лицом к ЮГУ, сделайте 20 шагов вперед, развернитесь налево и пройдите еще 7-10 шагов.
- Внимательно осмотрите окрестности. Где-то рядом стоит дерево, на котором есть конверт со следующей подсказкой. Для выполнения этого задания вам необходимо взять с собой ножницы и пакет, в который будете собирать все найденные предметы.
- Поздравляем РЕБЯТА! Вы успешно прошли новое испытание!
- Теперь Вам необходимо подойти к нескольким незнакомым людям, которых заметите рядом.
- НЕ ТОРОПИТЕСЬ: вежливо поздоровайтесь, объясните, что Вы ученики первого класса и выполняете задание по изучению слов.
- Затем вежливо попросите их разъяснить, что означает выражение:
- Дорогие ребята, шпионы спрятали все гласные буквы из этого предложения, попробуй подставить их и Вы узнаешь, где находится следующая подсказка.
Урок разработан по рабочей программе Н.Ф.Виноградовой (система 21 век) для детей повышенного уровня развития.
Тема: Как образуются слова.
Тип урока: Открытие нового знания
1. Создание условий для активизации знаний учащихся о частях слова, о роли приставки и суффикса в слове.
2. Показать способ образования новых слов с помощью приставки и суффикса и сложением двух корней.
3. Обогащать словарный запас.
4. Воспитывать прилежание, активность.
Тренировать мыслительные операции: рассуждение, сравнение, обобщение, умение выполнять действия по алгоритму; развивать коммуникативные качества, познавательный интерес.
Планируемые результаты:
1. Формирование личностных УУД:
- формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к учению и учебно-познавательного интереса,
- развивать способность к самооценке на основе критериев успешной деятельности,
- ориентировать на понимание причин успеха в учении, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата.
2. Формирование регулятивных УУД:
- планировать свои действия в связи с поставленной задачей,
- сохранять алгоритм действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками,
- сравнивать своё и чужое высказывание, корректировать его и осуществлять самооценку с помощью критериев.
3.Формирование познавательных УУД:
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков,
- осуществлять поиск информации и запись информации с помощью ИКТ,
- прогнозировать необходимость использования дополнительных источников для уточнения значения незнакомого слова.
4.Формирование коммуникативных УУД:
- использовать речь для регуляции своего действия,
- учитывать различные точки зрения, формулировать своё мнение и стремиться к сотрудничеству в коллективе.
5. На основе предметных знаний и умений подвести к осознанию, что:
- приставка и суффикс - это значимые части слова;
- слова образуются разными способами;
- культура общения формируется в атмосфере доброжелательности.
Форма обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: учебник, тетради, мультимедийный проектор, презентация.
Организационный момент.
Порядок на столе,
Порядок в голове.
Как всегда мы снова
Начать урок готовы.
Я желаю вам успехов,
Преодоленья всех преград,
Чтоб своей работе на уроке
Каждый из вас был рад.
- Откройте тетради. Запишите число, классная работа:
Тридцать первое января.
ΙΙ. Минутка чистописания.
-Запишите слова и объясните их написание: берёза, праздник, город, дорога, автобус.
-Какие это слова? (словарные, их надо запомнить)
ΙΙΙ. Актуализация знаний учащихся.
-Образуйте устно от данных слов новые слова. – Берёзка, берёзонька, подберёзовик, праздничный, праздновать, городок, городской, городишко, пригородный, загород, пригород, дорожка, дороженька, придорожная, автобусная.
-На какие группы можно разделить названные вами слова? – На слова, образованные с помощью приставки, на слова, образованные с помощью суффикса и остальные (?).
-Вам известны все способы словообразования? - Нет.
Формулировка целей урока.
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке и чему учиться? – Мы будем говорить о способах образования слов и учиться образовывать новые слова.
ΙV. Обобщение знаний о приставочном и суффиксальном способах образования слов.
-Назовите слова, которые вы образовали с помощью приставки. – Загород, пригород.
-Как называется такой способ словообразования? – Приставочный.
Работа со слайдом: образование и запись слов, образованных приставочным способом (заход, поход, приход, уход, отход, переход, вход, сход, подход, выход).
-Что вы знаете о значении приставок? – Есть приставки с разными значениями: например, начало или завершение действия, отсутствие чего-либо.
-Что вы знаете о правописании приставок: по- , о- , об- , про- , до- , от- , под- ? – В данных приставках пишется букв –о-, кроме слов: прабабушка, прадедушка, правнук, правнучка и паводок.
-Что вы знаете о правописании приставок за- , на- и над-? – Приставки за-, на- и над- пишутся только с буквой а.
- Как найти приставку в слове? – Надо подобрать однокоренные слова, выделить корень, часть слова перед корнем будет приставкой.
- Если ли слова без приставки? – Есть.
- Приведите примеры. – Берёза, город, стол…
-Назовите слова, которые вы образовали с помощью суффикса. – Берёзка, берёзонька, праздничный, праздновать, городок, городишко, городской, дорожка, дороженька, автобусная.
-Как называется такой способ словообразования? – Суффиксальный.
-Что вы знаете о значении суффиксов? – Суффиксы имеют разные значения, например, уменьшитель-ласкательное, название профессии или рода занятий человека.
- Что вы знаете о правописании суффиксов –ек-/-ик-? –онок-/-ёнок-? –ость?- Учащиеся формулируют правила правописания и приводят примеры.
- Как найти суффикс в слове? – Надо найти и выделить в слове окончание и корень, часть слова между корнем и окончанием будет суффиксом.
- Если ли слова без суффикса? – Есть.
- Приведите примеры. –Город, стол, дорога, автобус…
- Скажите, пожалуйста, какова же роль приставки и суффикса? – Они служат для образования новых слов.
V. Физминутка (двигательная)
Лепим мы снеговика
Из пушистого снежка.
Вот какой он первый ком!
Вот какой большущий он.
Ком второй чуть-чуть поменьше,
Третий – это голова,
Шляпа будет из ведра,
А глаза – два веселых огонька.
Вот какой веселый он;
Он смеется до ушей,
Веселит он малышей.
VΙ. Открытие нового знания.
- Какие образованные вами слова в начале урока вызвали у вас затруднения с определением способа образования? – Подберёзовик, пригородный, придорожная.
- Давайте понаблюдаем, как образуются подобные слова:
Работа с презентацией.
- Как называется игра, с которой играют на столе? – Настольная.
- Запишите это слова и выделите все части слова.
- Что будем выделять дальше? – Корень. Чтобы его найти, надо подобрать родственные слова и определить у них общую часть: столик, стол, настольная. Общая часть –стол-, значит эта часть и будет корнем.
- Какие части слова остались? – Приставка на- и суффикс –н-.
- Как вы думаете, как может называться такой способ словообразования? – Приставочно-суффиксальный.
Образование и запись слов, образованных приставочно-суффиксальным способом, выделение всех частей слова:
-Оцените себя и свою работу на уроке:
Мне всё понятно
Я испытываю трудности
Проблемный вопрос.
-Продолжите стихотворение одним словом:
Если зимнею порою
Тучи небо всё закроют,
И снежинки полетят –
Значит, будет … (снегопад).
- Это слово нельзя отнести ни к приставочному, ни к суффиксальному, ни к приставочно-суффиксальному способам. Как вы думаете, что мы сможем сделать, чтобы узнать, как оно образовалось? – Надо разобрать его по составу.
- Находим окончание. - Снегопад-а, снегопад-ом, снегопад-у. Окончание нулевое.
- Ищем корень. - Снег, снежок, снежинка … падать, упасть, выпасть, нападать…(. )
Работа с презентацией: образование и запись слов, образованных сложением с выделением корней и подчёркиванием соединительных гласных.
V. Первичное осмысление и закрепление.
Выполнение самостоятельной работы с самопроверкой.
- Образуйте и запишите слова по их значению:
- Спишите, вставляя пропущенные буквы –о- или –е-:
Справился с заданием
Познавательная минутка.
- В русском языке есть слова, образованные сложением трёх корней, например, водогрязелечебница. Догадаетесь, от каких слов оно образовалось? – Вода, грязь, лечебница.
- А что оно обозначает? - Лечебно-профилактическое учреждение, предназначенное для проведения водо- и грязелечения.
VΙ. Итог урока
–Какую цель ставили?
- Выполнили ли её?
- Какие новые способы словообразования вы узнали?
- Что было для вас самым трудным?
VΙΙ. Рефлесия.
-Оцените свою работу магнитами:
VΙΙΙ. Домашнее задание.
-В соответствие со своей самооценкой выберете своё д/з:
Выучить или повторить правила в учебнике на стр.162-163
Упр.2, стр.162-163, упр.4, стр.163-164
Задание по желанию: найти или придумать по 5 слов, образованных разными способами
-75%
• Актуализировать знания о морфемах слова, их значении для образования слов.
— определять способы словообразования с помощью суффикса и приставки и обосновывать своё мнение;
— образовывать современные слова с суффиксами -арь, -чик, -щик, -ист;
— определять соединительные гласные в сложных словах и обосновывать своё мнение;
— образовывать и писать сложное слово, используя его толкование;
— выделять графически части слова, с помощью которых образованы новые слова;
— образовывать новые слова, используя модель слова;
— устанавливать соответствие между словом и его схемой;
— выполнять учебное задание в соответствии с правилом;
— выполнять самопроверку и взаимопроверку при выполнении учебного задания;
— формулировать понятные высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога.
Планируемый результат
— творчески относиться к
процессу работы над составом слова и словообразованием;
— осознавать собственные достижения при освоении учебной темы.
— использовать приобретённые знания при выполнении учебного задания.
— ориентироваться в разных способах выполнения задания;
— выполнять учебное действие в соответствии с планом.
— адекватно использовать речь для представления результата.
СЛАЙД №1
Мы рады приветствовать вас в классе,
Возможно, есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко.
Поручено нам вас сегодня встречать,
Но начнем наш урок, не будем зря время терять.
Сегодня на уроке у нас много гостей, давайте поприветствуем их.
Урок русского языка, мы продолжаем работать с составом слова.
2. Введение в тему урока.
СЛАЙД №2.
Друзья, задача наша такова:
Открыть, как образуются слова!
Какие их части составляют,
Какую роль они играют!
- Чем же мы будем заниматься на уроке? (Ответы детей)
- Мы многое уже знаем о словах, о том из каких частей они состоят, как называются эти части. А вот как образуются, мы не знаем.
Подпишите маршрутные листы. (Образец маршрутного листа в Приложении)
3. Открытие новых знаний.
Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Собрать слово из частей!
- Какие части слова вы знаете? (Ответы детей)
СЛАЙД №3
- Проверка на слайде с комментированием
- Оценивание своей работы: в маршрутном листе и с помощью сигналов.
СЛАЙД №4
- Ребята, что вы видите на экране? (ответы детей: приставки, суффиксы, корни..)
- Как вы думаете, как можно это использовать для нашего открытия? (Ответы детей: составить слова).
- Составьте слова, используя данные части.
СЛАЙД №5
- Вот слова, которые вы, ребята, составили.
-Как же образовали эти слова? (разбор каждого слова идет со слайдом)
- Что такое приставка?
- Какие группы приставок мы знаем? (приставки с буквой А, приставки с буквой О и т. д.)
- Работаем в маршрутных листах (№2) Запиши слова и выдели приставки. 1 ученик у доски с комментированием.
Сделать, здесь, сдать, здравие, сдача, сдавить.
Вывод: приставки З- не бывает, остальные слова образованы с помощью приставки С-
- Оцените свою работу в маршрутных листах.
СЛАЙД №6
- Какой приставки не существует? (Ответы детей)
- Как различить при письме приставки ПО- и ПА-?(Приставка ПА- всегда ударная: пасынок, падчерица, паводок)
- Когда пишется приставка ПРА-?
СЛАЙД №7
Самостоятельная работа. Запишите в маршрутные листы (№3) слова с приставками, используя данную фотографию.
- Взаимопроверка по слайду и оценивание своего соседа по парте.
СЛАЙД №8
СЛАЙД №9
Какие слова вы составили?
СЛАЙД №10
Как образовали эти слова? (? (разбор каждого слова идет со слайдом)
- Что такое суффикс?
тигр серый дети синий холод горький тупой дом друг жара
- Есть суффиксы, которые обозначают название профессий.
Работа с учебником: с.118 Работа со словарём- значение старинных профессий.
Вывод: Суффикс –арь – считается устаревшим, выполним задание слайд №11.
СЛАЙД № 11
Проверка по слайду.(появляются новые слова с современными суффиксами)
Выполнение упражнения №211 в маршрутных листах. Самостоятельное выполнение, проверка с комментированием и разбором слов по составу.
Вывод: как же образованы данные слова? (Ответы детей)
- Оцените свою работу в маршрутных листах и с помощью сигналов.
СЛАЙД № 12
-Как же образовали эти слова (пароход, дымоход, паровоз…..)? (Ответы детей)
- Как называются такие слова? (Сложные слова)
Запишите в маршрутных листах (№5) сложные слова. Проверка коллективно.
СЛАЙД №13
Вернёмся к нашим словам , которые прозвучали в конце урока.
- Как же образуются слова? Как мы с вами образовывали новые слова?
Вывод запишите в маршрутных листах (№6)
4. Закрепление новых знаний.
СЛАЙД №14
Проверка по слайду №14.
- Используя наши знания о способах образования слов, образуйте новые слова от
Улов, ловкач, ловкий, подловить, отлов, зверолов, мышеловка, рыболов….
5. Итог урока. Оцените свою работу на уроке на маршрутных листах и с помощью сигналов.
Читайте также: