Как рождаются слова конспект

Обновлено: 05.07.2024

Введение

Удивительная наука

Узнать происхождение слова – это значит
найти его внутренний, затаенный смысл,
то же, что зажечь внутри фонаря огонек.
М. А. Рыбникова

Слово можно изучать с разных точек зрения: фонетической, морфологической, синтаксической, стилистической. Среди многочисленных вопросов языкознания есть и такой: почему окружающие нас предметы называются так, а не иначе? Поэтому появилась наука – этимология.

Слово “этимология” имеет в своем составе два греческих корня: etymon – истина, основное значение слова и logos– понятие, учение. Этотот раздел науки, который изучает происхождение отдельных слов и морфем, выясняет их истинное первоначальное значение.[4]

Начиная работу над проектом, я поставил перед собой цель: выявить источники появления некоторых слов в языке.

Для реализации этой цели я старался решить следующие задачи:

– Привлечь внимание одноклассников к живому слову, заинтересовать их тайнами языка.

– Пробудить желание искать исторические корни слов, исследовать историю слова.

– Расширять кругозор ребят, вместе с ними рассуждать, логически мыслить, сопоставлять факты и просто фантазировать.

Кроме того, я наметил пути решения этих задач:

В чем же актуальность моей работы? Я считаю, что знать родной язык, интересоваться его историей и современностью – задача каждого культурного человека. А этимология – наука, полная неразгаданных тайн, загадок. Этимологом может стать каждый! Упорного и любознательного обязательно ждут открытия!

Исходя из этого моя работа, помимо введения, состоит из нескольких глав и заключения, в котором я попытался подвести итоги своего небольшого исследования. В заключительной части проекта есть библиография.

Глава 1. Научная этимология

В одних случаях ответить на вопрос о происхождении слов можно без особого труда, а в других случаях происхождение этих названий совершенно непонятно. Например, всем людям понятно, как произошли слова лётчик (летать), свисток (свистеть), подоконник (под окном), паровоз (пар и возить).Это слова, не требующие этимологического анализа, – лексемы, о их происхождении говорит словообразовательный анализ. [3] Но вот слова луна, лопата или ложка не могут быть объяснены так же просто: ни в одном из них нет очевидных связей в русском языке.

В зависимости от времени появления слова этимологический анализ может принимать вид дальней или ближней этимологии (по терминологии Н.М.Шанского).[4] Дальняя этимология требует привлечения исторических данных.

К научной этимологии относится и этимология истинная и гипотетическая. Истинная этимология – окончательная, бесспорная. Истинная этимология не допускает двояких толкований, разных объяснений одного и того же слова. Гипотетическая этимология -условная, предположительная. Она выдвигает ряд предположений о происхождении данного слова.[2]

Название верхней одежды макинтош образовано от фамилии изобретателя непромокаемой ткани Чарлза Макинтоша (1766-1843). Заимствовано оно непосредственно из английского mackintosh.[8]

Таким образом, мы видим, что существование гипотетической этимологии как разновидности научной этимологии объясняется спецификой этимологических исследований, которым свойственна множественность. То есть гипотетическая этимология – это путь к истинной этимологии, на котором из множества толкований утверждается одно, самое точное и верное.

Глава 2. Народная этимология

Другой столь же фантастический пример подобного типа – "этимология" названия реки и города Самара.Согласно легенде, бежала с востока на запад малая речка, а с севера – ей наперерез мчала свои волны могучая река Ра (древнее название реки Волги).

– Посторонись! – кричит большая река малой речке.– Уступи мне дорогу: ведь я – Ра!

– А я сама-Ра, – невозмутимо отвечает речка и продолжает свой бег на запад.Столкнулись друг с другом два потока – и уступила величественная река Ра своей малой сопернице: вынуждена была и она повернуть свое течение к западу. От слов сама Ра и получила название река Самара, а в месте столкновения образовала Волга – Ра Самарскую луку (изгиб).[13]

Народная этимология – это та же легенда, пытающаяся объяснить непонятные факты далекого прошлого близкими и понятными явлениями современного нам языка.

Иногда народную этимологию называют ложной [10], хотя многие лингвисты не соглашаются с таким названием[7], поскольку выводы в ходе научных этимологических изысканий тоже могут быть ложными, и я присоединяюсь к их мнению. Народную этимологию называют также лексической ассоциацией [11], и, по моему мнению, это наиболее точное ее название.

Глава 3

Развлекательная этимология

Как видите, в этимологии прекрасно уживаются логика и фантазия. Давайте сами попробуем анализировать, фантазировать, выдвигать гипотезы и играть в увлекательную науку.

Животная этимология

Растительная этимология

Вкусная этимология

Транспортная этимология

Гардеробная этимология

Варежки произошли от варъ – защита, то есть это то, что защищает руки от холода. А вот более изящные родственницы варежек – перчатки, свое название получили от слова перст – палец.[14]

Календарная этимология

Нынешние названия месяцев родились в Древнем Риме более двух тысячелетий назад. Изменилось только начало года. У древних римлян год начинался с первого марта, с приходом весны и наступлением теплых дней. А так как римляне были воинственным народом, первый месяц года они посвятили богу войны – Марсу.

Май – назван имеем римской богини весны Майи.

А вот о происхождении июня мнения расходятся. Одни считают, что он назван именем богини плодородия Юноны, другие связывают его название с первым римским консулом Юнием Брутом.

Июль носит имя знаменитого полководца Юлия Цезаря, август – императора Октавиана Августа.

Сентябрь – это просто порядковый номер – седьмой (вы же помните, что год начинается с марта). Восемь – окто, отсюда октябрь, девять – новем, поэтому ноябрь, десять – десем – декабрь.

Январь посвящен двуликому богу Янусу, хранителю входов и выходов.

А теперь наша профессиональная…

Школьная этимология

Еще не родился школьник, который не любил бы каникулы. Каникулой древние римляне называли Сириус – самую яркую звезду в созвездии Большого Пса. С начала июля до конца августа солнце проходило через это созвездие. Тогда делали перерыв в занятиях и наступали каникулы.

Ругательная этимология

Заключение

Меняется мир, меняется и язык. Рождаются и умирают слова, старые приобретают новый смысл, все дальше и дальше уходя от своего первоначального значения, которое может измениться до обратного. Это может зависеть и от поворотов истории, и от простой шутки, автора которой уже никто не помнит.

И результаты своей работы я вижу в том, что дальнейшее исследование происхождения многих общеупотребительных слов заинтересует моих сверстников, произойдет обогащение их словарного запаса, развитие и совершенствование их речи и, может быть, появится опыт составления своих этимологических словариков.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Ленинский район

Новосибирская область

hello_html_1498ed51.jpg

Светлана Ивановна Абдрахманова,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Новосибирск

Проект учебного занятия

1. Создание условий для формирования элементов исследовательской деятельности учащихся;

2. Реализация системно-деятельностного подхода, через выполнение практической работы учащимися.

1. Узнать, как рождаются слова.

2. Создать условия:

- для формирования представлений о происхождении слов;

- для знакомства учеников с этимологическим словарём и азбукой - глаголицей через выполнение практической работы.

3. Развить интерес детей к языку, к речи, к истории своего народа через узнавание и понимание тех слов, которые слышат.

4. Расширить учащимся словарный запас, продемонстрировать углублённое понимание значений слов, их многозначность.

5. Развить коммуникативные навыки.

1. формировать навыки исследовательской деятельности;

2. развивать логическое и пространственное мышление, творческие способности и воображение, устную и письменную речь школьников;

3. воспитывать интерес к русскому языку, обобщающему существующие и происходящие в реальной жизни явления и способствующему тем самым познанию окружающего мира, созданию его широкой картины.

Планируемые результаты:

Усилить мотивацию учения. Помочь учащимся в формировании положительного отношения к школе и учебной деятельности, в формировании познавательного интереса к изучаемому предмету, через осознание своей успешности.

Метапредметные:

Регулятивные:

- видеть актуальность поставленных проблем в окружающем мире;

- проявлять самостоятельность в учебном процессе;

- оценивать результат своей деятельности, осуществлять самоконтроль.

Познавательные:

- развитие навыков исследовательской деятельности;

- учащиеся продолжат осваивать знаки, символы и модели, используемые в заданиях;

- научатся классифицировать, обобщать, выделять, объединять предметы по заданному признаку, сравнивать изучаемый материал с собственным жизненным опытом;

- работать с этимологическим словарём.

Коммуникативные:

- дети продолжат учиться строить высказывания, давать устные ответы на заданные вопросы, осваивать правила вежливого общения;

- развивать навыки и умения по формулированию выводов;

- представлять одноклассникам оценочное суждение: уметь рассуждать, доказывать свою позицию.

- делят слова на слоги;

- определяют количество слогов в слове;

- различают в слове согласные звуки по их признакам;

- определяют ударение в слове, различают ударные и безударные слоги;

- употребляют в своей речи новые слова и понятия;

- расширяют словарный запас.

Используемые методы, приемы, технологии:

Беседа, коллективная игра, создание учебных ситуаций, элементы проектно-исследовательской деятельности, работа в группах.

Формы организации деятельности:

Коллективная, групповая, индивидуальная.

Оборудование и материалы:

интерактивная доска, документ-камера, планшет,

презентация, этимологический словарь,

глаголица, карточки с заданием для групповой работы, крупа и семечки, воздушные шары, поленья, шишки.

Структура и содержание учебного занятия:

1. Организационный момент.

- Ребята, у нас сегодня необычный урок. И начнём мы его с пальчиковой гимнастики:

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке

Будут буковки писать.

- Сейчас я попрошу вас открыть тетради и записать сегодняшнее число, соблюдая правила каллиграфии.

2. Вхождение в тему.

- Прошу обратить ваше внимание на доску. Что вы видите?

Слайд №1 (Подснежник)

- Ребята, как вы думаете, почему этот цветок так назвали?

Подснежник из-под снега появляется первым!

Вспоминаем правила сбора цветов.

Слайд №3 (Ласточка береговушка).

- Как вы думаете, почему именно такое название дали этой птице?

- Береговушка живёт у реки, вьёт гнёзда на берегу.

Вспоминаем правила поведения в природе.

Слайд №5 (Рябина)

- Ребята, предположите, откуда произошло такое название этой ягоды?

- Правильно, от рябины рябит в глазах, когда поспевают красные ягоды.

- Сколько в слове слогов?

- Какой слог ударный?

- Сколько в слове букв обозначающих согласные мягкие звуки? Какие это буквы?

- Ребята, выполнив предыдущую учебную задачу и прослушав стихотворение Александра Шибаева, как вы думаете, какова же тема сегодняшнего урока? (Ответы детей)

- Оказывается, этим занимается наука, которая называется - этимология.

3. Целеполагание. (Цели ставят дети и учитель)

- Давайте перед собой поставим цель нашего урока, что мы должны узнать? (Ответы детей)

- Цель урока: узнать, как рождаются слова.

- Посмотрите, дети, я для вас приготовила несколько словарей, они помогают изучать русский язык, а один из этих словарей, расскажет нам как раз о происхождении слов. Посмотрите внимательно на словари, кто догадался, какой это словарь? Почему именно он? (Ответы детей)

- Совершенно верно, этот словарь и будет сегодня нашим помощником.

4. Практическая часть.

- Как вы уже поняли, в каждом слове есть своя тайна, и мы попробуем её вместе разгадать.

- Делимся на три команды:

1 ряд – команда филологов; 2 ряд – команда ученых;

3 ряд – команда журналистов.

- Напомните мне правила работы в команде. (Ответы детей)

- Каждая команда получает задание, которое необходимо выполнить и потом представить нам результаты.

Задание филологам:

- Вам нужно разгадать зашифрованные слова. Подобрать к этим названиям соответствующие картинки.

- Приклеить картинки на лист, подписать правильное название и найти в этимологическом словаре от какого слова могло произойти название этих предметов.

Задание учёным:

- Вам необходимо собрать 2 пазла, на которых изображены растения.

- Приклеить готовые варианты на листы.

- Сказать, как называются эти растения. Найти происхождение этих названий в этимологическом словаре.

Задание журналистам:

- Вам необходимо разгадать загадку, найти в этимологическом словаре происхождение слова - отгадки и подобрать к нему родственное слово.

- Проверяем. (Дети показывают свои работы через документ камеру и дают ответы, используя этимологический словарь).

- Молодцы ребята! Этимология наука сложная и многогранная.

- Предлагаю провести наше собственное исследование в окружающем мире и самим найти разгадки на некоторые факты. Проводить его мы будем на улице. По заданиям мы будем искать зарытый нашими предками клад.

ВПЕРЕД, НА ПОИСКИ ПРИКЛЮЧЕНИЙ.

Приложение № 4: Квест на улице.

5. Рефлексия.

- Дорогие ребята, вот и подходит к концу наше приключение в мир слов. Сегодня мы вообразили, что наш язык - это лес, в котором каждое слово - это дерево или кустик.

- Теперь мы знаем, что все слова, которые нас окружают, хранят тайну своего рождения.

- Ребята! Предлагаю прямо сейчас вырастить собственное дерево, на котором мы соберем все новое, что узнали о происхождении слов.

- Сейчас я раздам вам листочки. Каждый из вас должен кратко написать, что нового и полезного он узнал о словах на уроке. Затем по очереди вы будете выходить к доске, кратко рассказывать о своих открытиях, находить место на ветке дерева, куда поместите листочки-мысли. Пишем и вешаем листочки.

- Тогда сейчас я попрошу вас оценить свою работу на уроке.

Листы самооценки. Приложение № 5

6. Подведение итогов.

- Думаю, что нам нужно продолжить наблюдение за окружающим миром. Предлагаю, построить собственный дом, в котором будут жить новые слова, наблюдения и свежие мысли.

И все новое о словах, что вы узнаете, можно будет написать на листочке и опустить в это окошко. Через некоторое время мы откроем и посмотрим, что новое и интересное и вы обнаружили.

Самые любознательные следопыты и открыватели слов получат приз. Благодарю вас за урок! Урок окончен!

Приложение № 1

hello_html_m5e62c93c.jpg

hello_html_m10923098.jpg

hello_html_m2d4b2bb8.jpg

hello_html_246336ff.jpg

hello_html_m8c2e678.jpg

hello_html_m712a49b0.jpg

ПЕТРФОЬЛ ЦФИАР

Приложение № 2

hello_html_m1359a3fc.jpg

hello_html_dfbf6b0.jpg

Приложение № 3

Внутри — пустой,
А голос — густой.
Сам молчит, а бьют — стучит.

Приложение № 4

- Прямо сейчас Вас ждет первое сложное испытание. Посланники знатоков хотят проверить, как Вы умеете слушать задание и действовать командой?!

- Итак! До точки сбора Вам нужно будет идти парами в ПОЛНОЙ ТИШИНЕ. Разговаривать друг с другом можно только жестами. На деревьях, под снегом и за пеньками сидят наши тайные агенты. Они замаскировались под птиц, и будут издавать разные звуки. Это кодовые слова, которые Вам нужно услышать и запомнить.

- Разговаривать можно будет только в точке сбора по сигналу учителя.

- В точке сбора всем следопытам необходимо собраться в плотный круг и шепотом обменяться информацией о том, кто и что услышал. Затем сообщить о Ваших общих наблюдениях учителю! Наши шпионы передадут ей дальнейшую инструкцию о том, что Вас ждет дальше. Действуйте! Игра началась!

- Вы действовали как настоящая команда, молодцы!

- Для выполнения следующего задания Вам необходимо вспомнить народные приметы, по которым путешественники определяют стороны света. Повернитесь лицом к ЮГУ, сделайте 20 шагов вперед, развернитесь налево и пройдите еще 7-10 шагов.

- Внимательно осмотрите окрестности. Где-то рядом стоит дерево, на котором есть конверт со следующей подсказкой. Для выполнения этого задания вам необходимо взять с собой ножницы и пакет, в который будете собирать все найденные предметы.

- Поздравляем РЕБЯТА! Вы успешно прошли новое испытание!

- Теперь Вам необходимо подойти к нескольким незнакомым людям, которых заметите рядом.

- НЕ ТОРОПИТЕСЬ: вежливо поздоровайтесь, объясните, что Вы ученики первого класса и выполняете задание по изучению слов.

- Затем вежливо попросите их разъяснить, что означает выражение:

- Дорогие ребята, шпионы спрятали все гласные буквы из этого предложения, попробуй подставить их и Вы узнаешь, где находится следующая подсказка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан по рабочей программе Н.Ф.Виноградовой (система 21 век) для детей повышенного уровня развития.

Тема: Как образуются слова.

Тип урока: Открытие нового знания

1. Создание условий для активизации знаний учащихся о частях слова, о роли приставки и суффикса в слове.

2. Показать способ образования новых слов с помощью приставки и суффикса и сложением двух корней.

3. Обогащать словарный запас.

4. Воспитывать прилежание, активность.

Тренировать мыслительные операции: рассуждение, сравнение, обобщение, умение выполнять действия по алгоритму; развивать коммуникативные качества, познавательный интерес.

Планируемые результаты:

1. Формирование личностных УУД:

- формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к учению и учебно-познавательного интереса,

- развивать способность к самооценке на основе критериев успешной деятельности,

- ориентировать на понимание причин успеха в учении, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата.

2. Формирование регулятивных УУД:

- планировать свои действия в связи с поставленной задачей,

- сохранять алгоритм действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками,

- сравнивать своё и чужое высказывание, корректировать его и осуществлять самооценку с помощью критериев.

3.Формирование познавательных УУД:

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков,

- осуществлять поиск информации и запись информации с помощью ИКТ,

- прогнозировать необходимость использования дополнительных источников для уточнения значения незнакомого слова.

4.Формирование коммуникативных УУД:

- использовать речь для регуляции своего действия,

- учитывать различные точки зрения, формулировать своё мнение и стремиться к сотрудничеству в коллективе.

5. На основе предметных знаний и умений подвести к осознанию, что:

- приставка и суффикс - это значимые части слова;

- слова образуются разными способами;

- культура общения формируется в атмосфере доброжелательности.

Форма обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: учебник, тетради, мультимедийный проектор, презентация.

Организационный момент.

Порядок на столе,

Порядок в голове.

Как всегда мы снова

Начать урок готовы.

Я желаю вам успехов,

Преодоленья всех преград,

Чтоб своей работе на уроке

Каждый из вас был рад.

- Откройте тетради. Запишите число, классная работа:

Тридцать первое января.

ΙΙ. Минутка чистописания.

-Запишите слова и объясните их написание: берёза, праздник, город, дорога, автобус.

-Какие это слова? (словарные, их надо запомнить)

ΙΙΙ. Актуализация знаний учащихся.

-Образуйте устно от данных слов новые слова. – Берёзка, берёзонька, подберёзовик, праздничный, праздновать, городок, городской, городишко, пригородный, загород, пригород, дорожка, дороженька, придорожная, автобусная.

-На какие группы можно разделить названные вами слова? – На слова, образованные с помощью приставки, на слова, образованные с помощью суффикса и остальные (?).

-Вам известны все способы словообразования? - Нет.

Формулировка целей урока.

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке и чему учиться? – Мы будем говорить о способах образования слов и учиться образовывать новые слова.

ΙV. Обобщение знаний о приставочном и суффиксальном способах образования слов.

-Назовите слова, которые вы образовали с помощью приставки. – Загород, пригород.


-Как называется такой способ словообразования? – Приставочный.

Работа со слайдом: образование и запись слов, образованных приставочным способом (заход, поход, приход, уход, отход, переход, вход, сход, подход, выход).

-Что вы знаете о значении приставок? – Есть приставки с разными значениями: например, начало или завершение действия, отсутствие чего-либо.

-Что вы знаете о правописании приставок: по- , о- , об- , про- , до- , от- , под- ? – В данных приставках пишется букв –о-, кроме слов: прабабушка, прадедушка, правнук, правнучка и паводок.

-Что вы знаете о правописании приставок за- , на- и над-? – Приставки за-, на- и над- пишутся только с буквой а.

- Как найти приставку в слове? – Надо подобрать однокоренные слова, выделить корень, часть слова перед корнем будет приставкой.

- Если ли слова без приставки? – Есть.

- Приведите примеры. – Берёза, город, стол…


-Назовите слова, которые вы образовали с помощью суффикса. – Берёзка, берёзонька, праздничный, праздновать, городок, городишко, городской, дорожка, дороженька, автобусная.

-Как называется такой способ словообразования? – Суффиксальный.

-Что вы знаете о значении суффиксов? – Суффиксы имеют разные значения, например, уменьшитель-ласкательное, название профессии или рода занятий человека.

- Что вы знаете о правописании суффиксов –ек-/-ик-? –онок-/-ёнок-? –ость?- Учащиеся формулируют правила правописания и приводят примеры.


- Как найти суффикс в слове? – Надо найти и выделить в слове окончание и корень, часть слова между корнем и окончанием будет суффиксом.

- Если ли слова без суффикса? – Есть.

- Приведите примеры. –Город, стол, дорога, автобус…

- Скажите, пожалуйста, какова же роль приставки и суффикса? – Они служат для образования новых слов.

V. Физминутка (двигательная)

Лепим мы снеговика

Из пушистого снежка.

Вот какой он первый ком!

Вот какой большущий он.

Ком второй чуть-чуть поменьше,

Третий – это голова,

Шляпа будет из ведра,

А глаза – два веселых огонька.

Вот какой веселый он;

Он смеется до ушей,

Веселит он малышей.

VΙ. Открытие нового знания.


- Какие образованные вами слова в начале урока вызвали у вас затруднения с определением способа образования? – Подберёзовик, пригородный, придорожная.

- Давайте понаблюдаем, как образуются подобные слова:

Работа с презентацией.

- Как называется игра, с которой играют на столе? – Настольная.

- Запишите это слова и выделите все части слова.

- Что будем выделять дальше? – Корень. Чтобы его найти, надо подобрать родственные слова и определить у них общую часть: столик, стол, настольная. Общая часть –стол-, значит эта часть и будет корнем.

- Какие части слова остались? – Приставка на- и суффикс –н-.


- Как вы думаете, как может называться такой способ словообразования? – Приставочно-суффиксальный.

Образование и запись слов, образованных приставочно-суффиксальным способом, выделение всех частей слова:

-Оцените себя и свою работу на уроке:

Мне всё понятно

Я испытываю трудности

Проблемный вопрос.

-Продолжите стихотворение одним словом:

Если зимнею порою
Тучи небо всё закроют,
И снежинки полетят –
Значит, будет … (снегопад).

- Это слово нельзя отнести ни к приставочному, ни к суффиксальному, ни к приставочно-суффиксальному способам. Как вы думаете, что мы сможем сделать, чтобы узнать, как оно образовалось? – Надо разобрать его по составу.

- Находим окончание. - Снегопад-а, снегопад-ом, снегопад-у. Окончание нулевое.

- Ищем корень. - Снег, снежок, снежинка … падать, упасть, выпасть, нападать…(. )

Работа с презентацией: образование и запись слов, образованных сложением с выделением корней и подчёркиванием соединительных гласных.




V. Первичное осмысление и закрепление.

Выполнение самостоятельной работы с самопроверкой.

- Образуйте и запишите слова по их значению:




- Спишите, вставляя пропущенные буквы –о- или –е-:



Справился с заданием



Познавательная минутка.

- В русском языке есть слова, образованные сложением трёх корней, например, водогрязелечебница. Догадаетесь, от каких слов оно образовалось? – Вода, грязь, лечебница.

- А что оно обозначает? - Лечебно-профилактическое учреждение, предназначенное для проведения водо- и грязелечения.

VΙ. Итог урока

–Какую цель ставили?

- Выполнили ли её?

- Какие новые способы словообразования вы узнали?

- Что было для вас самым трудным?

VΙΙ. Рефлесия.

-Оцените свою работу магнитами:



VΙΙΙ. Домашнее задание.

-В соответствие со своей самооценкой выберете своё д/з:

Выучить или повторить правила в учебнике на стр.162-163

Упр.2, стр.162-163, упр.4, стр.163-164

Задание по желанию: найти или придумать по 5 слов, образованных разными способами


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

• Актуализировать знания о морфемах слова, их значении для образования слов.

— определять способы словообразования с помощью суффикса и приставки и обосновывать своё мнение;

— образовывать современные слова с суффиксами -арь, -чик, -щик, -ист;

— определять соединительные гласные в сложных словах и обосновывать своё мнение;

— образовывать и писать сложное слово, используя его толкование;

— выделять графически части слова, с помощью которых образованы новые слова;

— образовывать новые слова, используя модель слова;

— устанавливать соответствие между словом и его схемой;

— выполнять учебное задание в соответствии с правилом;

— выполнять самопроверку и взаимопроверку при выполнении учебного задания;

— формулировать понятные высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога.

Планируемый результат

— творчески относиться к

процессу работы над составом слова и словообразованием;

— осознавать собственные достижения при освоении учебной темы.

— использовать приобретённые знания при выполнении учебного задания.

— ориентироваться в разных способах выполнения задания;

— выполнять учебное действие в соответствии с планом.

— адекватно использовать речь для представления результата.

СЛАЙД №1

Мы рады приветствовать вас в классе,

Возможно, есть классы и лучше и краше.

Но пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко.

Поручено нам вас сегодня встречать,

Но начнем наш урок, не будем зря время терять.

Сегодня на уроке у нас много гостей, давайте поприветствуем их.

Урок русского языка, мы продолжаем работать с составом слова.

2. Введение в тему урока.

СЛАЙД №2.

Друзья, задача наша такова:

Открыть, как образуются слова!

Какие их части составляют,

Какую роль они играют!

- Чем же мы будем заниматься на уроке? (Ответы детей)

- Мы многое уже знаем о словах, о том из каких частей они состоят, как называются эти части. А вот как образуются, мы не знаем.

Подпишите маршрутные листы. (Образец маршрутного листа в Приложении)

3. Открытие новых знаний.

Слово делится на части,

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Собрать слово из частей!

- Какие части слова вы знаете? (Ответы детей)

СЛАЙД №3

- Проверка на слайде с комментированием

- Оценивание своей работы: в маршрутном листе и с помощью сигналов.

СЛАЙД №4

- Ребята, что вы видите на экране? (ответы детей: приставки, суффиксы, корни..)

- Как вы думаете, как можно это использовать для нашего открытия? (Ответы детей: составить слова).

- Составьте слова, используя данные части.

СЛАЙД №5

- Вот слова, которые вы, ребята, составили.

-Как же образовали эти слова? (разбор каждого слова идет со слайдом)

- Что такое приставка?

- Какие группы приставок мы знаем? (приставки с буквой А, приставки с буквой О и т. д.)

- Работаем в маршрутных листах (№2) Запиши слова и выдели приставки. 1 ученик у доски с комментированием.

Сделать, здесь, сдать, здравие, сдача, сдавить.

Вывод: приставки З- не бывает, остальные слова образованы с помощью приставки С-

- Оцените свою работу в маршрутных листах.

СЛАЙД №6

- Какой приставки не существует? (Ответы детей)

- Как различить при письме приставки ПО- и ПА-?(Приставка ПА- всегда ударная: пасынок, падчерица, паводок)

- Когда пишется приставка ПРА-?

СЛАЙД №7

Самостоятельная работа. Запишите в маршрутные листы (№3) слова с приставками, используя данную фотографию.

- Взаимопроверка по слайду и оценивание своего соседа по парте.

СЛАЙД №8

СЛАЙД №9

Какие слова вы составили?

СЛАЙД №10

Как образовали эти слова? (? (разбор каждого слова идет со слайдом)

- Что такое суффикс?

тигр серый дети синий холод горький тупой дом друг жара

- Есть суффиксы, которые обозначают название профессий.

Работа с учебником: с.118 Работа со словарём- значение старинных профессий.

Вывод: Суффикс –арь – считается устаревшим, выполним задание слайд №11.

СЛАЙД № 11

Проверка по слайду.(появляются новые слова с современными суффиксами)

Выполнение упражнения №211 в маршрутных листах. Самостоятельное выполнение, проверка с комментированием и разбором слов по составу.

Вывод: как же образованы данные слова? (Ответы детей)

- Оцените свою работу в маршрутных листах и с помощью сигналов.

СЛАЙД № 12

-Как же образовали эти слова (пароход, дымоход, паровоз…..)? (Ответы детей)

- Как называются такие слова? (Сложные слова)

Запишите в маршрутных листах (№5) сложные слова. Проверка коллективно.

СЛАЙД №13

Вернёмся к нашим словам , которые прозвучали в конце урока.

- Как же образуются слова? Как мы с вами образовывали новые слова?

Вывод запишите в маршрутных листах (№6)

4. Закрепление новых знаний.

СЛАЙД №14

Проверка по слайду №14.

- Используя наши знания о способах образования слов, образуйте новые слова от

Улов, ловкач, ловкий, подловить, отлов, зверолов, мышеловка, рыболов….

5. Итог урока. Оцените свою работу на уроке на маршрутных листах и с помощью сигналов.

Читайте также: