Как рассказать детям о музыке план конспект

Обновлено: 05.07.2024

Цель занятия: выявить уровень развития музыкальных способностей детей через совместную музыкально-игровую, певческую, коммуникативную деятельность с использованием распевок, музыкально-игровых движений, музыкально-дидактических игр и игры на детских музыкальных инструментах.

Задачи:

  • Развивать чувства ритма, звуковысотный слух, чистое интонирования в песнях исходя из возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребенка.
  • Формировать певческие навыки.
  • Развивать тембровый и динамический слух - умение слышать изменения характера и темпа в музыке.

Методы и приемы:

  • Словесные: вопросы, задания, словесное объяснение.
  • Наглядные: слайдовые фрагменты.
  • Практические: музыкальные игры, творческие задания.

Оборудование: мультимедийное оборудование, карточки для игры "Отгадай звуки", нотный стан, цветы по количеству детей .

Ход занятия

Дети входят в зал под маршевую мелодию и садятся на стульчики.

Организационный момент. Игровая мотивация

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, сегодня на занятии у нас присутствуют гости. А что делают люди, когда видят гостей? Правильно, здороваются! Сначала мы поздороваемся, а потом предложим это сделать гостям.
Песенное приветствие - Здравствуйте ребята, Здравствуйте гости.

Муз. рук.: Как тепло и светло стало в зале от вашего приветствия. На улице весна столько света и тепла, тает снег, журчат ручьи, скачут в лужах воробьи. Потеплело на дворе, и раздолье детворе! Мы даже распевочку знаем про Весну и ее сейчас споем. Поем распевку

- Ребята, сегодня у нас необычное занятие, представьте, что я волшебница и умею колдовать. Давайте дружно глазки закроем и будем ждать чуда!
В это время звучит музыка ветра и влетает стебелек от цветика-семицветика.

- Ой, что это это же стебелек (дети отвечают), а на нем почему то нет лепесточков, почему же их нет? Мы сейчас спросим у бабочки, которая сидит на лепесточке.

Девочка-бабочка!
Лепесточков ровно семь, собирайте их скорей!
Пойте, играйте, танцуйте друзья, ваши старанья будут не зря!
Как только ребята все выполнят в срок, будет красивым снова цветок!
Вот вам конвертик, задания в нем, дружным ребятам все нипочем!

Музыкальное занятие в подготовительной группе

Музыкальное занятие в подготовительной группе

Основная часть. Поиск решения

Муз. рук.: Ну что ребята вы готовы, тогда скорее выполнять задания бабочки. Открываем конвертик и первое задание для нас. Нужно вспомнить движения польки и станцевать ее. Прошу вас встать в круг. Что скажу вам ребята, то и выполняем.

Повторяем движения польки в игровой форме

Все на месте посмотри, маршируем раз, два, три (Марш)
Все на месте посмотри, бежим поскоками раз, два, три, (Поскоки)
Все на месте посмотри, боковой галоп раз, два, три (Боковой галоп)
Все на месте посмотри, в пары становись раз, два, три (Пары)
Все на месте посмотри, делаем пружинку раз, два, три (Пружинка)

Муз. рук.: А сейчас мы станцуем полечку.

Танец Полька

Муз. рук.: Спасибо вам ребята за танец, предлагаю вам сесть на стульчики и немного отдохнуть, достаем следующее задание из конвертика и там написано, чтобы мы с вами поиграли в игру отгадай звуки, но прежде чем мы начнем играть, я вам хочу рассказать про музыкальные и шумовые звуки. Давайте минуточку помолчим и прислушаемся к звукам вокруг нас. Как вы думаете, этот мир молчаливый или нет? (ответ) Мир вокруг нас звучащий он наполнен разнообразными звуками, которые делятся на две категории: шумовые и музыкальные.

Шумовые звуки - это немузыкальные звуки, к ним относятся и голоса природы, шелест листвы, шум прибоя, дождя, стук, скрип, шорох и т.д. У шумовых звуков нет точной высоты и воспроизвести в точности как шумит дождь или журчит ручей мы не можем ни голосом, ни с помощью музыкальных инструментов. Шум и есть шум.

Музыкальный звук - имеет свою высоту - в этом его главное отличие от шумового. Высота музыкального звука отличает один звук от другого и дает возможность повторить услышанный звук на музыкальном инструменте или голосом.

Музыкально-дидактическая игра "Отгадай звуки"

Детям раздаются карточки, ребенок смотрит что на ней изображено и соотносит рисунок со звуком.

Муз. рук.: Ну что ж, справились с заданием достаем следующее. И следующее задание для нас рассказать все про нотки. Что такое нотки ребята? Нота это графический знак, с помощью которого записываю музыку. У ноток ребята есть свой дом, а как же называется этот дом? (Нотный стан)

Если нотки записать по порядку, то получится. (Звукоряд)
А что всегда ставится в начале нотного стана? (Скрипичный ключ)
А кто пишет музыку? Композитор А кто исполняет? (Музыкант)

А какие нотки вы знаете? (До, ре, ми, фа, соль, ля, си, до)
Нотки до, ми, соль, си на линеечках сидят, а нотки ре, фа, ля в окошечки глядят.

Муз. рук.: И на подходе наше следующее задание Спой песенку про Россию. Ну что ж это мы можем. Ребята, строимся в шахматный порядок и поем!

Песня "Как наша Россия прекрасна"

Муз. рук.: Задание выполнили, берем конвертик и читаем следующее задание. В нем говорится ребята, что мы свами должны послушать музыку и определить ее характер.

Слушание музыки.
Муз. рук.: Это задание мы выполнили, что же еще написано тут. Нам пишут, музыкантами все станут дружно, дружно заиграют, приготовьтесь, раз, два, три, инструменты все бери!

Оркестр "Все мы музыканты"
Муз. рук.: Хорошо играли, слаженно, а главное, ритмически правильно. Настало время отдохнуть, вот и в задании сказано:
Разбирайте вы цветочки, приготовьтесь отдохнуть,
Легенду про здоровье послушать, и немножечко вздремнуть!
- Ребята, вот вам цветочки вставайте с ними в круг, присядьте на корточки и послушайте легенду.

Давным-давно, на горе Олимп жили–были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать, каким должен быть человек. Один из богов сказал: Человек должен быть сильным, другой сказал: Человек должен быть умным. третий сказал: Человек должен быть здоровым. Но один из богов сказал так: Если все это будет у человека, он будет подобен нам.

И, решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье. Стали думать, решать - куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие - за высокие горы. А один из богов сказал: Здоровье надо спрятать в самого человека. Так и живет с давних времен человек, пытаясь найти свое здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!

Муз. рук: Значит, здоровье-то оказывается спрятано и во мне, и в тебе, в каждом из нас. Что значит, быть здоровым? (ответы детей)

- А вы знаете, что цветы умеют петь? Ребята, как вы думаете, а можно ли спеть музыку … руками? (ответ детей)
- Давайте попробуем? Мы же с вами артисты! наша сцена. Мы с вами исполним хор рук, а помогут нам цветы.

Инновационная музыкально-педагогическая технология "Хор рук"

Заключительная часть

Муз. рук: Вот и выполнили мы все задания , может бабочка нам украсит цветок? Ребята попросим бабочку вернуть на стебелек листочки? Давайте скажем слова:
Бабочка скорей лети, лепесточки принеси!
Бабочка приносит лепесточки

- Ребята что мы свами сегодня делали на нашем занятии? Правильно, вы показали, чему вы научились за год, мы и дальше с вами будем расширять наши познания в музыке. Вы все большие молодцы!

Девочки, попробовала провести обыкновенное рядовое занятие по методике Т. Э. Тютюнниковой на РМО и причем с чужими детьми которых видела в первый раз. В этом детском саду вообще нем музыкального работника пришлось всю аппаратуру и инструменты вести самой. Вы знаете, я сама не ожидала, получила море эмоций как сама так и дети. Рекомендую.

Проект "В мире музыки"

Цель:Развитие музыкальных способностей детей через игровую деятельность.

- закрепить знание детей о признаках осени.

- учить детей слышать музыкальные паузы, способствовать развитию игры и импровизации мелодий на шумовых музыкальных инструментах.

- развивать у детей чувство ритма и слух.

-формировать певческий голос.

-развивать творческие способности: фантазию, воображение.

- развивать связную речь, память, внимание, мышление.

- воспитывать любовь и интерес к музыке.

- воспитывать самостоятельность, активность, доброжелательное отношение друг к другу.

- прививать любовь к родной природе.

Методы и приемы:

- изготовление самодельных шумовых музыкальных инструментов;

- изготовление атрибутов для танца осенних листиков.

Оборудование: мультимедийная доска, ноутбук, синтезатор, барабан, бубен, ленты по количеству детей, маленькие и большие осенние листики, дидактический материал – иллюстрации примет осени, шумовые музыкальные инструменты на каждого ребенка,.

Направленность: Занятие носит интегрированный характер.

Научная основа: Использование методик К. Орфа,

Ход НОД

- Здравствуйте ребятки, меня зовут Наталья Александровна. Я приглашаю вас вместе со мной окунуться в таинственный мир музыки. Вы согласны?

Тогда нам нужно встать всем в большой круг.

(Дети встают в круг)

Я предлагаю вам поприветствовать друг друга и гостей.

Выполнять движения в соответствии с текстом:

(хлопают в ладоши)

(топают ножками)

(осторожно постукивают по щёчкам)

(вытягивают губки вперёд и чмокают)

(стучат зубами)

Здравствуй, мой носик!

(дотрагиваются до носика)

Привет! (машут ручкой)

Здравствуйте, гости! Привет!

(показывают жест приветствия)

- Ребятки, что это у меня за инструмент?

- А мой барабан умеет разговаривать языком музыки.

Что барабан сейчас сказал?

Дети - Идти, скакать, бежать, замирать.

(Сначала играет педагог, потом ребенок, дети выполняют движения.)

- А сейчас нам будет помогать двигаться музыка. Только мы с вами будем танцевать.

Ветер с листьями играет

Листья с веток обрывает

Листья желтые летят

Прямо на руки ребят.

Когда музыка замирает, что мы будем делать?

Дети - Мы будем замирать.

- А у меня про листики есть песенка, послушайте…

Листочки, листочки по ветру летят

У деток под ножками тихо шуршат

И плавно качаясь, ведут хоровод

А ветер осенний им песню поет.

- Как вы думаете, эту песенку можно танцевать?

(Дети поют и танцуют без музыкального сопровождения.)

- Все подойдите ко мне, я хочу, чтобы все ушки настроили.

(еще раз поют по 1-2 человека под пианино)

- Посмотрите, вот там на столе ленточки желтые, красные лежат, возьмите себе по ленточке. (берут)

Как вы думаете, что могут делать эти ленточки?

(Импровизация детей)

- А теперь я буду петь песенку, а кто хочет, будет мне подпевать и танцевать с этими ленточками.

(Поют и танцуют - акапелло)

- Каждый выберет себе пару, будем вместе танцевать и петь.

(Поют и танцуют - акапелло)

Ленточки положим?. Вот сюда.

А кто из вас знает, какое сейчас время года?

Ребятки, какие признаки осени вы знаете?

(Постепенно становится холодно, меньше света, небо закрыто облаками, идет моросящий дождь, сырой и холодной стала почва, изменились листья на деревьях, идет листопад, не слышно пение птиц.)

- А вы видели осенью листопад?

- А где осенью можно увидеть больше всего осенних листьев?

- Как хочется побывать в осеннем лесу? А вы со мной поедете?

- Становитесь в кружочек. На чем поедем?

- А может на лошадке съездим?

( имитация движений:скачут, щелкая язычком)

Едем, едем на лошадке, по осенней тропке гладкой.

Скок, скок, скок, скок, скок, скок.

(Игра на ДМИ)

Едем, едем на лошадке, по осенней тропке гладкой.

Скок, скок, скок, скок, скок, скок.

Едем, едем на лошадке, по осенней тропке гладкой.

Скок, скок, скок, скок, скок, скок.

Едем, едем на лошадке, по осенней тропке гладкой.

Скок, скок, скок, скок, скок, скок.

Белка на елке орешки все грызет, цок, цок

Рыжая лисица зайчишку стережет.

Белка на елке орешки все грызет, цок, цок

Рыжая лисица зайчишку стережет.

Едем, едем на лошадке, по осенней тропке гладкой.

Скок, скок, скок, скок, скок, скок.

Едем, едем на лошадке, по осенней тропке гладкой.

Скок, скок, скок, скок, скок, скок.

Ой, что там, в дали, овраг и с тележки все мы бряк.

- Ребятки, посмотрите, какая здесь красота.

- Возьмет себе осенний листочек, и еще раз споем с вами нашу осеннюю песенку.

Дети исполняют песенку осенних листочков

- Ну что ребятки вам понравилось в осеннем лесу?

А нам пора возвращаться в детский сад.

Едем, едем на лошадке, по осенней тропке гладкой.

Скок, скок, скок, скок, скок, скок.

Ехали мы ехали, в детский сад приехали!

- Ребятки, а на прощание я хочу подарить вам осенние листики. Посмотрите, какие они у меня. Каждый из вас может выбрать себе листочек по настроению.

Самоанализ

Участники ОД - дети старшего дошкольного возраста. Дети мне не знакомы.

Для проведения данного мероприятия была проведена предварительная работа:

- подбор и изготовление шумовых музыкальных инструментов;

- изготовление атрибутов для музыкальной деятельности с детьми.

Подготовлен музыкальный материал :

- нарезка для слушания и выполнения музыкально-ритмических движений,

При планировании ОД были поставлены следующие задачи:

- закрепить знание детей о признаках осени.

- учить детей слышать музыкальные паузы, способствовать развитию игры и импровизации мелодий на шумовых музыкальных инструментах.

- развивать у детей чувство ритма и слух.

-формировать певческий голос.

-развивать творческие способности: фантазию, воображение.

- развивать связную речь, память, внимание, мышление.

- воспитывать любовь и интерес к музыке.

- воспитывать самостоятельность, активность, доброжелательное отношение друг к другу.

- прививать любовь к родной природе.

Содержание данного мероприятия основано на авторской программы Т. Э. Тютюнниковой “Элементарное музицирование с дошкольниками”и методике обучения музыке К. Орфа”.

Мне нравиться в программе Т. Э. Тютюнниковой то, что она дает наиболее широкий спектр возможностей использования музыкальных инструментов и как следствие проявлению музыкальных и творческих возможностей детей.

Еще импонирует принцип подхода Т. Э. Тютюнниковой к музыкальному обучению детей.

В соответствии с ФГОС, ведущая роль во всех образовательных областях отводится игровой деятельности. Поэтому, на протяжении всей образовательной деятельности я использовала игру.

Чтобы заинтересовать детей, использовала приём игровой ситуации – с барабаном, ленточками, листиками. Это стимулировало детей на активную творческую деятельность, внимательность, желание хорошо заниматься.

Для того, чтобы сделать занятие более продуктивным, использовала следующее оборудование: мультимедиа, шумовые музыкальные инструменты.

Во время игр применила словесный и практический метод, объясняла и напоминала, как правильно выполнять упражнения.

Для развития у детей общей культуры, напоминала детям о поведении при игре на шумовых инструментах (инструменты брать по очереди, нужно запастись терпением чтобы дождаться своей очереди).

Использовала дифференциированный подход - просила детей индивидуально выполнить задания, активизировала стесняющихся детей, неправильно выполняющих.

Мероприятие прошло динамично (чему способствовала предварительная подготовка, смена деятельности не дала детям устать.

В конце внесла сюрпризный момент.

Дети были внимательны, заинтересованы на музыкальном занятии, эмоциональны в силу своих возможностей. Легко идут на контакт.

В разных видах музыкальной деятельности они проявляли себя по-разному.

(вид деятельности) – был наиболее интересен детям, поэтому нашел больший эмоциональный отклик детей.

Мне бы хотелось, чтобы дети больше самовыражались в музыкальной импровизации, чувствовали себя уверенней, не боялись выступать на публике. Для этого была включена– импровизация. Не все (все) с этими задачами справились, но у большинства детей это условие выполнено.

Старалась общаться с воспитанниками спокойно, доброжелательно. Чтобы заинтересовать детей, старалась в нужный момент быть эмоциональной, артистичной.

Считаю, что музыкальное занятие прошло в оптимальном темпе, в доброжелательной психологической атмосфере, поставленные задачи были мной выполнены на необходимом уровне.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: систематизировать знания по классификации музыкальных инструментов, их звучанию; дать представление о нотной грамоте; сформировать понятия о профессиях композитора, дирижёра, музыканта; продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку.

Оборудование: доска Smart Board , проектор, ноутбук.

Ход занятия:

hello_html_m60235fab.jpg

- Ребята, закройте глаза и приготовьтесь слушать. Что вы слышите? (щебет птиц, шум прибоя)

При нажатии изображения динамика - звучат звуки природы, при щелчке по экрану -появляются изображения . После этого воспитатель читает стихотворение с экрана.

- Людям всегда хотелось подражать звукам природы, и научится самим издавать красивые звуки. Так люди начали создавать музыкальные инструменты. Но самым первым музыкальным инструментом стал…как вы думаете, что это было? (предположения детей)

- Голос человека. Мы учимся владеть этим инструментом с самых юных лет.

hello_html_m147c8bc2.jpg

Звучит фрагмент колыбельной.

- Но потом люди стали задумываться над тем, как записать музыку, чтобы передать её другим людям. Так появилась нотная грамота.

hello_html_m2fd60b70.jpg

- Люди придумали ноты и домик для них - нотный стан. Это пять линеечек, на которых располагаются нотки. А чтобы в доме всегда был порядок и нотки не путались, а сидели каждая на своём месте, в начале нотного стана был поставлен скрипичный ключ. Вот так люди научились записывать музыку. А как же называются люди, которые сочиняют музыку и записывают её? (ответы детей)

hello_html_2667a3ac.jpg

- Каких композиторов вы знаете? (ответы детей) Здесь изображены портреты известных во всём мире композиторов: Бах, Моцарт, Чайковский, Бетховен и детский композитор-Дмитрий Борисович Кабалевский.

- Теперь представьте, что вы - композиторы. В основе любого музыкального произведения лежит мелодия. Каждый из вас сейчас сможет сочинить свою мелодию.

Дети подходят по одному к роялю и проигрывают мелодию.

hello_html_1f87e820.jpg

- Вот так выглядит партитура, но она молчит. Чтобы музыка зазвучала, нужны музыканты! Музыкантом чтобы стать, мало выучится играть на инструменте. Нужно научится разбираться в нотной грамоте, ведь кроме нот, в партитуре изображено множество знаков, которые помогают понять, как звучит мелодия (тихо-громко, быстро- медленно, плавно- отрывисто, грустно- весело) Правда, сложно?

- А уж какое множество музыкальных инструментов придумал человек!

hello_html_7de70fc7.jpg

(Озвученные инструменты со знаком динамика: скрипка, виолончель, валторна, труба - в двух вариантах, литавры, флейта, рояль, арфа)

- Вот, например, инструменты симфонического оркестра.

(при рассматривании и прослушивании того или иного инструмента, дети изображают в движении как играют музыканты на этом инструменте)

hello_html_254f6860.jpg

- Дирижёр руководит всем оркестром, ведь музыкантов много, они расположены по всей сцене и не слышат игры друг друга. А дирижёр помогает игру каждого музыканта соединить в единое прекрасное звучание.

- А теперь мы с вами станем оркестром, каждый из вас решит, на каком инструменте он хотел бы сыграть. Выбираем дирижёра (ребёнок или воспитатель), становимся полукругом, впереди-дирижёр.

Занятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста. Разработано в программе SmartBoard. Используемое оборудование - доска SmartBoard, проектор, ноутбук. В этом занятии мы рассказываем детям с чего начиналась музыка: звуки природы, человеческий голос, как первый инструмент, как появилась нотная грамота, даём представление о симфоническом оркестре.

Цель: систематизировать знания по классификации музыкальных инструментов, их звучанию; дать представление о нотной грамоте; сформировать понятия о профессиях композитора, дирижёра, музыканта; продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку.

Предмет: Биология
Категория материала: Конспекты
Автор: Артюхова Елена Владимировна это Вы?
Тип материала: Документ Microsoft Word (docx)
Размер: 1.36 Mb

Цель: систематизировать знания по классификации музыкальных инструментов, их звучанию; дать представление о нотной грамоте; сформировать понятия о профессиях композитора, дирижёра, музыканта; продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку.

Оборудование: доска Smart Board, проектор, ноутбук.

- Ребята, закройте глаза и приготовьтесь слушать. Что вы слышите? (щебет птиц, шум прибоя)

При нажатии изображения динамика - звучат звуки природы, при щелчке по экрану -появляются изображения. После этого воспитатель читает стихотворение с экрана.

- Людям всегда хотелось подражать звукам природы, и научится самим издавать красивые звуки. Так люди начали создавать музыкальные инструменты. Но самым первым музыкальным инструментом стал…как вы думаете, что это было? (предположения детей)

- Голос человека. Мы учимся владеть этим инструментом с самых юных лет.

Звучит фрагмент колыбельной.

- Но потом люди стали задумываться над тем, как записать музыку, чтобы передать её другим людям. Так появилась нотная грамота.

- Люди придумали ноты и домик для них - нотный стан. Это пять линеечек, на которых располагаются нотки. А чтобы в доме всегда был порядок и нотки не путались, а сидели каждая на своём месте, в начале нотного стана был поставлен скрипичный ключ. Вот так люди научились записывать музыку. А как же называются люди, которые сочиняют музыку и записывают её? (ответы детей)

- Каких композиторов вы знаете? (ответы детей) Здесь изображены портреты известных во всём мире композиторов: Бах, Моцарт, Чайковский, Бетховен и детский композитор-Дмитрий Борисович Кабалевский.

- Теперь представьте, что вы - композиторы. В основе любого музыкального произведения лежит мелодия. Каждый из вас сейчас сможет сочинить свою мелодию.

Дети подходят по одному к роялю и проигрывают мелодию.

- Вот так выглядит партитура, но она молчит. Чтобы музыка зазвучала, нужны музыканты! Музыкантом чтобы стать, мало выучится играть на инструменте. Нужно научится разбираться в нотной грамоте, ведь кроме нот, в партитуре изображено множество знаков, которые помогают понять, как звучит мелодия (тихо-громко, быстро- медленно, плавно- отрывисто, грустно- весело) Правда, сложно?

- А уж какое множество музыкальных инструментов придумал человек!

(Озвученные инструменты со знаком динамика: скрипка, виолончель, валторна, труба - в двух вариантах, литавры, флейта, рояль, арфа)

- Вот, например, инструменты симфонического оркестра.

(при рассматривании и прослушивании того или иного инструмента, дети изображают в движении как играют музыканты на этом инструменте)

- Дирижёр руководит всем оркестром, ведь музыкантов много, они расположены по всей сцене и не слышат игры друг друга. А дирижёр помогает игру каждого музыканта соединить в единое прекрасное звучание.

- А теперь мы с вами станем оркестром, каждый из вас решит, на каком инструменте он хотел бы сыграть. Выбираем дирижёра (ребёнок или воспитатель), становимся полукругом, впереди-дирижёр.

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Читайте также: