Конспект урока бунин темные аллеи 9 класс

Обновлено: 06.07.2024

Фабула – совокупность событий в их естественном хронологическом порядке.

Сюжет – совокупность событий в том порядке, в котором о них сообщает автор.

1 .Вступительное слово учителя, создание эмоционального настроя.

- О чем это небольшое (всего 4 страницы) произведение И.А.Бунина, давше е название

- Чем необыкновенна история любви Николая Алексее вича и Надежды?

/ Сама по себе история взаимоотношений двух людей ничем ос обенным не отличается.

- Интересно ли было читать, возникло ли ощущение банальности? Почем у?

1) Задание: перескажите произведение, выделив ос новные события. ( На доске и в тетради

/ В обеих схемах выделены эпизоды, из которых состоит рассказ. Но 1 - ая схема –

перечень эпизодов в хронологической последовательности, а 2 - ая – тот же набор

эпизодов, но расположенный по законам художественного време ни рассказа: настоящее –

- Какой вариант рассказа больше привлекает наше внимание? Почему?

/ Больше привлекает 2 - ой вариант, так как нам интересен момент узнавания, который

мотивирует внимание к следующему за ним разговору – воспоминанию бывших

возлюбленных. Это заставляет нас испытать удивление, рождает стремление узнать о том,

2) Актуализация знаний о сюжете и фабуле (понятия записаны на доске), с оотнесение

- Для чего же нам нужно было увидеть особенности сюжетостроения?

/Чтобы лучше понять замысел автора, в данном случае – через одну жизненную ситуацию

- Какие же события из жизни героев выбрал а втор, чтобы рассказать н ам историю жизни

/Только скупые факты: любовь, возникшая 30 лет назад, встреча на с танции, семейная

жизнь Николая Алексеевича, о которой он поведал Надежде в пяти предложениях/

- Только ли эти события были в жизни 48 - летней Надежды и 60 - летнего Николая

- Почему Бунин не рассказал нам подробнее историю семейной жизни Николая

Алексеевича, ведь из этого мог получиться увлека тельный рома н? (Без памяти любил

/Потому что в столь малом по объему произведении нужно было раскрыть только самое

главное, объясняющее всё в судьбах людей. Этим главным оказалась с таринная любовь./

особое лирическое настроение: «Кругом шиповник алый цвел, стояла темных лип

ВложениеРазмер
moy_urok_bunin.doc 40.5 КБ
rabota_v_gruppe_nadezhda.doc 57 КБ
samoanaliz.doc 56.5 КБ
tyomnye_allei.doc 38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елена Михайловна, я очень рада видеть вас!! Давайте все улыбнемся друг другу и начнем работу!!

- О чем эта музыкальная композиция?

Совершенно верно, о любви.. А что таит в себе это понятие?

Подберите слова-синонимы к слову любовь в каждой букве этого определения..

А теперь скажите, что же такое, по-вашему, любовь?? Продолжите фразу: любовь – это…..

Хорошо.. а теперь скажите, что станет предметом исследования на уроке? (отношение героев к любви)

А объектом исследования? (чувство любви в жизни героев)

Итак, какова же цель нашего исследования? (выявить значение любви в жизни героев и человека вообще.)

- Какое впечатление он произвел на вас?

- С каким временем года ассоциируется каждый фрагмент? СЛАЙД 8

- А с кем из героев можно провести ассоциацию?

- Ребята, задумайтесь, почему во втором фрагменте стало вдруг темно? Что исчезло? А что исчезло из жизни главного героя? Почему в его душе тоже стало темно? Какой вывод из этого следует? (исчез свет, солнце..исчезла любовь..Любовь – это свет, без нее нет жизни..) СЛАЙД 9

Давайте к нему обратимся.

- Кто является главными героями? СЛАЙД 11

А сейчас я хочу обратиться к нашим исследователям. Каждая группа будет исследовать своего персонажа.

Ваше первое задание. Выберите из текста описание портретов главных героев. СЛАЙД 12

- какое слово является ключевым? (глаза)

- какой мы из этого делаем вывод? (глаза-зеркало души)

- почему именно такое душевное состояние отражается в их глазах? (Надежда предана своей первой любви, ставшей смыслом жизни; Николай Алексеевич- пренебрегает чувством, поэтому мрак и тоска)

Для того, чтобы выяснить, как герои относятся к чувству любви, необходимо восстановить диалог героев по репликам. Дополните таблицу цитатами из текста.

Прочтите получившийся диалог.

Мы видим, что герои по-разному воспринимают чувство любви. Определите, что значит любовь для каждого из них, по-вашему мнению. СЛАЙД 14

Что же мы видим? (разное понимание, для одного любовь – ничто, пустота, для другого – свет,чистота, смысл жизни)

1 группа. Как сложилась судьба Надежды?

Предположите, что же произойдет в дальнейшем?

2 группа. Как сложилась судьба Николая Алексеевича?

Ваши прогнозы для него?

А теперь подумайте, что царит в душе у каждого из персонажей? На чьей стороне автор? Почему? Что такое любовь для Бунина? Какова его концепция любви?

(Любовь – божественный дар, который нужно помнить. А если забыть, значит- лишиться света в душе, и тогда наступит расплата)

Любовь – это свет, это воздух, которым живет человек. И нам с вами этот воздух необходим. Давайте сделаем глубокий вдох и медленный выдох, пропуская воздух через себя вниз.

У каждой группы есть детали для выращивания цветка. Как правило, для роста и цветения необходимы определенные условия. Попробуйте вырастить цветок в тех условиях жизни, которые характерны для жизни вашего героя

Небольшая подсказка: почва - это душа, семена – память о любви. Делаем выводы, пока звучит музыка.

- что же у нас получилось? Какой вывод мы можем сделать?

(любовь – это живительный свет!)

Что мы можем добавить к авторской концепции любви?

(любовь – это свет, озаряющий жизнь человека)

Вернемся к нашей гипотезе. Подтвердилась ли она?

Предлагаю вам написать синквейн к слову любовь.

В любви, как и в жизни, всегда противоборствуют светлые и темные начала. Наряду с озаряющим жизнь чувством у каждой пары есть свои темные аллеи. Но…

Предварительный просмотр:

Работа для исследовательской лаборатории

В душе померк бы день и тьма настала б вновь,
Когда бы из нее изгнали мы любовь.
Лишь тот блаженства знал, кто страстью сердце нежил,
А кто не знал любви, тот все равно, что не жил.

Жан Батист Мольер

К портрету героев через описание глаз.

Психологическое состояние героя.

Поразмышляйте, какое время года отражено в душе героев.

Дополните таблицу высказываниями героя о любви. Прочтите получившийся диалог.

Как понимают любовь герои

Мы считаем, что любовь для героя – это

Мы считаем, что любовь для героя – это

  1. Проследите жизненный путь указанного героя на протяжении 30 лет.

Если да, то что вам поможет в этом.

Если нет, то, укажите причины, которые вам мешают.

( На деталях цветка напишите эти причины).

На партах части цветка – символа любви

Николая Алексеевича и Надежды.

Предварительный просмотр:

УУД
которые приобретут/закрепят обучающиеся в ходе урока

Этап/ы:
- инициация (приветствие, знакомство)

- вхождение или погружение в тему (целеполагание),

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

урока литературы

Учитель русского языка и литературы

Цели: создать условия для проникновения в художественный мир писателя,постигая тайны его мастерства; продолжить работу над навыками осмысленного чтения текста,создать условия для развития умения высказывать и аргументировать собственную точку зрения;воспитывать чувство ответственности за свою судьбу и судьбу людей, связанных с вами.

1. Орг. момент

2. Актуализация опорных знаний

- Индивид.раб.со слабыми уч-ся(карт)

3. Изучение новой темы

1) Слово учителя

Любовь, существуя с незапамятных времён, сопутствует человеку всю жизнь: лелеет в колыбели руками матери, звучит в совете преданного друга, светится во взгляде любимых, остаётся в воспоминаниях после ухода человека.

Сегодня на уроке мы постараемся определить, осознать, что такое любовь в понимании известного русского писателя И.А. Бунина, увидеть индивидуальные особенности автора в раскрытии темы любви.

2) Работа с учебником

- Какое впечатление произвёл на вас этот рассказ?
- Каков сюжет новеллы? - Выявим основные темы новеллы. (любовь, предательство, расплата).

- Что произошло на постоялом дворе? (встретились два человека, которые в юности любили друг друга)

-Что хочет показать автор? (Так -через деталь – автор показывает трудолюбие, чистоплотность и хозяйственность бывшей крепостной крестьянки.)
— Вспомните, какое признание сделал Николай Алексеевич перед отъездом? Как расценила этот поступок Надежда? Каково значение этого эпизода в новелле? Как видим, неожиданная встреча сыграла в жизни героя большую роль: она побудила его задуматься (кто знает, может, впервые за шестьдесят лет!) о счастье, об ответственности за свои поступки, заставила подвести некоторые жизненные итоги. Известно, что Бунин тщательно подбирал заглавия к своим рассказам, следуя принципу: ничего не объяснять, не помогать читателю, чтобы тому было над чем поломать голову.
4) Характеристика героев.

- Как сложилась судьба Надежды после расставания? (Она по-своему устроила свою жизнь, стала содержательницей постоялой горницы).

- Сохранила ли она любовь к Николаю Алексеевичу? (Сколько не проходило времени, Надежда сохранила свою любовь к герою. Она знала, что давно его нет прежнего, но продолжала любить.

- Смогли бы вы простить человека, который поступит таким образом с вами? (- Я бы не простил(а) такого бессердечного человека, ведь он подло поступил. А я думаю, что если сильно любить, то можно простить. Но надо устроить свою жизнь).

- Почему такая женщина не вышла замуж? (Она не вышла замуж и не могла выйти, потому что любит его до сих пор).

- Как сложилась судьба Николая Алексеевича? (Женился, любил жену без памяти, а она изменила ему, бросила. Сын рос, возлагал на него надежды, а вышел негодяй, без сердца, без чести, без совести).

- Помнил ли он о своей первой любви? (Он же женат, забыл о своем увлечении молодости).

- Что понял герой после разговора с Надеждой? (Он понял, что Надежда дала ему лучшие минуты жизни. Что-то грустное входит в его душу с этой встречей. ).

4. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Кто в рассказе представляется вам более человечным и цельным — хозяйка или старый военный?(Более человечным и цельным мне представляется главная героиня. Она верна своему чувству, сильна. Жизнь научила ее терпеть, пройти через испытания. Ведь смогла же она свое малодушие побороть).

- Ребята, а теперь обратим внимание на природные реалии в рассказе. Как описывается осень? (Холодное осеннее ненастье, дороги, залитые дождями и изрезанные многими черными колеями; бледное, низкое солнце; пустые поля)

- А как вы можете представить эту осень?(Осень, которая создает мрачное и печальное настроение).

- Почему встреча происходит осенью, а не весной? Какую роль играет образ заката в рассказе? (Для героев жизнь как бы уже пройдена,скорее всего большой любви, такой, какой у них была, больше уже не будет. Это закат жизни, закат любви).

- Обратимся к поэтике названия рассказа. Смогли бы вы подробнее раскрыть эту метафору?(Темные аллеи - название рассказа - мыслится как символ. Это не темные, тенистые аллеи, а странные неожиданные лабиринты любви.).

Кто не любил, не выполнял закон,

Которым в мире движутся созвездья,

Которым так прекрасен небосклон.
Он в каждом часе слышит мертвый звон.
Ему никак не избежать возмездья.
Кто любит, счастлив. Пусть хоть распят он.

5. Домашнее задание: прочитать рассказ

Я не любви твоей прошу,
Она теперь в надежном месте.
Поверь, что я твоей невесте
Ревнивых писем не пишу
Но мудрые прими советы:
Дай ей читать мои стихи,
Дай ей хранить мои портреты.
Ведь так любезны женихи!
А этим дурочкам нужней
Сознанье полное победы,
Чем дружбы светлые беседы
И память первых нежных дней
Когда же счастья гроши
Ты проживешь с подругой милой
И для пресыщенной души
Все станет так постыло
В мою торжественную ночь не приходи
Тебя не знаю!
И чем тебе смогла б помочь?
От счастья я не исцеляю.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цели урока:

  • формирование ассоциативного мышления;
  • обучение навыкам целеполагания;
  • развитие исследовательских навыков;
  • обучение навыкам групповой работы;
  • развитие навыков смыслового чтения;
  • обучение анализу и синтезу;
  • формирование навыков рефлексии;
  • обучение высказываниюсобственногомнения.

Технологии и методические приёмы: подбор ассоциаций, мини-исследование, анализ эпизода рассказа, тест, ИКТ, технология развития критического мышления.

Ход урока

1. Этап мотивации.

На слайде1 слова фрагмента песни.

Когда вода всемирного потопа
Вернулась вновь в границы берегов,
Из пены уходящего потока
На сушу тихо выбралась Любовь -
И растворилась в воздухе до срока,
А срока было - сорок сороков.

И чудаки - еще такие есть -
Вдыхают полной грудью эту смесь,
И ни наград не ждут, ни наказанья, -
И, думая, что дышат просто так,
Они внезапно попадают в такт
Такого же - неровного - дыханья.

Пусть поют во сне и наяву.
Я дышу, и значит - я люблю!
Я люблю, и значит - я живу!

– Добрый день, ребята. Вы, конечно, узнали уникальный голос барда Владимира Семёновича Высоцкого. Мы прослушали только фрагмент баллады, но, я думаю, вы без труда определите её ключевое слово. (Любовь)

-Верно. (На доске появляется слово ЛЮБОВЬ, написанное на изображении розы)

Какие ассоциации возникают у вас при этом слове? (Дети называют слова-ассоциации). Напишите на листах-лепестках.(Пишут)

– Я расположу их слева от нашего слова.

– Есть ли в этом понятии нечто, что человек не может узнать, но всегда стремится разгадать? (Да) Как называется такое явление? (Тайна)

(Под розой появляется слово ТАЙНА).

2. Этап актуализации и целеполагания.

-Какие же цели необходимо поставить перед собой сегодня на уроке?

На слайде 3: Цели урока добавляют ученики

1. Разобраться в чём состоит загадка любви по Бунину
2. Проанализировать рассказ (содержание, образы, язык, идея)
3. Высказывать собственное мнение по отношению к произведению и его героям.

3. Этап первичного закрепления с проговариванием в устной речи.

1) Проблемные вопросы:

– Кто является главным героем рассказа? (Он и она, мужчина и женщина)

– Что произошло на постоялом дворе? (Встретились два человека, которые в юности любили друг друга).

– Что стало основной причиной расставания? (социальное положение, она бедна, он богат).

Предоставим слово нашим двум группам. Они расскажут о наших героях в пору их юности и нежных отношений, т.е. до момента расставания.

Они на берегу сидели…

Узнав об увлечении своего сына служанкой, родители немедленно отослали своего сына в полк.

Анализ финала рассказа.

(На столах у групп карточки с вопросами).

– Спасибо за ваши рассказы. А теперь перейдём к перекрёстному опросу: группа Надежды задаёт вопрос – группа Николая отвечает, потом группа Николая задаёт вопрос – группа Надежды отвечает. Если посчитаете ответ группы неполным, можно добавить.

– А теперь, ребята, вопросы к вашим группам. Вы вместе подумаете над вопросом, посоветуйтесь. Сами определите, кто озвучит ваш ответ.

На слайде 4 вопросы к группам

4. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

– Проверим себя по эталону.

«Обратим внимание на природные реалии рассказа. Автор обращает внимание на холодное ненастье, на дороги, залитые дождями на бледное низкое солнце, используя такое средство выразительности, как эпитеты.

Осень создаёт мрачное и печальное настроение. Не случайно автор выбрал именно это время года: пора любви прошла, осень символизирует закат жизни, закат любви.

Однако в финале рассказа меняется свет: солнце вдруг светит на пустые поля! А наш герой вдруг понимает, что единственные счастливые, волшебные минуты подарила ему Надежда.

ТЕСТ

Ответы: 1 – эпитет, 2 – сравнение, 3 – Николай Алексеевич, 4 – Надежда, 5 – кучер Клим.

5. Этап включения в систему знаний.

(По желанию учащиеся читают стихотворение).

Кто не любил, не выполнил закон,
Которым в мире движутся созвездья,
Которым так прекрасен небосклон.
Он в каждом часе слышит мёртвый звон,
Ему никак не избежать возмездья.
Кто любит, счастлив. Пусть хоть распят он.

Звучит фрагмент песни В Высоцкого:

Свежий ветер избранных пьянил,
С ног сбивал, из мертвых воскрешал, -
Потому что если не любил -
Значит, и не жил, и не дышал!

Нажмите, чтобы узнать подробности

урока литературы

Учитель русского языка и литературы

Цели:создать условия для проникновения в художественный мир писателя,постигая тайны его мастерства; продолжить работу над навыками осмысленного чтения текста,создать условия для развития умения высказывать и аргументировать собственную точку зрения;воспитывать чувство ответственности за свою судьбу и судьбу людей, связанных с вами.

1. Орг. момент

2. Актуализация опорных знаний

- Индивид.раб.со слабыми уч-ся(карт)

3. Изучение новой темы

1) Слово учителя

Любовь, существуя с незапамятных времён, сопутствует человеку всю жизнь: лелеет в колыбели руками матери, звучит в совете преданного друга, светится во взгляде любимых, остаётся в воспоминаниях после ухода человека.

Сегодня на уроке мы постараемся определить, осознать, что такое любовь в понимании известного русского писателя И.А. Бунина, увидеть индивидуальные особенности автора в раскрытии темы любви.

2) Работа с учебником

- Какое впечатление произвёл на вас этот рассказ?
- Каков сюжет новеллы?- Выявим основные темы новеллы. (любовь, предательство, расплата).

- Что произошло на постоялом дворе? (встретились два человека, которые в юности любили друг друга)

-Что хочет показать автор? (Так -через деталь – автор показывает трудолюбие, чистоплотность и хозяйственность бывшей крепостной крестьянки.)
— Вспомните, какое признание сделал Николай Алексеевич перед отъездом? Как расценила этот поступок Надежда? Каково значение этого эпизода в новелле? Как видим, неожиданная встреча сыграла в жизни героя большую роль: она побудила его задуматься (кто знает, может, впервые за шестьдесят лет!) о счастье, об ответственности за свои поступки, заставила подвести некоторые жизненные итоги. Известно, что Бунин тщательно подбирал заглавия к своим рассказам, следуя принципу: ничего не объяснять, не помогать читателю, чтобы тому было над чем поломать голову.
4) Характеристика героев.

- Как сложилась судьба Надежды после расставания? (Она по-своему устроила свою жизнь, стала содержательницей постоялой горницы).

- Сохранила ли она любовь к Николаю Алексеевичу? (Сколько не проходило времени, Надежда сохранила свою любовь к герою. Она знала, что давно его нет прежнего, но продолжала любить.

- Смогли бы вы простить человека, который поступит таким образом с вами? (- Я бы не простил(а) такого бессердечного человека, ведь он подло поступил. А я думаю, что если сильно любить, то можно простить. Но надо устроить свою жизнь).

- Почему такая женщина не вышла замуж? (Она не вышла замуж и не могла выйти, потому что любит его до сих пор).

- Как сложилась судьба Николая Алексеевича? (Женился, любил жену без памяти, а она изменила ему, бросила. Сын рос, возлагал на него надежды, а вышел негодяй, без сердца, без чести, без совести).

- Помнил ли он о своей первой любви? (Он же женат, забыл о своем увлечении молодости).

- Что понял герой после разговора с Надеждой? (Он понял, что Надежда дала ему лучшие минуты жизни. Что-то грустное входит в его душу с этой встречей. ).

4. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Кто в рассказе представляется вам более человечным и цельным — хозяйка или старый военный?(Более человечным и цельным мне представляется главная героиня. Она верна своему чувству, сильна. Жизнь научила ее терпеть, пройти через испытания. Ведь смогла же она свое малодушие побороть).

- Ребята, а теперь обратим внимание на природные реалии в рассказе. Как описывается осень? (Холодное осеннее ненастье, дороги, залитые дождями и изрезанные многими черными колеями; бледное, низкое солнце; пустые поля)

- А как вы можете представить эту осень?(Осень, которая создает мрачное и печальное настроение).

- Почему встреча происходит осенью, а не весной? Какую роль играет образ заката в рассказе? (Для героев жизнь как бы уже пройдена,скорее всего большой любви, такой, какой у них была, больше уже не будет. Это закат жизни, закат любви).

- Обратимся к поэтике названия рассказа. Смогли бы вы подробнее раскрыть эту метафору?(Темные аллеи - название рассказа - мыслится как символ. Это не темные, тенистые аллеи, а странные неожиданные лабиринты любви.).

Кто не любил, не выполнял закон,

Которым в мире движутся созвездья,

Которым так прекрасен небосклон.
Он в каждом часе слышит мертвый звон.
Ему никак не избежать возмездья.
Кто любит, счастлив. Пусть хоть распят он.

5. Домашнее задание: прочитать рассказ

Я не любви твоей прошу,
Она теперь в надежном месте.
Поверь, что я твоей невесте
Ревнивых писем не пишу
Но мудрые прими советы:
Дай ей читать мои стихи,
Дай ей хранить мои портреты.
Ведь так любезны женихи!
А этим дурочкам нужней
Сознанье полное победы,
Чем дружбы светлые беседы
И память первых нежных дней
Когда же счастья гроши
Ты проживешь с подругой милой
И для пресыщенной души
Все станет так постыло
В мою торжественную ночь не приходи
Тебя не знаю!
И чем тебе смогла б помочь?
От счастья я не исцеляю.

Читайте также: