А погорельский черная курица или подземные жители как литературная сказка конспект и презентация

Обновлено: 06.07.2024

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Русская литературная сказка.А.Погорельский.

"Чёрная курица, или Подземные жители

Муниципальное казённое образовательное учреждение

Юшинская основная общеобразовательная школа

Сычёвского района Смоленской области

Настоящее имя Погорельского - Алексей Алексеевич Перовский. Антоний Погорельский – это псевдоним.

Фамилию Погорельский Алексей Алексеевич Перовский взял себе в честь села Погорельцы, где он жил.

Годы его жизни: 1787-1836. Он был старше А. С. Пушкина и В. А. Жуковского.

Это был один из образованнейших людей России, участво­вал в войне 1812 года.

Перед нами волшебная сказка.

Давайте начнем читать ее вместе.

  • Ребята, вы все прочитали сказку? Интересно было читать?
  • Где и когда происходит действие сказки?
  • Ребята, кто главный герой сказки?
  • Что мы о нем узнали?
  • Как чувствует себя Алеша в пансионе?
  • Ребята, а какие чувства вы испытали к Алеше по мере

Эпиграф:

Не для того дан вам ум,
чтобы вы во зло его употребили.
А.Погорельский

Тип урока: урок формирования знаний, умений и навыков.

Цели урока:

  • Образовательная: познакомить с автором и его произведением, создать атмосферу погружения в сказку и выявить идею произведения.
  • Развивающая: развивать внимание, навыки выразительного чтения, умение анализировать текст; творческую, речевую и мыслительную активность; инсценирование; формировать навыки устной монологической речи;
  • Воспитательная: воспитывать честность, доброту, благородство, трудолюбие, чувство взаимоподдержки, самоотверженность, умение нести ответственность за свои поступки

Методические приёмы:

  • беседа по вопросам,
  • выразительное чтение,
  • пересказ эпизодов,
  • словарная работа,
  • работа с текстом.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Вступительное слово учителя

-Я думаю, что вопросы настоящей дружбы вас интересуют не меньше, чем нас, взрослых.

А что важно в дружбе для вас?

(В дружбе важны симпатии по отношению друг к другу, уступчивость, взаимопонимание.

Нужно ценить дружбу, приносить радость друзьям.

Для меня важным в дружбе является взаимное стремление поделиться своими мыслями, душевными переживаниями.

Дружба крепнет тогда, когда у людей есть общие интересы, когда им постоянно хочется быть вместе).

- Вот о чем я хотела бы поговорить с вами, потому что каждый из вас (или многие) ищет опору, чтобы дышать, любить, дружить, быть любимыми другими людьми. Особо притягательна история мальчика Алеши, рассказанная А.Погорельским. В истории русской литературы с именем А. Погорельского связано возникновение в 20-х годах 19 века романтической прозы. Его произведения утверждают такие нравственные ценности, как честность, бескорыстие, высоту чувств, веру в добро, и тем близки современному читателю.

3. Реализация образовательной цели

Учитель: Второе столетие живет сказка. Ее любил перечитывать своим детям Л.Н.Толстой, с большим удовольствием слушаете и читаете вы.

- Каковы ваши впечатления? Понравилась ли вам сказка?

-Какой эпизод вам показался самым интересным? Перескажите его? Помните, что эта сказка волшебная. Поэтому, пересказывая любимые эпизоды, сохраните сказочный, старинный стиль.

Пересказ любимых эпизодов

Цель: дать возможность ребятам войти в мир волшебной сказки и, подчиняясь воле автора, открыть для себя сокровища её мудрости.

Беседа с ребятами по сказке

Цель: дать возможность детям живо воспринять заботы, радости, печали маленького воспитанника частного пансиона Алёши; осознать при этом ясную и такую важную для них мысль о необходимости воспитывать в себе трудолюбие, честность, самоотверженность, благородство, преодолевать эгоизм, леность, себялюбие, душевную чёрствость.

- А что в этой сказке правда, а что вымысел?

- Ребята, кто главный герой сказки? (Алеша)

- Что мы о нем узнали? (Это мальчик лет 9-10, он живет и учится в пансионе, остался один на зимние каникулы; т.к. другие ученики разъехались, а родители Алеши живут далеко и не могли его взять домой).

Родители Алёши живут далеко-далеко от Петербурга. Заплатив учителю условленную плату за несколько лет вперед, отдали Алёшу в пансион и возвратились домой. Ему очень одиноко, часто бывает скучно, а иногда даже и грустно.

- Но обратите внимание, ребята, как славно рассказывает Погорельский о своем десятилетнем герое, достойно преодолевающем одиночество! Алеша умненький, добрый, терпеливый мальчик, и автору он тоже мил. С каким чувством юмора пишет он о том, как «Алешу заставили из белой бумаги вырезывать красивую сетку на окорок для праздничного стола в честь директора пансиона.

4. Диагностика

Словарная работа

Выразительное чтение описания больших хлопот для праздничного стола в честь директора пансиона

- Как вы думаете, зачем эти длинные перечисления вкусных блюд и праздничных нарядов? Ведь не о них же сказка? (Все забыли про Алёшу, он остался один, ему скучно и грустно).

- А Алёша справляется с ним, со своим одиночеством? (Да. Ему помогают книги: рыцарские романы и волшебные повести.
Он тоже ждёт волшебства: смотрит в дырочки забора, принимает участие в жизни курочек, в частности, Чернушки. У него очень сильное воображение. Во сне он рыцарь, как герой прочитанных книг).

- Автор подчеркивает доброту Алёши. А когда доброта Алёшиного нрава проявляется? (Например, он воображал, что директор пансиона должен быть какой-нибудь знаменитый рыцарь в блестящих латах и в шлеме с большими перьями, но увидел не шлем пернатый, а просто маленькую лысую головку, набело распудренную, единственным украшением которой был маленький пучок. И Алёше стало жалко этого человека).

(У Алёши доброе сердце. Он спас курицу от неминуемой смерти. Кухарка поймала Чернушку, чтобы зарезать её. Алёша помешал кухарке, отдал ей всё своё состояние - Золотой империал, который берёг пуще глаза своего).

- Итак, что вы узнали о главном герое сказки, о его жизни в пансионе?

5. Заключительный этап

6. Домашнее задание

ВложениеРазмер
antoniy_pogorelskiy2.pptx 2.86 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Нравоучительное содержание и причудливый сюжет литературной сказки Презентация выполнена учителем русского языка и литературы высшей категории ГБОУ СОШ №135 с углублённым изучением английского языка Выб оргского района Санкт-Петербурга Канунниковой Светланой Фёдоровной 1

Биография писателя Настоящая фамилия писателя Алексей Алексеевич Перовский. Побочный сын графа А. К. Разумовского. Даты его жизни 1787-1836 . Получил домашнее образование. За 1805 -1807 успешно окончил Московский университет. 1811 -1830 – при Московском университете организовал Общество любителей российской словесности. Один из образованнейших людей России. Участник войны 1812года. В 1822 году после смерти отца унаследовал имение Погорельцы. По названию имения выбрал себе псевдоним. 4

Алексей Алексеевич Перовский Алексей Константинович Толстой 6

Найдите на карте Васильевский остров . Линия – название стороны улицы на Васильевском острове. Пансион – школа с общежитием. 9 Васильевский остров ва

Что еще кроме чтения книг скрашивало Алешино одиночество? Чернушка – ласковая, хохлатая курица. . 21

Как Алеша спас курицу от неминуемой смерти? Империал – золотая монета. 22

Описание праздничного обеда . 1. Найдите в тексте и прочитайте описание праздничного обеда. 2.Что вас поразило? 3. Какие особенности жизни и быта связаны с ушедшей эпохой? Описание одежды Описание причесок Убранство стола 23

Алеша и подземные жители Расскажите о пути Алеши с Чернушкой в подземное царство и об условии, которое ставит Чернушка. В каком значении употреблено слово скромный? Нескромность – неумение хранить тайну. 25

Алеша перед подземным королем Какое желание просит исполнить Алеша? Приносят ли ему радость успехи, в достижении которых он не прикладывал усилий? 26

Он забыл о самом главном: все на свете дается человеку трудом. Нужен труд, чтобы приготовить пищу, построить дом, получить знания. Только те знания, которые добыты трудом, остаются крепко в голове, только их никто не может отнять. 27

Почему стал изменяться характер Алеши? Что случилось с Алешей, когда он потерял волшебное семечко? 28

Нарушил ли Алеша условие, поставленное Чернушкой в начале сказки? Предал ли подземных жителей? Почему пострадал именно министр Черная курица? 29

Всегда страдает тот, кто любит. Теперь министр Черная курица закован в цепи, ведь подземные жители поплатились из-за Алеши, которого привел к ним именно он. Упрекает ли, обвиняет, ругает ли министр Черная курица Алешу? 30

Министр Черная курица прощает Алешу и уходит навсегда. Он просит Алешу, чтобы он опять стал добрым мальчиком, каким был прежде. 31

Как закончилась сказка? 32

В чем мудрость сказки? Все достается собственным трудом, тогда это ценится и приносит радость. 33

Какие законы волшебной сказки соблюдены в этом произведении? Сказочный зачин - ЖИЛ-был Волшебное средство – семечко Помощник, даритель – Черная курица Подземное царство 34

Какие отрицательные человеческие качества осуждаются? Безделье Гордыня Предательство 35

Мудрость Черной курицы в том, что он (Министр) умеет быть благородным и умеет прощать. А это для Алеши оказывается самым сильным и мудрым уроком. 36

38 Спасибо за урок!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Анализ средств создания фантастики в романтической сказке Антония Погорельского "Чёрная курица, или Подземные жители"

Цель работы: систематизировать языковые средства, с помощью которых создаётся фантастический колорит, определить их функцию в тексте, а также роль в формировании романтического стиля сказки.


Урок по литературе "Нравственные уроки жизни в сказке Антония Погорельского "Чёрная курица или подземные жители" 5 класс ФГОС

Конспект открытого урока по литературе по сказке Антония Погорельского "Черная курица или подземные жители". Урок рефлексии, обощения материала.



Инсценировка сказки Антония Погорельского "Чёрная курица, или Подземные жители".

Эта сказка написана А.Погорельским в 1829 году для своего племянника Алёши-будущего писателя А.К.Толстого.О том, как Алёша учился трудолюбию и добру, в постановке сказки Антония Погорельского "Чё.


Урок литературы в 5 классе "Нравственные уроки сказки Антония Погорельского "Чёрная курица, или Подземные жители" - презентация

Презентация поможет учителю донести до пятиклассников нравственные истины о честности, дружбе и верности. Материал иллюстрирован, все материалы доступны для понимания ребенка.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Погорельский Чёрная курица.ppt

Описание презентации по отдельным слайдам:

Антоний Погорельский (1787– 1836)

Антоний Погорельский (1787– 1836)

Псевдоним Псевдоним – подпись, которой автор заменяет своё настоящее имя.

Псевдоним Псевдоним – подпись, которой автор заменяет своё настоящее имя.

Эпиграф Эпиграф – это изречение, краткая цитата перед произведением или его ч.

Эпиграф Эпиграф – это изречение, краткая цитата перед произведением или его частью, характеризующая основную идею произведения.

Прочитайте пословицы и запишите 5 из них, которые подходят к сказке. Аргумент.

Прочитайте пословицы и запишите 5 из них, которые подходят к сказке. Аргументируйте своё мнение. Трудно найти, легко потерять. Только ума на деньги не купить. Враньё не введёт в добро. Как прожил, так и прослыл. Сам погибай, а друга выручай. Не имя красит человека, а человек имя. Дай слово – сдержи его. Что посеешь, то и пожнёшь. Долг платежом красен. Береги платье снову, а честь смолоду. Речи как мёд, а дела как полынь. Учись на добро отвечать добром. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Добро век не забудется.

Домашнее задание Напишите записочку Алёше от лица его дядюшки, приехавшего в.

Источники Портрет писателя: http://www.malpertuis.ru/page/pogorelsky_bio Эпиг.

Выбранный для просмотра документ Погорельский.doc

5 класс. Литературная сказка.

1. Цели и задачи урока.

Сопоставить народные и литературные сказки.

Познакомиться с фрагментами биографии Антония Погорельского.

Расширить словарный запас.

Научиться анализировать текст произведения.

Научиться формулировать выводы из прочитанного произведения.

2. Сказка народная и литературная.

Вспомните, какие русские народные сказки вам известны.

На какие группы делятся народные сказки (волшебные, бытовые, сказки о животных).

Что такое литературная сказка?

Какие литературные сказки вы можете назвать?

Запись в тетради:

4. Чтение статьи об Антонии Погорельском.

Запись в тетради:

Антоний Погорельский (1787– 1836)

Найти в словарике, что такое псевдоним, прочитать и выписать определение.

Псевдоним – подпись, которой автор заменяет своё настоящее имя.

Почему некоторые писатели используют псевдоним, а не подписывают произведение своим настоящим именем?

5. Рассказ учителя об истории написания сказки.

6. Впечатления от прочитанного произведения.

Понравилась ли вам сказка?

Какие чувства вызвало у вас это произведение?

Какие эпизоды сказки вам показались наиболее интересными? (пересказ эпизода)

Жанр буктрейлера в современной культуре.

Зачем нужен буктрейлер?

Как создать буктрейлер?

Что такое эпиграф?

Прочитайте пословицы и запишите 5 из них, которые подходят к сказке. Аргументируйте своё мнение.

Трудно найти, легко потерять.

Только ума на деньги не купить.

Враньё не введёт в добро.

Как прожил, так и прослыл.

Сам погибай, а друга выручай.

Не имя красит человека, а человек имя.

Дай слово – сдержи его.

Что посеешь, то и пожнёшь.

Долг платежом красен.

Береги платье снову, а честь смолоду.

Речи как мёд, а дела как полынь.

Учись на добро отвечать добром.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Добро век не забудется.

Какую пословицу вы бы выбрали в качестве эпиграфа к сказке?

9. Главный герой сказки.

Расскажите, кто главный герой сказки.

Какой у Алёши характер?

Как меняется поведение Алёши на протяжении всего повествования?

Как вы относитесь к главному герою сказки?

Менялось ли ваше отношение к нему, пока вы читали эту историю?

Как вы думаете, чему научила Алёшу эта история?

10. Реальное и фантастическое в сказке.

Как переплетаются реальное и фантастическое в сказке?

11. Язык сказки.

На какие языковые особенности вы обратили внимание, когда читали сказку?

12. Проблемный вопрос.

А почему А. Погорельский выбрал столь грустный финал?

Чему учит эта сказка?

Заставили ли она вас о чём-то задуматься?

Научила ли она вас лично чему-нибудь?

14. Домашнее задание.

Напишите записочку Алёше от лица его дядюшки, приехавшего в пансион навестить мальчика, но не заставшего его, так как он был на прогулке.

Напишите своё продолжение сказки (в тетради для творческих работ по литературе)

Краткое описание документа:

Урок литературы в 5 классе в общеобразовательной школе проводится в классе, где дети могут самостоятельно прочитать произведение дома, а в классе происходит обсуждение. Если дети в классе читают не очень хорошо, то предварительно проводится урок комментированного чтения (или урок смыслового чтения).

Основной акцент на уроке делается на эмоциональное восприятие детьми сказки - это помогает пятиклассникам читать заинтересованно, учит формулировать свои мысли и чувства, формирует эмоциональный интеллект.

На уроке обязательно звучат вопросы детей, которые обсуждаются в классе, тогда происходит живой разговор на волнующие детей темы.

При анализе произведений XIX века особое внимание уделяется лексической работе, так как в текстах встречаются устаревшие и книжные слова, непонятные современным детям.


познакомить учащихся с личностью А. Погорельского; - показать, в чем нравоучительный смысл сказки; - повторить знания учащихся о сказке; - развивать умение грамотно и полно давать ответы на вопросы; - развивать умение обобщать проанализированный материал; - продолжить формирование умения определять главную мысль произведения, делать выводы для себя, наблюдая за поступками героев литературной сказки; - духовно – нравственное воспитание учащихся.

Содержимое разработки

Урок литературы в 5 классе

Цель урока: формирование нравственных качеств учащихся через анализ поступков главного героя сказки А. Погорельского "Черная курица, или Подземные жители"; развитие навыков выразительного чтения. Сказочное и реальное в жизни. Воспитание чувства честности, доброты, умение нести ответственность за свои поступки.

Задачи урока:

- познакомить учащихся с личностью А. Погорельского;

- показать, в чем нравоучительный смысл сказки;

- повторить знания учащихся о сказке;

- развивать умение грамотно и полно давать ответы на вопросы;

- развивать умение обобщать проанализированный материал;

- продолжить формирование умения определять главную мысль произведения, делать выводы для себя, наблюдая за поступками героев литературной сказки;

- духовно – нравственное воспитание учащихся.

Оформление записей в тетради. Работа с эпиграфом. Откройте тетради, запишите число и тему: «Антоний Погорельский "Черная курица, или Подземные жители. Фантастическое и достоверно-реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание

(Добро всегда побеждает зло. Зло всегда наказано).

Как вы думаете, почему эпиграфом к сегодняшнему уроку я выбрала именно эти слова? (Формулирование учащимися целей урока)

Актуализация знаний.

Что такое сказка? ( Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях.)

Какие виды сказок вы знаете? Чем отличается литературная сказка от народной? Какие народные сказки знаете?

4. Слово учителя.

- Народная сказка сыграла большую роль в развитии русской литературы. Сказочные мотивы можно встретить в рукописных книгах 15-17 веков. Но подлинно широкий интерес к фольклору, к истории национальной культуры возникает в России со второй половины 18 века. Сказочная стихия проникала во все жанры литературы - поэму, повесть, роман. Почти все русские писатели отдавали дань сказке: Жуковский и Пушкин, Гоголь и Толстой, Салтыков - Щедрин, Лесков и Куприн. Всех не перечесть…..

- Со сказками этих писателей вы познакомились в раннем возрасте. А когда произошло ваше знакомство со сказкой А. Погорельского?

- Что вы знаете об авторе этой сказки?

Псевдоним — придуманное литературное имя, которым писатель подписывает свои произведения.
Алексей Алексеевич Перовский, известный нам под литературным псевдонимом Антония Погорельского. /Имение писателя называлось "Погорельцы", и это имя стало связано с ним навсегда.

Итак, я хочу пригласить вас в путешествие по страницам необычайного произведения Антония Погорельского.

– В какое время происходят события? С тех прошло больше 180 лет. Скажите, а русский язык изменился с тех пор? Все ли слова были понятны?

Ребята, пояснения незнакомых слов есть на листках перед каждым из вас, поэтому в случае затруднения вы можете к ним обратиться.

Кто же главный герой этого произведения?

Кто такой Алёша? Как он попал в пансион? (Рассказ учащихся о том , как Алеша оказался в пансионе)

Давайте сейчас вспомним, какая с ним произошла история. .Проведём это в форме краткого пересказа эпизодов с помощью иллюстраций – слайдов к сказке.

Работаем в группах.

Расскажите о любимых занятиях Алеши.

Почему Алёша остался один в пансионате? (все ученики уехали на каникулы)

Кого ждали в гости учитель и его жена? Как в их доме готовились к встрече гостей?

Как Алёша спас Чернушку? (Он упрашивал кухарку отпустить курочку, плакал, повис на руке, и курочка убежала)

Чего испугался Алёша ночью? (зашевелилась простынь на соседней кровати, и из – под неё вышла курочка)

Куда Чернушка повела Алешу?

Кого испугался Алеша и почему?

Как Чернушка справилась с рыцарями? (распустила крылья, нахохлилась, сделалась большая, и отбивалась от рыцарей)

Почему в первую ночь Алеша не попал в Подземное царство?

Как Алеше все – таки удалось попасть в Подземное царство?

Кем оказалась Чернушка в подземном царстве? (главным министром)

Что увидел мальчик в подземном царстве?

Какое желание загадал Алёша? (чтобы он всегда знал урок. не уча его)

Какой предмет подарили Алёше, чтобы желание сбылось? (зёрнышко)

Какое условие поставил король Алёше? ( никому не рассказывать про подземелье)

Как отнёсся к Алёшиному желанию король? ( он удивился , что Алёша оказался таким ленивым)

Найдите в тексте и прочитайте описание сада в Подземном царстве

Какие диковинные звери содержались в зверинце подземных жителей (мыши, барсуки, кроты)

На кого охотятся в Подземном царстве?

Что узнал Алеша о жителях Подземного царства?

О чём попросила Чёрная курица Алёшу, когда тот побывал в Подземном мире? Что значит быть скромным?

Как ведёт себя Алёша после подарка короля?

Что произошло, когда Алёша потерял конопляное семечко?

Как был наказан мальчик?

Расскажите о последней встрече Алеши с Чернушкой. Раскаялся ли мальчик в своем поступке?

Что произошло с министром (Чернушкой) и жителями Подземного царства после предательства Алеши?

Аналитическая беседа. Фантастическое и достоверно-реальное в сказке. Причудливый сюжет

Ребята, мы завершили обсуждение содержания произведения Погорельского. — Как вы докажете, что перед нами сказка, а не просто повесть из жизни мальчика XVIII века? — Какие события и явления можно назвать в этом повествовании сказочными фантастическими? -, (волшебное число “3” – три сна

волшебный предмет – конопляное зёрнышко

курица разговаривает с Алёшей.

А есть ли отличие этой сказки от народной?

У нашей сказки есть автор, а у народной его нет.

- Это литературная сказка

— Какие особенности сказки заставляют нас иногда верить, что перед нами не сказка, а реальная история?
— Какие факты, описания показывают нам действительную, реальную жизнь того времени, достоверно рисуют перед нами события и обычаи той эпохи?
— Могла ли такая сказка быть народной?

Сделаем вывод: сочетание реального и фантастического — одна из особенностей литературной сказки.
— Похож ли Алеша на героев народных волшебных сказок? Положительный он герой или отрицательный? Бывают ли такие герои в народных сказках?
Дети заметят, что герой народной сказки однозначен: он или хороший, или плохой; или герой, или злодей. В народной сказке никогда не описывается характер: перед нами четко обозначенный тип. В сказке Антония Погорельского описано изменение нрава, т. е. характера, главного героя. Мы следим за причинами, за динамикой этих изменений, и это заставляет нас лучше понимать свои собственные поступки и более ответственно относиться к своей жизни.
Есть еще один важный вопрос, на который могут обратить внимание сами пятиклассники: это сущность и форма обучения детей двести лет назад.
Дети могут удивиться тому, какие уроки (домашние задания) задавали пансионерам: выучить наизусть целые страницы текста. В те времена от ученика часто требовалось только одно: выучить назубок и дословно повторить за учителем или книгой заданные тексты. Такой тип обучения называется репродуктивным, воспроизводящим. Традиция эта берет начало в церковных (а именно христианских) учебных заведениях в Средние века, когда главной книгой, которую изучали, была Библия. Считалось, что это абсолютная истина, что все самое важное уже сказано в ней и задача человека состоит в том, чтобы выучить наизусть как можно больше библейских текстов, не привнося ничего нового, ничего личного, никаких фантазий от себя.
Несмотря на то что наука постепенно развивалась, принцип обучения оставался тем же. Детей часто не учили анализировать, понимать смысл читаемого, учили лишь повторять уже сказанное церковными или научными авторитетами. Инерция такого стиля в педагогике оказалась исключительно велика.
В течение последних двух столетий педагогический стиль постепенно меняется, так как меняются задачи обучения. Сейчас ценятся не те люди, которые умеют слепо повторять сказанное кем-то, а те, кто способен совершать свои открытия, кто готов к творческому поиску. Повторять и сейчас часто бывает необходимо, чтобы накапливать знания, расширять объем памяти. Но этого мало: надо уметь выделять главное — для этого мы учимся составлять планы, писать конспекты и пересказывать текст. Надо уметь анализировать — для этого мы пытаемся понять причины и делать выводы. Надо уметь сопоставлять разные явления — для этого мы учимся сравнивать.
— Если бы мы получили волшебное семечко сейчас, помогло бы оно нам написать сочинение, выиграть олимпиаду по математике или, скажем, по географии либо придумать собственную компьютерную программу?
Семечко помогало воспроизводить, повторять, от Алеши не требовалось творчества. Написать сочинение, решить нестандартную задачу или создать свою программу без творческих усилий невозможно. Творить можно лишь опираясь на собственную внутреннюю силу и знания.

III. Нравоучительное содержание сказки
Есть художественные произведения, авторы которых просто развлекают читателей. Есть произведения, авторы которых учат. Как вы думаете, к какому виду принадлежит эта сказка?
— Чему учит пример превращения Алеши? (Человек должен быть благородным, должен уметь прощать. Только добытое собственным трудом может приносить радость и счастье. )

Выставление оценок учащимся за работу на уроке.

Домашнее задание

Читайте также: