Как отличить наречие от созвучных форм других частей речи 7 класс разумовская конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Презентация к уроку русского языка в 7 классе на тему: "Каак отличить наречие от омонимичных частей речи".

ВложениеРазмер
filippova_otkr_urok.ppt 2.04 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Шёл дождь барабаня по крыше и нагоняя тоску зло выл ветер в трубе.

Шёл дождь, барабаня по крыше, и , нагоняя тоску, зло выл ветер в трубе.

Причинить зло. Лицо зло. Смеяться зло.

Общие способы разграничения 1. Задать вопрос Существительное - делать ( что? ) зло Прилагательное - лицо ( каково? ) зло Наречие - смеяться (как?) зло

Как отличить наречие от созвучных форм других частей речи ? Проблема

Как отличить наречие от омонимичных частей речи

Какое слово в паре написано правильно? с начала - сначала в первые - впервые по двое - вдвое по моему – по- моему Удивительные слова

Цель Обнаружить общие и частные приёмы разграничений наречия от созвучных словоформ

1.Определить, от какого слова зависят созвучные словоформы. На какой вопрос отвечают ? 2.Что обозначают ? 3.Как изменяются ? 4.Каким членом предложения являются ? Задачи составить алгоритм и применять его на практике

1. На какой вопрос отвечает часть речи? 2. Как изменяется? 3.Определить, есть ли зависимые слова. 4.Подобрать синоним и определить часть речи этого синонима. Алгоритм Является ли данная часть речи наречием ?

1. Определяю, к какой части речи относится данное слово? 2. На какой вопрос отвечает? 3. Каким членом предложения является? Обстоятельство СИС НАРЕЧИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ 1. Наречие и прилагательное (простая форма сравнительной степени) К глаголу К существительному Как? Какова?

1. В комнате лампочка горит ярче. 2. В этой комнате лампочка ярче. 3. (По)осеннему небу летят птицы, и лес желтеет (по)осеннему. 1. Рассуждаем, применяя алгоритм

2. Наречия и существительные с предлогом Падежные вопросы Куда? когда? Признак действия дополнение предмет обстоятельство По падежам Не изменяется нет

Наречия, схожие по звучанию с формами имен существительных с предлогом, следует опознавать по значению слова задать вопрос к слову использовать прием вставки Как же отличать друг от друга такие формы ?

Как бы вы написали слова, раскрывая скобки? ( На )силу не надейся, когда требуется ум. (На)силу добрался до места назначения . Понаблюдай и подумай

Образец рассуждения На силу не надейся… Между предлогом и словом можно вставить другое слово: на свою силу, на физическую силу. Речь идет о силе человека. Значит, это существительное с предлогом.

Образец рассуждения Насилу добрались… Между на и силу никакого слова вставить нельзя. Насилу можно заменить синонимом еле-еле . Это наречие, отвечающее на вопрос, добрались как успешно? - насилу (еле-еле).

Отец полез (на)верх и достал со шкафа коробку с елочными игрушками. (На)верх елки он прикрепил большую звезду. Кто-то (в)тайне совершает злодейское убийство или дерзкое похищение . Но вот (в)тайне начинает разбираться великий сыщик. 2. Рассуждаем, применяя алгоритм .

1. на какой вопрос отвечает часть речи? Сколько? Как? Как изменяются? По падежам Не изменяются С какой частью речи сочетаются С существительным с глаголом числительное наречие 3. Наречие и числительное

В школе (в)третьих классах учится восемьдесят три ученика. (В)третьих следует наградить дипломами отличившихся в учебе учеников. ( По)трое медвежат. Взять с собой сундук, (в)трое больший, чем обычный. 3. Рассуждаем, применяя алгоритм

Наречия местоимения Что обозначает часть речи? обозначает признак действия, признак предмета или другого признака. указывает на предмет, качество или количество, не называя их, то есть заменяет собой существительные, прилагательные или числительные. На какой вопрос отвечает? Как? По чьему? Как изменяется? Не изменяется Изменяется по родам, числам, падежам 4. Наречия и местоимения

Дом был построен (по)моему проекту. Все было сделано (по)моему 4.Рассуждаем, применяя алгоритм

Потрудились – отдохнем. Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, Влево, вправо поворот. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили. Физкультминутка

Призреть - дать кому-нибудь приют и пропитание(устар .) Польстить - хвалить из корыстного желания расположить к себе Валялась - лежать , будучи небрежно брошенным Начерно- предварительно, без отделки (наречие) Напоказ- чтобы показать, для обозрения (наречие) Запросто - без соблюдения формальностей, без стеснений (наречие) Толкование слов

- Обратите внимание на обилие наречий. Выпишите их в две колонки. Во вторую колонку те наречия , которые имеют омонимы других частей речи.

Как-то вовремя некогда напоказ волей-неволей сначала на лету по-новому по-свойски по-моем у начерно кое-как запросто куда-нибудь прочь невольно в сердцах навсегда

вовремя уйти – выставить напоказ – сначала напиши – по-новому жить – будет по-моему – во время отпуска на показ мод с начала отпуска по новому шоссе по моему мнению

Вставить пропущенные слова Солнце палило _______. ___________мочь пели песни. Море __________было спокойно. _____________пути идти было легче. _________эта деталь? ___________ ты грустна? От чего, отчего, по-прежнему, вовсю, по прежнему, во всю

Самоконтроль Солнце палило вовсю . Во всю мочь пели песни. Море по-прежнему было спокойно . По прежнему пути идти было легче. От чего эта деталь? Отчего ты грустна?

Я сегодня на уроке узнал(а)…………. Теперь я могу …….. Мне было интересно………. Полученные знания я смогу применить………… Рефлексия

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка в 9 классе (УМК под редакцией М.Разумовской)на тему:"Средства выразительности"

Класс:9Предмет: русский языкДанную презентацию можно использовать после изучения темы "Тропы и стилистические фигуры" для обобщения изученного материала.Презентация подготовлена для работы на интеракт.


План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".

Данный конспект урока разработан для уч-ся 6 класса по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин.


Презентация к уроку русского языка по учебнику под редакцией Г.Г. Граник .

Презентация к уроку на тему: "Как отличить наречия от омонимичных частей речи". 7 класс.


Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой.


Презентация к уроку русского языка по теме "Правописание наречий" 10 класс, учебник под редакцией Гольцовой

Презентация к уроку русского языка по теме "Правописание наречий" 10 класс, учебник под редакцией Гольцовой.


Рабочая программа по русскому языку по учебнику под редакцией Баранова 8 класс 4 часа

Рабочая программа по русскому языку по учебнику под редакцией Баранова 8 класс 4 часа.

Презентация к уроку русского языка в 6 классе. Русский язык - один из развитых языков мира.

Презентация разработана и применялась на уроках русского языка в 6 классею Тема "Русский язык - один из развитых языков мира".

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок русского языка № 47-48

Тема: Как отличить наречия от созвучных форм других частей речи.

учить отличать наречия от созвучных форм других частей речи;

учить определять смысловые отношения в словосочетаниях с наречиями;

учить морфемному разбору наречий.

Планируемые результаты:

Коммуникативные :Интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми

Регулятивные :Формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операционный опыт, сотрудничества в совместном решении задач

Познавательные :Объяснять языковые явления, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования слова

Личностные: Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и групповой деятельности

Ход урока

I . Синтаксический разбор предложения (пишем под диктовку) :

Шел дождь, барабаня по крыше, и, нагоняя тоску, назойливо выл ветер в трубе.

1. сделать синтаксический разбор предложения, объяснить знаки препинания.

2. Разобрать по составу слова, не имеющие окончания.

II . Опрос домашнего задания прошлого урока. Устный рассказ о наречии как части речи.

III . Формулируем тему и определяем цели урока

Обратите внимание на запись на доске и попытайтесь сформулировать проблему, над которой мы будем сегодня работать:

Причинить зло. Лицо зло. Смеяться зло.

Проблема –тема нашего урока.

на доске записаны слова: впервые – в первые; сначала – с начала

- Какое слово в паре написано правильно? важно сначала определить принадлежность к части речи.

Цели урока: Обнаружить общие и частные приёмы разграничений наречия от созвучных частей речи

Задача: составить инструкцию

“ Приёмы разграничения наречия от созвучных частей речи”.

Общие приемы

Задать вопрос. Существительное - делать (что?) зло Прилагательное - лицо (каково?) зло Наречие - смеяться (как?) зло

Определить, что обозначает. Предмет, признак предмета, признак действия

Каким членом предложения является. Дополнением, сказуемым, обстоятельством.

Определить, как изменяется слово. Существительное - делать зло - по падежам Прилагательное – лицо зло, лица злы- по родам и числам. Наречие – смеяться зло, смеялся зло, смеётся зло – не изменяется.

Частные приемы

5.Подобрать синоним. Синонимическая замена

Обратите внимание на правописание синонимичных форм в 5- 6 предложениях.

Какой следующий прием можно сформулировать?

6.Возможность употребления определения . В самом начале пути, На случайную удачу

7.Поставить словосочетание в начальную форму. У существительного в начальной форме нет предлога. вначале подумай в начале (чего?) пути - начало пути

8. Наличие пояснительных слов . В начале (чего?) пути, вначале разбирался

9.Место ударения : прийти вовремя – во время урока

Работа с предложениями, записанными на доске. Используя частные приемы, определите часть речи

(На)силу не надейся, когда требуется ум. (На)силу добрались до места назначения. В(дали) мелькнул парус. В(дали) голубой виднелись горы. Во(время) отпуска он хорошо отдохнул и во(время) вернулся домой.

IV . Выполняем тренировочные упражнения.

Упр.205, 207 – письменно.

V . Задание на развитие речи.

Составьте с данными словами предложения, используя наречия:

1…шли, разговаривая… 2…сидели, молча… 3…разговаривали, сидя… 4…смеялись, рисуя… 5…говорил, улыбаясь…

VI . Домашнее задание: упр.209, выучить приемы разграничения наречий и созвучных частей речи

Методы обучения: слово учителя, беседа, применение ИКТ, самостоятельные наблюдения, работа со словарём, тренировочные упражнения.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

- На какие две большие группы делятся все части речи? (самостоятельные и служебные).

- Назовите части речи, которые относятся к служебным, к самостоятельным?

Мы изучили подробно почти все части речи в округе самостоятельных частей речи. Остался один неизведанный островок.

- Как он называется? (наречие)

- Что вам известно об этой части речи? (неизменяемая, отвечает на вопросы

Где? Когда? Куда? Как? Почему? Зачем?)

- Хорошо, кое-что о наречии вы уже знаете. А сегодня мы должны более подробно узнать, что такое наречие, а главное – понять, что же это за часть речи.

- Так что же мы должны узнать об этой части речи?

1. Что обозначает слово наречие.

2. Общее значение наречий.

3. Морфологические признаки наречий.

4. Синтаксическая роль наречий.

Этот план останется в течение урока и на доске.

Но прежде, чем приступать к изучению этой удивительной части речи, давайте откроем тетради, запишем число, тему урока.

А вот для того чтобы выяснить общее значение наречий вам необходимо выполнить следующее задание.

Во-первых, выразительно прочитать предложение, расставить знаки препинания, объяснить их. Во-вторых, выписать наречия с теми словами, к которым они относятся, обозначить главное и зависимое слово в словосочетании.

Пример: Я особенно люблю необыкновенно красивый рассвет, предвещающий начало дня.

- Чем осложнено предложение? (причастным оборотом).

- А почему всё-таки ставим запятую, ведь не всегда причастный оборот выделяется запятыми?

- А какие наречия в составе ССЧ вы выписали?

Люблю (как?) особенно.

Красивый (в какой степени?) необыкновенно.

- От каких частей речи зависит наречие? (Наречия чаще всего сочетаются с глаголами, причастиями, деепричастиями, прилагательными и другими наречиями).

Давайте подумаем, признак чего обозначает наречие в каждом конкретном случае.

- Слово Люблю какой частью речи является? (глагол)

- А что обозначает глагол? (действие)

- А наречие обозначает признак чего? (признак этого действия, так как наречие показывает где, когда, куда, откуда, почему, зачем и как происходит действие)

- А слово Красивый какая часть речи? (прилагательное)

- А что обозначает? (признак)

- А наречие обозначает признак чего? (признак другого признака)

Вывод: наречие обозначает признак действия или признак признака.

Следующий пункт нашего плана, который мы должны раскрыть, - морфологические признаки.

- Давайте вспомним, а как изменяются, например, прилагательные и глаголы? (прилагательные – по родам, числам и падежам, а глаголы – по лицам, числам и временам)

Измените словосочетания: I вариант – люблю особенно, II вариант – красивый необыкновенно.

- А теперь скажите, изменяются ли наречия?

Вывод: наречия не изменяются, поэтому у них нет окончаний.

- Какую часть речи напоминают? (деепричастие)

Осталось выяснить синтаксическую роль наречий. Для того чтобы это сделать, вам необходимо выполнить синтаксический разбор предложения.

Вывод: чем являются наречия в предложении? (обычно обстоятельством)

А теперь посмотрим, есть ли в учебнике дополнительные сведения о наречии?

В учебнике есть материал об отличии наречия от других частей речи, но сегодня на уроке мы этот пункт рассматривать не будем. Это тема следующего урока.

А что ещё есть в учебнике, о чём мы не говорили?

Могут быть определениями. Например, в доме (каком?) напротив

т.е. можно к наречию задать два вопроса и в предложении может быть и определением и обстоятельством. Это называется синкритичными формами.

Могут сочетаться с существительными.

Мы сегодня много говорили о наречии, а теперь вспомните всё, что узнали об этой части речи нового (по плану).

- Что обозначает наречие? На какие вопросы отвечает? С какими частями речи оно обычно сочетается?

- Чем отличается наречие от других частей речи?

- Какова синтаксическая роль наречия?

(вывод делает слабый ученик)

А теперь закрепим свои знания на практике.

Ехали (как?) … быстро. Загремело (где?) … вдали.

Дождь был (когда?) … вчера. Сказал (почему?) … сгоряча.

Сделал (с какой целью?) … нарочно. Красивый (в какой степени?) … очень.

  1. Итак, подбирая наречия, мы с вами ещё раз посмотрели на какие вопросы отвечают наречия. А теперь выполним упражнение № 173, где надо найти словосочетания с наречием и поставить от главного слова к наречию вопрос.

Слайд с правильными ответами по упражнению:

Яркой (насколько?) невиданно.

Заметно (как?) уже.

Вкрапились (где?) повсюду.

Налившись (как?) по-майски.

Налившись (как?) вдруг.

Вдруг (как? каким образом?) по-майски.

Виднелись (как?) выпукло.

Виднелись (как?) особенно.

Вспыхивали (как?) одиноко.

Уплывали (откуда?) слева.

Уплывали (куда?) вдаль.

  1. А теперь немножко другое задание, в процессе выполнения которого мы будем закреплять не только знания о наречиях, но и проверим знание лексики, фразеологии.

Замените фразеологизмы наречиями (запишите только словосочетания с наречиями).

Спит как убитый (крепко), бежать во весь дух (быстро), кричать во всё горло (громко), кот наплакал (мало), из рук вон (плохо), чуть свет (рано), рукой подать (близко), работать спустя рукава (плохо), знать как свои пять пальцев (хорошо).

- В течение урока мы говорили много о наречии. Так что же узнали нового, о чём мы говорили? (в этом вам поможет план)

- Что же такое наречие?

- На какие вопросы отвечает?

- Каковы его морфологические признаки?

- Какова синтаксическая роль наречия?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков

Учебник под редакцией М.М.Разумовской

Цель: продолжить формирование у учащихся навыков отличия наречий от созвучных форм других частей речи.

Они заблещут, разгораясь,
И в тьму лесов, и в глубь долин…
(И.А. Бунин)

Запад гаснет в дали бледно-розовой,
звезды небо усеяли чистое,
Соловей свищет в роще березовой,
И травою запахло душистою.
(А.К.Толстой)

Недвижно море; корабли,
Как точки белые вдали,
Едва скользят, в пространстве тая
(А.К.Толстой)

Да, есть слова, что жгут, как пламя,
Что светят вдаль и вглубь – до дна,
Но их подмена словесами
Измене может быть равна (Твардовский А.Т.)

- Этот дом построен по моему проекту.

- Сценарий не готов, поэтому фильм не будет запущен в прокат.

- Можешь сделать все по своему усмотрению.

- По-моему, этот дом построен в прошлом году.

- По этому сценарию будет снят фильм.

- Ты все делаешь по-своему.

Где живет Совесть?

Как-то на дороге валялась Совесть, затоптанная ногами пешеходов, которым некогда было призреть её. Они спешили перегнать друг друга, чтобы волей-неволей поймать на лету кусок, по-свойски обмануть ближнего, кого-нибудь начерно оклеветать, вовремя польстить, напоказ сыграть хорошую роль.

Настрадалась Совесть. Кое-как на день-другой найдет себе хозяина: сначала чиновника, потом купца, но они, не выдержав её суда, по-новому запросто выбрасывали бедняжку куда-нибудь прочь.

Читайте также: