Как ориентироваться по карте россии 8 класс конспект урока

Обновлено: 09.07.2024

Планируемые результаты обучения:

Предметные: формирование знаний о самых крупных природных объектах России, помогающих ориентироваться по карте; о видах районирования территории России.

Метапредметные: формирование умений: 1) определять географические объекты, помогающие ориентироваться на карте России; 2) анализировать физическую карту России и карту экономических и географических районов России; 3) работать с текстом и делать самостоятельные выводы.

Личностные: осознание практической значимости ориентирования по картам России.

Основное содержание: ориентирование по карте России, районирование, географический район, природные и экономические районы, административно-территориальное деление России.

Деятельность обучающихся: ориентироваться по карте относительно крупных природных объектов и объектов, созданных человеком; выявлять специфику разных видов районирования: географического, природного, экономического и административно-территориального деления РФ; определять субъекты РФ и их столицы по политико-административной карте РФ; определять по карте состав и границы федеральных округов; наносить на контурную карту субъекты РФ, их столицы и административные центры; обозначать на контурной карте границы федеральных округов, подписывать их названия и центры; сопоставлять информацию из разных источников.

Ценностный компонент урока: значимость географической карты как общечеловеческой ценности.

Оборудование: карты России — физическая, административно-территориального деления, природных, экономических и географических районов. Презентация к уроку.

Тип урока: комбинированный.

Организационный момент. Приветствие. Проверка отсутствующих

Сегодня замечательное утро, я уверена, что этот урок мы проведем интересно и с пользой!

II. Проверка знаний (опрос)

Сколько часовых поясов и зон выделено на территории России? В каком часовом поясе расположена ваша местность (область, республика, край)?

Что такое местное солнечное время?

Для чего необходима карта часовых поясов? Какие особенности характерны для карты часовых поясов?

Определите время в Анадыре, Красноярске, Омске, если в Москве 12 ч, 20 ч, 24 ч.

На сколько часов и в каком направлении необходимо перевести стрелки часов, если мы перелетаем из II часового пояса в VII, X?

III. Изучение нового материала

Изучение нового материала начинается с мотивации обучающихся, а также с выявления роли географической карты в жизни человека и хозяйстве страны. На важную роль карты указывал ещё Н. Н. Баранский, утверждая, что карта — альфа и омега географии, второй язык географии, один из критериев географичности.

На современном этапе повышается роль карты в жизни общества, расширяется её значение как средства накопления и передачи информации. Карта — важнейший язык межнациональной коммуникации, с её помощью человек ориентируется в пространстве. В последние годы некоторые учёные рассматривают карту как образно-знаковую геоинформационную модель.

После изучения текста учитель предлагает обучающимся назвать объекты природы или объекты, созданные человеком, по которым нужно ориентироваться на карте России. Затем они находят на физической карте России названные в тексте географические объекты, а дома наносят их на контурную карту.

Следующая часть урока (это может быть и самостоятельный урок) посвящена изучению административно-территориального деления России.

Учитель отмечает, что деление территории на участки осуществляется для удобства управления страной. Первые попытки разделения России на районы были предприняты ещё в XVIII в. путём группировки смежных губерний, сходных между собой. Учитель называет имена русских географов К. И. Арсеньева и П. П. СемёноваТян-Шанского, занимавшихся вопросами географического районирования.

V. Подведение итогов

VII. Домашнее задание: 1) изучить § 4; 2) ответить на вопросы и выполнить задания после параграфа; 3) нанести на контурную карту субъекты Российской Федерации — республики, края, автономные округа и автономную область;

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дата____26.09.__________Класс______8_-Б__________

Урок: Как ориентироваться по карте России

Цели урока:

· формировать умение читать карты России, ориентируясь относительно природных объектов и объектов, созданных человеком;

Планируемые результаты обучения:

Предметные: формирование знаний о самых крупных природных объектах России, помогающих ориентироваться по карте; о видах районирования территории России.

Метапредметные: формирование умений: 1) определять географические объекты, помогающие ориентироваться на карте России; 2) анализировать физическую карту России и карту экономических и географических районов России; 3) работать с текстом и делать самостоятельные выводы.

Личностные: осознание практической значимости ориентирования по картам России.

Основное содержание: ориентирование по карте России, районирование, географический район, природные и экономические районы, административно-территориальное деление России.

Деятельность обучающихся: ориентироваться по карте относительно крупных природных объектов и объектов, созданных человеком; выявлять специфику разных видов районирования: географического, природного, экономического и административно-территориального деления РФ; определять субъекты РФ и их столицы по политико-административной карте РФ; определять по карте состав и границы федеральных округов; наносить на контурную карту субъекты РФ, их столицы и административные центры; обозначать на контурной карте границы федеральных округов, подписывать их названия и центры; сопоставлять информацию из разных источников.

Ценностный компонент урока: значимость географической карты как общечеловеческой ценности.

Оборудование: карты России — физическая, административно-территориального деления, природных, экономических и географических районов. Презентация к уроку.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

Организационный момент . Приветствие. Проверка отсутствующих

Сегодня замечательное утро, я уверена, что этот урок мы проведем интересно и с пользой!

II. Проверка знаний (опрос)

Сколько часовых поясов и зон выделено на территории России? В каком часовом поясе расположена ваша местность (область, республика, край)?

Что такое местное солнечное время?

Для чего необходима карта часовых поясов? Какие особенности характерны для карты часовых поясов?

Определите время в Анадыре, Красноярске, Омске, если в Москве 12 ч, 20 ч, 24 ч.

На сколько часов и в каком направлении необходимо перевести стрелки часов, если мы перелетаем из II часового пояса в VII, X?

III. Изучение нового материала

Изучение нового материала начинается с мотивации обучающихся, а также с выявления роли географической карты в жизни человека и хозяйстве страны. На важную роль карты указывал ещё Н. Н. Баранский, утверждая, что карта — альфа и омега географии, второй язык географии, один из критериев географичности.

На современном этапе повышается роль карты в жизни общества, расширяется её значение как средства накопления и передачи информации. Карта — важнейший язык межнациональной коммуникации, с её помощью человек ориентируется в пространстве. В последние годы некоторые учёные рассматривают карту как образно-знаковую геоинформационную модель.

I V . Проведение физкультминутки.

Следующая часть урока (это может быть и самостоятельный урок) посвящена изучению административно-территориального деления России.

Учитель отмечает, что деление территории на участки осуществляется для удобства управления страной. Первые попытки разделения России на районы были предприняты ещё в XVIII в. путём группировки смежных губерний, сходных между собой. Учитель называет имена русских географов К. И. Арсеньева и П. П. СемёноваТян-Шанского, занимавшихся вопросами географического районирования.

V . Подведение итогов

V I. Рефлексия

hello_html_m540a46f9.jpg

V II. Домашнее задание: 1) изучить § 4; 2) ответить на вопросы и выполнить задания после параграфа; 3) нанести на контурную карту субъекты Российской Федерации — республики, края, автономные округа и автономную область;

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: Формировать представление о понятиях по теме урока

Задачи: Воспитывать интерес к изучению данной темы

Оборудование: учебник.

1. Орг. момент. Психологический настрой.

Мы пришли сюда учиться

Не лениться, а трудиться,

Учитель: Сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие в мир природы! И вам понадобятся внимание, наблюдательность и сообразительность..

2. Проверка готовности к уроку (Презентация)

3. Самоопределение темы урока. Целеполагание.

-Рассмотрите предметы, изображённые на доске. Можно ли их отнести к тому, что нас окружает на Земле?

-На какие группы можно распределить все эти объекты?

-По каким признакам вы распределили окружающие нас объекты на группы?

- Как вы думаете, какая тема урока? Задачи урока?

У пилота Боря друг

Красит краской все вокруг.

На окне рисует дождик,

Понятие районирования Районирование – важнейший метод изучения географии Районирование – деление страны на районы, отличающиеся друг от друга природными, экономическими, историческими особенностями, условиями жизни людей.

5. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.

Работа по учебнику.

Рассмотреть рисунок в учебнике, ответить на вопросы.

Физминутка:

Мы на цыпочки привстали,

Ручки кверху мы подняли,

Мы вздохнули, потянулись

И друг другу улыбнулись.

Выдохнули, руки вниз,

Все этапы работы и результат показаны на слайдах презентации.

7. Самостоятельная творческая работа. (тренировочные упражнения)

8. Презентация работ. Показ и анализ готовых работ.

9. Итог урока.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 606 156 материалов в базе

Материал подходит для УМК

§ 4. Как ориентироваться по карте России

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 15.10.2021 68
  • DOCX 15.4 кбайт
  • 0 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Ломиворотова Дарина Игоревна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Конспект урока географии в 8 классе по теме

1. Сформировать знания о физико-географическом положении (ФГП) страны, о его влиянии на природу, жизнь и хозяйственную деятельность населения.

2. Продолжать формировать умения выполнять практические задания по географическим картам, анализировать рисунки, диаграммы, делать выводы.

3. Развивать интерес к географии

1. Организационный момент

2. Изучение нового материала

· Почему знакомство страны необходимо с определения ее географического положения?

Вспомним план характеристики географического положения страны.

Какие источники географических знаний мы будем использовать на уроке?

(учебник, атлас, справочники)

· Впишите пропущенные слова в предложенный вариант плана.

Атлас стр 2-3, учебник стр12. Самостоятельная работа учащихся.

1) Определить положение страны относительно экватора,_______

2) Определить по отношению к нулевому меридиану и 180° меридиану и полярных кругов______

3) Определить географические координаты крайних точек страны.

4) Определить положение страны на материке.

5) Определить, в каком направлении страна имеет наибольшую_____________ протяженность с севера на юг или с запада на восток

6) Определить __________, омывающие территорию страны.

7) Выявить, в каких__________поясах и областях расположена территория страны.

8) Указать государства, с которыми_______ страна.

9) Определить положение страны относительно крупнейших мировых районов сосредоточения населения.

10) Установить положение страны по отношению к крупным районам загрязнения окружающей среды.

11) Оценка географического положения страны для жизни и хозяйственной деятельности населения.

· Укажите номера пунктов плана, характеризующие физико-географическое положение страны.

· Укажите какие виды географического положения страны характеризуют оставшиеся пункты плана.

Особенности географического положения России

· Россия имеет площадь 17,1 млн. км 2. Это самая большая по площади страна в мире

- сравните площадь России с площадью материков и крупнейших государств. (Россия – самое крупное государство мира. Её площадь 17,1 млн.км 2 , что примерно равно площади Южной Америки- ( 17,8 млн.км 2 ). Россия занимает 1\3 часть площади Евразии, более чем в 2 раза больше Австралии, почти в 2 раза больше по площади Канады, Китая, США).

· Россия расположена на материке Евразия в ее северной части

· Найдите Северный полярный круг. (параллель 66,6 0 с.ш.)

· В каком полушарии мы живем? (В северном, восточном и западном)).

· Какие широты имеют самая северная и южная точка России? (северная – мыс Челюскин - 77 0 43 ’ с.ш., островная – мыс Флигели 81 0 49 ’ с.ш. крайняя южная точка – юго-западнее горы Базардюзю 41 0 11 ’ с.ш. на Кавказе, Дагестан,)

· Найдите крайние точки России: мыс Флигели, мыс Челюскин, мыс Дежнева. Остров Ратманова, Гданьский залив (Балтийская коса), гора Базардюзю.

· Какова протяженность России с севера на юг и с запада на восток? (от мыса Челюскин до крайней южной точки – 3110 км. От Калининграда до м. Дежнева почти 10 тыс км)

Вывод – Россия это самая большая по площади страна в мире. Россия – северная страна. Основная часть территории расположена к северу от 50° с.ш. Среднегодовая температура на территории России -5°С. Почти 70% нашей страны относится к зоне Севера. Отличительная черта – экстремальные условия жизни людей. Слабая заселенность и освоенность территории.

Отрицательные черты географического положения России:

1) Большие затраты на отопление и одежду, питание.

2) Для работы необходима дорогостоящая техника.

3) В полярных широтах зимой увеличиваются расходы на освещение

4) Моря России замерзают на длительный период, что затрудняет судоходство.

5) Усложняется, и дорожат строительство домов, дорог

6) Обширные территории не благоприятны для сельскохозяйственного производства.

Положительные черты географического положения России

1) Большая площадь России – это, как правило, означает богатство природными ресурсами;

2) Наличие морских границ. Свободный выход в океан.

3) Расположение большей части страны в умеренных широтах.

4) Красота и своеобразие природы России

5) Южные моря являются рекреационными зонами страны

6) Северные территории из-за суровых условий слабо освоены, а здесь располагаются 2/3 природных комплексов мира и обнаружены огромные запасы нефти. Российский сектор Арктики.

7) Использовать Северный морской путь, для транспортировки (транзит) импортных грузов.

Историческая справка . (До 1991 года СССР занимал 1/6 часть суши. Около 22. 4 мл км кв. СССР простирался с запада на восток почти н 10 тыс.км, с севера на юг 4,5 тыс. км. Что произошло в 1991 году? Как это отразилось на ФГП страны?)

Мои географические исследования. стр 13

Выполните задание 2, 3 используя учебник рис1.9. Физико-географическое положение России.

На основе анализа рисунка делаем вывод. Условия жизни и хозяйственной деятельности в целом схожи у России и Канады. (умеренные и северные широты 50-80°с.ш, совпадают изотермы января -32°С, июля +16°С. Северная граница США проходит на широте южных районов России. Их север там, где наш юг. Изотерма января 0°С проходит посредине территории США, а России эта изотерма располагается на Черноморском побережье. На территории США самые благоприятные природно-климатические условия )

Творческое задание. Представьте, что канадская компания предложила российскому сотруднику заключить трудовой контракт для работы Оттаве. Определит, для жителей какого российского города смена места жительства будет менее ощутима с точки зрения природных условий

Россия – расположена в двух частях света. Вспомните, где проходит условная граница между Европой и Азией? (условная граница проходит по Уральским горам, по 60° в.д. (серебряный меридиан) по реке Эмбе, по Прикаспийской низменности к реке Куме – по Кумо-Манычской впадине, к Азовскому морю – по Керченскому поливу.) При этом сама территория страны распределена между частями света неравномерно. Анализируем рис 1.10 и 1.11. и делаем выводы.

(доля Европейской части составляет 25% ,а Азиатской 75% т.е. в три раза больше. Доля территории России в Европе составляет 40%, а в Азии всего 30% )

Помимо России двух частях света расположены Турция и Египет. Найдите разницу между положением этих трех стран.

( Россия - сухопутный мост между Европой и Азией. Россия переплетение европейских и азиатских культур. Для внешней торговли – здесь расположено более 40% всех стран мира.)

· Россия – страна между трех океанов. Работа с физической картой России.

Определяем место расположения морей трех океанов - Атлантического, Северного Ледовитого и Тихого.

(3% доля морских границ Атлантического океана, 46% -Тихого это в 15 раз больше Ограничения – природно – климатические условия: туманы штормы, цунами, моря Тихого океана замерзают. Связь целесообразно осуществлять через города порты Атлантического океана со странами Европы, а Тихого океана со странами АТР)

Вывод : Россия может осуществлять связь со всеми странами мира. Она преимущественно открыта к Северному Ледовитому и Тихому океанам, но большая часть населения и хозяйства страны тяготеет к Атлантическому океану.

освоения удалена от морских побережий

Вывод урока. Россия – самая большая по площади страна в мире. Обширные пространства различных природных зон позволяют путешествовать, увидеть многообразие и красоту природы. Европейская и азиатская части слиты в единое гигантское пространство. Она расположена в трех полушариях. Большая часть территории страны лежит в северных и умеренных широтах. Россия морская держава омывается 13 морями. Граничит с 18 государствами. Физико-географическое положение определяет природные условия, жизнь и хозяйственную деятельность человека. Большое влияние на природные условия и деятельность человека оказывают океаны и моря, омывающие Россию.

- с какой страной Россия имеет схожее географическое положение?

- как географическое положение влияет на природу России?

- какова площадь территории России?

- назовите крайнюю северную материковую точку?

- с каким государством Россия имеет самую протяженную границу?

- какая часть территории России находиться за северным полярным кругом?

- сколько морей омывает территорию России?

- какие положительные черты в географическом положении России можно назвать?

- какие отрицательные черты в географическом положении России можно назвать?

Работа в контурной карте:

1) Отметить крайние точки, подписать их координаты.

2) Подписать природные рубежи России (остров Ратманова, Кавказ, Прикаспийская низменность, Алтай, проливы: Берингов, Кунаширский, Лаперуза).

3) Подписать моря, омывающие территорию России. Подчеркнуть внутренние моря.

Читайте также: