Как муравьишка домой спешил конспект урока 2 класс

Обновлено: 06.07.2024

Автор: Воронова Любовь Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1" п.г.т. Уренгой Пуровского района
Населённый пункт: п.г.т. Уренгой Ямало–ненецкий автономный округ
Наименование материала: Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс Система РО Л.В. Занкова
Тема: Тема урока:"Как муравьишка домой спешил"
Раздел: начальное образование

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Система РО Л.В. Занкова

Разработал и составил: Воронова Любовь Александровна, учитель начальных классов

Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действий.

Содержательная цель: формирование системы литературных понятий.

1. Помочь учащимся понять сложную природу дара писателя: совмещение в одном лице художника слова и учёного-зна-

тока природы, (т. е. знание законов сказки, использование художественных приёмов - дар писателя и употребление выра-

жений, точное описание, требующее научных знаний - дар учёного), помочь детям эмоционально вжиться в текст, почув-

ствовать точность и яркость языка писателя.

2. Развивать навыки работы с художественным текстом, исследовательские умения, мыслительную деятельность (сравне-

ние, обобщение), коммуникативные умения работы в группах.

3. Расширить представления об окружающем мире; прививать интерес к чтению, к изучению природы, воспитывать бе-

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цели: помочь учащимся понять сложную природу дара писателя: совмещение в одном лице художника слова и ученого-знатока природы; воспитывать внимательное отношение к слову.

I. Организационный момент. Введение в тему урока.

Природа – это дом, в котором мы живем.

– Чтобы любить и оберегать наш дом, нам нужны знания.

Заранее подготовленные учащиеся читают стихотворения:

1-й ученик. Очень добрым, очень светлым,

Золотистым, ясным днем

Все идем мы в гости к лету,

В гости к солнышку идем.

Рано утром яркий лучик

Зазвенит в густой траве,

2-й ученик. Речка плавать нас научит,

Ветер – плавать по траве.

Солнца луч блеснул в листве

И прошелся по траве.

3-й ученик. Разбудил он все вокруг,

Оживился лес и луг.

Мы дверь в природу отворим,

И с лесом мы поговорим!

– Если вы когда-нибудь были в лесу, то непременно заметили, что там никогда не бывает абсолютной тишины. Раздаются различные звуки: шумят деревья, воет ветер, поют птицы. Что бы вы хотели спросить у леса? О чем хотели бы узнать, с кем познакомиться?

Р а б о т а п о в ы с т а в к е к н и г: В. Бианки, Н. Сладков, Э. Шин, М. Пришвин, Г. Скребицкий.

– Читайте эти книги и ищите ответы на интересные вопросы.

II. Постановка целей урока.

Это что за бугорок,

А в нем – городок,

Летним днем построен он,

А жильцов в нем – миллион?

– Что это за городок? (Муравейник.)

А кто в муравейнике живет?

Не лентяи, не глупышки,

Друг за дружкой по дорожке

Тащат зернышки и крошки.

– Сегодня вы познакомитесь с одним таким муравьишкой. Расскажет вам о нем В. Бианки.

III. Изучение нового материала.

Летом семья Бианки уезжала в деревню Лебяжье. Здесь Витя впервые отправился в настоящее лесное путешествие. Было ему тогда лет пять-шесть. С тех пор лес стал для него волшебной страной, раем.

Интерес к лесной жизни сделал его страстным охотником. Недаром первое ружье ему подарили в 13 лет. А еще он очень любил поэзию. Одно время увлекался футболом, даже входил в гимназическую команду.

Разными были интересы, таким же – образование. Вначале – гимназия, затем – факультет естественных наук в университете, позднее – занятия в институте истории искусств. А своим главным лесным учителем Бианки считал отца. Именно он приучил сына записывать все наблюдения. Через много лет В. Бианки преобразовал их в увлекательные рассказы и сказки.

– Отметьте, кто помог Муравьишке попасть домой.

– Вам понравились эта история?

– О чем вас заставила задуматься эта история?

– Какие чувства пробудила в вас?

– К какому жанру литературы относится это произведение

– Перечислите их. (Гусеница-Землемер, Паук-Сенокосец, Жужелица, Жучок-Башмачок, Кузнечик, Водомерка-Клоп, Майский Хрущ, Гусеница-Листовертка.)

– Что рассказывает о них В. Бианки? Прочитайте.

– Что заметили? (В. Бианки очень точно описал насекомых и паука, совсем как ученый.)

Работа группами: Посовещайтесь и определите, чем отличается ученый от писателя. Результаты работы оформите в виде таблицы.

1. Художественные образы.

2. Художественные приемы.

3. Воздействует на чувства.

4. Художественные тексты.

1. Точные научные знания.

2. Расширяет знания о мире.

3. Сообщает факты.

4. Научные статьи.

3. К о л л е к т и в н а я п р о в е р к а.

– В. Бианки – писатель или ученый? Докажите.

4. Ч т е н и е п о р о л я м.

– Найдите момент, когда Муравьишка возвращался домой. Давайте прочитаем этот момент по ролям. Сколько действующих лиц потребуется? (Десять.)

– Как надо читать слова за Муравьишку? (Жалостливо, с интонацией просьбы.)

– Как автор относится к Муравьишке?

– Чему учит эта сказка? (Доброте, взаимовыручке, помощи тому, кто попал в беду.)

– На следующем уроке мы продолжим работу над произведением В. Бианки.

Домашнее задание: прочитать самостоятельно текст, придумать вопросы по содержанию сказки.

IV. Итог урока.

– С каким чувством покидаете урок?

– Чему он вас научил? О чем заставил задуматься?

– Домашнее задание. Расскажите о лесе от лица Муравьишки. (Устные сочинения-описания, рассуждения.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения для 2 класса. Урок освоения новых знаний.

Учитель: Мишина Галина Петровна

ГБОУ ООШ с. Васильевка м.р. Безенчукский Самарской области

КОНСПЕКТ УРОКА ВО 2 КЛАССЕ

Цели и задачи урока:

Увидеть за строками текста сказки талант писателя и биолога В. Бианки;

Выявить точность и образность языка писателя (автор точно, как ученый, описывает способы передвижения разных насекомых – героев, их внешний вид, и в тоже время это красочный, художественный язык, полный сравнений);

Увидеть сходство этой сказки с народной: принцип организации сюжета – цепочки.

/. Организационный момент:

II. Проверка домашнего задания:

Дома вы учились выдвигать свои версии (возможно сказочные) о животных, объясняя причины природных явлений. Для размышления вам были даны три темы:

Пожалуйста, кто подготовился и хочет нам поведать свое произведение?

III. Подготовка к восприятию новой темы:

(Слайд с портретом В.Бианки)

Бианки Виталий Валентинович родился в 1894 году в семье биолога. Нетрудно догадаться, почему Виталий Валентинович с детства интересовался именно этой наукой. Из воспоминаний писателя:

Вот так у сына биолога открылся талант писателя-биолога. Виталий Валентинович был добрым человеком, а как же иначе, ведь он писал произведения о животных, учил нас заботиться о них, бережно к ним относиться, любить их, чувствовать ответственность за братьев наших меньших. А мы его наказ должны всегда помнить и стараться его выполнять.

IV. Знакомство с новым текстом:

Постановка цели и задач урока.

Откройте учебник на странице 95 и прочитайте название произведения, которое нам предстоит исследовать.

Прогнозирование содержания по заголовку.

Как вы думаете о ком и о чем пойдет речь в этой сказке? (Слайд с изображением главного героя – Муравьишки)

Работа с текстом (Установка: вот сейчас я прочитаю вам, а вы мне)

Чтение учителем первой части текста.

Каким был муравьишка по характеру?

Докажите словами из текста (Любознательный, сообразительный, путешественник)

Прочитайте закон (строгий) всех муравьев.

А как вы думаете, этот закон есть на самом деле или он придуманный?

Значит строгий закон – это точные факты? (Научные)

А каким даром наградил автор муравьишку? С кем он его сравнивает?

А на самом деле муравьи разговаривают?

Зачем же автор это сделал? (Чтобы ярче и красочнее показать характер героя, его поступки, его отношение к окружающим)

И вот, у муравьишки начались приключения. На чем и куда полетел муравьишка? (Докажите словами из теста)

Какие чувства он испытывает при полете?

Почему у него заболели ноги?

Чтение хорошо читающим учеником второй части текста.

Кого же встретил на своем пути муравьишка?

Найдите и прочитайте в тексте описание внешнего вида гусеницы Землемера.

Как вы думаете, почему у нее такое название?

Совпадает ли ее описание в тексте с настоящим изображением? (Научным)

Прочитайте отрывок из текста, в котором муравьишка прости гусеницу отвезти его домой. (Выразительно)

Произведение какого жанра мы сегодня исследуем? (Авторская сказка)

А на что похож этот отрывок?

Физ. Минутка (Своеобразная)

Встаньте и покажите в движении, как муравьишка передвигался на насекомых

Тихо сели. (Посадка)

Чтение третьей части текста

Представили паука – сенокосца.

Прочитайте его описание внешнего вида. Сравните с фото. Что можете сказать?

Что помогает представить вам тех насекомых, на которых передвигался муравьишка? (Их точное научное описание)

Найдите и прочитайте в тексте, как ехал муравьишка на пауке.

Чтение четвертой части текста (Путешествие продолжается)

Услугами какого насекомого пользовался муравьишка дальше в своем путешествии?

С кем сравнивает автор Жужелицу?

Сколько у нее ног и какие они? Сравните фото с описание из текста.

Прочитайте как передвигается муравьишка на Жужелице?

Как вы думаете, понравилось муравьишке лететь на Жужелице? Докажите из текста.

Какая преграда встретилась на пути маленького муравья?

Испугался, расстроился он?

Прочитайте этот отрывок с чувством досады.

Чтение пятой части текста

Кто спас муравьишку?

Почему муравьишка не уместился на жучке – блошачке?

Каким свойством автор подчеркивает его величину? (Пищит)

Посмотрите на фото и сравните муравья и жучка-блошачка, а теперь представьте как муравьишка сидел у него на спине.

Каким способом передвигался жучок?

Какое слово подчеркивает его прыжки, как его надо читать?

Ребята, скажите, на самом деле мог муравьишка путешествовать таким образом в природе? (Подробности путешествия абсолютно реалистичны, хотя в тексте и есть элементы сказки)

Понравилась вам сказка?

Как вы думаете, чтобы написать такую сказку, нужно хорошо понимать жизнь природы? (Автор – биолог)

Как автор описывает внешний вид и способы передвижения насекомых? (Точно, как ученый)

Значит это научный текст?

А каков В.Бианки как художник слова?

Что вам помогло представить тех насекомых, на которых передвигался муравей? (Красочный, художественный язык, полный сравнений)

Так значит текст этой сказки и научный, и художественный. Ведь Бианки был и ученым, и писателем. И писал он, ребята, научно – художественные книги для детей. (Обратиться к выставке книг в библиотеке)

VI. Домашнее задание

Дочитать сказку до конца и ответить на вопрос страница 104 (Снизу)

Спасибо за урок, вашей работой я осталась довольна.

Список используемой литературы:

Поурочные планы. Литературное чтение. 2 класс (по учебнику Свиридовой, Чураковой) Смирнова И.Г., изд. Учитель, Самара: 2015

Нажмите, чтобы узнать подробности

уроки литературы по творчеству В. Бианки представляют интерес для учащихся 4 класса. На уроках использованы занимательные задания, творческие и поисковые задания. у учащихся в течении всего урока развиваются навыки критического мышления, речь. Учащиеся читают по ролям, составляютвопросы высокого и низкого порядка и отвечают на них, иллюстрируют произведение.

Ожидаемые результаты:

Б: Ученики могут выразительно прочитать текст, отвечать на вопросы по содержанию произведения, описывать главных героев произведения;

С: Ученики умеют сравнивать, анализировать текст, выбирать главное, аргументировать и делать выводы;

Оценивание для обучения

Высказывают пожелания друг другу

Оценивание для обучения

Оценивание для обучения

3. -Прочитайте предложение, подумайте: верно или неверно, поставьте знак плюс в таблице.

Друзья – это близкие люди, которые помогают

У животных нет друзей.

-К вашим ответам вернёмся в конце урока.

Читают, ставят + или -

Карточка с заданием

Обучение критическому мышлению, новые подходы в преподавании и обучении

4. Выход на тему урока

Преовиталийтру

Рнебианкиджзчы

- Что вы знаете о В.Бианки?

- О чём он писал в своих произведениях?

- Какие произведения В.Бианки вы читали?

Отгадайте загадку и вы узнаете, кто главный герой сказки.

Отгадывают автора и названия произведения, отвечают на вопросы

Обучение критическому мышлению, новые подходы в преподавании и обучении, обучение в соответствии с возрастными особенностями, оценивание для обучения

1. Беседа (работа в группах)

- Расскажите, что вы знаете о муравьях?

- Почему иногда людей сравнивают с муравьями?

Отвечают на вопросы

Обучение критическому мышлению, оценивание для обучения

Читают по логически законченным частям

Формативное оценивание похвала, фишки за чтение

Обучение критическому мышлению, новые подходы в преподавании и обучении, обучение в соответствии с возрастными особенностями, оценивание для обучения

3. Физминутка музыкальная

Формативное оценивание похвала

Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями, ИКТ

Простой вопрос: Назовите всех героев произведения?

Уточняющий вопрос: Я правильно вас поняла все они друзья? Уточните, почему?

Объясняющий вопрос: Почему Муравьишка хотел укусить Гусеницу?

Творческий вопрос: Что произошло бы, если насекомые отказались бы помочь Муравьишке?

Оценочный вопрос: Правильно ли поступили животные, помогая Муравьишке?

Практический вопрос: Как бы вы поступили в подобной ситуации?

Выбирают вопрос и обсуждают в группе ответы на вопросы.

Новые подходы в преподавании и обучении

Обучение критическому мышлению

2. Возвращение к таблице:

- Посмотрите совпали ваши ответы в начале урока с вашим мнением к концу урока?

Отвечают на вопрос

Обучение критическому мышлению

- Возьмите фигурки человечков, напишите свои имена, прикрепите фигурку на гору. Оцените свою работу на уроке:

- Почему ты отметил себя именно на этой отметке?

Оценивание для обучения и оценивание обучения

- Посчитайте свои фишки и переведите в оценку:

Подсчитывают фишки, выводят оценку

Оценивание для обучения и оценивание обучения

5. домашнее задание.

Подготовить чтение по ролям понравившегося отрывка.

Записывают в дневник

Обучение талантливых и одарённых

Ожидаемые результаты:

Б: Ученики могут выразительно прочитать текст по ролям, составлять и отвечать на вопросы по содержанию произведения, описывать главных героев произведения, иллюстрировать сказку;

С: Ученики умеют сочинять продолжение и концовку сказки, сравнивать, анализировать текст, выбирать главное, аргументировать и делать выводы;

Читайте также: