О музыке и музыкантах 4 класс конспект и презентация

Обновлено: 07.07.2024

Задачи: 1. Развива ть музыкальный слух, вокальн ые навыки а капельно го и двухгол осного пения.

2. Формировать познавательный интерес к музыке бал ета, умение слушать и анализ ировать

3. Воспитывать любовь к природе, людям, к земле, на которой родились и живем через

произведения к оми – композиторов, русские – на родные песни и собствен ный чувственны й мир.

Методы и технологии обучения: активный диалог, частично – поисковый; метод художе ственног о

нравственно – эстетического, интонационн о – стилев ого познания в музыке; беседа;

биографическая спра вка; презентация ; игровой метод.

Элементы здоровьес берегающих технологий: вокалотерапия, ритмотера пия, фольклерна я арт –

терапия, улыбкат ерапия , дыхательна я гимнастика, ритмическая гимн астика, р елаксация.

Деятельность учащихся : диалог, решени е про блемных вопросов и заданий, р абота в группах ,

вокально - хоровая работа (сольное, ансамблевое, а капельное, двухголосное пение), музыкально

– ритмическа я деятельность (игра на м узыкальн ых инструмен тах), слушани е музыки, самооценка.

Оборудование: компьютер, телевиз ор, авторская презентация песен, шумовые коми -

На фоне музыки презентация города, прир оды (слайд №1).

- Почему? ( обучающиес я делятся с воими вп ечатлениям и об услышан ном , исполнен ие песни

- Автор этих музыкальных с тихов – Ирина Глушкова (слайд №2 ). Ир ина Глуш кова родила сь в

нашем городе, с отличиемзакончила школу №5. Одноклассники о н ей говорят: «П исала очень

- Почему я назвала стихи музыкальными? (диалог с детьми о тексте, названии, обратить внимание

- С к аким литературным жанром сравн ивает Ирина Глушкова наш го род? (через беседу с

- Вы замечает е, что с каждым го дом наш город ста новится все краше, ярче, а в новогодние дни

- Какой челове к мог написать м узыку к этим стихам? Его характер, настро ение?

- Дети: «Человек, который любит свой город, родился в нем, любит северную природу, людей,

- Может , вы зна ете имя этог о человека? (помочь на звать имя - вопросы ).

- Какие традиционны е народные праздники нашего города вы знаете? ( дети называют

праздники:Масл енница, День рожд ение гор ода, Рождест во, Крещение, Н овый год ).

- С.И. Пахтушкин (слайд №3 ) – заслуженный работник культуры Республики Коми и России. Сам

свою жизнь. Главна я черта его характера – тр удолюбие. Сейчас он признанн ый композитор

нашего города, района, Республики, России. Это итог его любви к городу, людям, суровому

А значит у важаемым человеком, ярким, интересным музыкантом. Благодаря стихам Станислава

Ивановича, мы поедем в деревню , а точнее … ….(слайд №4) в село Усть – Ухта.

- Какой традиционный праздник родился в нем? (дети рассказывают о селе У сть - Ухта, в кото ром

- Каждый год Станислав Иванов ич пишет новые песни для праздника, а его очень популярный хор

декломация. Упражнение на звуки лё, л я, ли. Звуковедение плавное, связное, поступенча тое

А теперь послуша йте зву чание трех зву ков. (аккорд - закрепить пон ятие.)

- Благодаря т акой беседе, уважению друг к другу, любви русский народ сочинил песню «Вниз по

Учащиеся исп олняют песню а капел ла , стоя. (дина мическая пау за).

- Какие особенности русской народной песни здесь встречаются? ( учащиес я - распеван ие слогов,

поступенчато е движение мелодии вверх вниз, узоры, цепное дыхание, делают выво д - богатая

выразительная мел одия насыщена яркими, мел одичными интонациями).

- Загадка: «Кто с казал, что вроде в наши дни уже не в мод е

Дети исполняю т ча стушки на русском и коми я зыках, поют с микрофоном, проявляют артистизм

- Попробуем сфо рмулир овать тему нашего урока. ( дети о бсуждают группами и называют свою

- Считаете ли вы с ебя муз ыкантами? (диал ог с деть ми)

Вывод учителя: Если вы будите такими же трудолюбивыми, как музыкант С.И. Пахтушкин, П.И.

музыканты. Любите м узыку, учитесь слушать, ув ажать и понимать её, занимай тесь любимым

произношени ем, сравнить с час тушкой. Пен ие на два голо са в ансамбле с учителем.

инструментами (динам ическая пауза, исполняют ст оя). Аккомпанирует учитель в ансамбле с

- Сегодня мы познакомимся ещё с одним музыкантом , который прославил коми край, коми

землю – Як ов Сергееви ч Перепели ца (слайд №6 ). Заслуженный деятель искусств Республики

Коми, заслуженны й работник Российской федерации. Родом из Украины, из глубинки. Его музы ка

навеяна украинскими, русским и коми интонациями. Он создал первый национальны й коми балет

коренным ж ителям. Н а их р одном язы ке зап исал т екст л егенды. (выяснить, ч то знаю т де ти о

- Какие ассоциа ции у вас возни кают со слов ом балет?

в 1988 го ду, вы пускница нашей школы – Иващук Оле ся, получ ила ди плом за п ервое ме сто в

во кальном тв орчестве из рук композитора Я кова Перепелицы.

(танцоры) помогут вам понять язык пластики, хореографии, эмоций. Именно здесь национальный

Просмотр фрагмента из балета (слайд 8) .( Дети высказывают свои су ждения в своб одной

форме.Важно, чтобы они строили свои рассуждения доказательно, опираясь на звучание музыки.)

Молодые парн и – п огонщики, композитор пер едал удаль, задор, сноровку, меткость. Они -

ох отники , добытчики, хозяева леса,девушки в образе оленей, статные, красивые, скромные

Новые понятия: нар ты – сани, х орей – палка п огонщика.

– яркий, красочный , танцевальн ый, легкий, де лают выв од, что песня нап исана в народном с тиле ).

О чем мы сегодня , говорили, с лушали, рассужд али? (высказыван ие детей о музыке и м узыкантах )

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок музыки

в 4 классе

на тему

«О музыке и

подготовил и провёл

учитель музыки МБОУ СОШ №15

г.Шахты Заремба Г.В.

-Ребята, вы обратили внимание на музыку ,под которую вошли сегодня в класс? Что это за музыка? Кто её автор? Ответы.

Ответы детей. Обобщение (Чудесная, сказочная,

-Мы начали урок именно с неё, т.к. сегодня совершим волшебное , сказочное путешествие и выясним –что же мы знаем о музыке и о музыкантах.

-Что такое музыка? Может дождик ласковый тихо навевает нам сны своими сказками?

Может, желтый листопад зашуршал тропинками и позвал в осенний сад или в лес с корзинками?

Что такое музыка? Где она нам слышится? Тихо речка плещется и тростник колышется,

Или пчёл весёлый рой и шмеля жужжание ,озорного ручейка звонкое журчание?

Музыка- не просто шум и не только пение: в музыке сплетаются чувства, настроения.

Целый мир добра и зла с былями и сказками музыка рисует нам звуками как красками.

-Что же такое музыка, ребята?

-Где мы можем её услышать?

-Из чего она состоит? Что мы слышим?

-Какие из них нам знакомы? Литература- искусство слова, изобразительное искусство – искусство цвета, хореография- искусство движений под музыку и Музыка – искусство звуков.

-Из каких звуков состоит музыка? (высокие, средние, низкие)

-А вы знаете как называется отрезок звукоряда, в котором звучат только высокие или только низкие звуки? Отв.(регистр)

-Давайте рассмотрим карту- регистры. Кто поёт в высоком регистре? Кто в среднем? Кто в низком? Ответы сопровождаю муз. примерами.

-А вы сможете различить разные регистры? Давайте встанем и поиграем в игру: если звучит музыка в высоком регистре- поднимаем руки вверх, тянемся вверх, если в среднем – руки вперёд, если в низком - прячемся (присаживаемся).

Игра в регистры(физминутка)

-Ребята, а как появляется музыка? Откуда? Кто её сочиняет?

-Вот сочинил композитор музыку, звучит она в его воображении…мы её слышим?

-Что должен композитор сделать дальше? (Её нужно записать.)

-А как записывают музыку? Как называют знаки для записи музыки? (ноты)

Как их зовут? (перечислить и вывести на экран их названия)

-Сейчас мы прочтём текст, в котором спрятались нотки и попробуем их найти. Работать будем в парах и обводить найденные ноты цветным карандашом.

Работаем в парах:

Дом чудесный есть у нот.

Речка рядышком течёт.

Миллионы звуков тут

Фантазируют,поют,

Сольфеджируют, творят,

Лязгают, шумят, звенят.

Синим утром, красным днём

Дом живёт, а ноты – в нём.

-Какие нотки нашли? И в каких словах? ( Дети отвечают)

-Итак, сочинил композитор музыку и ,используя ноты записал её…и что? Мы её опять не слышим. Кому же нужно передать ноты, чтобы музыка зазвучала? (исполнителю, музыканту)

-А сегодня исполнителями будем мы сами! Ведь музыкальные звуки , о которых мы говорили , можно не только слушать…их можно петь. Давайте сядем ровненько и споём песенку Кукушки. Как она поёт? Настройка, определение более высокого

звука, показ рукой, исполнение .

Послушайте – куда движется мелодия в этой распевке.

с показом рукой направления мелодии
прохлопать, выложить ритм.рисунок

То же – с распевкой «В поле на пригорке

А теперь поиграем в музыкальное эхо. Я буду петь, а вы, как эхо, тихонько повторять за мной.

разучить по фразочкам

А теперь повторите за мной песенку со словами, прохлопывая ритм.

Разучить припев песни со словами

И исполним песню под фонограмму. ( исполнение песни: я –куплет, дети-припев)

-Ребята, вы слышите? Тикают часы… Они напоминают нам о том, что наше путешествие по волшебной стране заканчивается и предлагают вместе с ними станцевать танец.

Дети повторяют движения за мной.

А скажите – как называется вид искусства, в котором артисты выражают свои эмоции в танцевальных движениях?

А танцевать могут только люди? Ответы

-Вот и подошло к концу наше путешествие по стране Музыки. С какими жителями этой страны мы встречались? (регистр, звуки, ритм, ноты, песня, композитор, исполнитель)

А какие виды искусства сопровождали нас ?

(ромашка искусств) Ответы детей ( литература, хореография,

Театр, изобразительное ис-ство- портрет композ.)

А какой вид искусства был сегодня на уроке главным? Музыка.

Конечно! Ведь мы сегодня говорили о музыке и музыкантах. Вы все молодцы, хорошо поработали и мне было приятно быть ваши учителем.

Презентации по музыке 4 класс и другие полезные материалы для учителя музыки, которые вы можете выбрать и скачать бесплатно в этом разделе.


Презентации


Презентация "Весенние праздники. Традиции русского народа

Презентации

Презентация по слушанию музыки "Весенние праздники"


Урок музыки в 4 классе Абакан-самый лучший город!

Презентации

Данная презентация предназначена для урока музыки в 4 классе.Цель и задачи урока: Показать детям красоту родного города, запечатленную в музыке, поэзии, живописи.Познакомить с.


"Святые земли Русской. Кирилл и Мефодий"

Презентации


Музыка Рождества: от истоков до современности. (презентация)

Презентации

Презентация к уроку "Музыка Рождества: от истоков до современности". На уроке школьники знакомятся с историей возникновения, музыкальными традициями (на примере православной.


Презентация по музыке на тему: "Праздник праздников, торжество торжеств" 4 класс

Презентации

Праздник праздников, торжество торжеств


Презентация к диску.

Презентации

Для педагогов общеобразовательных школ, учителей ИЗО и Музыки, для музыкальных руководителей детских садов, для музыкальных школ мы подготовили материалы для проведения.

Цель: Воспитание бережного отношения к музыкальным традициям России и своего города.

Задачи:Познакомить учащихся с новыми фактами музыкальной истории Перми, биографией композиторов.

Задуматься над великой силой музыки и выдающимися музыкантами России.

ВложениеРазмер
dokument_microsoft_word.doc 64.5 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Урок музыки в 4-м классе, III четверть.

Цель : Воспитание бережного отношения к музыкальным традициям России и своего города.

Задачи: Познакомить учащихся с новыми фактами музыкальной истории Перми, биографией композиторов.

Задуматься над великой силой музыки и выдающимися музыкантами России.

Методы: Принципы и методы художественной педагогики.

У: Здравствуйте, ребята! Знакомо ли вам это произведение?

Д: Да, это произведение В.Моцарта .

Представьте на минуту, что из нашей жизни исчезла музыка. Матери не поют колыбельных песен своим малышам, духовые оркестры перестали играть бодрые, героические марши на торжественных парадах, закрыты все музыкальные театры, концертные залы, художественные фильмы и мультфильмы мы смотрим без музыкального сопровождения. Музыка не звучит ни по радио, ни по телевидению, ни с кассет, ни с дисков, нет больше ни музыкальных школ, ни консерваторий, в летних детских лагерях не слышно ни песен, ни танцев…

У : Возможно представить такую ситуацию?

Унылая и скучная картина! Ведь музыка так глубоко входит в нашу жизнь, что сама становится частью этой жизни. Мы иногда ее даже не замечаем, а вот если бы она исчезла, все сразу заметили это, и примириться с этой потерей никто бы не смог, даже те, кто думает, что не любит ее.

Вслушайся: весь мир поет –

Шорох, свист и щебет.

Музыка во всем живет,

Мир ее волшебен.

Музыка может открыть свои тайны слушателям благодаря вдохновению и мастерству кого:

Д : Благодаря композитору и исполнителям.

У : Сегодня на уроке мы будем говорить, что нужно для того, чтобы быть музыкантом, композитором, слушателем.

В биографии каждого человека обязательно есть что-то отличное от других, свое, неповторимое. Это относится и к композиторам, но есть у них общее –ранняя любовь к музыке.

М.И.Глинка , живший в раннем детстве в деревне, очень любил слушать крестьянские песни и перезвон церковных колоколов. А самая большая радость для него была, если он слушал игру оркестра, состоявшего из крепостных музыкантов его дяди.

О Шопене известно, что он часами просиживал у ног матери, когда она играла на фортепиано разные польские танцы и песни. Он удивлял всех своей музыкальной одержимостью: он был погружен в звуки, мог заплакать, слушая музыку, или вскочить ночью, чтобы сыграть на фортепиано какую-нибудь запомнившуюся мелодию. Первое свое музыкальное сочинение Шопен написал в возрасте семи лет.

В.А.Моцарт в три года радовался созвучиям, находя их на клавесине, в четыре – мгновенно запоминал маленькие музыкальные пьесы, делает первую попытку написать концерт для клавесина.

С.Прокофьев – с пяти лет талантливый мальчик открыл для себя мир серьезной музыки. В пять с половиной он сочинил первую пьесу, а в девять – свою первую оперу. В 13-летнем возрасте Сережа предстал перед приемной комиссией Петербургской консерватории.

В жизни будущих композиторов наступал момент, когда любовь к слушанию музыки неизбежно переходила в стремление самому начать заниматься ею. Дети придумывали себе такие музыкальные забавы: Глинка очень любил бить чем попало по медным тазам разной величины (старался этим подражать колокольному звону). Игры такие были не только забавными, но и полезными – они прививали любовь к музыке.

А вслед за этим была серьезная учеба, а потом – сочинение собственной музыки.

У: Приходилось ли быть вам самим в роли композитора?

У: Интересно, о чем думает композитор, прежде чем приступить к созданию своего шедевра?

А может с такими словами рождается музыка:

Чистый лист бумаги,

Звуки всей Вселенной

В мыслях у меня…

Дай мне силы, Боже,

Сочинять музыку – это редкий и удивительный дар, а быть композитором – это слышать мир, слушать свое сердце и передавать свои мысли, переживания, радость языком музыки.

Мир каждого композитора индивидуален, каждый пишет о своем, сокровенном. А мы с вами – слушатели – вступаем в диалог с музыкой, композитором, т.е. композитор разговаривает с нами языком музыки.

Мы с вами познакомились с творчеством многих композиторов. Давайте вспомним их и постараемся указать, чья это музыка.

П.И.Чайковский «Танец маленьких лебедей,

У : Вот какая разная музыка у композиторов, а почему?

Д : Ответы детей (каждый вкладывает в нее свою неповторимую душу).

У: А какое музыкальное произведение вы сочинили бы сейчас, если были бы композиторами?

Д : Ответы детей.

У : Вот написана музыка, переложена на ноты, а дальше? Никто ее не слышал, никто ее не знает. Кто нужен музыке?

Д : Исполнитель, музыкант

Да косолапый Мишка

Затеяли сыграть Квартет.

Достали нот, баса, альта, две скрипки

И сели на лужок под липки,-

Пленять своим искусством свет.

Ударили в смычки, дерут, а толку нет.

И нам с вами тоже есть чем гордиться, ведь город Пермь известен во всем мире как один из самых музыкальных, культурных и театральных городов.

У: Назовите театры, которые есть в нашем городе?

Слайд 2- театр оперы и балета.

15 сентября 1895г. состоялось открытие первого сезона театра оперы и балета, положившего начало яркому периоду в истории пермской оперы.

Лето 1941 года Пермский театр оперы и балета гастролирует в Оренбурге. Неожиданное известие о начале войны ошеломляет всех. Кажется, невозможно играть, петь, танцевать в то время. Когда пылают советские города и села. В театре созданы концертные бригады, артисты выступают на призывных пунктах, на вокзале, откуда уходят на фронт первые воинские эшелоны.

В суровые годы Великой Отечественной войны советские писатели, художники, артисты, композиторы не прерывали творческой деятельности. Они создавали новые произведения.

У : Почему во время войны люди посещали театры, концерты? Идет война, но артисты выступают, музыка звучит и в тылу, и на фронте.

Д : Ответы детей.

У: А почему Золушка мечтает о бале?

Д : Бал – это праздник.

Да, бал – это ожидание праздника, таких праздников у Золушки было совсем немного.

Люди во все времена тянулись к красоте, добру. И для пермяков может быть созвучно состояние Золушки – посещение спектаклей в театре тоже было большим событием, праздником. И бой часов, и радостная музыка – все это созвучно тем временам, наполненным тревожным ожиданием и радостью победы.

Представьте себе такую картину. Вы пришли в оперный театр. Спектакль еще не начался, но в помещении, расположенном внизу перед сценой, уже собрались музыканты.

У: Как называется это помещение?

Д : Оркестровая яма.

Слайд 6 – оркестровая яма.

Музыканты настраивают свои инструменты, и шум стоит невообразимый. Кажется, что из этого хаоса звуков не может получиться стройное, согласное и красивое звучание, А ведь еще будут певцы-солисты и хор…

Зрители рассаживаются по своим местам, оркестр настроил инструменты. В зале гаснет свет и в оркестровой яме появляется…

У : Какую роль выполняет дирижер, какая его задача?

Д: Руководить оркестром, объединить музыкантов и исполнителей.

Дирижер в переводе с французского – управлять, руководить, направлять. Дирижер – уникальная профессия. Он не просто следит, чтобы все играли согласно. Он тщательно продумывает замысел композитора – характер звучания музыки. Он разучивает произведение с исполнителями, указывает, когда нужно вступить тому или иному инструменту, быстро или медленно, громко или тихо должен тот играть. Дирижер – душа оркестра. Он должен быть широкообразованным музыкантом: знать историю музыки, разбираться в стиле произведения, обладать великолепным слухом, владеть каким-то музыкальным инструментом.

У : А дирижер может быть исполнителем?

Д : Да, он исполнитель.

Итак, дирижер – тоже исполнитель, как и певцы и музыканты.

Слайды 7, 8, 9, 10.

Давайте обратимся к учебнику (стр.119). Кто из музыкантов, чьи фотографии вы видите, вам знаком. Многие композиторы были прекрасными дирижерами, певцами, музыкантами. Давайте еще раз вспомним всемирноизвестные имена: Мстислав Ростропович, Дмитрий Борисович Кабалевский, Святослав Рихтер, Сергей Лемешев, Владимир Спиваков, Евгений Светланов, Герберт фон Караян, Евгений Мравинский.

Давайте мы тоже с вами побудем в роли дирижеров-исполнителей. Представьте себе: перед вами сцена, в оркестровой яме – оркестр. Все исполнители смотрят на вас, звучание музыки откликается на движение ваших рук.

У : Что хочется сказать, поделитесь своими впечатлениями. Оцените свою работу.

Д : Ответы детей.

Д : Ответы детей.

Можно сделать вывод: уменье владеть мастерством – так играть, так танцевать, так петь – что люди идут еще и еще раз на один и тот же спектакль, на концерт, многократно слушают одно и то же произведение.

Сегодня мы говорим с вами о Перми музыкальной – С.Прокофьев, А.Хачатурян – музыку этих композиторов знает и любит весь мир.

Итог: Мы сегодня с вами познакомились с новыми фактами музыкальной истории, биографией композиторов, побывали в роли композиторов, исполнителей, дирижеров. Еще раз утвердились во мнении, что музыка – самый таинственный и самый универсальный вид искусства.

Вслушайся: весь мир поет –

Шорох, свист и щебет.

Музыка во всем живет,

Мир ее волшебен.

На композитора надо учиться? ( Надо).

На исполнителя надо учиться? (Надо).

А на слушателя? (Тоже надо).

Хочу пожелать вам, чтобы музыка, ее прекрасные звуки жили и звучали в ваших душах всегда.

Читайте также: