Как люди изобрели колесо и транспорт лыкова конспект

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ГКОУКО "Кировская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ"

Конспект познавательного развлечения

по ознакомлению с окружающим миром

в старшей группе

Мосягина А.А.

воспитатель

Программное содержание:

учить детей устанавливать элементарные связи и взаимозависимости между явлениями окружающей действительности;

делать самостоятельные выводы на основе экспериментально - исследовательской деятельности, аналитической действительности;

закрепить представления детей о разных типах колес и их практическом использовании;

развивать внимание, наблюдательность, познавательную активность;

воспитывать уважение к труду других.

Предварительная работа : предлагаем детям песком создавать различные силуэты

Ход занятия :

Воспитатель с детьми въезжает на самокатах, велосипедах. .последний входит ребенок с транспортом и колесом в руках:

- Ребята, что случилось у . - Посмотрите, что это за предмет? Мне он кажется таким знакомым (ответ детей)

при желании дети могут поставить деталь на место.

- А вы знаете, как появилось колесо? (ответ детей)

- Вот бы нам побывать в прошлом, чтобы все увидеть своими глазами. Правда, ребята? (ответ детей)

- А вызнаете, как можно путешествовать во времени? (ответ детей)

Обращаем внимание на аппарат в углу зала, читаем название "Машина времени"

- Но если в ней можно перемещаться во времени, то мы сможем увидеть и разобраться в истории колеса. ну что поехали? (ответ детей)

*** Все рассаживаемся по местам, свет гаснет, мигают лампочки, звуковое сопровождение. выходим из машины.

Включается презентация (слайд 1 - растения и горы) и из-за кулис появляется первобытный человек, с геометрическими фигурами.

Трет голову, рассматривает фигуры, крутит их.

- Ребята, в каком времени мы с вами очутились? (ответ детей)

- Верно, а это видимо первобытный человек. Но как вы думаете, что он делает? (ответ детей)

- Да, рассматривает геометрические фигуры. А вы знаете их название? (ответ детей) Знаете, слово "колесо" означает "вращение". А какая из них будет вращаться лучше остальных? (ответ детей)

Но тут герой пожимает плечами, испугано все собирает и быстро уходит из зала.

- По-моему он нас не понял. Видимо слишком далеко мы телепортировались и здесь ничего не знают от колес. Ну ничего , очень скоро он догадается и из камня сделает колесо, которое будет использовать для размалывания зерен, и из полученной муки приготовит сытный бульон. . А нам пора продолжить путешествие?

Включается презентация (слайд 2 - египетские пирамиды)

- Ребята, где мы оказались? (ответ детей) это Египетские пирамиды, которые строили очень-очень давно (4 тыс.лет до н.э.). их строили из тяжелых каменных блоков, которые высекали из скал и переносили на место строительства. Да вот посмотрите сами.

Из двери показываются 2 египтянина, которые перевозят тяжелую коробку с помощью валиков.

-Ребята, груз у них действительно очень тяжелый, но что они придумали для облегчения труда? (ответ детей) Такие катки делали из бревен, и это станет первым шагом для изобретения колеса.

При необходимости помогаем, египтяне уходят за дверь.

-Ну не будем мешать, а готовые постройки мы можем увидеть даже в наше время и они являются одним из Чудес Света.

Включаем презентацию (3 слайд -показ фильма с колесницами).

- Ну вот мы с вами оказались в те времени, когда изобрели первое настоящее колесо. именно от сюда пошло его название, что в переводе означает "вращение". Мы видим колеса, в которых в середине сделали отверстие, посадили на ось, установили корзину, запрягли лошадей, и вот появились колесницы. к сожалению, это было время воин, демонстрации силы, поэтому превосходство в скорости почувствовали войны, ну и конечно царь. ведь не каждый мог позволить себе такое изобретение.

-А как вы думаете, вот этот транспорт опасен или безопасен? (ответ детей)

Презентация (слайд 4- наш город)

- Ну здесь, все кажется родным. Как вы думаете, в какое время мы попали? (ответ детей). Верно, в настоящее. А вы знаете, где можно встретить колеса в наше время? (ответ детей).

Музыкальная разминка "Колесики"

Игра "Изобрази, а я угадаю"

Дети по очереди выбирает колесо и на столе с песком изображает силуэт предмета. остальные отгадывают:

мельница - большое колесо крутил ветер или поток воды, помогая мельнику крутить жернова и перемалывать зерна в муку

поезд - железные колеса перемещают большой тяжелый груз

пароход - позволяло быстро перемещаться по воде

колесо обозрения - для того, чтобы с него можно было далеко-далеко видеть. А чтобы хорошо видеть, мы с вами должны беречь свои глаза и выполнять специальные упражнения.

Гимнастика для глаз

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса. Закрывают оба глаза.

Наши глазки отдыхают, Продолжают стоять с закрытыми глазами

А теперь мы их откроем, Открывают глаза, взглядом рисуют мост.

через речку мост построим.

Нарисуем букву о, получается легко.Глазами рисуют букву о.

Вверх поднимем, глянем вниз,Глаза поднимают вверх, опускают вниз.

Вправо, влево повернем, Глаза смотрят вправо- влево.

И играть опять начнем. моргаем.

вертолет - перемещаемся в воздухе

стиральная машина - барабан ,усовершенствованное колесо , помощь в быту

телефон - колесо для набора номера, т.е. общение на расстоянии

трактор - помощь в сельском хозяйстве

инвалидное кресло - помощь тем людям, которым она необходима

- Ребята, расскажите где и каким способом мы сегодня путешествовали?

- Что теперь о колесе вы можете вы рассказать. оно должно быть. (круглым, крепиться на ось и вращаться) что означает слово "Колесо"? ("вращение")

- Как вы думаете, нужно нам колесо? (ответ детей)

- Конечно, Колесо — одно из важнейших открытий человечества.

- Ребята, а вы хотели бы заглянуть в будущее и посмотреть, что придумают еще, где будет применяться колесо ? (ответ детей)

- Нет, не стану этого делать, знаете почему? (ответ детей)

-Ведь этими изобретателями можете стать вы. А смотреть на свою готовую работу не так интересно, куда интереснее что-то новое фантазировать, придумывать, создавать.

Познакомить детей с историей изобретения человеком колеса; активизировать и расширять знания о том, как человек использует колесо. Развивать наблюдательность, интерес к творчеству, конструктивные навыки. Закреплять умение определять особенности предмета (форму, части, размер, материал). Развивать диалогическую речь, умение четко, последовательно излагать свою мысль.

Словарная работа: бревно, ось.

Материал к занятию:

Для конструирования: спичечные коробочки, деревянные палочки, картон, нитки, скотч, ножницы. Игрушка-гном, чертежи тележек. Для экспериментирования: детали деревянного конструктора — кирпичики, цилиндры.

План занятия:

Организационный момент:

Как люди изобрели колесо и транспорт лыкова

Создание ситуации познавательного спора:

Гном: «Ребята, наша Белоснежка такая искусница, умеет делать из лесных ягод и свежего молока вкусный йогурт. Чтобы принести ей побольше ягод, нам нужна тележка. Вот я и решил сконструировать тележку, даже чертежи нарисовал. Хочу спросить у вас совета, какую тележку лучше сделать? (показывает рисунки тележек с треугольными и квадратными колесами. Дети высказывают свое мнение)

Как люди изобрели колесо и транспорт лыкова

Актуализация знаний детей:

Все предметы, которые находятся вокруг нас, изобрел и сделал человек. Давайте расскажем гному, как человек использует колесо, в каких предметах? (дети припоминают и называют предметы, имеющие колеса)

Как люди изобрели колесо и транспорт лыкова

Экспериментальная деятельность детей:

Как вы думаете, что придумал человек, чтоб перекатить тяжелый камень к месту стройки? (экспериментирование с деталями строительного материала)

Как люди изобрели колесо и транспорт лыкова

Ребята, сможем мы помочь гномам, научить их делать тележки? Чтоб попасть в сказку нам нужно пройти через темную пещеру.

Как люди изобрели колесо и транспорт лыкова

Мы в мастерской у гномов (садимся на стулья вокруг стола) Посмотрим, что же здесь есть (называем предметы, какой они формы, размера, из какого материала сделаны)

Постановка и решение проблемной задачи:

Сможем мы из них сделать тележку? Как? Как сделать, чтоб колеса крутились? Что нужно сделать, чтоб было удобно использовать тележку? Теперь вы сможете сделать тележки сами, но сначала разомнем наши пальчики.

Конструирование: Проходим за столы. Пока мы обсуждали, как сконструировать тележку, гном нарисовал схему, как ее делать (обсуждаем последовательность работы) Приступаем к работе.

Как люди изобрели колесо и транспорт лыкова

Итог: Рассматриваем работы. Дети фиксируют в речи: что нового узнали, где новое пригодится?

Как люди изобрели колесо и транспорт лыкова
Как люди изобрели колесо и транспорт лыкова

Как люди изобрели колесо и транспорт лыкова

Бассейн своими руками. Лето в самом разгаре. А летом дети очень любят играть с водой. Известно, что вода снимает отрицательную энергетику и заряжает положительной.

Как люди изобрели колесо и транспорт лыкова

Оформление участка Я уже показывала свой участок, я почти все что задумала, смогла выполнить, кое-что придется отложить на следующую весну. На клумбе образовалось.

Дата публикации: 18.09.18

Автор:
Астафьева Анастасия Николаевна воспитатель, МБДОУ "Детский сад №16 "Золотая рыбка", г.Нефтеюганск

Знакомить с великими изобретениями человечества. Дать представление о колесе как универсальном движителе, позволяющем любому предмету, механизму, транспорту катиться легко, быстро и без больших затрат сил (энергии). Создать условия для экспериментирования с цилиндрами и конструирования транспорта по замыслу. Развивать любознательность, творческое воображение, наглядно образное мышление. Воспитывать самостоятельность, активность, уверенность.

Материалы, инструменты, оборудование.

Демонстрацион ный материал: иллюстрации и фотографии с изображением колеса и разных видов транспорта;

Практиче ский ма териал: варианты цилиндров, диски, детали для изобра жения кроны деревьев (куби ки, призмы, конусы), силуэты деревьев; разные детали для кон струирования транспорта.

Веб камера, подключенная к компьютеру, микрофон для записи.

Подготовка воспитанников к активной учебно-практической деятельности на основном этапе занятия

Педагог показывает картинки или фотографии (например, обруч, велосипед, детская коляска, телега, автомобиль, грузовик, трактор, самолет). Помогает сделать вывод о том, что колесо — это величайшее изобретение человечества. Приглашает всех вместе подумать, как же в давние-давние времена люди изобрели этот удивительный движитель. Дает время на размышления и предлагает вместе разыграть на столе небольшой спек такль-конструктор, который заснимем на веб камеру и создадим свой мультфильм.

Основной этап занятия – выполнение практической работы

4. Педагог показывает, что человечки пытаются нести или тащить деревья, но быстро выбиваются из сил.

Делает паузу, чтобы дети сами догадались, что стволы деревьев можно не тащить волоком или нести на своих плечах, а катить по земле.

Помогает осмыслить сделанное открытие: «Люди догада лись, что дерево можно катить по земле, даже сверху можно что-то положить, закрепить и тоже покатить вместе с бревном.

5. Затем предлагает сконструи ровать транспорт на колесах.

6. Педагог читает стихотворение В. Шипуновой : Колёсико-колесо Дерево упало, Дерево свалилось,

По дороге брёвнышком Дерево катилось.

А потом, а потом

Разделили на куски, отпилили кругляки —Так изобрели катки.

Сверху груз поставили и катить заставили.

Ну а позже, а потом стал каток наш колесом

. Колесо-колесо закружилось -понесло, завертелось -закрутилось и по миру покатилось.

1 . Дети конструируют деревья из разных деталей

2. Дети конструируют по сюжету

3. Дети выдвигают свои гипотезы (например, понесут домой, чтобы сделать дом, мебель, посуду, игрушки для детей).

Тема: Колесо

Цель: Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с изобретениями человека.

Налево пойдешь, ничего не найдешь,

Направо пойдешь, гостей найдешь,

Прямо пойдешь, сюрприз найдешь.

1. Загадка про колесо

2. Рассказ воспитателя об изобретении колеса с опорой на слайды

3. Опытно – исследовательская деятельность

5. Изобретение №2 – велосипед. Рассказ ребенка с опорой на слайды

6. Изобретение №3 – машина. Рассказ ребенка с опорой на слайды

7. Стихотворение про машины

8. Галерея изобретений

9. Пополнение рисунками с изобретением колеса в галерею изобретений

В: Ребята, посмотрим что за сюрприз мы с вами нашли. Что это?

Д: Сундучок изобретений.

В: раз у нас появился сундучок изобретений, значит мы с вами узнаем о каком–нибудь изобретении. Вы хотите узнать? А кто из вас знает, что такое изобретение?

Д: Изобретение – это то, что человек впервые сделал сам для себя и для других людей, т. е. изобрел.

В: У меня в сундучке находится изобретение древнего человека. Изобретение о котором пойдет речь вам хорошо знакомо. Отгадайте про него загадку:

Кто догадался что это?

Д: Колесо.

В: Да, верно, это обыкновенное колесо, которое крутится, вертится, заставляет двигаться автомобили, плыть пароходы, и делает еще многое-многое другое.

Ребята, было время, когда человек умел только ходить, и бегать, а ездить не умел. Да и не на чем было.

Нам сейчас с вами кажется, ну подумаешь колесо, ничего особенного.

А древнему человеку понадобилось много тысяч лет, чтобы придумать простое колесо. Ребята, на что похоже колесо?

Ответы детей.

Ученые считают, что изобрели колесо так. Древним людям в Древнем Египте приходилось вручную передвигать тяжелые камни для строительства пирамид. Огромные камни трудно сдвинуть с места и тем более передвинуть. И вот кто-то догадался подложить под него бревно. И, действительно передвигать камни стало гораздо легче: бревна катятся, а под ними передвигается к нужному месту груз.

Другому древнему человеку пришла в голову мысль отпилить от бревна круглый чурбачок, посадить его на ось (прямую крепкую палку) и прикрепить ручки. Так получилась простая тачка.

А у колеса есть секрет. Какой? (Рассматривание детьми чурбачков – кругляшек, простых и с отверстиями). У колеса есть в центре отверстие, через которое проходит ось.

Это круглое отверстие посередине и есть секрет колеса. Казалось бы, пустяк! Но именно этот пустячок превращает обыкновенную кругляшку в настоящее колесо. Отверстие посередине помогает насадить колесо на палку – ось и заставляет вести любой груз. А что могло бы получиться, если бы отверстие было не в центре, а с боку? (опытно – исследовательская деятельность детей)

Да, на кособоком колесе далеко не уедешь.

Значит, центр колеса – замечательное место, от него до любого края – одинаковое расстояние. Колесо катится и ось всегда на одинаковой высоте от земли.

Проходили год за годом, век за веком. Постепенно колесо стало уже, у него появились спицы, железный обод.

По дорогам Древнего мира помчались двухколесные и четырехколесные повозки, запряженные лошадьми.

А сейчас ребята я вам предлагаю покататься на карусели, где тоже используется изобретение колеса.

Еле, еле, еле, еле

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите

Раз, два, раз два

Вот и кончилась игра.

Ребята, посмотрим есть ли еще что-нибудь в сундучке. Велосипед. Кто из вас знает об изобретении велосипеда. Послушаем Алену.

Алена: Впервые велосипед в своих чертежах нарисовал Леонардо да Винчи. А уже в 15 столетии человек использовал конструкцию с колесами для передвижения. Однако, по – настоящему велосипед стал совершенствоваться в начале 19 века.

Сначала велосипеды были похоже на самокаты.

Потом к самокату стали приделывать 2 педали и седло.

И тогда он стал похож на современный велосипед.

В наши дни на свете существует очень много велосипедов самых разных размеров и конструкций.

В: Ребята, в нашем сундучке есть еще одно изобретение – это машина. Послушаем Петю.

Петя: Давным – давно люди придумали карету. Она защищала пассажиров от снега, ветра и дождя. Там были специальные пружины, чтобы пассажиры не подскакивали на каждой кочке.

А потом придумали паровую машину. Она ехала, когда вода в котле была горячей. Когда вода остывала, машина останавливалась. Водитель выходил из машины и разводил под котлом огонь. Это было не удобно и опасно.

Потом придумали машину с бензиновым двигателем.

Потом появились машины, которые сейчас ездят по нашим дорогам.

В: Посмотрите, ребята, от создания простого колеса сколько много интересного и незаменимого создал человек.

Если б не было колес, не поехал паровоз.

И автобус пассажиров к зоопарку б не повез.

Есть колеса у вагонов, у машин и у телег.

Только сани едут сами, если есть под ними снег.

А теперь я приглашаю вас в нашу галерею изобретений. Сколько здесь уже есть изобретений! Не хватает изобретения из колеса. Я предлагаю вам пополнить нашу галерею теми изобретениями с которыми мы с вами сегодня познакомились. Посмотрите, на столе лежат множество изобретений в которых присутствует колесо. Выберите себе любое и раскрасьте.

Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений. Экология. Познавательное развитие. Старшая группа Месяц Тема занятия Программное содержание Сентябрь Как все живое растет? Познакомить детей с характерными этапами развития живых организмов;.

Познакомить детей с историей изобретения человеком колеса; активизировать и расширять знания о том, как человек использует колесо. Развивать наблюдательность, интерес к творчеству, конструктивные навыки. Закреплять умение определять особенности предмета (форму, части, размер, материал). Развивать диалогическую речь, умение четко, последовательно излагать свою мысль.

Словарная работа: бревно, ось.

Материал к занятию:

Для конструирования: спичечные коробочки, деревянные палочки, картон, нитки, скотч, ножницы. Игрушка-гном, чертежи тележек. Для экспериментирования: детали деревянного конструктора — кирпичики, цилиндры.

План занятия:

Организационный момент:

Как люди изобрели колесо и транспорт лыкова

Создание ситуации познавательного спора:

Гном: «Ребята, наша Белоснежка такая искусница, умеет делать из лесных ягод и свежего молока вкусный йогурт. Чтобы принести ей побольше ягод, нам нужна тележка. Вот я и решил сконструировать тележку, даже чертежи нарисовал. Хочу спросить у вас совета, какую тележку лучше сделать? (показывает рисунки тележек с треугольными и квадратными колесами. Дети высказывают свое мнение)

Как люди изобрели колесо и транспорт лыкова

Актуализация знаний детей:

Все предметы, которые находятся вокруг нас, изобрел и сделал человек. Давайте расскажем гному, как человек использует колесо, в каких предметах? (дети припоминают и называют предметы, имеющие колеса)

Как люди изобрели колесо и транспорт лыкова

Экспериментальная деятельность детей:

Как вы думаете, что придумал человек, чтоб перекатить тяжелый камень к месту стройки? (экспериментирование с деталями строительного материала)

Как люди изобрели колесо и транспорт лыкова

Ребята, сможем мы помочь гномам, научить их делать тележки? Чтоб попасть в сказку нам нужно пройти через темную пещеру.

Как люди изобрели колесо и транспорт лыкова

Мы в мастерской у гномов (садимся на стулья вокруг стола) Посмотрим, что же здесь есть (называем предметы, какой они формы, размера, из какого материала сделаны)

Постановка и решение проблемной задачи:

Сможем мы из них сделать тележку? Как? Как сделать, чтоб колеса крутились? Что нужно сделать, чтоб было удобно использовать тележку? Теперь вы сможете сделать тележки сами, но сначала разомнем наши пальчики.

Конструирование: Проходим за столы. Пока мы обсуждали, как сконструировать тележку, гном нарисовал схему, как ее делать (обсуждаем последовательность работы) Приступаем к работе.

Как люди изобрели колесо и транспорт лыкова

Итог: Рассматриваем работы. Дети фиксируют в речи: что нового узнали, где новое пригодится?

Как люди изобрели колесо и транспорт лыкова


Бассейн своими руками. Лето в самом разгаре. А летом дети очень любят играть с водой. Известно, что вода снимает отрицательную энергетику и заряжает положительной. Оформление участка Я уже показывала свой участок, я почти все что задумала, смогла выполнить, кое-что придется отложить на следующую весну. На клумбе образовалось.

Дата публикации: 18.09.18

— Загудел паровоз и картинки нам привез. (Запись гудка поезда). — К каждой картинке нужно подобрать схему с соответствующим количеством слогов. (Трактор, самолет, поезд, автобус, велосипед, корабль).

ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ

— Посмотрите на картинки и скажите, о чем мы будем говорить. — Правильно, о транспорте. — Отгадайте загадки. Отгадки нарисуйте.

Дом на рельсах тут как тут Всех умчит он в пять минут. Ты садись и не зевай, Отправляется (трамвай).

Что за птица: Песен не поет, Гнезда не вьет, Людей и груз везет?

— Я буду задавать вопрос, а вы отвечать по моему образцу: Кто водит автобус? — Автобус во-дит внимательный шофер.

— Кто летает на самолете? (На самолете летает смелый летчик). — Кто управляет поездом? (Поездом управляет зоркий машинист). — Кто летает на ракете? (На ракете летает умелый космонавт). — Кто водит трамвай? (Трамвай водит старательный вагоновожатый). — Кто управляет кораблем? (Кораблем управляет отважный капитан). — Кто ездит на мотоцикле? (На мотоцикле ездит храбрый мотоциклист). — Кто летает на вертолете? (На вертолете летает отважный летчик). — Назовите одним словом, что это? (Транспорт). — Какие виды транспорта вы знаете? (Водный, воздушный, наземный, подземный).

— Какие это люди по характеру? (Добросовестные, трудолюбивые, старательные, вежливые, ответственные, смелые, уме-лые, зоркие, дисциплинированные).

Не летает, не жужжит, жук по улице бежит. И горят в глазах жука два блестящих огонька. (Машина).

— Большая машина, а маленькая… (Машинка).

— Какие детали есть у грузовика? (Кабина, мотор, кузов, фары, колеса, номер, бензобак, си-денье, руль, бампер).

(В конце игры один ребенок перечисляет все детали грузовика). — Какая машина красивая получилась, только с ней неудобно играть. Почему? (Она плоская, детали могут рассыпаться).

— У меня есть волшебный ящик, может он нам поможет? Давайте проверим. Поместим в ящик наш грузовик. Абра-кадабра, сим-соловим, плоская машинка в настоящий грузовик превратись! (Логопед достает игрушечную машину).

— Давайте отправимся на нашем грузовике в путешествие в автомагазин. (На мольберте — плакат-схема движения грузовика и маленький игрушечный грузовик).

Ехали мы, ехали, до горки… (доехали), (Въехали, съехали) и дальше… (поехали). Ехали мы, ехали и до ямы… (доехали), Яму… (объехали) и дальше… (поехали). Ехали мы, ехали, до речки… (доехали), Мост… (переехали) и дальше… (поехали). От моста… (отъехали) и дальше… (поехали). Ехали мы, ехали, до дома… (доехали), Во двор… (заехали), вот и… (приехали).

(Наложенные один на другой контуры транспорта).

А теперь все дружно пошли по улице гулять. Мимо нас проезжает много машин. Нужно уга-дать по контуру машину, обвести указательным пальцем и сказать, для чего нужна машина. (Составление предложения с союзом чтобы).

(Листы бархатной бумаги с нарисованными контурами разных машин и клубки ниток на каждого ребенка).

Мы с вами задержались в автомагазине. Наверное, ваши родители ждут вас. Давайте сделаем им подарки. Нужно выложить машину по контуру нитью аккуратно, быстро.

— Подарки готовы. Давайте позвоним нашим родителям и расскажем, что вам понравилось, что интересного вы узнали. (Дети прижимают кулачок к уху. Ответы детей). — А вам звездный воин передал сладкие машинки и сказал мне по секрету, что больше нико-гда не будет ломать игрушки.

Содержание разработки направлено на поэтапное ознакомление детей старшего дошкольного возраста с происхождением и развитием колеса, приглашает ребят совершить небольшое путешествие во времени, чтобы узнать много интересного о том, какую пользу принесло человеку изобретение колеса. В увлекательной форме дети знакомятся и сторией развития колесного транспорта, открывают секреты работы различных механизмов.

Содержимое разработки

Конспект открытого занятия

Головацкая Вита Викторовна-

Старший воспитатель

Воспитатель обращает внимание детей на предмет в своих руках: - Ребята, я сегодня вам принесла диск, хотите посмотреть, что на нем?

Дети рассаживаются за столы перед экраном.

Слайд 2. Эмблема Фиксиков.

Воспитатель: - Посмотрите, что это за знак такой? Мне он кажется таким знакомым…

Ответ детей: - Это знак Фиксиков.

Воспитатель: - А вы помните, кто такие фиксики?

Ответ детей: - Фиксики - это маленькие человечки, живущие рядом с людьми, внутри бытовых приборов. Они ухаживают за техникой, чистят, смазывают ее и исправляют различные поломки, а еще рассказывают о том, как приборы работают, и кто их придумал.

Воспитатель: - Да и в самом деле. А кто из вас помнит, что означает этот жест?

Ответ детей: - Это и приветствие, и знак того, что работа выполнена хорошо, а цель достигнута.

Воспитатель: - А что бы это значило для нас?

Ответ детей: - Наверное, мы будем смотреть мультфильм про фиксиков.

Воспитатель: - Может быть. Но я думаю, что фиксики прислали нам свой диск, чтобы мы узнали что-то новое и интересное про какую-то технику или вещь. Вы со мной согласны? Давайте смотреть дальше.

Слайд 3. Загадка о колесе.

Чтобы каждый топать мог,

Есть у вас по паре ног.

Чтобы ехать нам вперед,

Ноги делает завод.

Проще нет для вас вопроса:

Что вы видите? (КОЛЕСА)

Дети отгадывают загадку.

Слайд 4. Колесо.

Этот слайд подтверждает, что загадка отгадана верно.

Воспитатель: - О чем же фиксики хотят нам рассказать сегодня?

Ответ детей: - О колесе.

Воспитатель: - Ну что же тут такого? Что может быть проще колеса? Колеса у нас везде. Мы уже все про них знаем. Так? Что вы знаете о колесах?

Ответы детей.

Воспитатель: - А что бы вам хотелось еще узнать?

Ответы детей.

Воспитатель: - А вот мне бы очень хотелось узнать всегда ли у человека было колесо и кто его придумал. Но прежде чем мы отправимся в путешествие по реке времени, предлагаю вам немного размяться под песенку фиксиков.

Музыка и слова Георгия Васильева

До чего же фиксики
Маленького роста!
Нам их и через очки
Разглядеть непросто.

И.П. – основная стойка, руки на поясе

Полуприседания с наклоном головы вправо, влево

Они такая мелочь,
Что их почти что нет,
А кто такие фиксики –

Круговые вращения назад руками, согнутыми в плечах

Большой, большой секрет!

Указательный палец прижать к губам

Есть у них условный знак –
Я узнал случайно –

Наклон туловища вперед, вниз

Нужно пальцы сделать так.
Только это тайна.

Отгибание трех пальцев, взмахи руками над головой

Они передают вам
Свой пламенный привет,

Прыжки на месте с хлопками перед собой

Но кто такие фиксики –

Наклоны туловища вправо, влево

Большой, большой секрет!

Указательный палец прижать к губам

Воспитатель: - Когда-то очень давно, когда жили древние люди, они все тяжести переносили на себе или волочили по земле. Затем они стали подкладывать под груз сделанные из дерева волокуши похожие на наши санки. Человеку стало немного легче. Но все равно, по земле тащить волокуши было очень трудно.

У детей на столах спичечные коробки с песком и веревочкой – макет волокуши. Воспитатель предлагает сначала протянуть коробок по столу и ощутить его тяжесть.

Воспитатель: - И вот человек стал замечать, что когда под волокуши попадало бревно или ветка тащить становилось легче. В чем дело?

Слайд 6. Опыт 2.

Затем подложить по коробок несколько карандашей и сравнить, каким образом перемещать коробок легче.

Дети делают вывод, что когда под коробком крутятся карандаши, его двигать легче.

Древние люди стали использовать бревна, чтобы перемещать тяжести. Так в Древнем Египте египтяне строили свои знаменитые пирамиды. Для постройки использовали огромные каменные глыбы, а чтобы их переместить, подкладывали бревна.

Воспитатель: - А вот индейцы придумали другой способ. Они привязывали бревна вокруг и толкали.

Людям стало легче. Но так ли уж хороши эти способы? Давайте проверим.

Дети прокатывают коробок по карандашам и делают вывод, что карандаши, по которым груз уже проехал нужно все время перекладывать вперед, а это неудобно.

Дети прикрепляют карандаши вокруг коробка с помощью резинки для денег и катят по столу. Делают вывод, что конструкция плохо катится, потому что коробок прямоугольный, а не квадратный. Следовательно, не все предметы удобно перемещать таким способом.

Воспитатель: - Прошло много времени, пока человек придумал, как сделать колесо. Все дело в том, что у колеса есть один секрет. Если взять, например, ствол толстого дерева, распилить его поперек несколько раз, то получим много деревянных дисков-кругляшек. Это будет колесо?

Детям предлагается взять картонные круги и определить колесо ли это? Воспитатель подводит детей к выводу о том, что у колеса должно быть отверстие посредине. Свою гипотезу дети подтверждают опытом – продевают карандаш в два картонных круга с отверстием посредине.

Воспитатель: - Почему же мы говорим, что кругляшка не колесо? Потому что у колеса есть секрет, которого нет у кругляшки – дырка посередине. Этот пустяк превращает обыкновенную кругляшку в настоящее колесо.

Слайд 10, 11.

Воспитатель: - Вначале колеса просто выдалбливали из бревна, затем люди стали делать и каменные колеса. Чем же плохи были эти колеса.

Ответы детей: - Колеса каменные были очень тяжелые, а деревянные непрочные.

Воспитатель: - Спустя некоторое время наши предки додумались заменить цельное деревянное колесо на колесо со спицами.

Воспитатель: - Для защиты деревянного колеса от камней и т. п. использовали различные покрытия – от других пород дерева до кожаных ремней.

Гремящие стальные колеса первых автомобилей были изначально жесткими - даже самые лучшие рессоры не спасали от ударов. Поэтому человек придумал резиновые шины.

Так появилось современное колесо.

У каждой машины свое колесо. Колеса большие и маленькие.

Воспитатель: - Остались на службе у человека и железные колеса. Где их используют?

Ответы детей: - У поезда, трамвая.

Воспитатель: - Оказывается, у первых пароходов тоже были колеса. Они помогали двигаться не по земле, а по воде.

Воспитатель: - А еще колеса стали развлекать людей. Человек придумал аттракцион, где стал использовать огромное колесо. Кто догадался?

Ответ детей: - Колесо обозрения.

Воспитатель: - Колесо обозрения сделано для того, чтобы с него можно было далеко-далеко видеть. А чтобы хорошо видеть, мы с вами должны беречь свои глаза и выполнять специальные упражнения.

Гимнастика для глаз

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса. Закрывают оба глаза.

Наши глазки отдыхают, Продолжают стоять с закрытыми глазами

А теперь мы их откроем, Открывают глаза, взглядом рисуют мост.

через речку мост построим.

Нарисуем букву о, получается легко. Глазами рисуют букву о.

Вверх поднимем, глянем вниз, Глаза поднимают вверх, опускают вниз.

Вправо, влево повернем, Глаза смотрят вправо- влево.

Заниматься вновь начнем. Глазами смотрят вверх, вниз.

Воспитатель: - Посмотрите, фиксики снова показывают свой знак. В чем дело?

Ответы детей: - Конец! Мы хорошо поработали и достигли своей цели.

Воспитатель: - Да, действительно. Это все, о чем фиксики успели нам сегодня рассказать. Но наше знакомство с удивительным колесом на этом не заканчивается. Все, что мы сегодня узнали, вы обязательно расскажете дома, а родители вам помогут найти информацию о том, где сейчас используются колеса, и мы друг другу об этом обязательно расскажем.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы




Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки

Новые олимпиады


Комплекты учителю


Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Вебинары для учителей


Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.

Читайте также: