К какому виду планирования относится план конспект тренировочного занятия

Обновлено: 07.07.2024

Технология разработки документов планирования по физической культуре в общеобразовательной школе.

К основным документам планирования относятся :

- план-график прохождения учебного материала по физической культуре на год;

- план-график прохождения учебного материала на четверть (I,II,III,IV);

- конспекты или планы-конспекты уроков по физической культуре;

По форме они могут быть составлены: текстовым способом (конспект урока) и графическим (годовой, четвертной планы-графики).

Виды планирования : перспективное (годовое), текущее (четвертное); оперативное (конспект).

Действующие в настоящее время программы по физической культуре для общеобразовательных учреждений характеризуются в основном комплексным и базово-вариативным подходом к построению учебного процесса по физической культуре в общеобразовательной школе.

Комплексный - это традиционный подход к физкультурному образованию учащихся, куда входят следующие разделы: физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, уроки физической культуры, внеклассные формы занятий физической культурой и спортом, а также общешкольные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия.

Базово-вариативный подход раскрывает содержание урочных форм занятий через базовые виды двигательной деятельности и возможность свободного выбора направленности занятий с учетом национальных и региональных особенностей и углубленного изучения одного или нескольких видов спорта по выбору учителя и определяемых самой школой.

Анализ основных документов планирования.

(выполненных на основе комплексной программы физического воспитания 1 -11 классов под редакцией В.И. Ляха и А.А. Зданевич).

Каждый документ планирования имеет свою технологию разработки. Остановимся на основных ее особенностях.

При планировании учебного материала необходимо учитывать:

- особенности климатогеографических условий региона;

- особенности подготовленности учащихся;

- материальную оснащенность учебно-спортивной базы, наличие соответствующего оборудования и необходимого инвентаря.

1. План-график на учебный год

План-график на год составляется для каждой параллели классов (табл.1). При разработке графика необходимо соблюдать следующую последовательность действий:

- изучить возможности учащихся, материально-техническую базу, региональные и национальные особенности;

- сопоставить с программными требованиями;

- наметить количество часов на каждый раздел программы.

Сначала ставятся образовательные, оздоровительные и воспитательные задачи на учебный год. Образовательные задачи формулируются с учетом планируемого содержания уроков ФК в течение года. Оздоровительные должны учитывать сензитивные периоды в развитии двигательных способностей детей, носить комплексный характер и указывать на необходимость формирования правильной осанки. Воспитательные задачи планируются с учетом возрастных личностно-психологических особенностей учащихся.

2. План-график по физической культуре на четверть

Данный план представляет собой последовательное изложение содержания каждого урока учебной четверти в соответствии с поставленными задачами и состоит из двух разделов:

- задач и содержания учебного материала;

- распределения задач и содержания по урокам (Табл. 2).

Перед тем, как составить план-график на четверть, необходимо:

- подобрать средства, строго соответствующие поставленным задачам;

- параллельно с решением образовательных и оздоровительных задач наметить и воспитательные задачи, сформулированные в плане-графике на год;

- определить контрольные упражнения для оценки качества решения поставленных задач и успеваемости школьников;

- запланировать самостоятельную работу учащихся с учетом содержания материала четверти и нормативных показателей.

План-график на четверть условно включает в себя 6 частей:

- во второй части ставятся задачи, и раскрывается содержание учебного материала, направленного на овладение техникой двигательных действий: подбираются подводящие упражнения для облегчения освоения сложно-технических элементов и упражнения для совершенствования технических элементов в усложненных условиях;

- в третьей части решаются задачи, связанные с развитием физических качеств и подбором соответствующих упражнений;

- в четвертой части ставится воспитательная задача, и указываются средства ее решения.

- в пятой части планируется домашнее задание, сроки его объяснения и проверки;

- последняя часть содержит контрольные упражнения и нормативы.

3. План – конспект урочного занятия

Целью этого плана является разработка методики решения учебных задач урока, определение оптимального состава средств, методов и форм учебной деятельности, обеспечивающих в своей совокупности и логике эффективное и качественное проведение урока.

Основой разработки данного плана является вертикальное (пространственное) планирование, которое позволяет создать целостную пространственную структуру урочного занятия.

План – конспект разрабатывается в два этапа.

На I этапе (предварительном) – формулируются задачи и подбираются средства, методы и формы организации учебной деятельности, т.е. разрабатывается методика.

На II этапе оформляется сам конспект с учетом условий, в которых будет проводиться урок.

Для современного урока характерно комплексное планирование задач освоения знаний, формирования практических умений, развития физических способностей и воспитания личностных качеств учащихся.

План-график по физической культуре

для учащихся 5-х классов на 2005/2006 уч. год

2. Развивать двигательные способности: скоростно-силовые, активную гибкость, быстроту сложной двигательной реакции, относительную силу; укреплять здоровье и формировать осанку;

3. Воспитывать сознательное и активное отношение к занятиям, дисциплинированность и организованность.

Технология планирования процесса спортивной подготовки — это совокупность методологических и организационно-методичес­ких установок, определяющих на конкретный отрезок времени конкретные задачи, подбор, компоновку и порядок задействова­ния наиболее целесообразных средств, методов, организацион­ных форм, материально-технического обеспечения занятий, а так­же составление конкретной тренировочной документации. Она оп­ределяет стратегию, тактику и технику организации процесса спортивной подготовки.

Предметом планирования тренировочно-соревновательного процесса являются его содержание, формы и результаты, намеча­емые на основе объективных закономерностей развития спортив­ных достижений и направленного формирования личности спорт­смена. Определяются цели и задачи на различные периоды трени-

ровочного процесса. На основе анализа динамики нагрузки за пре­дыдущий год (или годы) устанавливают величину тренировочной нагрузки, ее объем и интенсивность. Определяются средства, ме­тоды, контрольные нормативы и другие показатели.

Основная задача при разработке плана тренировки состоит в том, чтобы с учетом уровня подготовленности спортсмена, его возраста, спортивной квалификации, стажа занятий избранным видом спорта, календаря спортивных соревнований, особенностей вида спорта, условий проведения учебно-тренировочного процесса определить показатели моделируемого состояния спортсмена в планируемый период времени, наметить оптимальную программу тренировки.

Планирование на разных этапах многолетней спортивной под­готовки осуществляется в следующих формах: 1) перспективное (на ряд лет); 2) текущее (на один год); 3) оперативное (на месяц, неделю, отдельное тренировочное занятие).

К документам перспективного планирования относятся учебный план, учебная программа, многолетний план подготовки коман­ды, многолетний индивидуальный план подготовки спортсменов.

Учебный план определяет основное направление и продолжи­тельность учебной работы для того или иного контингента зани­мающихся. Он предусматривает последовательность прохождения материала, содержание основных разделов, объем часов по каж­дому разделу, длительность каждого занятия.

Как правило, учебный план делится на два основных раздела: теоретический и практический.

В качестве примера в таблице 35 представлен учебный план для учебно-тренировочных групп ДЮСШ по волейболу.

Учебная программа составляется на основе учебного плана и определяет объем знаний, умений и навыков, которые должны быть освоены занимающимися.

В этом документе раскрываются наиболее целесообразные фор­мы и методы педагогической работы, дается основное содержа­ние учебного материала по теории и практике для определенного контингента занимающихся (ДЮСШ, СДЮСШОР, секций кол­лективов физической культуры и др.).

Программа, как правило, состоит из следующих разделов: 1) объяснительной записки; 2) изложения программного матери­ала; 3) контрольных нормативов и учебных требований; 4) рекомен­дуемых учебных пособий.

Многолетний (перспективный) план подготовки спортсменов (ко­мандный и индивидуальный). Он составляется на различные сро­ки в зависимости от возраста, уровня подготовленности спорт­сменов, их спортивного стажа. Для спортсменов младшего возра­ста целесообразно составлять групповые перспективные планы на 2—3 года. Для квалифицированных спортсменов необходимо раз­рабатывать как групповые, так и индивидуальные планы на 4 и Даже 8 лет.



В перспективный план должны быть включены лишь основные показатели (без излишней детализации), опираясь на которые можно было бы правильно составить годичные планы.

Основное содержание перспективного плана подготовки спорт­смена, команды включает следующие разделы: 1) краткая ха­рактеристика занимающихся (спортсмена, команды); 2) цель многолетней подготовки, главные задачи по годам; 3) структура многолетнего цикла и сроки его макроциклов; 4) основная на­правленность тренировочного процесса по годам многолетнего цикла; 5) главные соревнования и основные старты индивиду­ального календаря, планируемые результаты в каждом году; 6) контрольные спортивно-технические показатели (нормативы) по годам; 7) общее число тренировочных дней, занятий, дней соревнований и отдыха по годам подготовки; 8) общие и специ­фические параметры тренировочной нагрузки; 9) система и сро­ки комплексного контроля, в том числе и диспансеризации; 10) график учебно-тренировочных сборов и места занятий.

В качестве примера далее приведен образец многолетнего (пер­спективного) плана спортивной тренировки для спортивных школ.


К документам текущего планирования относятся план-график годичного цикла спортивной тренировки, план подготовки ко­манды на год и годичный план (индивидуальный) подготовки на каждого спортсмена.

План-график годичного цикла спортивной тренировки является организационно-методическим документом, определяющим со-, держание работы на учебно-тренировочный год, а также наибо­лее целесообразную методическую последовательность прохож­дения материала по периодам и месяцам на протяжении годично­го цикла тренировки, количество часов на каждый раздел рабо­ты и распределение временных затрат на прохождение материала разделов по неделям в течение года.

В качестве примера в таблице 36 представлен фрагмент плана-графика тренировочного процесса по волейболу для учебно-тренировочной группы ДЮСШ по волейболу.

Годичный план подготовки (командный и индивидуальные). Он состоит из следующих разделов: краткая характеристика группы занимающихся, основные задачи и средства тренировки, их при­мерное распределение по отводимому времени, примерное рас­пределение тренировочных нагрузок по объему и интенсивности, распределение соревнований, тренировочных занятий и отдыха, контрольные нормативы, спортивно-технические показатели (спортивные результаты), педагогический и врачебный контроль.

Ниже приводится образец группового годичного плана трени­ровки.

I. Краткая характеристика группы занимающихся

Возраст, спортивный разряд, уровень спортивных достижений в пре­
дыдущем году, уровень физической, технической, тактической и воле­
вой подготовленности). Основные недостатки в подготовленности. Со­
стояние здоровья, уровень физического развития и другие данные по
усмотрению тренера и врача

II. Основные задачи тренировки, основные средства тренировки, их при­
мерное распределение по отводимому времени (в баллах условно обозначе­
но, что средствам тренировки отводится времени: 5 — много, 3 — сред­
не, 1 — мало)

Основные задачи Основные Месяцы

тренировки средства —i 1 1 1—i—i 1 1—i 1 1

тренировки IX X XI XII I II HI IV V VI VII VII


Оперативное планирование включает в себя рабочий план, план-] конспект тренировочного занятия, план подготовки к отдельным соревнованиям.

Рабочий план определяет конкретное содержание занятий на ! определенный учебно-тренировочный цикл или календарный срок (например, на месяц). В этом документе планируется методика обучения и спортивного совершенствования в соответствии с требованиями программы и плана-графика годичного цикла спортивной тренировки. В нем в методической последовательнос­ти излагается теоретический и практический материал каждого тренировочного занятия. В таблицах 37, 38, 39 приводятся образ­цы месячного и недельного планов тренировки.


План-конспект тренировочного занятия составляется на основе рабочего плана. В этом документе детально определяют задачи, содержание и средства каждой части занятия, дозировку упраж­нений и организационно-методические указания.

План подготовки к отдельным соревнованиям (командный и индивидуальный) должен моделировать программу предстоящих соревнований (чередование нагрузок и отдыха) и включать сред-

ства для достижения максимальной работоспособности (на дан­ный период тренировки) и формирования чувства абсолютной уверенности в своих силах.


  1. данные о тех, на кого рассчитан план (персональные дан­ные о спортсмене или общая характеристика команды);

  2. целевые установки (главные цели периода, на который составляется план; промежуточные цели для отдельных этапов; частные цели, относящиеся к различным видам подготовки);

  3. показатели, поддающиеся количественному измерению и характеризующие тренировочные и соревновательные нагрузки и состояние спортсменов;

  4. тренировочные и воспитательно-методические указания;

  5. сроки соревнований, контрольного тестирования, спортив­но-медицинских обследований.

Научно-методическими предпосылками к планированию под­готовки в каждом виде спорта должны являться следующие знания:

а) для многолетних и годичных макроциклов — индивидуаль­ные особенности развития спортивной формы отдельного спорт­смена, а в командных видах спорта — команды в целом; специфи­ческие особенности долговременной адаптации организма к дан­ному виду мышечной деятельности;

6) для отдельного этапа (мезоцикла) — принципиальные тен­
денции в динамике состояния спортсмена в связи с задаваемой
тренировочной нагрузкой, в том числе в зависимости от ее содер­
жания, объема, интенсивности и чередования;

в) для микроцикла — целесообразные формы сочетания ближ­них тренировочных эффектов нагрузок различной величины и пре­имущественной направленности (сроки и полнота восстановления специальной работоспособности организма в зависимости от объе­ма, интенсивности и направленности задаваемых нагрузок).

20.2. Планирование спортивной подготовки в многолетних циклах

Исходными данными для составления многолетних (перспек­тивных) планов являются оптимальный возраст для достижения наивысших результатов, продолжительность подготовки для их достижения, темпы роста спортивных результатов от разряда к

разряду, индивидуальные особенности спортсменов, условия про­ведения спортивных занятий и другие факторы. На основе харак­теристики спортсмена, цели и задач многолетней подготовки оп­ределяются спортивно-технические показатели по этапам (годам), планируются основные средства тренировки, объем и интенсив­ность тренировочных нагрузок, количество соревнований. Отме­чаются те стороны подготовленности спортсмена, на которых сле­дует сосредоточить основное внимание тренера и спортсмена, чтобы обеспечить выполнение запланированных показателей.

В перспективном плане следует предусмотреть этапы подготов­ки, преимущественную направленность тренировки на каждом из них, основные соревнования на этапе. Количество и продолжи­тельность соревнований зависят от структуры многолетней подго­товки в данном виде спорта, календаря спортивно-массовых ме­роприятий и других факторов.

Перспективные многолетние планы подготовки составляются как для группы спортсменов (3-го и 2-го разрядов), так и для одного спортсмена (достигшего 1-го разряда и более высоких результатов).

Групповой план должен содержать данные, намечающие перс­пективу и основные направления подготовки всей группы. В нем должны найти отражение тенденции к возрастанию требований к различным сторонам подготовки спортсмена, а конкретные по­казатели плана по годам — соответствовать уровню развития спорт­сменов данной группы.

Индивидуальный перспективный план содержит конкретные показатели, которые намечает тренер совместно со спортсменом на основе анализа предшествующего опыта подготовки (факти­ческое выполнение спортсменом разделов группового плана) с учетом его индивидуальных особенностей.

Составление перспективного плана не должно сводиться к механи­ческому воспроизведению нескольких годичных планов, с неизмен­ным повторением из года в год одних и тех же задач одного и того же содержания. Следует отразить тенденцию возрастающих из года в год требований к различным сторонам подготовленности спортсмена и предусмотреть последовательное изменение задач тренировки, ве­личин тренировочных нагрузок, контрольных нормативов и других показателей в каждом году подготовки. Перспективный план всегда должен носить целеустремленный характер.

20.3. Планирование тренировочно-соревновательного процесса в годичном цикле

На основе перспективных планов составляются текущие (годо­вые) планы тренировки спортсменов. В них более подробно пере­числяются средства тренировки, конкретизируются объемы тре­нировочных нагрузок, сроки спортивных соревнований. Плани-

рование годичного цикла осуществляется с учетом особенностей периодизации тренировки в соответствии с закономерностями развития спортивной формы.

Планирование годичной тренировки и определение ее коли­чественных показателей может иметь два варианта — помесячный и понедельный. Поэтому при графическом изображении плана подготовки тренер выделяет двенадцать месячных вертикальных колонок или 52 вертикальные колонки, соответствующие числу недель в годичном цикле.

Структура годичного плана (число и последовательность макроциклов, периодов и мезоциклов) уточняется в связи с сис­темой индивидуального календаря соревнований спортсмена или команды в каждом конкретном виде спорта. Годичный цикл мо­жет состоять из нескольких макроциклов, чаще всего из двух или трех, что диктуется числом главных стартов и временными ин­тервалами между ними, которые определяют набор и чередова­ние периодов.

В годичный план подготовки вначале вводят календарную сетку, состоящую из порядковых номеров недель и названий месяцев. Следующей операцией является нанесение на эту сетку главных соревнований, а затем определение границ макроцик­лов, входящих в состав годичного плана периодов и основных этапов (мезоциклов), обеспечивающих достижение состояния спортивной формы в необходимые сроки главных стартов. После этого наносится индивидуальный календарь соревнований, а для команд по спортивным играм — весь игровой календарь. Затем следует распределение общих показателей тренировоч­ного процесса по каждой неделе или месяцу макроцикла. Да­лее также распределяются общие объемы тренировочных на­грузок, частные объемы наиболее специфических и интенсив­ных средств (до 5—9 показателей): сроки контрольного тестиро­вания, динамика спортивных результатов, сроки тренировоч­ных сборов, основные направления восстановительных мероп­риятий.

Разделы плана, отпечатанные на развернутом листе, делают этот документ наглядным и очень удобным в практической по­вседневной работе тренера. Такая форма планирования позволяет осуществлять его анализ на ЭВМ.

При разработке годичных планов необходимо учи­тывать следующие организационно-методические положения:

— рациональное соотношение нагрузок различной преимуще­
ственной направленности — от избирательных на ранних этапах
подготовительных периодов к комплексным на заключительных
этапах подготовительного и соревновательного периодов;

— последовательное или комплексное совершенствование
двигательных качеств, лежащее в основе проявления технико-так­
тического мастерства, уменьшения влияния лимитирующих фак­
торов за счет волнообразного характера динамики тренировочной
нагрузки, изменения соотношения ее компонентов, объема и
интенсивности работы и отдыха.

При планировании средств общей, специальной фи­зической и технической подготовки рекомендуется придержи­ваться следующей наиболее целесообразной последовательно­сти: в использовании средств общей физической подготовки — от развития общей выносливости в различных видах тренировочной деятельности к специальной и силовой выносливости через ос­новные средства подготовки в избранном виде спорта; от широ­кого использования средств, развивающих двигательные качества и укрепляющих уровень здоровья спортсмена, — к выполнению специфических для избранного вида спорта упражнений с акцен­том на совершенствование определенных двигательных способно­стей, играющих решающую роль в достижении высоких спортив­ных результатов.

При планировании средств специальной физической подго­товки следует переходить от специальной выносливости к повы­шению скорости передвижения, быстроты и темпа движений (бы­строе напряжение и быстрое расслабление в работе мышц) к кон­тролю над быстрыми движениями (сочетание длины и темпа ша­гов для создания максимальной скорости); от проработки веду­щих мышечных групп с большими амплитудами движений при значительных усилиях до повышения мощности движений и гра­диента силы при рабочих (в соответствии с параметрами сорев­новательной деятельности) амплитудах и траекториях движений; в специальных и основных упражнениях избранного вида спорта (прыжки, метания, комбинации и т.д.) от упрощенных условий к усложненным, соревновательным и превышающим соревно­вательные в отдельных элементах движений, комбинаций и в целом.

Одним из ведущих методических положений является плани­рование вариативности тренировочных нагрузок по всем компо­нентам: число и темп повторений, амплитуда и свобода движе­ний, длительность и интенсивность выполнения упражнений, величина отягощений и сопротивлений, смена мест занятий (зал, манеж, стадион, лесной или водный массив, парковая зона, специализированные трассы, побережье и т.д.), время (рано ут-

ром до завтрака, днем, вечером), продолжительность и число за­нятий, музыкальное, световое, шумовое и т.п. сопровождение за­нятий, а также разнообразие в организации их проведения для создания эмоциональной насыщенности в подготовке, что осо­бенно важно для достижения необходимой адаптации систем орга­низма спортсмена.

Этот вид предполагает планирование тренировки на определен­ный мезоцикл, микроцикл, отдельное тренировочное занятие. Оно осуществляется на основе годичного плана. В спортивных школах наиболее широкое распространение получило планирование тре­нировки на один месяц. В месячном плане конкретизируются ос­новные положения годичного плана. Наиболее подробно приводят­ся подбор средств тренировки, динамика объема и интенсивности тренировочных нагрузок, контрольные нормативы. При составлении оперативных планов необходимо, чтобы направленность трени­ровочных занятий четко соответствовала задачам, решаемым в дан­ный отрезок определенного тренировочного цикла.

51. Технология планирования процесса спортивной подготовки

DELETED

51. Технология планирования процесса спортивной подготовки — это совокупность методологических и организационно-методичес¬ких установок, определяющих на конкретный отрезок времени конкретные задачи, подбор, компоновку и порядок задействова¬ния наиболее целесообразных средств, методов, организацион¬ных форм, материально-технического обеспечения занятий, а так¬же составление конкретной тренировочной документации. Предметом планирования тренировочно-соревновательного процесса являются его содержание, формы и результаты. Основная задача состоит в том, чтобы с учетом уровня подготовленности спортсмена, его возраста, спортивной квалификации, стажа занятий избранным видом спорта, календаря спортивных соревнований, особенностей вида спорта, условий проведения учебно-тренировочного процесса определить показатели моделируемого состояния спортсмена в планируемый период времени, наметить оптимальную программу тренировки. Планирование на разных этапах многолетней спортивной под¬готовки осуществляется в следующих формах: 1) перспективное (на ряд лет); 2) текущее (на один год); 3) оперативное (на месяц, неделю, отдельное тренировочное занятие).
- К документам перспективного планирования относятся:
Учебный план определяет основное направление и продолжи¬тельность учебной работы для того или иного контингента зани¬мающихся. Он предусматривает последовательность прохождения материала, содержание основных разделов.
Учебная программа составляется на основе учебного плана и определяет объем знаний, которые должны быть освоены занимающимися. Программа: 1) объяснительной записки; 2) изложения программного матери¬ала; 3) контрольных нормативов и учебных требований; 4) рекомен-дуемых учебных пособий.
Многолетний (перспективный) план подготовки спортсменов (ко¬мандный и индивидуальный). Он составляется на различные сро¬ки в зависимости от возраста, уровня подготовленности спорт¬сменов, их спортивного стажа. Для спортсменов младшего возра¬ста целесообразно составлять групповые перспективные планы на 2—3 года. Для квалифицированных спортсменов необходимо раз¬рабатывать как групповые, так и индивидуальные планы на 4 и даже 8 лет. Основное содержание перспективного плана подготовки спорт¬смена, включает следующие разделы: 1) краткая ха-рактеристика занимающихся (спортсмена, команды); 2) цель многолетней подготовки, главные задачи по годам; 3) структура многолетнего цикла и сроки его макроциклов; 4) основная на-правленность тренировочного процесса по годам многолетнего цикла; 5) главные соревнования и основные старты индивиду¬ального календаря, планируемые результаты в каждом году; 6) контрольные спортивно-технические показатели (нормативы) по годам; 7) общее число тренировочных дней, занятий, дней соревнований и отдыха по годам подготовки; 8) общие и специ-фические параметры тренировочной нагрузки; 9) система и сро¬ки комплексного контроля, в том числе и диспансеризации; 10) график учебно-тренировочных сборов и места занятий.
- К документам текущего планирования относятся:
План-график годичного цикла спортивной тренировки является организационно-методическим документом, определяющим содержание работы на учебно-тренировочный год, а также наибо¬лее целесообразную методическую последовательность прохож¬дения материала по периодам и месяцам на протяжении годично¬го цикла тренировки, количество часов на каждый раздел рабо¬ты.
Годичный план подготовки (командный и индивидуальные). Он состоит из следующих разделов: краткая характеристика группы занимающихся, основные задачи и средства тренировки, их при¬мерное распределение по отводимому времени, примерное рас¬пределение тренировочных нагрузок по объему и интенсивности, распределение соревнований, тренировочных занятий и отдыха, контрольные нормативы, спортивно-технические показатели (спортивные результаты), педагогический и врачебный контроль.
- Оперативное планирование включает в себя:
Рабочий план определяет конкретное содержание занятий на определенный учебно-тренировочный цикл или календарный срок (например, на месяц).
План-конспект тренировочного занятия составляется на


В процессе обучения и воспитания школьников по физической культуре важную роль играет планирование учебной деятельности. Наиболее высокие результаты достигают те педагоги, которые серьезно относятся к проектированию своей деятельности. Планирование позволяет увидеть перспективу процесса обучения и воспитания учащихся, помогает целенаправленно проводить их физическую подготовку, наиболее полно использовать средства и формы этой работы. В его основе лежит научный подход, который предполагает: подбор средств и методов обучения с учетом максимальной степени влияния на качество учебной деятельности занимающихся; учет объективных особенностей формирования двигательных умений и навыков, физических и психических качеств.

Все документы планирования можно разделить на две группы: государственные документы и документы, составляемые самим педагогом на основе государственных. Документы планирования, составляемые педагогом, относятся к различным видам планирования (перспективному, текущему и оперативному). Система планирования учебной работы в образовательных учреждениях завершается разработкой документов оперативного планирования на короткий период времени, например, на период освоения того или иного раздела программы или отдельное занятие. К документам оперативного планирования относятся план-конспект занятия и технологическая карта занятия.

План-конспект – это детализированный план занятий, необходимый для оперативного управления учебно-воспитательным процессом и выполняющий организационную функцию. План-конспект занятия позволяет определить методику решения учебных задач занятия, оптимальный состав средств, методов и форм деятельности занимающихся, обеспечивающих в своей совокупности эффективное и качественное проведение занятий. План-конспект является результатом непосредственной подготовки педагога к занятию. Основанием для разработки плана-конспекта является документ текущего планирования (рабочий план на четверть в общеобразовательной школе и месяц в спортивной школе). Основой разработки данного плана является пространственное планирование, которое позволяет создать целостную пространственную структуру занятия физическими упражнениями в отдельном классе или группе.

Задания для самостоятельной работы:

1. Выделите и запишите принципиальные отличия плана-конспекта занятия от других видов планирования работы по физической культуре.

2. Основные требования к плану-конспекту занятия

План-конспект представляет собой детализированный сценарий, всесторонне раскрывающий содержание (средства, нагрузку, методику) и организацию предстоящего занятия для решения конкретных педагогических задач (Приложение 1). В связи с этим в плане-конспекте должно быть отражены следующие моменты:

1. Корректно сформулированные задачи урока.

2. Полное содержание всех трех частей урока (подготовительной, основной и заключительной) с выделением основных, подготовительных и подводящих физических упражнений, в совокупности направленных на решение поставленных задач.

3. Определена нагрузка по каждому используемому физическому упражнению (или их комплексу) и заданию.

4. Обозначены методы и методические приемы обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств.

5. Указаны методы организации занимающихся (фронтальный, групповой и т. д.), а также способы построений, перестроений, смены мест занятий, отмечены особенности выполнения упражнений (связанные со спецификой предстоящей работы).

6. Указаны действия учителя по управлению учебным процессом (предусмотрены варианты добавления заданий (упражнений) или ускорения процесса обучения с учетом степени овладения упражнениями).

7. Отмечены приемы страховки, помощи и другие необходимые для проведения занятия организационно-методические действия, а также оборудование и инвентарь.

Все перечисленное является типичным для современного занятия, поэтому должно быть тщательно продумано, осмыслено и отражено в плане-конспекте в письменной форме, особенно на этапе овладения методикой его разработки. При этом следует отметить, что стержневым, объединяющим все эти аспекты фактором является комплекс педагогических задач. Все остальное должно быть направлено на оптимальное решение поставленных задач.

2.1. Формулировка задач в плане-конспекте (постановка задач)

На каждом занятии занимающиеся должны получать новые знания, умения и навыки, должны видеть прогресс в физическом развитии и подготовленности. Это достигается путем постановки конкретных задач на каждое занятие. Все задачи подразделяются на три группы: образовательные, оздоровительные и воспитательные. При определении задач учитывается программное содержание, уровень физического развития и подготовленности учащихся, степень овладения двигательными действиями, условия проведения занятия.

Формулировка задач занятия должна быть информативной, отражающей деятельность преподавателя или тренера, а также конкретной и реальной с учетом определенных условий. При этом задачи должны быть предельно конкретными. Обязательно представлять задачи по обучению двигательным действиям как ведущие в системе основного и дополнительного образования школьников. Затем уточняются задачи по развитию физических качеств, воспитательные и по формированию знаний. Задачи уточняются с учетом готовности занимающихся к обучению на данном занятии. Количество задач может быть любым в зависимости от возможности их реализации, но минимально – две. Практика свидетельствует, что оптимальным будет следующее соотношение: две задачи на обучение двигательным действиям и одна на развитие какого-то физического качества. Формулировка задач занятия должна начинаться с глагола в повелительной форме. Например: формировать, учить, закреплять, развивать, оценить.

Формулировка задач при обучении технике бега на разных этапах


Формулировка оздоровительных задач также должна фиксировать три отмеченных выше содержательных момента. Необходимо указывать направленность процесса и форму выполнения движений. Например: формировать правильную осанку при ходьбе (стоянии, беге), укреплять мышцы голеностопного сустава при различных видах ходьбы. Исключение при постановке задачи занятия хотя бы одного из этих моментов делает задачу неопределенной, некорректной и формальной.

Как и оздоровительные, воспитательные задачи решаются в неразрывной связи с образовательными задачами на каждом занятии. Они могут планироваться в любой части урока, но нередко реализуются в процессе решения специфических задач физического воспитания. Поэтому в таких случаях специально для этого время не выделяется. Но ставить в плане– конспекте подобные задачи и добиваться их решения необходимо.

Поставленные задачи должны соответствовать лимиту времени занятия, а формулировки должны быть настолько доступны занимающимся, чтобы они могли оценить уровень достижения поставленных преподавателем задач. Кроме того, конкретная формулировка задач позволит более глубоко разработать содержание занятия.

Задания для самостоятельной работы:

1. Сформулируйте и запишите задачи на урок физической культуры для учащихся 6 классов и учебно-тренировочное занятие для групп начальной подготовки 1 года обучения (с учетом избранного вида спорта).


2.2. Систематизация содержания занятия

В соответствии с задачами определяется содержание каждой части занятия. Намечаются основные, подводящие и подготовительные упражнения, дозировка каждого упражнения с учетом задач занятия и уровня подготовленности. Определяются наиболее действенные методы обучения, методы активизации процесса физического воспитания, а также методы организации деятельности занимающихся. В содержании следует предусматривать осуществление контроля за качеством усвоения учебного материала, дополнительные индивидуальные и домашние задания.

Перед тем как расписать средства и методы занятия необходимо распределить время на решение каждой поставленной задачи. Рассмотрим распределение времени на примере школьного урока физической культуры. Урок в общеобразовательной школе длится 40 минут. Распределение необходимо начинать с определения времени на материал, который осваивается в основной части урока. Если основная часть длится в среднем 24–26 минут, то на каждый важный раздел можно запланировать: при 2-х задачах по 12–13 мин, при 3-х задачах – по 8–9 мин. Оставшееся время подготовительной части (9–11 мин) распределяется в оправданном соотношении на: основы знаний, строевые упражнения, общеразвивающие упражнения (ОРУ).

Систему использования ОРУ рекомендуется обосновывать с учетом следующих положений:

– количество упражнений в комплексе ОРУ от 6 до 12 в зависимости от продолжительности и поставленных задач занятия;

– упражнения должны записываться в соответствии с гимнастической терминологией;

– из общего количества упражнений, входящих в комплекс ОРУ, следует дифференцировать упражнения на четыре группы, характеризующие регион воздействия: для верхних и нижних конечностей, для туловища и общего воздействия (включающие более одного региона воздействия);

– упражнения подготовительной части должны быть доступны занимающимся. Рекомендуется ОРУ ранжировать на простые и сложные. Простые упражнения располагаются в начале комплекса, а усложненные – в конце комплекса;

– система комплекса подразумевает определенную логическую последовательность использования упражнений. Через определенное время одни упражнения выводятся из комплекса (по мере их освоения и важности в решении задач урока), а другие включаются в комплекс. Таким образом, в комплексе будут представлены упражнения трех категорий: а) новые; б) известные, но не закрепленные; в) хорошо закрепленные. Это позволяет разнообразить комплексы ОРУ и в конечном итоге подготовительную часть занятия;

Для всех упражнений, использующихся в подготовительной части занятия, должна быть определена дозировка в тех единицах измерения, которые наиболее существенно отражают их характеристики. При этом следует продумать систему увеличения нагрузки (в основном за счет увеличения количества повторений и темпа выполнения) с учетом степени освоенности упражнений и их воздействия на организм занимающихся.

Рекомендуемая схема комплекса ОРУ с точки зрения принципа постепенного наращивания нагрузки может выглядеть примерно следующим образом;

– упражнения для мышц рук и плечевого пояса;

– упражнения преимущественно для мышц туловища (наклоны, сгибания, разгибания);

– упражнения преимущественно для мышц ног (махи, выпады, приседы, прыжки).

Заканчивается комплекс ОРУ ходьбой на месте или в движении с выполнением упражнений на восстановление дыхания и на внимание.

Общеподготовительные и специально-подготовительные упражнения обычно планируются в конце подготовительной части. Данные упражнения включают элементы соревновательных действий, их варианты, а также действия, имеющие существенное сходство с избранным видом спорта по форме и характеру проявляемых способностей. Например, в легкой атлетике – это специальные беговые упражнения и прыжковые упражнения, в спортивных играх – упражнения, включающие элементы игровых действий и комбинаций. Подбор упражнений осуществляется с учетом уровня подготовленности занимающихся и степени их обученности.

Задания для самостоятельной работы:

1. Разработайте и запишите в таблицу содержание подготовительной части занятия.


Задания для самостоятельной работы:

1. Разработайте и запишите в таблицу содержание основной части занятия.


По необходимости в содержании заключительной части поясняется и конкретизируется домашнее задание с учетом решаемых задач занятия. Должны содержаться конкретные задания, решаемые в результате самостоятельных занятий физическими упражнениями. Например, для развития силы ног ежедневно выполнять приседание на одной ноге по 2 серии до отказа (на левой и правой) с 3-минутным интервалом отдыха. Такое задание, как правило, более понятно школьникам, а следовательно, и продуктивно.

Задания для самостоятельной работы:

1. Разработайте и запишите в таблицу содержание заключительной части занятия.


Содержание занятия необходимо дополнять ориентировочной системой собственных действий, направленных на руководство деятельностью занимающихся на занятии. Особенно важным является выбор эффективных методов обучения и организации, а также дозировки упражнений. Дозировки упражнений обозначаются следующим образом: все передвижения в метрах или минутах; ОРУ, эстафеты, целостные двигательные действия (прыжки, метания) – количество раз; игры – время. При этом в записях нагрузка выражается по объему и интенсивности в совокупности.

Организационно-методические указания в конспекте характеризуют: методические приемы, используемые при обучении конкретным упражнением; методы обучения и методы активизации процесса физического воспитания; определение важных деталей техники; указания по предупреждению ошибок; методы организации занимающихся; порядок смены снарядов и мест занятий. Записи могут быть пояснены рисунком, чертежом. Качество организационно-методических указаний определяется по наличию и степени оправданности записей относительно методов организации занимающихся, планируемых интервалов отдыха, предполагаемой интенсивности и мощности работы, особенностей выполнения упражнений. Таким образом, в конспекте должны быть отражены методические вопросы организации и проведения занятия (организационно-методические указания).

В организационные указания занятия включаются методы организации занимающихся и указывается обеспечение страховки и помощи на занятии. Методы организации деятельности занимающихся используются для того, чтобы обеспечить благоприятные условия обучения для всех занимающихся. С этой целью используют различные методы: фронтальный, групповой, индивидуальный, круговой. Фронтальный способ применим в подготовительной и заключительной частях занятия, а в основной – при проведении игр, общеподготовительных упражнений, при обучении бегу, простым движениям. Основными вариантами фронтального метода являются попеременное, посменное и поточное выполнение упражнений всеми занимающимися (в парах, тройках). Групповой метод заключается в том, что весь состав занимающихся выполняет задание по группам с учетом уровня подготовленности, обученности. Индивидуальный метод предполагает выполнение заданий каждым учеником отдельно. Групповой, индивидуальный и круговой методы организации занимающихся используется в основной части занятия. Преподаватель варьирует методы организации в зависимости от поставленных задач и уровня подготовленности занимающихся.

В методических указаниях перечисляются методы обучения и методические приемы. Подбор методов осуществляется с учетом возраста, уровня подготовленности, степени овладения двигательным действием, сложности изучаемого движения и т. д. В процессе обучения используются две группы методов: специфические и общепедагогические. К специфическим методам относятся расчлененный и целостный методы. Расчлененный метод используется при обучении упражнениям повышенной сложности и в процессе совершенствования отдельных элементов техники. Целостный метод обучения применяется в процессе обучения простым по технике движений. Однако при использовании данного метода оказывается помощь, страховка и облегчаются условия. Группа общепедагогических методов включает словесные (названия упражнений, описание, объяснение, указания, распоряжение, команды и т. д.) и наглядные методы (показ упражнений, зрительные ориентиры, помощь и др.). Данные методы используются на первом этапе обучения двигательным действиям.

Задания для самостоятельной работы:

1. Запишите дозировку и организационно-методические указания с учетом предложенного содержания.


2.3. Форма плана-конспекта занятия

Для составления плана-конспекта занятия предлагается следующая форма [1].

ПРИМЕРНАЯ ФОРМА ПЛАНА-КОНСПЕКТА



Задания для самостоятельной работы:

1. Выделите и запишите основные требования к составлению плана-конспекта занятия.

Внимание! Это не конец книги.

Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра - распространителя легального контента. Поддержите автора!

Данное произведение размещено по согласованию с ООО "ЛитРес" (20% исходного текста). Если размещение книги нарушает чьи-либо права, то сообщите об этом.

Читайте также: