К и чуковский серебряный герб конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

воспитывать чувство взаимопонимания, доброго отношения друг к другу.

Оборудование:

портрет К. И. Чуковского

I. Организационный момент

II. Речевая разминка (2-3 скороговорки)

“ Три сороки, три трещотки потеряли по три щетки, три сегодня три вчера, три еще позавчера”.

“ Шла Саша по шоссе и сосала сушку”.

“ От топота копыт, пыль по полю летит”.

III. Проверка домашнего задания

1. Из каких сказок Чуковского приведённые ниже отрывки?

И с набитым животом

Так и прыгнули мне в руки.

А за ними пирожок:

По полям, по болотам идёт.

И чайник шепнул утюгу:

В барабаны застучали.

Бом! Бом! Бом! Бом!

Так отплясывает лихо,

Что румяная луна

В небе задрожала

И на бедного слона

В названиях стихотворений К. И. Чуковского кто-то перепутал одну букву. Как правильно пишутся названия этих стихотворений?

Кармалей Пил на свете человек

Мокдодыр Федорино море

Козауси и Мауси Худо-дерево

Крашеное солнце Кутаница

Героем многих сказок является крокодил. Вспомните, какие это сказки?

Долго, долго Крокодил

Море синее тушил:

Пирогами и блинами,

Вдруг навстречу мой хороший,

Мой любимый Крокодил

Он с Татошей и К о кошей

И со слезами просил:

Мой милый, хороший,

Пришли мне калоши,

И мне, и жене, и Татоше.

И злодея Бармалея

Словно муху проглотил.

А в большой реке

Жил да был Крокодил

Он по улицам ходил,

А за ним-то народ

4. Вспомни сказку, доскажи словечко.

Только вдруг из-за кусточка

Из-за синего лесочка

Из далеких из полей

А в Африке, а в Африке

На черной Лимпопо

Сидит и плачет в Африке

Я великий умывальник

(И мочалок командир).

Вдруг из подворотни

(Рыжий и усатый Таракан).

Муха замуж идет

И лихого, удалого

5. Корзина с потерянными вещами.

IV. Формулирование темы и цели урока

V. Рассказ подготовленного учащегося о поэте

— К.И. Чуковский – это псевдоним или настоящее имя поэта? (псевдоним)

— Как звали его? (Николай Васильевич Корнейчуков).

Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щеточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно л ё гкая походка.

Такова внешность К. И. Чуковского.

В сорока минутах езды от столицы, в одном из красивых уголков Подмосковья – в п. Переделкино, среди бер ё з и сосен, в небольшом загородном доме много лет жил этот удивительный человек. Рано-рано утром, как только вставало солнце, этот высокий седой человек уже работал в своем саду: зимой расчищал дорожки от выпавшего за ночь снега, весной и летом капался в огороде или цветнике перед домом. В шесть часов утра он уже сидел у себя в комнате наверху, у большого окна, за просторным столом и писал. Поработав несколько часов, К. И. Чуковский отправлялся гулять. Он ходил удивительно легко и быстро, этот восьмидесятилетний прямой и стройный человек. Иногда даже пускался наперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки.

Стихи Корнея Ивановича Чуковского легко запоминаются, “сами лезут с языка”, говорят малыши. Поэт использовал в своих произведениях фольклор, считалки, присказки, сказки, поговорки, загадки, любил шутить. Корней Иванович отличался большим трудолюбием. “Всегда, — писал он, — где бы я не был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приемной зубного врача, — я, чтобы не тратилось время, сочинял произведения для детей”.

VI. Работа над новым материалом

1. Работа с текстом до чтения:

а) беседа с учащимися по иллюстрации к главе

— Кого вы видите на рисунке к тексту? (мальчиков-гимназистов)

— Как вы думаете, где они находятся?

— Обратите внимание на одежду учащихся.

— Так в современной школе одеты мальчики? (нет, так одевались гимназисты в 30-е годы)

Мы привыкли читать произведения Корнея Ивановича Чуковского, записанные в стихотворной форме, а, глядя на этот текст, ждете ли вы неожиданное открытие о поэте? ( был поэт, а сегодня познакомимся с Чуковским писателем)

— Что привлекло в рассказе, особенно впечатлило, понравилось?

3. Словарная работа.

Таможня, мираж, Багдад, контрабандист.

4. Чтение текста учащимися.

5. Работа над текстом.

5.1. Порадовались ли вы дружбе рассказчика с Тимошей? Сочувствуете ли вы герою? Почему?

5.2. Какие факты свидетельствуют о том, что рассказчик — хороший человек?

5.3. Что привлекало мальчика в Тимоше? Найдите и прочитайте.

5.4. Что вас привлекает в Тимоше?

5.5. Как описывает своего друга К. Чуковский? Какие черты выделяет в его характере?

5.6. Определите черты характера будущего писателя.

5.7. Почему с рассказчиком Тимоша чувствовал себя свободно и даже не заикался?

5.8. Можно ли сказать, что у ребят была настоящая дружба?

VII. Итог урока.

Произведения Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро и свободу. Воспитывают драгоценную способность опереживать, сострадать, радоваться успехам других. Ведь без этой способности человек – не человек. Вы можете еще познакомиться с Корнеем Ивановичем – переводчиком. Он перевел с английского “Приключения Барона Мюнгхаузена”, “Приключения Робинзона Крузо”, “Принц и Нищий”, “Рики — Тики – Тави”.

Ираклий Андроников писал, что “талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, веселый, праздничный. С таким писателем не расставайтесь всю жизнь”.

Нажмите, чтобы узнать подробности

· воспитывать чувство взаимопонимания, доброго отношения друг к другу.

Оборудование:

· портрет К. И. Чуковского

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка (2-3 скороговорки)

1. “Три сороки, три трещотки потеряли по три щетки, три сегодня три вчера, три еще позавчера”.

2. “Шла Саша по шоссе и сосала сушку”.

3. “От топота копыт, пыль по полю летит”.

III. Проверка домашнего задания

1. Из каких сказок Чуковского приведённые ниже отрывки?

И с набитым животом

Так и прыгнули мне в руки.

А за ними пирожок:

По полям, по болотам идёт.

И чайник шепнул утюгу:

В барабаны застучали.

Бом! Бом! Бом! Бом!

Так отплясывает лихо,

Что румяная луна

В небе задрожала

И на бедного слона

В названиях стихотворений К. И. Чуковского кто-то перепутал одну букву. Как правильно пишутся названия этих стихотворений?

Кармалей Пил на свете человек

Мокдодыр Федорино море

Козауси и Мауси Худо-дерево

Крашеное солнце Кутаница

Героем многих сказок является крокодил. Вспомните, какие это сказки?

Долго, долго Крокодил

Море синее тушил:

Пирогами и блинами,

Вдруг навстречу мой хороший,

Мой любимый Крокодил

Он с Татошей и Кокошей

И со слезами просил:

Мой милый, хороший,

Пришли мне калоши,

И мне, и жене, и Татоше.

И злодея Бармалея

Словно муху проглотил.

А в большой реке

Жил да был Крокодил

Он по улицам ходил,

А за ним-то народ

4. Вспомни сказку, доскажи словечко.

Только вдруг из-за кусточка

Из-за синего лесочка

Из далеких из полей

А в Африке, а в Африке

На черной Лимпопо

Сидит и плачет в Африке

Я великий умывальник

(И мочалок командир).

Вдруг из подворотни

(Рыжий и усатый Таракан).

Муха замуж идет

И лихого, удалого

5. Корзина с потерянными вещами.

IV. Формулирование темы и цели урока

V. Рассказ подготовленного учащегося о поэте

- К.И. Чуковский – это псевдоним или настоящее имя поэта? (псевдоним)

- Как звали его? (Николай Васильевич Корнейчуков).

Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щеточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка.

Такова внешность К. И. Чуковского.

В сорока минутах езды от столицы, в одном из красивых уголков Подмосковья – в п. Переделкино, среди берёз и сосен, в небольшом загородном доме много лет жил этот удивительный человек. Рано-рано утром, как только вставало солнце, этот высокий седой человек уже работал в своем саду: зимой расчищал дорожки от выпавшего за ночь снега, весной и летом капался в огороде или цветнике перед домом. В шесть часов утра он уже сидел у себя в комнате наверху, у большого окна, за просторным столом и писал. Поработав несколько часов, К. И. Чуковский отправлялся гулять. Он ходил удивительно легко и быстро, этот восьмидесятилетний прямой и стройный человек. Иногда даже пускался наперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки.

Стихи Корнея Ивановича Чуковского легко запоминаются, “сами лезут с языка”, говорят малыши. Поэт использовал в своих произведениях фольклор, считалки, присказки, сказки, поговорки, загадки, любил шутить. Корней Иванович отличался большим трудолюбием. “Всегда, - писал он, - где бы я не был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приемной зубного врача, - я, чтобы не тратилось время, сочинял произведения для детей”.

VI. Работа над новым материалом

1. Работа с текстом до чтения:

а) беседа с учащимися по иллюстрации к главе

- Кого вы видите на рисунке к тексту? (мальчиков-гимназистов)

- Как вы думаете, где они находятся?

- Обратите внимание на одежду учащихся.

- Так в современной школе одеты мальчики? (нет, так одевались гимназисты в 30-е годы)

Мы привыкли читать произведения Корнея Ивановича Чуковского, записанные в стихотворной форме, а, глядя на этот текст, ждете ли вы неожиданное открытие о поэте? (был поэт, а сегодня познакомимся с Чуковским писателем)

- Что привлекло в рассказе, особенно впечатлило, понравилось?

3. Словарная работа.

Таможня, мираж, Багдад, контрабандист.

4. Чтение текста учащимися.

5. Работа над текстом.

5.1. Порадовались ли вы дружбе рассказчика с Тимошей? Сочувствуете ли вы герою? Почему?

5.2. Какие факты свидетельствуют о том, что рассказчик — хороший человек?

5.3. Что привлекало мальчика в Тимоше? Найдите и прочитайте.

5.4. Что вас привлекает в Тимоше?

5.5. Как описывает своего друга К. Чуковский? Какие черты выделяет в его характере?

5.6. Определите черты характера будущего писателя.

5.7. Почему с рассказчиком Тимоша чувствовал себя свободно и даже не заикался?

5.8. Можно ли сказать, что у ребят была настоящая дружба?

VII. Итог урока.

Произведения Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро и свободу. Воспитывают драгоценную способность опереживать, сострадать, радоваться успехам других. Ведь без этой способности человек – не человек. Вы можете еще познакомиться с Корнеем Ивановичем – переводчиком. Он перевел с английского “Приключения Барона Мюнгхаузена”, “Приключения Робинзона Крузо”, “Принц и Нищий”, “Рики - Тики – Тави”.

Ираклий Андроников писал, что “талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, веселый, праздничный. С таким писателем не расставайтесь всю жизнь”.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок знакомит с разнообразием творчества Чуковского. Вначале мы повторяем хорошо известные детям ещё с дошкольного возраста стихи и сказки. Во второй половине урока знакомимся с понятием автобиографическая повесть и на основе главы из повести "Серебряный герб" знакомимся с жизнью и интересами детей начала 20 века, с понятием настоящая дружба, доброта, сопереживание.. В комплект к уроку входит, конспект урока, презентация к нему, карточки к словарной работе. и файлы музыкального сопровождения к физкультминуткам и оргмоменту.

трепещет

говор


заика

лилипут

чиновник

сокрушитель

валенки

корыто

текучая речь

землистое лицо

занозистое

корявое дно

снисходительный

слушатель

Синдбад

птица Рох

Алладин

Гулливер

контрабандист

таможня

Багдад

ковбой

мираж

каламашка

Творчество Корнея Ивановича Чуковского.

Цели:1. Вспомнить известные произведения Чуковского;

2.Познакомить с новым видом произведений – автобиографическая повесть;

3.Совершенствовать умение понимать прочитанное и ориентироваться в тексте;

4. Подвести к пониманию смысла понятия дружить, дружба и умению дорожить ею;

5. Развивать навык осознанного беглого чтения.

Закрепление изученного

Сегодня мы с вами будет говорить о хорошо известном вам творчестве одного детского писателя и неизвестных страничках его творчества.

Я начну знакомые вам строки, а вы продолжите:

- У меня зазвонил телефон,

Кто говорит. (Слон. Откуда? От верблюда…)

- А посуда вперёд и вперёд,

- Надо, надо умываться

По утрам и вечерам… (А не чистым трубочистам стыд и срам…)

- Вдруг откуда-то летит

Маленький комарик… (и в руке его блестит маленький фонарик…)

- Что объединяет эти строки?

- Правильно, объединяет их автор – Корней Чуковский (показываю рукой на экран).

Слайд 2. Он очень любил детей, постоянно находился в их окружении и написал много забавных стихотворных историй.

Слайд 3. Одним из самых любимых автором героев был крокодил. У Алексея было особое задание: найти произведения Чуковского с этим героем. Алёша будет читать строчки из них, а вы попробуете определить их названия. (не более 3-4 минут)

(Ученик одевает маску крокодила)

Возможный вариант выступления:

Долго-долго Крокодил

Море синее тушил:

Пирогами и блинами,

И сушеными грибами. (ПУТАНИЦА)

Бедный Крокодил

Жабу проглотил (ТАРАКАНИЩЕ)

Вдруг навстречу мой хороший

Мой любимый Крокодил

Он с Тотошей и Кокошей

По аллее проходил (МОЙДОДЫР)

И со слезами просил:

Мой милый, хороший,

Пришли мне калоши,

И мне, и жене, и Татоше (ТЕЛЕФОН)

Повернулся, улыбнулся

Засмеялся Крокодил

И злодея Бармалея

Словно муху проглотил (БАРМАЛЕЙ)

А в большой реке

Крокодил лежит

А в руках его

Не огонь горит (КРАДЕННОЕ СОЛНЦЕ)

Жил да был Крокодил

Он по улицам ходил,

А за ним-то народ

И поёт, и орёт (КРОКОДИЛ)

Оцениваю Алексея, отмечаю самых активных участников.

Слайд 4. Взгляните на экран, определите какая картинка лишняя. Почему? (Курочка Ряба, потому что это русская народная сказка, а остальные сказки Чуковского)

Слайд 5. Екатерина вам тоже приготовила задание. Она принесла предметы, которые могли забыть герои Корнея Ивановича. Определите кому они принадлежат. Докажи строчками из стихотворения.(не более 3-4 минут)

Мыло ( полотенце, мочалка) МОЙДОДЫР

Блюдце (сито) ФЕДОРИНО ГОРЕ

Телефон (перчатки, шоколад) ТЕЛЕФОН

Монеты МУХА ЦОКОТУХА

Воздушный шарик ЕХАЛИ МЕДВЕДИ

Термометр АЙБОЛИТ

Слайд 6. На столах листочки: Сейчас мы будем работать в парах.

Возьмите листочки и подпишите их. Вас двое, значит будет две фамилии.¥ И соедините героя сказки с поступком, который он совершил¥

Айболит Зажгли море

Воробей Проглотил солнце

Крокодил Помыла свою посуду

Комар Вернул солнце в небо

Федора Потушила море

Медведь Спас Муху Цокотуху

Бабочка Съел таракана

Лисички Вылечил зверей

Знакомство с эпизодами биографии.

Нам жалко дедушку Корнея,

В сравненьи с нами он отстал,

Как вырос он таким учёным,

Не зная самых главных книг!

Какие произведения называются в произведении Берестова?

Почему их не знал Корней Чуковский?

Как вырос он таким учёным? А он, действительно, был очень образованным и умным человеком. Слайд 8. Примерно в вашем возрасте был учеником Одесской гимназии, где успешно и с удовольствием учился.

(В гимназиях мальчики и девочки учились раздельно (фото мужской и женской гимназии в Бресте). Это фотография бывшей мужской гимназии в Бресте, где сейчас располагается один из корпусов педагогического университета, и женской – здание находится на углу Советской и Пушкинской. Образование дети получали примерно как мы в школе, только оно было платным и чтобы поступить в это учебное заведение нужно было сдать экзамены, к которым готовили специально нанятые гувернёры.)

Сейчас мы с вами мысленно перенесёмся на минутку туда, где наряду с общеобразовательными предметами обязательными были изучение французского языка и танцев.

¥Физкультминутка.

Ульяна у нас искала ответ на вопрос: что же это такое, автобиографическая повесть. (Биография от греческого биос – жизнь и графо – пишу, т. е. описание своей жизни. Автобиографическая повесть – это произведение, основанное на событиях жизни самого автора.)

Теперь выясним что же это за серебряный герб. Взгляните ещё раз на фото. Особое внимание обратите на головной убор юного гимназиста. Что на нём вы видите? Слайд 9. Это герб (отличительный знак) гимназии, сделанный из металла желтого или белого (серебряного) цвета. Когда Корнейчукова выгоняли из гимназии – его герб, в присутствии всех гимназистов, сорвали с фуражки¥. Таким образом герб являлся не просто частью формы, а и показателем действительного обучения в ней.

Работа над темой урока.

Домашним заданием было прочитать главу из этой повести, соответственно разобравшись с незнакомыми словами. (Вывешиваю на доску карточки со словами разделённые на группы)

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Конспект урока для 4 класса "К. Чуковский "Серебряный герб"

Урок русской литературы

(глава из повести)

Учитель Н.И. Карпович

создать благоприятные условия для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразия форм, методов и видов работы;

способствовать развитию речи, мышления учащихся;

воспитывать чувство взаимопонимания, доброго отношения друг к другу.

портрет К. И. Чуковского

I. Организационный момент

II. Речевая разминка (2-3 скороговорки)

“ Три сороки, три трещотки потеряли по три щетки, три сегодня три вчера, три еще позавчера”.

“ Шла Саша по шоссе и сосала сушку”.

“ От топота копыт, пыль по полю летит”.

III. Проверка домашнего задания

1. Из каких сказок Чуковского приведённые ниже отрывки?

И с набитым животом

Так и прыгнули мне в руки.

А за ними пирожок:

По полям, по болотам идёт.

И чайник шепнул утюгу:

В барабаны застучали.

Бом! Бом! Бом! Бом!

Так отплясывает лихо,

Что румяная луна

В небе задрожала

И на бедного слона

В названиях стихотворений К. И. Чуковского кто-то перепутал одну букву. Как правильно пишутся названия этих стихотворений?

Кармалей Пил на свете человек

Мокдодыр Федорино море

Козауси и Мауси Худо-дерево

Крашеное солнце Кутаница

Героем многих сказок является крокодил. Вспомните, какие это сказки?

Долго, долго Крокодил

Море синее тушил:

Пирогами и блинами,

Вдруг навстречу мой хороший,

Мой любимый Крокодил

Он с Татошей и К о кошей

И со слезами просил:

Мой милый, хороший,

Пришли мне калоши,

И мне, и жене, и Татоше.

И злодея Бармалея

Словно муху проглотил.

А в большой реке

Жил да был Крокодил

Он по улицам ходил,

А за ним-то народ

4. Вспомни сказку, доскажи словечко.

Только вдруг из-за кусточка

Из-за синего лесочка

Из далеких из полей

А в Африке, а в Африке

На черной Лимпопо

Сидит и плачет в Африке

Я великий умывальник

(И мочалок командир).

Вдруг из подворотни

(Рыжий и усатый Таракан).

Муха замуж идет

И лихого, удалого

5. Корзина с потерянными вещами.

IV. Формулирование темы и цели урока

V. Рассказ подготовленного учащегося о поэте

- К.И. Чуковский – это псевдоним или настоящее имя поэта? (псевдоним)

- Как звали его? (Николай Васильевич Корнейчуков).

Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щеточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно л ё гкая походка.

Такова внешность К. И. Чуковского.

В сорока минутах езды от столицы, в одном из красивых уголков Подмосковья – в п. Переделкино, среди бер ё з и сосен, в небольшом загородном доме много лет жил этот удивительный человек. Рано-рано утром, как только вставало солнце, этот высокий седой человек уже работал в своем саду: зимой расчищал дорожки от выпавшего за ночь снега, весной и летом капался в огороде или цветнике перед домом. В шесть часов утра он уже сидел у себя в комнате наверху, у большого окна, за просторным столом и писал. Поработав несколько часов, К. И. Чуковский отправлялся гулять. Он ходил удивительно легко и быстро, этот восьмидесятилетний прямой и стройный человек. Иногда даже пускался наперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки.

Стихи Корнея Ивановича Чуковского легко запоминаются, “сами лезут с языка”, говорят малыши. Поэт использовал в своих произведениях фольклор, считалки, присказки, сказки, поговорки, загадки, любил шутить. Корней Иванович отличался большим трудолюбием. “Всегда, - писал он, - где бы я не был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приемной зубного врача, - я, чтобы не тратилось время, сочинял произведения для детей”.

VI. Работа над новым материалом

1. Работа с текстом до чтения:

а) беседа с учащимися по иллюстрации к главе

- Кого вы видите на рисунке к тексту? (мальчиков-гимназистов)

- Как вы думаете, где они находятся?

- Обратите внимание на одежду учащихся.

- Так в современной школе одеты мальчики? (нет, так одевались гимназисты в 30-е годы)

Мы привыкли читать произведения Корнея Ивановича Чуковского, записанные в стихотворной форме, а, глядя на этот текст, ждете ли вы неожиданное открытие о поэте? ( был поэт, а сегодня познакомимся с Чуковским писателем)

- Что привлекло в рассказе, особенно впечатлило, понравилось?

3. Словарная работа.

Таможня, мираж, Багдад, контрабандист.

4. Чтение текста учащимися.

5. Работа над текстом.

5.1. Порадовались ли вы дружбе рассказчика с Тимошей? Сочувствуете ли вы герою? Почему?

5.2. Какие факты свидетельствуют о том, что рассказчик — хороший человек?

5.3. Что привлекало мальчика в Тимоше? Найдите и прочитайте.

5.4. Что вас привлекает в Тимоше?

5.5. Как описывает своего друга К. Чуковский? Какие черты выделяет в его характере?

5.6. Определите черты характера будущего писателя.

5.7. Почему с рассказчиком Тимоша чувствовал себя свободно и даже не заикался?

5.8. Можно ли сказать, что у ребят была настоящая дружба?

Произведения Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро и свободу. Воспитывают драгоценную способность опереживать, сострадать, радоваться успехам других. Ведь без этой способности человек – не человек. Вы можете еще познакомиться с Корнеем Ивановичем – переводчиком. Он перевел с английского “Приключения Барона Мюнгхаузена”, “Приключения Робинзона Крузо”, “Принц и Нищий”, “Рики - Тики – Тави”.

Ираклий Андроников писал, что “талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, веселый, праздничный. С таким писателем не расставайтесь всю жизнь”.

Учебник: Азбука. 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в 2-х частях. Ч.2. [ В.Г.Горецкий, В.Г.Кирюшкин, В.А.Шанько, Виноградская ] . – М.: Просвещение, 2018.

Тема урока: Корней Иванович Чуковский

Цель - знакомство учащихся с жизнью и творчеством К.И.Чуковского.

- формировать навык правильного, беглого, плавного чтения;

- формировать умение определять жанр произведения;

- формировать умение отвечать на вопросы, подтверждать ответ чтением произведения;

- развивать память, речь, мышление;

- развивать умение высказывать свое отношение к прочитанному.

УУД: обучение речевым и читательским умениям; умению обобщать, анализировать, доказывать; участвовать в работе пары, группы. Учащиеся должны планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения; читать и воспринимать на слух тексты; читать стихотворения, отражать свое отношение к изображаемому; высказывать свое мнение.

Оборудование: Портрет К.И. Чуко вского, выставка книг, учебники у каждого учащегося, компьютер с колонками и экран, карточки для групповой работы Приложение 3. На доске от руки нарисовано дерево.

Организационный момент.

- Добрую сказку помню я с детства,

Хочу, чтобы сказку послушал и ты,
Пусть подкрадётся к самому сердцу

И зародится в нём зерно доброты.

-Сегодня на уроке мы погрузимся с мир добрых, знакомых каждому, и вам в том числе, сказок замечательного писателя. Проверьте, на месте ли учебник и садитесь за парту.

Актуализация знаний.

Развитие речевого аппарата.

Речевая разминка. Приложение 1. Слайд 2.

Учитель: Гуси начали опять

Учитель: Кошки замурлыкали:

Учитель: Птицы зачирикали:

Учитель: Лошади заржали:

Учитель: Мухи зажужжали:

Учитель: Лягушата квакают:

Учитель: А утята крякают:

Учитель: Поросята хрюкают:

Учитель: Мурочку баюкают

Самоопределение к деятельности.

- Ребята, в сундучке спряталась подсказка. Я буду читать вам отрывки из сказок и стихов, а вы должны назвать недостающее слово. Названное слово, можно будет достать из сундучка.

1) Папа по саду пойдёт,
Папа с дерева сорвёт
Маше — гамаши,
Зинке — ботинки,
Нинке — … (чулки)

2) Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой,
Выбегает … (умывальник)
И качает головой:

3) А потом позвонил

И со слезами просил:

- Мой милый, хороший,

Пришли мне … (калоши)

4) О, если я не дойду,

Если в пути пропаду,

Что станется с ними, с больными,

С моими зверями лесными?

И сейчас же с высокой скалы

К Айболиту спустились … (орлы)

5) Ехали медведи на … (велосипеде)

6) Муха, Муха-Цокотуха,

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

Пошла Муха на базар

И купила ….(самовар)

7) Долго, долго крокодил
Море синее тушил
Пирогами, и блинами,
И сушёными грибами.

Прибегали два курчонка,
Поливали из бочонка.

Приплывали два ерша,
Поливали из … (ковша).

8) Сапоги скрипят,
Каблуки стучат,-
Будет, будет мошкара
Веселиться до утра:
Нынче Муха-Цокотуха
…. (Именинница)!

Йод выплывает сам

- Как вы думаете, что объединяет эти стихи? ( Написал один автор )

- Знаете ли вы, кто автор эти произведений? (Отвечают, предполагают)

- Какое слово получится, если взять первые буквы предметов, вытащенных из сундучка? (Чуковский)

- Кто это такой? Что вы о нем знаете? ( Отвечают)

- Корней Иванович Чуковский – замечательная многогранная разностороння личность, но сегодня мы познакомимся с ним как с великолепным детским писателем и поэтом.

- Отрывки из каких произведений прозвучали? Какие еще его произведения вы знаете?

- Сформулируйте тему урока (Стихи и сказки Корнея Ивановича Чуковского).

- Что мы должны сделать, чтобы узнать этого писателя получше? ( Читать и слушать его стихи и другие предположения )

Физкультминутка.

Вот обрадовались звери! (Хлопаем в ладоши)

Засмеялись и запели, (Наклоны влево, вправо)

Ушками захлопали, (Ладони приставили к голове, как ушки, и сгибают-разгибают)

Ножками затопали. (Топают ногами)

Гуси начали опять

Га-га-га! (Руки согнули в локтях, сведя кулачки перед грудью, и машем ими, как крылышками)

Мур-мур-мур ! (Изобразили, как кошка умывается)

Чик-чирик! (Запястья приставили к плечам и машем ими, как крылышками)

И-и-и! ( Бег на месте)

Ж-ж-ж! (Поворот вокруг себя)

А утята крякают:

Кря-кря-кря! ( наклоны головы влево-вправо )

Хрю-хрю-хрю! (шевелим носом)

Милую мою: (Изображаем, будто кого-то убаюкиваем, тихонько садимся за парту)

Баюшки-баю! (Можно минутку полежать на парте с закрытыми глазами)

Работа по теме.

Знакомство с писателем.

Рассказ учителя о К.И. Чуковском,

Он по улицам ходил. Папиросы курил,

Крокодил, Крокодил Крокодилович.

Далее учитель кратко знакомит с выставкой книг.

Чтение произведения.

- Ребята, откройте учебник на с.96 и приготовьтесь следить глазками за чтением одноклассников.

Проверка первичного восприятия.

- Какие чувства вы испытали, когда ребята читали вам диалог?

- Что такое диалог?

- Понравилось ли произведение?

- Прочитайте стихотворение самостоятельно в полголоса. Когда закончите чтение стихотворения, встаньте рядом со своей партой. Так я увижу, что вы выполнили задание. ( Читают)

- Мы сказали, что это стихотворение написано в форме диалога. Кто с кем разговаривает? (Автор и слон)

- О чем разговор? Что просит у автора слон? Что у вас вызвало смех?

- К какому жанру можно отнести это произведение? (Дети отвечают, предполагают)

- Сказки А.С.Пушкина и К.И. Чуковского называют литературными сказками. Если автор народных сказок неизвестен, то у литературной сказки должен быть автор. И изменить ее содержание нельзя.

- Прочитайте диалог в паре. По окончании чтения поднимите ваши руки домиком, чтобы я поняла, что задание выполнено. (Читают)

- Переверните страницу учебника. Прочитайте название сказки. Я буду ее читать, а вы следите глазками. (Читает)

Проверка первичного восприятия:

- Хлопните в ладоши, кому стихотворение понравилось. Топните ногой, кому стало грустно. Помашите над собой руками те, кому стало смешно.

- Теперь отрывок из сказки прочитаете вы. Читаем по одной строчке по цепочке пока не прочитает каждый ученик.

- Что напутал автор? (Животные стали говорить не так, как обычно)

- Зачем писатель все перепутал? (Чтобы стало веселее, интереснее)

- Какие строки были самые веселые. Зачитайте. (Зачитывают)

- Кто стал мяукать? Хрюкать? Квакать? Крякать? Прочитайте подходящие строчки. (Подтверждают свои ответы строчками из произведения)

Физкультминутка для глаз.

- Покажите, как мела метла и этой же сказки: А метла-то, а метла — весела —
Заплясала, заиграла, замела, ни пылинки у Федоры не оставила (глазки влево-вправо).

- Зажмурьте глаза, изобразите, как плакал Бармалей в животе у крокодила: н о в животе у Крокодила темно, и тесно, и уныло, и в животе у крокодила рыдает, плачет Бармалей (Закрываем и открываем глаза)

Закрепление.

- Что вы можете сказать по этому видео о Корнее Ивановиче, как о человеке?

Отгадайте загадку, которую вам задаст Корней Иванович. Слушайте внимательно. (вторая часть видео Приложение 2 )

Отгадка: Мальчик (две ноги), сидел на табуретке (три ноги) и ел куриную ножку (1 нога). Прибежала собака (4 ноги) и отобрала куриную ножку. Мальчик хотел отбиться табуреткой, но собака все равно с куриной ножкой убежала.

Работа в группах (ребята сидят в группах, но листочек с загадкой у каждого).

- Попробуйте отгадать другие загадки автора. Прочитайте, отгадайте. Выберите ученика, который сможет прочитать загадку для класса и озвучить вашу версию. По окончании работы сцепите руки над головой.

Проверка . Представители групп читают загадки и озвучивают отгадки .

Отгадки: 1. – Яйцо и цыпленок; 2 – Пароход; 3 – Губы и зубы; 4 - Грузовик

Итоги урока.

- С каким писателем познакомились? Произведения каких жанров он писал? Для кого он писал? Какие его произведения запомнили?

- Закончите предложения со слайда.

Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо: 1 класс. – М.: ВАКО, 2012.

Читайте также: