Употребление форм местоимений конспект

Обновлено: 06.07.2024

Закрепление знаний о местоимении, упражнение в употреблении местоимений в речи.

1. Распознавать местоимения среди других слов в предложении.

2. Различать местоимения и имена существительные.

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

- самостоятельно определять учебную задачу

- планировать свою деятельность по решению учебной задачи

- адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия.

- ученики понимают, что такое местоимение, роль местоимения в речи

- осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме

- осознают ценности своего языка.

- применять правила делового сотрудничества

- участвовать в продуктивном диалоге.

Определение местоимения как части речи , его употребление и значение в речи

1. Распознают личные местоимения среди других слов в предложении.

2. Различают местоимения и имена существительные.

учебно-познавательная, информационная, коммуникативная

метод проблемного обучения, технология игровых методов, обучения в сотрудничестве

мультимедийное оборудование, смайлики

I этап: организационный 2 мин.

Мотивация к учебной деятельности

включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Ответы полные давать

Проверяют готовность к уроку.

Готовность учащихся к познавательной деятельности. Эмоциональный настрой на урок.

II этап: постановка цели и задач урока . 5 мин.

Создание проблемной ситуации, в результате которого обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез.

- Ребята, я предлагаю начать наш урок с песни.

Я, ты, он, она --
Вместе -- целая cтрана,
Вместе -- дружная семья,
В слове "мы" -- сто тысяч "я".
Большеглазых, озорных,
Черных, рыжих и льняных,
Грустных и веселых
В городах и селах.
Над тобою солнце светит,
Родина моя,
Ты прекрасней всех на свете,
Родина моя!
Я люблю, страна, твои просторы,
Я люблю твои поля и горы,
Сонные озера и бурлящие моря.

Выслушиваются предположения детей.

Появление цели урока

Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение.

Умение ставить цели, планировать свою работу.

III этап: актуализация знаний 5 мин.

выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося.

- О чем эта песня?

Кто из вас знает какой сегодня праздник? Найдите на календаре сегодняшнее число 12 декабря и посмотрите – какой праздник отмечает сегодня наша страна.

- А что такое конституция?

Запишите число 12 декабря-День Конституции РФ.

Выслушиваются предположения детей.

Фиксация имеющихся предметных учебные знаний (умений), известных способов деятельности

IV этап: закрепление в знакомой ситуации

Новое знание обучающиеся получают в результате самостоятельного исследования.

В русском языке есть часть речи такая,
Укажет на лицо, предмет, но не называет.
Вместо имени употребляется –
Местоимением называется.

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

- Значит, какая цель нашего урока

-С каких местоимений начинается песня?

- Что у них общего?

-Давайте посмотрим какие личные местоимения встретились нам в тексте песни.

- Выпишите их в тетради.

-Какие грамматические признаки можно выделить у местоимений?

Согласен – не согласен

Развитие учебно-познавательной мотивации.

Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений.

Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета.

V этап: закрепление в изменённой ситуации

Организация усвоения детьми нового способа действий при решении задач с их проговариванием во внешней речи.

Работа по учебнику упр.248

Утром – так заведено –

к тебе войдёт оно

Дети работают в парах. Каждая пара выполняет по одному предложению.

Излагает, объясняет учебный материал

VI этап: Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

Включение нового знания в систему знаний;

повторение и закрепление ранее изученного.

организация самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новый способ действий;

организация самопроверки обучающимися своих решений по эталону;

создание ситуации успеха для каждого;

Предоставление возможности выявления причин ошибок и их исправления.

Фрагмент радионяни песня про местоимения МП3.

-Восстановите предложения, вставьте подходящие по смыслу cуществительные.

Она (тропинка) привела нас в лесную глушь. На полянках играет солнечный он (луч). На них (листочках) дрожат капельки росы. Весело поют они (зяблики). Интересно поглядеть на них (зверей). Из лесу выскочил он (зайчишка).


разряды местоимений

Местоимение

Местоимение — часть речи, которая указывает на пред­меты ( он, кто, что-нибудь ), признаки ( твой, любой, какой ), количество (столько, сколько-нибудь ), но не называет их. Лексическое значение местоимения определяется только контекстом.

местоимения

Местоимения, указывающие на предметы, обладают не­которыми признаками существительных. Все эти местоиме­ния изменяются по падежам. Местоимения не делятся на одушевлённые и неодушевлённые, однако очевидно, что ме­стоимения я, мы, кто, некто указывают на одушевлённые предметы, а местоимения что, кое-что, нечто — на неоду­шевлённые. У некоторых местоимений есть род ( он, она, оно ) и число ( он они ).

Местоимения, которые указывают на признак ( свой, тот, каждый, весь, чей, некоторый и др.), изменяются по падежам, числам и родам, как прилагательные. Местоимения, указывающие на количество ( сколько, не­сколько, нисколько ), изменяются только по падежам.

разряды местоимений

местоимение дефис

  • Вернуться к Списку конспектов по русскому языку.
  • Найти конспект по Кодификатору ОГЭ Русский язык.

Еще конспекты на тему «МОРФОЛОГИЯ и ОРФОГРАФИЯ: Местоимение«:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

образовательная: знать правила употребления местоимений в речи, разряды местоимений, правила их правописания , формировать умение анализировать роль местоимений в тексте, правильно использовать в собственной речи,

воспитательная: прививать интерес к изучению родного слова, воспитывать бережное отношение к родному слову, приобщение к нормам речевого этикета,

развивающая: развивать аналитическое мышление, познавательную активность, коммуникативные способности.

Оборудование урока : учебник 6 класса под ред. Е.А.Быстровой, презентация.

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Повторение изученного.

Мы продолжаем изучать часть речи, которая нескромно заявляет:

Я о себе такого мненья:

Огромна роль местоименья!

Я делу отдаюсь сполна,

Я заменяю имена.

Мы познакомились со всеми разрядами местоимений, их морфологическими признаками. Проверим, как усвоен материал.

А) Пред вами лингвистическая сказка . Внимательно прочитайте её, подчеркните фактические ошибки, допущенные сказочником.

1. На планете Лингвистика есть небольшая Страна Местоимений. Её жители указывают на предметы, признаки, количество, действия , но не называют их.

2. Местоимения живут семьями: Личные, Вопросительные, Относительные, Качественные, Притяжательные, Неопределенные, Отрицательные, Указательные, Определительные. Возвратное местоимение Себя проживает в гордом одиночестве.

3. Между некоторыми семьями особенно тесное родство. Потомками Вопросительных местоимений кто? что? какой? чей? каков? сколько? который? являются Неопределенные, Отрицательные и Притяжательные местоимения.

4. Местоимения, как правило, изменяются по падежам. Лишь капризное Возвратное местоимение себя и Неопределенные местоимения не'кого, не'чего не пожелали иметь форму именительного падежа. А самые ленивые Неопределенные местоимения не'кто и не'что вовсе решили не изменяться.

5. Указательные, Притяжательные и Определительные местоимения состоят в тесном родстве с жителями соседней Страны Прилагательных и так же , как Прилагательные, они все дружно изменяются по падежам, родам и числам.

6. Местоимения всегда готовы прийти на помощь, они охотно становятся в предложение, заменяя самостоятельные части речи, выполняя все синтаксические функции, кроме сказуемого.

Найди третье лишнее:

1.н..какой, н..чей, н..кого позвать

2 .(кое)кто , о чем(либо), сколько(то)

3.(не)(о)чем жалеть, (не)кому сказать , (не)(с)кем поделиться

4.встретились у _их, о _её успехах , пришёл к _ему.

*Самооценка по ключу на экране

III. Слово учителя.

Изучая местоимения, вы заметили, что не так уж просты эти маленькие словечки – местоимения.

Послушайте высказывания о местоимениях учёных – лингвистов.

Если допустить невероятное, что местоимения исчезли вдруг из языка, речь стала бы невозможной. Человек бы не смог обозначить себя как говорящего, собеседника, лицо, о котором идёт речь. (Г. Солганик)

Как длинна, как нудна была бы наша речь, если бы в ней не было местоимений. Местоимения создают намречевое удобство, так как экономят время и пространство.

(В. Иванов, 3. Потиха.Д. Розенталъ)

IV.Определение темы, целей урока.

-Какая мысль объединяет эти высказывания?

Сформулируйте тему урока. (Употребление местоимений в речи)

- Постановка целей урока:

Запишите в тетрадях : число, кл. работа, тема

V. Практическая часть.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитывать культуру речи, любовь к языку, слову. Урок по программе для 6 класса.

Тип урока: обобщение и закрепление материала

Вид урока: комбинированный

Форма организации урока: урок-игра

Технология: традиционная с элементами развивающего обучения

Цель урока: проверить усвоение специфики местоимений как средства связи предложений в тексте; отработка навыков употребления местоимений в устной и письменной речи.

Задачи:

обучающая: закрепление умения употреблять в речи местоимения;

развивающая: развитие внимательного отношения к слову, к родному языку;

воспитательная: воспитывать культуру речи, любовь к языку, слову, совершенствовать культуру поведения.

Методы: компьютерная презентация, словесный, наглядный, проблемный, наглядно-иллюстративный, репродуктивный.

Приемы: беседа, самостоятельная работа, индивидуальная работа, взаимопроверка.

Оборудование: проектор, карточки для самостоятельной работы, тесты.

План урока

I. Организационный момент.

II. Объявление темы урока, постановка цели.

III. Работа по учебнику.

IV. Работа по теме урока. Повторение и обобщение.

V. Работа с текстом.

VI. Проверка работы у доски.

VII. Устная работа с текстом.

IX. Самостоятельная работа. Взаимопроверка.

Х.Сеанс одновременной игры.

XII. Творческое задание.

XIII. Итог урока.

XIV. Домашнее задание (по выбору).

Ход урока:

I. Организационный момент.

Я рада видеть каждого из вас,

И пусть весна прохладой в окна дышит,

Нам будет здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

II. Объявление темы урока, постановка цели.

III. Работа по учебнику.

Начнем урок с истории, которую поведал Януш Корчак – чтение и работа по упр.456 (учебник) ( слайд №3)

Название: Кто – местоимение.

Тип речи: рассуждение

Как доказывается выделенный тезис?

Как он связан с выводом?

(Как длинна и неудобна, утомительна была бы наша речь без местоимений. Мы вынуждены были бы повторять одни и те же существительные и прилагательные )

IV. Работа по теме урока. Повторение и обобщение.

Местоимение о себе громко заявляет:

Я о себе такого мнения: (слайд №4)

Огромна роль местоимения!

Я делу отдаюсь сполна,

Я заменяю имена.

1. Вопросы:

- Дайте определение местоимения. (слайд №5)

- Какие основные признаки имеют местоимения? (род, число, падеж) (слайд №6)

- Какую синтаксическую роль может выполнять местоимение? (те же функции, что и существительные, прилагательные и числительные, которые оно заменяет) (слайд № 6 )

- Сколько разрядов у местоимения? Перечислите. (слайд № 7 )

2. Индивидуальные задания:

1) Расшифровать фонетическую запись, расставить ударения, определить разряд местоимения

[й’а], [самай’о], [н’экта], [скол’к’им’и] (работа у доски)

2) Тренажер. Распределите местоимения по строкам таблицы. (Виртуальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия) (слайд № )

3) Записать предложение, выполнить синтаксический разбор: Вежливость собеседника зависит от твоей вежливости.

V.Работа с текстом.

Нам дан огромный дар. Это наш дивный и могучий язык. В нем все дары России. В нем вся поющая русская душа… (И.Ильин) (слайд №9 )

Вопросы по тексту:

- Что объединяет эти предложения? (общая тема; это текст)

- Как соединяются предложения в тексте? (предложения соединяются в тексте по смыслу и грамматически)

- Какие языковые средства использованы для связи предложений? (местоимения)

- Установите способ связи 1,2,3,4-го предложений.

( 1-е и 2-е – последовательный; 2-е и 3-е – последовательный; 3-е и 4-е – параллельный)

VI. Проверка работы у доски.

VII. Устная работа с текстом. (читает учитель)

Осторожно слово! (карточки у учащихся)

Вопросы по тексту

Местоимения вы, ваш используются как форма вежливого обращения к одному лицу. В этом случае они пишутся с большой буквы: Вы, Ваш.

Общаясь друг с другом, люди очень часто употребляют вместо ты вежливое Вы. Так, например, вы говорите со взрослыми, делая исключения для родных.

Словарная работа

Этикет – (фр. – ярлык, этикетка) совокупность правил поведения (слайд №10)

- по отношению к хорошо знакомому человеку;

- в неофициальной обстановке;

- при дружеских отношениях;

- по отношению к равному или младшему

- по отношению к незнакомому, мало знакомому человеку;

- в официальной обстановке;

- при подчеркнуто вежливом, сдержанном отношении к человеку;

- по отношении к равному и старшему (по возрасту, положению)

VII. Тренировочные упражнения.

Прочитайте примеры и обратите внимание, в каком числе ( единственном или множественном) ставятся глагол, полное и краткое прилагательное.

Вы __________________ мне взять книгу? (употребите глагол разрешить во мн.ч.)

Вы очень ________________ всеми. (употребите прилагательное любимый в кр. ф.мн.ч.)

Приятно, что Вы, Танечка, _______________. ( употребите прилагательное вежливый в ед.ч. полн. прил.) (слайд № )

Вы разрешите (глагол мн.ч.) мне взять книгу?

Вы очень любимы (кр.пр. мн. ч.) всеми.

Приятно, что Вы, Танечка, вежливая (ед.ч. полное прил.)

Вежливое Вы требует мн. числа глагола

мн. числа краткого прилагательного

ед. числа полного прилагательного (слайд № 12)

VIII. Физкультминутка.

IХ. Самостоятельная работа. Взаимопроверка.

Правописание неопределенных и отрицательных местоимений.

1.Тренажер. (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.5 класс).

Укажите, как пишутся местоимения в следующих примерах:

Негде отдохнуть, не у кого спросить, вечером некуда пойти, какой-нибудь прохожий, нигде не видно, стул негде поставить, я никуда не выходил, никогда не забуду.

Кто-то чужой, рассказать нечто интересное, некого спросить, нечему завидовать, когда-либо встречу, кое-кто знает, некто неизвестный. (орф. 43,45)

Х.Сеанс одновременной игры.

2. Ответьте на вопросы одним неопределенным местоимением.

- Что вы сейчас читаете из художественной литературы? (Нечто).

- Как вы справляетесь с домашними заданиями?

- Кто ваш друг? ( Кто-то, некто).

- С кем любите проводить свободное время? (С кем-то).

ХI.Тест. (устный опрос) (слайд №13)

В предложениях допущены речевые ошибки, связанные с употреблением местоимений. 1). Исправьте:

Ихние тетради лежали на столе. (их) (слайд № 14)

Мы ничего не знали о этой истории.

Об этом – о том (слайд №15 )

3). Объясните разницу в значении местоимения его:

его подвиг (чей? – притяж., определение)

наградили его (кого? – личн., дополнение) (слайд №17 )

Отличие личных местоимений его, её, их от притяжательных местоимений его, её, их.

Личное местоимение

Притяжательное местоимение

- отвечает на вопросы косвенных падежей

- в предложении является дополнением

- после предлога пишется начальная буква Н

- отвечает на вопросы чей?, чья?, чьё?, чьи?

- в предложении является определением

- после предлога начальной буквы Н нет

Мы решили пойти к ему в гости. (к нему – личн. 3л.)

5) В каком случае нет грамматической ошибки. (слайд № 20)

б) тоскуешь по нам (по нас)

ХII.Творческое задание.

- Ребята, назовите определительные местоимения, которые близки по значению, но выражают различные смысловые оттенки. (всякий, любой, каждый)

Вставьте местоимения каждый, любой, всякий: (слайд №21)

Ребята! ____________ из вас после окончания школы может выбрать профессию. Нужно только помнить, что _______________ работа требует упорства, и учиться уже в школе преодолевать ______________ трудности.

Придумать рекламу местоимения

ХIII. Итог.

– Что было для вас интересно?

– Каким творчеством мы занимались сегодня?

– Чему вы научились?

– Что вы узнали на уроке?

Вывод: Эти разнообразные по значению слова достойны того, чтобы их считали самостоятельной частью речи. Мир местоимений широк и разнообразен. В речи мы постоянно ими пользуемся, поэтому не случайно, что по частоте употребления местоимения занимают третье место (после существительных и глаголов). Без них обойтись нельзя. Постоянно возникает необходимость указывать на предметы, события, явления, качества. Местоимения создают нам речевое удобство, экономят время и пространство. Как длинна и неудобна была бы наша речь без них. (слайд № 25)

ХIV. Домашнее задание (по выбору): (слайд № 24)

1. Написать благодарственное письмо местоимению.

2. Дополнить высказывание, определить разряд и падеж местоимения:

. дан во владение . богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.

Всегда ли . обращаемся с . языком так, как . . заслуживает?

По отношению . человека к . языку можно совершенно точно судить не только о . культурном уровне, но и о . гражданской ценности. К. Паустовский

(Слова для справки: нам, самый, мы, этим, он, того, каждого, своему, его)‏

Используемая литература:

Русский язык: учебник для 6кл. М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др. – М.: Просвещение,2009

Уроки русского языка в 6кл. Г.А.Богданова. – М.: 2005

Просто и занимательно о русском языке: пособие для учащихся 5-7 классов/ И.И.Постников и др. – М.: Просвещение, 2007

Данный урок, урок-закрепление и обобщение, основная цель - проверить насколько качественно обучающиеся выполняют основные виды лингвистических работ, предусмотренных в программе по русскому языку под редакцией М.Т.Баранова для 6 класса.

По форме работы урок комбинированный, т.к. использовались фронтальный опрос, коллективная и индивидуальная работа, взаимопроверка, тренажер; по организации использована нестандартная игровая форма, которая помогла активно привлечь внимание обучающихся к теме, вызвать познавательный интерес к русскому языку.

Читайте также: