Изобразительное искусство и музыка древнего египта конспект

Обновлено: 02.07.2024

Выполнила ученица 10 класса Якушенко Виктория Учитель: Санкина Г. И.

В Египте было мало архитектурных форм, характерных для этого государства, это объяснялось ограниченностью строительного материала. Основными архитектурными формами были пирамида, пилон и колонна . Фактор, который играет большую роль в развитии архитектуры большинства стран, — это наличие дорог и их качество. В Древнем Египте единственной хорошей дорогой был Нил, он ей остаётся и до сих пор. Египетское строительное искусство достигло своего совершенства в эпоху фараона Хуфу. После этого методы строительства никак не улучшались, хотя в архитектуре появились новые формы, а качество строительства неизменно ухудшалось. Архитектура

Скульптура Древнего Египта — одна из наиболее самобытных и строго канонически разработанных областей искусства Древнего Египта. Скульптура создавалась и развивалась, чтобы представить древнеегипетских богов, фараонов, царей и цариц в физической форме. Существовало также множество изображений Ка в могилах простых египтян, в основном из дерева, некоторые из них сохранились. Статуи богов и фараонов ставились на всеобщее смотрение, как правило, на открытых пространствах и вне храмов. Статуи, как правило, сохраняют первоначальную форму каменной глыбы (или куска дерева), из которого они высечены.

Все изображения в Древнем Египте ярко раскрашивались. Каменная поверхность готовилась к покраске — грубый слой грязи с более мягким слоем гипса сверху, потом известняк — и краска ложилась более ровно. Применяемые пигменты были, как правило, минеральными, дабы защитить изображения от солнечного света. Множество египетских картин сохранились благодаря сухому климату Древнего Египта. Картины создавались с намерением улучшить жизнь покойному в загробном мире. Сцены, изображённые на картине, представляли путешествие в загробный мир и встречу в загробном мире с божеством. В Новом Царстве вместе с умершим стали хоронить Книгу мёртвых. Это считалось важным для загробной жизни.

Музыка Древнего Египта играла важную роль в культуре и общественной жизни страны. Вначале музыка не играла важную роль в песнях – музыканты лишь аккомпанировали певцам, на которых и было сосредоточено всё внимание. Но уже в период правления XVIII династии музыка стала отдельной от песен и начала свой самостоятельный путь развития.

Одними из древнейших древнеегипетских музыкальных инструментов являются арфа и флейта. Флейты могли быть разных размеров, простые и двойные флейты. Самые первые известные миру флейты появились в период правления IV династии в Верхнем Египте. Трубы же вышли в свет только во время правления VIII династии, и использовались только в армии. Боевые серебряные трубы были обнаружены в могиле Тутанхамона. Самым древним струнным Инструментом считается арфа, чьей родиной как раз и является Древний Египет. Во времена Древнего Царства на арфе обычно играли только женщины, которые аккомпанировали мужчинам певцам.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный материал будет предложен вниманию учащимся 5 классов в 3 четверти, тема которой посвящена изучению роли декоративного искусства в жизни общества и каждого человека.


Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта

Цели: познакомить учащихся с ролью декоративного искусства в эпоху Древнего Египта; сформировать представление о символике украш.


Презентация. Проверочная работа по изобразительному искусству в 5 классе на тему: "Искусство и культура Древнего Египта".

Материалы презентации - проверочная работа по изобразительному искусству в 5 классе на тему: "Искусство и культура Древнего Египта", могут быть использованы вместо опросных листов.

Изобразительное искусство и архитектура Древнего Египта

Изобразительное искусство и архитектура Древнего Египта.

Конспект урока , с помощью которого ученики подробно познакомятся с искусством ДревнегоЕгипта и выполнят практическое задание по предложенной схеме.

Конспект урока по теме: "Украшения в жизни древних обществ.Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта".

Конспект урока по теме: "Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта" содержит подробную разработку урока. Учащиеся знакомятся с костюмом древних египтян (ф.

презентация по теме: "Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта"

Тема расчитана на 2 часа. раскрывается на материале декоративно-прикладного искусства Древнего Египта. На уроках учащиеся знакомятся с костюмом древних египтян (фараона, знатных людей, жреца, чиновник.

Цивилизация Древнего Египта оставила человечеству немало шедевров. В их числе скульптурные памятники, обелиски и стелы, рельефные и фресковые росписи, украшающие стены гробниц и заупокойных храмов.

Скульптурные памятники

Величественное впечатление производит скульптура Древнего Египта, имевшая ритуальное назначение и связанная с культом мёртвых. Представления египтян о вечной жизни предполагали существование не только бессмертной души, но и нетленного тела. Это привело к появлению обряда мумификации (бальзамирования) и созданию статуй, которые фараон заказывал для погребения ещё при жизни.

Характерной особенностью египетской пластики стало изображение человека в идеальном возрасте, то есть достигшим расцвета духовных и физических сил. Египетская скульптура строго подчинялась канону — своду правил, сложив­шихся в процессе художественной практики и за­креплённых традицией. В передаче фигуры на плос­кости сочетаются фасные и профильные элементы: голова и ноги развернуты в профиль, плечи в фас, торс в три четверти.

В понятие канона входили также определённость позы (стоящие фигуры с выставленной вперёд левой ногой, сидящие на троне или коленопреклонённые), чёткая симметрия, пропорциональность и тщательная проработка всех деталей. Главная задача скульптора за­ключалась в достижении возможно более точного сходства с портре­тируемым. Его лицо должно было воплощать отрешённость от всего земного, безразличие к радостям и несчастьям. И действительно, каждая статуя смотрит в неведомую, бесконечную даль, в Веч­ность.

Существовала и традиционная окраска статуй: мужские фигуры окрашивались в тёмно-коричневый цвет, женские — в жёлтый. Во­лосы всегда были чёрными, одежда — белой. Одежда мужчин состо­яла из короткой набедренной повязки, женщин — длинного, обле­гающего тело прямого платья на широких лямках. Материалом для статуй служили дерево различных пород или камень: гранит, ба­зальт, песчаник, известняк.

Скульпторы Египта умели сочетать в одном изображении части тела человека и животного. Особенно ярко их мастерство воплоти­лось в Большом сфинксе — знаменитом страже пирамид в Гизе с лицом фараона Хефрена и телом льва.

«Вокруг меня мёртвое, жаркое море дюн и долин, полузасыпан­ных песками скал и могильников. Всё блестит, как атлас, отде­ляясь от шелковистой лазури. Всюду гробовая тишина и бездна пламенного света. Но я иду и не свожу глаз со Сфинкса.

В изображении фараонов существовали особенно строгие каноны. Их лица незабываемы. Во всём облике царит невозмутимость и сила царской власти. Спокойно и величественно восседает на троне фараон Аменемхет III.Поза фараона традиционна и канонична. Несомненно, перед нами образ волевого, сильного владыки, царствование которого было отмечено могуществом и благосостоянием страны. В заупокойной надписи о нём сказано так:

Он — знание в сердцах,

Его глаза прослеживают каждого,

Он — солнце, видящее лучами своими,

Он освещает обе земли лучше, чем солнце.

Он дал Египту процветать лучше, чем Нил.

Он кормит идущих его путём.

Мастерски переданы индивидуальные черты: скуластое лицо, тяжёлые веки, прикрывающие глаза, желваки около властного рта, чётко очерченный подбородок. Игра светотени на гладкой поверхности гранита усиливает выразительность образа.

Совсем иначе изображали людей, всецело зависящих от власти фараона. Посмотрите на скульптурный портрет писца Каи из гробницы в Саккаре. Он сидит, скрестив ноги, готовый записывать каждое слово хозяина. На коленях лежит развёрнутый лист папируса, в правой руке кисточка для письма. Внимателен и зорок угодливый и хитрый взгляд писца, подвижны ловкие пальцы. Широко открытые глаза настолько искусно инкрустированы алебастром, чёрным камнем, серебром и горным хрусталём, что кажутся живыми. Большие уши слегка оттопырены. Он привык слушать и повиноваться. Именно такой человек мог следовать словам поучения:

Не менее интересны парные скульптурные портреты, выполненные египетскими мастерами. Среди шедевров круглой скульптуры можно назвать изваяние супружеской пары царевича Рахотепа и его жены Нофрет из гробницы в Медуме. Каждый из них запечатлён в строго канонической позе. Фигуре царевича придан торжественный вид, его лицо индивидуализировано. Выступающие скулы, полные щёки, прямой нос, довольно толстые губы, выражение достоинства и величия, прямая осанка и гордо поднятая голова — вот что сумел передать в нём египетский мастер. На царевиче короткая белая повязка, на шее — нанизанные на белую нитку амулет серого цвета и яркая зелёная бусина, которые особенно эффектно выделяются на коричнево-красном теле. Жест руки свидетельствует об особой причастности к священному таинству.

В той же величественной позе запечатлена жена царевича. Мягкий округлый овал лица, миндалевидный разрез глаз, подчёркнутый контурной обводкой век, рельефно выступающий изгиб бровей, спокойный, уверенный взгляд, устремлённый в вечность, передают женскую прелесть, достоинство и очарование. Сквозь белое платье с широкими лямками отчётливо проступает изящная фигура Нофрет. Тело покрыто жёлтой охрой, на её фоне особенно выразительно ожерелье из бус сине-зелёного цвета. Пышная прическа перехвачена беллой лентой с разноцветными розетками.

Спинки кресел покрыты чёрными иероглифами. Ярко выделяясь на белом известняке, они выступают достойным декоративным обрамлением фигур.

3.2. Рельефы и фрески

Рельефные и фресковые композиции обычно раскрашивались в цвета, имеющие символический смысл.

Пространство внутри контура заполнялось минеральными кра­сками или цветными пастами. Затем вся фигура обводилась более широким контуром, отделявшим изображение от фона. В цветовой гамме преобладало всего несколько цветов: жёлтый, коричневый, зелёный и голубой, но при этом они отличались многообразием оттенков. И сегодня композиции древнеегипетских мастеров вызывают наше восхищение. Например, бе­лые одежды раскрашивались таким образом, что у зрителей созда­валась полная иллюзия прозрачности ткани, сквозь которую про­свечивает тело человека. На нежных женских лицах скользит едва заметный румянец.

Что же изображали на рельефах и фресках? Прежде всего это сцены загробной жизни, бальзамирование и оплакивание умерших, обряды, совершаемые над покойником при погребении. Чёткими ритмичными рядами шествуют вереницы слуг, несущих дары по­койному. С царственной важностью они ведут быков, их движения размеренны и непринужденны. Одни наклоняются, другие оборачи­ваются назад, третьи заботливо поглаживают по спине быков. Мы видим жертвенные столы, уставленные яствами, множество людей, работающих на полях и в садах, охотников и рыболовов, скотоводов и пастухов. Бесконечен поток пленных с захваченными трофеями.

Фрески и рельефы разбиты на четыре — шесть поясов, каждый из которых заполнен изображением законченных по содержанию сцен. А все вместе они составляют единую композицию.

Стенопись царских гробниц напоминала яркий развёрнутый свиток папируса, где священные тексты сопровождались иллюстра­циями, выполненными с тонким художественным вкусом и мастер­ством.

Иногда в рельефах и фресках представлены сцены повседневной трудовой жизни египтян: охота в нильских зарослях, рыбная ловля, трапеза, работа на поле и в саду. Мужчины гонят быков, тянут за рога упрямого козла, несут в руках по несколько уток, разделывают тушу быка, грузят на спину осла громоздкую плетёную корзину.

Картины пиров и развлечений правителей позволяют судить о вкусах и моде египетского общества того времени. Мы видим оча­ровательных танцовщиц с высоко поднятыми над головой руками. Их смуглые тела украшены поясами, ожерельями и браслетами, а на головах — диадемы. Особое внимание уделяется точной прора­ботке деталей одежды, украшений, длинных пышных париков.

В эпоху Нового царства в композиции стали вводить пейзаж с жи­вотными и растениями. Несмотря на то что египетские художники никогда не писали с натуры, им не откажешь в наблюдательности и прекрасном знании повадок животных. Особенности различных птиц или рыб переданы так правдиво, что современные зоологи без труда определяют их виды. Нанося штрихи разного цвета по основному то­ну, художникам удавалось передать изысканность оперения птиц, ха­рактерную окраску животных, пушистую кошачью шерсть. Худож­ник рисовал рыб, резвящихся в струях воды, диких уток и газелей среди пустынных скал, кошку, готовую броситься на добычу.

Лучшие традиции изобразительного искусства Древнего Египта получили дальнейшее развитие в рельефах и фресках многих наро­дов мира.

3.3. Сокровища гробницы Тутанхамона

Действительно, трудно описать словами одухотворённую нежность этого лёгкого, стремительно профиля, изящество гибкой шеи, тонкость и женственность черт благородного точёного лица. Не мог не обратить на себя внимание почти ничем не нарушаемая симметрия, удивительное чувство меры в передаче пластических форм. Поистине царственна осанка, способная вызвать благоговейное преклонение и восхищение совершенством прекрасного облика. Перед нами не просто гордая царица, а некий женский идеал в более широком и вневременном смысле. Становится понятным это поэтическое послание Эхнатона царице Нефертити:

Я люблю сладкое дыхание

Твоего рта,

Я каждый день восторгаюсь

Твоей красотой.

Мое желание — слышать

Твой прекрасный голос,

Звучащий словно шелест

Северного ветра.

От любви к тебе,

Дай мне твои руки, что

Держат твой дух,

Чтобы я смог принять его

И жить им.

Этот удивительный портрет, символ вечной красоты и обаяния, по праву занимает почётное место среди самых поэтичных женских образов.

В конце XIX в. в арабском селении Эль-Амарна, на территории столицы Эхнатона Ахетатона, начались археологические раскопки, открывшие человечеству немало художественных ценностей миро­вого значения. В их числе был и замечательный портрет царицы Не­фертити. Этот яркий, но недолгий период в развитии египетского искусства теперь принято называть амарнским. Со смертью Эхнато­на не исчезли художественные но­вовведения и поиски своего стиля. Достойным продолжателем Эхна­тона стал его преемник Тутанхамон (1351—1342 гг. до н. э.), имя кото­рого сегодня широко известно бла­годаря археологическим раскоп­кам его гробницы в Долине царей.

В 1922 г. английский археолог Говард Картер (1873—1939) сделал сенсационное открытие. Ему уда­лось обнаружить знаменитые со­кровища гробницы фараона, к сча­стью, не разграбленные к тому вре­мени. Двенадцать ступеней вели к замурованной двери с печатью Тутанхамона. Каких только пред­метов здесь не было! Богато укра­шенные ложа, стулья, кресла, иг­ральные столики, позолоченные инкрустированные колесницы, мо­дели морских судов, расписные ларцы и сундуки, военное оружие, парадная посуда, большие и маленькие статуи, изображения живот­ных.

В помещении погребальной камеры находилось несколько саркофагов, в последнем из которых поко­илась мумия Тутанхамона, сплошь усыпанная драго­ценными камнями и предметами ювелирного искус­ства. Но самой замечательной находкой была золотая маска Тутанхамона, точно передающая его черты. Внимательно посмотрите на это произведение искусства. Кажется, в нём запечатлелась сама Вечность. Широко раскрыты огромные миндалевидные глаза — вместилище души фараона. Его взгляд скользит мимо нас, он устремлён в Грядущее. Символы царской власти (изображение коршуна и змеи), полосатый головной убор с длинными спускающимися на грудь концами, инкрустация золотом, лазуритом, сердоликом и разноцветными смальтами — передаёт величие и божественное происхождение фараона.

3.4. Музыка Древнего Египта

Расцвет древнеегипетской цивилизации неразрывно связан с развитием музыки, театра и поэзии. Учёные считают, что есть основания говорить о значительных достижениях египтян и в этих областях художественного творчества.

Время не сохранило образцов древнеегипетской музыки и, возможно, мы ничего не узнали бы о ней, если бы не произведения других видов искусства. Настенные изображения в гробницах фараонов, бесценные строки поэтических произведений раскрывают и интереснейшие подробности музыкальной жизни Древнего Египта, воссоздают картины музыкального быта этой страны.

На барельефах и росписях запечатлены группы музыкантов: арфистов, флейтистов, певцов, объединённых в целые оркестры и хоры. Певцы хора обычно бьют в ладоши, а их пение сопровождается танцами. Изображения играющих музыкантов позволили исследователям высказать мнение об использовании хейрономии, то есть специальной жестикуляции руками для выражения ритма и мелодии.

Следуй желаниям сердца,

Пока ты существуешь,

Надуши свою голову миррой,

Облачись в лучшие ткани,

Из жертв богов.

Умножай своё богатство.

Свершай дела свои на земле

По велению своего сердца,

И не изнуряй себя.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И МУЗЫКА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Цивилизация Древнего Египта оставила человечеству немало шедевров. В их числе скульптурные памятники, обелиски и стелы, рельефные и фресковые росписи, украшающие стены гробниц и заупокойных храмов.

Скульптурные памятники

Величественное впечатление производит скульптура Древнего Египта, имевшая ритуальное назначение и связанная с культом мёртвых. Представления египтян о вечной жизни предполагали существование не только бессмертной души, но и нетленного тела. Это привело к появлению обряда мумификации (бальзамирования) и созданию статуй, которые фараон заказывал для погребения ещё при жизни.

Характерной особенностью египетской пластики стало изображение человека в идеальном возрасте, то есть достигшим расцвета духовных и физических сил. Египетская скульптура строго подчинялась канону — своду правил, сложив­шихся в процессе художественной практики и за­креплённых традицией. В передаче фигуры на плос­кости сочетаются фасные и профильные элементы: голова и ноги развернуты в профиль, плечи в фас, торс в три четверти.

В понятие канона входили также определённость позы (стоящие фигуры с выставленной вперёд левой ногой, сидящие на троне или коленопреклонённые), чёткая симметрия, пропорциональность и тщательная проработка всех деталей. Главная задача скульптора за­ключалась в достижении возможно более точного сходства с портре­тируемым. Его лицо должно было воплощать отрешённость от всего земного, безразличие к радостям и несчастьям. И действительно, каждая статуя смотрит в неведомую, бесконечную даль, в Веч­ность.

Существовала и традиционная окраска статуй: мужские фигуры окрашивались в тёмно-коричневый цвет, женские — в жёлтый. Во­лосы всегда были чёрными, одежда — белой. Одежда мужчин состо­яла из короткой набедренной повязки, женщин — длинного, обле­гающего тело прямого платья на широких лямках. Материалом для статуй служили дерево различных пород или камень: гранит, ба­зальт, песчаник, известняк.

Скульпторы Египта умели сочетать в одном изображении части тела человека и животного. Особенно ярко их мастерство воплоти­лось в Большом сфинксе — знаменитом страже пирамид в Гизе с лицом фараона Хефрена и телом льва.

«Вокруг меня мёртвое, жаркое море дюн и долин, полузасыпан­ных песками скал и могильников. Всё блестит, как атлас, отде­ляясь от шелковистой лазури. Всюду гробовая тишина и бездна пламенного света. Но я иду и не свожу глаз со Сфинкса.

В изображении фараонов существовали особенно строгие каноны. Их лица незабываемы. Во всём облике царит невозмутимость и сила царской власти. Спокойно и величественно восседает на троне фараон Аменемхет III.Поза фараона традиционна и канонична. Несомненно, перед нами образ волевого, сильного владыки, царствование которого было отмечено могуществом и благосостоянием страны. В заупокойной надписи о нём сказано так:

Образовательная цель проведения урока, педагогические способы и особенности изложения нового материала и методы развития у школьников уважения к истории мировой культуры. Формирование эстетического вкуса учащихся с помощью изобразительного искусства.

Рубрика Педагогика
Вид конспект урока
Язык русский
Дата добавления 04.03.2015
Размер файла 19,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

по МХК в 10 классе

Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта

Учитель изобразительного искусства

с. Енисейское 2014 г.

1) Образовательная - дать представление о развитии изобразительного искусства и музыки в культуре Древнего Египта

2) Воспитательная - воспитать уважение к истории мировой культуры

3) Развивающая - повысить эстетический вкус учащихся

1. Организационный момент и проверка д/з

На прошлом уроке мы с вами изучали архитектуру страны фараонов.

Итак, давайте с вами вспомним, что такое пирамиды? (это усыпальницы древнеегипетских царей - фараонов)

В чем проявилась связь архитектуры Древнего Египта с религиозно-мифологическими представлениями египтян? (египтяне считали, что земные жилища человека временны, а посмертные - вечны, поэтому гробницы строились прочнее, чем жилища живых людей)

Назовите самую древнюю пирамиду Египта. (пирамида фараона Джосера, сделана ступенями)

Кто ее построил и какой чести добился ее архитектор? (визирь Джосера, ученый медик, математик и архитектор Имхотеп; имя этого архитектора было высечено на цоколе статуи Джосера)

В честь кого строились храмы и храмовые комплексы Древнего Египта? (в честь Богов и фараонов)

Назовите один из самых крупнейших храмовых комплексов Древнего Египта? В честь какого Бога он построен? (храмовый комплекс в Карнаке и Луксоре; в честь Бога солнца Амона-Ра)

2. Объяснение нового материала

Цивилизация Древнего Египта оставило человечеству множество шедевров. В их числе скульптурные памятники, обелиски и стеллы, рельефные и фресковые росписи, украшающие стены гробниц и заупокойных храмов. Скульптура Древнего Египта- великолепна, имевшая ритуальное назначение и связанная с культом мертвых. Представление египтян о вечной жизни предполагали существование не только бессмертной души, но и нетленного тела. Это привело к появлению обряда мумификации (бальзамирования) и к созданию статуй, которые фараон заказывал для погребения еще при жизни.

Характерной особенностью египетской пластики стало изображение человека в идеальном возрасте, то есть достигшим расцвета духовных и физических сил. Египетская скульптура строго подчинялась канону - своду правил. Сложившихся в процессе художественной практики и закрепленных традицией. Тело мужчины раскрашивалось в красно-коричневый цвет, тело женщины в желто-розовый, волосы черные, одежда белая. В передаче фигуры на плоскости сочетаются фасные и профильные элементы: голова и ноги развернуты в профиль, плечи в фас, торс в три четверти. (учебник стр.42-43) Египетские художники никогда не занимались рисованием с натуры: при создании росписей они руководились канонами. Однако для успешного исполнения росписи художник должен был знать предметы, которые изображает. Художники тренировались, рисуя по памяти чаще всего на глиняных черепках - остраконах. На них рисовались мотивы, которые могли понадобиться для росписей гробниц, или вариации тех, что уже были в древних гробницах - например, вот этот. Такие рисунки сделаны менее канонично и более эскизно, чем сами росписи.

Скульпторы Египта умели сочетать в одном изображении части тела человека и животного. Особенно ярко их мастерство воплотилось в Большом сфинксе - знаменитом страже пирамид в Гизе с лицом фараона Хефрена и телом льва. Это самый большой сфинкс: он высечен из цельной скалы. Голова его в тридцать раз больше человеческой, а длина тела - пятьдесят семь метров.

Требования к изображению Богов и фараонов и простого народа различались. Давайте с вами прочитаем про изображение Богов и фараонов в учебнике (стр. 40). Как вы видите, все изображения фараонов подвергались четкому следованию правилам. Боги изображались по тем же правилам. Зачастую фараон и Боги изображались одного роста. Но при изображении вместе разных Богов действовало следующее правило: чем выше стоит Бог по иерархии, тем выше ростом он будет изображен, то есть верховный Бог Амон Ра, будет выше ростом Богини Нут. Так же неотъемлемой частью канона изображения Богов является то, что их изображали с головами животных - Бог-фараон Гор, например, изображался с головой Сокола, а Бог мёртвых Анубис - с головой шакала.

Что же еще было популярным в изображении? Давайте об этом прочтем в учебнике на стр. 45-46.

Со смертью Эхнатона не исчезли художественные нововведения и поиски своего стиля. Достойным продолжателем Эхнатона стал его преемник Тутанхамон (1351-1342 гг. до н.э.), имя которого сегодня широко известно благодаря археологическим раскопкам его гробницы в Долине царей. В 1922 г. английский археолог Говард Картер (1873-1939) сделал сенсационное открытие. Ему удалось обнаружить знаменитые сокровища гробницы фараона, к счастью, не разграбленные к тому времени. В помещении погребальной камеры находилось несколько саркофагов, в последнем из которых покоилась мумия Тутанхамона, сплошь усыпанная драгоценными камнями и предметами ювелирного искусства. Но самой замечательной находкой была золотая маска Тутанхамона, точно передающая его черты. В ней запечатлелась сама Вечность. Широко раскрыты огромные миндалевидные глаза - вместилище души фараона. Символы царской власти (изображение коршуна и змеи), полосатый головной убор с длинными спускающимися на грудь концами, инкрустация золотом, лазуритом, сердоликом и разноцветными смальтами - все передает величие и божественное происхождение фараона.

Уже в эпоху Древнего царства появились изображения этого инструмента, когда он по форме больше напоминал простой лук. Позднее в эпоху Рамзеса III, арфу покрывали тонкой резьбой, золотом и черепаховой костью. Египет был первой страной, где особым почетом и уважением пользовались профессиональные музыканты. Без их участия не обходилось ни одно театральное представление в честь наиболее почитаемых богов. Самое пышное музыкальное сопровождение сопутствовало культу Осириса, покровителя и судьи мёртвых, который олицетворял воскресающую и умирающую природу. Его жизнь, смерть и воскресение определяли основное содержание театральных действ. Кстати, обучение музыке входило в программу обязательного школьного образования в Древнем Египте.

школьник образовательный воспитательный педагогический

3. Итог урока

Сегодня мы с вами поговорили и узнали об изобразительном искусстве и музыке Древнего Египта.

Каковы особенности древнеегипетской скульптуры?

Какое выражение находит канон в скульптурных портретах фараонов?

Что изображали на рельефах и фресках?

Какую роль в жизни египетского общества играла музыка? Назовите наиболее популярные музыкальные инструменты.

Домашнее задание.

Прочитать главу 4 учебника стр.39-51.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Искусство и музыка древнего Египта. Презентация на заданную тему содержит 35 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Архитектура Древнего Египта Древнеегипетская архитектура отличается условностью и однообразием. Это связано с тем, что добыча камня и его обработка находилась в руках государства, методы работы установились так прочно, что не менялись на протяжении 3500 лет. Изолированность египетской цивилизации привела к тому, что в древнем государстве отсутствовала конкуренция в архитектуре, которая оказала бы благотворное влияние на ее развитие, как, например, в Европе.

Еще одним важным фактором было отсутствие разнообразия строительного материала, что вело и ограниченному использованию архитектурных форм. Основными архитектурными формами были пирамида, пилон и колонна . Последний фактор, который играл большую роль в развитии архитектуры большинства стран, — это наличие дорог и их качество. В Древнем Египте единственной хорошей дорогой был Нил, он ей остается и до сих пор.

Искусство Древнего Египта В первой половине III тысячелетия до нашей эры сложился монументальный стиль египетского искусства, выработались изобразительные каноны, которые потом свято оберегались на протяжении веков.

Их постоянство обусловлено особенностями развития древнеегипетского общества, а также тем, что искусство Египта было составной частью культа, заупокойного ритуала. Оно столь тесно связано с религией, обоготворявшей силы природы и земную власть, что трудно понять его образную структуру, не имея общего представления о религиозно-обрядовых обычаях египтян.

Скульптура Древнего Египта Скульптура Древнего Египта — одна из наиболее самобытных и строго канонически разработанных областей искусства Древнего Египта. Скульптура создавалась и развивалась, чтобы представить древнеегипетских богов, фараонов, царей и цариц в физической форме. Статуи богов и фараонов ставились на всеобщее смотрение, как правило, на открытых пространствах и вне храмов. Статуи, как правило, сохраняли первоначальную форму каменной глыбы или куска дерева, из которого они высечены.

Существовал очень строгий канон создания древнеегипетской скульптуры: цвет тела мужчины должен был быть темнее цвета тела женщины, руки сидящего человека должны были быть исключительно на коленях; существовали определенные правила изображения египетских богов. Так бога Гора следовало изображать с головой сокола, бога мертвых Анубиса — с головой шакала. Все скульптуры создавались по данному канону и следование было столь строгим, что почти за трехтысячелетнюю историю существования Древнего Египта он не претерпел изменений.

Живопись Все рельефы в Древнем Египте ярко раскрашивались, меньше всего изображений было в гробницах, храмах и дворцах, там рисунки были только на поверхности. Каменная поверхность готовилась к покраске: грубый слой грязи с более мягким слоем гипса сверху, потом известняк, и краска ложилась более ровно. Строительные пигменты были минеральными, чтобы защитить изображения от солнечного света. В конечном счете настоящая фреска не получалась и не использовалась. Вместо этого использовалась краска на слое высушенного пластыря. Сверху живопись покрывалась слоем лака или смолы, чтобы сохранить изображение надолго. Небольшие изображения, выполненные в такой технике, хорошо сохранились, хотя на крупных статуях практически не встречаются.

Множество египетских картин сохранились благодаря сухому климату Древнего Египта. Картины создавались с намерением улучшить жизнь покойному в загробном мире. Сцены, изображенные на картине, представляли путешествие в загробный мир и встречу в загробном мире с божеством (суд Осириса). Также часто изображалась земная жизнь усопшего, чтобы помочь ему заниматься тем же в царстве мертвых. В Новом Царстве вместе с умершим стали хоронить Книгу мертвых. Это считалось важным для загробной жизни. Основными цветами были красный, синий, черный, коричневый, жёлтый, белый и зеленый.

Существовали и другие мистерии, посвященные, например, Исиде и Хору Бехдетскому. Мистерии включали сцены нахождения Исидой тела Осириса, ее плач по Осирису, оживление Осириса, рождение Гора, борьбу Гора с Сетом, воскресение Осириса. Мистерии были разные, но во всех воплощалась тема борьбы добра со злом и света с мраком.

Музыка и танцы Древнего Египта Культура Древнего Египта была насыщена музыкой и танцами. Египтяне очень любили веселье и ни один праздник и ни одно событие не проходило без плясок под музыкальный аккомпанемент. Танцевали все. Улицы Древнего Египта были всегда наполнены танцовщицами, которые развлекали и восхищали прохожих. Но стоит отметить, что люди высокого ранга не участвовали в подобных плясках, а лишь наблюдали за нанятыми танцорами, которые веселили гостей и хозяев праздника. Современные хореографические традиции Египта во многом отличаются от танцев Древнего Египта. Они стали более совершенными, появилось большое разнообразие движений. Но, невзирая на истечение стольких столетий, искусство танца этой страны осталось уникальным и неповторимым. Египтяне сумели пронести сквозь века свои традиции и манеры, присущие только их народу.

В Древнем Египте искусство танца ценилось довольно высоко. Танцы в Древнем Египте были особенные и ни на что не похожие. За долгие годы развития культуры во времена фараонов возникло большое количество видов хореографии: танцы для развлечения, гаремные, ритуальные, религиозные и даже военные танцы. Со временем, в танце Древнего Египта стало прослеживаться влияние таких соседних стран, как Эфиопия, Нубия, Судан, Сирия и Палестина. Из каждого государства была перенята какая-то частичка его традиции танца

В 1500 году до н.э. в хореографии Древнего Египта появилось еще больше гибкости, элегантности и утонченности, которые были привнесены индийскими баядерками. Самым необычным танцем в Древнем Египте можно назвать астрономический танец жрецов, которые разгадывали тайны звезд и предвещали судьбы. Ритм их воплощал в себе движение небесных тел во всей Вселенной и олицетворял гармонию безупречной небесной сферы. Выполняли этот танец вокруг специального алтаря, что символизировал солнце. Каждое движение имело свой смысл и подтекст. Например, сначала участники танца двигались с востока на запад, что символизировало движение неба, а затем с запада на восток, что олицетворяло движение планет.

Музыкальные инструменты Древнего Египта Три инструмента боролись за главенствующую роль Древнего Египта - арфа, систр и флейта. Наиболее раннее изображение арфы мы встречаем в эпоху IV династии на барельефе гробницы Дебхен в некрополе Гизы. Первоначально это были так называемые дуговые арфы, древнейшим прототипом которых, по мнению многих ученых, являлся лук.

Арфы отличались друг от друга размерами и количеством струн: некоторые были высотой с музыканта. Струн могло быть от четырех до двадцати. Голова фараона означала, что на такой арфе играл придворный музыкант. Можно лишь согласиться с утверждением, что та "тысяча комбинаций", в которой некоторые ученые не усматривают ни одной правдоподобной, как раз и есть достоверное свидетельство разнообразнейшего арсенала средств, применявшихся древними музыкантами при игре.

Систр имели право использовать только знатные женщины и жрицы на церемониях. Во время игры на нем женщины надевали священное ожерелье "менат". Церемонии были связаны с Хатхор - богиней радости и веселья, музыки и танца. Это изображение относится к XVIII династии, периоду царствования Аменхотепа IV (Эхнатона).

Труба, или флейта - один из древнейших инструментов. Обычно их делали из цельного куска дерева. Однако в заимствованных инструментах египтяне многое изменили. Особенностью древнеегипетской лютни являлось то, что играли на ней при помощи плектра - маленькой пластинки, которую держали большим и указательным пальцами правой руки. Плектр висел на шнурке, прикрепленном к грифу инструмента. Звучание такой лютни больше походило на звучание современной балалайки или домры, нежели на звучание лютни, распространенной в Западной Европе эпохи Возрождения и барокко.

Читайте также: