Изображение человека как важнейшая идейно нравственная проблема литературы 7 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок 1
ВВЕДЕНИЕ. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.

Цели : знакомство с советами по технике чтения, значением вдумчивого чтения, помогающего запоминать, обдумывать, представлять себя в гуще событий; развитие воображения; пополнение словарного запаса; воспит ание интерес а к чтению художественных произведений как духовн ой потребност и.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: п ознакомятся с метафорической природой художественного образа, его обобщающим и оценочным значениями, с разными видами художественных образов.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике;

регулятивные: организовывать свое рабочее место; овладевать способностями понимать учебные задачи, отвечать на вопросы, обобщать, делать выводы, оценивать свои достижения на уроке;

коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении; подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.

Личностные: проявлять любознательность и интерес к изучению литературных произведений.

Методические приемы : выразительное чтение, аналитическая беседа.

Сценарий урока

I. Организационный момент * .

II. Изучение нового материала.

1. Вступительное слово учителя с элементами беседы.

Как же удалось автору убедить читателя, заставить его переживать вместе со всеми героями? Просто ли это для самого талантливого и даже гениального писателя? Оказывается, нет! За каждым произведением стоит огромный труд писателя, изучение и сбор материала, творческие муки создания произведения.

Но чтобы понять и осмыслить текст, читателю также следует проделать определенную работу, иначе многое может остаться в тени, незамеченным, непонятым, не оцененным по достоинству.

Что это значит? На что надеется каждый автор?

Но чтобы понять и осмыслить текст, читателю также следует проделать определенную работу, иначе многое может остаться в тени, незамеченным, непонятым, не оцененным по достоинству.

Писатели и ученые советуют читать внимательно, вдумчиво, не торопясь. Прислушаемся к их советам, рассуждениям.

2. Работа по учебнику (с. 3–5).

Чтение статьи. Беседа по вопросам.

– На какого читателя рассчитывает автор статьи? (Талантливого, чуткого, обладающего творческим воображением.)

Выполнение задания 2 (с. 5).

– Как отражается в пословицах отношение народа к чтению, книге?

– Объясните смысл предлагаемых пословиц.

– Известны ли вам другие пословицы на эту тему? Какие? Назовите и объясните их смысл.

3. Работа в парах.

Перед вами высказывания о чтении, о роли книг в жизни человека. Обсудите в парах данные высказывания, объясните их смысл, выберите высказывание, которое вам нравится больше всего, аргументируйте свою позицию, приведите примеры. (Преподаватель раздает карточки. После обсуждения в течение 3-4 минут воспитанники выступают, поясняя свою позицию, аргументируя ее, подтверждая примерами).

Книга — великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться. (А.Блок)

Плохое чтение — как замазанное грязью окошко, через которое ничего не видно. (В. Сухомлинский)

Величайшего сожаления достоин тот, кто не был в плену серьезной книги…

Скажи, что ты читаешь, и я скажу, кто ты. Можно составить верное понятие об уме и характере человека, осмотревши его библиотеку. ( Шарль Блан - французский художественный критик, историк, искусствовед и гравёр, член Французской академии. )

Просматривать, перелистывать книгу — это не чтение. Читать надо так, как слушаешь исповедь человека. Углубляясь в книгу. Тогда она раскроет себя, и ты постигнешь ее прелесть. ( К.А.Федин)

Шесть — семь лет занятий классической литературой сообщают уму такое благородство, такое изящество, силу и красоту которых не достичь никакими иными средствами. (А.Франс- французский писатель и литературный критик. )

Чтение сделало Дон Кихота рыцарем, а вера в прочитанное сделала его сумасшедшим. (Джордж Бернард Шоу)

Главное в чтении — не текст сам по себе, а мысли, чувства, образы, вопросы, которые рождаются в душе читателя. (Н.А.Рубакин)

4.Экскурсия по учебнику (I и II ч.).

– С какими писателями и произведениями предстоит познакомиться впервые?

– Какие справочные и изобразительные материалы помогут в этом?

Выво д. Учебник – верный помощник в накоплении знаний.

III. Итог урока. Рефлексия деятельности.

– Книга – верный помощник в накоплении знаний, но читать надо вдумчиво, не торопясь: это огромный труд!

-Чему вы сегодня научились на уроке, что нового узнали?

(Н – р: Выбирайте подходящую окружающую среду для чтения

Вы будете читать быстрее и понимать больше, если делаете это в обстановке, которая наиболее удобна для вас

Если вы начали читать, то не бросайте.

Прочтите то, что выбрали, до конца. Если вы закончили, но у вас остались вопросы, вернитесь назад и перечитайте соответствующие разделы. Если у вас нет вопросов, значит, вы получили то, что вам нужно, и готовы двигаться дальше.

Помните, что вы читаете с определенной целью, поэтому сосредоточьтесь на этой цели и читаемом материале. Если вы начинаете терять интерес, сделайте перерыв или почитайте что-нибудь другое. Вы можете отслеживать то, что читаете, помогая себе рукой или пальцем. Этот простой прием поможет вам сосредоточиться и повысить концентрацию внимания.

Чем больше вы читаете, тем более хорошим читателем вы становитесь (и более умным тоже). Поэтому читайте больше, чтобы питать и закалять свой ум.)

Тема: Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.

Тип урока: Комбинированный урок

Цели: выявление уровня подготовленности учащихся к восприятию курса литературы в 7 классе.

  1. образовательные: показать значение вдумчивого чтения, помогающего запоминать, обдумывать, представлять себя в гуще событий;
  2. развивающие: развивать воображение, умение рассказывать о прочитанных произведениях;
  3. воспитательные : воспитывать интерес к чтению художественных произведений как духовную потребность.

Метапредметные: в результате проведенного урока ученики получили возможность научиться самостоятельно рассуждать и делать выводы.

Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Предметные: уметь видеть в произведениях важнейшие идейно-нравственные проблемы литературы, уметь находить взаимосвязи русской литературы с культурой и историей России и мира.

Материально-техническое обеспечение урока:

  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • доска, экран;
  • Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч. Автор: В.Я. Коровина. М.: Просвещение, 2015 г.;
  • дифференцированные задания (карточки);
  • анкета для каждого ученика;
  • план сочинения – рассуждения (на карточках).

Формирование УУД и технология оценивания

самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

уметь видеть в произведениях важнейшие идейно-нравственные проблемы литературы, уметь находить взаимосвязи русской литературы с культурой и историей России и мира.

Устанавливать причинно-следственные связи.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

Формирование восприятия текста как произведения искусства.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

Вот и закончилось лето, и мы с вами снова вместе, снова начинаем делать шаги к познанию нового, интересного. В этом учебном году нам предстоит совершить путешествие в мир произведений писателей разных столетий, открыть для себя их мир, их чаяния, надежды, научиться чему-то новому, что – то осознать.

  1. Оформление (титул, форзацы, портреты писателей, иллюстрации). Содержание.
  2. Справочный аппарат учебника, словари.
  3. Блоки вопросов и заданий.

Анкетирование по выявлению читательских интересов воспитанников:

  1. Какое произведение вы хотели бы перечитать? Назовите его (их).
  2. Какое произведение вы посоветовали бы прочитать одноклассникам?
  3. Назовите 5 причин, почему полезно читать книги.

Работа по теме урока.

Подводится итог выступлениям.

Когда вы открываете незнакомую книгу, вы словно остаетесь один на один с умным и взрослым другом – писателем. Читая одну страницу за другой, вдруг понимаете, что с вами происходит что – то чудесное: вы словно проживаете вместе с героями в их мире: путешествуете, попадаете в различные приключенческие истории, видите неповторимые картины. Сражаетесь с врагами, вместе с героями терпите поражения и побеждаете. Задумывались ли вы, почему писателю удается покорять нас силой своего художественного слова?

Давайте сформулируем проблемный вопрос урока:

Изображение человека – нравственная проблема литературы.

Перед вами высказывания о чтении, о роли книг в жизни человека. Обсудите в группе данные высказывания, объясните их смысл, аргументируйте свою позицию, приведите примеры.

Слайд 8 Книга — великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться. (А.Блок)

Слайд 9 Плохое чтение — как замазанное грязью окошко, через которое ничего не видно. (В. Сухомлинский)

Слайд 10 Величайшего сожаления достоин тот, кто не был в плену серьезной книги…( Юрий Бондарев)

Слайд 11 Скажи, что ты читаешь, и я скажу, кто ты. Можно составить верное понятие об уме и характере человека, осмотревши его библиотеку. ( Шарль Блан - французский художественный критик, историк, искусствовед и гравёр, член Французской академии. )

Слайд 12 Просматривать, перелистывать книгу — это не чтение. Читать надо так, как слушаешь исповедь человека. Углубляясь в книгу. Тогда она раскроет себя, и ты постигнешь ее прелесть. ( К.А.Федин)

Слайд 13 Шесть-семь лет занятий классической литературой сообщают уму такое благородство, такое изящество, силу и красоту которых не достичь никакими иными средствами. (А.Франс – французский писатель и литературный критик)

Слайд 14 Чтение сделало Дон Кихота рыцарем, а вера в прочитанное сделала его сумасшедшим. (Джордж Бернард Шоу)

Слайд 15 Главное в чтении — не текст сам по себе, а мысли, чувства, образы, вопросы, которые рождаются в душе читателя. (Н.А.Рубакин)

Но чтобы понять и осмыслить текст, читателю также следует проделать определенную работу, иначе многое может остаться в тени, незамеченным, непонятым, не оцененным по достоинству.

Выбирайте подходящую окружающую среду для чтения. Вы будете читать быстрее и понимать больше, если делаете это в обстановке, которая наиболее удобна для вас.

Если вы начали читать, то не бросайте. Прочтите то, что выбрали, до конца. Если вы закончили, но у вас остались вопросы, вернитесь назад и перечитайте соответствующие разделы. Если у вас нет вопросов, значит, вы получили то, что вам нужно, и готовы двигаться дальше.

Сосредоточьтесь. Помните, что вы читаете с определенной целью, поэтому сосредоточьтесь на этой цели и читаемом материале. Если вы начинаете терять интерес, сделайте перерыв или почитайте что-нибудь другое. Вы можете отслеживать то, что читаете, помогая себе рукой или пальцем. Этот простой прием поможет вам сосредоточиться и повысить концентрацию внимания.

Практикуйте Чем больше вы читаете, тем более хорошим читателем вы становитесь (и более умным тоже). Поэтому читайте больше, чтобы питать и закалять свой ум.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока: Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нрав­ственная проблема литературы.

Учебная дисциплина : литература

Номер урока в КТП: 1

Эпиграф – это цитата, которая помещается во главе произведения, с целью указать его дух, смысл и отношение к нему автора. Оформление эпиграфа: в правой стороне листа без кавычек. Фамилия и инициалы автора не заключаются в кавычки и скобки и точка после них не ставится. Запишем эпиграф в тетради.

Слайд 2

Для начала давайте рассмотрим наш учебник.

• Титульный лист (портреты писателей Пушкин, Лермонтов Михаил Юрьевич, Николай Васильевич Гоголь, Лев Николаевич толстой) авторы учебника , год , издание

• Форзац (это двойной лист бумаги, соединяющий книжный блок с переплетом).

• Содержание – это организованный учебный материал.

• Справочный аппарат учебника (литературные места россии)

• Блоки вопросов и заданий (после каждого параграфа у нас есть блоки вопросов и заданий).

2. Слайд 3

Вспомним список литературы, который дан был вам на лето.

1) Все ли произведения из списка литературы для летнего чтения вы прочли?

2) Вели ли чит.дневник?

3) Какое произведение вам больше запомнилось?

4) Назовите несколько причин, почему полезно читать книги. (увеличить словарный запас, поменять взгляд на мир, улучшить память и развить мышление, развить наши творческие способности, увеличить темп чтения)

3. Слайд 4 Цель нашего сегодняшнего урока понять почему – изображение человека – это одна из важнейших идейно-нравственных проблем литературы

За каждым произведением стоит огромный труд писателя, изучение и сбор материала, творческие муки создания произведения.

В разные исторические эпохи художественная литература изменялась. Но главную роль в литературном процессе занимал литературный герой.

4. Слайд 5

В произведениях периода древнего эпоса герой литературных прои зведений был идеалом человека, к которому стремились. Это человек смелый и отважный, обладающий положительными душевными качествами .
(геракт уничтожает лирнейскую гидру)

5. Слайд 6

В период древней Руси прославляется подвиг служения Отечеству, описывается жизнь русских святых, в образах которых страстное служение идее, идеалы духовной красоты русского человека (Феодосий Печерский, Сергий Радонежский и др.).

6. Слайд 7

7. Слайд 8

В последующих периодах герой далеко не идеален: авторы откровенно указывают читателю на его пороки или же на достоинства.

8. Слайд 9

Главные литературные герои во многих литературных произведениях имеют своих прототипов в реальной жизни. Например, был человек, судьба которого схожа с судьбой героя Гоголя из повести тарас бульба. Остап гоголь родился в начале 17 века. Он воевал с турками. Этот далекий предок писателя и был прототипом Тараса бульбы.

9. Слайд 10

Создавая литературного героя, автор пытается передать ему свои взгляды, он как бы вдыхает в него жизнь, следит за тем, чтобы число положительных, или отрицательных качеств не превысило допустимые нормы.

Средствами создания образа человека являются:

1) номинации: имя, фамилия, прозвище и т.п.

3) речевая характеристика (содержание речи и её форма: что, о чём говорит герой и как);

4) интерьер (позволяет автору дать, может быть, скрытую характеристику самому хозяину);

5) пейзаж (картины природы могут быть созвучны душевному состоянию героя или быть противопоставлены ему);

6) художественная деталь — небольшая предметно-бытовая, психологическая подробность, становящаяся важнейшей чертой образа или помогающая раскрыть характер, душевное состояние героя;

8) поступки и взаимоотношения героя;

9) оценочные высказывания в адрес героя;

10) авторская оценка — отзывы самого автора о своём герое;

11) композиция произведения, в том числе такие внесюжетные элементы (письма, сны, дневниковые записи, вставные эпизоды);

12) изобразительно-выразительные средства (тропы, стилистические фигуры, языковые средства).

10. Слайд 11

В литературных произведениях герои представляют собой зеркало, в котором отображается общество.

Но чтобы понять и осмыслить текст, читателю нужно проделать большую работу. Как вы думаете, какую? Вдумчиво и терпеливо читать строки, включать воображение на 100 процентов и представлять все в точности как хотел донести автор.

Нажмите, чтобы узнать подробности

О каком писателе и его произведении вы готовы рассказать на уроках литературы?

О каком из писателей хотелось бы узнать больше?

Какие герои прочитанных книг показались вам близкими? Чем они вам близки?

Есть ли такие произведения, которые любите перечитывать? Назовите их.

Какое произведение вы бы посоветовали прочитать своим друзьям, одноклассникам?

Назовите 5 причин, почему полезно читать книги.

Анкета

Назовите произведения, которые вы прочитали летом, и их авторов.

Какое произведение больше запомнилось? Почему?

О каком писателе и его произведении вы готовы рассказать на уроках литературы?

О каком из писателей хотелось бы узнать больше?

Какие герои прочитанных книг показались вам близкими? Чем они вам близки?

Есть ли такие произведения, которые любите перечитывать? Назовите их.

Какое произведение вы бы посоветовали прочитать своим друзьям, одноклассникам?

Назовите 5 причин, почему полезно читать книги.

Анкета

Назовите произведения, которые вы прочитали летом, и их авторов.

Какое произведение больше запомнилось? Почему?

О каком писателе и его произведении вы готовы рассказать на уроках литературы?

О каком из писателей хотелось бы узнать больше?

Какие герои прочитанных книг показались вам близкими? Чем они вам близки?

Есть ли такие произведения, которые любите перечитывать? Назовите их.

Какое произведение вы бы посоветовали прочитать своим друзьям, одноклассникам?

Назовите 5 причин, почему полезно читать книги.

Анкета

Назовите произведения, которые вы прочитали летом, и их авторов.

Какое произведение больше запомнилось? Почему?

О каком писателе и его произведении вы готовы рассказать на уроках литературы?

О каком из писателей хотелось бы узнать больше?

Какие герои прочитанных книг показались вам близкими? Чем они вам близки?

Есть ли такие произведения, которые любите перечитывать? Назовите их.

Какое произведение вы бы посоветовали прочитать своим друзьям, одноклассникам?

Назовите 5 причин, почему полезно читать книги.

Изучаемая дисциплина: литература

Тема урока: Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.

Задачи: выявить, насколько школьники подготовлены к восприятию нового курса литературы, каковы их читательский кругозор, культура речи и реакция на вопросы учителя;

-развивать умение рассказывать о прочитанных произведениях, строить рассказ о писателе и героях;

-воспитывать интерес к чтению художественных произведений как духовную потребность.

Тип урока: урок совершенствования и комплексного применения знаний

Организационный этап.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

- Когда вы открываете незнакомую книгу , вы словно остаётесь один на один с большим и умным другом – писателем. Читаете одну страницу, другую – и вдруг понимаете, что с вами происходит что-то чудесное: вы видите неповторимые картины, путешествуете вместе с героями, помогаете им спасать друзей и сражаться с врагами… Вместе с ними вы терпите поражения и побеждаете, ненавидите и любите. Бывало ли с вами такое? Задумывались ли вы, почему писателю удаётся покорять читателя силой своего художественного слова? Хочется ли вам снова и снова покоряться этой силе и идти вслед за писателями на уроках литературы в 7-ом классе?

3. Работа над темой урока.

1) Слово учителя

- В наши дни путь к книге не так прост, как в прошлые годы.

2) Анкетирование по выявлению круга читательских интересов учащихся.

Анкета

Назовите произведения, которые вы прочитали летом, и их авторов.

Какое произведение больше запомнилось? Почему?

О каком писателе и его произведении вы готовы рассказать на уроках литературы?

О каком из писателей хотелось бы узнать больше?

Какие герои прочитанных книг показались вам близкими? Чем они вам близки?

Есть ли такие произведения, которые любите перечитывать? Назовите их.

Какое произведение вы бы посоветовали прочитать своим друзьям, одноклассникам?

Назовите 5 причин, почему полезно читать книги.

3) Групповая работа с цитатным материалом.

(Карточки с заданиями учитель раздаёт сформированным группам; после обсуждения в течение 3-4 минут учащиеся объясняют смысл высказывания, аргументируют свою позицию, приводят примеры)

Карточки

Книги мы покупаем и не жалеем на них денег, потому что их требует душа и они идут ей во внутреннюю пользу, которой не может видеть никто из посторонних. (Н. Гоголь)

Книга остаётся книгой и через несколько веков. Её ничем не заменить. (С. Баруздин)

Читайте! Пусть не будет ни одного дня, когда бы вы не прочитали хотя бы одной страницы из новой книги. (К. Паустовский)

Каждая книга это собрание людей разных возрастов, национальностей, занятий, характеров и поступков. (К. Паустовский)

Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в бурной путанице мыслей, событий, она научит вас уважать человека и самих себя. (М. Горький)

4) Знакомство с учебником-хрестоматией по литературе для 7 класса.

Беседа

Оформление учебника: титул, форзацы; портреты писателей, фотографии их родных мест, кабинетов; иллюстрации к произведениям.

Статьи о писателях, их роль в заинтересованном чтении.

Блоки вопросов и заданий.

Материалы по теории литературы и выразительному чтению.

Справочный аппарат учебника, словари.

4.Подведение итогов урока.

Рефлексия

-Чему на сегодняшнем уроке вы научились? О чём задумались?

5. Домашнее задание.

2. По юмористическим рисункам Х. Бидструпа составить устный рассказ о разных типах читателя.

Книги мы покупаем и не жалеем на них денег, потому что их требует душа и они идут ей во внутреннюю пользу, которой не может видеть никто из посторонних. (Н. Гоголь)

Книга остаётся книгой и через несколько веков. Её ничем не заменить. (С. Баруздин)

Читайте! Пусть не будет ни одного дня, когда бы вы не прочитали хотя бы одной страницы из новой книги. (К. Паустовский)

Каждая книга это собрание людей разных возрастов, национальностей, занятий, характеров и поступков. (К. Паустовский)

Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в бурной путанице мыслей, событий, она научит вас уважать человека и самих себя. (М. Горький)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: выявление уровня подготовленности учащихся к восприятию курса литературы в 7 классе.

Задачи:

  1. образовательные: показать значение вдумчивого чтения, помогающего запоминать, обдумывать, представлять себя в гуще событий;
  2. развивающие: развивать воображение, умение рассказывать о прочитанных произведениях;
  3. воспитательные: воспитывать интерес к чтению художественных произведений как духовную потребность.

Технологическая карта урока литературы в 7 классе

(УМК по литературе под редакцией В.Я. Коровиной для 7 класса)

Тема: Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нрав­ственная проблема литературы.

Тип урока: Комбинированный урок

Цели: выявление уровня подготовленности учащихся к восприятию курса литературы в 7 классе.

образовательные: показать значение вдумчивого чтения, помогающего запоминать, обдумывать, представлять себя в гуще событий;

развивающие: развивать воображение, умение рассказывать о прочитанных произведениях;

воспитательные: воспитывать интерес к чтению художественных произведений как духовную потребность.

Планируемые результаты:

Метапредметные: в результате проведенного урока ученики получили возможность научиться самостоятельно рассуждать и делать выводы.

Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Предметные: уметь видеть в произведениях важнейшие идейно-нравственные проблемы литературы, уметь находить взаимосвязи русской литературы с культурой и историей России и мира.

Материально-техническое обеспечение урока:

Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч. Автор: В.Я. Коровина. М.: Просвещение, 2015 г.;

дифференцированные задания (карточки);

анкета для каждого ученика;

план сочинения – рассуждения (на карточках).

Этапы урока

Формирование УУД и технология оценивания

Регулятивные УУД

самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные УУД

уметь видеть в произведениях важнейшие идейно-нравственные проблемы литературы, уметь находить взаимосвязи русской литературы с культурой и историей России и мира.

Устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Личностные результаты

Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

Формирование восприятия текста как произведения искусства.

Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

Вот и закончилось лето, и мы с вами снова вместе, снова начинаем делать шаги к познанию нового, интересного. В этом учебном году нам предстоит совершить путешествие в мир произведений писателей разных столетий, открыть для себя их мир, их чаяния, надежды, научиться чему-то новому, что – то осознать.

Слайды 2-6

Оформление (титул, форзацы, портреты писателей, иллюстрации). Содержание.

Справочный аппарат учебника, словари.

Блоки вопросов и заданий.

Анкетирование по выявлению читательских интересов воспитанников:

Какое произведение вы хотели бы перечитать? Назовите его (их).

Какое произведение вы посоветовали бы прочитать одноклассникам?

Назовите 5 причин, почему полезно читать книги.

II.Актуализация знаний

Работа по теме урока.

Подводится итог выступлениям.

Стадия осмысления

Когда вы открываете незнакомую книгу, вы словно остаетесь один на один с умным и взрослым другом – писателем. Читая одну страницу за другой, вдруг понимаете, что с вами происходит что – то чудесное: вы словно проживаете вместе с героями в их мире: путешествуете, попадаете в различные приключенческие истории, видите неповторимые картины. Сражаетесь с врагами, вместе с героями терпите поражения и побеждаете. Задумывались ли вы, почему писателю удается покорять нас силой своего художественного слова?

Давайте сформулируем проблемный вопрос урока:

Изображение человека – нрав­ственная проблема литературы.

Перед вами высказывания о чтении, о роли книг в жизни человека. Обсудите в группе данные высказывания, объясните их смысл, аргументируйте свою позицию, приведите примеры.

Слайд 8 Книга — великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться. (А.Блок)

Слайд 9 Плохое чтение — как замазанное грязью окошко, через которое ничего не видно. (В. Сухомлинский)

Слайд 10 Величайшего сожаления достоин тот, кто не был в плену серьезной книги…( Юрий Бондарев)

Слайд 11 Скажи, что ты читаешь, и я скажу, кто ты. Можно составить верное понятие об уме и характере человека, осмотревши его библиотеку. ( Шарль Блан - французский художественный критик, историк, искусствовед и гравёр, член Французской академии. )

Слайд 12 Просматривать, перелистывать книгу — это не чтение. Читать надо так, как слушаешь исповедь человека. Углубляясь в книгу. Тогда она раскроет себя, и ты постигнешь ее прелесть. ( К.А.Федин)

Слайд 13 Шесть-семь лет занятий классической литературой сообщают уму такое благородство, такое изящество, силу и красоту которых не достичь никакими иными средствами. (А.Франс – французский писатель и литературный критик)

Слайд 14 Чтение сделало Дон Кихота рыцарем, а вера в прочитанное сделала его сумасшедшим. (Джордж Бернард Шоу)

Слайд 15 Главное в чтении — не текст сам по себе, а мысли, чувства, образы, вопросы, которые рождаются в душе читателя. (Н.А.Рубакин)

Но чтобы понять и осмыслить текст, читателю также следует проделать определенную работу, иначе многое может остаться в тени, незамеченным, непонятым, не оцененным по достоинству.

Выбирайте подходящую окружающую среду для чтения. Вы будете читать быстрее и понимать больше, если делаете это в обстановке, которая наиболее удобна для вас.

Если вы начали читать, то не бросайте. Прочтите то, что выбрали, до конца. Если вы закончили, но у вас остались вопросы, вернитесь назад и перечитайте соответствующие разделы. Если у вас нет вопросов, значит, вы получили то, что вам нужно, и готовы двигаться дальше.

Сосредоточьтесь. Помните, что вы читаете с определенной целью, поэтому сосредоточьтесь на этой цели и читаемом материале. Если вы начинаете терять интерес, сделайте перерыв или почитайте что-нибудь другое. Вы можете отслеживать то, что читаете, помогая себе рукой или пальцем. Этот простой прием поможет вам сосредоточиться и повысить концентрацию внимания.

Практикуйте Чем больше вы читаете, тем более хорошим читателем вы становитесь (и более умным тоже). Поэтому читайте больше, чтобы питать и закалять свой ум.

Читайте также: