Изо 5 класс конспект урока греция
Обновлено: 05.07.2024
III. Давайте сейчас мы с вами вспомним уроки древней истории (Работа по карте «Греция в IV веке до н.э.)
Вопрос: На каком полуострове расположена Древняя Греция?
Ответ: Древняя Греция расположена на Балканском полуострове.
Вопрос: В какой части Греции находится город Афины?
Вопрос: Чем знаменит город Афины?
Ответ: Афины – один из прекраснейших городов Древней Греции известен своей архитектурой (Парфенон, храм Афины Ники, произведениями скульптуры (бронзовая статуя Афины и статуя Зевса работы Фидия)
Сегодня нас интересует один из районов города - Керамик
Рассказывает уч-ся: Керамик – район, где жили гончары, где располагались гончарные мастерские. Узкие, намощенные улочки Керамика извились между глухими стенами домов с запертыми калитками. Тротуаров не было. Горожане выливали помои и выбрасывали отходы прямо на улицу. Вечером из-за грязи и зловонных луж по Керамику нельзя было ходить, не освещая дорогу смоляными факелами. Тем не менее, Керамик был известен далеко за пределами Эллады: в однообразных крытых черепицей домах жили искусные гончары и художники, создававшие великолепные расписные вазы.
Ответ: Изделия, которые лепили из глины, а затем обжигали.
Керамика была спутницей всей жизни античного человека. Она стояла у его колыбели, с него делали первый глоток. Она украшала даже самую бедную хижину. В ней хранили семейные припасы. Она была наградой победителю на играх. Греческие гончары (люди изготавливали из глины вазы), занимавшие целые кварталы, города, изготавливали из глины самые разнообразные по форме, величине и назначению сосуды.
Мы с вами сегодня познакомимся лишь с несколькими основными формами греческих ваз, а на самом деле их существует более сотни. Назначение вазы диктовало ее форму, которая, в свою очередь, определяла метод формовки. Почти все аттические вазы делились для содержания в них трех различных жидкостей, наиболее важных в жизни греков вина, воды и оливкового масла. Наиболее часто требовалась посуда для хранения вина. Давайте рассмотрим рисунки греческих ваз.
Самый распространённый греческий сосуд – амфора. Амфора –ваза с двумя крепкими вертикальными ручками в них просовывались две деревянные палки и носили её вдвоем. В амфоры наливали вино и воду, в них хранили и перевозили зерно, они могли быть самых разнообразных размеров.
Канфар (рис 1.) – чаша для вина.
Ойнохоя (рис.2) – кувшин для воды или вина.
Объемный кратер (рис. 3) – с широким горлом для смешивания вина с водой.
Изящная гидрия (рис. 4) – кувшин для ношения воды с тремя ручками, чтобы поднимать на голову, и третьей – вертикальной, чтобы снимать с головы.
Лекиф, (рис.5) высокая цилиндрическая ваза с узкой шейкой, чашевидным устьем и одной ручкой, обычно употреблялся для оливкового масла. Узкая шейка позволяла лить масло тонкой струйкой; устье имело острый край на внутренней стороне для того, чтобы масло не капало при наливании.
Киаф (рис. 7) – черпак для разбавленного вина.
Плоские, с ножкой и двумя ручками килики (рис. 8) – чаши для питья. (самая распространённая)
Пелика (рис. 9) – сосуд для хранения.
Вопрос: Ребята, как вы думаете, что такое вазопись (Ответы уч-ся)
На древнегреческих вазах можно выделить орнамент и картину – сюжетную роспись. (Приложение № 4.)
Вопрос: Давайте вспомним, что называется орнаментом?
Ответ: Орнамент – это повторяющихся рисунок.
Очень распространен был меандр (Приложение № 2. рис. 1) – в виде ломаной или кривой линии с завитками. Есть предание, что давно в Греции люди увидели с высокого холма русло реки. Оно извивалось, и было похоже на петлю. Так возник знаменитый греческий орнамент.
Бутон лотоса (Приложение № 2. рис. 2). – символ жизни.
Любили греки изображать волну (Приложение № 2.) – это водная стихия, очищения.
Орнамент (Приложение № 2) –изображение Солнца. Это – знак солнечного колеса, свастика. Свастика может быть разного пола. В одном случае свастика олицетворяет солнечное, мужское, сухое, дневное, доброе начало, в другом случае – лунное, влажное, злое, женское, ночное начало. Это древнейший тип солнечного орнамента.
Орнамент (Приложение № 2.)- пальметта. Он представлял собой узор из листьев, напоминающихся пальмы.
Вопрос: Посмотрите (Приложение № 3. рис. 1,2,3) по форме греческие вазы похожи, а чем они отличаются друг от друга?
Рассмотрим стили росписи сосудов. Принято выделять четыре стиля вазописи (Запись в рабочую тетрадь).
Отношения между фигурами и фоном поменялись: светлые фигуры стали рисовать на тёмном фоне. Появилась возможность создавать глубину пространства. Разные составы красок (шликера) позволяли получать любые оттенки коричневого.
Прекрасные расписные вазы были любимы греками и известны далеко за пределами Греции. (Приложение № 4 рис. 2-6). К сожалению, время не пощадило античные вазы – многие из них разбились. Но благодаря кропотливому труду археологов некоторые вазы удалось склеить, и по сей день, они радуют нас совершенными формами и блеском черного лака.
IV. Практическое выполнение работы. (Приложение № 3. рис. 2,3)
Задание. Сегодня вам представляется возможность побывать немного греческими живописцами и изобразить на вазе сюжетную роспись. Но только так, чтобы, глядя на вазу, мы сразу догадались, что вы хотели изобразить.
Вопрос: С чего мы с вами начнем работу по созданию вазы?
Вы можете расписать вазу в любом понравившемся вам стиле краснофигурном или чернофигурном. К концу урока вы должны будете не только расписать вазу, но и ответить на вопросы. (Вопросы записаны на доске.)
V. Выполнение задания
VI. Подведение итогов урока.
Сегодня на уроке мы побывали в Древней Греции и вернулись от туда с красивыми вазами.
Вопрос: Какие виды ваз мы с вами увидели?
Ответ: Амфора, гидрия, кратер, килики, лекифы…….
Вопрос: С какими стилями вазописи мы с вами познакомились?
Ответ: Геометрический стиль, восточный стиль, чернофигурный стиль, краснофигурный стиль.
Вопрос: Какие цвета использовались в вазописи?
Ответ: Красный и черный, постепенно сталь появляться белый.
Вопрос: Чем отличаются вазы чернофигурного стиля от краснофигурного стиля?
Ответ: По фону. Краснофигурная роспись подразумевает черный фон и светлое изображение, чернофигурная – светлый (красный) фон и черные изображения
Давайте посмотрим на нашу с вами коллекцию ваз. (Уч-ся показывают свои вазы и отвечают на вопросы. Вопросы записаны на доске.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Урок изобразительного искусства в 5 классе
«Путешествие в Древнюю Грецию.
__________________________________________________________________
Формирование устойчивой положительной позиции по отношению к культурам разных народов, их образу жизни, искусству. Воспитание положительных качеств в понимании прекрасного.
познакомить учащихся с произведениями античного искусства гончаров (вазами, чашами, сосудами), особенностями их росписи, мотивами в греческой вазописи; учить выполнять роспись декоративной плитки или тарелки по мотивам греческой вазописи;
развивать умение анализировать предметы искусства;
выявлять пропорции, цветовую гамму;
воспитывать мотивацию к учебной деятельности;
воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры.
Оборудование и материалы:
Словарь: пальметта, меандр, бутон лотоса, вазопись, краснофигурный и чернофигурный стиль.
Художественные материалы: альбом, акварель, гуашь, кисти.
Раздаточный материал: таблицы с изображением греческих ваз, примеров орнамента, шаблоны ваз.
Беседа о декоративно-прикладном искусстве Древней Греции на примере греческих ваз.
Особенности художественной росписи.
Постановка художественной задачи.
Практическое выполнение задачи.
Подведение итогов. Домашнее задание.
Организация урока.
Учитель: Здравствуйте ребята, я рада видеть Вас. Присаживайтесь на свои места.
Проверка готовности учащихся к уроку. (покажи-проверь)
Выведение темы урока.
Учитель: ребята посмотрите на доску и скажите, что вы видите? (На доске изображение древнегреческих сосудов)
Ученики: на доске показаны вазы и сосуды.
Учитель: правильно, но чтобы узнать с какими именно вазами мы будем работать на сегодняшнем уроке вам нужно выполнить небольшое задание.
Учитель: Посмотрите на получившийся ответ и ответы на задания. Подумайте и скажите, какой будет тема сегодняшнего занятия какое путешествие мы с вами совершим?
Учитель: Всё правильно, а каким вы видите сегодняшнее занятие? (интересным, познавательным) Чему бы вы хотели научиться на уроке? (расписывать вазы)
Учитель: Молодцы, для начала мы должны вспомнить, где, же находится эта страна.
Греция! Маленькая страна, занимающая южную часть Балканского полуострова, страна высоких гор, зеленых долин, с трех сторон окруженная морем. В этой стране издавна жил высокоодаренный народ, создавший богатую и разностороннюю культуру. На уроках истории и литературы вы уже знакомились с искусством этой страны, с героями мифов, с архитектурными памятниками.
Великолепные предметы искусства, созданные античными греками, до сих пор восхищают нас величием пропорций, красотой форм. И мы изучаем их, чтобы перенять все лучшее, созданное этим народом. Сегодня мы познакомимся с греческой вазописью и попробуем повторить её мотивы в своих рисунках.
- Кто что запомнил?
III. Введение в тему.
Звучит греческая музыка.
Учитель: Закройте глаза и представьте картину: волны одна за другой набегают на берег. Шуршит, перекатывается галька, трепещет парус и надувается под свежим средиземноморским ветром. Вот мы и в Греции.
Яркий солнечный день. Поднимаясь по тропинке к городу мы попадаем в гончарную мастерскую. У каменного здания кипит работа. Во дворе в небольшом углублении в земле месят ногами глину. Рядом в помещении с открытыми окнами и дверьми крутит гончарный круг и творит сосуд мальчик. У него не все получается, но он старается. А рядом с ним работает мастер. Все идеально в его руках. Глина послушна и податлива. В соседнем помещении другой мастер совместно с художником расписывает уже обожженные, желтовато-красные вазы.
Музыка умолкает. Просмотр ролика по гончарному ремеслу.
Учитель: ребята что интересного вы увидели в ролике?
Учитель: В Древней Греции наиболее интересным видом искусства являлось гончарное искусство и его декор. Главный материал – глина, которой было в изобилии. Сосуды изготовляли на гончарном круге и использовали для различных хозяйственных нужд.
Учитель: Древнегреческие мастера создавали великое множество сосудов самого разного назначения.
Учитель: Ребята вашим домашним заданием было выучить названия ваз и для чего они использовались. Сейчас посмотрите на доску. Вы видите изображения ваз и названия, вам нужно сопоставить их и немного рассказать о выбранном вами сосуде.
Амфора – сосуд для хранения оливкового масла, вина и других жидкостей
Кратер – большой сосуд для смешивания вина с водой
Килик, скифос и канфар – эти сосуды являлись кубками, которыми пользовались на пирах
Гидрия – сосуд для того, чтобы носить воду из источника
Лекиф – сосуд для хранения оливкового масла
Ойнохоя – кувшин для разлива вина по чашам
Пиксида – плоская круглая коробочка для хранения лекарств
Алабастр и арибалл – небольшие флаконы для душистых масел и мазей
Лутрофор – сосуд для ритуального омовения на свадьбе и похоронах
Учитель: Хорошо ребята, но это только часть сосудов, которые изготавливались в гончарных мастерских и использовались в хозяйстве. Мы знаем, что вещи должны быть не только практичными, но и красивыми.
Учитель: Ребята, вспомните вазы изображенные на доске на первом слайде. Какие цвета использовались мастерами?
Ученики: Черный, красный.
Учитель: Всё верно. В Греции существовали два стиля вазописи: краснофигурный и чернофигурный. А что использовали мастера для украшения ваз?
Ученики: рисунки с изображением сцен из жизни и сюжетов из мифологии.
Учитель: Но только ли сюжетное изображение имеется на вазах? Посмотрите, очень часто оно дополняется орнаментальной полосой, характерной для греческой вазописи. (Следующий слайд)
- Знаете ли вы, как называется это вид орнамента? Сейчас мы с ним познакомимся.
Учитель: Наиболее известен геометрический орнамент, в виде ломаной линии - меандр . Есть предание, что давным-давно в Греции люди увидели с высокого холма русло реки. Оно извивалось, и было похоже на петлю. Так возник знаменитый греческий орнамент меандр. А затем и волнообразный орнамент – волна. После геометрического по степени распространенности следует растительный орнамент - бутоны лотоса. Характерной для греческой вазописи является и пальметта (стилизованный веерообразный лист) Вот такими красивыми орнаментами греческие мастера украшали свои вазы. А вам понравились эти узоры? Хотели бы вы побывать в роли художника по росписи ваз? ( Ответы учащихся.)
Учитель: Сейчас я предлагаю вам немного размять руки перед работой, сделаем разминку. (Под музыку сиртаки)
Учитель: Представьте себе, что у вас появилась возможность побывать в греческой гончарной мастерской, в роли мастера по росписи ваз.
Учитель: А какой орнамент вы будете использовать? (Ответы учащихся.)
Учитель: А какие цвета вы будете использовать? (Ответы учащихся.)
Учитель: А теперь, если вы определились с типом вазы, я предлагаю вам выполнить эскиз вазы, украсив ее орнаментом. Но, прежде чем приступить к выполнению рисунка, необходимо определить правильное расположение листа. Если ваза высокая лист располагаем вертикально, а если ваза низкая – горизонтально.
В верхней части листа напишите название вазы, которую вы будете рисовать. А чтобы вам было легче ее нарисовать, я предлагаю воспользоваться таблицами с изображениями и названиями различных ваз.
Учитель: Закончив с построением вазы, можно приступать к изображению орнамента. В работе вам поможет весь иллюстративный материал, который имеется на доске и на ваших столах.
Самостоятельная работа учащихся.
Учитель обращает внимание на правильность расположения рисунка на поле листа. Ведет контроль аккуратности выполнения работы, правильной посадкой учащихся. Осуществляет индивидуальную помощь детям.
В ходе самостоятельной работы ребята выполняют задания на доске.
Давайте поиграем в викторину и выясним, что вы знаете про Грецию.
1. Главный храм Акрополя? (Парфенон)
2. Богиня в честь кого построен Парфенон? (Афина)
3. Одежда греков из легкой струящейся ткани? (Хитон)
4. Мастер создающий изделия из глины? (Гончар)
5. Верховный бог? (Зевс)
Ребята, а что вы знаете о Древней Греции?
- В Греции были рождены мифы и легенды, открывающие вам сказочный мир древних чудовищ, богов и сказочных растений. Описания подвигов древних героев настолько интересны, что сложно себе представить размеренную жизнь простого древнегреческого народа, у которого были свои ежедневные заботы.
- На первых монетах лица богов и героев чеканились в анфас. На таких изображениях очень быстро стирался нос, поэтому позже греки перешли на профили.
- Город Афины был назван в честь греческой богини. Именно она вручила городу лучший дар - оливковое дерево. Соревновался с ней Посейдон, он даровал горожанам воду. Сначала те обрадовались, но когда узнали, что она соленая, победительницей признали Афину.
- Согласно древним легендам философ Диоген жил в бочке. На самом деле приютом знаменитому греку служил крупный глиняный сосуд пифос, который закапывали в землю для хранения в нем зерна.
- В Греции целых семь морей: Эгейское, Ионическое, Средиземное, Миртойское, Фракийское, Ливийское и Критское. Вода такая прозрачная, что видно всех проплывающих мимо ваших ног рыбок.
Экспресс-выставка работ учащихся.
А сейчас посмотрим на свои работы и оценим их.
( Ребята называют вазу, ее назначение, объясняют выбранный орнамент).
Подведение итогов, проверка знаний, домашнее задание.
Учитель : Ребята, посмотрите, какие замечательные работы у вас получились. Можно подумать, что они выполнены руками настоящих мастеров по росписи! А все потому, что каждый из вас подошел к работе серьезно, выполнил ее с любовью.
Учитель: У вас на столах лежат оценочные листы, в течение следующей минуты я предлагаю вам оценить себя и своего соседа.
Учитель: А на сколько, хорошо вы запомнили новый материал, мы сейчас проверим :
Наш урок подошел к концу. И в заключении я хотела бы узнать ваше мнение об уроке.
Вопросы для учащихся:
Что вам понравилось на уроке?
Что вы узнали нового и интересного для себя?
Всем спасибо за работу на уроке.
Меандр – тип геометрического орнамента в виде ломаной линии.
Бутон лотоса - тип растительного орнамента.
Пальметта – тип растительного орнамента.
Волнообразный орнамент – тип геометрического орнамента в виде загнутой линии.
План-конспект урока по ИЗО в 5 классе по программе Б.М.Неменского "Декоративно-прикладное искусство Древней Греции"составлен в соответствии с ФГОС.Формирует представление об основных видах древнегреческих ваз, их роли и месте в греческой культуре.Цель - создание экспозиции греческого музея с помощью работы с художественными материалами в технике аппликации.Содержит тестовые задания к уроку "ДПИ Древней Греции.Керамика.Орнамент."
Познакомить учащихся с декоративным искусством Древней Греции, сформировать понимание места и роли декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена. Познакомить со стилями и сюжетами древнегреческой живописи по керамике. Создание экспозиции греческого музея КТД.
Задачи урока:
Образовательные: формирование представления об основных видах древнегреческих ваз их роли и места в греческой культуре.
Развивающие: развитие творческой активности , развитие навыков работы с худож. материалами в технике аппликации.
Воспитательные: воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры.
Планируемые результаты для ученика:
Личностные - формирование мотивации к изучению искусства зарубежных стран, в процессе рефлексии уметь проводить самооценку. Ученик получит возможность для формирования устойчивой учебно познавательной мотивации к учению.
Предметные - понимать условно символический характер декоративного искусства Древней Греции. Самостоятельно определять характерные признаки росписи гончарного искусства. Возможность научится понимать роль ДПИ Древней Греции в жизни общества, обращение к литературным источникам с целью углубления знаний. Получение опыта применения на практике образного языка традиционной символики Древней Греции.
• Будут сформированны ориентация на понимание причин успеха в учебной деят - сти, учебно познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.
• Постановка учебной задачи.
• Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.
• Выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
• Воспитание волевой саморегуляции.
• Общеучебные действия. Выделение познавательной цели о характерных особенностях греческой символики, умение осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, определение основной и второстепенной информации, применение методов информационного поиска.
• Логические действия – развитие мыслительных операций анализа, установление причинно – следственных связей.
• Постановка и расширение проблем – формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.
• Социальная компетентность, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками.
Деятельность учителя:
организация рабочего места учащихся, изучение нового материала посредством беседы о ДПИ Древней Греции, организация практической работы уч-ся, подведение итогов, рефлексия.
Деятельность учащегося:
магнитофон, ножницы, цветная бумага , черная тушь, клей, салфетки, кисти, вода, ватманы.
Домашнее задание : Мифы Древней Греции. Индивидуальные задания по просьбе учащихся , рекомендации.
Длительность: 1 час.
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
1.Беседа о декоративно - прикладном искусстве Древней Греции.
Сегодня мы отправимся в страну, искусство которой оказало особенно большое влияние на нашу современную жизнь. Это Древняя Греция. – Что это была за страна? - Сколько ей лет? ( Древней Греции 4 тыс. лет) В этой стране жил очень талантливый и трудолюбивый народ - древние греки. Чем же они прославились? Древние греки много путешествовали. Из странствий они привозили чудесные истории о дальних странах, которые потом легли в основу древнегреческих мифов и легенд.
- «Посмотрите какая я красавица, все мои рисунки сделаны блестящим черным лаком. На шейке у меня - орнамент в виде пальмет, на туловище нарисована четверка лошадей, запряженных в коллесницу.
Приглашаем следующего гостя, маленький изящный алабастр.
-« Я небольшой сосуд с узкой шейкой и широким венчиком. Он подпрыгнул и уверенно заявил :
Прекрасные эти античные вазы
понравились нам почему-то не сразу.
Другим были заняты наши умы.
Сначала на них мы взглянули, скучая,
потом мы к одной пригляделись случайно,
И, может быть, час никак не могли оторваться от ваз.
. То вазы-гиганты, то карлики вазы,
и каждая ваза - с рисунком-рассказом!
. Герой в колеснице летит на войну.
Плывут аргонавты в чужую страну.
Персей убивает Медузу Горгону.
Афина Паллада диктует законы.
Сражается с Гектором грозный Ахилл
(и Гектор, как видно, лишается сил).
А вот Артемида, богиня охоты,
из меткого лука стреляет в кого-то.
А это на лире играет Орфей.
А это вручают спортивный трофей.
А вот - Одиссей, подающий советы.
А это - кентавры.
Но мы описать и не пробуем враз
крупнейшую в мире коллекцию ваз.
Физ. Минутка.
«Мы с вами сегодня тоже попробуем выполнить такую вазу. Цветные кружки помогут вам определиться с формой, красные – амфора, синие – кратер, жёлтые – алабастер. А сюжет сможете подобрать, когда вспомните для чего служит та или иная ваза. Подумайте, в какой технике (краснофигурной или чернофигурной) она будет смотреться интереснее. Для работы используйте технику аппликации. Цветовую палитру ограничьте до 2-3 цветов.
III. Самостоятельная работа детей в творческих группах.
Приемы работы с бумагой: сгибание, вырезание, склеивание.
IV. Итог урока:
Учитель: " Предлагаю разместить выполненные работы на доску. На доске изображены разные виды полок с определенными названиями. Дети которые выполняли вазу с одной нарисованной фигурой , ставят свою вазу на полку с красивым названием "Вдохновение" (Б), те ребята , которые выполнили сюжетную композицию, на полку с названием "Гармония" (П). А размещение ваз на полки мы поручим нашим гостям. Приглашаются дети игравшие роль ваз, которые могут дать соответствующие комментарии работам, под руководством учителя. "
V. Рефлексия. Оценивание занятия и своего личного участия.
Работа по карточке№1.
Доступность. Оценка своего личного участия на занятии и его полезность. Изучение нового материала.
Низкая – 1 балл
Средняя – 3 балла
Высокая – 5 баллов
Объём нового материала.
Недостаточный – 1 балл
Достаточный – 3 балла
Можно увеличить – 5 баллов
Останутся невостребованными – 1 балл
Смогу применить на занятиях – 3 балла
Смогу применить на практике – 5 баллов
Своё личное участие в работе группы и в индивидуальной работе с учащимися.
Недостаточное – 1 балл
Достаточное – 3 балла
Активное – 5 баллов
от 5 – 9 баллов - невысокий уровень участия в полезности
от 10 – 19 баллов – средний уровень
от 20 и выше баллов - высокий уровень
Оценивание деятельности учащихся в группах учителем.
Работа с ключевыми понятиями
Выделяются важные, четко и полностью определяются - 4 балла
Определяются четко , но не всегда полно – 2 балла
Отбирается незначительное количество – 0 баллов
Использование правильной структуры ответа -4 балла
Частично нарушается – 2 балла
Нарушенна последовательность изложения – 0 баллов
Манера подачи материала
Грамотность речи, последовательность. Умение говорить – 4 балла
Небольшая логическая неточность, повторы слов – 2 балла
Недостаточно разработана – 0 баллов
Оценка , самооценка, умение слушать. Применения знаний на практике – 4 балла
Знает, но не использует другие точки зрения – 2 балла
Отказ от своей точки зрения – 0 баллов
1.Какие виды росписи преобладали в Греции:
2.Как назывался сосуд для разбавления вина с водой:
3.Какие сюжеты для росписи использовали:
c) Сцены повседневной жизни
d) Соревнования атлетов
4.Какой сосуд использовался спортсменам на олимпийских играх:
5.Чем прославились греки:
a) Изготовлением ковров
c) Изысканной кухней
d) Умением воевать
Ключ к тесту: 1) a, b 2) b 3) все 4) b,d 5) b
Домашнее задание:
Знакомство с искусством Древней Греции через вазопись. Роспись ваз(виды росписи), использование орнамента.
Содержимое разработки
в селе Полоцкое
Конспект урока по изобразительному искусству
в 5 классе
«Декоративное искусство Древней Греции.
учитель изобразительного искусства
Горбенко Ирина Викторовна
Обучающая:
Знакомство с искусством Древней Греции через вазопись.
Развивающая:
Развитие ассоциативно- образного мышления, творческой фантазии.
Воспитывающая:
Воспитание нравственно- эстетического отношения к миру, искусству, истории культуры.
Задачи:
1. Формировать представление об основных видах древнегреческих ваз (чернофигурной и краснофигурной), их форме, декоре, о разнообразии орнаментов.
2. Познакомить учащихся с новыми понятиями: керамика, вазопись.
3. Развивать образное и логическое мышление.
5. Формировать представление о целостной картине мира.
6. Развивать чувство прекрасного.
Технологические карты росписи ваз.
Оформление доски: новые понятия ( термины): керамика; вазопись; виды ваз по форме (амфора, гидрия, кратер, килика, лекиф); техники росписи (чернофигурная и краснофигурная); виды орнамента (пальметта и меандр)
Тип урока: урок формирования знаний, умений и навыков.
Формирование УУД: личностных, регулятивных, познавательных.
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний.
3. Изложение нового материала.
4. Закрепление, практическая работа.
5. Подведение итогов. 6.Рефлексия
Методы: рассказ, беседа.
Вступительное слово учителя
Дорогие ребята!
Сегодня я приглашаю вас в увлекательное путешествие в мир искусства.
Обратите внимание на эти слова (читаю):
Олимпиада, театр, мифы и легенды, архитектура, таблица Пифагора- все понятия на доске + изображение на картинках.
- Подумайте, что их объединяет.
- Прочитайте эти географические названия.
Греция
Россия
Египет
о.Цейлон
Испания
Япония
-Какую страну считают родиной всех понятий
Грецию.
- А почему?
- Олимпиада была придумана греками
- Театр зародился в Древней Греции
- У греков богатая мифология
- Таблицу Пифагора придумал древнегреческий математик Пифагор
(показываю вертикально и горизонтально слово Греция )
Перед вами карта Европы.
Греция находится на юге Европы, расположена на Балканском полуострове и с юга омывается Средиземным морем.
Представьте себе что вы археологи и раскопали некоторые предметы. Они перед вами. Как вы думаете, что здесь лишнее?
Ваза, чашка, кастрюля, вилка.
Вилка.
В Древней Греции они изготовлялись из обожженной глины.
И сегодня на уроке мы займёмся вазописью.
- Древнегреческие мастера создавали великое множество сосудов самого разного назначения. (все выделенные понятия на доске)
Амфоры применялись для хранения оливкового масла.
Гидрии – для хранения воды.
Кратеры – большие сосуды для смешивания вина с водой. Неразбавленного вина греки не пили.
Килики – изящные вазы для пития.
Высокие удлинённые лекифы для душистого масла и ещё многие другие кувшины и чаши.
У вас на партах лежат трафареты древнегреческих ваз- амфор.
Греческая керамика предназначалась для постоянного употребления, но несмотря на то, что ею постоянно пользовались, она искусно украшалась росписью.
Как вы думаете, почему?
- Чтобы было красиво.
Правильно, человеку свойственно стремиться к красоте.
А почему украшали по- разному?
Потому что мы разные ,и, украшая предметы быта, человек выражал свой внутренний мир.
И форма и размеры и роспись сосудов – все подчинялось строгим правилам, которые художник должен был хорошо знать.
В росписи ваз существует два вида техники.
ЧЕРНОФИГУРНАЯ роспись – это роспись по естественному фону, который имеет обожженная глина. Ну а если же фон был черным, а изображения имели цвет обожженной глины, то такую роспись называли КРАСНОФИГУРНОЙ.
Что же изображали на керамических вазах?
На древнегреческих вазах можно выделить орнамент и картину – сюжетную роспись
Орнаментом украшали менее важные части вазы – ножку и горлышко.
Часто он представлял собой узор из листьев, напоминающих пальмовые-
ПАЛЬМЕТТА.
Очень распространён был МЕАНДР в виде ломаной или кривой линии с завитками. Меандр – это название реки.
Есть предание, что давным-давно в Греции люди увидели с высокого холма русло реки.
А что такое русло реки.?
Это путь , по которому течет река.
Так вот, люди увидели русло реки. Оно извивалось и было похоже на петлю. Так возник знаменитый греческий орнамент МЕАНДР.
На что похож этот орнамент?
Да он так и называется ВОЛНА.
А главную часть сосуда, его тулова, занимала картина – сюжетная роспись.
Что же изображали на керамических вазах?
У вас на партах лежат трафареты древнегреческих ваз- амфор.
Сегодня вы будете расписывать вазы. Выберите вид росписи – краснофигурный или чернофигурный. Обязательно используйте орнамент, который вам больше всего понравился.
Физкультминутка.
Итог урока.
Посмотрите, какие получились замечательные древнегреческие вазы. Какая у них изящная форма, какое потрясающее сочетание цветов.
Расскажите о своих вазах (название, техника, орнамент)
Как ты думаешь, получилась у тебя ваза?
Молодцы, вы хорошо потрудились!
Читайте также: