Изо 5 класс конспект урока греция

Обновлено: 05.07.2024

III. Давайте сейчас мы с вами вспомним уроки древней истории (Работа по карте «Греция в IV веке до н.э.)

Вопрос: На каком полуострове расположена Древняя Греция?

Ответ: Древняя Греция расположена на Балканском полуострове.

Вопрос: В какой части Греции находится город Афины?

Вопрос: Чем знаменит город Афины?

Ответ: Афины – один из прекраснейших городов Древней Греции известен своей архитектурой (Парфенон, храм Афины Ники, произведениями скульптуры (бронзовая статуя Афины и статуя Зевса работы Фидия)

Сегодня нас интересует один из районов города - Керамик

Рассказывает уч-ся: Керамик – район, где жили гончары, где располагались гончарные мастерские. Узкие, намощенные улочки Керамика извились между глухими стенами домов с запертыми калитками. Тротуаров не было. Горожане выливали помои и выбрасывали отходы прямо на улицу. Вечером из-за грязи и зловонных луж по Керамику нельзя было ходить, не освещая дорогу смоляными факелами. Тем не менее, Керамик был известен далеко за пределами Эллады: в однообразных крытых черепицей домах жили искусные гончары и художники, создававшие великолепные расписные вазы.

Ответ: Изделия, которые лепили из глины, а затем обжигали.

Керамика была спутницей всей жизни античного человека. Она стояла у его колыбели, с него делали первый глоток. Она украшала даже самую бедную хижину. В ней хранили семейные припасы. Она была наградой победителю на играх. Греческие гончары (люди изготавливали из глины вазы), занимавшие целые кварталы, города, изготавливали из глины самые разнообразные по форме, величине и назначению сосуды.

Мы с вами сегодня познакомимся лишь с несколькими основными формами греческих ваз, а на самом деле их существует более сотни. Назначение вазы диктовало ее форму, которая, в свою очередь, определяла метод формовки. Почти все аттические вазы делились для содержания в них трех различных жидкостей, наиболее важных в жизни греков вина, воды и оливкового масла. Наиболее часто требовалась посуда для хранения вина. Давайте рассмотрим рисунки греческих ваз.

Самый распространённый греческий сосуд – амфора. Амфора –ваза с двумя крепкими вертикальными ручками в них просовывались две деревянные палки и носили её вдвоем. В амфоры наливали вино и воду, в них хранили и перевозили зерно, они могли быть самых разнообразных размеров.

Канфар (рис 1.) – чаша для вина.

Ойнохоя (рис.2) – кувшин для воды или вина.

Объемный кратер (рис. 3) – с широким горлом для смешивания вина с водой.

Изящная гидрия (рис. 4) – кувшин для ношения воды с тремя ручками, чтобы поднимать на голову, и третьей – вертикальной, чтобы снимать с головы.

Лекиф, (рис.5) высокая цилиндрическая ваза с узкой шейкой, чашевидным устьем и одной ручкой, обычно употреблялся для оливкового масла. Узкая шейка позволяла лить масло тонкой струйкой; устье имело острый край на внутренней стороне для того, чтобы масло не капало при наливании.

Киаф (рис. 7) – черпак для разбавленного вина.

Плоские, с ножкой и двумя ручками килики (рис. 8) – чаши для питья. (самая распространённая)

Пелика (рис. 9) – сосуд для хранения.

Вопрос: Ребята, как вы думаете, что такое вазопись (Ответы уч-ся)

На древнегреческих вазах можно выделить орнамент и картину – сюжетную роспись. (Приложение № 4.)

Вопрос: Давайте вспомним, что называется орнаментом?

Ответ: Орнамент – это повторяющихся рисунок.

Очень распространен был меандр (Приложение № 2. рис. 1) – в виде ломаной или кривой линии с завитками. Есть предание, что давно в Греции люди увидели с высокого холма русло реки. Оно извивалось, и было похоже на петлю. Так возник знаменитый греческий орнамент.

Бутон лотоса (Приложение № 2. рис. 2). – символ жизни.

Любили греки изображать волну (Приложение № 2.) – это водная стихия, очищения.

Орнамент (Приложение № 2) –изображение Солнца. Это – знак солнечного колеса, свастика. Свастика может быть разного пола. В одном случае свастика олицетворяет солнечное, мужское, сухое, дневное, доброе начало, в другом случае – лунное, влажное, злое, женское, ночное начало. Это древнейший тип солнечного орнамента.

Орнамент (Приложение № 2.)- пальметта. Он представлял собой узор из листьев, напоминающихся пальмы.

Вопрос: Посмотрите (Приложение № 3. рис. 1,2,3) по форме греческие вазы похожи, а чем они отличаются друг от друга?

Рассмотрим стили росписи сосудов. Принято выделять четыре стиля вазописи (Запись в рабочую тетрадь).

Отношения между фигурами и фоном поменялись: светлые фигуры стали рисовать на тёмном фоне. Появилась возможность создавать глубину пространства. Разные составы красок (шликера) позволяли получать любые оттенки коричневого.

Прекрасные расписные вазы были любимы греками и известны далеко за пределами Греции. (Приложение № 4 рис. 2-6). К сожалению, время не пощадило античные вазы – многие из них разбились. Но благодаря кропотливому труду археологов некоторые вазы удалось склеить, и по сей день, они радуют нас совершенными формами и блеском черного лака.

IV. Практическое выполнение работы. (Приложение № 3. рис. 2,3)

Задание. Сегодня вам представляется возможность побывать немного греческими живописцами и изобразить на вазе сюжетную роспись. Но только так, чтобы, глядя на вазу, мы сразу догадались, что вы хотели изобразить.

Вопрос: С чего мы с вами начнем работу по созданию вазы?

Вы можете расписать вазу в любом понравившемся вам стиле краснофигурном или чернофигурном. К концу урока вы должны будете не только расписать вазу, но и ответить на вопросы. (Вопросы записаны на доске.)

V. Выполнение задания

VI. Подведение итогов урока.

Сегодня на уроке мы побывали в Древней Греции и вернулись от туда с красивыми вазами.

Вопрос: Какие виды ваз мы с вами увидели?

Ответ: Амфора, гидрия, кратер, килики, лекифы…….

Вопрос: С какими стилями вазописи мы с вами познакомились?

Ответ: Геометрический стиль, восточный стиль, чернофигурный стиль, краснофигурный стиль.

Вопрос: Какие цвета использовались в вазописи?

Ответ: Красный и черный, постепенно сталь появляться белый.

Вопрос: Чем отличаются вазы чернофигурного стиля от краснофигурного стиля?

Ответ: По фону. Краснофигурная роспись подразумевает черный фон и светлое изображение, чернофигурная – светлый (красный) фон и черные изображения

Давайте посмотрим на нашу с вами коллекцию ваз. (Уч-ся показывают свои вазы и отвечают на вопросы. Вопросы записаны на доске.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок изобразительного искусства в 5 классе

«Путешествие в Древнюю Грецию.

__________________________________________________________________

Формирование устойчивой положительной позиции по отношению к культурам разных народов, их образу жизни, искусству. Воспитание положительных качеств в понимании прекрасного.

познакомить учащихся с произведениями античного искусства гончаров (вазами, чашами, сосудами), особенностями их росписи, мотивами в греческой вазописи; учить выполнять роспись декоративной плитки или тарелки по мотивам греческой вазописи;

развивать умение анализировать предметы искусства;

выявлять пропорции, цветовую гамму;

воспитывать мотивацию к учебной деятельности;

воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры.

Оборудование и материалы:

Словарь: пальметта, меандр, бутон лотоса, вазопись, краснофигурный и чернофигурный стиль.

Художественные материалы: альбом, акварель, гуашь, кисти.

Раздаточный материал: таблицы с изображением греческих ваз, примеров орнамента, шаблоны ваз.

Беседа о декоративно-прикладном искусстве Древней Греции на примере греческих ваз.

Особенности художественной росписи.

Постановка художественной задачи.

Практическое выполнение задачи.

Подведение итогов. Домашнее задание.

Организация урока.

Учитель: Здравствуйте ребята, я рада видеть Вас. Присаживайтесь на свои места.

Проверка готовности учащихся к уроку. (покажи-проверь)

Выведение темы урока.

Учитель: ребята посмотрите на доску и скажите, что вы видите? (На доске изображение древнегреческих сосудов)

Ученики: на доске показаны вазы и сосуды.

Учитель: правильно, но чтобы узнать с какими именно вазами мы будем работать на сегодняшнем уроке вам нужно выполнить небольшое задание.

Учитель: Посмотрите на получившийся ответ и ответы на задания. Подумайте и скажите, какой будет тема сегодняшнего занятия какое путешествие мы с вами совершим?

Учитель: Всё правильно, а каким вы видите сегодняшнее занятие? (интересным, познавательным) Чему бы вы хотели научиться на уроке? (расписывать вазы)

Учитель: Молодцы, для начала мы должны вспомнить, где, же находится эта страна.

Греция! Маленькая страна, занимающая южную часть Балканского полуострова, страна высоких гор, зеленых долин, с трех сторон окруженная морем. В этой стране издавна жил высокоодаренный народ, создавший богатую и разностороннюю культуру. На уроках истории и литературы вы уже знакомились с искусством этой страны, с героями мифов, с архитектурными памятниками.

Великолепные предметы искусства, созданные античными греками, до сих пор восхищают нас величием пропорций, красотой форм. И мы изучаем их, чтобы перенять все лучшее, созданное этим народом. Сегодня мы познакомимся с греческой вазописью и попробуем повторить её мотивы в своих рисунках.

- Кто что запомнил?

III. Введение в тему.

Звучит греческая музыка.

Учитель: Закройте глаза и представьте картину: волны одна за другой набегают на берег. Шуршит, перекатывается галька, трепещет парус и надувается под свежим средиземноморским ветром. Вот мы и в Греции.

Яркий солнечный день. Поднимаясь по тропинке к городу мы попадаем в гончарную мастерскую. У каменного здания кипит работа. Во дворе в небольшом углублении в земле месят ногами глину. Рядом в помещении с открытыми окнами и дверьми крутит гончарный круг и творит сосуд мальчик. У него не все получается, но он старается. А рядом с ним работает мастер. Все идеально в его руках. Глина послушна и податлива. В соседнем помещении другой мастер совместно с художником расписывает уже обожженные, желтовато-красные вазы.

Музыка умолкает. Просмотр ролика по гончарному ремеслу.

Учитель: ребята что интересного вы увидели в ролике?

Учитель: В Древней Греции наиболее интересным видом искусства являлось гончарное искусство и его декор. Главный материал – глина, которой было в изобилии. Сосуды изготовляли на гончарном круге и использовали для различных хозяйственных нужд.

Учитель: Древнегреческие мастера создавали великое множество сосудов самого разного назначения.

Учитель: Ребята вашим домашним заданием было выучить названия ваз и для чего они использовались. Сейчас посмотрите на доску. Вы видите изображения ваз и названия, вам нужно сопоставить их и немного рассказать о выбранном вами сосуде.

Амфора – сосуд для хранения оливкового масла, вина и других жидкостей

Кратер – большой сосуд для смешивания вина с водой

Килик, скифос и канфар – эти сосуды являлись кубками, которыми пользовались на пирах

Гидрия – сосуд для того, чтобы носить воду из источника

Лекиф – сосуд для хранения оливкового масла

Ойнохоя – кувшин для разлива вина по чашам

Пиксида – плоская круглая коробочка для хранения лекарств

Алабастр и арибалл – небольшие флаконы для душистых масел и мазей

Лутрофор – сосуд для ритуального омовения на свадьбе и похоронах

Учитель: Хорошо ребята, но это только часть сосудов, которые изготавливались в гончарных мастерских и использовались в хозяйстве. Мы знаем, что вещи должны быть не только практичными, но и красивыми.

Учитель: Ребята, вспомните вазы изображенные на доске на первом слайде. Какие цвета использовались мастерами?

Ученики: Черный, красный.

Учитель: Всё верно. В Греции существовали два стиля вазописи: краснофигурный и чернофигурный. А что использовали мастера для украшения ваз?

Ученики: рисунки с изображением сцен из жизни и сюжетов из мифологии.

Учитель: Но только ли сюжетное изображение имеется на вазах? Посмотрите, очень часто оно дополняется орнаментальной полосой, характерной для греческой вазописи. (Следующий слайд)

- Знаете ли вы, как называется это вид орнамента? Сейчас мы с ним познакомимся.

Учитель: Наиболее известен геометрический орнамент, в виде ломаной линии - меандр . Есть предание, что давным-давно в Греции люди увидели с высокого холма русло реки. Оно извивалось, и было похоже на петлю. Так возник знаменитый греческий орнамент меандр. А затем и волнообразный орнамент – волна. После геометрического по степени распространенности следует растительный орнамент - бутоны лотоса. Характерной для греческой вазописи является и пальметта (стилизованный веерообразный лист) Вот такими красивыми орнаментами греческие мастера украшали свои вазы. А вам понравились эти узоры? Хотели бы вы побывать в роли художника по росписи ваз? ( Ответы учащихся.)

Учитель: Сейчас я предлагаю вам немного размять руки перед работой, сделаем разминку. (Под музыку сиртаки)

Учитель: Представьте себе, что у вас появилась возможность побывать в греческой гончарной мастерской, в роли мастера по росписи ваз.

Учитель: А какой орнамент вы будете использовать? (Ответы учащихся.)

Учитель: А какие цвета вы будете использовать? (Ответы учащихся.)

Учитель: А теперь, если вы определились с типом вазы, я предлагаю вам выполнить эскиз вазы, украсив ее орнаментом. Но, прежде чем приступить к выполнению рисунка, необходимо определить правильное расположение листа. Если ваза высокая лист располагаем вертикально, а если ваза низкая – горизонтально.

В верхней части листа напишите название вазы, которую вы будете рисовать. А чтобы вам было легче ее нарисовать, я предлагаю воспользоваться таблицами с изображениями и названиями различных ваз.

Учитель: Закончив с построением вазы, можно приступать к изображению орнамента. В работе вам поможет весь иллюстративный материал, который имеется на доске и на ваших столах.

Самостоятельная работа учащихся.

Учитель обращает внимание на правильность расположения рисунка на поле листа. Ведет контроль аккуратности выполнения работы, правильной посадкой учащихся. Осуществляет индивидуальную помощь детям.

В ходе самостоятельной работы ребята выполняют задания на доске.

Давайте поиграем в викторину и выясним, что вы знаете про Грецию.

1. Главный храм Акрополя? (Парфенон)

2. Богиня в честь кого построен Парфенон? (Афина)

3. Одежда греков из легкой струящейся ткани? (Хитон)

4. Мастер создающий изделия из глины? (Гончар)

5. Верховный бог? (Зевс)

Ребята, а что вы знаете о Древней Греции?

- В Греции были рождены мифы и легенды, открывающие вам сказочный мир древних чудовищ, богов и сказочных растений. Описания подвигов древних героев настолько интересны, что сложно себе представить размеренную жизнь простого древнегреческого народа, у которого были свои ежедневные заботы.

- На первых монетах лица богов и героев чеканились в анфас. На таких изображениях очень быстро стирался нос, поэтому позже греки перешли на профили.

- Город Афины был назван в честь греческой богини. Именно она вручила городу лучший дар - оливковое дерево. Соревновался с ней Посейдон, он даровал горожанам воду. Сначала те обрадовались, но когда узнали, что она соленая, победительницей признали Афину.

- Согласно древним легендам философ Диоген жил в бочке. На самом деле приютом знаменитому греку служил крупный глиняный сосуд пифос, который закапывали в землю для хранения в нем зерна.

- В Греции целых семь морей: Эгейское, Ионическое, Средиземное, Миртойское, Фракийское, Ливийское и Критское. Вода такая прозрачная, что видно всех проплывающих мимо ваших ног рыбок.

Экспресс-выставка работ учащихся.

А сейчас посмотрим на свои работы и оценим их.

( Ребята называют вазу, ее назначение, объясняют выбранный орнамент).

Подведение итогов, проверка знаний, домашнее задание.

Учитель : Ребята, посмотрите, какие замечательные работы у вас получились. Можно подумать, что они выполнены руками настоящих мастеров по росписи! А все потому, что каждый из вас подошел к работе серьезно, выполнил ее с любовью.

Учитель: У вас на столах лежат оценочные листы, в течение следующей минуты я предлагаю вам оценить себя и своего соседа.

Учитель: А на сколько, хорошо вы запомнили новый материал, мы сейчас проверим :

Наш урок подошел к концу. И в заключении я хотела бы узнать ваше мнение об уроке.

Вопросы для учащихся:

Что вам понравилось на уроке?

Что вы узнали нового и интересного для себя?

Всем спасибо за работу на уроке.

Меандр тип геометрического орнамента в виде ломаной линии.

hello_html_m1c4615c3.jpg

Бутон лотоса - тип растительного орнамента.

hello_html_m5edf0887.jpg

Пальметта – тип растительного орнамента.

hello_html_m2b694c57.jpg

Волнообразный орнамент – тип геометрического орнамента в виде загнутой линии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока по ИЗО в 5 классе по программе Б.М.Неменского "Декоративно-прикладное искусство Древней Греции"составлен в соответствии с ФГОС.Формирует представление об основных видах древнегреческих ваз, их роли и месте в греческой культуре.Цель - создание экспозиции греческого музея с помощью работы с художественными материалами в технике аппликации.Содержит тестовые задания к уроку "ДПИ Древней Греции.Керамика.Орнамент."

Познакомить учащихся с декоративным искусством Древней Греции, сформировать понимание места и роли декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена. Познакомить со стилями и сюжетами древнегреческой живописи по керамике. Создание экспозиции греческого музея КТД.

Задачи урока:

Образовательные: формирование представления об основных видах древнегреческих ваз их роли и места в греческой культуре.

Развивающие: развитие творческой активности , развитие навыков работы с худож. материалами в технике аппликации.

Воспитательные: воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры.

Планируемые результаты для ученика:

Личностные - формирование мотивации к изучению искусства зарубежных стран, в процессе рефлексии уметь проводить самооценку. Ученик получит возможность для формирования устойчивой учебно познавательной мотивации к учению.

Предметные - понимать условно символический характер декоративного искусства Древней Греции. Самостоятельно определять характерные признаки росписи гончарного искусства. Возможность научится понимать роль ДПИ Древней Греции в жизни общества, обращение к литературным источникам с целью углубления знаний. Получение опыта применения на практике образного языка традиционной символики Древней Греции.

• Будут сформированны ориентация на понимание причин успеха в учебной деят - сти, учебно познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

• Постановка учебной задачи.

• Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

• Выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

• Воспитание волевой саморегуляции.

• Общеучебные действия. Выделение познавательной цели о характерных особенностях греческой символики, умение осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, определение основной и второстепенной информации, применение методов информационного поиска.

• Логические действия – развитие мыслительных операций анализа, установление причинно – следственных связей.

• Постановка и расширение проблем – формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.

• Социальная компетентность, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками.

Деятельность учителя:

организация рабочего места учащихся, изучение нового материала посредством беседы о ДПИ Древней Греции, организация практической работы уч-ся, подведение итогов, рефлексия.

Деятельность учащегося:

магнитофон, ножницы, цветная бумага , черная тушь, клей, салфетки, кисти, вода, ватманы.

Домашнее задание : Мифы Древней Греции. Индивидуальные задания по просьбе учащихся , рекомендации.

Длительность: 1 час.

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

1.Беседа о декоративно - прикладном искусстве Древней Греции.

Сегодня мы отправимся в страну, искусство которой оказало особенно большое влияние на нашу современную жизнь. Это Древняя Греция. – Что это была за страна? - Сколько ей лет? ( Древней Греции 4 тыс. лет) В этой стране жил очень талантливый и трудолюбивый народ - древние греки. Чем же они прославились? Древние греки много путешествовали. Из странствий они привозили чудесные истории о дальних странах, которые потом легли в основу древнегреческих мифов и легенд.

- «Посмотрите какая я красавица, все мои рисунки сделаны блестящим черным лаком. На шейке у меня - орнамент в виде пальмет, на туловище нарисована четверка лошадей, запряженных в коллесницу.

Приглашаем следующего гостя, маленький изящный алабастр.

-« Я небольшой сосуд с узкой шейкой и широким венчиком. Он подпрыгнул и уверенно заявил :

Прекрасные эти античные вазы

понравились нам почему-то не сразу.

Другим были заняты наши умы.

Сначала на них мы взглянули, скучая,

потом мы к одной пригляделись случайно,

И, может быть, час никак не могли оторваться от ваз.

. То вазы-гиганты, то карлики вазы,

и каждая ваза - с рисунком-рассказом!

. Герой в колеснице летит на войну.

Плывут аргонавты в чужую страну.

Персей убивает Медузу Горгону.

Афина Паллада диктует законы.

Сражается с Гектором грозный Ахилл

(и Гектор, как видно, лишается сил).

А вот Артемида, богиня охоты,

из меткого лука стреляет в кого-то.

А это на лире играет Орфей.

А это вручают спортивный трофей.

А вот - Одиссей, подающий советы.

А это - кентавры.

Но мы описать и не пробуем враз

крупнейшую в мире коллекцию ваз.

Физ. Минутка.

«Мы с вами сегодня тоже попробуем выполнить такую вазу. Цветные кружки помогут вам определиться с формой, красные – амфора, синие – кратер, жёлтые – алабастер. А сюжет сможете подобрать, когда вспомните для чего служит та или иная ваза. Подумайте, в какой технике (краснофигурной или чернофигурной) она будет смотреться интереснее. Для работы используйте технику аппликации. Цветовую палитру ограничьте до 2-3 цветов.

III. Самостоятельная работа детей в творческих группах.

Приемы работы с бумагой: сгибание, вырезание, склеивание.

IV. Итог урока:

Учитель: " Предлагаю разместить выполненные работы на доску. На доске изображены разные виды полок с определенными названиями. Дети которые выполняли вазу с одной нарисованной фигурой , ставят свою вазу на полку с красивым названием "Вдохновение" (Б), те ребята , которые выполнили сюжетную композицию, на полку с названием "Гармония" (П). А размещение ваз на полки мы поручим нашим гостям. Приглашаются дети игравшие роль ваз, которые могут дать соответствующие комментарии работам, под руководством учителя. "

V. Рефлексия. Оценивание занятия и своего личного участия.

Работа по карточке№1.

Доступность. Оценка своего личного участия на занятии и его полезность. Изучение нового материала.

Низкая – 1 балл
Средняя – 3 балла
Высокая – 5 баллов

Объём нового материала.

Недостаточный – 1 балл
Достаточный – 3 балла
Можно увеличить – 5 баллов

Останутся невостребованными – 1 балл
Смогу применить на занятиях – 3 балла
Смогу применить на практике – 5 баллов

Своё личное участие в работе группы и в индивидуальной работе с учащимися.

Недостаточное – 1 балл
Достаточное – 3 балла
Активное – 5 баллов

от 5 – 9 баллов - невысокий уровень участия в полезности

от 10 – 19 баллов – средний уровень

от 20 и выше баллов - высокий уровень

Оценивание деятельности учащихся в группах учителем.

Работа с ключевыми понятиями

Выделяются важные, четко и полностью определяются - 4 балла
Определяются четко , но не всегда полно – 2 балла
Отбирается незначительное количество – 0 баллов

Использование правильной структуры ответа -4 балла
Частично нарушается – 2 балла
Нарушенна последовательность изложения – 0 баллов

Манера подачи материала

Грамотность речи, последовательность. Умение говорить – 4 балла
Небольшая логическая неточность, повторы слов – 2 балла
Недостаточно разработана – 0 баллов

Оценка , самооценка, умение слушать. Применения знаний на практике – 4 балла
Знает, но не использует другие точки зрения – 2 балла
Отказ от своей точки зрения – 0 баллов

1.Какие виды росписи преобладали в Греции:

2.Как назывался сосуд для разбавления вина с водой:

3.Какие сюжеты для росписи использовали:

c) Сцены повседневной жизни

d) Соревнования атлетов

4.Какой сосуд использовался спортсменам на олимпийских играх:

5.Чем прославились греки:

a) Изготовлением ковров

c) Изысканной кухней

d) Умением воевать

Ключ к тесту: 1) a, b 2) b 3) все 4) b,d 5) b

Домашнее задание:


Знакомство с искусством Древней Греции через вазопись. Роспись ваз(виды росписи), использование орнамента.

Содержимое разработки

в селе Полоцкое

Конспект урока по изобразительному искусству
в 5 классе

«Декоративное искусство Древней Греции.

учитель изобразительного искусства

Горбенко Ирина Викторовна

Обучающая:
Знакомство с искусством Древней Греции через вазопись.

Развивающая:
Развитие ассоциативно- образного мышления, творческой фантазии.

Воспитывающая:
Воспитание нравственно- эстетического отношения к миру, искусству, истории культуры.

Задачи:
1. Формировать представление об основных видах древнегреческих ваз (чернофигурной и краснофигурной), их форме, декоре, о разнообразии орнаментов.
2. Познакомить учащихся с новыми понятиями: керамика, вазопись.
3. Развивать образное и логическое мышление.
5. Формировать представление о целостной картине мира.
6. Развивать чувство прекрасного.

Технологические карты росписи ваз.

Оформление доски: новые понятия ( термины): керамика; вазопись; виды ваз по форме (амфора, гидрия, кратер, килика, лекиф); техники росписи (чернофигурная и краснофигурная); виды орнамента (пальметта и меандр)

Тип урока: урок формирования знаний, умений и навыков.

Формирование УУД: личностных, регулятивных, познавательных.

1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний.
3. Изложение нового материала.
4. Закрепление, практическая работа.
5. Подведение итогов. 6.Рефлексия
Методы: рассказ, беседа.


Вступительное слово учителя
Дорогие ребята!
Сегодня я приглашаю вас в увлекательное путешествие в мир искусства.

Обратите внимание на эти слова (читаю):
Олимпиада, театр, мифы и легенды, архитектура, таблица Пифагора- все понятия на доске + изображение на картинках.
- Подумайте, что их объединяет.
- Прочитайте эти географические названия.
Греция
Россия
Египет
о.Цейлон
Испания
Япония
-Какую страну считают родиной всех понятий
Грецию.
- А почему?


- Олимпиада была придумана греками
- Театр зародился в Древней Греции
- У греков богатая мифология
- Таблицу Пифагора придумал древнегреческий математик Пифагор
(показываю вертикально и горизонтально слово Греция )
Перед вами карта Европы.
Греция находится на юге Европы, расположена на Балканском полуострове и с юга омывается Средиземным морем.
Представьте себе что вы археологи и раскопали некоторые предметы. Они перед вами. Как вы думаете, что здесь лишнее?
Ваза, чашка, кастрюля, вилка.
Вилка.

В Древней Греции они изготовлялись из обожженной глины.

И сегодня на уроке мы займёмся вазописью.
- Древнегреческие мастера создавали великое множество сосудов самого разного назначения. (все выделенные понятия на доске)
Амфоры применялись для хранения оливкового масла.
Гидрии – для хранения воды.
Кратеры – большие сосуды для смешивания вина с водой. Неразбавленного вина греки не пили.
Килики – изящные вазы для пития.
Высокие удлинённые лекифы для душистого масла и ещё многие другие кувшины и чаши.
У вас на партах лежат трафареты древнегреческих ваз- амфор.
Греческая керамика предназначалась для постоянного употребления, но несмотря на то, что ею постоянно пользовались, она искусно украшалась росписью.
Как вы думаете, почему?
- Чтобы было красиво.
Правильно, человеку свойственно стремиться к красоте.
А почему украшали по- разному?
Потому что мы разные ,и, украшая предметы быта, человек выражал свой внутренний мир.
И форма и размеры и роспись сосудов – все подчинялось строгим правилам, которые художник должен был хорошо знать.
В росписи ваз существует два вида техники.
ЧЕРНОФИГУРНАЯ роспись – это роспись по естественному фону, который имеет обожженная глина. Ну а если же фон был черным, а изображения имели цвет обожженной глины, то такую роспись называли КРАСНОФИГУРНОЙ.
Что же изображали на керамических вазах?
На древнегреческих вазах можно выделить орнамент и картину – сюжетную роспись

Орнаментом украшали менее важные части вазы – ножку и горлышко.
Часто он представлял собой узор из листьев, напоминающих пальмовые-
ПАЛЬМЕТТА.

Очень распространён был МЕАНДР в виде ломаной или кривой линии с завитками. Меандр – это название реки.

Есть предание, что давным-давно в Греции люди увидели с высокого холма русло реки.
А что такое русло реки.?
Это путь , по которому течет река.
Так вот, люди увидели русло реки. Оно извивалось и было похоже на петлю. Так возник знаменитый греческий орнамент МЕАНДР.
На что похож этот орнамент?
Да он так и называется ВОЛНА.
А главную часть сосуда, его тулова, занимала картина – сюжетная роспись.

Что же изображали на керамических вазах?

У вас на партах лежат трафареты древнегреческих ваз- амфор.

Сегодня вы будете расписывать вазы. Выберите вид росписи – краснофигурный или чернофигурный. Обязательно используйте орнамент, который вам больше всего понравился.
Физкультминутка.

Итог урока.
Посмотрите, какие получились замечательные древнегреческие вазы. Какая у них изящная форма, какое потрясающее сочетание цветов.
Расскажите о своих вазах (название, техника, орнамент)

Как ты думаешь, получилась у тебя ваза?

Молодцы, вы хорошо потрудились!

Читайте также: