Конспект урока выскочка пришвин 4 класс

Обновлено: 08.07.2024

Цели урока : формирование читательской компетентности при ознакомлении обучающихся с произведением Пришвина “ Выскочка”.

- способствовать пониманию идеи произведения; формировать у обучающихся личное отношение к прочитанному;

- развивать умение анализировать текст, выделять главное, обобщать, систематизировать, делать выводы; формировать умение осмысливать имеющуюся информацию и применять ее в различных ситуациях.

- создать условия для развития способностей оценивать окружающий мир, свои поступки и поступки людей.

Ход урока:

I. Мотивционно- организационный момент.

- Представьте, что вы – птица, крылья которой крепко сжаты. Соедините лопатки, напрягите спину так сильно, как только можете. Вы ощущаете напряжение. А теперь медленно, не торопясь, освобождайте свои мышцы. Ваши крылья расправляются. Становятся сильными и легкими, невесомыми. Вы ощущаете расслабление.

Тараторили на горке.

- Прочитайте скороговорку все вместе.

Прочитайте: 1 ряд- птичьим базаром

2 ряд- с вопросительной интонацией

3 ряд- с утвердительной интонацией

II. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания:

-Молодцы, ребята! Вы меня впечатлили!

Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с творчеством замечательного писателя Михаила Михайловича Пришвина. СЛАЙД 4 И начать я бы хотела с таких слов:

М. М. Пришвин писал : «Я ведь, друзья мои, пишу о природе,

Как вы думаете, почему он так говорил? (Высказывания детей)

К этому высказыванию мы еще вернемся в конце урока.

- У вас у всех разные мнения. И я думаю, разобраться в этих словах нам поможет сам писатель, а именно его рассказ. А вот какой это рассказ, вы разгадаете сами.

- Кого называют в народе выскочкой? (Ответы детей)

Выскочка - это тот, кто постоянно выкрикивает ответы на вопросы, не дожидаясь своей очереди, привлекает к себе внимание.

Найдите объяснение этому слову в толковом словаре:

(В словаре зачитывает ребенок)

Выскочка – это человек, который выдвинулся (отличился, стал заметным, известным) слишком быстро или занял видное общественное положение не по заслугам.

-Как вам кажется, достигать цель обманным путем, это справедливо?

-Как вы думаете, ребята, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Какова наша тема? (Ответы детей)

Я нашла к этому произведению вот такую иллюстрацию. (Иллюстрации на доске)

Прием “Предположение”. Предположите по иллюстрации, о ком будет идти речь?

IV. Работа с текстом во время чтения.

Читаем вслух, по ходу чтения работаем с текстом, над непонятными словами ставим?

с. 92 после первого абзаца. Проследите, как менялась кличка собаки? Почему?

с. 92 второй абзац, второе предложение (. и опустила его вниз поленом.)

с. 92 после третьего абзаца. (… на кости есть много охотников.)

приём “Дерево предсказаний” (групповая работа по 4 человека)

1. Что будет дальше?

2. Как могут развиваться события?

3. Чем закончится текст?

с. 94 второй абзац (. только бы еще одно мгновеньшко.)

приём “Дерево предсказаний” (Что произойдет дальше) (групповая работа по 4 человека)

VI. Работа с текстом после чтения.

Какие слова непонятны?

1. Лексическая работа:

Бдительность – постоянное настороженное внимание.

Улучила – нашла подходящее время.

Поскакала дуром – не по порядку, как попало, не думая.

С заскоком и с пыльцой в голове – не умная, глуповатая.

Полено – кусок распиленного бревна для растопки

выводок – птенцы живущие с матерью;

срам – стыд, позор;

2. Оправдались ли ваши предположения, которые вы высказывали в начале работы с текстом?

В каком абзаце вы найдете описание Вьюшки? (с. 92)

- Какой знакомый литературный приём вы увидели в описании (Сравнение)

с. 93 Найдите эпизод, где автор использует крылатое выражение “В семье не без урода”. Что оно обозначает?

с. 93 третий абзац подчеркните слова “повели правильное наступление”. Это метафора – скрытое сравнение. С кем сравнивает автор шесть сорок? (шесть сорок, наступающих на Вьюшку, сравнивает автор с противником.) Метафора используется для создания ярких образов.

- Где в рассказе самый напряжённый момент (кульминация?

с. 94 (со слов. Только бы ещё одно мгновение.).

- Сравните выскочку в момент схватки и в конце рассказа. (самоуверенная, хитрая, с напором- шарик пестрый с головкой).

- Какое чувство испытывала Выскочка в конце рассказа : гордости или стыда?

Почему? (над ней посмеялись даже сороки). Докажите это словами текста.

- Какое чувство вызывает бесхвостая сорока? (сострадание)

- Что такое сострадание?

Сострадание – это жалость, сочувствие к кому-нибудь.

- Как вы думаете, кому показывает сострадание автор? Почему?

(Да, действительно, автору немного жаль сороку, потому что она осталась без хвоста. Сорока поплатилась хвостом за свою глупость).

- Почему эта история закончилась именно так?

- Можно ли сравнить поведение птицы с поведением человека?

- Как относятся к выскочкам в обществе?

Какой вывод делает М. М. Пришвин? О чем предупреждает? (М. М. Пришвин обращает наше внимание на то, что если вести себя как выскочка, то можно пострадать).

3. Работа с пословицами. Какие пословицы подходят к рассказу?

Поспешишь – людей насмешишь.

Что одному с трудом даётся, то коллективом легко берётся.

Нет собаки – заведи друга.

Без хозяина и дом сирота.

Богатством ума не купишь.

VII. Итог урока. Вернемся к словам, которые говорил М. М. Пришвин.

«Я ведь, друзья мои, пишу о природе,

Прокомментируйте его слова еще раз, опираясь на текст.

(каждый ребенок выбирает себе картинку того героя, от лица которого решил подготовить пересказ)

Прикреплённые файлы:

Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя).

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ их поступков с точки зрения норм морали, героев.

Глоссарий по теме:

Выскочка – человек, вмешивающийся первым раньше других во что-нибудь, чтобы заслужить одобрение, выслужиться перед кем-то. Человек, не по праву занявший какую-то должность, общественное положение.

Выводок - птенцы или детеныши млекопитающих, ещё живущие с матерью.

Сородичи – родственники

Улучила – нашла подходящее время (С.И. Ожегов)

Поскакала дуром – не по порядку, как попало, не думая (В Даль)

С заскоком и пыльцой в голове – глупая

срам –стыд, позор;

бдительность - внимательность, настороженность, наблюдательность, зоркость, чуткость.

Обязательная и дополнительная литература:

  1. Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.: ил. С. 66-71
  2. Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – С. 34
  3. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 4 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2013.

Основное содержание урока

О природе писали многие писатели – натуралисты: Д.С. Мамин – Сибиряк, Е. Чарушин, В. Астафьев, А. Куприн. Среди них М. М. Пришвин- известный русский писатель – натуралист.

Давайте вспомним, какие произведения Пришвина вы читали ил знаете?

Михаил Михайлович Пришвин написал:

Пришвин был влюблен в свою Родину, в ее красоту, в леса и поля, реки и озера, в ее птиц и зверей. Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе.

Михаил Пришвин писал:

-Как вы понимаете эти значение этих слов?

Это значит, что человек любит и заботится о себе и своей Родине.

- Прочитайте название произведения, которое мы будем сегодня читать

Выскочка - это тот, кто постоянно выкрикивает ответы на вопросы, не дожидаясь своей очереди, привлекает к себе внимание.

- Обратимся к толковому словарю Ожегова.

Выскочка – это человек, который выдвинулся (отличился, стал заметным, известным) слишком быстро или занял видное общественное положение не по заслугам.

Как вы думаете, о чём может быть этот рассказ с таким названием?

Свои предположения мы проверим, прочитав рассказ.

Сейчас мы прочитаем и выясним, кто же герои рассказа.

Но перед чтением проведём словарно - лексическую работу.

Вам встретятся такие слова:

полено – кусок распиленного бревна для растопки;

сородичи – родственники.

выводок – птенцы или детеныши млекопитающих, еще живущие с матерью;

срам –стыд, позор;

бдительность –внимательность, настороженность, наблюдательность, зоркость, чуткость.

Улучила – нашла подходящее время (С.И. Ожегов)

Поскакала дуром – не по порядку, как попало, не думая (В.Даль)

Наша охотничья собака, лайка, приехала к нам с берегов Бии, и в честь этой сибирской реки так и назвали мы ее Бией. Но скоро эта Бия почему-то у нас превратилась в Биюшку, Биюшку все стали называть Вьюшкой.

Мы с ней мало охотились, но она прекрасно служила у нас сторожем. Уйдешь на охоту, и будь уверен: Вьюшка не пустит чужого.

Веселая собачка эта Вьюшка, всем нравится: ушки, как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок. Достались ей от обеда две косточки. Получая подарок, Вьюшка развернула колечко своего хвоста и опустила его вниз поленом. Это у нее означало тревогу и начало бдительности, необходимой для защиты, — известно, что в природе на кости есть много охотников. С опущенным хвостом Вьюшка вышла на траву-мураву и занялась одной косточкой, другую же положила рядом с собой.

Кто является героем рассказа?

( Героем рассказа является собака Вьюшка)

- Какой породы была Вьюшка?

(Вьюшка была охотничьей собакой)

- Почему собаку назвали Вьюшкой? Проследите, как менялась кличка собаки.

Бия - Бьюшка – Вьюшка.

- Как вы думаете, почему?

( Вьюшку все любят)

-Какое отношение автора к собаке?

(с любовью, нежностью, обращается ласково).

- Как можно озаглавить эту часть?

Вьюшка получила подарок.

- Как можно было узнать, что она проявляет встревоженность, бдительность?

- Как могут дальше развиваться события?

Продолжаем чтение текста.

Тогда, откуда ни возьмись, сороки: скок, скок! — и к самому носу собаки. Когда же Вьюшка повернула голову к одной — хвать! Другая сорока с другой стороны хвать! — и унесла косточку.

Дело было поздней осенью, и сороки вывода этого лета были совсем взрослые. Держались они тут всем выводком, в семь штук, и от своих родителей постигли все тайны воровства. Очень быстро они оклевали украденную косточку и, недолго думая, собирались отнять у собаки вторую.

Говорят, что в семье не без урода, то же оказалось и в сорочьей семье. Из семи сорок одна вышла не то чтобы совсем глупенькая, а как-то с заскоком и с пыльцой в голове. Вот сейчас тоже было: все шесть сорок повели правильное наступление, большим полукругом, поглядывая друг на друга, и только одна Выскочка поскакала дуром.

— Тра-та-та-та-та! — застрекотали все сороки.

Это у них значило:

— Скачи назад, скачи как надо, как всему сорочьему обществу надо!

— Тра-ля-ля-ля-ля! — ответила Выскочка.

Это у нее значило:

— Скачите как надо, а я — как мне самой хочется.

Так за свой страх и риск Выскочка подскакала к самой Вьюшке в том расчете, что Вьюшка, глупая, бросится на нее, выбросит кость, она же изловчится и кость унесет.

Вьюшка, однако, замысел Выскочки хорошо поняла и не только не бросилась на нее, но, заметив Выскочку косым глазом, освободила кость и поглядела в противоположную сторону, где правильным полукругом, как бы нехотя — скок и подумают — наступали шесть умных сорок.

- Как сорокам удалось украсть косточку?

(хитростью: одна отвлекала, другая украла).

- Почему автор назвал сороку Выскочкой?

(Сорока была не такая как все, она лезла вперед других сорок).

- Как вы думаете, почему она так поступила?

(хотела показать себя храброй).

- Как вы понимаете это выражение.

- Почему автор выбрал именно эти слова?

(Они помогают показать характер героев).

Отношение автора к Выскочке, по-вашему мнению, каково?

(Добродушно-насмешливое. Автор улыбается, посмеивается над Выскочкой с мягкой иронией).

Такие произведения называются юмористическими.

Как можно озаглавить вторую часть?

Чтение текста до конца.

Вот это мгновение, когда Вьюшка отвернула голову, Выскочка улучила для своего нападения. Она схватила кость и даже успела повернуться в другую сторону, успела ударить по земле крыльями, поднять пыль из-под травы-муравы. И только бы еще одно мгновение, чтобы подняться на воздух, только бы одно мгновеньишко! Вот только, только бы подняться сороке, как Вьюшка схватила её за хвост и кость выпала…

Выскочка вырвалась, но весь радужный длинный сорочий хвост остался у Вьюшки в зубах и торчал из пасти ее длинным острым кинжалом

Видел ли кто-нибудь сороку без хвоста? Трудно даже вообразить, во что превращается эта блестящая пестрая и проворная воровка яиц, если ей оборвать хвост.

Бывает, деревенские озорные мальчишки поймают слепня, воткнут ему в зад длинную соломинку и пустят эту крупную сильную муху лететь с таким длинным хвостом, — гадость ужасная! Ну, так вот, это муха с хвостом, а тут — сорока без хвоста; кто удивился мухе с хвостом, еще больше удивится сороке без хвоста. Ничего сорочьего не остается тогда в этой птице, и ни за что в ней не узнаешь не только сороку, а и какую-нибудь птицу: это просто шарик пестрый с головкой.

Бесхвостая Выскочка села на ближайшее дерево, все другие шесть сорок прилетели к ней. И было видно по всему сорочьему стрекотанию, по всей суете, что нет в сорочьем быту большего сраму, как лишиться сороке хвоста.

- Какой момент в рассказе самый напряженный? (кульминация сюжета)

(Когда Выскочка схватила кость и попыталась улететь)

- К какому жанру литературы отнесём это произведение?

(По жанру это произведение относится к рассказу.)

Давайте вспомним , что рассказ – это небольшое произведение художественной литературы об одном или нескольких событиях из жизни героя. У рассказа всегда есть автор.

- Какие особенности жанра вы выделите?

(описываются реальные события из жизни героев)

- А к какому стилю рассказа отнесем рассказ: к художественному или научно – познавательному?

(когда автор передает свои мысли, чувства, переживания – это художественный тип текста.

А когда сообщают точные сведения, информацию – это научный тип текста.

В этом рассказе автор показывает свои чувства, отношение к главным героям. Он пишет про Вьюшку с любовью, юмором, так как она прекрасно служила сторожем, была весёлой и всем нравилась. К Выскочке он относится насмешкой и состраданием.

(так зовут главную героиню).

Заглавием является имя героя.

- Как вы думаете, почему она так поступила?

(хотела показать себя храброй).

Как можем озаглавить третью часть?

3.Выскочка осталась без хвоста.

Типовое тренировочное задание

Распределите слова и словосочетания по колонкам.

Веселая; ушки как рожки; хвостик колечком; зубки беленькие; не такая как все; «не то

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Планируемые результаты:

1.Личностные: ценить и принимать такие базовые ценности как добро. Родина, природа

2. Регулятивные: определять цель учебной деятельности, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, соотносить выполненное задание с образцом, осуществлять контроль и оценивать правильность своих действий

3.Познавательные: овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целью, осознанное построение речевых высказываний, овладения действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; установление причинно-смысловых связей

4. Коммуникативные: участвовать в диалоге с одноклассниками и учителем. Слушать и понимать других, умение договориться в совместной деятельности. Высказывать свою точку зрения. Сотрудничать в совместном решении учебных задач

Оборудование: презентация к уроку, мультимедийное обеспечение, раздаточный материал (карточки для парной работы)

1. Организационный момент

-Добрый день дети.

Пусть этот урок несет нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами. Ребята, на карточке поставьте оценку, которую вы хотите получить в конце урока и покажите мне жестом, рукой. Судя по вашему желанию, урок у нас пройдет замечательно

2. Мобилизующий этап

1) Постановка проблемы

( Пейзажная картина, музыкальный фон - голоса птиц)

-Вам нужно вспомнить тему раздела, который мы изучаем

-Узнайте птицу по описанию, возможно, она станет героем произведения, которое мы сегодня будем изучать

У птицы есть прозвище - белобока. По бокам перышки у неё белые, а голова, крылья и хвост чёрные. Очень красив у птицы хвост - длинный, прямой, будто стрела. Перья на нём не просто чёрные, а с красным зеленоватым отливом. Птица эта осторожна. Она видит хорошо и слышит неплохо. К тому же она обычно громко стрекочет. Всем известна её привычка, красть и прятать блестящие предметы. В народе её называют стрекотунья, трещотка, сплетница, воровка, разбойница. (Сорока)

2)Речевая разминка

Скороговорка (сорока и скороговорка на доске)

Три сороки – тараторки тараторили на горке

Тра-та-та-та-та-та-та

Тра-ля-ля-ля-ля-ля-ля

3. Формулирование темы и цели урока

-Какой писатель и какое его произведение мы будем сегодня изучать вы определите сами.

-Для этого поработаем в группах . У вас на столах лежат карточки, запишите соотнеся буквы с цифрами.

-Какие слова получились? (Пришвин, выскочка)

-Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель

( Совершенствовать знания о творчестве М.М, Пришвина. Учиться исследовать идейно-художественное содержание произведения и правильно, выразительно читать его)

4. Знакомство с биографией М.М. Пришвина

1) Чтение стихотворения учителем

Всю жизнь бродил он по лесам
Деревьев знал язык,
Птиц различал по голосам
Знакомый мне старик.
Всегда он ведал наперед
Средь сосен и дубрав,
Где слаще ягода растет
И где полно грибов.
Никто не мог так передать
Красы полей и рек,
И том о лесе рассказать
Как этот человек…

- О ком это стихотворение? ( о ММ Пришвине)

-Поговорим о жизни и творчестве М.М. Пришвина (Вывешивается портрет)

-Слушаем внимательно и анализируем

1 Ученик: М. Пришвин родился в1873 в имении Хрущёво в Орловской губернии, провел здесь свое детство. Он получил хорошее образование. Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать М. Пришвин начал в 30 лет. К этому времени у него было накоплено много разных впечатлений.

-Какие рассказы Пришвина вы читали?

5. Работа по теме урока. Работа с текстом. Осмысление

1) Работа с Толковым словарём С.И. Ожегова

-Кого в жизни люди называют выскочкой? ( человек, который стремиться показать себя лучше, чем он есть на самом деле и что он лучше других; человек, который все время перебивает; человек, который не даёт высказаться или сказать что-то другим; хочет, чтобы всегда и везде слушали только его)

-Как там раскрыто значение этого слова?

2) Словарная работа (в паре )

- Перед началом изучения произведения давайте проведем словарную работу.

бдительность – внимательность, настороженность

срам - стыд и позор

радужный - разноцветный

выводок – птенцы, выведенные одной матерью ( птицей)

поскакала – дуром – двигалась странно

с заскоком и пыльцой в голове - крайность, странность в поведении

на свой страх и риск - действовать полностью на свою ответственность

улучила момент – нашла подходящее время

3) Прогнозирование

-Ребята предположите о ком или о чем пойдет речь в произведении? Определите это по названию.

-Все ваши предположения проверим, когда познакомимся с этим произведением.

- Для этого мы прослушаем текст (аудио приложение)

6. Физминутка

- Встаньте, выйдите из-за парт. Если то, что я говорю верно, вы выполняете движения, если нет, стоите на месте.

- Опустите руки, если было семь сорок.

- Присядьте, если верно, что сороки постигли от своих родителей все тайны воровства.

- Хлопните в ладоши, если Вьюшке дали всего одну кость.

- Попрыгайте, если верно то, что весь сорочий хвост остался у Вьюшки в зубах.

7. Продолжение работы над темой урока

1) первичное понимание прочитанного

- Кто является героем рассказа?

- Как у собаки появилась такая кличка?

- Как можно было узнать, что Вьюшка встревожена?

- Что случилось ? Ребята, ведь это была охотничья собака, как это могло произойти, что сороки у неё утащили кость?

- Про кого говорит автор - в семье не без урода? Как понимаете крылатое выражение?

- Как повела себя Выскочка?

- Что же произошло между героями?

-Как вы думаете какое чувство испытывала Выскочка, когда осталась без хвоста: гордости или стыда?

- Как отнеслись к этому её сородичи ( С осуждением, посмеялись над ней - нет в сорочьем быту большего срама, как лишиться сороке хвоста ).

-Почему другие сороки стали срамить Выскочку?

-Какое чувство вызвала у вас сорока? ( чувства насмешки, сострадания )

2) Обобщение прочитанного

-К какому жанру относится это произведение?

-Какой это рассказ художественный или научно-познавательный? (так как в рассказе автор передаёт мысли, чувства к героям, а не передаётся информация)

-О чем или о ком этот рассказ, тема рассказа, о ком рассказывает автор? ( описывает повадки животных, поведение)

- Оправдались ли ваши предположения, о чем рассказ?

-Понравился ли вам этот рассказ. Почему интересно читать это произведение ? (автор использует прием наделения животных качеством человека)

-Ответь на вопрос: можно ли сравнивать поведение животных с поведением человека?

-Подумайте каждый про себя: похож ли я на Выскочку и хорошо ли, быть таким?

8. Организация исследовательской деятельности учащихся

(Этап закрепления работы над текстом)

Выборочное чтение

-Мы с вами ставили цель исследовать идейно-художественное содержание произведения.

Выявить художественные средства, которыми автор раскрывает образ героев

Определить главную мысль произведения

-Будем постигать глубину мысли писателя и выясним - чему же учит нас этот рассказ. А для этого мы должны быть вдумчивыми и внимательными читателями

2) Работа в группах

Описание Вьюшки

(Веселая собачка, охотничья собака - эпитеты; ушки как рожки, хвостик колечком, зубки как чеснок, хвост поленом)

Описание сороки до происшествия

С заскоком, в семье не без урода - крылатое выражение.

С пыльцой в голове - метафора

Поскакала дуром - быстро, не подумав

Хвост радужный, блестящая, проворная - эпитеты

Воровка яиц – метафора

Описание сороки после схватки

-Прочитать описание, показав голосом отношение автора к сороке

-С каким чувством рассказывает писатель о Выскочке в этом эпизоде (с сожалением, юмором, иронией, смеётся над ней)

-Какой художественный приём автор использует (ирония)?

3) Работа над средствами выразительности . ( Сравнение).

Выскочка до схватки с Вьюшкой. Выскочка после схватки

Какая она была до схватки? После схватки - жалкая, общипанная , без хвоста

храбрая, легкомысленная, вертлявая,

9. Составление “синквейна”.

1. Написать имя существительное по теме.
2. 2-3 имени прилагательных
3. 2-3 слова-действия
4. Предложение
5. Слово-смысл темы. ( Осуждение. )

1.сорока
2. ловкая, хитрая, проворная
3. подскакала, вырвалась
4. Сорока осталась без хвоста.
5. Выскочка.

10. Итог урока

-Кто главный герой рассказа?

-Определим главную мысль рассказа? О чем хотел сказать автор? ( Не надо быть выскочкой)

11. Рефлексия

-Чему мы научились, прочитав это произведение ( не надо гордиться, зазнаваться, а то можно попасть впросак, не надо быть выскочкой)

-Справились ли мы с задачами урока, сделайте вывод

-Посмотрите на оценку, которую вы хотели получить в начале урока и оцените свою работу на уроке (высказывание ребят)

-А теперь оцените работу всего класса (оценка детей)

Что такое природа для нас? Давайте прочитаем, как об этом сказал Пришвин.

12. Домашнее задание

Творческий пересказ от имени Вьюшки( кто затрудняется сделает обычный пересказ)

- Спасибо за урок!

- Желаю вам смотреть на природу, как смотрит писатель - глазами доброго человека

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный документ содержит конспект и презентацию к уроку. УМК "Школа России", авторы: Климанова Л.Ф., Голованова М.В., Горецкий В.Г. Тип урока: урок изучения нового материала с проблемной ситуацией.



1. Кто зимой холодной

Бродит злой, голодный?

2. Под полом таится,

3. Хвост пушистый,

В деревне кур крадёт.

4. Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик.

5. Нос долог, голос тонок

Тот свою кровь прольёт.

6. Панцирь каменный- рубаха,

7. По веткам скачет,

Рыжая, да не лиса?

8. Что за зверь лесной

Встал как столбик под сосной

И стоит среди травы,

Уши больше головы.

Ключевое слово: ВЫСКОЧКА

1. Познакомить детей с произведением Пришвина "Выскочка", с краткой биографией писателя;

2. Совершенствовать навыки беглого, правильного, осознанного чтения, развивать умения делить текст на части, составлять план, умение анализировать прочитанное;

3. Развивать интеллектуальные способности детей, творческое воображение, прививать любовь к чтению.

4. Воспитывать бережное отношение к природе, развивать наблюдательность за поведением животных.

Планируемые результаты:

1.Личностные: ценить и принимать такие базовые ценности как добро. Родина, природа

2. Регулятивные: определять цель учебной деятельности, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, соотносить выполненное задание с образцом, осуществлять контроль и оценивать правильность своих действий

3.Познавательные: овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целью, осознанное построение речевых высказываний, овладения действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; установление причинно-смысловых связей

4. Коммуникативные: участвовать в диалоге с одноклассниками и учителем. Слушать и понимать других, умение договориться в совместной деятельности. Высказывать свою точку зрения. Сотрудничать в совместном решении учебных задач.

Оборудование: портрет писателя, выставка книг М.М.Пришвина, карточки-кроссворды, компьютер и проектор, интерактивная доска.

I. Организационный момент.

Прочитаем хором предложение с последовательной постановкой логического ударения (запись на доске).

Какой чудесный день!

Какой чудесный день!

Какой чудесный день!

-Улыбнитесь друг другу! Подарите мне свои улыбки! Замечательно! Пусть улыбка сопровождает вас сегодня на уроке. Улыбки- смайлики лежат у вас на парте. В конце урока мы определим с каким настроением вы покинете наш урок.

II. Постановка проблемы.

- А сейчас – чудо! Ребята, раскройте свой ум, глаза и сердце для встречи с прекрасным! (Слайд 3) (Включается видеоролик природа)

- Ребята, а что вы сейчас чувствуете? (Ответы детей)

-Все эти чувства пробудила в нас природа.

- С какими произведениями из этого раздела мы уже познакомились?

-Ребята, узнайте птицу по описанию:

У птицы есть прозвище - белобока. По бокам перышки у неё белые, а голова, крылья и хвост чёрные. Очень красив у птицы хвост- длинный, прямой, будто стрела. Перья на нём не просто чёрные , а с красным зеленоватым отливом. Птица эта осторожна. Она видит хорошо и слышит неплохо. К тому же она обычно громко стрекочет. (Слайд 4)

- Правильно, это – сорока.

(Информацию о сороке читают подготовленные дети)

Походка у сорок особенная и неповторимая, хотя по земле, в большинстве случаев, эта птица перемещается скачками. На кроне деревьев сороки также перемещаются прыжками, и делают это они очень ловко и проворно. В воздухе птица планирует, её полёт волнообразный. (Слайд 5)

2-й ученик:
Размещают свои гнёзда птицы обычно высоко, в кроне деревьев, очень редко на кустарниках. (Слайд 6-8)

Приблизительно в апреле-начале мая самка откладывает до 8 яиц. Насиживает эти яйца исключительно самка. Через 18 дней на свет появляются птенцы.
Продолжительность их жизни в среднем составляет 15 лет. (Включается запись стрекотания сороки)

Речевая разминка

Скороговорка (Слайд 9)

Три сороки – тараторки тараторили на горке.

- С каким рассказом мы сегодня познакомимся, вы узнаете, разгадав кроссворд. (Работа по парам) Слайд 10-11) Приложение 1

III. Изучение нового материала

1. Знакомство с писателем М.М.Пришвиным (Слайд 13)

Чтение цитаты со слайда М.М.Пришвина "Дорога к другу".

" Рыбе - вода, птице - воздух, зверям - лес, степь и горы. А человеку нужна Родина, и охранять природу - значит охранять родину".

- Как вы понимаете смысл этих слов?

- Природа наша очень богата и каждому живому существу на земле своё место предназначено. Если мы будем охранять природу, значит, наша Родина будет ещё богаче.

- Вспомните, какие произведения этого автора вам известны?

Выскочка - это тот, кто постоянно выкрикивает ответы на вопросы, не дожидаясь своей очереди, привлекает к себе внимание.

сородичи – родственники.

выводок – птенцы или детеныши млекопитающих, еще живущие с матерью; срам –стыд, позор;

бдительность –внимательность, настороженность, наблюдательность, зоркость, чуткость;

поскакала дуром – двигалась странно

с заскоком и пыльцой в голове- крайность, странность в поведении

На свой страх и риск - действовать полностью на свою ответственность

улучила момент – нашла подходящее время

Посмотреть на кончик носа, вдаль, влево, вправо, вверх. вниз.

перевести взгляд на цветной круг.

3. Первичное чтение

Читает ученица.1 остановка

Слушаем и следим за чтением. Особое внимание обращаем на героев и их повадки

- Кто является героем? Как у собаки появилась такая кличка?

Читает ученик. 2 остановка

Как можно было узнать, что Вьюшка встревожена?

Что случилось? Ребята, ведь это была охотничья собака, как это могло произойти, что сороки у неё утащили кость?

3 остановка

Про кого говорит автор - в семье не без урода? Как понимаете крылатое выражение?

Как повела себя Выскочка?

Удастся ли Выскочке обхитрить Вьюшку, как дальше будут развиваться события?

4 остановка.

-Что же произошло между героями?

-Как вы думаете какое чувство испытывала Выскочка, когда осталась без хвоста: гордости или стыда?

- Как отнеслись к этому её сородичи (С осуждением, посмеялись над ней - нет в сорочьем быту большего срама, как лишиться сороке хвоста).

-Почему другие сороки стали срамить Выскочку?

-Какое чувство вызвала у вас сорока? (чувства насмешки, сострадания)

- Почему история, которую рассказал Пришвин, закончилась таким образом?

IV. Закрепление нового материала

1. Выборочное чтение.

Найдите описание Вьюшки.

- Какие художественные средства использует автор? (эпитеты, сравнения)

- А для чего автор использует эти художественные средства?

- Вспомним, с чего всё началось?

- Какое событие в рассказе главное?

- Почему сорока так поступила?

- А как автор это объясняет?

Найдите слова автора, где он поясняет крылатое выражение "В семье не без урода".

- Что сороке говорили его сородичи?

- Что думает автор о ней?

- Чем закончилось наступление выскочки?

Прочитайте эпизод, где Пришвин описывает сороку после наступления.

2. Работа с иллюстрацией.

- Рассмотрите иллюстрацию, как себя чувствует сорока в этот момент?

Итог: Почему Пришвин назвал рассказ "Выскочка"? Подтвердились ли наши предположения?

- Назовите русскую пословицу, подходящую к нашему рассказу. (Слайд19)

"Поспешишь, людей насмешишь", "Где смелость, там и победа", "Терпение и труд, всё перетрут"

- К какому жанру вы бы отнесли это произведение? (рассказ)

- Какой этот рассказ? (познавательный)

3. Деление на части. Составление плана.

- На сколько ярких фотокадров вы бы поделили это произведение? (4)

Работа в группах на 5 минут.

Появляется слайд с планом. (Слайд20)

- Пришвин М.М писал: (слайд 21)

"Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю"

- Как вы думаете, почему Пришвин говорил так?

- Можно ли сравнивать поведение птицы с поведением человека?

- Свяжите это высказывание с нашим уроком и сделайте вывод.

VI. Рефлексия.

- Над чем ты задумался на уроке?

- Встречал ли ты людей похожих по характеру с сорокой?

- Возьмите смайлик и поставьте на ту ступеньку лестницы, на сколько вы оцениваете себя. (Слайд 22)

Читайте также: