Изменение формы слова для проверки парных звонких и глухих согласных в корне конспект урока
Обновлено: 06.07.2024
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
- Послушаем стихотворение (читает ученик).
Чтоб меньше было случаев неясных,
Прислушайся к звучанию согласных,
Чтобы не путать звонких и глухих…
Глухие звуки – это непоседы,
Они стремятся звонкого соседа
Во что бы то не стало оглушить.
/ На доске окошки-ставни открываются при правильном названии пары согласных./
- Как же проверить, какую букву надо писать в слове? (ученик читает стихотворение)
Если слышишь парный звук,
Будь внимателен, мой друг:
Парный сразу проверяй –
Слово это изменяй.
Зуб – на зубы, куст – кусты…
Будешь грамотным и ты.
III. Дидактические задания для команд.
медведь, город, завод, карандаш, сапог, ягодка, тетрадь, берёзка, коровка. Учащиеся с помощью грамматических часов показывают парную согласную и за правильный ответ получают жетон.
- А теперь нарядим её в шубку, шапку, варежки, сапожки, шарф. Называя предметы одежды, учащиеся подбирают и проверочные слова. За каждое слово – жетон.
Пончик любит лимонат
Шоколат и мармелат
А Авоська – плюжки
И слаткиеватружки
Торопыжка любит торд
И из персиков компод.
Все мы слаткоежки,
Щёлкаем орежки.
4. Ребусы. Разгадать ребусы, подобрать проверочные слова: шутка, лук, енот, ошибка, находка.
IV. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
- Кто услышал слова с парной согласной в слабой позиции, может заработать дополнительное очко, назвав проверочное слово: шажки – шажок, прыжки – прыжок, зарядка – зарядочка, мягкая – мягок, посадка – посадит.
Конечно, вы помните сказку про Красную Шапочку. Куда её отправила мама? Что она дала ей с собой? (корзинку с пирожками). Пока Красная Шапочка шла по лесу она собрала в корзинку ещё гостинцев для бабушки: грибки, сыроежки, ягодки, орешки, ромашки, шишки(выкладываются картинки или слова: г- - - -и, с- - - - - -и, я- - - -и, о- - - -и, р- - - - -и, ш- - -и).
- Кто больше назовёт игрушек, в названии которых есть парные согласные, требующие проверки. Это: мышка, утка, кошка, лягушка, гриб, рыбка, лошадка, ёж, верблюд, жираф, лодка, лев, матрёшка, неваляшка. Называя проверочное слово, участник получает жетон.
- Среди игрушек попадается портфель. В нём лежат разные ненужные принадлежности. Сначала вынимаются книжка, закладка, затем бумажки, кнопки,гвоздь, пробки, железка, булавка, крошки (хлебные)
Изменить, выделенные слова так, чтобы парные согласные оказались в слабой позиции.
У кумы-лисы зубы острые, рыльце тоненькое; уши на макушке, хвостикна
отлёте, шерсть тёпленькая. Хорошо кума принаряжена: шуба пушистая, золотистая;
на грудижилетик, а на шее белыйгалстучек.
- Парные согласные приготовили вам такие загадки, в которых обязательно нужно проверять парный согласный, чтобы написать слово правильно. За проверочное слово – жетон.
Тема. Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова.
Образовательные: формировать умение проверять написание слов с парными согласными в корне путём изменения формы слова.
Развивающие: развивать умение подбирать проверочные слова.
Воспитательные: формирование умения работать индивидуально, в малых группах; формирование коммуникативных умений учащихся ( включение в беседу; умение слушать и слышать друг друга); воспитание интереса к обучению.
Демонстрационный материал:
картинка с изображением весёлого Смайлика.
2) карточки с шагами алгоритма проверки своей работы по образцу.
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
На доске картинка с изображением весёлого Смайлика
- Ребята, давайте все посмотрим на Смайлика и подарим друг другу улыбки.
- Наши гости ещё не знакомы со Смайликом, кто хочет их познакомит с ним? ( Смайлик- это наш друг. Он пришёл к нам, вместе с нами учиться).
– Что же значит учиться? (Это значит, когда сам что-то делаешь и не получается, во-первых, понять, что я не знаю, а во-вторых, самому добыть нужные знания и сделать то, что раньше не получалось.)
- Ребята, сегодня на уроке вы хотите получать новые знания? ( Да, мы хотим получать новые знания.) А я вам в этом помогу.
- А сейчас открыли тетради, напишем сегодняшнее число и классную работу.
– Как обычно, начинаем урок с проверки домашнего задания. Какое было домашнее задание? ( Подготовиться к письму по памяти.)
- А теперь, открыли учебники и ещё раз повторим домашнее задание. ( Учащиеся про себя читают стихотворение.)
- Закрыли учебники и пишем.
У каждого учащегося на парте лежат карточки с шагами алгоритма.
– Давайте, посмотрим, что показала проверка по образцу. У кого нет ошибок? Молодцы! У кого есть ошибки? Где у тебя ошибка? В чём ты видишь причину? Какой ты видишь выход?
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
На доске записаны слова:
ГОРА, ЛЕСА, ТРАВКА, ПОЛЯ.
- Найдите лишнее слово. ( Слушаются разные ответы учащихся с объяснением )
– Молодцы! Вы поняли, в чем ваша трудность. Пора выяснять, почему эта трудность возникла.
3. Постановка проблемы..
– Какое задание надо было выполнить? (Надо было найти лишнее слово).
– А почему вы не смогли найти лишнее слово? ( Ответы учащихся).
4. Постановка цели, обсуждение и реализация проекта выхода из затруднения
– Как вы думаете, с чего мы с вами начнём? (Ответы учащихся).
- Ребята, давайте попробуем в каждом слове поставить ударение и найти орфограммы, то есть опасные места и подчеркнём их? ( Работа учащихся).
- Давайте произнесём слово (травка).
- Какой звук слышим в середине слова? ([ф]).
- Какой буквой будем его обозначать? (в).
- А как вы догадались? (подбираем проверочное слово).
- Почему вы решили, что это проверочное слово? (потому что чётко слышим согласный звук).
- Почему? (за ним следует гласный).
- Где находится парный согласный? ( В корне).
- Какая же будет тема сегодняшнего нашего урока? ( Парные согласные в корне). (Учитель пишет тему на доске.)
- Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель.
- Что же мы с вами сначала должны повторить? (Парные согласные.) Чему должны учиться? ( Правильно писать парные согласные в корне.) Познакомиться с ….( новыми словами.)
5. Чистописание.
- А теперь, ребята, кто желает на доске написать парные согласные? ( Ученик пишет) Учащиеся читают хором, а затем списывают с доски (Глухие согласные произносятся с шумом, звонкие согласные произносятся с голосом и шумом).
б в г д ж з
п ф к т ш с
- Прочитайте пословицу. Объясните смысл. Спишите.
Хорошо того учить, кто хочет всё знать.
6. Первичное закрепление во внешней речи.
1. Наблюдение над проверочными словами.
- Отгадайте загадку. ( Показ слайда).
- Ребята, какая орфограмма в слове медведь? ( Парный согласный).
- Как проверить парный согласный? ( Нужно изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный.)
- Подберите проверочное слово к слову медведь? ( Медведи.)
- А почему вы решили, что это слово являются проверочным словом к слову медведь?
( Потому что чётко слышим согласный звук, после парный согласной стоит гласный.)
- Ребята, давайте ещё раз посмотрим на эти слова:
Медведь – медведи ( На доске появляются рисунки).
- Что же мы с вами сделали, чтобы проверить парный согласный в корне?( Изменили слово).
- Давайте зафиксируем наш вывод на доске
- А теперь, ребята, обратите внимание на 2 вариант слов:
Ягодки - ягода ( На доске появляются рисунки).
- Какая орфограмма в слове ягодки? (Парный согласный в корне). Посмотрите, какие это слова? Кто догадался? ( Однокоренные).
- Выделяем корень в словах. Слово ягода является проверочным к слову ягодка? Почему ? (Да. После парный согласной стоит гласный ).
- Значит, какой мы можем сделать вывод? Что нужно сделать, чтобы проверить парный согласный? ( Чтобы проверить парный согласный, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором после согласного стоит гласный.)
- Давайте зафиксируем наш вывод на доске
- чтобы проверить, какой буквой обозначен согласный
- нужно изменить слово
- подобрать однокоренное ( чтобы после согласного стоял гласный)
- А теперь проговорите друг – другу.
Парные согласные
Самые опасные.
Парный в слове проверяй,
Рядом гласный подставляй.
- Ребята, а почему нужно ставить гласный? ( Чтобы звук слышался ясно).
а) - Ребята, наши медвежата скучают, давайте с ними поиграем.
- Где живут медвежата? ( В лесу).
- Давайте, будем ходить по лесу. Как медведи ходят? ( Облокачиваясь с одного бока на другой).
б) - Ребята, а что любят бурые медведи? ( Мёд). А где находится мёд в лесу? ( На дереве).
- Давайте поймаем мёд. 1- подкидываем, 2- поймаем.
в) – Ребята, а ещё, какие медведи бывают? ( Белые медведи). А где живут белые медведи?
( на северном полюсе ). Если они живут около океана, чем же они по - вашему питаются? ( Рыбками). А где они его ловят? Давайте поймаем рыбок? 1 – поймали, 2 – поймали.
г) – Ребята, бурые медведи ещё что любят? ( Ягоды). Давайте их покормим. 1 – поймали, 2- встали, 3 – ням-ням.
д) – Ребята, они у нас очень устали, давайте уложим спать, будем их укачивать.
Молодцы, они уснули.
- А теперь садитесь те, у кого имя начинается с гласного звука, затем – согласного звука.
- Мы выяснили, что парный согласный в корне слова необходимо проверять, напомните как мы говорили? ( Ответы учащихся).
- Любым ли однокоренным словом мы можем проверить? ( Нет, чтобы после согласного стоял гласный)
Работа по учебнику на с. 170.
- Рассмотрите рисунки. Какая орфограмма в этих словах? ( Парный согласный ).
- Как проверили парный согласный в слове голубь ? ( Изменили слово).
- А в словах морковь и лодка ? ( Подобрали однокоренные слова.)
- Ребята, что ещё нового вы узнали,о чём мы с вами ещё не говорили? (После проверяемого согласного может стоять не только гласный, но и согласный звук[ н ] ).
Тема: Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.
Цель: формировать умения различать парные звонкие и глухие согласные, правильно писать слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками.
Предметные задачи урока:
-развивать умение проверять слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками в корне;
-сравнивать искомую букву в проверочном и проверяемом словах.
-отрабатывать последовательность действий при обозначении согласных звуков буквами.
Планируемые результаты:
Дети учатся:
- понимать и принимать учебную задачу;
- проверять парные звонкие и глухие согласные в корне слова разными способами;
- сопоставлять произношение и написание слов;
- подбирать проверочное слово;
- находить примеры слов на изученную орфограмму;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Умения, характеризующие эти результаты:
- принимать учебную задачу, выполнять ее;
-определять проверяемое и проверочное слово;
- владеть разными способами проверки парных звонких и глухих согласных в корне.
1. ОРГ. МОМЕНТ.
- Давайте повторим правила общения на уроке. Я начну, а вы продолжите.
- На уроке будь старательным,
Будь спокойным и (внимательным)
Говорите четко, внятно,
Чтобы было всем ( понятно)
Если хочешь отвечать,
Надо руку (поднимать)
Если друг стал отвечать,
Не спеши (перебивать)
А помочь захочешь другу -
Подними спокойно (руку)
М.роз, н.род, гор.д, яг.дка, т.традь, вар.жка, .г.род, б.резка, д.рожка.
Я говорю слова, а они мне с помощью вееров показывают пропущенное слово.
3.Актуализация знаний.
На доске записаны буквы: б, п, в, ф, г, к, у, д, т, ж, ш, з, с.
-Какая буква лишняя и почему?-( у-так как обозначает гласный звук, а все остальные согласные).
-Какие это согласные?(звонкие, глухие, парные)
-Кто мне назовет звонкие согласные?
Звонкие: б, в, г, д, ж, з
Глухие: п, ф, к, т, ш, с.
4.Физминутка
Ах, как долго мы писали,
Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)
Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево-вправо.)
Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)
Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)
В классе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)
Вправо, влево повернем,
А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)
Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими.)
5..Объяснение нового материала
Откройте учебники на стр.112 в рамочке правило.
-Давайте со словаря выпишем 2 слова: мороз, ягодка.
1)Давайте к ним найдем однокоренное проверочное слово.
2)Как проверить парные согласные?(чтобы проверить парный по глухости-звонкости согласный, нужно подобрать такое однокоренное проверочное слово, чтобы после проверяемого согласного звука был гласный). В ряде случаев можно подобрать однокоренное слово, чтобы после проверяемого согласного звука следовал непарный звонкий, например: [р, л, м, н].
-Понаблюдаем за проверочными словами. Букву парного согласного в проверяемом слове будем подчеркивать одной чертой, в проверочном слове те буквы, которые подсказывают решение задачи, двумя чертами.
У слова мороз парные согласные У слова ягодка парные согл. Находятся
Находятся в конце слова: в середине слова:
Моро з -моро з ы-моро з ный ягодка-ягода-ягодный
1)Корень мороз-, после 1) Корень ягод-, после
проверяемого согл.звука проверяемого согл.звука
[з] идет гласная [ы . [д] идет гласная а .
2)после проверяемого согл. 2) после проверяемого согл.
Звука з идет непарный звонкий н . идет непарный звонкий н .
6.Работа по учебнику
Вставить слова, объяснить почему выбрали и поставили именно эту букву.
-Разобрать по составу слова: морозцы, снежком.
Объяснить слово пороша(это свежий слой выпавшего с вечера или ночью снега).
- Прочитайте. Выполните задание по образцу.
- Прочитайте слова и назовите звук, который обозначает выделенная буква.
- В каких словах написание этих букв надо проверять? Обоснуйте.
Лебедь – [т´], лебеди – [д´], лебедушка – [д].
Узкий – [с], узок – [з], узенький - [з´].
Ловкий – [ф], ловок – [в].
-Для того чтобы узнать какой буквой следует обозначать парный согласный звук в каждом слове, нужно: подобрать проверочные слова сделать это можно 2-мя способами: 1)либо изменив форму слова; 2) либо подобрать однокоренное слово.
-Образец записи нам дан, сначала идут два проверочных слова( пояса- это измененная форма , а затем родственное слово поясок и слово пояс)
(Пояса, поясок) пояс, (глаза, глазок) глаз.
(Клювы, клювик) клюв, (шарфы, шарфик) шарф.
(Чертежи, чертежик) чертеж, (шалаши, шалашик) шалаш.
(Кусты, кустик) куст, (льды, ледок) лед.
Звуко-буквенный разбор — это анализ звукового состава слова и его буквенного отображения на письме. Часто орфографическая запись слова и его звучание не совпадают. В слове может быть одинаковое количестве звуков, звуков больше, чем букв, и букв больше, чем звуков.
Снег - 1 слог.
с [ с ] — согласный, глухой, твёрдый, парный.
н [ н’ ] — согласный, звонкий, мягкий, непарный.
е [ э ] — гласный ударный.
г [ к ] — согласный, глухой, твёрдый, парный.
4 буквы, 4 звука.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА УРОКА.
- А сейчас подводя итог нашего урока, проведем небольшой тест.
1. Подчеркни парные согласные.
з, б, к, н, с, ж, ч,
2. Подчеркни слова с парной согласной.
Лошадка, дом, ошибка, луг, нос
3.Вставь букву:
Обе. кни..ка, берё..ка, носоро…
4. Подчеркни слова, которые являются проверочными
Сапог, снега, грибы, виноград, мороз, лебеди.
Правильные ответы.
1. Подчеркни парные согласные.
з, б, к, н, с, ж, ч,
2. Подчеркни слова с парной согласной.
Лошадка, дом, ошибка, луг, нос
3. Вставь букву:
Обед, книжка, берёзка, носорог
4. Подчеркни слова, которые являются проверочными
Сапог, снега, грибы, виноград, мороз, лебеди.
- В какой части слова мы проверяем парную согласную? (в корне)
- Как проверить парную согласную в корне слова? (изменить слово или подобрать однокоренное слово)
- Почему нужно проверять слова с парными согласными? ( Потому что звук и буква могут не совпадать .)
- Какие слова называются проверочными? ( Слова, в которых, после согласного стоит гласный звук .)
Тема: Парные звонкие и глухие согласные в корне слова.
Цель: формирование умения применять на практике правила правописания парных звонких и глухих согласных в корне слова.
- обобщить знания учащихся о способах деятельности при проверке парных согласных в корне слова;
-сформировать алгоритм деятельности при проверке парных согласных в корне слова;
-закрепить умение проверять слова с парными согласными в корне слова;
-развивать у учащихся память, внимание, логическое мышление, устную речь;
-развивать умение формулировать выводы, аргументировать свои высказывания.
Вид урока: урок – исследование.
Методы работы на уроке – коллективная работа, беседа, индивидуальный и фронтальный опрос, самостоятельная работа.
Формы проведения: урок.
Средства обучения – индивидуальные карточки, учебная доска, презентация урока
Формы контроля – индивидуальный опрос, самостоятельная работа, фронтальный опрос.
Организационный этап
Слайд - Доброе утро! А оно обязательно станет для вас хорошим и добрым, если мыподарим свои тёплые улыбки друг другу и нашим гостям.
Хором А чтобы урок прошёл каждому впрок
Активно в работу включайся дружок.
-Что необходимо для успешной работы на уроке? (Быть внимательными,
старательными, активными). Для сегодняшнего урока я подобрала такую цитату персидского поэта Саади:
- Как вы её понимаете?
2. Проверка домашнего задания
- С какой темой мы познакомились на прошлом уроке?
- Как проверить парный согласный в корне слова?
- Объясните выбор буквы в словах? Назовите орфограммы?
3. Чистописание
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
На доске: б п в ф г к у д т ж ш з с
- Что записано на доске? (Буквы)
- Какая буква лишняя и почему? (у – так как обозначает гласный звук, а все остальные согласные)
- Какие это согласные? (звонкие – глухие, парные)
-Запишите парами –звонкие на 1 строке, глухие – на 2 строке
-Сколько мы знаем пар звонких и глухих согласных звуков? Вспомним тему прошлого урока.
Хором В алфавите пары есть
Их у нас всего лишь 6.
Верхний ряд всегда звенит.
Нижний - тихо говорит.
-Запишем соединения с гласными буквами: ба,во,гу,ды,жи,зе
Слайд – На слайде записаны парные согласные. Проверьте правильность образованных пар. Есть ошибки?
Постановка темы и целей урока
- Кто может сформулировать тему нашего урока?Чему будем учиться на уроке?
СлайдУчиться находить слова с парным звонким и глухим согласным в корне слова. Различать проверочное и проверяемое слово. Правильно подбирать проверочные слова.
5. Актуализация знаний.
а) Словарный диктант
- Отгадайте загадки, картинки на слайдах вам помогут. Запишите отгадки -словарные слова в тетрадь.
Слайд1. Не деревня, ни село,
И людей полным-полно,
В делах и заботах!Город
Слайд 2. Сел за стол на табурет,
Жду, когда дадут. ОБЕД
Слайд3. Каждый, каждый с ним знаком, -
Вот берется теста ком,
Запекают в нем творог,
Получается . Пирог
Слайд 4. Невидимкой осторожно
Он является ко мне
И рисует, как художник,
Он узоры на окне. Мороз
Слайд5.Сладок он, друзья, на вкус, А зовут его… Арбуз
- Проверим, правильно ли записала Аня слова.
- Почему из всех словарных слов мы записали именно эти? (В конце каждого слова есть парный звук, который можно проверить).
-Какое словарное слово вы могли бы добавить к данным словам?(Загадка)
-Что общего и в чем различие этих слов?
- Какой частью речи являются эти слова? (Именами существительными)
- Какая орфограмма встречается в этих словах? (Парный согласный в корне слова)
-Как мы можем проверить парный согласный звук на конце слов?(Изменить форму слова или подобрать родственное слово, в котором после парного согласного стоит гласная)
Хором Парные согласные –
Самые опасные!
Звук очень ясно слышится,
А буква другая пишется.
В корне ты их проверяй-
Рядом гласный подставляй!
6. Обобщение и систематизация знаний.
Дополните предложение. Подставьте вместо многоточия картинку. Назовите орфограмму в слове, объясните ее написание. В тетрадь запишите предложения полностью. (На доске по одному, подчеркиваем главные члены предложения)
Слайд Выпал белый и пушистый …
Зимой мы ныряли в …
… - это ледяной шарик.
7.Физкультминутка
Хором Поработали мы дружно,
Отдохнуть сейчас нам нужно.
Физкультминутка посвящена также парными согласными. Запомните слова с парными согласными, требующими проверки написания.
Хором Мелкие шажки – раз, два, три
лёгкие прыжки – раз, два, три.
Повороты резко – раз, два, три.
И наклоны низко – раз, два, три.
Три хлопка в ладошки – раз, два, три.
Покрутись немножко – раз, два, три.
Вот и вся зарядка – раз, два, три.
Мягкая посадка – раз, два, три.
– Назовите слова с парным согласным, которые встретились в физкультминутке. Подберите проверочные слова.
Продолжим наше исследование.
- Прочитайте текст. Придумайте ему заголовок. Запишем и объясним пропущенные орфограммы. По составу разобрать выделенные слова. Найдите родственные слова?
Ночью был ле..кий моро… .Реки оделись л…дяным ковром. Ребята надевают ша..ку, варе..ки и бегут играть в сне..ки. Малыши вылепили сн..говика. Вместо носа морко..ка. В пушистый сне.. спрятались елоч…ки.
Слайд Вывод исследований:
- Как проверить безударный гласный в корне слова?
- Как проверить парный согласный в корне слова?
8. Применение учебного материала в учебной ситуации.
Самостоятельная работа с учебником. Стр.27, упр.47
- Заканчиваем работу (сколько успели). Проверяем правильность выполнения задания.
8. Итог урока.
- У парных согласных есть свои секреты. Результатом нашего исследования стали эти секреты.Какие это секреты?(В корнеслова парные согласные плохо слышатся, меняются местами. Чтобы не ошибиться в их написании, нужно парные согласные в корне слова проверять. Для этого ….)
Слайд - Оцените свою работу на уроке.
- Что вызвало затруднение?
Эмоциональная рефлексия:
Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг,
Парный сразу проверяй – слово смело изменяй:
“Зуб” на “зубы”, “лёд” на “льды” –
Будешь грамотным и ты.
Где растёт морковь? (на грядках).
Буквы пишут где? (в тетрадках).
Чистим что мы? (чистим зубки).
Одеваем в холод? (шубки).
Любим все снежки, салазки,
И читаем часто? (сказки).
Звук согласный проверяй –
Рядом гласный подставляй!
Грядка. Нет чего? (нет грядок).
А тетрадка? (нет тетрадок).
Изменяем: зубки? (зубы).
Проверяем: шубки? (шубы).
Ждём снежинок и салазок
И побольше чудных… (сказок)
10.Домашнее задание
Стр.28, упр.48. П. – с.23
-75%
Читайте также: