Изменение формы слова для проверки парных звонких и глухих согласных в корне конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

- Послушаем стихотворение (читает ученик).

Чтоб меньше было случаев неясных,

Прислушайся к звучанию согласных,

Чтобы не путать звонких и глухих…

Глухие звуки – это непоседы,

Они стремятся звонкого соседа

Во что бы то не стало оглушить.

/ На доске окошки-ставни открываются при правильном названии пары согласных./

- Как же проверить, какую букву надо писать в слове? (ученик читает стихотворение)

Если слышишь парный звук,

Будь внимателен, мой друг:

Парный сразу проверяй –

Слово это изменяй.

Зуб – на зубы, куст – кусты…

Будешь грамотным и ты.

III. Дидактические задания для команд.

медведь, город, завод, карандаш, сапог, ягодка, тетрадь, берёзка, коровка. Учащиеся с помощью грамматических часов показывают парную согласную и за правильный ответ получают жетон.

- А теперь нарядим её в шубку, шапку, варежки, сапожки, шарф. Называя предметы одежды, учащиеся подбирают и проверочные слова. За каждое слово – жетон.

Пончик любит лимонат

Шоколат и мармелат

А Авоська – плюжки

И слаткиеватружки

Торопыжка любит торд

И из персиков компод.

Все мы слаткоежки,

Щёлкаем орежки.

4. Ребусы. Разгадать ребусы, подобрать проверочные слова: шутка, лук, енот, ошибка, находка.

IV. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

- Кто услышал слова с парной согласной в слабой позиции, может заработать дополнительное очко, назвав проверочное слово: шажки – шажок, прыжки – прыжок, зарядка – зарядочка, мягкая – мягок, посадка – посадит.

Конечно, вы помните сказку про Красную Шапочку. Куда её отправила мама? Что она дала ей с собой? (корзинку с пирожками). Пока Красная Шапочка шла по лесу она собрала в корзинку ещё гостинцев для бабушки: грибки, сыроежки, ягодки, орешки, ромашки, шишки(выкладываются картинки или слова: г- - - -и, с- - - - - -и, я- - - -и, о- - - -и, р- - - - -и, ш- - -и).

- Кто больше назовёт игрушек, в названии которых есть парные согласные, требующие проверки. Это: мышка, утка, кошка, лягушка, гриб, рыбка, лошадка, ёж, верблюд, жираф, лодка, лев, матрёшка, неваляшка. Называя проверочное слово, участник получает жетон.

- Среди игрушек попадается портфель. В нём лежат разные ненужные принадлежности. Сначала вынимаются книжка, закладка, затем бумажки, кнопки,гвоздь, пробки, железка, булавка, крошки (хлебные)

Изменить, выделенные слова так, чтобы парные согласные оказались в слабой позиции.

У кумы-лисы зубы острые, рыльце тоненькое; уши на макушке, хвостикна

отлёте, шерсть тёпленькая. Хорошо кума принаряжена: шуба пушистая, золотистая;

на грудижилетик, а на шее белыйгалстучек.

- Парные согласные приготовили вам такие загадки, в которых обязательно нужно проверять парный согласный, чтобы написать слово правильно. За проверочное слово – жетон.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема. Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова.

Образовательные: формировать умение проверять написание слов с парными согласными в корне путём изменения формы слова.

Развивающие: развивать умение подбирать проверочные слова.

Воспитательные: формирование умения работать индивидуально, в малых группах; формирование коммуникативных умений учащихся ( включение в беседу; умение слушать и слышать друг друга); воспитание интереса к обучению.

Демонстрационный материал:

картинка с изображением весёлого Смайлика.

2) карточки с шагами алгоритма проверки своей работы по образцу.

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

На доске картинка с изображением весёлого Смайлика

- Ребята, давайте все посмотрим на Смайлика и подарим друг другу улыбки.

- Наши гости ещё не знакомы со Смайликом, кто хочет их познакомит с ним? ( Смайлик- это наш друг. Он пришёл к нам, вместе с нами учиться).

– Что же значит учиться? (Это значит, когда сам что-то делаешь и не получается, во-первых, понять, что я не знаю, а во-вторых, самому добыть нужные знания и сделать то, что раньше не получалось.)

- Ребята, сегодня на уроке вы хотите получать новые знания? ( Да, мы хотим получать новые знания.) А я вам в этом помогу.

- А сейчас открыли тетради, напишем сегодняшнее число и классную работу.

– Как обычно, начинаем урок с проверки домашнего задания. Какое было домашнее задание? ( Подготовиться к письму по памяти.)

- А теперь, открыли учебники и ещё раз повторим домашнее задание. ( Учащиеся про себя читают стихотворение.)

- Закрыли учебники и пишем.

У каждого учащегося на парте лежат карточки с шагами алгоритма.

– Давайте, посмотрим, что показала проверка по образцу. У кого нет ошибок? Молодцы! У кого есть ошибки? Где у тебя ошибка? В чём ты видишь причину? Какой ты видишь выход?

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

На доске записаны слова:

ГОРА, ЛЕСА, ТРАВКА, ПОЛЯ.

- Найдите лишнее слово. ( Слушаются разные ответы учащихся с объяснением )

– Молодцы! Вы поняли, в чем ваша трудность. Пора выяснять, почему эта трудность возникла.

3. Постановка проблемы..

– Какое задание надо было выполнить? (Надо было найти лишнее слово).

– А почему вы не смогли найти лишнее слово? ( Ответы учащихся).

4. Постановка цели, обсуждение и реализация проекта выхода из затруднения

– Как вы думаете, с чего мы с вами начнём? (Ответы учащихся).

- Ребята, давайте попробуем в каждом слове поставить ударение и найти орфограммы, то есть опасные места и подчеркнём их? ( Работа учащихся).

- Давайте произнесём слово (травка).

- Какой звук слышим в середине слова? ([ф]).

- Какой буквой будем его обозначать? (в).

- А как вы догадались? (подбираем проверочное слово).

- Почему вы решили, что это проверочное слово? (потому что чётко слышим согласный звук).

- Почему? (за ним следует гласный).

- Где находится парный согласный? ( В корне).

- Какая же будет тема сегодняшнего нашего урока? ( Парные согласные в корне). (Учитель пишет тему на доске.)

- Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель.

- Что же мы с вами сначала должны повторить? (Парные согласные.) Чему должны учиться? ( Правильно писать парные согласные в корне.) Познакомиться с ….( новыми словами.)

5. Чистописание.

- А теперь, ребята, кто желает на доске написать парные согласные? ( Ученик пишет) Учащиеся читают хором, а затем списывают с доски (Глухие согласные произносятся с шумом, звонкие согласные произносятся с голосом и шумом).

б в г д ж з

п ф к т ш с

- Прочитайте пословицу. Объясните смысл. Спишите.

Хорошо того учить, кто хочет всё знать.

6. Первичное закрепление во внешней речи.

1. Наблюдение над проверочными словами.

- Отгадайте загадку. ( Показ слайда).

- Ребята, какая орфограмма в слове медведь? ( Парный согласный).

- Как проверить парный согласный? ( Нужно изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный.)

- Подберите проверочное слово к слову медведь? ( Медведи.)

- А почему вы решили, что это слово являются проверочным словом к слову медведь?

( Потому что чётко слышим согласный звук, после парный согласной стоит гласный.)

- Ребята, давайте ещё раз посмотрим на эти слова:

Медведь – медведи ( На доске появляются рисунки).

- Что же мы с вами сделали, чтобы проверить парный согласный в корне?( Изменили слово).

- Давайте зафиксируем наш вывод на доске

- А теперь, ребята, обратите внимание на 2 вариант слов:

Ягодки - ягода ( На доске появляются рисунки).

- Какая орфограмма в слове ягодки? (Парный согласный в корне). Посмотрите, какие это слова? Кто догадался? ( Однокоренные).

- Выделяем корень в словах. Слово ягода является проверочным к слову ягодка? Почему ? (Да. После парный согласной стоит гласный ).

- Значит, какой мы можем сделать вывод? Что нужно сделать, чтобы проверить парный согласный? ( Чтобы проверить парный согласный, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором после согласного стоит гласный.)

- Давайте зафиксируем наш вывод на доске

- чтобы проверить, какой буквой обозначен согласный

- нужно изменить слово

- подобрать однокоренное ( чтобы после согласного стоял гласный)

- А теперь проговорите друг – другу.

Парные согласные

Самые опасные.

Парный в слове проверяй,

Рядом гласный подставляй.

- Ребята, а почему нужно ставить гласный? ( Чтобы звук слышался ясно).

а) - Ребята, наши медвежата скучают, давайте с ними поиграем.

- Где живут медвежата? ( В лесу).

- Давайте, будем ходить по лесу. Как медведи ходят? ( Облокачиваясь с одного бока на другой).

б) - Ребята, а что любят бурые медведи? ( Мёд). А где находится мёд в лесу? ( На дереве).

- Давайте поймаем мёд. 1- подкидываем, 2- поймаем.

в) – Ребята, а ещё, какие медведи бывают? ( Белые медведи). А где живут белые медведи?

( на северном полюсе ). Если они живут около океана, чем же они по - вашему питаются? ( Рыбками). А где они его ловят? Давайте поймаем рыбок? 1 – поймали, 2 – поймали.

г) – Ребята, бурые медведи ещё что любят? ( Ягоды). Давайте их покормим. 1 – поймали, 2- встали, 3 – ням-ням.

д) – Ребята, они у нас очень устали, давайте уложим спать, будем их укачивать.

Молодцы, они уснули.

- А теперь садитесь те, у кого имя начинается с гласного звука, затем – согласного звука.

- Мы выяснили, что парный согласный в корне слова необходимо проверять, напомните как мы говорили? ( Ответы учащихся).

- Любым ли однокоренным словом мы можем проверить? ( Нет, чтобы после согласного стоял гласный)

Работа по учебнику на с. 170.

- Рассмотрите рисунки. Какая орфограмма в этих словах? ( Парный согласный ).

- Как проверили парный согласный в слове голубь ? ( Изменили слово).

- А в словах морковь и лодка ? ( Подобрали однокоренные слова.)

- Ребята, что ещё нового вы узнали,о чём мы с вами ещё не говорили? (После проверяемого согласного может стоять не только гласный, но и согласный звук[ н ] ).

Тема: Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.

Цель: формировать умения различать парные звонкие и глухие согласные, правильно писать слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками.

Предметные задачи урока:

-развивать умение проверять слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками в корне;

-сравнивать искомую букву в проверочном и проверяемом словах.

-отрабатывать последовательность действий при обозначении согласных звуков буквами.

Планируемые результаты:

Дети учатся:

- понимать и принимать учебную задачу;

- проверять парные звонкие и глухие согласные в корне слова разными способами;

- сопоставлять произношение и написание слов;

- подбирать проверочное слово;

- находить примеры слов на изученную орфограмму;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Умения, характеризующие эти результаты:

- принимать учебную задачу, выполнять ее;

-определять проверяемое и проверочное слово;

- владеть разными способами проверки парных звонких и глухих согласных в корне.

1. ОРГ. МОМЕНТ.

- Давайте повторим правила общения на уроке. Я начну, а вы продолжите.

- На уроке будь старательным,
Будь спокойным и (внимательным)
Говорите четко, внятно,
Чтобы было всем ( понятно)
Если хочешь отвечать,
Надо руку (поднимать)
Если друг стал отвечать,
Не спеши (перебивать)
А помочь захочешь другу -
Подними спокойно (руку)

М.роз, н.род, гор.д, яг.дка, т.традь, вар.жка, .г.род, б.резка, д.рожка.

Я говорю слова, а они мне с помощью вееров показывают пропущенное слово.

3.Актуализация знаний.

На доске записаны буквы: б, п, в, ф, г, к, у, д, т, ж, ш, з, с.

-Какая буква лишняя и почему?-( у-так как обозначает гласный звук, а все остальные согласные).

-Какие это согласные?(звонкие, глухие, парные)

-Кто мне назовет звонкие согласные?

Звонкие: б, в, г, д, ж, з

Глухие: п, ф, к, т, ш, с.

4.Физминутка

Ах, как долго мы писали,
Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)
Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево-вправо.)
Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)
Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)
В классе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)
Вправо, влево повернем,
А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)
Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими.)

5..Объяснение нового материала

Откройте учебники на стр.112 в рамочке правило.

-Давайте со словаря выпишем 2 слова: мороз, ягодка.

1)Давайте к ним найдем однокоренное проверочное слово.

2)Как проверить парные согласные?(чтобы проверить парный по глухости-звонкости согласный, нужно подобрать такое однокоренное проверочное слово, чтобы после проверяемого согласного звука был гласный). В ряде случаев можно подобрать однокоренное слово, чтобы после проверяемого согласного звука следовал непарный звонкий, например: [р, л, м, н].


-Понаблюдаем за проверочными словами. Букву парного согласного в проверяемом слове будем подчеркивать одной чертой, в проверочном слове те буквы, которые подсказывают решение задачи, двумя чертами.

У слова мороз парные согласные У слова ягодка парные согл. Находятся

Находятся в конце слова: в середине слова:

Моро з -моро з ы-моро з ный ягодка-ягода-ягодный

1)Корень мороз-, после 1) Корень ягод-, после

проверяемого согл.звука проверяемого согл.звука

[з] идет гласная [ы . [д] идет гласная а .

2)после проверяемого согл. 2) после проверяемого согл.

Звука з идет непарный звонкий н . идет непарный звонкий н .

6.Работа по учебнику

Вставить слова, объяснить почему выбрали и поставили именно эту букву.

-Разобрать по составу слова: морозцы, снежком.

Объяснить слово пороша(это свежий слой выпавшего с вечера или ночью снега).

- Прочитайте. Выполните задание по образцу.

- Прочитайте слова и назовите звук, который обозначает выделенная буква.

- В каких словах написание этих букв надо проверять? Обоснуйте.

Лебедь – [т´], лебеди – [д´], лебедушка – [д].

Узкий – [с], узок – [з], узенький - [з´].

Ловкий – [ф], ловок – [в].

-Для того чтобы узнать какой буквой следует обозначать парный согласный звук в каждом слове, нужно: подобрать проверочные слова сделать это можно 2-мя способами: 1)либо изменив форму слова; 2) либо подобрать однокоренное слово.

-Образец записи нам дан, сначала идут два проверочных слова( пояса- это измененная форма , а затем родственное слово поясок и слово пояс)

(Пояса, поясок) пояс, (глаза, глазок) глаз.

(Клювы, клювик) клюв, (шарфы, шарфик) шарф.

(Чертежи, чертежик) чертеж, (шалаши, шалашик) шалаш.

(Кусты, кустик) куст, (льды, ледок) лед.

Звуко-буквенный разбор — это анализ звукового состава слова и его буквенного отображения на письме. Часто орфографическая запись слова и его звучание не совпадают. В слове может быть одинаковое количестве звуков, звуков больше, чем букв, и букв больше, чем звуков.
Снег - 1 слог.
с [ с ] — согласный, глухой, твёрдый, парный.
н [ н’ ] — согласный, звонкий, мягкий, непарный.
е [ э ] — гласный ударный.
г [ к ] — согласный, глухой, твёрдый, парный.

4 буквы, 4 звука.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА УРОКА.

- А сейчас подводя итог нашего урока, проведем небольшой тест.

1. Подчеркни парные согласные.
з, б, к, н, с, ж, ч,

2. Подчеркни слова с парной согласной.
Лошадка, дом, ошибка, луг, нос

3.Вставь букву:
Обе. кни..ка, берё..ка, носоро…

4. Подчеркни слова, которые являются проверочными

Сапог, снега, грибы, виноград, мороз, лебеди.

Правильные ответы.

1. Подчеркни парные согласные.
з, б, к, н, с, ж, ч,

2. Подчеркни слова с парной согласной.
Лошадка, дом, ошибка, луг, нос

3. Вставь букву:
Обед, книжка, берёзка, носорог

4. Подчеркни слова, которые являются проверочными

Сапог, снега, грибы, виноград, мороз, лебеди.

- В какой части слова мы проверяем парную согласную? (в корне)

- Как проверить парную согласную в корне слова? (изменить слово или подобрать однокоренное слово)

- Почему нужно проверять слова с парными согласными? ( Потому что звук и буква могут не совпадать .)

- Какие слова называются проверочными? ( Слова, в которых, после согласного стоит гласный звук .)


Тема: Парные звонкие и глухие согласные в корне слова.

Цель: формирование умения применять на практике правила правописания парных звонких и глухих согласных в корне слова.

- обобщить знания учащихся о способах деятельности при проверке парных согласных в корне слова;

-сформировать алгоритм деятельности при проверке парных согласных в корне слова;

-закрепить умение проверять слова с парными согласными в корне слова;

-развивать у учащихся память, внимание, логическое мышление, устную речь;

-развивать умение формулировать выводы, аргументировать свои высказывания.

Вид урока: урок – исследование.

Методы работы на уроке – коллективная работа, беседа, индивидуальный и фронтальный опрос, самостоятельная работа.

Формы проведения: урок.

Средства обучения – индивидуальные карточки, учебная доска, презентация урока

Формы контроля – индивидуальный опрос, самостоятельная работа, фронтальный опрос.

Организационный этап

Слайд - Доброе утро! А оно обязательно станет для вас хорошим и добрым, если мыподарим свои тёплые улыбки друг другу и нашим гостям.

Хором А чтобы урок прошёл каждому впрок

Активно в работу включайся дружок.

-Что необходимо для успешной работы на уроке? (Быть внимательными,

старательными, активными). Для сегодняшнего урока я подобрала такую цитату персидского поэта Саади:

- Как вы её понимаете?

2. Проверка домашнего задания

- С какой темой мы познакомились на прошлом уроке?

- Как проверить парный согласный в корне слова?

- Объясните выбор буквы в словах? Назовите орфограммы?

3. Чистописание

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

На доске: б п в ф г к у д т ж ш з с

- Что записано на доске? (Буквы)

- Какая буква лишняя и почему? (у – так как обозначает гласный звук, а все остальные согласные)

- Какие это согласные? (звонкие – глухие, парные)

-Запишите парами –звонкие на 1 строке, глухие – на 2 строке

-Сколько мы знаем пар звонких и глухих согласных звуков? Вспомним тему прошлого урока.

Хором В алфавите пары есть

Их у нас всего лишь 6.

Верхний ряд всегда звенит.

Нижний - тихо говорит.

-Запишем соединения с гласными буквами: ба,во,гу,ды,жи,зе

Слайд – На слайде записаны парные согласные. Проверьте правильность образованных пар. Есть ошибки?

Постановка темы и целей урока

- Кто может сформулировать тему нашего урока?Чему будем учиться на уроке?

СлайдУчиться находить слова с парным звонким и глухим согласным в корне слова. Различать проверочное и проверяемое слово. Правильно подбирать проверочные слова.

5. Актуализация знаний.

а) Словарный диктант

- Отгадайте загадки, картинки на слайдах вам помогут. Запишите отгадки -словарные слова в тетрадь.

Слайд1. Не деревня, ни село,

И людей полным-полно,

В делах и заботах!Город

Слайд 2. Сел за стол на табурет,

Жду, когда дадут. ОБЕД

Слайд3. Каждый, каждый с ним знаком, -

Вот берется теста ком,

Запекают в нем творог,

Получается . Пирог

Слайд 4. Невидимкой осторожно

Он является ко мне

И рисует, как художник,

Он узоры на окне. Мороз

Слайд5.Сладок он, друзья, на вкус, А зовут его… Арбуз

- Проверим, правильно ли записала Аня слова.

- Почему из всех словарных слов мы записали именно эти? (В конце каждого слова есть парный звук, который можно проверить).

-Какое словарное слово вы могли бы добавить к данным словам?(Загадка)

-Что общего и в чем различие этих слов?

- Какой частью речи являются эти слова? (Именами существительными)

- Какая орфограмма встречается в этих словах? (Парный согласный в корне слова)

-Как мы можем проверить парный согласный звук на конце слов?(Изменить форму слова или подобрать родственное слово, в котором после парного согласного стоит гласная)

Хором Парные согласные –

Самые опасные!

Звук очень ясно слышится,

А буква другая пишется.

В корне ты их проверяй-

Рядом гласный подставляй!

6. Обобщение и систематизация знаний.

Дополните предложение. Подставьте вместо многоточия картинку. Назовите орфограмму в слове, объясните ее написание. В тетрадь запишите предложения полностью. (На доске по одному, подчеркиваем главные члены предложения)

Слайд Выпал белый и пушистый …

Зимой мы ныряли в …

… - это ледяной шарик.

7.Физкультминутка

Хором Поработали мы дружно,

Отдохнуть сейчас нам нужно.

Физкультминутка посвящена также парными согласными. Запомните слова с парными согласными, требующими проверки написания.

Хором Мелкие шажки – раз, два, три

лёгкие прыжки – раз, два, три.

Повороты резко – раз, два, три.

И наклоны низко – раз, два, три.

Три хлопка в ладошки – раз, два, три.

Покрутись немножко – раз, два, три.

Вот и вся зарядка – раз, два, три.

Мягкая посадка – раз, два, три.

– Назовите слова с парным согласным, которые встретились в физкультминутке. Подберите проверочные слова.

Продолжим наше исследование.

- Прочитайте текст. Придумайте ему заголовок. Запишем и объясним пропущенные орфограммы. По составу разобрать выделенные слова. Найдите родственные слова?

Ночью был ле..кий моро… .Реки оделись л…дяным ковром. Ребята надевают ша..ку, варе..ки и бегут играть в сне..ки. Малыши вылепили сн..говика. Вместо носа морко..ка. В пушистый сне.. спрятались елоч…ки.

Слайд Вывод исследований:

- Как проверить безударный гласный в корне слова?

- Как проверить парный согласный в корне слова?

8. Применение учебного материала в учебной ситуации.

Самостоятельная работа с учебником. Стр.27, упр.47

- Заканчиваем работу (сколько успели). Проверяем правильность выполнения задания.

8. Итог урока.

- У парных согласных есть свои секреты. Результатом нашего исследования стали эти секреты.Какие это секреты?(В корнеслова парные согласные плохо слышатся, меняются местами. Чтобы не ошибиться в их написании, нужно парные согласные в корне слова проверять. Для этого ….)

Слайд - Оцените свою работу на уроке.

- Что вызвало затруднение?

Эмоциональная рефлексия:

Если слышишь парный звук,

Будь внимательным, мой друг,

Парный сразу проверяй – слово смело изменяй:

“Зуб” на “зубы”, “лёд” на “льды” –

Будешь грамотным и ты.

Где растёт морковь? (на грядках).

Буквы пишут где? (в тетрадках).

Чистим что мы? (чистим зубки).

Одеваем в холод? (шубки).

Любим все снежки, салазки,

И читаем часто? (сказки).

Звук согласный проверяй –

Рядом гласный подставляй!

Грядка. Нет чего? (нет грядок).

А тетрадка? (нет тетрадок).

Изменяем: зубки? (зубы).

Проверяем: шубки? (шубы).

Ждём снежинок и салазок

И побольше чудных… (сказок)

10.Домашнее задание

Стр.28, упр.48. П. – с.23


-75%

Читайте также: