Из истории чисел арифметика каменного века конспект урока 1 класс

Обновлено: 05.07.2024

1. Познакомить со способами счета и обозначением цифр в древности.

2. Расширить знания детей о древнем мире, о занятиях людей в древности.

3. Закрепить умение соотносить цифру с количеством.

4. Тренировать умение распознавать форму геометрических фигур, развивать внимание.

5. Тренировать умение считать до 5 в прямом и обратном порядке.

6. Учить пересказывать текст.

7. Закрепить умение выражать свои мысли полными предложениями, пополнять лексикон новыми словами.

8. Учить детей эмоционально рассказывать и воспринимать стихи.

9. Развивать мыслительные операции, речь.

10. Развивать фантазию, любознательность.

• Иллюстрации с изображениями древних людей

• Изображение камня, папируса

• Палка с зарубками

• Веревка с узелками

• Карточка с цветами

• Большие карточки с цифрами

• Маленькие карточки с цифрами на каждого, включая 0

• Ватман, картинки для аппликации, клеящие карандаши, салфетки

Ход занятия:

- Сколько тебе лет?

- Сколько лап у кота?

- Сколько у тебя друзей?

- Сколько солнц на небе?

- Сколько пальцев на одной руке?

- Сколько у тебя ушей?

Воспитатель: Что нужно уметь делать для того чтобы ответить на все эти вопросы? (Нужно уметь считать)

А как считали древние люди? Вот послушайте.

Давным- давно много лет назад, наши далекие предки жили небольшими группами – племенами (повторить слово хором).

Что вы уже знаете об этом?

Ребенок: Они бродили по лесам и полям, разыскивая себе пищу. Питались листьями, плодами и корнями различных растений. Иногда ловили рыбу, собирали ракушки или охотились. Одевались они в шкуры убитых зверей.

Ребенок: Жизнь первобытных людей мало чем отличалась от жизни животных. Да и сами люди отличались от животных только тем, что владели речью и умели пользоваться различными орудиями труда: палкой, камнем или камнем, привязанным к палке. Первобытные люди, как и современные маленькие дети не знали счета.

Воспитатель: Но теперь детей учат считать родители, учителя, воспитатели. А первобытным людям не у кого было учиться. Наблюдая за окружающей природой, наш далекий предок из множества различных предметов сначала научился выделять отдельные предметы. Из стаи волков – одного волка, из стада оленей – одного оленя, из выводка плавающих уток – одну птицу. И считали так : один – много. Потом они заметили, что многие предметы состоят из пар. Скажите, а что на нашем теле присутствует в паре? (глаза, уши, руки, ноги и т. д.) А у животных?

Первобытные люди научились показывать число на пальцах. Например, желая обменять сделанное им копье на 5 шкурок для одежды, человек клал руку на землю и показывал, что против каждого пальца его руки нужно положить шкурку. (Выложить предметы).

Как же люди научились записывать цифры? Когда люди не умели еще делать бумагу, записи появлялись в виде зарубок на камнях и палках, в виде отложенных ракушек или камушков, узелков завязанных на веревке.

Вглядитесь внимательно, какой – то человек поднял обе руки к верху. Ему было чему удивляться, ведь он обозначал целый миллион. Рисовали такого человечка древние египтяне, когда хотели изобразить миллион. Человек изображал миллион. В Древнем Египте числа записывали палочками. В древней Руси буква а – обозначала единицу, в – два, г – три и т. д.

Современные цифры выглядят совсем по- другому. А вы знаете цифры?

В стране цифр случилась беда – все цифры перепутались. Нужно построить их по порядку. Для того чтобы туда попасть нужно построиться в определенном порядке (у детей в руках по одному карандашу, разного цвета, воспитатель показывает карточку с цветами в определенном порядке, дети выстраиваются по цветам).

Воспитатель: Какая цифра самая первая? (1)

Кто расскажет стихотворение про эту цифру?

Рисовал я единицу

Получилось - ну и ну!

Для полета на Луну.

Как стрела помчусь я в небо,

Где ни разу до меня

Ни один мальчишка не был

Самым первым буду я!

Воспитатель: Как вы думаете, на что похожа цифра 1?

На плетень взлетел петух,

Повстречал еще там двух,

Сколько стало петухов?

У кого ответ готов? (3)

Кто расскажет стихотворение про эту цифру?

А вот это посмотри.

Выступает цифра три.

Тройка - третий из значков –

Состоит из 2 крючков.

Воспитатель: Цифра 3 дает нам задание.

(Задание на соотношение числа и цифры. Выложи столько предметов, какая цифра нарисована на карточке).

На крыльце сидит щенок

Греет свой пушистый бок.

Прибежал еще один

И уселся рядом с ним.

(Сколько стало щенков)

Воспитатель: Кто знает стихотворение про цифру 2?

Два на ножке приседает

И головку наклоняет

Так красиво шею гнет-

Прямо лебедем плывет.

Задание: Определить из каких геометрических фигур состоят рожицы.

Три пушистых кошечки

Улеглись в лукошечке

Тут одна к ним прибежала

Сколько кошек вместе стало? (4)

(выложено на столе из деревянных палочек, дети определяют ошибку, и исправляют, добавляя или убирая палочку).

Как – то ночью под кусточком

Грибы выросли опять.

Два грибочка, три грибочка

Воспитатель: Кто знает стихотворение про эту цифру?

А вот это цифра пять!

До пяти легко считать.

Каждый пальчик подержи

Цифру пальчику скажи.

(пальчиковая гимнастика)

Воспитатель: Мы собрали все цифры, давайте выложим их по порядку.

(Восстановление числового ряда)

А теперь мы закроем глаза, хором досчитаем до 5 и вернемся обратно в группу.

Итог занятия :

Где мы сегодня побывали?

Что нового узнали?

Что вам особенно запомнилось?

Для того чтобы запомнить с помощью чего люди считали в древности, мы выберем нужные картинки и наклеим их на большой лист бумаги. А наши папы и мамы посмотрят, чем мы сегодня занимались.

Консультация для родителей. Как научить ребенка считать? Как научить ребенка считать? Азы обучения счету ребенок осваивает в раннем дошкольном возрасте. Первые понятия чисел познаются крохой в.



Рекомендации:

Ирина Николаевна, благодарю за полезный материал. Очень понравилось богатое и интересное содержание шкатулки.

Ирина Николаевна, ВОСХИЩЕНА. Очень понравилось содержание и настроенная анимация. Всё легко и просто проверяется. Класс! Это же какая экономия времени на уроке! Спасибо за творчество и труд!

Спасибо за такой эмоциональный отклик, Надежда Георгиевна, так приятно.
Что же касается гиперссылок, они, действительно, помогают экономить время.

Ирина Николаевна, благодарю Вас за полезный ресурс. Очень понравилось содержание всей работы. Творческих Вам успехов!

Я старалась, Татьяна Николаевна. Как понимаете, детей нужно увлечь с первого занятия, хотя, за три предыдущих года на "Шкатулка" сплотила крепкую команду увлечённых. Теперь, подбирая задания, я ориентируюсь на их знания и интересы, это легче, чем на абстрактных учеников.

Ирина Николаевна! Спасибо за интересный и познавательный ресурс! Дети любят решать такие задачи! В этом году обязательно воспользуюсь Вашей "Математической шкатулкой" для 2 класса!

Рада, что "шкатулка" откроется для Ваших ребят, Татьяна Владимировна. Спасибо за отзыв о новой работе.

Какой увлекательный материал! Очень рада началу новой серии. С интересом буду ждать продолжения. Ирина Николаевна, спасибо за труд и новых творческих Вам успехов.

Ирина Николаевна, очень понравилась Ваша работа. Математику на 5 будет каждый у Вас знать. Повезло ребятам. Обязательно порекомендую Ваши работы нашим математикам. Спасибо Вам за труд и за Вашу увлеченность.

Ирина Николаевна, спасибо за интересный и нужный материал. В этом году у меня 4 класс. Обязательно воспользуюсь Вашей "Математической шкатулкой" во внеурочной деятельности. Творческих успехов. Буду ждать продолжения ресурса.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дидактическое обоснование:

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Предметные: научатся выполнять сложение однозначного и двузначного чисел и вычитать однозначное число из двузначного без перехода через десяток; решать текстовые задачи.

формировать умение давать самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные:

формулировать и удерживать учебную задачу; составлять план и последовательность действий; сравнивать способ действия и его результат с эталоном с целью обнаружения отклонения от эталона; вносить необходимые коррективы после завершения действий; определять качество и уровень усвоения материала.

Познавательные:

применять изученные алгоритмы сложения и вычитания в пределах второго десятка.

Коммуникативные:

осуществлять взаимный контроль; адекватно использовать речевые средства для взаимодействия на уроке.

Планируемый результат:

уметь самостоятельно выполнять задания, используя полученные знания; адекватно оценивать работу одноклассников и свою работу.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, инструктивно-репродуктивный.

Компетентности: образовательная, коммуникативная.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

индивидуальная, фронтальная, парная.

Средства обучения: учебник, компьютер, презентация, раздаточный дидактический материал.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Мотивация (самоопределение) к деятельности

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку. Правильная посадка!

Притча о школе.

Подготовка учащихся к уроку

2. Актуализация знаний

Открываем тетрадь (положение тетради), прописываем цифру, записываем дату.

1. Предыдущее 55

2. Следующее за 47

3. Увеличьте 12 на 2

4. Уменьшите 19 на 8

5. Таня весит 32 килограмма. Рюкзак весит 4 килограмма. Сколько весит Таня с рюкзаком?

- Оцените себя в листе самооценки.

Проверка по эталону:

- Здравствуйте, ребята. Вы меня знаете?

- А почему меня так назвали?

- Всё правильно. Вот поэтому я к вам и пришёл. Вы поможете мне узнать что-нибудь новое?

- Мне тут Знайка недавно вопрос задал, что такое арифметика? Вы знаете, что это?

- А что это за действия такие?

- Вы уже всё это умеете?

- И задачи умеете решать?

- Я тоже хочу уметь всё это! А можно я останусь у вас на уроке и поучусь?

Учение о числах и действиях над ними.

Сложение, вычитание, сравнение.

4. Целеполагание

Ребята, вы сказали Незнайке, что вы всё это умеете.

- Исходя из этого, скажите, что мы будем делать на уроке математики? Какие задачи можем поставить?

- А какое-нибудь свойство вы знаете? Вспомним мы это свойство?

Озвучивают тему урока. Ставят цель и задачи урока.

- Нахождение суммы и разности.

5. Планирование деятельности

Каким образом мы будем систематизировать свои знания об этой науке? Давайте составим план действий.

1. Решать примеры.

2. Решать задачи.

3. Сравнивать числа.

Вот мы с вами составили план наших действий. Но прежде, чем приступить к его выполнению, давайте проведём физминутку.

6. Решение учебных задач

Какой первый пункт?

I. Реши примеры на карточках:

Взаимопроверка по эталону.

Оцените себя в листе самооценки.

- Ребята, а сколько будет 0-18?

- Почему нельзя посчитать?

II. Решение задачи.

Откройте учебник на стр. 89, № 4. Прочитайте сами задачу.

Читает Вероника задачу, а остальные её внимательно слушают.

Что нас понадобится, чтобы решать задачу?

- А зачем нужно делать краткую запись?

О чем говорится в задаче?

Что сказано о тюльпанах?

Что сказано о нарциссах?

Какой вопрос задачи?

Можем мы сразу ответить на вопрос задачи?

Как? Что нужно сделать?

Запишите краткий ответ.

III. Посмотрите на экран. Перед вами картинка. Что вы можете о ней сказать?

Составьте задачу по этой картинке и решите её.

- Лиза, какая задача получилась у тебя?

- Давайте решим задачу Лизы.

- У кого задача решается также, как и эта?

- Есть те, у кого другая задача и другое решение?

- Как по-другому можно было составить задачу?

7. Контроль усвоения материала

17 … 71 50+1 … 1+50

У Алёны 2 яблока, а у Любы на 3 яблока больше. Сколько яблок у Любы?


Сколько яблок у девочек?

8. Коррекция допущенных ошибок

- У кого нет ошибок? Стр. 88, № 2.

- У кого есть ошибки?

В чём у вас ошибки? Что не поняли?

7. Рефлексия

- Ребята, давайте вспомним, какие цели мы ставили в начале урока?

- Достигли мы этих целей?

- Что мы сделали, чтобы их достичь?

- Посмотрите на результаты в оценочном листе.

- Кто же из вас доволен своей работой? У кого еще есть проблемы? В чем?

- Почему не все получилось? Что еще нужно повторить?

Отвечают на вопросы.

Краткое описание документа:

Учитель: Сколько тебе лет? Сколько у тебя друзей? Чтобы все подсчитать, нужно знать цифры, числа. А как считали древние люди, которые их не знали. Вот послушайте.

– Давным-давно, многие тысячи лет назад, наши далекие предки жили небольшими племенами. Они бродили по полям и лесам, по долинам рек, разыскивая себе пищу. Питались листьями, плодами и корнями различных растений. Иногда ловили рыбу, собирали ракушки или охотились. Первобытные люди не знали счета, то есть не умели считать. Учиться им не у кого было, поэтому обучение их шло очень медленно, т.к. учителем первобытных людей была сама жизнь. Наблюдая окружающую природу, наши предки научились из множества предметов выделять ОДИН. Из стаи волков – вожака, из стада оленей – одного оленя, из колоса с зернами – одно зерно. Поначалу они определяли это соотношение как “ОДИН – МНОГО”.

Частые наблюдения множеств, состоящих из пары предметов (глаза, уши, рога, крылья, руки) привели человека к представлению о числе, наш предок, рассказывая о том, что видел двух уток, сравнивал их с парой глаз. А если видел их много, то говорил – “много”.

Учиться считать требовала сама жизнь. Добывая пищу, людям приходилось охотиться на крупных зверей: лося, медведя, зубра. Охотились наши предки большими группами, иногда всем племенем. Чтобы охота была удачной, нужно было уметь окружить зверя. Обычно старший ставил двух охотников за берлогой медведя, четырех с рогатинами – против берлоги, трех – с одной стороны и трех – с другой стороны берлоги. Для этого он должен был уметь считать, а так как названий чисел тогда еще не было, он показывал на пальцах.

III. Как люди научились записывать числа

Специальные названия чисел имелись поначалу только для одного и двух. Название чисел указывают на их происхождение. Так у индейцев 2 – глаза, у тибетцев – крылья и т.д.

Когда люди не умели еще делать бумагу, записи появлялись в виде зарубок на палках и костях животных, в виде обложенных ракушек и камешков или в виде узелков, завязанных на ремне или веревке.

…Вглядитесь внимательно в рисунок: какой-то человек поднял обе руки вверх. Ему было чему удивляться. Ведь он обозначил целый миллион. Такого человека рисовали древние египтяне, когда хотели изобразить миллион. Человек исполнял обязанности числа.

Очень разные и порою даже забавные были “цифры” у разных народов. В Древнем Египте числа первого десятка записывали соответствующим числом палочек (См. Приложение 1). А 10 обозначалось скобочкой в виде подковы. Чтобы написать 15, надо было поставить 5 палочек и 1 подкову. И так до сотни. Для 1000 был придуман крючок, для 1 000 – значок в виде цветка. 10 000 обозначали рисунком пальца, 100 000 – лягушкой, 1 000 000 – знакомой фигуркой с поднятыми руками.

Значительно позднее цифры стали изображать иначе. Вот посмотрите римскую нумерацию: I – один, II – два… На руке человека 5 пальцев. Чтобы не писать 5 палочек, стали изображать руку в виде знака: V. Потом к V стали прибавлять по одной палочке: VI – шесть, VII – семь, VIII – ? А как короче записать 4? От пяти отнимали один, а записывали так: IV. Вы знаете, что10 – это две пятерки, поэтому в римской нумерации цифру “десять” изображали двумя V, иначе 2 пересекающиеся палочки: X.

Римские цифры употребляют довольно часто и в наши дни. Например, на часовом циферблате, в книгах, когда обозначают номер тома или главы. Но все же римская нумерация была не очень удобна для записи и выполнения арифметических действий. После того, как люди создали алфавит, во многих странах числа стали записывать, применяя буквы. Однако и буквенная нумерация была неудобна для обозначения большого числа.

Способ записи чисел всего несколькими знаками (десятью), который принят и теперь во всем мире, был создан в Древней Индии. Индийская система счета распространилась по Европе, а цифры получили название арабских.

IV. Знакомство с цифрами и числами

1. Цифра 1 – число 1.

Вот один иль единица,
Очень тонкая как спица.

Магия числа: Философ и математик Пифагор и его единомышленники верили в магию числа. Они считали, что числа несут с собой добро и зло, счастье и несчастье. Была даже создана целая наука, в которой каждое имя имело свое число. Если имя сочетается с характером человека – это хорошо, если противоречит – плохо. Конечно, вера в счастливые и несчастливые числа уходит корнями в суеверие, но все равно интересно узнать, что ЕДИНИЦА – это символ славы и могущества, действия и честолюбия. С этим числом связано: уверенность в себе, такие понятия, как СМЕЛОСТЬ и ХРАБРОСТЬ. Но в то же время надо избегать непродуманных решений. Имена эти – Вера, Наташа, Оксана, Толя, Костя, Илюша и слава.

Один, или единица – это начало всех начал. Этому числу посвящено много стихов, загадок, скороговорок.

Послушайте стихотворение С. Михалкова “Первый раз”.

Все бывает в первый раз:
Первый зуб и первый класс,
Первая пятерка.
Как начало первых драк
Первый схваченный синяк,
Первая касторка.
День за днем, за годом год
Человек живет, растет,
Облик свой меняет,
И под старость он подчас
То, что было в первый раз,
С грустью вспоминает.

А теперь “хитрые” задачки:

– Что легче? 1 кг ваты или 1 кг железа?

– Сколько? Самосвал ехал в поселок. По дороге он встретил 3 легковые машины и грузовик. Сколько всего машин ехало в этот поселок?

2. Цифра 2 – число 2.

А вот эта цифра 2.
Полюбуйся какова:
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.

Магия числа: Как утверждают древние греки, число 2 – это символ любви и равновесия. Число 2 – это мягкость, тактичность. Оно находится между светом и мраком, добром и злом, теплом и холодом. Имена этого числа: Ира, Саша, Лида, Вася, Коля.

Числу 2 тоже посвящено много стихов, загадок, скороговорок. Во многих крылатых словах и пословицах встречается двойка.

  • За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
  • Старый друг лучше новых двух.
  • Ум хорошо, а два лучше.

– А теперь “хитрые” задачки:

– Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас?

– Аня и Маша имеют фамилии Строгова и Добрина. Какую фамилию имеет каждая из девочек, если известно, что Маша и Добрина – одноклассницы?

(Аня Добрина и Маша Строгова).

3. Цифра 3 – число 3.

А вот это – посмотри
Выступает цифра 3.
Тройка – третий из значков,
Состоит из двух крючков.

Магия числа: Долгое время число 3 для многих народов было символом полноты, счастливым числом. Число 3 стало самым излюбленным числом и в мифах, и в сказках (Три поросенка, Три медведя…) ну, а что означает тройка как число имени? Это талант, веселость, указание на науку, на спорт, мир искусства. Так что Кати, Вити, Алеши, Димы и Феди, если вы это учтете, то обязательно придете к успеху.

4. Цифра 4 – число 4

За тремя идут 4,
Острый локоть оттопыря.

Магия числа: Древние считали четвертку символом устойчивости и прочности. Ани, Вадики, Пети, Светы и Зои! Знайте, что вас ждет успех в науке и технике. Вы трудолюбивы, надежны, стойки и честны.

Числам слагают и песни “Дважды два – четыре”. (Загадки с.138)

Число 4 представлено квадратом, четыре стороны которого означают четыре времени года, четыре стихии – Огонь, Землю, Воздух и Воду.

Возьмите в руки квадрат. Как из него построить 2 треугольника? А теперь один большой треугольник?

Посмотрите на квадраты. (См. Приложение 2). Во что можно превратить квадраты. Работа на листочках. (часы, картинка, кубик, замок, стул…)

5. Цифра 5 – число 5

А потом пошла плясать
По бумаге цифра 5.
Руку вправо протянула,
Ножку круто извернула.

Возьмите 5 палочек, постройте из них 2 треугольника. Добавьте еще 1 палочку и постройте домик. Переложите 2 палочки так, чтобы получился флажок.

V. Итог урока

Читайте также: