Иван грозный первый русский царь конспект урока 7 класс пчелов

Обновлено: 06.07.2024

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:
  • Детство Ивана.
  • Венчание на царство.
  • Реформы.

Детство Ивана. 1533 – 1538гг – регентство Елены Глинской (матери Ивана IV)

Елена Глинская. Реконструкция по черепу,

С. Никитин, 1999 г.

1534 – 1537 гг – Стародубская война с Великим княжеством Литовским.

Литва, надеясь отвоевать потерянные ранее земли, объявила в 1534 г. ультиматум о возвращении к границам 1508 г. – началась война. В 1537 г. заключено перемирие на 5 лет, продолженное в 1542 г.; с этого времени шли переговоры о заключении мира с Литвой, но безуспешно.

1535-1538 гг – денежная реформа. Создание единой системы денежного обращения Русского государства (копейки и деньги). 1547г - венчание Ивана IV на царство. Князь наделялся титулом царя. Подчеркивалось, что власть имеет божественное происхождение. Тем самым повышался авторитет российского правителя.

Митрополит Макарий венчал Ивана на царство в Успенском соборе Московского Кремля.

П. Плешанов. Иван IV и Сильвестр во время московского пожара 1547

Цели реформ. Какие государственные задачи нужно решить Ивану Васильевичу?

Организовать систему централизованного управления страной.

Усилить государственный аппарат.

Навести порядок в армии.

Усилить власть царя.

Молодому царю нужна помощь и поддержка?

От кого он ее может получить?

Иван Грозный. Реконструкция М.М.Герасимова.

Избранная рада – это кружок, сложившийся вокруг Ивана IV. В него входили: князь Андрей Курбский, М. Воротынский, Макарий, священик Сильвестр, дъяк Иван Висковатый. Возглавлял Раду боярин Алексей Адашев. Функции Избранной рады: подготовка и воплощение реформ середины XVI в.

собрание представителей сословий всех русских для обсуждения важнейших государственных вопросов.

  • единообразие церковных обрядов;
  • все местные святые были признаны общерусскими;
  • мероприятия по укреплению нравственности духовенства;
  • утверждены правила строительства церквей и написания икон.

Сборник постановлений Стоглава. Титульный лист

Приказ - центральный орган управления, который ведал определёнными государственными делами:

С.В. Иванов. В приказе Московских времен.

Цель урока: познакомить учащихся с состоянием основных отраслей экономики в данный период; рассказать о первых реформах Московского государства времен Ивана IV; охарактеризовать роль Избранной рады в данный период.

Учебник: Пчелов “История России. 7 класс”.

I. Проверка домашнего задания.

- На доске нарисовать схему государственного управления Россией и объяснить ее.

- Рассказать общественном строе России.

- Тесты по карточкам.

(Ответы: 1 – а, 2 – в, 3 – г, 4- а, 5 – б. г. д. е; 6 – 1(в), 2(д), 3(б), 4(а), 5(г); 7 – в)

Тест “Создание Московского царства”

1. Боярская дума – это:

а) высший совещательный орган при великом князе,

б) сословно-представительный орган,

в) орган местного самоуправления,

г) законодательное собрание..

2. Самые крупные территориальные единицы, на которые было разделено Московское государство в конце XV – начале XVI в.:

а) волости, б) станы, в) уезды, г) уделы.

3. Первый свод законов Московского государства:

а) Русская Правда,

б) Салическая Правда,

в) Правда Ярославичей,

4. Введение Юрьева дня означало:

а) ограничение свободы крестьян,

б) установление ежегодной платы с крестьян за проживание на земле,

в) подтверждение права крестьян переходить в любое время от одного владельца к другому.

5. Определите права великого князя, государя всея Руси:

а) выбирал кандидатуру митрополита Русской православной церкви,

б) издавал законы,

в) принимал присягу верности и повиновения подчиненных,

г) осуществлял внешнюю политику,

д) возглавлял наиболее значимые военные походы,

е) имел право чеканить монету.

6. Установите правильное соответствие:

б) установленные государством обязательные платежи, взимаемые с населения,

в) система содержания должностных лиц за счет местного населения,

г) условное земельное держание, даваемое за военную или государственную службу без права продажи, обмена, наследования,

7. Изменения в управлении Московским государством произошли в период правления:

б) Василия II Темного,

Задание 5 на стр. 203 (таблица) – у доски.

II. Изучениеe нового материала.

Иван IV – будущий царь – родился в ночь с 24 на 25 августа 1530 года. В 1533 году умер Василий III. Незадолго до своей смерти Василий III наказал боярам “беречь” его сына и воспитать из него государя. Сразу после смерти Василия III бояре короновали Ивана IV. У малолетнего Ивана IV оставалась мать – великая княгиня Елена Глинская. В течение 5 лет она исполняла обязанности регентши, т.е. временной правительницы. Елена Глинская провела реформы, способствующие централизации государства.

В 1534 году в Москве был основан Монетный двор, где изготовлялись монеты для всей России. В результате сложилась единая монетная система, а введенная тогда серебряная “копейка” надолго оставалась основной русской монетой. Произошли изменения и за контролем за управлением местных властей. Теперь этот контроль осуществляла Боярская дума.

3 апреля 1538 года неожиданно умерла Елена Глинская в возрасте 30 лет (по слухам, ее отравили).

Затем в течение 9 лет, за власть боролись различные боярские группировки. То князья Шуйские, то Глинские, то Бельские занимали первые песта в стране.

С великим князем они мало считались.

- Прочитайте п. 1§ 29 и охарактеризуйте личность Ивана IV. Почему его прозвали Грозным?

16 января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялась торжественная коронация Ивана IV. Великий московский князь Иван Васильевич стал первым русским царем? Почему именно царем провозгласил себя Иван Васильевич? Прежний титул – великий князь – переводили как “принц” или “великий герцог”. Титул “царь” переводили как “император”.

- В чем выражалась необходимость создания Избранной рады? Кто в нее входил?

Основные причины возникновения Избранной рады:

- последовательные неудачи “боярских группировок” утвердиться у верховной власти;

- недовольство народа засилием временщиков;

- слабые способности юного царя к управлению государством;

- необходимость проведения преобразований.

Избранная рада возникла не ранее 1549 года и закончила свою деятельность в 1560 году. Иван IV и Избранная рада осуществили серию реформ. Цель всех проводимых реформ – сформировать централизованное государство.

Выполнить все это можно было только при поддержке всего населения. В 1549 году Иван IV повелел собрать в Москве представителей боярства, духовенства, служилых людей для обсуждения предложенных преобразований. Так появился Земский собор – собрание представителей всех русских земель.

С середины XVI века все самые важные государственные дела проводились с одобрения Земского собора. Это были совещания представителей сословий, на которых высказывались мнения по всем предлагавшимся Иваном IV вопросам.

Земские соборы собирались по указу правительства в тех случаях, когда верховная власть не хотела и не могла разрешить важные государственные вопросы. В отличие от Боярской думы, земские соборы представляли широкие слои населения и являлись опорой и поддержкой Ивана IV.

Земские соборы не ограничивали, а только поддерживали власть монарха.

В стране утверждается сословная монархия или сословно-представительная монархия. Одновременно с самодержавной властью существовали сословно-представительное собрание – Земский собор и постоянный совещательный орган при верховной власти – Боярская дума.

Основные черты реформ (1549–1560 гг.)

1) Сформировалась система “приказов”, т.е. органов центрального управления, исполнявших функции министерства.

Каждый приказ отвечал за определенную сферу управления:

- Посольский приказ – за дипломатическую службу;

- Разрядный приказ – за военные дела;

- Поместный приказ – за вопросы землевладения;

- Челобитный приказ – контроль за всеми приказами.

2) В 1550 году введен новый Судебник.

Судебник – свод действующих законов, нечто среднее между конституцией и уголовным кодексом.

В новом Судебнике:

- увеличен размер пожилого налога при переходе крестьян от одного помещика к другому на Юрьев день;

- введены наказания за взятки;

- ограничены права наместников;

- Боярская дума обрела право высшего законодательного органа при царе;

- зависимость крестьян усилилась: землевладелец получил название “государь над мужиком” и нес юридическую ответственность за преступления крестьянина.

3) Реорганизовано местное самоуправление.

- Ограничены в правах наместники и волостели. Кормление отменено.

- Начался процесс замены власти наместников властью выборных Земских соборов. Земские органы возглавлялись губными старостами (губа – округ) и излюбленными головами в городах.

4) Денежная реформа. Введение единой денежной системы.

5) Изменениям подверглось военное дело.

В 1550 году проведена военная реформа.

Было подготовлено и принято Уложение о военной службе, согласно которому определялось, с какого количества земли (поместья) воин-дворянин должен был выходить в поход “конно, людно, оружно”.

Возник корпус первого постоянного русского войска – стрельцов, получавших из казны жалованье, вооружение и обмундирование.

6) Изменения в налоговой системе. Черносошные крестьяне и землевладельцы платили налоги с сохи. В соху входило определенное количество земли в зависимости от качества земли и ее принадлежности.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Подготовила Ахмедова П.Ш.

Тема: Иван Грозный – первый русский царь

развивающая: создание условий для развития у учащихся активной мыслительной деятельности через активные формы работы с текстом.

воспитательная: воспитание интереса к личности Ивана IV; формирование понимания неоднозначности оценки исторических деятелей.

коммуникативные:

излагать свою точку зрения (позицию);

анализировать и аргументировать свои суждения;

регулятивные :

определять цель, проблему в деятельности;

оценивать степень и способы достижения поставленных задач, целей.

познавательные:

владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать информацию, содержащую факты;

строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне;

изучать исторические документы.

понимать, что принятие Иваном Грозным титула царя - важный этап в укреплении российской государственности; что реформы Избранной рады укрепили Российское государство;

оценивать судебник Ивана Грозного, как этап закрепощения крестьян;

объяснять значение понятий: приказ, Земский Собор, стрелецкое войско, заповедные лета;

знать основные события внутриполитической жизни, реформы Избранной рады и Ивана Грозного;

Работа с терминами:

Основные понятия: приказ, Земский собор, стрелецкое войско, заповедные лета, Стоглав, Избранная рада.

Планируемые результаты

учащиеся должны знать:

суть и характер реформ Ивана IV;

органы управления государством во второй половине XVI в.;

учащиеся должны понимать, что такое:

учащиеся должны уметь :

передавать содержание текста в сжатом виде, проводить информационно-смысловой анализ текста, формулировать выводы.

Основные даты:

1533-1584г.г.- Правление Ивана IV;

1538 г. — смерть Елены Глинской

1538—1547 гг. — боярское правление

1547г.- Провозглашение Ивана IV царем (венчание на царство);

1547 г. — Московский пожар

Актуализация знаний

1)фронтальная беседа

2) работа по терминологическим карточкам

Россия, государь всея Руси, монастырские, барщина, сословия, наместник.

Двуглавый орел, судебник, владельческие, посадский люд, князь, кормление.

Шапка Мономаха, оброк, помещик, слобода, дворяне, Государев двор.

Третий Рим, черносошные, поместье, купцы, духовенство белое и чёрное, уезд.
3)индивидуальный опрос по пунктам

Постановка учебной задачи:

Ребята, сегодня мы вновь встречаемся с историей нашей страны. А начать я хотела бы не с озвучивания темы урока, а со строк из произведения М.Ю. Лермонтова:

Не сияет на небе солнце красное,

Не любуются им тучки синие

То за трапезой сидит в золотом венце,

Сидит грозный царь Иван Васильевич.

- Выскажите по этому отрывку свои предположения, о ком сегодня пойдет речь, и как бы вы сформулировали тему нашего сегодняшнего урока?

- Совершенно верно, сегодня на уроке начинается знакомство с периодом правления одного из самых известных правителей Российского государства, последнем представителе династии Рюриковичей – Иване IV, получившем прозвище Грозный, который правил с 1533-1584 гг.

- Кто же он – Иван IV? Внук Ивана III, потомок Александра Невского. Давайте составим план изучения новой темы:

Боярское правление в начале XVI в.

Личность Ивана IV.

Венчание на царство.

Реформы Ивана IV.

Изучение нового материала

1)Работа с новыми понятиями (запись в тетрадях)

Сегодня мы познакомились с новыми понятиями.

стр.210-217 прочитайте и найдите эти понятия, запишите в своих тетрадях.

Боярская дума — высший совет, состоявший из представителей феодальной аристократии.

Избранная рада – узкий круг приближенных царя Ивана Грозного (А.Ф.Адашев, Сильвестор, Макарий, А.М.Курбский и др.) фактически неофициальное правительство в 1546-1560 гг.

Земский собор – собрание представителей высших сословий государства – бояр, дворян и духовенства

Приказы – органы центрального управления в XVI-XVIII в.

Централизованное государство - государство, в котором происходит политическое и экономическое объединение всех земель вокруг сильной центральной власти

2)Введение в тему:

Итак, На сегодняшнем уроке мы начнем разговор о последнем представителе династии Рюриковичей – Иване IV, получившем прозвище Грозный и попытаемся ответить на главный вопрос:

- Каково значение реформаторской деятельности Ивана IV?

Приступим к изучению темы урока.

3) Боярское правление.

Злоупотребления и взяточничество достигли невиданных размеров. Начались народные волнения. Чтобы прекратить народные волнения и восстановить правильную и четкую работу государственного аппарата, необходимы были реформы.

Память народа - расхищение казны, расправы, разбои, раздача должностей.

Память Ивана IV – унижения, обиды, равнодушие окружающих.

Вывод: так рождался характер Ивана IV – скрытный, мнительный, недоверчивый, вспыльчивый, жестокий. Он на всю жизнь запомнит злодеяния бояр и это сформирует политику личной диктатуры.

4) Личность Ивана IV.

Работа в группах с раздаточным дидактическим материалом.

Задание: используя отрывки из документов, составить характеристику черт характера Ивана IV .

Дидактический материал для работы групп.

С.М. СОЛОВЬЕВ (русский историк XIX в.):

«Подобно деду своему, Иоанну III, Иоанн IV был очень высокого роста, хорошо сложен, с высокими плечами, широкою грудью; по иностранным свидетельствам, он был полон, а по русским — сухощав, глаза у него были маленькие и живые, нос выгнутый, усы длинные. Привычки, приобретенные им во вторую половину жизни, дали лицу его мрачное, недовольное выражение, хотя смех беспрестанно выходил из уст его. Он имел обширную память, обнаруживал большую деятельность; сам рассматривал все просьбы; всякому можно было обращаться прямо к нему с жалобами на областных правителей. Подобно отцу, любил монастырскую жизнь, но по живости природы своей не довольствовался одним посещением монастырей, созерцанием тамошнего быта: в Александровской слободе завел монастырские обычаи, сам был игуменом, опричники — братиею….

Н.К. МИХАЙЛОВСКИЙ (русский публицист XIX в.):

ДЖЕРОМ ГОРСЕЙ (ум. после 1526 г., английский дворянин, дипломат, встречался с царем Иваном Грозным):

(высказывания детей)

5. Физкультминутка

6. Продолжение изучения нового материала:

5) Венчание на царство.

Иван Грозный - самый загадочный и самый жестокий царь на Руси, был высокообразованным и просвещенным человеком, сочинял музыку, собрал уникальную, лучшую в мире библиотеку оставил в Москве и истории свой неизгладимый след. Вот такой человек на 17 году жизни заявил митрополиту Макарию о своем намерении венчаться на царство. Это было новшество. До Ивана IV венчали на великое княжение. В чем же разница?

Работа с текстом учебника: стр. 212

Это событие имело важное значение. Какое?

Вывод: венчание на царство ставило Ивана на одну ступеньку с другими знатными правителями мира и поднимало международный авторитет России. Период боярского правления закончился. Царь Иван стал самодержавным государем.

6) Реформы Ивана IV.

Давайте вспомним, как управлялось государство в начале века.

Как назывался правитель в России в 15 веке? Как назывался совет из представителей старинных боярских родов при князе? Как назывались центральные органы управления? Как назывались люди, правившие отдельными уездами страны?

Став в 1547 году царём, Иван IV задумал серию реформ. Реформа – постепенные преобразования в обществе. В конце 40-х годов в окружении царя сложился кружок, который позже князь Андрей Курбский назвал Избранной радой – совет приближённых Ивану IV. В него входили близкие друзья Ивана Грозного: князь Андрей Михайлович Курбский, митрополит Макарий, священник Сильвестр, Иван Висковатый. Возглавил Раду Алексей Адашев. Избранная рада проработала с 1549 по 60 год. Иван IV и Избранная рада осуществили серию реформ. Цель реформ – сформировать централизованное государство – государство, в котором: сильная власть правителя, единые законы и единая система управления. Для проведения реформ нужна была поддержка всего населения. Был создан Земский собор– собрание представителей разных сословий всех русских земель.

Есть ли подобный орган правления сегодня в нашей стране? (Государственная Дума)

Особенность этого органа власти: не ограничивать, а только поддерживать власть монарха. Появляются новые приказы. Их 80. Каждый приказ ведал определенными государственными делами.

Все законы, создаваемые царем, необходимо было фиксировать на бумаге. Так появился юридический сборник. Он назывался Судебник. В 1550-м году был принят новый Судебник. В нем подтверждалось право ухода крестьян от владельца в Юрьев день. Землевладелец же отныне нес ответственность за преступления своих крестьян. Это еще более привязывало крестьян и хозяев.

Вывод : Приказы стали важными органами управления страной, они руководили отдельными сферами государственной жизни. Таким образом, реформы 1550-х гг. правления Ивана IV были направлены на усиление центральной власти

Все эти меры укрепили русское войско и подняли его боеспособность.

7. Закрепление изученного материала

1)фронтальная беседа

- Когда был принят первый Судебник? А кто был автором первого Судебника?

- Что такое Юрьев день?

-К чему приводила система кормлений?

-Чем была заменена система кормлений?

-Кто теперь собирал налоги?

2)Найдите, пожалуйста, то предложение, которое считаете вымышленным утверждением.

*К концу XVII века, при Иване Грозном сформировалось около 80 приказов.

*Основными приказами были: Челобитный, Поместный, Разрядный, Пушкарский, разбойный и другие.

*Изменилась система местного управления. Сбор налогов поручали баскакам

Предположите, чем занимался каждый из приказов, судя по названию.

Приказы – органы центрального управления. Исполняли функции министерств

Челобитный – контроль за всеми приказами

Посольский – за дипломатическую службу

Разрядный – за военные дела

Поместный – за вопросы землевладения

8. Итог урока

Ответ на главный вопрос урока

Каково значение реформаторской деятельности Ивана IV?

Реформы Ивана Грозного способствовали укреплению российского централизованного государства, они усилили власть царя, привели к реорганизации местного и центрального управления и дальнейшего закрепощения крестьян, укрепили военную мощь страны.

9. Рефлексия

1)Сумел(а) ли ты приобрести новые знания и умения?

У меня получилось …

2) Выставление оценок за активную работу на уроке.

10. Домашнее задание: §29, заполнить таблицу «Реформы Ивана IV?

Конспект урока по истории России

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Конспект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС. В основе лежит системно-деятельностный подход в обучении. В течение урока обучающиеся включены в работу, используя разные формы и методы: проблемное обучение, работа со схемами, текстом, составление плана, анализ документов. Обучающиеся учатся делать выводы.

Конспект урока по теме Иван Грозный - первый русский царь.docx

Читайте также: