Итоговый конспект по заданию 9 безударные гласные в корнях слов могут быть разными

Обновлено: 05.07.2024

Проверяемые гласные в корне можно проверить ударением, изменив форму слова или подобрав однокоренное слово, чтобы на эту букву падало ударение.

Пример: просвещение – свет.

Непроверяемые безударные гласные .

Непроверяемые гласные в корне слова нельзя проверить, их надо запомнить, это словарные слова (чаще всего иноязычные).

Например: алфавит, огромный, сирень.

Чередующие безударные гласные.

Чередующиеся— гласные, которые чередуются в корне, то есть пишется то А, то О; то Е, то И.

  • Чередующиеся гласные нельзя проверять ударением, пишутся они только по правилу;
  • слова с такими гласными в корне всегда однокоренные, то есть имеют близкий по значению корень.

Таких корней не так и много. Их вполне можно запомнить, выучить, вызубрить, наконец.

Запоминайте корни с чередованием!

Важно! Запоминайте не только корни с чередованием, но и то, как они пишутся.

img

Задание 9 ЕГЭ по русскому языку 2022 проверяет следующие орфограммы в корне:
- безударные проверяемые гласные в корне
- безударные непроверяемые гласные в корне
- чередующиеся гласные в корне

Содержание:

↑ Формулировка задания 9 ЕГЭ по русскому:

Обратите внимание на изменение в задании 9 по сравнению с предыдущим годом: теперь нет пропущенных гласных, поэтому еще более важно выделить корень правильно. Также важно понимать, что в одном корне может содержаться не одна гласная буква.

уВ Е К О ВЕ́Чить, исП О ЛНи́тель, проСЛ А ВЛя́ть
В О ЗР А СТно́й, невраз У Ми́тельно, ТВ О Ре́ц
оСН А Ще́ние, О З А Ря́ться, распоЛ А Га́ющийся
Ф О РМали́зм, У Б Е Ди́ть, П О ДР А ЖА́ние
ПР Е П О Д А ВА́тель, разГ А Да́ть, приМ Е Ря́ть (вещи)

↑ Алгоритм выполнения задания 9 ЕГЭ:

  • Запомните! Все исключения по теме "Чередующиеся гласные в корне" являются исключениями только в написании. Другими словами, гласная А в корне слова ПРИГАРЬ является чередующейся, несмотря на то что это слово является исключением.
  • Не забывайте также об омонимии. Например, МЕР - МИР является чередованием в значениях "умирать, замирать", но в значениях "примерять платье, примирять врагов" - проверяемая гласная в корне.

↑ Безударная чередующаяся гласная в корне

↑ Гласная в корне зависит от ударения

ГАР-/ГОР- Без ударения пишется О: загорать, горелый, гореть, пригорелый, горелка, перегорание, обгореть, сгораемость и др.

Исключения: пригарь, выгарки

Не являются корнями с чередованием омонимичные корни в словах: горн, горе, горевать, загоревать, огорчать, огорчить, огорчение, огорченный, огорчительный, пригорюниться, горький, горчинка, горчица, горчичник, горчичный.

КЛАН-/КЛОН- Без ударения пишется О: склоняться, преклонение, наклон, непреклонный, кланяться, раскланяться, откланяться, клонить(ся), наклонение, преклонение, склонение, уклонение, коленопреклонение, коленопреклонённый и др.

ТВАР-/ТВОР Без ударения пишется О: творить, тварь, творческий, благотворительный, вытворить, вытворять, натворить, одухотворенный, олицетворять, претворить, претворять, притворяться, растворение, растворимый, сотворение, сотворить, столпотворение, творение, творительный, творить, удовлетворить

Не являются корнями с чередованием омонимичные корни в словах: затворить, затвор, притворить, створка.

ЗАР-/ЗОР Без ударения пишется А: заря, заревой, зарница, озарение, озарить, зарянка (птица), зарево, лучезарный, зори (мн.ч.), зорька, зоренька, зорюшка и др.

Не являются корнями с чередованием омонимичные корни в словах : зариться, позариться, взор, надзор, обзор, подзорный, прозорливый; озорной, озорничать, озоровать, озорной, позор, узор

ПЛАВ-/ПЛОВ-/ПЛЫВ- Без ударения пишется А: плавучий, плавник, поплавок, плавун (трава), плавунец (жук), сплавлять, на плаву.

Исключения: пловец, пловчиха.

↑ Гласная в корне зависит от согласных в корне

ЛАГ-/ЛОЖ- Перед Г пишем А, перед Ж пишем О: излагать(ся), налагать(ся), облагать(ся), полагать(ся), предлагать(ся), прилагать(ся), разлагать(ся), слагать(ся), прилагательное, ложиться, возложить, переложить и др.

СКАК (СКАЧ) СКОК (СКОЧ) Безударное А пишется перед К, безударное О – перед Ч: доскакать, заскакать, обскакать, отскакать, перескакать, поскакать, прискакать, скакалка, скакун, выскочить, доскочить, заскочить, наскочить, проскочить и др.

РАС(Т)-/РОС-РАЩ Перед СТ и Щ пишется А, перед С пишется О: возрасти, дорасти, зарасти, растить, отрастить, возрастать, прорастание, растение, растительный, возраст, возрастной, наращение, взрослеть, заросль, недоросль, поросль, повзрослеть и др.

Исключения: росток, ростовщик, Ростислав, Ростов, отрасль.

↑ Гласная в корне зависит от значения

Исключения: равнина, ровесник, уровень, поровну

В безударном корне МОЧ пишется О: мочить с разными приставками, моченый.

↑ Гласная в корне зависит от суффикса

Если есть суффикс А после корня, то в корне пишем А, если нет суффикса А, пишем О в корне
КОС-/КАС-: касаться, соприкасаться, касание, прикасаться, касательная, касательно, прикасание, коснуться, неукоснительный, прикосновение, соприкоснуться и др.
Не являются корнями с чередованием омонимичные корни в словах: кос- (косец, косить, коса (орудие), кос- (косой, искоса, наперекосяк) и кос- (косичка, коса (вид прически).

Если после корня следует суффикс А, то в корне пишется И

БЕР-/БИР-: выберу(сь), заберу(сь), наберу(сь), выбирать, избирать, забирать, собирать перебирать, собирательный, избирательный и др.

БЛЕСК(С, СТ, Щ)/ БЛИСТ: проблеск, блестеть, блестящий, блистать, блистание, блистательный и др.

ДЕР-/ ДИР-: выдеру, выдерешь, подерусь, продерусь, придерусь, обдирала, удирать, выдирать, выдирание и др.

МЕР-/ МИР-: замереть, обмереть, умертвить, смертельный, насмерть, вымирать, умирать, вымирание, замирать и др.

ПЕР-/ ПИР-: опереться, взаперти, запереть, отпереть, запирать, опираться, попирание, запирательство и др.

ТЕР-/ТИР-: тереть, натереть, вытереть, стереть, обтирать, вытирать, утирать, оттирать и др.

ЖЕГ-/ ЖИГ: выжегший, выжечь, зажечь, выжигание, разжигатель, поджигательство, зажигательный и др.

СТЕЛ-/СТИЛ: стелить, застелить, выстелить, постелить, расстелить, застилать, выстилать, перестилать и др.

ЧЕТ(ЧЕС)/ЧИТ: вычесть, чета, вычет, вычитать, предпочитать, считаться, почитать, почитатель, почитание и др.

Исключения: сочетать, сочетание

А(Я)/ИМ/ЕМ и А(Я)/ИН: взимать – взять; иметь, имение, имущество, преимущество, имущий, имущественный, преимущественный, неимоверный, внимать, внимание, внимательный, воспринимать, вынимать, донимать, занимать, занимательный, нанимать, обнимать, отнимать, перенимать, понимать, поднимать, предпринимать, предприниматель, наниматель, пронимать, снимать, унимать.

К корням с чередованием А(Я)/ИМ/ЕМ и А(Я)/ИН, относятся также:

ЖИМ/ЖА: выжимать, выжимки, зажимать и др. приставочные от глагола жать

ЖИН/ЖА: пожинать – сжать

ПИН/ПЯ: распинать, пинать, пинок, запинаться, препинание – распять, запятая

МИН/МЯ: вминать, заминать, подминать, приминать, разминаться, уминать – вмять, замять, память, памятовать, памятный, памятник, поминать (и приставочные вспоминать, упоминать, запоминать, напоминать, припоминать), помин, поминовение и др.

ЧИН/ЧА: начинать, зачинать, зачинатель, начинание, начинающий – начать

КЛИН/КЛЯ: заклинать, заклинанье, проклинать – заклясть, проклясть, проклятие, заклятие, клятва, заклятый, клясть

Исключения: выемка, выем, выемщик, выемчатый, выемчатокрылый, жеманиться, формы глагола проклясть (прокляну, проклянешь), помянуть, упомянуть, вспомянуть, выжимки

↑ Проверяемые гласные в корне

Правописание безударных гласных в корнях проверяется подбором слов и форм слова, где эта гласная находится в ударной позиции:

Горить (гОвор), жара (жАркий) молодой (мОлодость)

Безударную гласную корня нельзя проверять глаголами несовершенного вида с суффиксом ЫВА(ИВА)

Например: замолчать, так как мОлча, хотя умАлчивать; выбросить, так брОсить, хоть выбрАсывать и т.д.

Среди слов с проверяемой гласной часто встречаются корни-омофоны, обычно рядом со словам с таким корнем в скобках указано слово, помогающее понять значение слова.

Обвевать (веять) — обвивать (вить);
Частота (часто) — чистота (чистый);
Валы (вал) — вол (вол);
Спешите (спешка) — спишите (пишет);
Поседеть (сед) — посидеть (сидя);
Слепить (лепка) — слипаться (липкий);
скрепить (скрепка) — скрипеть (скрип);
Разредить (редко) — разрядить (ряд);
Посветить (свет) — посвятить (святость);
Отворить (затвор) — отварить (варит);
Запивать (пить) — запевать (петь);
Обижать (обида) — обежать (бег);
Примерять (мера) — примирять (мир);
Старожил (старый) — сторожил (сторож);
развиваться (развитие)— развеваться (веет);
полоскать (полощет) — поласкать (ласка);
прожевал (жёваный) — проживал (жить);
распевать (петь) — распивать (пить);
подражать (дразнит) — подрожать (дрожь);
умолять (молит) — умалять (мало);
окатиться (катит) — окотиться (кот);
увидать (видеть) — увядать (вянуть);
заплотить (плот) — заплатить (плата).
Залезать (залез) – зализать (лижет)
Оземь (зЕмли)-озимь (зИмы)
Малы (маленький) - молы (мол)
Накалить(накал) – наколоть (колет)
Пристежные (стёганый) – пристяжные (тяга)
Долина (дол)– вдалеке (даль)
Кратчайший (краткий) – кротчайший (кроткий)

↑ Непроверяемые гласные в корне

Написание непроверяемых безударных гласных в корне определяется по словарю.

Обратите внимание.

В заданиях ЕГЭ часто встречаются одинаковые слова, в которых пропущены разные гласные.

Одно слово может относиться к группе слов с непроверяемым гласным в корне или к группе слов с проверяемым гласным.

Г..ризонтальный – пропущена непроверяемая гласная.

Гориз..нтальный – пропущена проверяемая гласная корня, проверочное слово – горизОнт.

Нажмите, чтобы узнать подробности

2) формировать навыки самостоятельной работы, самопроверки и самооценки учебного труда;
3) включить учащихся в осознанную учебную деятельность, предоставить возможность продвигаться в изучении материала в оптимальном для себя темпе.

Задачи:
1) уметь находить и объяснять орфограммы в корнях слов;
2) развивать умение видеть и находить в художественном тексте слова с изученной орфограммой;
3) формировать умение пользоваться изученным материалом на ЕГЭ при выполнении задания № 9.

Донельзя, завидно, премировать, обеспечение, облегчить, плодоносить, поутру, принудить, разогнутый, раскупорить, свекла, сливовый, согнутый, асимметрия, избаловать, блокировать, включит, газированный, гофрированный, дефис, дремота.

Повторение алгоритма выполнения задания № 9. ( устная работа)

Внимательно прочитайте задание, поймите, слова по какому правилу должны быть в ряду: проверяемые гласные в корне, непроверяемые гласные или чередующиеся.

Используйте метод исключения : если в ряду нашли слово по другому правилу, переходите к следующему ряду. Так вы значительно сократите время.

В ответе должно быть несколько цифр , поэтому внимательно рассматривайте слова каждого ряда, не пропустите верный ответ.

Если нужно найти ряды с чередующимися гласными , то вспомните эти корни, не перепутайте их с проверяемыми гласными (например, кас аться и кос нуться — это чередующиеся гласные в корне, а кос ить — это проверяемая — кОс ит).

Если нужно найти ряды с проверяемыми или непроверяемыми гласными в корне, то сначала найдите ВСЕ гласные в корне. Если хотя бы одна из них подходит по правилу, то данное слово будет правильным для ответа.

Работа с интерактивной доской.

Рассмотрим примеры.

1) расстилать, угореть, блистать

2) фестиваль, занимать, угрожать

3) прославлять, ростовщик, смородина

4) прикосновение, изложение, подравнять

5) точилка, фармацевт, выгореть

Найдём ряды, в которых «выпадают «слова, то есть в них нет чередующихся гласных.

1) расстилать, угореть, блистать

2) фестиваль (непровер.) , занимать, угрожать (угрОза)

3) прославлять (слАва) , ростовщик, смородина (непровер.)

4) прикосновение, изложение, подравнять

5) точилка (тОчит) , фармацевт (непровер.) , выгореть

1) фестиваль, вершина, обласкать

2) мотив, удивлять, акварель

3) провинциальный, вокзал, творец

4) скользить, экспрессивный, смирение

5) создавать, лекционный, замолчать

1) роскошный, минимальный, вариант

2) компьютер, процедура, симметрия

3) психология, диагностировать, амнистировать

4) профиль, таможенник, вальсировать

5) дефицит, легион, канонада

3.Закрепление. Выполнение тестов ( самопроверка, взаимопроверка)

1. документ, горизонтальный, аннотация
2. расстегнуть, смотритель, отказаться
3. патриот, гипербола, эксперимент
4. полагать, палисадник, очертания
5. костер, ресницы, ветеран

1. патриотический, выкосить, обмакнуть
2. вандализм, гористый, сожаление
3. реализм, осложнять, бахрома
4. примириться, обогащаться, измерять
5. очаровать, утварь, протереть

1. отмирающий, скачок, озарение
2. помириться, загорелый, водоросли
3. единение, абажур, смотритель
4. скакуны, блестящий, поплавок
5. поравняться, равнина, творение

1. полагать, эгоист, пловец
2. зачинатель, подровнять, вычитать
3. пригорел, гористый, приложение
4. наклонился, опирался, скакуны
5. зарница, вымочить, касательная

1. реализм, поплавок, фанатизм
2. соловей, веранда, карьерист
3. догоравший, расстелить, очаровать
4. реликвия, багряный, коварный
5. академия, комплимент, контраст

1. утварь, горизонт, перила
2. равнина, приложение, вычитание
3. доверительно, растворитель, вереница
4. протирать, ростовщик, принимающий
5. эклектизм, коридор, плавник

1. Консервировать, привязаться, обороняться
2. ворсистый, сетевая, раскаленный
3. неисчерпаемый, сомневаться, преклоняться
4. появились, дезертир, дилетант
5. возникновение, скрипучий, горизонтальный

1. выложен, скачок, отложения
2. клевета, гармония, вдалеке
3. непромокаемый, лаконичный, фантазия
4. собирательство, горелый, выращенный
5. раздерут, сминать, растение

1. успокоение, симпатичный, поросль
2. редколесье, оглавление, томительный
3. обрамление, потеплевший, умирающий
4. помолодел, сохранение, интересует
5. простейший, зеркальный, располагается

1. увлекаться, осложнять, единение
2. огорчения, покосившийся, идеалист
3. протереть, аккордеон, обжигание
4. специализация, прославляют, озаренный
5. тряслись, смотревший, напряженный


Урок поможет повторить и обобщить правописание слов с безударной гласной в корне слова, научиться распознавать на слух безударные гласные.

Описание разработки

Цели и задачи урока:

1. Повторить и обобщить правописание слов с безударной гласной в корне слова;

2. Учить распознавать на слух безударные гласные.

1. Развивать у детей орфографическую зоркость, самостоятельность, самоконтроль и самооценку, интеллект, внимание.

2. Способствовать обогащению словаря и письменной речи.

1. Прививать интерес и любовь к русскому слову.

2. Вырабатывать привычку делового сотрудничества, самоконтроля за поведением во время работы на уроке.

Тип урока: урок обобщения знаний.

Форма проведения урока: комбинированный.

Оборудование: листок настроения, карточки с заданиями, презентация.

Ход урока

I. Организационный момент. (Слайд)

1. – Ребята, у нас сейчас урок русского языка. Прошу всех встать и повернуться лицом к друг другу. Улыбнитесь друг другу. Протяните руки вперёд ладошками вверх навстречу друг другу. Пошлите всем лучики добра, тепла, солнца, радости. Так человек творит в себе Солнце. Это вы сейчас и сделали.

– Повернитесь, пожалуйста, лицом к доске. Тихонько сядьте, возьмите листок настроения.

– Поставьте цифру 1 около лица с соответствующим для вас настроением перед уроком, а в конце урока вы поставите цифру 2.

2. Сегодня на уроке я предлагаю вам совершить путешествие в замечательную и великую страну русского языка. И отправимся мы с вами (Слайд) в гости к старому и мудрому дедушке Корню. Но попасть к нему не просто, для этого нам нужно пройти испытания, которые он вам приготовил.

II. Запись числа, классной работы.

– Ребята, а что такое КОРЕНЬ? (общая часть однокоренных слов, в которой передается их основное значение)

Тяжело живётся дедушке Корню. Дел у него очень много. Правит в своей стране мудро и справедливо. И все спешат к нему за советом. Нет у него ни одной свободной минуты. Все жители страны русского языка почитают его и выполняют все его правила!

С одним из них мы и будем сегодня работать. А с каким, вы узнаете, преодолев первое испытание.

III. Словарная работа (слайд)

1.Вот мы у ворот испытаний и пройти через них мы можем с помощью знаний. И так, 1 испытание.

- Прочитайте слова и скажите Что это за слова?

- Что мы о них знаем? (они с непроверяемыми орфограммами)

2. Запишите в тетрадь, через запятую, вставляя пропущенную букву и подчеркните ее.

3. Слайд. Проверка.

– Назовите буквы, которые мы вставили. (и, о, е. а, о, я).

– Что мы знаем о них? ( В безударном положении требуют проверки.)

– Как проверить безударную гласную? ( подобрать проверочное слово с ударным гласным в корне слова)

– Сегодня мы будем обобщать умение писать слова с безударной гласной в корне и проверять их. Перед вами открываются владения дедушки Корня. (Слайд) И вас предстоит выполнить следующие испытание.

V. Актуализация знаний.

У нас на дворе стоит осенняя погода и дедушка Корень предлагает выполнить такое задание. (Слайд)

– Разберем слова, в которых пропущена буква.

Вот и осень прощается с нами. Осенний листок дрожит от холода..

2 ( слайд) Звуко-буквенный разбор слова.

осень

– Молодцы, хорошо справились с заданием.

3. ( слайд) Разбор слова по составу.

Осенний, листок, холода.

4.– А теперь следующее испытание от дедушки Корня. Он предлагает применить правило в игре “ Подбери проверочное слово”. (слайд)

– Молодцы, хорошо справились с заданием.

- Ребята, на улице у нас с каждым днем все меньше и меньше светит солнце, а вот на пути в страну русского языка нам светит яркое солнышко (слайд) и оно нам принесет удачу. Тихонько все встали.

VI. Физминутка.

Ручки к солнцу протяните, улыбнитесь, потянитесь.

А теперь попробуйте поймать солнечный лучик, и он вам принесёт удачу и укажет путь к дедушке Корню.

VII. Работа по учебнику.

- Ребята, дедушка Корень приготовил для вас задания. Ознакомьтесь с упражнением 239 с. 103 Дети комментируют и записывают в тетради.

VIII. Выборочный диктант.

Выглинуло из облаков солнце. Освитились паля и лиса. Заблестели разными цветами капли даждя.

Какие ошибки вы здесь встретили?

Давайте исправим ошибки (объяснения детей)

А теперь запишите первое предложение в тетрадь. Выглянуло из облаков солнце.

Подчеркните главные члены. (ученик у доски)

IX. Самостоятельная работа в парах.

– Вот еще испытание. Перед вами карточка. Вам предстоит работа в парах. Вам нужно тихонько посовещаться со своим соседом по парте и вставить пропущенные буквы, помогая друг другу.

С ..лач, стр ..лок, хр..брец, см…льчак

– А теперь проверим. (слайд)

Вывод: – Быстро, оперативно справились с работой. Мы с вами справились с испытаниями, которые нам приготовил дедушка Корень и оказались у замка.

X. Итог урока.

Открываются ворота и нас встречает этот удивительный, добрый и очень мудрый дедушка Корень, без которого жизнь в стране русского языка была бы совершенно беспорядочной. Корень правит, корень судит, корень одобряет и осуждает. Без корня, наверное, и мы бы жить с вами не смогли.

– Когда говорят о важном, о главном, иногда употребляют слово “корень”.

– Например, если речь идёт о причине чего-то плохого, скажут “корень зла”

– “Смотри в корень!” или “Зри в корень!” – значит, выдели самое главное!!

– А без каких правил, мы с вами не могли обойтись сегодня на уроке? (без безударной гласной в корне слова) (Слайд)

- А как проверить безударную гласную в корне слова?

XI. Домашнее задание. (Слайд)

- Дедушка Корень доволен вашей работой на уроке и предлагает вам необычное задание по уровням. У вас на столе лежат карточки с домашним заданием. Вам предстоит выполнить 1 задание на карточке с учетом своих способностей.

- В течение урока хорошо работали …

XII. Рефлексия. (Слайд)

– Поставьте цифру 2 около лица с соответствующим для вас настроением сейчас. Посмотрим, изменилось ли оно? Я рада, если вам стало весело.

Читайте также: