Конспект синонимы и антонимы 2 класс закрепление

Обновлено: 07.07.2024

Тема: Закрепление знаний о синонимах, антонимах, омонимах.

Цели : Закрепить знания о синонимах, антонимах, омонимах.

Планируемые результаты:

Личностные УУД : способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную;

Познавательные УУД: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Мы – умные! Мы- Дружные!

Мы - внимательные! Мы -старательные!

Мы отлично учимся, всё у нас получится!

- Какое у вас настроение в начале урока? Поднимите соответствующую карточку.

2.Актуализация знаний.

Сегодняшний урок мы начнём с орфографической минутки. У вас в тетрадях написаны слова, в которых пропущены буквы. Вставьте букву, объясните правописание слова.

Оцените себя на оценочном листе.

3.Постановка цели урока:

Чтобы узнать сегодняшнюю тему урока, предлагаю вам ответить на вопросы:

- Слова, отвечающие на один и тот же вопрос, но противоположные по значению, называются

- Слова, одинаковые по звучанию или написанию, разные по значению, называются

- Слова, отвечающие на один и тот же вопрос, близкие по значению называются

Вам хорошо известны эти определения? Мы первый урок работаем с такими словами? Можно ли сформулировать тему и цель урока?

4. Закрепление

Работа с сигнальными карточками

Мороз-холод, ясно-пасмурно, мука-мука, сиять-сверкать, здорово-здорово, узкий-широкий, смотреть-глядеть, молодец-молодец, север-юг, гвоздики-гвоздики, тушить-зажигать

Оцените себя на оценочном листе. Какое умение закрепили?

5. Предлагаю вам прочитать текст, написанный на доске.

Выпишите выделенные слова, подобрав к ним синонимы, антонимы, омонимы.

Проверка. Оценка на оценочном листе.

- Какое умение закрепили, выполняя это задание?

6. Работа в группах

Какую цель мы ставили в начале урока?

Поскольку 3 определения, то будет 3 группы.

- Замените 1 словом, близким по значению:

Очень известный-……., очень маленькая - …., очень жаркое - …. очень неакккуратная - ….,

Очень большой - …., очень холодный - ………

Замените выделенные слова словами-антонимами

Нет более смелого животного, чем заяц. Даже при сильном шуме он пугается и убегает. Только ранним вечером или утром смелый зверёк выходит из своего убежища. Ночью он прячется в укромном уголке. Много друзей у смелого зайчика.

Подберите к словам омонимы, составив с ними предложения.

7. Итог урока. Оценивание.

- Какое умение закрепляли?

- Какую цель ставили в начале урока? Мы достигли её? Оцените свою работу на оценочном листе.

Поднимите карточку, показывающую ваше настроение. Мне приятно, что оно не изменилось.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создать условия для использования понятия синонимы и антонимы, формирования умения работать со словарем синонимов и антонимов, находить синонимы антонимы в тексте, подбирать к словам синонимы и антонимы; способствовать развитию умения анализировать пословицы

Решение частной задачи

Планируемые
результаты
(предметные)

Овладевают учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач

Личностные
результаты

Проявляют навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях,
умеют избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Регулятивные: корректируют деятельность (вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей
и ошибок, намечают способы их устранения).

Познавательные:общеучебные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме;
логические – осуществляют анализ пословиц.

Коммуникативные: определяют общую цель и пути ее достижения, осуществляют взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих

Образовательные
ресурсы

Словарь синонимов и антонимов. Карта с волшебным лесом, карточк с заданиями

Сценарий урока

I. Мотивирование к учебной
деятельности. (Организационный момент)

Приветствует учащихся.

– Вы любите преодолевать
трудности?

– Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.

– Трудность всегда преодоле-
вается, если человек все делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.

– Какое настроение у нас
сейчас?

– Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности
на нашем уроке?

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое
рабочее место.

На столе лежат карточки с изображением солнышка и тучки.

Выбирают солнышко

или тучку (отражают настроение) и пока-
зывают

к работе на уроке

II. Чистописание

Опушка поляна

Выполняют письмо

Вырабатывают каллиграфический почерк

III. Постановка учебной задачи

-Мы отправляемся на лесную полянку. Лес волшебный и пропускает только дружных и трудолюбивых людей.

Докажите, что вы имеете право войти в этот лес

Восстановите таблицу и сформулируйте тему и цели урока

одинаковые по смыслу

Разные по звучанию

Разные по смыслу

Разные по звучанию

Знакомит с рисуночным планом работы:

-Пенек с вопросами

Слушают учителя Вставляют слова СИНОНИМЫ и АНТОНИМЫ

Формулируют тему и цели урока

Принимают учебную задачу, сформулиро-
ванную вместе с учителем

-Синонимы и антонимы

-Закрепим знания о синонимах и антонимах

IV. Усвоение
новых знаний
и способов
действий.

1. Работа с пословицами (упр. 73). В группах

- Поляна пословиц

Предлагает прочитать
пословицы, объяснить их смысл, привести примеры использования в речи, найти антонимы.

К двум пословицам подобрать тексты на карточке

Читают пословицы, объясняют смысл, приводят примеры использования в речи, находят антонимы

Анализируют посло-
вицы, высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других. Распознают антонимы

2. Работа с загадкой (упр. 74)

Поляна загадок

– Прочитайте загадку, объясните отгадку.

– Выполните задания к загадке

Объясняют отгадку,
находят антонимы,
списывают текст
загадки. Составляют предложение к рисунку

Анализируют смысл
загадки. Распознают
в тексте антонимы.

Грамотно осуществляют списывание загадки. Составляют предложение, подчеркивают подлежащее и сказуемое

Выполняют движения

по тексту под руковод-ством учителя

Осуществляют профилактику утомления

V. Закрепление знаний и способов действий.

Пенек с вопросами

Организует работу с текстом

Перед вами тексты. Определите, о ком идет речь. Подберите название к тексту.

Подберите из словарей синоним и антоним к выделенным словам

Отвечают на вопросы, обозначают ударение, подбирают антонимы

Соотносят слова
и названия предметов. Подбирают антонимы. Правильно расставляют ударение в словах

Определите, истинно или ложно высказывание

Какую цель ставили, удалось ли добиться цели?

Где пригодятся полученные знания?

Отвечают на вопросы, анализируют свою деятельность на уроке

Определяют истинность и ложность определений о синонимах и антонимах

Формулируют итог урока

Проговаривают, где пригодятся полученные знания (при написании сочинений)

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

– Найдите у себя на парте веселого и грустного ежика. Поместите в нашем волшебном лесу ту картинку, которая теперь соответствует вашему настроению.

– Благодаря дружбе вы справились со всеми трудностями на уроке.

Выполняют задание

Открыто осмысливают и оценивают свое эмоциональное состояние на уроке

VII. Домашнее
задание.

Работа в рабочей тетради (№ 45) или стр.57 упр. 75

Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи

Принимают учебное
задание в соответствии с уровнем своего развития

Эта птица из семейства, которое насчитывает около 220 видов. Самые распространенные — большой и малый.

Питается в основном личинками короедов и насекомыми, которых он достает из-под коры. Это очень полезная птица, он избавляет деревья от насекомых-короедов. За день съедает 750-900 короедов. Каждый год делает себе новое дупло, а старое оставляет другим птичкам. Зимой питается семенами хвойных деревьев.

Имеет пёструю окраску. Он хорошо передвигается по деревьям, в этом ему помогают: короткие ноги с цепкими когтями. Длинный жесткий хвост дает возможность надежно упереться в ствол, чтобы образовать крепкую опору. Клюв прямой, крепкий и острый.

Эти птицы оседлые. Они не улетают в теплые страны на зимовку. Способ их питания позволяет им зимовать на одних и тех же местах, ведь зимой, когда нет возможности найти насекомых, они могут поедать семена сосновых деревьев.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок по русскому языку

во 2-м классе

образовательные :

закреплять и уточнять имеющиеся у детей знания об п редложение, грамматической основе предложения ;

обобщать знания о синонимах и антонимах, развивать умение употреблять их в речи;

расширять словарный запас через введение в речь антонимов и синонимов;

учить высказывать свои мысли и понимать позицию собеседника;

развивающие:

развивать словесно-логическое мышление, умение анализировать свою деятельность;

развивать внимание, зрительную и слуховую память, речь учащихся;

развивать интерес детей к предмету;

развивать общеучебные навыки;

воспитательные:

воспитывать самостоятельность, ответственность, уважение к собеседнику;

способствовать созданию эмоционально положительной основы для развития коммуникативных способностей и навыков коллективного сотрудничества;

оздоровительная:

создание на уроке атмосферы непринужденности, психологического комфорта, предупреждение учебной перегрузки.

Планируемые результаты (УУД):

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения;

Коммуникативные : уметь обращаться за помощью, задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания.

Оборудование: магнитная доска.

Раздаточный и демонстрационный материал: карточки с дифференцированными заданиями, демонстрационный материал, карточки для парной работы (словосочетания).

1. Организационный момент:

- Сегодня к нам на урок пришли гости. Как гостеприимные хозяева давайте поприветствуем их.

- Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок!

Всё ли на месте?

Всё ли в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

Есть у нас девиз такой:

Всё, что надо под рукой!

Проверяет готовность обучающихся к уроку, создаёт эмоциональный настрой

Закрыли глазки (звучит музыка) .Открыли глазки.

2 Актуализация знаний .

На Поляне растет дерево. Как оно называется?(клен)На полянке сейчас осень. Что происходит с листочками на деревьях осенью?(Листочки желтеют и опадают )Деревья готовятся к зиме. Если оно не сбросит листики то оно замерзнет зимой и погибнет. Но на нашем дереве есть несколько листочков . Поможем деревцу сбросить последние листочки ?.(ДА)

Ветер принес вам на парту листочек клена. Какая буква написана?(К-а)А какой звук(к).Расскажите какой это звук? (согласный, твердый или мягкий если есть е ,е,ю,я).Мы читаем буквы, а произносим слоги.

Запишем строчку заглавной буквы К-а. Сели ровно, спина прямо , ноги на полу, проверили кулачком расстояние между животом и партой. Пишем. Отложили ручку и взяли карандаш и нашли самую красивую букву среди тех ,что вы написали.

Подведение к теме урока

(впомним какие виды звуков вы знаете?( гласные и согласные звуки ) 1уч-ся

Задание из слогов составь слова (лис-ток, ка -мыш, шиш-ка,чаш-ка,мыш-ка).(фронтальная работа 5 уч-ся по очереди) Словесная оценка МОЛОДЦЫ

-Самостоятельно запишите в тетрадь, поставьте ударение.Пишем с новой строки с большой буквы ,через запятую в конце поставим точку.

Задание на кленовом листочке

1вариант укажите только согласные звуки в словах (листок, шишка) 1ученик .(характеристика звуков) Словесная оценка МОЛОДЕЦ

2 вариант только гласные звуки (камыш, чашка)

1ученик (характеристика звуков) Словесная оценка МОЛОДЕЦ

3 Работа по теме урока

Задание разминка Игра “Скажи наоборот”

(надо “досказать словечко”).

И вот пришёл теперь черёд сыграть в игру “наоборот”.

Скажу я слово высоко,

А ты ответишь ….(низко)

Скажу я слово далеко.

А ты ответишь …(близко)

Скажу я слово потолок,

А ты ответишь …(пол)

Скажу, что слово потерял,

И скажешь ты: …(нашел)

-Скажите , а что за слова вы использовали при игре наоборот?(антонимы)

-Какие знания вам пригодились? (надо знать что такое слова антонимы?)

-Что такое слова антонимы?

Работа со словами - антонимами. (Устно)

а) дополните пословицу:

Осенью дни ненастные, а весной -…

Найдите слова, противоположные по смыслу (Ненастные - ясные). Как называются слова, противоположные по смыслу?

б) прочитай и дополни пословицы антонимами.

Ученье - свет, а неученье -…

Платье лучше новое, а друг лучше -…

В умной беседе ума наберёшься, а в … свой потеряешь.

4Физминутка

Наши нежные цветы(сидим на корточках руки внизу)

Раз цветок, два цветок(поднялись рука правая вверх, рука левая вверх)

Раскрывают лепесток(руки округлили в форме цветка).

-Спасибо! сели .Продолжим наше путешествие по поляна знаний.

-Следующий кленовый листок вот с каким заданием.

Задание3 (упражнение в подборе синонимов и антонимов к словам).

- Что такое предложение?

- Какие бывают предложения по интонации?

-С какой буквы начинают писать предложение?

-Что ставим в конце?

- Что такое грамматическая основа предложения?

задание 4 Принес ветер кленовый листок

- Составьте предложения, используя слова – антонимы.

-Что такое слова антонимы?

(на доске 3 уч. по очереди составляют, читаем)(Коллективная проверка)(оцениваю работу уч-ся)

Дерево ________________, а куст _________________.

Чай ___________________, а мороженое ____________________.

Грач ___________________, а снег ______________________.

(слова помощники: низкий, высокое, холодный, горячий, белый, черный)

Составьте предложение и запиши (укажи грамматическую основу предложения)

Загрустил, серый, кормушки, у, воробьишка , пустой. (Загрустил у пустой кормушки серый воробьишка .) 1уч-ся на доске записывает.(находим подлежащее и сказуемое).

-О ком или о чем говорится в предложении (о воробьишке) -Задаем вопрос( кто ? воробьишка ,а почему кто ? (это одушевленный предмет) подлежащее подчеркиваем одной чертой)Воробьишка что сделал? загрустил –это сказуемое подчеркиваем двумя чертами). (оцениваю работу уч-ся)

Задание 5 Подбери антонимы к словам (устно)Учитель читает

Подбери антонимы к словам:

6 на парте лежит листок клена

Заглянем в корзинку вопросов Что такое синонимы?

1 Найди слова-СИНОНИМЫ, соедини стрелочками: (работа по карточкам )

2 Найди слова-СИНОНИМЫ, соедини стрелочками :

(2 у доски)проверяем. –Ручку положили ,взяли простой карандаш если верно ставим + неверно –

Поднимите руку у кого нет ошибок. У кого есть (оцените свою работу ) (!+?)

Все из рук убрали глазки закрыли(звучит музыка )Мы с вами вернулись обратно но ко мне прилетел последний листочек.

5 ДЗ Вам дома надо придумать по картинке 4 предложения и записать их в тетрадь.

hello_html_6b2a8a2.jpg

6.Итог: Где мы побывали на уроке русского языка? Что мы делали на полянке Знаний? Какие слова мы искали ? (синонимы и антонимы) Какие знания нам помогли справится с заданиями? Кому было сложно? Помогли дереву подготовится к зиме? Молодцы! Спасибо за урок!

Цель: Продолжить формирование понятий "синонимы" и "антонимы".

Задачи: Способствовать развитию умения распознавать и правильно употреблять в речи синонимы и антонимы. Учить выбирать антонимы в зависимости от значения слова.

- Содействовать развитию устной и письменной речи, расширению кругозора учащихся, обогащению словарного запаса;

- Способствовать созданию эмоционально положительной основы для развития коммуникативных способностей и навыков коллективного сотрудничества.

I. Психологический настрой

- Встаньте, ребята, в круг. Перед началом урока хочу вам пожелать творческого настроя, внимания. (Дети по цепочке друг другу произносят пожелания)

Деление класса на группы по цвету. Ученики выбирают кружок понравившегося цвета и объединяются в группы.

- Прошу всех присесть за свои рабочие места.

- Язык - и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно -

В огромном море - море слов -

- Сегодня на уроке мы с вами совершим увлекательное путешествие по морю слов. Оно огромно. В нём множество островов и рифов, проливов и заливов. На некоторых островах мы уже побывали. Чтобы узнать, на какие острова мы сегодня отправимся, необходимо отгадать кроссворд.

У каждой команды своё задание лежит на рабочем месте в конверте.

- Вам надо продолжить пословицу и слово вписать в клеточки кроссворда.

Работаем под девизом: "Не спеши языком, торопись делом"

Учитель зачитывает пословицы, дети заканчивают их, внося данные, общаясь в команде.

- Кто хочет много знать, тому надо мало . (СПАТЬ)

Как аукнется, так и ::(ОТКЛИКНЕТСЯ)

Правда в огне не горит и в воде не . (ТОНЕТ)

Корень учения горек, да плод его . (СЛАДОК)

Один за всех и все за . (ОДНОГО)

Нет друга - ищи, а нашёл - . (БЕРЕГИ)

Родная сторона - мать, а чужая - . (МАЧЕХА)

Худой мир лучше доброй . (ССОРЫ)

- Прочитайте, какое слово у вас получилось по вертикали.

(СИНОНИМЫ, АНТОНИМЫ). Сформулируйте тему нашего урока.

- Сегодня тема нашего урока "СИНОНИМЫ И АНТОНИМЫ- закрепление"

Мы продолжим знакомство с этими понятиями, будем учиться определять их в тексте.

III. Путешествие на остров Синонимов.

-Итак, путешествие начинается. Мы на острове Синонимов.

Для того, чтобы сойти на берег, каждой команде надо выполнить следующее задание

У вас на листочке написано слово, вам необходимо подобрать как можно больше синонимов этого слова и записать их.

(Ученики выполняет в группе задание на отдельном листочке. У каждой команды своё слово. Время работы - 2 минуты. Один человек (эксперт) из команды работает со словарём, он также выписывает группу синонимов к данному слову).

- ЗАПИШИТЕ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ СИНОНИМОВ К СЛОВУ

Сначала слова зачитывает команда, потом эксперт дополняет ответ.

РЕБЕНОК - дитя, дитятко, детище, чадо, ребятенок, малыш, крошка, кроха, малолеток, карапуз, малявка, кровинка.

ОЧАРОВАТЕЛЬНЫЙ - прелестный, пленительный, обаятельный, чарующий, обольстительный, обворожительный.

ДЕЛАТЬ - сооружать, ладить, работать, совершать, производить, творить, чинить, мастерить, ремонтировать, предпринимать усилия, проделывать, варганить, портачить, вытворять, выкидывать, откалывать, выкамаривать.

ХОРОШО - неплохо, недурно, недурственно, славно, ладно, здорово, важно, важнецки, мирово, хоть куда, что надо, на ять.

- Вывод: оказывается, у одного слова может быть много синонимов, но каждый из них имеет свой смысловой оттенок.

"Какие слова называются синонимами?"

устроена выставка слов - луна, врач, ель, собака, конь, бегемот, карандаш, ромашка.

- Рассмотрите картины, к каким из них можно подобрать подходящее по смыслу слово?

ЛУНА - МЕСЯЦ СОБАКА - ПЁС ДОКТОР - ВРАЧ

ЛОШАДЬ - КОНЬ БЕГЕМОТ - ГИППОПОТАМ

- Полученные подписи - это слова - . (синонимы)

- Почему мы не смогли подписать остальные картины? (У этих слов нет синонимов)

- Какой можно сделать вывод? (В русском языке есть слова, у которых несколько синонимов, но, в тоже время, есть слова, которые синонимов не имеют ).

Чтобы вновь оказаться на берегу моря, надо перебраться через гору. Горные тропинки узкие, поэтому каждая команда будет двигаться по своей тропе.

Задание: необходимо найти в тексте или предложениях синонимы и подчеркнуть их.

IV . Работа в группах.

Задание для 1 группы.

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Задание для 2 группы.

Кот ходил, ходил, набрёл на избушку. Захотел есть - пошёл в лес, птичек, мышей наловил. Вот навстречу ему идёт лисица.

Задание для 3 группы.

С веточки на веточку

Ловкая, проворная,

Задание для 4 группы.

Плохо жить без забот, худо без доброго слова.

Приятелей много, а друга нет.

Свой хлеб слаще чужого каравая.

- Прочитайте отрывок. Назовите синонимы.

- Какой частью речи они являются?

Посмотрите, ребята, в таких небольших отрывках автор использовал синонимы. Попробуйте сделать вывод: (обсуждение внутри группы)

- Для чего синонимы нужны в речи?

Давайте вспомним, на какие вопросы мы нашли здесь ответы

- Что такое синонимы?

Синонимы - это слова, разные по звучанию и написанию, но близкие по значению.

- Для чего используют синонимы в речи?

Благодаря использованию синонимов речь становится богатой, яркой, выразительной, без повторов.

V. Динамическая пауза "Игра наоборот"

Учитель поднимает руки вверх - дети опускают вниз.

V I . На острове Антонимов

Кораблик отправляется и путешествие продолжается. Вот мы причалили к острову Антонимов.

Каждой группе по очереди задается загадка, обсуждение внутри группы, спикер дает ответ:

Я антоним к слову "зной",

Я в реке, в тени густой,

И в бутылках лимонада,

А зовут меня :? (прохлада)

Я антоним к слову "лето",

В шубку снежную одета,

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я :? (зима.)

Я антоним к слову "смех".

Не от радости, утех,

Я бываю поневоле

И от счастья, и от боли,

От обиды, неудач.

Догадались? - Это : (плач).

Я антоним шума, стука.

Без меня вам ночью мука.

И на уроках я нужна,

А называюсь : (тишина).

- Ребята, вспомните, какие слова мы называем антонимами?

Минус - плюс, огонь - вода,

Все антонимы всегда

VII . Игра "Противоположные слова"

Блиц – опрос . Ученик - называет антоним этого слова.

1 группа: Враг - друг, холод - жара.

- К какой части речи относятся данные слова? (имена существительные) –дополнительное задание- дайте определение

2 группа: Старый - новый, злой - добрый.

- А эти слова, к какой части речи относятся ? (прилагательные) –дайте определение

3 группа: Бездельничать - работать, огорчаться - радоваться.

- Какой частью речи являются ваши слова? (глаголы) –дайте определение

4 группа: Далеко - близко, высоко - низко. (наречия.) –дайте определение

- Какой можно сделать вывод? ( антонимы есть в каждой части речи.)

VIII . Динамическая пауза- флешмоб под музыку

IX . В пещере Тайн

Посмотрите, перед нами пещера Тайн.

Худой (человек) - ________________, (толстый)

Худой (карман) - _________________, (целый)

Близкий (путь) - _________________, (далёкий)

Близкий (человек) - _______________, (чужой)

Весёлый (праздник) - ______________, (грустный)

Весёлый (смех) - ________________, (невесёлый)

Высокий (голос) - _________________, (низкий)

Высокий (человек) - _______________. (невысокий)

Б) Проверка. обсуждение (спикеры зачитывают слово и антоним к нему, обосновывая свой ответ.)

- Почему у одного и того же слова оказались разные антонимы? На что нужно обратить внимание, подбирая антонимы? (Подбирая антонимы, надо обязательно обратить внимание на значение слова)

Путешествие по острову Антонимов заканчивается. Давайте вспомним, на какие вопросы мы нашли здесь ответы и запишем в наш бортовой журнал.

- Что такое антонимы?

Антонимы - это слова противоположные по смыслу.

- Для чего используют антонимы в речи?

Благодаря использованию антонимов речь становится красивой, выразительной, точной.

X . Бухта Творчества

Сегодня холодный хмурый день. Стоит ненастная погода. По небу плывут тяжёлые чёрные тучи. Сеет мелкий осенний дождик. Под ногами сырая земля.

- Какое настроение возникает после прочтения текста? (грустное, печальное, тоскливое)

- С помощью каких слов передается это настроение?

Внимательно прочитайте задание (на карточке) и вместе выполните его в группе. При затруднении обращайтесь к спасательному кругу, который лежит у вас на парте (на спасательном круге записаны слова-помощники).

-Задание 1, 2 группе заменить пропущенные слова синонимами.

Сегодня ___________ _________ день. Стоит _______________ погода. По небу плывут тяжёлые чёрные тучи. ________ мелкий осенний дождик. Под ногами __________ земля.

-Задание 3, 4 группе заменить пропущенные слова антонимами.

Сегодня ___________ _________ день. Стоит _______________ погода. По небу плывут ______________ ____________ облака. Под ногами __________ земля.

-Взаимопроверка (обмен работами, группы оценивают друг друга, обосновывают оценку)

А) Получившийся текст читают 1 и 2 группы.

- Какое настроение передает ваш текст?

- Изменилось ли настроение? Почему не изменилось, ведь вы заменили слова?(использовали синонимы - слова близкие по смыслу)

Б) Получившийся текст читают 3 и 4 группы.

- Какое настроение передает ваш текст?

- Изменилось ли настроение? Почему?(использовали антонимы - слова противоположные по смыслу)

Как приятно выходить на берег в такую погоду!

XI . Пристань "Вопрос - ответ"

Наш кораблик взял курс на пристань "Вопрос - ответ"

Совсем скоро наше путешествие закончится. Давайте проверим, нашли мы ответы на вопросы, которые поставили в начале путешествия?

- Какие слова называются синонимами? А какие слова - антонимами?

- Какой частью речи могут быть синонимы и антонимы?

- Для чего нужны синонимы и антонимы в речи?

- На что обязательно необходимо обратить внимание, выбирая синоним или антоним? (На значение слова.)

Оказывается, ребята, море, по которому мы путешествовали, называется - ЛЕКСИКА.

Лексика - словарный состав языка. На наших уроках мы продолжим путешествие по этой стране и узнаем много нового.

- Наше путешествие подошло к концу. Кому было интересно и легко путешествовать по морю Лексики, встаньте в круг и возьмитесь за руки.

- Кому было интересно, но при выполнении заданий вы испытывали затруднения, поставьте руки в бок.

Читайте также: