История развития зоологии конспект научный этап берет свое начало обобщить и сестематизировать

Обновлено: 05.07.2024

Воспитательные: умения работать в группе, в паре, выполнять задания, делать самопроверку.

Личностные УУД : проявлять познавательный интерес к изучению царства животных4 понимать: учебные задачи и стремиться их выполнить, свою успешность при изучении темы.

Коммуникативные УУД : формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; организовывать учебное взаимодействие в группе. научить применять двойные названия животных в общении со сверстниками. Демонстрируют способность к эмпатии, стремление устанавливать доверительные отношения взаимопонимания.

иметь представление о предках домашних животных; знать этапы систематизации животного мира и современную классификацию животного мира.

Умения проводить самооценку на основании критерия успешности учебной деятельности

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах работы в группе ( Коммуникативные УУД ).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, раздаточный материал, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке ( Познавательные УУД ).

Систематика, вид, род, семейство, отряд ,класс, подтип, тип, царство

География, экология, краеведение

Индивидуальная, парная работа

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Организовывает актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности

Здравствуйте! Я рада вас видеть. Надеюсь, что сегодняшний урок принесет вам положительные эмоции. Вы настроились на урок, все школьные принадлежности к уроку у вас есть

Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку

2.Мотивация к учебной деятельности.

Создает условие для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Устанавливает тематические рамки

Что изучает биология. Все живые организмы на нашей планете выделены в четыре царства. какие?

С представителями царств бактерии, грибы и растения вы познакомились, изучая биологию в 6 классе. Вы узнали, что бактерий изучает биологическая дисциплина бактериология, грибы – микология, растения – ботаника.

Представителей царства животные изучает наука зоология.

Мотивация друг друга на урок

Отвечают на вопросы

3.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности

Посмотрите на слайд и предположите тему нашего занятия. Сформулируйте цель.

4. Построение проекта выхода из затруднения

Согласовать и зафиксировать цель и тему урока; организовать составление совместного плана действий; определить средства

Попытайтесь составить план изучения темы. (Потом открывается на слайде)

Современная зоология – это система наук о животных. Одни из них изучают внешнее и внутреннее строение животных, процессы их жизнедеятельности, поведение, развитие, взаимосвязь с окружающей средой, распространение на Земле, историю развития и многое другое. Это такие науки, как морфология, анатомия, физиология, этология, эмбриология, экология, зоогеография, эволюция. Другие науки изучают отдельные группы животных. Энтомология изучает насекомых, ихтиология – рыб, орнитология – птиц.

Как же развивалась наука зоология? Что может свидетельствовать об этом?

Работа с учебником стр.4

Почему же животных выделили в отдельное царство?

Давайте сравним строение растительной и животной клетки. Работа с рисунками и таблицей (на слайде). О чём говорит сходство в строении клеток растений и животных?

Наличие общего предка

Оцените свою работу

вВсказывают свои предположения. Определяют тему урока, цель урока, ставят задачи. Сравнивают план со слайдом, корректируют

Беседа, записи в тетрадь ( науки, разделы зоологии)

Работа с учебником, кратко характеризуют этапы развития зоологии, называют фамилии ученых – зоологов и их вклад в развитие науки. Называют отличительные признаки животных

Работа с рисунками и таблицей. Проведение сравнительного анализа. Работа в паре. Выслушивание пар. Оценка своей работы

Организует подводящий диалог.

Организует формирование нового знания в речи

Среды жизни животных. Вспомните, в каких средах встречаются животные? Н а рисунках мы видим, что организмы, обитающие в разных средах по разному выглядят, но между теми, кто живет в одинаковых средах есть черты сходства . Сформулируйте выводы из этого. Приспособленность животных к среде обитания.

Класс делиться на 4 группы, называют приспособления, которые выработались у животных в зависимости от среды обитания. Любая среда жизни населена животными разных видов, которые связаны между собой.

Рак-отшельник не имеет твердого панциря, поэтому находит себе убежище в пустых раковинах моллюсков. А на раковину он сажает одну, а то и двух актиний. Актиния защищает рака-отшельника своими жгучими щупальцами от врагов, а рак-отшельник перемещает малоподвижную актинию по дну, расширяя её охотничьи угодья. Эти взаимовыгодные отношения животных называются симбиозом .

В природе существуют взаимоотношения, когда особи одного вида животных питаются особями другого вида животных. Животных, которые питаются другими животными, называют хищниками, а взаимоотношения – хищничеством .

- Приведите примеры хищничества.

Многие животные, населяющие одно и то же пространство, питаются сходной пищей, занимают одинаковые участки для постройки нор и гнёзд. Поэтому между ними часто возникает борьба – конкуренция .

На теле, а также внутри тела животных, могут поселяться другие животные. Их называют паразитами. Взаимоотношения, при которых одни животные живут за счёт других животных, называют паразитизмом .

- Приведите примеры животных – паразитов.

На какие группы можно разделить животных? Какие принципы положены в данные классификации?

Как и у растений в классификации животных есть свои систематические категории. Посмотрите на слайд и укажите отличия классификации животных от растений.

Определяют среды жизни организмов.

Конкретный участок среды жизни, населённый теми или иными животными, называют местообитанием. Животные, обитающие в одной среде, имеют общие признаки приспособленности к ней.

- Работа в группах

( указывание признаков приспособленности)

По месту обитания, по строению, по происхождению и родству.

Анализируют информацию, отвечают (тип вместо отдела, отряд вместо порядка). Запись в тетрадь систематики животного.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Проверить с помощью эталона свое умение переводить текстовой материал в схематичный

По окончании работы учитель показывает слайд с заданием: определите, сколько видов, особей и родов изображено на слайде? Потом сравнение с эталоном для проверки. Проверка и корректировка учебного задания. Оценка своего труда

Анализ полученной информации. Проверка, самопроверка и корректировка учебного задания. Оценивание себя.

7. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Тренировка способностей к сравнительному анализу

  1. О чем мы говорили сегодня на уроке?
  2. Как называется наука, изучающая животных?
  3. Кто впервые предпринял попытку классификации животных?
  4. Чем животные отличаются от растений?
  5. О чём говорит сходство в строении клеток растений и животных?
  6. Какие среды жизни заселили животные?
  7. Как животные приспособлены к жизни в определённой среде?
  8. Какие систематические категории в классификации животных вам известны? Назовите их в порядке убывания.

Отвечают на вопросы

Приводят примеры. Слушают других , оценивают ответы.

8.Рефлексия учебной деятельности на уроке

Фиксация достижения поставленных целей; оценка собственной деятельности на уроке и деятельности класса; обсуждение домашнего задания

Мы переходим к последнему этапу - подводим итоги работы

-Вспомним тему урока

Что нового мы узнали на уроке? Какие вопросы у вас возникли?

-Оцените свою деятельность на уроке

Домашнее задание п.1 2, вопросы (у), задание на стр. 9. Фамилии отечественных ученых ( на слайде)

Отвечают на вопросы учителя. По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Проводят самооценку. Записывают ДЗ

Предварительный просмотр:

Введение. Вариант 1.

1. Предложил использовать систематические категории (класс, отряд, род, вид) и латинский язык для обозначения названий организмов: а)Аристотель, б) А.Левенгук, в) К.Линней.

2. Расположите систематические категории (таксоны) от меньшего к большему: а)род, б)вид, в)царство, г)отряд, д)тип, е)семейство, ж)класс.

3. Соотнесите НАУКУ и ее ПРЕДМЕТ изучения:

НАУКА ПРЕДМЕТ изучения

А)орнитология 1) рыбы

Б) этология 2) птицы

В) ихтиология 3)закономерности размещения животных

Г)энтомология 4) поведение животных

Введение. Вариант 2.

1. Изготовил микроскоп и открыл одноклеточных организмов: а)Аристотель, б) А.Левенгук, в) К.Линней

2. Расположите систематические категории (таксоны) от большего к меньшему: а)род, б)вид, в)царство, г)отряд, д)тип, е)семейство, ж)класс.

3. Соотнесите НАУКУ и ее ПРЕДМЕТ изучения:

НАУКА ПРЕДМЕТ изучения

А) энтомология 1) птицы

Б) ихтиология 2) рыбы

В) этология 3)закономерности размещения животных

Г) орнитология 4) поведение животных

Введение. Вариант 1.

1. Предложил использовать систематические категории (класс, отряд, род, вид) и латинский язык для обозначения названий организмов: а)Аристотель, б) А.Левенгук, в) К.Линней.

2. Расположите систематические категории (таксоны) от меньшего к большему: а)род, б)вид, в)царство, г)отряд, д)тип, е)семейство, ж)класс.

3. Соотнесите НАУКУ и ее ПРЕДМЕТ изучения:

НАУКА ПРЕДМЕТ изучения

А)орнитология 1) рыбы

Б) этология 2) птицы

В) ихтиология 3)закономерности размещения животных

Г)энтомология 4) поведение животных

Введение. Вариант 2.

1. Изготовил микроскоп и открыл одноклеточных организмов: а)Аристотель, б) А.Левенгук, в) К.Линней

2. Расположите систематические категории (таксоны) от большего к меньшему: а)род, б)вид, в)царство, г)отряд, д)тип, е)семейство, ж)класс.

Можно выделить два основных этапа развития зоологических знаний — дона­учный и научный.

К донаучному этапу относится период на­копления знаний о животных (о внешнем виде, повадках, особенностях питания и размножения), которые человек получал из опыта непосредственного взаимодействия с ними (при охоте, одомашнивании и разве­дении).

Вопрос 2. О чем говорят наскальные рисунки?

Вероятно, благодаря рисункам, запе­чатлевшим внешний облик и характер движения животных, свойственные им места обитания и пути миграции, древние люди передавали знания и накопленный опыт своим соплеменникам и потомкам.

Вопрос 3. Как ученые разбираются в много­образии животных?

Для упорядочивания знаний о многооб­разии животных ученые создают их клас­сификации. Наиболее значимой для совре­менной науки стала классификация, пред­ложенная в 1735 г. Карлом Линнеем, которая в основных чертах сохранилась и до наших дней. Использование в классифи­кациях единых систематических категорий и латинского языка позволяет избежать пу­таницы и дает возможность зоологам всех стран одинаковым образом ориентировать­ся в многообразии животного мира.

Вопрос 4. В чем значение двойного названия животных? Приведите примеры таких названий.

При классификации каждому животно­му дается двойное, т. е. состоящее из двух слов, название, указывающее на его прина­длежность к соответствующему роду и ви­ду (например, червь дождевой, сова поляр­ная, медведь белый, медведь бурый и др.). Из названий видно, что среди перечислен­ных животных медведь белый и медведь бурый наиболее близкие виды, так как они принадлежат к одному роду.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дата: урок № класс:

Подпись администрации:______________________________

Цель урока: познакомить учащихся с предметом изучения науки зоологии, историей её развития. Установить черты сходства и различия между растениями и животными. Рассказать о средах жизни и местообитаниях животных, их приспособленности к условиям обитания и взаимоотношениями между ними.

показать необходимость изучения на разных этапах развития зоологии и доказать ее значение для современного человека, знакомя с работами Аристотеля, Антони ван Левенгука, К. Линнея, Ч. Дарвина, отмечая отличительные особенности систематики животного мира;

указывать черты сходства и отличия животных от растений, называя географические точки где нет животных , обучая делать выводы об условиях абиотических и биотических факторах данных географических объектов;

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Организационный момент

Проверка домашнего задания

В этом году вы продолжаете изучать биологию.

В: Что изучает биология?

- Биология изучает живые организмы. Их многообразие, строение, жизнедеятельность, историческое развитие.

Все живые организмы на нашей планете выделены в четыре царства.

В: кто скажет, какие?

- бактерии (дробянки), грибы, растения, животные.

С представителями царств бактерии, грибы и растения вы познакомились, изучая биологию в 6 классе. Вы узнали, что бактерий изучает биологическая дисциплина бактериология, грибы – микология, растения – ботаника.

Представителей царства животные изучает наука зоология.

3. Изучение новой темы

1. Зоология – система наук о животных

Современная зоология – это система наук о животных. Одни из них изучают внешнее и внутреннее строение животных, процессы их жизнедеятельности, поведение, развитие, взаимосвязь с окружающей средой, распространение на Земле, историю развития и многое другое. Это такие науки, как морфология, анатомия, физиология, этология, эмбриология, экология, зоогеография, эволюция. Другие науки изучают отдельные группы животных. Энтомология изучает насекомых, ихтиология – рыб, орнитология – птиц.

2. Развитие науки зоологии

Как же развивалась наука зоология?

С древних времён человек изучал живую природу. Даже пещерные люди знали о животных, населяющие окружающий их мир.

В: Что может свидетельствовать об этом?

- наскальные рисунки оленей, быков, мамонтов, сохранившиеся до наших дней. Знание фактов о том, какие животные полезны, какие опасны были необходимы первобытному человеку. От этого зависела их жизнь.

3. Признаки животных

Несмотря на большое разнообразие, все животные имеют сходные признаки. Это клеточное строение, способность к питанию, дыханию, росту, развитию, размножению.

Но эти признаки характерны и для растений.

В: Почему же животных выделили в отдельное царство?

- животные имеют ряд отличительных признаков:

способны к активному передвижению;

питаются готовой пищей;

клетки животных отличаются по строению от клеток растений.

Давайте вспомним строение растительной клетки .

Сверху клетка растений покрыта плазматической мембраной , поверх которой расположена плотная целлюлозная оболочка . Под оболочкой находится цитоплазма . В цитоплазме расположены ядро, вакуоли , заполненные клеточным соком и хлоропласты .

В: Какова роль хлоропластов?

- принимают участие в процессе фотосинтеза.

Познакомимся со строением клеток животных .

Сверху клетка животных также покрыта плазматической мембраной , но в отличие от растительной клетки, поверх плазматической мембраны нет твердой целлюлозной оболочки. Под оболочкой находится цитоплазма с ядром . А вот вакуолей в клетках животных нет. Нет и хлоропластов.

В: Как вы думаете, почему?

- животные потребляют готовые органические вещества.

Клетки растений и животных отличаются составом запасающих веществ. В клетках растений запасается крахмал, в клетках животных – гликоген.

В: О чём говорит сходство в строении клеток растений и животных?

- у растений и животных был общий предок.

4. Среды жизни животных. Местообитание

За длительный исторический период развития живые организмы освоили четыре среды жизни – водную, наземно-воздушную, почвенную и организменную (обитание одних организмов на теле или в теле других организмов).

В водной среде живут рыбы, киты, раки. Наземно-воздушную среду заселили птицы, бабочки, жуки, звери. Почвенную среду освоили кроты, дождевые черви медведки. Для клещей, блох, паразитических червей средой обитания служит другой организм.

Некоторые животные живут не в одной, а в нескольких средах. Например, лягушки освоили наземно-воздушную и водную, а полевые мыши – наземно-воздушную и почвенную.

В любой среде жизни животные занимают те участки, которые наиболее благоприятны для их жизни. Например раки, акулы, камбалы – обитатели водной среды. Но раки живут в реках и озёрах с чистой водой, илистым дном, обрывистыми глинистыми берегами; акулы – в толще морской воды; камбалы на дне.

Конкретный участок среды жизни, населённый теми или иными животными, называют местообитанием этих животных.

Крупные животные занимают большие участки среды жизни, маленькие – меньшие участки. У разных животных местообитанием могут служить одни и те же участки. Например, лес служит местообитанием зайца, волка, лисы, медведя.

5. Приспособленность животных к среде обитания

К каждой среде обитания у живых организмов выработались многочисленные приспособления. У рыб, обитающих в воде, вытянутая форма тела, плавники, жабры. У птиц, для обитания в воздушной среде – крылья. Кроты и медведки имеют мощные роющие конечности.

Приспособления к среде обитания способствуют сохранению животных в природе. Кузнечики, живущие в зелёной траве, имеют зелёную окраску. Птицы, живущие на открытых пространствах, откладывают яйца, которые имеют окраску под цвет окружающего фона. Белые медведи, живущие на Крайнем Севере, имеют белую окраску.

Приспособленность к условиям жизни может наблюдаться в строении тела. У лягушки, как у хорошего пловца, обтекаемая форма тела, между пальцами задних ног – перепонки, глаза и ноздри расположены на возвышениях головы. Поэтому лягушка, не выходя из воды, может дышать атмосферным воздухом, подстерегать добычу, замечать опасность. Такие же приспособления имеют бегемот и крокодил.

Орёл – хищная птица. У него крючковидный клюв и острые крючковидные когти. Цапля – жительница неглубоких водоёмов, имеет длинные ноги и шею. Поэтому она может ходить по водоёму, ловить рыб и лягушек и при этом не мочить своё тело.

Строение животных чаще всего настолько соответствует их поведению и местообитанию, что по внешнему облику можно сказать, где животное обитает, чем питается, как передвигается.

6. Взаимосвязи животных в природе

Любая среда жизни населена животными разных видов, которые связаны между собой.

Рак-отшельник не имеет твердого панциря, поэтому находит себе убежище в пустых раковинах моллюсков. А на раковину он сажает одну, а то и двух актиний. Актиния защищает рака-отшельника своими жгучими щупальцами от врагов, а рак-отшельник перемещает малоподвижную актинию по дну, расширяя её охотничьи угодья. Эти взаимовыгодные отношения животных называются симбиозом .

В природе существуют взаимоотношения, когда особи одного вида животных питаются особями другого вида животных. Животных, которые питаются другими животными, называют хищниками, а взаимоотношения – хищничеством .

- Приведите примеры хищничества.

Многие животные, населяющие одно и то же пространство, питаются сходной пищей, занимают одинаковые участки для постройки нор и гнёзд. Поэтому между ними часто возникает борьба – конкуренция .

На теле, а также внутри тела животных, могут поселяться другие животные. Их называют паразитами. Взаимоотношения, при которых одни животные живут за счёт других животных, называют паразитизмом .

- Приведите примеры животных – паразитов.

Закрепление

О чем мы говорили сегодня на уроке?

Как называется наука, изучающая животных?

Кто впервые предпринял попытку классификации животных?

Чем животные отличаются от растений?

О чём говорит сходство в строении клеток растений и животных?

Какие среды жизни заселили животные?

Что такое местообитание?

Как животные приспособлены к жизни в определённой среде?

Какие типы взаимоотношений среди животных вы знаете?

Домашнее задание

1. История развития и значение современной зоологии.

Зоология - наука, входящая в состав комплексной и интегрированной науки биологии (предмет, задачи и методы изучения).

этапы развития зоологии:

Донаучный (возникновение)– накопление зоологических знаний;

описательный (становление науки)– классификация животного мира (К.Линней):

объясняющий (развитие науки)– эволюционная теория Ч.Дарвина:

творческий –современный.

Отличия растений и животных.

Различная продолжительность жизненных циклов (рост, половая зрелость, продолжительность жизни)

Сходство растений и животных

Обмен веществ (метаболизм)

Способность размножаться (репродукция)

Рост и развитие (онтогенез и филогенез)

Раздражимость (рефлекс, таксисы, тропизмы, настии)

Дискретность (деление на части)

Ритмичность (суточная, сезонная)

Энергозависимость – живые организмы это открытые системы

Закономерности распространения животных на планете зависит от абиотических и биотических факторов. Лишь там, где оптимальное сочетание благоприятных факторов, биоразнообразие живых организмов велико. Это тропические леса, в них много света, тепла и высокая влажность.

Если хотя бы один экологический фактор имеет минимальное значение, биоразнообразие живых организмов скудное. Это арктические и знойные пустыни.

Животных нет на территориях:

Во внутренних частях Антарктиды и Гренландии, на мелких островах Крайнего Севера;

На вершинах пиков гор;

В кратерах действующих вулканов;

В Мертвом море в Палестине.

Значение зоологических знаний.

Сырье для изготовления одежды и обуви, аксессуаров

Сырье для изготовления лекарств и косметических средств

Источник наслаждения красотой природы

Разработка методов борьбы с вредителями и возбудителями болезней

Выведение новых пород животных

Сохранение редких видов животных

Сохранение биосферы – жизни на планете Земля.

Зоология (греч. Зоон - животное, логос – учение) – система наук, изучающая животных, особенности их строения, жизнедеятельности, закономерности индивидуального и эволюционного развития, многообразие и географическое распространение.

*Как наука возникла в древней Греции и связана с именем Аристотеля (384 – 322 гг. до нашей эры).

Окончательно сформировалась в конце XVIIIвека благодаря трудам :

Ж. Бюффона (1706 -1788);

Ж. Ламарка (1744 – 1829);

В России выдающийся вклад в развитие зоологии сделали:

К . Бэр (1792 – 1876);

А.О. Ковалевский (1840 – 1901);

И.И. Мечников (18445 – 1916):

В.О. Ковалевский (1842 – 1883);

А.Н. Северцов (1866 – 1936).

Урок с видеоматериалами разработан согласно требованиям ФГОС, подготовка к ЕГЭ, а также методические советы и рекомендации, справочные материалы, игро­вые и нестандартные варианты уроков, краткие энциклопедические сведения, упражнения и практические работы. За основу взята рабочая программа по биологии 7класс к УМК В.В. Латюшина, В.А. Шапкина (М.: Дрофа)

Методическое пособие разработки уроков биологии 7класс

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель: овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности, использо­вать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объ­ектами;

Образовательные: формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельно­сти, и эстетической культуры как способно­сти к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Развивающие: развитие познавательных мотивов, направ­ленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

Воспитательные: ориентация в системе моральных норм и цен­ностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и дру­гих людей; экологическое сознание; воспита­ние любви к природе;

Личностные: понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Технологии: Здоровьесбережения, проблем­ного, раз­вивающего обучения, групповой деятельно­сти

Виды деятельности (элементы содержания, контроль)

Планируемые результаты

Научиться объяснять зна­чения понятий: зоология, систематические категории; описывать представления древних людей о живот­ных, пользуясь данными археологии; оценивать вклад ученых Древнего мира и Средних веков в развитие представлений о животных; осознавать необходимость систематизации информации для удобства ее изучения; ха­рактеризовать систематиче­скую категорию, выделяя ее составляющие; классифици­ровать животных, пользуясь современными систематиче­скими категориями.

Метапредметные УУД

Познавательные: преобразо­вывать информацию из одной формы в другую; классифици­ровать объекты по заданным критериям.

Регулятивные: выделять обоб­щенный смысл и формальную структуру учебной задачи; вы­полнять задания по предложен­ному алгоритму и делать выводы о качестве проделанной работы.

Коммуникативные: работая в группе, строить эффективное взаимодействие со сверстниками

Личностные УУД

Формирование и развитие позна­вательного инте­реса к изучению биологии и исто­рии развития зна­ний о природе

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Основные понятия

Изучение нового материала

Краткая история развития зоологии. Основные этапы развития зоологии .

Люди испытывали интерес к окружающим их живых организмам с древних пор. Изучить их помогла такая наука как зоология. Как она возникла и на каком этапе развития находится сейчас?


История развития зоологии Современная зоология

Зоология наука о животных

Зоология - наука о животных, которая занимается изучением представителей соответствующего рода. Сюда можно отнести все типы организмов, питающихся пищей с содержанием белка, углеводов и жиров. Такие виды отличаются от растений тем, что они постоянно синтезируют необходимые для жизни органические вещества из определенных источников.

Многие представители рода животных способны самостоятельно передвигаться. Грибы всегда считали растениями. Однако заметили, что у них есть способность поглощать органические вещества из внешних источников. Также существуют такие организмы, которые синтезируют крахмал из неорганических молекул. При этом они не имеют способности передвигаться. Иными словами, нельзя дать общее понятие и выделить альтернативные критерии между животными и растениями, так как их не существует.

Знания наших предков накапливались и передавались из поко­ления в поколение. Люди совершенствовали орудия лова и добычи, способы загонной охоты, сооружали гигантские постройки для содержания животных рядом со своими поселениями. При этом ос­ваивались новые варианты ис­пользования продуктов промысла и животноводства.


Эпоха Великих географиче­ских открытий позволила резко расширить знания о видовом со­ставе животного мира и привнес­ла в зоологию много легенд и вы­мыслов о мифических существах.

Изобретение книгопечатания позволило издавать научные тру­ды и расширило круг лиц, изучаю­щих зоологию.

В XVII в. Антони ван Левенгуком, голландцем по происхожде­нию, был изготовлен микроскоп, позволивший взглянуть на мир микроскопических организмов и начать его изучение.


Попытки описать всех известных животных и предложить их классификацию предпринимались неоднократно. Наиболее значи­мая из них была система Карла Линнея, предложенная в 1735 г. Она одинаково хорошо подходила для растений и животных.

Карл Линней

Поэтому в основных чертах сохранилась до настоящего времени. К. Линнеем было описано более 4 тыс. видов животных. Он ввел в науку систе­матические категории: класс, отряд, род, вид. Использование этих терминов и латинского языка для обозначения названий животных позволило избежать путаницы и дало возможность ученым разных стран понимать друг друга, описывая животных.

Принятое двойное название животных (родовое и видовое) по­зволяет сразу определить, о ком идет речь. Например: медведь бе­лый, заяц-русак, сова полярная, мышь-малютка. Вспомните мате­риал из учебника для 6 класса: такие же двойные названия даны и растениям, например: клевер ползучий, редька дикая.

Для того чтобы разобраться в огромном числе видов животных (их по разным оценкам от 1,5 до 4,5 млн), зоологи используют сис­тематические категории, схожие с ботаническими.

Классификация Линнея

Основной систематической категорией в биологии является вид. Более крупные систематические категории в зоологии — это род, семейство, отряд, класс, тип, царство.

Вот как выглядит один из примеров естественной классифика­ции животного мира:

Вид — Шимпанзе карликовый Род — Шимпанзе

Семейство — Человекообразные обезьяны

Благодаря изучению ископаемых животных, были описаны и воссозданы переходные формы между представителями некоторых классов позвоночных и доказано последовательное развитие живот­ного мира

Самостоятельная работа

Ответить на вопросы

1.Как приобретало человечество зоологические знания?

2.О чем говорят наскальные рисунки?

3.Как ученые разбираются в многообразии животных?

4.В чем значение двойного названия животных? Приведите примеры таких названий.

Биология. Животные. 7 класс учебник для общеобразоват. учрежде­ний/ В. В. Латюшин, В. А. Шапкин. —

Рабочая программа по биологии 7класс к УМК В.В. Латюшина, В.А. Шапкина (М.: Дрофа).

Читайте также: