Исламский мир сосед европы 7 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

*Знать причины упадка османской империи к началу XVIII века;

*Уметь выявлять причинно-следственные связи на примере могущества и упадка Османской империи, изменения в отношении между христианами и мусульманами;

*Умение высказывать свою точку зрения, аргументировав её;

*Продолжить работу по анализу исторических источников, умению работать в группе.

Оборудование урока: проектор, слайдовая презентация.

-Как вы думаете о чём сегодня пойдёт речь на уроке?

-Что значит сосед?

-Как соседи могли относиться друг к другу?

-Как относились друг к другу соседи, исповедовавшие разные религии, мы узнаем, когда познакомимся с документами на с. 180.

Прочитайте воспоминания венецианского купца о зале приёмов турецкого султана в начале XVI века.

Судя по этому источнику, определите какие чувства испытывали европейцы по отношению к Османской империи – лидеру мусульманского мира?

-Какие чувства испытывали европейцы по отношению к Османской империи, судя по справочным сведениям?

Записывают тему урока

-Исламский мир – страны, в которых господствующей религией был ислам.

-Человек, который проживает рядом

Османская империя, Иран (Персия)

-Враждебно или дружелюбно

-Европейцы относились к Османской империи с уважением, т.к в документе говорится о том, что послу понравился порядок, который был на приёме.

Формулирование проблемы

-Какое возникает противоречие? Какой возникает вопрос? (записать на доске)

- Почему в течение Нового времени так изменилось отношение европейцев к Османской империи?

-Какие есть предположения, версии ?

План работы

-Какие вопросы нужно рассмотреть, чтобы проверить гипотезы?

Каковы были взаимоотношения между христианской Европой и мусульманской Османской империей в период раннего Нового времени?

Какие общественные изменения происходили в Османской империи в период Нового времени?

Актуализация знаний

- Какие знания из ранее изученного нам необходимо вспомнить, чтобы ответить на вопрос о том, почему изменилось отношение европейцев к Османской империи?

-Когда и как была создана Османская империя? Какие народы стали подданными султана к середине XVI века?

Открытие нового знания

Работа в группах

Султан карал своих солдат, которые разоряли хозяйства крестьян, вне зависимости мусульмане они или нет.

Многие христиане добровольно селились во владениях султана.

В первые десятилетия христиан не заставляли менять веру

Немусульмане платили особый налог – джизью (небольшой)

Многие христианские храмы были превращены в мечети

-На основе таблицы сделайте вывод, как в мусульманском государстве относились к лицам, имеющим другую веру.

Ответ: веротерпимость – это была одна из главных особенностей мусульманского государства.

2-я группа. Прочитайте учебник с.170-173. Заполните таблицу.

В государстве существовала безграничная власть султана. Он являлся одновременно главой светской и духовной власти.

Всей землёй владел султан.

Существовала сильная армия, которая могла вести завоевания

80% населения было занято в сельском хозяйстве. Султан поощрял развитие торговли

Господствовало натуральное хозяйство.

Христианские храмы становились мечетями (Айя София). Существовали высшие школы и медресе. В XVIII веке была открыта первая типография.

Население (слои общества)

-Конные воины, получавшие землю за службу.

Открытие нового знания (2-й пункт)

-Оцените государственные порядки в Османской империи, с точки зрения её подданного, мусульманина. Какие из османских государственных порядков, обычаев вы можете оправдать или осудить, с точки зрения человека XXI века?

- Открытие нового знания (1-й пункт).

3-я группа. Прочитайте учебник на с.173-175. Заполните таблицу.

Христианам было запрещено носить оружие и одежду, похожую на мусульманскую.

За любое подозрение янычар мог убить и ограбить христианина.

На основе таблицы сделайте вывод, как в мусульманском государстве относились к людям, имеющим другую веру. Сравните отношение мусульман к христианам. Объясните, как европейцы добились таких привилегий.

Ответ: мусульмане очень жестоко относились к христианам, которые проживали на территории империи. Европейцы добились столь значительных привилегий благодаря ослаблению империи.

4-я группа. Прочитайте учебник на с.173-175. Заполните таблицу.

Сконца XVI века султаны мало занимались государственными делами. Армия сократилась и ослабла.

Вспыхивали выступления янычар, восстания православных народов

Основная часть населения занята в сельском хозяйстве

При Селиме было открыто инженерное училище. Появлялись книги европейских учёных на турецком языке. Но вскоре приобщение к европейской культуре прекратилось

Население (слои общества)

Чиновники раздавали земли своим родственникам. Земля становилась их собственностью.

Крестьяне становились крепостными

Применение нового знания

-Как можно ответить на вопрос, который мы поставили в начале урока?

- Почему в течение Нового времени так изменилось отношение европейцев к Османской империи?

Ответ: европейцы в Новое время по-разному относились к османской империи: пока мусульманское государство было сильным, армия была способна вести завоевания, на территории мирно жили как мусульмане, так и немусульманское население, но с конца XVI века ситуация изменилась. Государство ослабло, армия сократилась, что повлияло и на боеспособность страны. Европейские государства стремились увеличить своё влияние в империи. Кроме того, обострились отношения между мусульманским населением и немусульманским. Начались гонения на православных, что ещё больше подрывало авторитет империи в глазах европейских государств.

Домашнее задание. Выполните задание 3-4 на с.180 устно.

Какие порядки мусульманского государства могли понравиться христианской Европе?

Какие порядки мусульманского государства могли НЕ понравиться христианской Европе?

Население (слои общества)

Какие порядки мусульманского государства могли понравиться христианской Европе?

Какие порядки мусульманского государства могли НЕ понравиться христианской Европе?

Население (слои общества)

Задание. 1-я группа.

-На основе таблицы сделайте вывод, как в мусульманском государстве относились к лицам, имеющим другую веру.

Задание. 2-я группа.

-Оцените государственные порядки в Османской империи, с точки зрения её подданного, мусульманина.

-Какие из османских государственных порядков, обычаев вы можете оправдать или осудить, с точки зрения человека XXI века?

Задание. 3-я группа.

На основе таблицы сделайте вывод, как в мусульманском государстве относились к людям, имеющим другую веру. Сравните отношение мусульман к христианам.

Задание. 4-я группа.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока будет удобен на уроке всеобщей истории для 7 класса, здесь есть цель и задачи, все этапы урока соблюдены, организационный момент, мотивация к учебной деятельности, приветствие, актуализация опорных знаний, открытие нового. Познакомить с исламским миром – соседом Европы. Задачи – Познакомить с исламским миром – соседом Европы. Развивать речь и познавательный интерес. Воспитывать

воображение, внимание, память, мышление.

Конспект урока по всеобщей истории для 7 класса на тему: Исламский мир – сосед Европы.

Цель: Познакомить с исламским миром – соседом Европы.

Задачи – Познакомить с исламским миром – соседом Европы. Развивать речь и познавательный интерес. Воспитывать

воображение, внимание, память, мышление.

I.Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности .

Учитель: - Учебник на столе у вас?

А ручки и тетрадки?

Тогда урок начнём сейчас,

Раз всё у вас в порядке.

Чтобы литературные тайны познавать,

Нужно всё серьёзно изучать.

- проверка готовности класса к уроку:

Я рада новой встрече с вами,

Приятно ваше общество, друзья!

Ответы ваши вы готовьте сами,

Их с интересом буду слушать я.

Мы сегодня снова будем читать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок

Активно включайся в работу, дружок!

Вот книжки на столе,

Не хочется играть

Сегодня в прятки

Сегодня в классе у ребят

Урок очень важный

А почему он важный –

Добрый день, мои друзья,

Встрече с вами рада я.

Сели ровно, все достали,

Вспоминаем все, что знали,

Оставляем все заботы

И включаемся в работу.

II. Актуализация знаний учащихся.

Записи в тетради. Реформы Акбара:

1.Акбар провёл реформу управления (или административную реформу)- лично опирался на министров и чиновников.

2.Налоговая реформа (прямо государству шла одна треть урожая от обрабатываемой земли)

3.Религиозная реформа - император провозгласил равноправие всех религий, разрешал строить индусские храмы (дополнительный материал: у него было 36 жен, и в женах у него была индусская принцесса).

Кризис и распад Могольской империи.

Рассказ учителя. Приемникам Акбара не удалось продолжить политику создания сильного централизованного государства.

Давайте выясним, почему? Найдите на странице 289 причины распада могольской империи. Ученики озвучивают причины, после чего записывают их в тетрадь.

Причины распада Великой Могольской империи:

- индийское общество было разобщено (кастовый строй, разные религии и народы)

- империя вела бесконечные завоевательные войны;

- происходило ослабление центральной власти (власть падишахов стала символической)

- вернулась в состояние раздробленности (что облегчило европейскую колонизацию)

III. Работа по новой теме.

Борьба европейских держав за Иран .

Деятельность учителя: учитель озвучивает введение к параграфу. Отмечает важные особенности начала XIX века.

Дает характеристику власти мусульманских правителей.

Предлагает учащимся отметить в тетради страны, которые боролись за власть над Ираном, а также найти в пункте 1 ученого пособия на странице 184, какой договор был между ними заключен.

Англо-афганские войны.

Основные понятия пункта:

афганский эмир – правитель в мусульманских державах

1838 год – война Англии против афганского эмира

1842 год – поражение Англичан в войне за Афганистан

Учащимся предлагается подумать, почему Англии не удалось победить Афганистан при наличии более современного оружия.

Османская империя

Учащимся предлагается заполнить таблицу:

Борьба за территориальный раздел Османской империи в XIX веке

Основные понятия пункта: протекторат – одна из форм колониальной зависимости, при которой страна передает исключительные права на ведение внешней политики и защиту своих границ другому государству.

Реформа – коренное преобразование или изменение в какой-либо сфере жизни.

Реформирование – процесс преобразования… нечто, не завершенное и или имеющее длительный срок реализации процесс.

Учащимся предлагается заполнить таблицу следующего вида:

Реформирование в Турции

IV. Закреплени е

Революции начала XX века

1908 год – Младотурецкая революция

Восстановление порядков деспотизма.

Внешняя политика – ориентация на Германию.

Иранская революция – 1905-1911 гг.

Культура и образ жизни

Заимствование западных тенденций и устоев.

Рефлексия и закрепление полученных знаний.

Затем учитель выборочно просит огласить их. Ответы обсуждаются. По результатам работы ребятам предлагается оформить стену вопросов, которая будет размещена в кабинете до следующего урока (каждый желающий закрепляет свой вопрос на заранее подготовленной учителем панели, она ставится на видном месте в кабинете, должна содержать специальное место, где другие классы могут дать свои ответы в течение недели).

V. Подведение итогов (2 мин.)

Учитель озвучивает оценки учащимся за работу на уроке. Собирает письменные работы на проверку.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация разработана учителем истории Стрюковым Сергеем Анатольевичем в 2014/2015 учебном году для урока истории по учебнику Данилова "Всеобщая история. 7 класс" соответствует требованиям ФГОС и в рамках проекта "Школа 2100". Презентация сориентирована на работу с учебником и рабочей тетрадью. Презентация разработана учителем истории Стрюковым Сергеем Анатольевичем в 2014/2015 учебном году для урока истории по учебнику Данилова "Всеобщая история. 7 класс" соответствует требованиям ФГОС и в рамках проекта "Школа 2100". Презентация сориентирована на работу с учебником и рабочей тетрадью. Презентация разработана учителем истории Стрюковым Сергеем Анатольевичем в 2014/2015 учебном году для урока истории по учебнику Данилова "Всеобщая история. 7 класс" соответствует требованиям ФГОС и в рамках проекта "Школа 2100". Презентация сориентирована на работу с учебником и рабочей тетрадью. Презентация разработана учителем истории Стрюковым Сергеем Анатольевичем в 2014/2015 учебном году для урока истории по учебнику Данилова "Всеобщая история. 7 класс" соответствует требованиям ФГОС и в рамках проекта "Школа 2100". Презентация сориентирована на работу с учебником и рабочей тетрадью.

Слайды и текст этой презентации

Исламский мир – сосед Европы

Ознакомимся с документами на с. 170. Откройте карту на форзаце 2. Найдите соседей Европы, которые входили в

Ознакомимся с документами на с. 170.

Откройте карту на форзаце 2. Найдите соседей Европы, которые входили в исламский мир.

Как относились друг к другу соседи, исповедовавшие разные религии?

Формулируем вопросПрочитайте воспоминания венецианского купца о зале приёмов турецкого султана в начале XVI века. Судя по этому

Прочитайте воспоминания венецианского купца о зале приёмов турецкого султана в начале XVI века.
Судя по этому источнику, какие чувства испытывали европейцы по отношению к Османской империи – лидеру мусульманского мира

Какое противоречие вы заметили? Какой возникает вопрос?

Почему в течение Нового времени так изменилось отношение европейцев к Османской империи?

Почему в течение Нового времени так изменилось отношение европейцев к Османской империи?

Когда и как была создана Османская империя, какие народы её населяли к середине XVI века?видеосправка

Когда и как была создана Османская империя, какие народы её населяли к середине XVI века?

Ближайшим соседом христианской Европы была Османская империя, чьи владения раскинулись сразу в трёх частях света. Это было

Ближайшим соседом христианской Европы была Османская империя, чьи владения раскинулись сразу в трёх частях света. Это было одно из самых могущественных государств в XV–XVI веках.

Дайте характеристику уровню развития Османской империи.

1. Могущество Османской империи

Мы доказали, что Османская империя была процветающим государством, но постепенно процветание сменилось упадком.Какие причины, на ваш взгляд,

Мы доказали, что Османская империя была процветающим государством, но постепенно процветание сменилось упадком.

Какие причины, на ваш взгляд, привели к упадку Османской империи? Своё
мнение подтвердите фактами.

Можно ли утверждать, что действия султанов приводили к углублению кризиса империи?
Как вы считаете, был ли упадок неизбежен?

2. Упадок Османской империи

Османская империя была ближайшим соседом христианского мира. Воспользуйтесь картой и текстом учебника. Какие ещё государства мы можем

Османская империя была ближайшим соседом христианского мира. Воспользуйтесь картой и текстом учебника. Какие ещё государства мы можем отнести к исламскому миру?

Какую характеристику мы можем дать территориям, расположенным в глубине Азии?

3. В глубинах исламского Востока

Жизнь народов исламского Востока шла своим чередом. Изменения, происходившие в Европе, слабо затрагивали эти государства.Как теперь мы

Жизнь народов исламского Востока шла своим чередом. Изменения, происходившие в Европе, слабо затрагивали эти государства.

Как теперь мы можем ответить на проблему урока?

Применение нового знания.Какие государственные порядки, принятые в Османской империи, вы можете осудить или оправдать с позиции человека

Применение нового знания.

Какие государственные порядки, принятые в Османской империи, вы можете осудить или оправдать с позиции человека XXI века?

С помощью конкретных фактов докажите, что в странах исламского Востока сохранялись все признаки аграрного общества.

Домашнее задание.Прочитайте название § 15, предположите, о чём в нём пойдёт речь. Свои предположения проверите, когда ознакомитесь

Прочитайте название § 15, предположите, о чём в нём пойдёт речь. Свои предположения проверите, когда ознакомитесь с параграфом. Ответьте на вопросы перед параграфом.



Судя по этому источнику, какие чувства испытывали европейцы по отношению к Османской империи - лидеру мусульманского мира?

• Вспомни, что такое аграрное общество и признаки его разрушения.
• Объясни значение понятий: мусульмане, Коран, халиф, колония, великая держава.
• Когда и как была создана Османская империя, какие народы её населяли к середине XVI века? (Введение) Выдели особенности западной цивилизации Нового времени. (§ 6) Сравни причины, побуждавшие к территориальным захватам Османскую империю и европейские колониальные империи. (§ 2, 13)

Могущество Османской империи

С помощью конкретных фактов докажи, что в Османской империи сохранялись основные черты аграрного общества. Какие из османских государственных порядков, обычаев ты считаешь допустимыми, а какие - недопустимыми в XXI веке? Свою позицию объясни. Сделай вывод по проблеме урока.

Государственное управление в Османской империи

Ближайшим соседом христианской Европы была Османская империя, чьи владения раскинулись сразу в трёх частях света. В целом большинство жителей империи было мусульманами, и только на Балканах они уступали по численности христианам и иудеям.

Устав от государственных дел, султан удалялся в особую часть дворца — свои личные покои. Здесь он мог отдохнуть под золотым балдахином на мягких атласных матрасах, прогуляться в саду под стеклянной крышей среди фонтанов и диковинных птиц. Здесь же располагался гарем — дом многочисленных жён и наложниц султана. Из всех провинций империи сюда свозили красавиц, обречённых вести жизнь в четырёх стенах под присмотром евнухов. Жёны вели скрытую борьбу друг с другом за право быть матерью наследника. Между сыновьями султана часто разгоралась борьба за власть.

Читайте также: