Искусственные экосистемы конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Экосистемы, которые образуют биосферу Земли, разнообразны. Их разнообразие зависит от климатических условий, живых организмов и влияния человека. Экосистемы могут быть автотрофными, если в них доминируют растения, или гетеротрофными, если растения в экосистеме отсутствует или их роль очень мала. Экосистемы могут быть естественными или искусственными.

Искусственные экосистемы называют еще антропогенными, потому что их создает человек.

Критерием разделения экосистем на естественные и искусственные является количество видов в них и способность экосистемы самостоятельно поддерживать биологическое равновесие. Естественные экосистемы формируются под влиянием природных факторов и самостоятельно, без участия человека. Они могут существовать долго. Искусственные системы оказываются зависимыми от деятельности человека и не способны самостоятельно поддерживать естественное равновесие.

Например, человек организовал интенсивный выпас скота на лугу. Луг первоначально представлял естественную экосистему, и был устойчивым в природе. Но длительный выпас скота нарушил природное равновесие. Многие травы стали исчезать. В этой ситуации человек стал высевать на лугу кормовые травы, и луг постепенно стал превращаться в пастбище. Устойчивые к выпасу виды растений сформировали искусственную экосистему, равновесие в которой постоянно поддерживается человеком.

Еще один пример такого типа искусственных систем — лес. Естественная лесная экологическая система подвергается воздействию — лес постоянно вырубается. Территорию раскорчевывают и засевают травами под укос. Таким образом, человек создает искусственную систему укосных трав, которая будет существовать до тех пор, пока человек будет высевать и скашивать травы. В противном случае, искусственная система вернется к естественной экологической системе.

Человек может активно влиять на жизнь экологических систем. Хозяйственная деятельность преобразует природу. В результате этой деятельности очень часто на месте естественных устойчивых экосистем появляются искусственно созданные экосистемы. Как правило, это бедные малопродуктивные незрелые сообщества, далекие от естественного равновесия. Так, зоны, где добывались полезные ископаемые, оказываются пустынными территориями, где в лучшем случае человек провел рекультивацию и создал искусственную экосистему из травянистых растений.

В начале XIX в. Антон Павлович Чехов, оценивая роль человека в природе, написал в пьесе "Дядя Ваня":

Но нужно отдать должное: человек не только отрицательно влияет на природные сообщества, но и проводит работу по их сохранению. Такие искусственные экосистемы создаются человеком на основе естественных экосистем, и хозяйственная деятельность в данном случае связана с охраной и восполнением видового состава данной территории. С этой целью человек создает ландшафтные парки, заповедные урочища, ботанические сады, зоологические, дендрологические парки.

На территории России насчитывается около 100 ботанических садов и дендрологических парков.

Например, Сочинский дендрарий — это уникальное собрание субтропической флоры и фауны.

Горно-Алтайский ботанический сад насчитывает более 1 500 видов и сортов растений из разных регионов Горного Алтая.

Еще одним видом искусственных экосистем являются агроэкосистемы. К числу их можно отнести агроэкосистемы, которые возникают в результате сельскохозяйственной деятельности человека.

Примерами могут служить искусственно создаваемые огороды, пшеничное или картофельное поле, фруктовый сад, лесопарк в городе, теплицы и оранжереи.

Характерной особенностью агроэкосистем является малая экологическая надежность и высокая урожайность культивируемых растений или животных. Главное их отличие от естественных экосистем — малочисленный видовой состав.

Все искусственно созданные агроэкосистемы должны поддерживаться человеком. Без участия человека они не способны к самовосстановлению и саморегулированию.


Искусственные экосистемы имеют тот же набор компонентов, что и естественные: продуценты, консументы и редуценты. Но есть существенные отличия в перераспределении потоков вещества и энергии. В частности, созданные человеком экосистемы отличаются от естественных тем, что в них меньше видов. Агроэкосистемы зависят от энергии, которую вносит в систему человек.

В таких системах короткие цепи питания.

Еще одна особенность агроэкосистем — постоянное извлечение органического вещества в виде урожая. Это нарушает биологический круговорот веществ. Естественные экосистемы, наоборот, включают в круговорот как можно больше органического вещества, созданного продуцентами.

К искусственным экосистемам относятся и промышленные экосистемы, экосистемы города, экосистемы жилища.

Промышленные экосистемы — это экосистемы, которые формируются на территории промышленных предприятий.

Территория города и его население — это искусственная гетеротрофная экосистема.

Города и промышленные предприятия получают энергию по линиям электропередач, по газопроводам. Солнечная энергия в таких экосистемах используется мало.

Для улучшения среды в городских и промышленных экосистемах человек увеличивает количество продуцентов: высаживаются деревья, кустарники, травяные газоны, создаются парки и скверы. Рост городов и развитие промышленности изменили планету, уменьшили площади естественных экологических систем и увеличили территории, которые заняты искусственными системами.

Жилище человека тоже представляет собой искусственную экологическую систему.

Человек создает в своем жилище благоприятные абиотические условия, регулирует освещение, влажность, состав воздуха. Растения очищают и увлажняют воздух, выделяют фитонциды. Кроме того, квартиры и дома населяют животные и насекомые. Пищу, энергию и воду человек получает из других искусственных экосистем.

Интересный факт. В американской пустыне Аризона была создана необычная искусственная экосистема для моделирования процессов, которые происходят в естественных экосистемах Земли.

Эта экосистема получила название экосфера. Экосфера вмещает морскую воду, песок и полный набор организмов с автотрофным и гетеротрофным питанием. Необходимую солнечную энергию экосфера получает от естественного солнечного освещения. Хорошо сбалансированная экосфера может существовать 10 и больше лет.

По мнению авторов проекта, полученные в ходе эксперимента результаты могли бы пригодиться во время длительных космических перелётов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: изучить особенности агроценозов и агроэкосистем

Задачи: ввести понятие об агроценозах как сообществах, создаваемых человеком;

Оборудование: учебник.

1. Орг. момент. Психологический настрой.

Мы пришли сюда учиться

Не лениться, а трудиться,

Учитель: Сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие в мир природы! И вам понадобятся внимание, наблюдательность и сообразительность..

2. Проверка готовности к уроку (Презентация)

3. Самоопределение темы урока. Целеполагание.

Экология - (наука о взаимоотношениях живых организмов и условий среды)

Экосистема - (взаимосвязанное сообщество живых организмов и факторов окружающей среды)

Фотосинтез - (процесс образования органических веществ у зелёных растений из неорганических веществ на свету)

Биогеоценоз - (естественная экосистема)

Автотрофы (продуценты) – организмы, самостоятельно производимые органические вещества из неорганических веществ, с помощью энергии солнца)

Гетеротрофы (консументы) - организмы, питающиеся готовыми органическими веществами. Бывают потребители (все животные) и разрушители (бактерии и грибы).

- Ребята, давайте дадим определение всем этим терминам, что они означают?

1. Рассказ учителя (презентация)

Человек в конкурентной борьбе за выживание в окружающей среде начал строить свои искусственные экосистемы десять тысяч лет назад, создав сельское хозяйство - растениеводство и животноводство.

На современном этапе он для удовлетворения все возрастающих потребностей вынужден изменить и даже разрушить природные экосистемы, порой и не желая этого.

Совсем иначе работают искусственные (антропогенные) экосистемы. К ним можно отнести агроэкосистемы и агроценозы. Биоценозы, которые возникают на землях сельскохозяйственного пользования, называют агроценозами.

искусственный ()Э (определения в презентации)

(определения в презентации)

(определения в презентации)

(определения в презентации)

(определения в презентации)

ценоза(определения в презентации)

(определения в презентации)

Люцерна (определения в презентации)

(определения в презентации)

атные (определения в презентации)

(определения в презентации)

(определения в презентации)

2.Дискуссия и закрепление изученного материала (обсуждение изложенного материала)

Задание 1. Укажите отличия агроценозов от природных биоценозов.

В агроценозах, в отличие от природных биоценозов:

пониженное видовое разнообразие (природный биоценоз в сотни и тысячи раз богаче по видовому составу);

виды, культивируемые человеком, не могут выдержать конкуренцию с дикими видами без поддержки человека;

значительное использование дополнительной энергии (мускульная сила человека, животных; сельскохозяйственная техника) для поддержания урожая растений;

пищевые цепи короткие (в природном сообществе - разветвленные пищевые сети);

агроценоз - неустойчивая система, тогда как природный биоценоз способен существовать достаточно длительное время.

5. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.

Работа по учебнику.

Рассмотреть рисунок в учебнике, ответить на вопросы.

Физминутка:

Мы на цыпочки привстали,

Ручки кверху мы подняли,

Мы вздохнули, потянулись

И друг другу улыбнулись.

Выдохнули, руки вниз,

Все этапы работы и результат показаны на слайдах презентации.

7. Самостоятельная творческая работа. (тренировочные упражнения)

8. Презентация работ. Показ и анализ готовых работ.

9. Итог урока.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 562 материала в базе

Материал подходит для УМК

§ 64. Искусственные экосистемы

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 14.11.2021 184
  • DOCX 17.8 кбайт
  • 2 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Карбышева Снежана Игоревна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Естественные и искусственные экосистемы"

Существует несколько классификаций экосистем. Одна из них разделяет все известные экосистемы на два больших класса: естественные, созданные природой, и искусственные — те, что создал человек. Распаханные и засеянные поля, огороды, фруктовые сады, парки, лесные насаждения, пастбища и даже цветочный горшок с живыми комнатными растениями — всё это искусственные экосистемы. Человек создаёт их для своих целей, но они не могут существовать без его вмешательства, поэтому людям приходится постоянно контролировать их работу и поддерживать само их существование.

Что же представляет собой луг? Это тип растительного сообщества травянистых многолетних растений, приспособленных к условиям среднего увлажнения. Луга можно встретить на равнинах и в горах, они часто располагаются в долинах рек. Так, по расположению луга бывают пойменными, суходольными и горными.


Пойменные луга, расположенные в пойме крупных рек, заливаются весной их водами, вышедшими из берегов. После разлива почва становится более плодородной, так как река выносит и откладывает ил, удобряющий почву. Плодородная почва и обилие влаги создают здесь особый тип растительности, в котором преобладают злаки — тимофеевка, овсяница и прочие. Суходольные луга располагаются на равнинах и склонах, орошаемых исключительно влагой атмосферных осадков, формируются на месте отступивших лесов и характеризуются относительно слабыми травостоями, произрастающими на бедных бурозёмах и подзолистых почвах. Горные луга расположены в горных местностях, выше верхней границы леса или на месте искоренённых горных лесов, в районах с тёплым и влажным климатом.

Обычно осенью луга засыхают, а весной зеленеют вновь. Летом разнообразие цветущих растений делает их яркими, пёстрыми, душистыми. В гуще растений лугов живёт множество различных животных. На открытой местности крупным животным негде укрыться, поэтому они не живут на лугах постоянно, хотя изредка там можно встретить то лисицу, то хорька. Зато мелких животных здесь изобилие. На лугу много насекомых, птиц, маленьких зверьков. Одни из них, например, пчёлы, бабочки, мыши, питаются растениями. Другие поедают растительноядных животных. Так, хищная птица канюк. Чтобы полакомиться той или иной мышкой, этому хищнику необходимо охотиться исключительно на открытых пространствах.


Для этого птица часами может медленно парить в воздухе или вообще охотиться из засады, расположенной на какой-то возвышенности. Птица отличается и своеобразным поведением.

Стоит отметить, что все организмы природного сообщества существуют в тесной взаимосвязи. Растения являются важным компонентом в жизни животных. Они питаются нектаром, фитомассой, распространяют семена. Роющая деятельность грызунов улучшает состояние почвы, создаёт условия для прорастания семян. Многие насекомые и млекопитающие являются санитарами, питающимися органическими веществами. Травоядные животные избавляют луга от многочисленных сорняков и вредных растений. Хищники создают равновесие между различными популяциями. Луг, как и любая природная экосистема, может существовать самостоятельно весьма длительное время.

С давних времён человек использует луга в качестве пастбищ, заготавливает сено на зиму. Большинство растений является витаминной кормовой базой домашнего скота. В период цветения медоносов сюда слетаются пчёлы с ближайших пасек. Луговой мёд отличается тонким ароматом и нежным вкусом. На протяжении всего лета человек заготавливает лекарственные травы. В дело идут молодые листья, цветки, корни и стебли. Чтобы улучшить качество и урожайность трав, человек изменяет состав травостоя, меняет условия произрастания. Наибольшее влияние на экосистему оказывают выпас и скашивание. Неправильная сенокосная деятельность нарушает ритм сезонной вегетации, ограничивает распространение семян. В результате скашивания голая почва быстро иссушается, теряет тепловой режим. Если подобные мероприятия проводятся на протяжении длительного периода, то наблюдается изменение видового состава луговых трав. Более серьёзное влияние оказывает выпас скота. Передвигаясь по лугу, животные вытаптывают копытами растения. Воздействие копыт деформирует верхний слой почвы. Однако если стойбища регулярно меняются, то разрушения растительности не происходит. Поскольку почва в сезон выпаса получает активную органику, то и восстанавливается травяной покров достаточно быстро.

А теперь посмотрим, что собой представляет искусственная экосистема — поле. Полем называют распаханный участок земли в составе какой-либо природной экосистемы — луга, степи, вырубленного леса, осушённого болота — засеянный травянистыми культурными растениями. Наверняка вы не раз, когда бывали в деревне, за городом или ехали в том же поезде, могли любоваться зелёными, жёлтыми, а может быть, даже синими, как море, полями.

На полях так же, как и на лугах, растут только травянистые растения. Но эти растения, в отличие от луга, человек выращивает сам. Собрав урожай, он использует их либо в пищу, либо для каких-то других целей. Поэтому они получили название культурных растений. И если луга славятся разнообразием растущих там трав, то на полях, как правило, выращивают какую-то одну культуру — пшеницу, кукурузу и так далее. Однако! На засеянных полях, помимо культурных растений, непрерывно появляются нежелательные посторонние растения, как, например, пырей ползучий.


Это растение, борьба с которым ведётся людьми постоянно, отличается своей высокой вредоносностью. Растение причиняет большой вред сельскохозяйственным культурам. При благоприятных условиях сорняк имеет мощную надземную массу, опережает в росте культурные растения и затеняет их. Помимо этого, пырей ползучий негативно влияет и на саму почву. Он не только истощает её, поглощая питательные вещества, но и очень сильно высушивает плодородный грунт. Так, например, для формирования 100 килограмм семян с гектара земли пырей использует воды в 3 раза больше, чем озимая пшеница.

Также на полях могут поселиться вредные микроорганизмы — это те же бактерии, грибы, вызывающие болезни культурных растений. Таким образом, сорные растения, вредители и болезни могут уничтожить посевы культурных растений. Поэтому, чтобы получить хороший урожай, люди старательно ухаживают за растениями: выпалывают сорняки, собирают или уничтожают с помощью специальных средств насекомых-вредителей, предупреждают возникновение заболеваний.

Обычно осенью люди собирают урожай, то есть выросшие на полях растения. Так, вещества, которые растения взяли из почвы для своего роста, а также то, что они создали в процессе своей жизни, обратно в почву не возвращается. В результате почва становится менее плодородной. Чтобы получить новый хороший урожай, человек должен внести в неё органические (к примеру, навоз), а также минеральные удобрения.

Читайте также: