И а гончаров очерк жизни и творчества конспект

Обновлено: 06.07.2024

Оборудование урока: мультимедийный проектор, Презентация.

I. Организационный момент.

III. Вступительное слово учителя.

Исторической эпохой, взрастившей творчество И.А. Гончарова, были 40–60-е годы 19 столетия, время кризиса феодально-крепостнического строя, период отмены крепостного права, подъема демократического движения в России. В литературной деятельности видел Гончаров свое призвание, свое общественное назначение. Центральной темой его творчества была судьба его родины. “То с грустью, то с радостью, смотря по обстоятельствам, наблюдаю благоприятный или неблагоприятный ход народной жизни”,– писал Гончаров.

Запишите тему урока.

IМ. Индивидуальные задания учащихся

Слайд 6–10,13.

1812–1834 г.г. Детство и юность И.А. Гончарова. Московский университет.

Родился в семье богатого симбирского купца. Отец писателя, Александр Иванович Гончаров, пользовался почетом в городе: его много раз выбирали городским головой. Он рано умер, оставив семье крупное состояние.

Каменный двухэтажный дом стоял на Большой улице, “обстановка его была барская: большой зал с люстрой, нарядная гостиная с портретом хозяина и неизбежная диванная; на двор окнами кабинет хозяина, спальня хозяйки и большая, светлая комната для детей”.Сам Иван Александрович запомнил, что во дворе было множество построек: сараи, амбары, конюшни, хлев, птичник, “дом был, что называется, полная чаша”.Именно эти детские воспоминания во многом легли в основу знаменитого “Сна Обломова”.

Мать, Авдотья Матвеевна, умная, жизнерадостная и привлекательная женщина, любила детей, но была с ними строга и взыскательна, не пропускала без наказания ни одной шалости: “дранье ушей и стояние на коленях” было “весьма распространенным средством смирять и обращать шалунов на путь правый”.

После смерти отца воспитание детей было доверено отставному морскому офицеру Н.Н. Трегубову.

Его ум, живость характера привлекали к нему многих. Будучи человеком просвещенным, либерально мыслящим ,он сыграл важную роль в духовном развитии мальчика. “Добрый моряк принял нас под свое крыло, а мы привязались к нему детскими сердцами”,– с большой теплотой вспоминало нем И.А. Гончаров.

Начальное образование Иван Гончаров получил в частном пансионе священника Троицкого. Там он пристрастился к книгам, перечитав практически всю библиотеку, в которой “был и Державин, и Жуковский… и старые романы… и богословские сочинения… и путешествия в Африку, в Сибирь и другие…” Иван Александрович вспоминал: “За мной никто не следил, что я делаю в свободное от уроков время, а я любил забиваться в угол и читал все, что попадалось под руку”.

Летом 1822 года был определен в Московское коммерческое училище. Его любовь к чтению не уменьшилась, но теперь он отдавал предпочтение русским авторам: Карамзину, Державину, Дмитриеву, Хераскову. “И вдруг Пушкин! Я узнал его с Онегина… Какой свет, какая волшебная даль открылась вдруг, и какие правды – и поэзии, и вообще жизни, притом современной, понятной – хлынули из этого источника, и с каким блеском, в каких звуках! Какая школа изящества, вкуса для впечатлительной натуры!” – восторгался Гончаров.

В Московском университете (август 1831 – июнь 1834 г.).

В августе 1831 года успешно сдал экзамены на филологический факультет Московского университета, где в это время учились Белинский, Огарев, Лермонтов, Аксаков.

В университете, по признанию Гончарова, он "систематически, с помощью критического анализа, изучал образцовые произведения иностранных и отечественных писателей". "Только тому университет и сослужит свою службу, – впоследствии говорил Гончаров, – кто из чтения сделает себе вторую жизнь". Юным Гончаровым руководила мысль, что чтение является не только средством обогащения знаниями, но и источником воспитания в себе человека гуманных стремлений.

На университет он смотрел, как на источник познания, и здесь, у этого источника, зрела в нем мысль о благородном и полезном служении обществу, родине.

Из преподавателей выделял немногих.

М.Т. Каченовский читал русскую историю и статистику. “Это был тонкий, аналитический ум… строго справедливый и честный человек”.

Н.И. Надеждин – профессор теории изящных искусств и археологии, “человек с многостороннею, всеми известною ученостью по части философии, филологии…”. Гончаров напишет: “Он был нам дорог своим вдохновенным, горячим словом, которым вводил нас в таинственную даль древнего мира, передавая дух, быт, историю и искусство Греции и Рима…”.

Шевырев, молодой, свежий человек, принес нам свой тонкий и умный анализ чужих литератур, начиная с древнейших до новейших западных литератур…”.

Образование, вынесенное из университета, ценилось выше всякого другого”, – скажет Гончаров впоследствии.

В университете он увидел Пушкина. Вместе с другими студентами он стал свидетелем горячего спора между поэтом и профессором Каченовским о подлинности “Слова о полку Игореве”.

К студенческим годам относится и первая публикация Гончарова – перевод двух глав из романа Эжена Сю “Атар-Гюль” (1832 год).

В 1834 году будущий писатель закончил университет. “Я свободный гражданин мира, передо мной открыты все пути, и между ними первый путь – на родину, домой, к своим”. (Автобиографические записки “На родине”.)

В Симбирске поступил на службу секретарем канцелярии губернатора Загряжского. Очень живописно и не без иронии описал Гончаров этот недолгий период жизни в очерке “На родине”. “Где же новое, молодое, свежее? Где же новые люди, нравы, дух?” – вопрошает он Трегубова. А тот в ответ только показывает на собор, питейную контору и свежую стерлядь в лавке. И уже тогда юноша начал понимать, что застой Симбирска – это явление, характерное для всей русской жизни.

В начале мая 1835 года переехал в Петербург.

1835–18. Гончаров в Петербурге. Начало литературной деятельности. Кругосветное путешествие на фрегате “Паллада”.

Будучи человеком небогатым, Гончаров вынужден служить. Он занял должность переводчика в Министерстве финансов. В Петербурге Иван Александрович сближается с семьей известного художника Майкова, сыновьям которого преподает русскую литературу и латинский язык. В доме Майковых царила атмосфера любви к поэзии и музыке, живописи и театру. Почти ежедневно здесь собирались известные писатели, музыканты, живописцы. Позже Гончаров скажет: “Дом Майкова кипел жизнью, людьми, приносившими сюда неистощимое содержание из сферы мысли, науки, искусства”. В рукописном альманахе “Подснежник” поместил Гончаров свои первые стихи и шуточные повести для домашнего чтения. В полном соответствии с поэтической модой 20–30-х годов XIX века эти стихи были проникнуты духом, поэтикой и стилистикой “неистового” романтизма.

В эти годы Гончаров знакомится с Белинским. В своих “Заметках о личности Белинского” Гончаров назвал его провозвестником “новых грядущих начал общественной жизни”.

Дальнейшее творчество писателя формировалось под влиянием Белинского и эстетических принципов “пушкинско-гоголевской” школы. Произошел серьезный мировоззренческий поворот в его отношении к жизни, к моральным ценностям, к назревшим проблемам современности.

В 1847 г. в журнале “Современник” напечатан первый роман “Обыкновенная история”. Гончаров заявил о себе как писатель-реалист, продолжающий творческую линию Пушкина и Гоголя и нанес, по оценке В.Г. Белинского, “страшный удар романтизму, мечтательности, сентиментальности, провинциализму”.

В 1949 году в “Литературном сборнике” журнала “Современник” появилась глава из будущего романа – “Сон Обломова” которая пострадала от цензорского карандаша . это омрачило творческое настроение Гончарова и приостановило работу над романом.

“Я запирался в своей комнате, садился каждое утро за работу, но все выходило длинно, тяжело, не обработано… боюсь, не потерял ли я в самом деле от старости всякую способность писать”.

(И.А. Гончаров – А.А. Краевскому. 25 сент. 1849 г.)

7 октября 1852 года и Кронштадта вышел фрегат “Паллада”, на котором Гончаров в должности секретаря при начальнике экспедиции адмирале Путятине отправился в кругосветное путешествие. Во время путешествия он посетил Англию, Южную Африку, Гонконг, Китай, Японию, “набил целый портфель путевыми записками”. В итоге они сложились в двухтомную книгу очерков под названием “Фрегат “Паллада”. Книга написана так живо и увлекательно, что может считаться одним из лучших в мировой литературе образцов приключенческого жанра.

1855 год. Вернувшись из путешествия, Гончаров определяется на службу в Петербургский цензурный комитет, с головой уходит в литературу, посещает кружок “Современника”, где читались и обсуждались новинки литературы.

Индивидуальное задание. Трилогия: романы “Обыкновенная история”, “Обломов”, “Обрыв”.

Гончаров не раз указывал, что “Обыкновенная история”, “Обломов” и “Обрыв” представляют собой нечто цельное, что он видит “не три романа, а один. Все они связаны одной общей нитью, одной последовательной идеей – перехода от одной эпохи русской жизни…к другой”.

Главной темой его творчества всегда была Россия, ее неотложные вопросы, которые выдвигались русской жизнью в 40-ые, 50-ые и 60-ые годы XIX века.

“… Я не выдумывал ничего: сама жизнь писалась у меня, как я переживал ее и видел, как переживают другие, так она и ложилась под перо. Не я, а происшедшие у всех на глазах явления обобщают мои образы”, – утверждал писатель.
Его внимание обращено к глубинному процессу эпохи: разрушению патриархального уклада и вытеснению его новыми динамичными формами жизни. Антитеза становится основным художественным приемом. Гончаров рисует смену исторических эпох как процесс противоречивый и неоднозначный, где приобретения оплачиваются потерями, и наоборот. Свой социально-эстетический идеал писатель не связывает ни с патриархальным “старым”, ни с буржуазным “новым”, и в том и в другом он видит их достоинства и недостатки.

В романе“Обыкновенная история” Гончаров ставит интересную тему о судьбе романтика в условиях нарождающегося буржуазного быта в России. Александр Адуев, главный герой романа, по выражению Белинского, “трижды романтик – по натуре, по воспитанию и по обстоятельствам жизни”, отправляется искать счастья в Петербург. Но прагматичная жизнь города постепенно отрезвляет восторженного юношу. Прошло десять-двенадцать лет – и А. Адуев становится преуспевающим дельцом, освободившимся от иллюзий. Он добросовестно служит, пополнел и с достоинством носит орден на шее. С ним происходит “обыкновенная история” – история превращения восторженного романтика в трезвого чиновника, уравновешенного дельца.

Художник слова, тонко чувствующий, чутко улавливающий глубинные процессы социального бытия современного ему общества, отразил в своем романе “слабое мерцание сознания необходимости труда, настоящего, не рутинного, а живого дела, в борьбе с всероссийским застоем”.

В 1859 году в журнале “Отечественные записки” появляется роман “Обломов”.

Еще в 1847 году в журнале “Современник” напечатана глава “Сон Обломова”. Через десять лет, в 1857 году, на курорте Мариенбад, “как будто под диктовку”, Гончаров написал почти весь роман.

В “Обломове” автор поставил “своей задачей – изображать застой, сон, неподвижность”.

Гончаров вспоминал: успех “превзошел все мои ожидания. И. Тургенев однажды заметил мне кратко: “Пока останется хоть один русский – до тех пор будут помнить Обломова”. Л. Толстой писал в то же время: “Обломов – капитальнейшая вещь, какой давно, давно не было”.

А.В. Дружинин в рецензии на роман писал: “В писателе, подарившем нашей словесности “Обыкновенную историю” и “Обломова”, мы всегда видели и видим теперь одного из сильнейших современных русских художников”. Свою причастность к реалистической школе неоднократно подчеркивал и сам Гончаров. В критических заметках “Лучше поздно, чем никогда” читаем: “…от Пушкина и Гоголя в русской литературе теперь еще никуда не уйдешь. Школа пушкинско-гоголевская продолжается доселе, и все мы, беллетристы, только разрабатываем завещанный ими материал”.

Последний роман “Обрыв” был опубликован в 1869 году в журнале “Вестник Европы”. Сложная творческая история “Обрыва” тесно связана с общественной и культурной жизнью России 1850–1860 годов. “Этот роман – была моя жизнь: я вложил в него часть самого себя, близких мне лиц, родину, Волгу, родные места…”,– писал Гончаров. В романе, задуманном в 1849 году под названием “Художник”, писатель хотел показать конфликт творческой личности и среды. Это роман о художнике, в образе которого Гончаров, по его словам, показал род “артистической обломовщины”, “русскую даровитую натуру, пропадающую даром, без толку”: Райский “восприимчив, впечатлителен, с задатками дарований, но он все-таки сын Обломова”.
Окончательное название романа “Обрыв” определяет судьбу молодого поколения, потерпевшего трагическое поражение в поисках своего исторического пути. Это название символично, оно заключает в себе идейную суть произведения. Обрыв – это и место жуткого убийства, и трагическое непонимание двух поколений, обрыв традиций и падение в бездну неверия. В романе продолжились поиски нравственного идеала и отразилась критика нигилизма.
Сам Гончаров считал это произведение лучшим из всего им написанного.

V. Слово учителя. Слайды 28–34/

1. На общественные события эпохи 40-ых годов писатель откликнулся романом “Обыкновенная история”. Гончаров твердо стоит на прогрессивных позициях просвещенной буржуазии и разоблачает с этих позиций несостоятельность дворянско-усадебной культуры.
2. Роман “Обломов” создавался в 50-е годы, когда конфликт между двумя укладами – патриархально-крепостническим и капиталистическим – еще более обострился и поставил вопрос о неизбежности отмены крепостного права. Приближалась реформа 1861 года. В “Обломове” Гончаров выносит суровый приговор феодально-крепостническому строю, хотя и с некоторой затаенной грустью.
3. “Обрыв” создавался в основном в 60-е годы. Патриархально-усадебный быт теперь уже уходил в прошлое, окрепли позиции буржуазии. Но в это время на сцену русской истории выступила новая общественная сила – революционная демократия, призывавшая к социальной революции.
Позиция Гончарова ясна: он враг всякой насильственной ломки.

Идеал общественного развития Гончаров усматривал в преобразовании всего "путем реформ", в сотрудничестве всех классов русского общества, в гармонии их интересов.

VI. Последние десятилетия. Слайд 35–39/

И.А. Гончарова намеревался после "Обрыва" писать новый, четвертый роман. В январе 1870 года он писал П. В. Анненкову: "Если станет сил, лучше для меня, разделавшись с "Обрывом", подумать хорошенько о чем-нибудь новом, то есть о романе же, если старость не помешает".

Но Гончаров "оставил этот план", потому что, по его мнению, "творчество требует спокойного наблюдения уже установившихся и успокоившихся форм жизни, а новая жизнь слишком нова, она трепещет в процессе брожения, слагается сегодня, разлагается завтра и видоизменяется не по дням, а по часам. Нынешние герои не похожи на завтрашних и могут отражаться только в зеркале сатиры, легкого очерка, а не в больших эпических произведениях".

"То, что не выросло и не созрело во мне самом, чего я не видел, не наблюдал, чем не жил, – то недоступно моему перу! – говорил писатель. -Я писал только то, что переживал, что мыслил, чувствовал, что любил, что близко видел и знал – словом, писал и свою жизнь, и то, что к ней прирастало" ("Лучше поздно, чем никогда"). Это объясняет, почему не был написан Гончаровым роман о "современной жизни".

В декабре 1871 году Гончаров побывал на спектакле “Горе от ума” Александринского театра, а вскоре был написан “критический этюд” “Мильон терзаний”, содержащий глубокий анализ комедии А.С. Грибоедова. Сил на создание крупных эпических произведений уже не было, но Иван Александрович продолжает много и плодотворно работать: пишет “Заметки о личности Белинского”, статьи “Лучше поздно, чем никогда”, “Необыкновенная история”, автобиографические очерки “На родине”, “В университете”.
В последние годы жизни жил уединенно, в окружении детей умершего в 1878 году слуги Карла Трейгута. Гончаров умер 15 сентября от воспаления легких на восьмидесятом году жизни. Он был похоронен в Александро-Невской лавре. В 1956 прах писателя перенесли Н Волково кладбище. В некрологе, опубликованном на страницах “Вестника Европы”, отмечалось: “Подобно Тургеневу, Герцену, Островскому, Салтыкову, Гончаров всегда будет занимать одно из самых видных мест в нашей литературе”

Мы познакомились с биографией И.А. Гончарова и его творческим наследием. Сейчас проверим выполненное в ходе урока задание: Какие обстоятельства жизни формировали мировоззрение писателя, его философские и эстетические взгляды?

VII. Этап закрепления знаний/

Викторина/
Цель: закрепить знание биографии и творчества А.И. Гончарова

1. Кому преподавал И.А. Гончаров литературу как домашний учитель?

2. Какую книгу очерков написал Гончаров во время кругосветного путешествия?

3. Назовите три романа Гончарова.

4. Назовите имя поэта, который является для Гончарова несравненным учителем жизни, воспитателем благородных человеческих чувств, любви к родине.

5. Кто из литераторов впервые употребил слово “обломовщина”?

  • И.А. Гончаров.
  • Н.А. Добролюбов.
  • Д.И. Писарев.
  • В.Г. Белинский.

6. “Боже мой! Какой свет, какая волшебная даль открылась вдруг!” – такой восторженный отзыв Гончаров дал произведению:

  • “Герой нашего времени” М.Ю Лермонтова.
  • “Евгений Онегин” А.С. Пушкина.
  • “Мертвые души! Н.В. Гоголя.
  • “Горе от ума” А.С. Грибоедова.

7. Известно, что в кругосветное путешествие Гончаров отправился на фрегате “Паллада”, а каким путем он возвратился домой?

8. В каком произведении Белинский увидел “страшный удар романтизму, мечтательности, сентиментальности”?

9. У каких литературных героев на столе лежит книга, которая у одного уже два года открыта на 14 странице, а у другого страницы раскрытых книг покрылись пылью и пожелтели”? Назовите произведения и их авторов.

VIII. Итоги урока.
IX. Домашнее задание: перечитать 1–10 главы романа “Обломов”.

Цель: познакомить учеников с личностью И.А. Гончарова, его биографией, дать представление о мировоззрении, гражданской позиции, философских и эстетических взглядах писателя, выявить взаимосвязь его творчества и судьбы, ввести творчество И.А. Гончарова в общий контекст развития литературы второй половины XIX века.

Эпиграф: Серьёзное искусство, как и серьёзное дело, требует всей жизни.

Оргмомент. Вступительное слово.

Иван Александрович Гончаров уже при жизни приобрёл прочную репутацию одного из самых ярких и значительных представителей русской реалистической литературы. Его имя неизменно стояло рядом классиками русской литературы 2-й половины XIX века.

Литературное наследие писателя не обширно. Но Гончаров внёс значительный вклад в духовную жизнь России. Каждое его произведение привлекало внимание читателей, порождало горячие споры и обсуждения, указывало на важнейшие проблемы и явления современности.

Интерес к творчеству писателя, живое восприятие его произведений, переходя от поколения к поколению русских читателей, не иссякли в наши дни. Гончаров по праву принадлежит к числу наиболее популярных писателей XIX века.

Жизненный путь писателя (один из вариантов)

- Рассказ преподавателя. Становление и формирование личности писателя:

а) Патриархальный уклад жизни в родительском доме.

б) Читательские пристрастия будущего писателя.

в) Московское коммерческое училище (1822–1830).

г) Московский университет (1831–1834).

д) Кружок Майковых, его роль в формировании взглядов писателя.

е) Первые литературные опыты И.А. Гончарова. Стихи, очерки; связь раннего творчества писателя с эстетикой и поэтикой “натуральной школы”.

Творчество И.А. Гончарова.

Очерки “Фрегат “Паллада” представляют собой творческий документ, важный для характеристики идейно-политических взглядов Гончарова. Несмотря на то, что в этих очерках ощутимо сказалась противоречивость его мировоззрения, основная и непреходящая ценность их заключается прежде всего в правдивом отражении в них фактов и процессов объективной действительности. Создавая книгу очерков, Гончаров не собирался дать “систематическое описание путешествия”. Он не освещает многие стороны экспедиции. В очерках почти не отражена героика тяжелого морского похода. Нет подробного и последовательного описания плавания. Не рассказывает он и о Путятине (начальнике русской экспедиции), необузданном самодуре, создавшем тяжелую атмосферу на корабле. Это художественное произведение, в котором наблюдения и впечатления писателя-путешественника художественно преображены и осмыслены под определенным углом зрения.

Последний роман “Обрыв” был опубликован в 1869 году в журнале “Вестник Европы”. Сложная творческая история “Обрыва” тесно связана с общественной и культурной жизнью России 1850–1860 годов. “Этот роман – была моя жизнь: я вложил в него часть самого себя, близких мне лиц, родину, Волгу, родные места…”,– писал Гончаров. В романе продолжились поиски нравственного идеала и отразилась критика нигилизма. Сам Гончаров считал это произведение лучшим из всего им написанного.

Особенности творческой манеры И.А. Гончарова

Особенности творческой манеры Гончарова, характер его реализма определяются его мировоззрением, личностным статусом, пониманием творчества, его природы и законов. Так же, как и Тургенев, он придерживался либеральных убеждений, но в отличие от Тургенева, был гораздо дальше от социально-политических конфликтов современности.

К особенностям творческой манеры писателя относится:

Экранизация произведений И.А. Гончарова.

Итог. Домашнее задание (домашнее задание зависит от уровня подготовки группы, количества часов, предусмотренных на изучение творчества Гончарова и учебника, которым пользуется та или иная группа)

И.А Гончаров

XIX век дал миру много самобытных литературных талантов. Среди них почетное место занимает русский писатель и критик Иван Александрович Гончаров. В своих произведениях он психологически точно отобразил современное ему общество. Знаток словесности вел активный образ жизни, служил действительным статским советником.

Происхождение и ранние годы

Иван Гончаров появился на свет 18 июня 1812 года в Симбирске (сегодня город Ульяновск).

Его семья принадлежала к купеческому сословию. Жили они в большом каменном доме в центральной части города.

Дом Гончаровых в Симбирске

Отец – Александр Иванович Гончаров. Когда Ивану было 7 лет, его не стало. Поэтому воспитанием мальчика занимались крестный отец Николай Николаевич Трегубов и мать Авдотья Матвеевна. Они объединили свои дворы и прислугу в один общий двор. Гончарова была расторопной хозяйкой и взяла на себя управление материальной частью, а Николай Николаевич занимался образованием крестника. Будущий писатель хорошо относился к своему дяде, называл его добрым моряком. Трегубов был человеком широких взглядов, что положительно повлияло на формирование характера Ивана.


В результате слияния имений крестного отца и матери, маленький Гончаров жил в большом доме среди большого хозяйства, которое приравнивалось к целой деревне. Быт был налажен и понятен Гончарову с детства, поэтому в будущем он с легкостью о нем писал в своих произведениях.

Образование


Московское коммерческое училище

Свое первое образование Гончаров получил в частном пансионе, расположенном вблизи их дома. Когда Ивану исполнилось 10 лет, его отдали на учебу в коммерческое училище в Москве. Долгие восемь лет, проведенные в училище, были малоинтересным периодом в жизни юного Гончарова, по его же мнению. В 1831 году в Москве он поступает в университет, выбрав факультет словесности. Через три года Иван Александрович успешно его заканчивает. Вернувшись в родной город, он поступает на службу секретарем губернатора. Но эта работа показалась ему скучной – и он переезжает жить в Петербург, где устраивается в министерство финансов на должность переводчика. Там он успешно трудился до 1852 года.

Творчество

Иван Гончаров весьма рано пристрастился к чтению. В возрасте всего 15 лет он уже ознакомился с произведениями таких видных деятелей, как Карамзин, Пушкин Державин, Озеров. Так же рано у него проснулся талант к сочинительству. Ему с детства нравились гуманитарные науки, поэтому не удивительно, что при поступлении в университет он выбрал факультет словесности.


Музей Гончарова в Ульяновске

Основные произведения


Памятник Гончарову на родине

Последние годы

Хронологическая таблица (по датам)

Интересные факты из жизни писателя

Музей Ивана Гончарова

В родном городе писателя Ульяновске (ранее называемом Симбирск) находится Историко-мемориальный центр-музей имени И.А. Гончарова.

6 июня (18 июня по новому стилю) 1812 года в Симбирске родился Иван Александрович Гончаров. В семье было шестеро детей, двое из которых – сестры Елена (1806) и Мария (1810) умерли в младенчестве. Гончаров рос со старшим братом Николаем Александровичем (1808 – 1874), впоследствии преподавателем русского и церковно-славянского языка в Симбирске, и двумя младшими сестрами – Александрой (1815 – 1896) и Анной (1818 – 1898).

Отец – Александр Иванович Гончаров (1754 – 1819), симбирский купец-хлеботорговец третьей гильдии, после бездетного брака, овдовев, женился второй раз на Авдотье Матвеевне Шахториной (1785 – 1851), также происходившей из купеческой семьи и ставшей матерью его детей. Род Гончаровых прослеживается до начала XVIII века, дед писателя – Иван Иванович в армии дослужился до капитана, получил дворянство и по выходе в отставку занялся торговлей.

После смерти Александра Ивановича в сентябре 1819 года заботу о детях взял на себя крестный – друг семьи Гончаровых, снимавший у них в доме флигель холостой помещик Н.Н. Трегубов (1774 – 1849), отставной моряк, масон. В 1820 – 1822 годах Ваня Гончаров обучается в частном пансионе молодого священника отца Федора (Троицкого) в заволжском селе Репьевка, изучает французский и немецкий языки, начинает знакомство с русской и европейской литературой.

Летом 1822 года 10-летнего Гончарова вслед за старшим братом Николаем отправляют в Московское коммерческое училище, в котором обучались дети купцов и разночинцев. Точные науки и царившая в этом заведении казенная дисциплина тяжело давались юному Гончарову: после окончания первого двухгодичного класса он был оставлен на второй срок. Впоследствии успеваемость выправилась, однако Гончаров стремился получить гуманитарное образование, а не заниматься бухгалтерией. Пойдя навстречу желанию сына, мать подала в 1830 году прошение об увольнении его из училища без окончания курса, которое в сентябре было удовлетворено администрацией.

По окончании университета в 1834 году Гончаров возвращается в родительский дом и принимает предложение симбирского губернатора А.М. Загряжского (1797 – 1883) стать его личным секретарем. Однако большую часть рабочего времени молодой выпускник университета должен был проводить не в канцелярии, а дома у губернатора, развлекая его жену и дочь. В начале следующего года Загряжского сняли.

Гончаров подаёт в отставку и в мае 1835 года приезжает в Петербург, где поступает на службу в чине губернского секретаря в Департамент внешней торговли Министерства финансов на должность переводчика. Начальником Гончарова оказался литератор и переводчик В.А. Солоницын (1804 – 1844), друг художника Н.А. Майкова (1794 – 1873) и наставник его сыновей, к которым он порекомендовал пригласить Гончарова в качестве домашнего учителя по русской литературе, эстетике и латинскому языку. С лета 1835 года гостеприимный дом Майковых стал отдушиной для Гончарова, которого тяготил бюрократизм государственной службы.

Подробно описывая социально-экономические и бытовые особенности посещенных стран, Гончаров разрушает мифологизированный образ Африки и Юго-Восточной Азии, созданный писателями-романтиками. Автор подходит к оценке этих регионов с позиций европейского просвещения, подчеркивая необходимость модернизации традиционных обществ, приобщения к благам цивилизации и отказа от пережитков прошлого, тормозящих прогресс.

Первый том очерков содержит описание плавания фрегата от выхода из Кронштадта в октябре 1852 года до стоянки на островах Бонин в Тихом океане в августе 1853 года. При проходе у берегов Дании через Зунд, соединяющий Балтийское и Северное море, корабль сел на мель, поэтому был вынужден задержаться в английском Портсмуте для ремонта. Характеризуя англичан, Гончаров положительно отзывается об их практицизме и деловой хватке, при этом отмечая, что их жизнь, в основном, сосредоточена на торговле, стремлении к обогащению. Дальнейшее плавание вдоль побережья Африки с заходом на Мадейру и острова Зеленого Мыса привело фрегат в марте 1853 года к мысу Доброй Надежды. Во время стоянки в Южной Африке, в то время – Капской колонии Британской империи, Гончаров стал свидетелем Третьей кафрской войны (1850 – 1853), когда негритянские племенные вожди подняли восстание против власти английского губернатора. Писатель расценивал это как противостояние дикости и цивилизации, полагая, что англичане выполняют прогрессивную миссию по преодолению отсталости местного населения. Попав в жестокий шторм у мыса Бурь, фрегат продолжил плавание в Индийском океане, зайдя на Яву, а затем в Сингапур и Гонконг, которые под британским владычеством превращались в ведущие региональные торговые центры.

Второй том очерков охватывает период от начала переговоров с японцами в августе 1853 года до возвращения Гончарова в Россию зимой 1854 года. Продолжившийся до ноября 1853 года первый раунд переговоров ни к чему не привел: русская эскадра стояла на нагасакском рейде, а японцы, ссылаясь на отсутствие полномочий и бюрократические проволочки, всяческим затягивали переговоры, надеясь, что русским надоест и они уйдут. В отличие от американцев, угрожавших артиллерийским обстрелом столицы Японии и высадкой десанта, адмирал Путятин, действовал только дипломатическими методами, не прибегая к военной силе. В конце ноября – начале декабря русская эскадра посетила охваченный восстанием тайпинов Шанхай. Гончаров отмечал тотальную коррумпированность и деградацию императорской власти в Китае наряду с бесчеловечной политикой англичан по массовому ввозу в страну опиума. Вернувшись в конце декабря в Японию, Путятин продолжил переговоры с официальной правительственной делегацией, которые был вынужден прервать в январе 1854 года в связи с началом Крымской войны (1853 – 1856). При подходе к Ликейским островам в Восточно-Китайском море фрегат попал в сильный шторм, и только героизм и слаженные действия команды спасли корабль от гибели. Затем фрегат посетил Филиппины и Корею, на пути в Приморье проводя опись побережья и собирая материал для лоций. Получив увольнительную и путешествуя в Петербург через бескрайние просторы Сибири, Гончаров положительно оценил меры государственной поддержки переселенцев из Центральной России, а также политику просвещения коренного населения, его мирной интеграции в хозяйственную и культурную жизнь страны.

Летом 1855 года Гончаров влюбился в Е.В. Толстую (1827 – 1877), с которой познакомился у Майковых, дочь симбирских помещиков, приехавшую погостить к родственникам в Петербург. Гончаров делится с ней своими литературными планами, читает главы нового романа, а Елизавета Васильевна милостиво позволяет ухаживать за собой обожающему ее известному писателю. С отъездом Толстой в Москву в октябре 1855 года Гончаров, предпринимая отчаянные попытки вернуть ее внимание, начинает с Елизаветой Васильевной оживленную переписку, продолжавшуюся до конца года. Известие, что она любит другого, повергло Гончарова в отчаяние, однако по ее просьбе именно Гончаров в 1856 году хлопотал перед Синодом о разрешении ее брака с двоюродным братом, красавцем-офицером А.И. Мусиным-Пушкиным (1831 – 1863).

С начала 1860-х годов Гончаров начинает активную переписку с дочерьми проф. Никитенко – Екатериной (1837 – 1900) и Софьей (1840 – 1901), последняя станет другом и доверенным лицом писателя, с ней он будет делиться своими сомнениями и душевными муками.

Главный герой романа – тридцатипятилетний дворянин Борис Райский, получивший университетское образование, успевший побывать на военной и гражданской службе, а ныне свободный художник. Обладая незаурядным талантом, Райский чужд всякому кропотливому труду, он не хочет ни работать, ни целенаправленно учиться живописи. Отдаваясь страстям, он прожигает жизнь в любовных интригах с дамами полусвета и от скуки решил пробудить чувство в красавице-аристократке Софье Беловодовой. Однако полный условностей и фальши мир петербургского высшего общества разочаровал Райского, и, не добившись успеха у Софьи, он отправился в свое имение на берегу Волги, навестить бабушку, Татьяну Марковну Бережкову, олицетворяющую патриархальность и традиционализм русской провинции. Не желая заниматься хозяйственными вопросами, Райский пытается проповедовать новые идеи как бабушке, так и ее внучкам – двадцатилетним Вере и Марфиньке. Простодушная и хозяйственная Марфинька любит Райского, как брата и всем делится с бабушкой. Решив было разбудить в ней страсть, Райский вовремя спохватился, и Марфинька в конце концов благополучно вышла замуж за влюбленного в нее сверстника, такого же наивного и восторженного соседнего помещика Николая Викентьева.

В мае 1869 года квартиру Гончарова в Петербурге посетил московский купец и меценат П.М. Третьяков (1832 – 1898), рассказал о своих планах открытия галереи русских художников и попросил разрешения написать его портрет. Гончаров кивнул и по традиции уехал на лето в Германию, а осенью его навестил И.Н. Крамской (1837 - 1887), которому Третьяков заказал портрет писателя для своей галереи. Гончаров пошел на попятную и под различными предлогами стал уклоняться от позирования. Так продолжалось несколько лет, пока Крамской и Третьяков не утратили всякую надежду осуществить этот проект.

В 1881 году Гончаров передал свою домашнюю библиотеку, включая много книг с автографами знаменитых писателей, в дар Симбирской общественной библиотеке имени Карамзина.

В конце 1882 года Гончаров полностью потерял зрение на правый глаз, а 31 декабря прошло чествование по случаю 50-летия его литературной деятельности в компании близких друзей.

Читайте также: