Инерция и первый закон ньютона 8 класс конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

- Возможн о ли в зем ных усл овиях движе ние тела без вн ешних воздей ствий?

А) Почему падает бр усок, уст ановленный на движу щейся тележке при её

резком торм ожении или при резком движен ии из сост ояния пок оя?

Б) Если пос тавить друг на друга и гральные шаш ки и резким удар ом ребра

линейки выб ить ниж нюю шашку, остальн ые шашки останутся в покое? Почему?

В) Почему монета, л ежащая на открытке, закрываю щей горлы шко бу тылки,

- Приведите пример ы покоящихс я тел, к огда действие сил ко мпенсирует ся.

- Действие каких си л компенсируе тся в сл едующих случаях?

А) Электромагн ит пр и прохожден ии по нему элек трическ ого тока удер живае т

стальной шар ик в со стоянии п окоя. Разо мкните цепь тока. Чт о происходи т с

Б) Книга ле жит на ст оле. Действие каких сил компенсирует ся в этом случае?

- Может ли тел о сове ршать прям олинейное равн омерное движение при

- Объясните результа ты следую щего опы та. На пл оское стекл о кладут

маленький стальной шарик. Почем у он на ходится в покое? Слегк а подтолкн ите

шарик, привед я его в состояние прямоли нейного равн омерн ого движени я.

(Трением к ачения м ожно прен ебречь, т.к . оно очень ма ло)

Если на тел о не дейс твуют други е тела и ли действие этих те л компенсируется,

то это тело либо пок оится, либ о движет ся прям олинейно и равномерн о.

Этот закон установле н Г. Галилеем в 16 ве ке и сформу лирован И. Ньют оном в 17

- В желоб, находящи йся на столе, положи те шарик и, поддерж ивая одной

ру кой, приведи те его в равн омерн ое движен ие. Затем отним ите руку от

шарика: шар ик буде т двигать ся вместе с желобом равн омерн о. Что прои зойдет,

(Шарик по инерции прод олжит дв ижение в системе, свя занной с желоб ом)

- Выполняе тся ли зак он Ньютона относите льно системы отсчет а, связанн ой с

Относительн о систе мы отсчета связанн ой с жел обом? (Нет. В системе отсчета,

связанной с желобом , шарик по лучает ус корение, не вызванн ое каким – либо

Формирование поня тия инерциа льной си стемы отсче та как системы, в к оторой

- Таких систем бесчислен ное мно жество, Всякая систем а отсче та, движуща яся

относительн о люб ой инерциал ьной си стемы отсче та поступат ельно,

равномерно и прямо линейно, также яв ляется инерциа льной. Землю мо жно

считать инер циально й систем ой отсчета лишь при ближенно, так как З емля

вращается в округ св оей оси и дв ижетс я вокруг Солнца по к риволин ейной

траектории, т. е. с уск орением; так как эт и ускорения невелики по сравн ению с

теми, что рас сматриваютс я придви жении те л по Земле (напр имер, g=9,8 м/с2),

то Землю м ожно счи тать инерциа льной с истемой о тсчета.

Достаточно строгой системой о тсчета яв ляется си стема зве зды, т.е. си стема

жестко св язанная с у даленными не подвижны ми звездами, наприм ер с

Закреплен ие, с пом ощью решен ия качес твен ных задач.

- Почему вым олачив ается зерн о барабан ом комбайн а? Как ое физическ ое

- Как ослаб ляют силу удара тяжелого мя ча, лов я его рук ами?

- По чему при выклю ченном двига теле св ерлильног о станка патрон ещё

- Прыгать в рых лую п есчану ю почву с обр ыва безоп аснее, чем на твер дую почву.

Домашнее задание: Подготови ть сообще ния о жизни и деятельно сти Г. Гали лея

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Кинематика (греч. "кинематос" – движение) – это раздел физики, в котором рассматриваются различные виды движения тел без учета влияния сил, действующих на эти тела.

Кинематика отвечает на вопрос:

"Как описать движение тела?"

В ещё одном разделе механики - динамике - рассматривается взаимное действие тел друг на друга, которое является причиной изменения движения тел, т.е. их скоростей.

В основе динамики лежат три закона Ньютона.

Если неподвижно лежащее на земле тело начинает двигаться, то всегда можно обнаружить предмет, который толкает это тело, тянет или действует на него на расстоянии (например, если к железному шарику поднесем магнит).

Учащиеся изучают схему

По гиперссылке просмотреть слайд 27 (Структура и содержание динамики)

Возьмем любое тело (металлический шарик, кусок мела или ластик) в руки и разожмем пальцы: шарик упадет на пол.

-Какое тело подействовало на мел? (Земля.)

Эти примеры говорят о том, что изменение скорости тела всегда вызывается воздействием на данное тело каких-либо других тел. Если на тело не действуют другие тела, то скорость тела никогда не меняется, т.е. тело будет покоиться или двигаться с постоянной скоростью.

Учащиеся выполняют эксперимент, затем анализируют по модели, делают выводы, делают записи в тетради

Щелчком мыши запускается модель эксперимента

Этот факт совсем не является само собой разумеющимся. Понадобился гений Галилея и Ньютона, чтобы его осознать.

Начиная с великого древнегреческого философа Аристотеля, на протяжении почти двадцати веков, все были убеждены: для поддержания постоянной скорости тела необходимо, чтобы что-то (или кто-то) действовало на него. Аристотель считал покой относительно Земли естественным состоянием тела, не требующим особой причины.

В действительности же свободное тело, т.е. тело, которое не взаимодействует с другими телами, может сохранять свою скорость постоянной сколь угодно долго или находиться в покое. Только действие со стороны других тел способно изменить его скорость. Если бы не было трения, то автомобиль при выключенном двигателе сохранял бы свою скорость постоянной.

Первый закон механики, или закон инерции, как его часто называют, был установлен еще Галилеем. Но строгую формулировку этого закона дал и включил его в число основных законов физики Ньютон. Закон инерции относится к самому простому случаю движения - движению тела, на которое не оказывают другие тела. Такие тела называют свободными телами.

Рассматривается пример систем отсчёта, в которых закон инерции не выполняется.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Урок физики (28.11.2013).

Учитель: Сорокина М.В.

Тема: Законы И.Ньютона ( обобщающий урок).

Цель урока: повторить формулировки и математическую запись законов Ньютона; закрепить знания, полученные по теме; научить видеть проявления изученных закономерностей в окружающей жизни; совершенствовать навыки решения качественных и расчетных задач; воспитывать самостоятельность при решении задач; развивать логическое мышление.

Задачи:

- закрепить знания законов Ньютона;

- научить применять полученные знания в практической деятельности;

- научить решать задачи;

- научить видеть проявления законов Ньютона в окружающей жизни.

- работать над формированием умений сравнивать, делать выводы, обобщения;

выделять главное, существенное;

- развитие логического мышления;

- развитие познавательного интереса к физике.

- показать практическое значение знаний по данной теме;

- обучение работать во взаимодействии с другими учащимися и учителем.

- коррекция и развитие связной устной речи;

- коррекция и развитие мыслительной деятельности.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран.

Тип урока: комбинированный, закрепления полученных знаний.

Ход урока .

Организационный момент (2 минуты)

Приветствие, знакомство с планом урока, постановка цели и задач урока.

б) законы Ньютона;

в) исправь ошибку.

- Гимнастика для глаз.

- Подведение итогов урока.

Актуализация опорных знаний (13 минут)

Учащиеся: Активно участвуют в разминке. Дают свои ответы.

За правильные ответы раздаются жетоны.

Б) Законы Ньютона.

Беседа сопровождается слайдами презентации.

Учитель: Еще раз давайте вместе проговорим формулировку и математическую запись законов Ньютона.

Ученик: 1-ый закон Ньютона.

Ученик: 2-ый закон Ньютона.

Ученик: 3-ый закон Ньютона.

За правильные ответы раздаются жетоны.

hello_html_m74ad2c18.jpg

За правильные ответы раздаются жетоны.

Решение задач (15 минут)

Учитель: Важнейшим умением в физике является умение решать задачи.

Урок у нас необычный и поэтому задачки будут тоже необычные. Теперь давайте разберем эти интересные задачи:

Для решения задачи вызывается ученик, который записывает дано задачи и делает схематический чертеж, изображает на нем все силы.

Для решения задачи вызывается ученик, который записывает дано задачи и ее решение.

Гимнастика для глаз. (2 минуты)

Дети выполняют упражнения глазами.

Обобщение и закрепление изученного материала ( 5 минут)

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами, ребята, повторили законы Ньютона и научились решать задачи на применение этих законов. А сейчас давайте еще раз вспомним все понятия, определения, законы и отгадаем кроссворд.

Какое явление мешает остановиться машине мгновенно?

Основатель классической механики?

Величина, которая обычно обозначается буквой F ?

Эту величину можно определить с помощью весов?

Тело, которое изменяет свою скорость за единицу времени, имеет?

Одна из основных характеристик движения?

Прибор для измерения сил?

Раздел механики, изучающий причины появления ускорения сил?

Каждый вопрос сопровождается слайдом, дети дают свои ответы и за каждый правильный ответ получают жетоны.

Подведение итогов урока ( 2 минуты)

Учитель: Биографы Ньютона рассказывают, что первое время в школе он учился посредственно. И вот однажды его обидел лучший ученик в классе. Тогда он решил, что самая страшная месть для обидчика – отнять у него место первого ученика. Дремавшие способности в нем проснулись, и он с легкостью затмил своего соперника. С того момента и началось превращение скромного английского школьника в великого ученого.

Оценки за сегодняшний урок получили (по итогам полученных жетонов): ………

Домашнее задание ( 1 минута)

Открываем дневники и записываем домашнее задание.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 612 442 материала в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 07.10.2015 1371
  • DOCX 5.8 мбайт
  • 1 скачивание
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Сорокина Мария Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Презентация1.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

Вопрос – ответ Какой раздел физики изучает движение тел? На какие части делит.

Объясни явление Работа в группах по картинкам Почему выйдя из воды собака быс.

Объясни явление Работа в группах по картинкам Почему выйдя из воды собака быстро высыхает? Почему при резком ударе по картонке, падает монета в стакан, а не улетает вместе с картонкой? Объясни назначение ремней безопасности

Инерция. Закон инерции.

Инерция. Закон инерции.

Цели урока: Рассмотреть явление инерции; Познакомиться с законом инерции; Выя.

Цели урока: Рассмотреть явление инерции; Познакомиться с законом инерции; Выявить границы применимости этого закона

Исаак Ньютон Галилео Галилей

Исаак Ньютон Галилео Галилей


Закон инерции. Первый закон Ньютона Любое тело, до тех пор пока оно остается.

Закон инерции. Первый закон Ньютона Любое тело, до тех пор пока оно остается изолированным, сохраняет свое состояние покоя или равномерного прямолинейного движения. Инерция – это явление сохранения телом равномерного прямолинейного движения или покоя при отсутствии действия на него других тел.


Закрепление Поставьте стакан с водой на лист бумаги у края стола, натянув бум.

Закрепление Поставьте стакан с водой на лист бумаги у края стола, натянув бумагу, ребром ладони другой руки ударьте по листу и выдерните его из-под стакана так, чтобы и стакан, и вода в нём остались в покое. Объясните наблюдаемое явление.

Закрепление Возьмите лист бумаги, ластик, шарик. Положите на лист ластик и ша.

Закрепление Возьмите лист бумаги, ластик, шарик. Положите на лист ластик и шарик. Двигайте лист так, чтобы систему отсчёта, с ним связанную, можно было принять за ИСО. Как надо двигать лист, чтобы система не была инерциальной.

Итоги урока - Что нового мы узнали сегодня на уроке? - Как по-другому называе.

Итоги урока - Что нового мы узнали сегодня на уроке? - Как по-другому называется первый закон Ньютона? - Какие системы отсчёта мы называем инерциальными?

Домашнее задание 1. § 7 учебника; вопросы и задания к параграфу. 2. Задачи (у.

Домашнее задание 1. § 7 учебника; вопросы и задания к параграфу. 2. Задачи (учебник, с. 126) № 37-40. 3. Доклад о Ньютоне, Галилее, Копернике (по желанию).


Выбранный для просмотра документ закон инерции.docx

Дата проведения _______ Класс ____

Рассмотреть явление инерции;

Познакомиться с законом инерции;

Выявить границы применимости этого закона

Демонстрации: движение шара по гладкой горизонтальной опоре; взаимодействие тел с опорами и подвесами.

Работа с классом:

А) Найди дорогу. (Слайд 1).

Б) Вопрос – ответ. (Слайд 2).

В) Объясни явление. (Работа в группах по картинкам). (Слайд 3).

- О каком явлении шла речь в ваших объяснениях? (Ответы учащихся).

- А как вы думаете какой может быть тема нашего урока? (Ответы учащихся). (Слайд 4).

- Хорошо. Тогда какие цели мы поставим к уроку? (Ответы учащихся). (Слайд 5).

Учитель. Мы изучили различные виды движения, их особенности, параметры. При изучении мы не ставили вопроса о причинах возникновения движения, так как раздел кинематика не рассматривает причины движения. Однако привести в движение одно и то же тело можно по-разному. Отсюда появляется проблема, которую мы попробуем решить сегодня и на последующих уроках.

Проблема: «Почему иногда мы наблюдаем, как тело приобретает ускорение без всяких видимых причин?

Новый раздел механики - динамика - есть логическое продолжение кинематики. Динамика как наука была сформирована и построена в рамках классической физики великим английским ученым И. Ньютоном. При этом Ньютон явился последователем таких ученых, как Галилео Галилей, Коперник и других, которые построили основы науки, развитые и систематизированные Ньютоном. (Слайд 6).

- Что же изучает динамика, кто может сформулировать? (Ответы учащихся.)

Динамика изучает причины, которыми обусловлено движение.

Учитель демонстрирует различные виды движения тел: движение шара по гладкой опоре (горизонтальной и наклонной); столкновение шаров; движение тела на подвесе и так далее.

Ранее, в 7-ом классе, было сказано, что мерой взаимодействия тел являются возникающие при этом силы. Так как абсолютно изолированных тел в природе нет, то в природе всегда можно обнаружить различные силы.

- Какие силы действуют на тела в показанных опытах? (Ответы учеников.)

- Как двигаются тела под действием названных сил?

На примере движения шара по гладкой поверхности стола (рис. 94) можно заметить, что его скорость заметно не меняется. При этом на шар действуют две заметные по величине вертикальные силы: сила тяжести mg и сила реакции опоры ( N ), а также одна малозаметная по величине горизонтальная сила - сила трения.

Две вертикальные силы - mg и N себя уравновешивают. Говорят, что эти силы компенсированы. Так как сила трения мала, то скорость шара практически не меняется.

Если бы сила трения строго равнялась нулю, шар сколь угодно двигался бы прямолинейно и равномерно.

Другой пример. Рассмотрим шарик, который висит на жесткой нити (рис. 95). На него действуют две вертикальные силы: сила тяжести mg и сила натяжения Т. Силы mg и Т компенсированы, в результате чего шар по отношению к опоре неподвижен. В противном случае шар бы перемещался по направлению действия большей силы.

Учитель. Ребята, скажите, что же является причиной движения тел? (Ответы учащихся). (Слайд 7).

- А как будет двигаться тело, если на него не будут действовать никакие силы? (Ответы учащихся).

Первый закон механики Ньютон сформулировал в виде:

Любое тело, до тех пор пока оно остается изолированным, сохраняет свое состояние покоя или равномерного прямолинейного движения.

- А какое тело можно назвать изолированным? (Ответы учащихся).

Под изолированным телом понимают любую материальную точку, бесконечно удаленную от других материальных объектов.

Важно понять, что в природе нет абсолютно изолированных тел. Мы всегда упрощаем рассматриваемый процесс. В то же время, если силы, действующие на тело, скомпенсированы, результирующая сила равна нулю, и движение тела описывается первым законом Ньютона. В этом случае тело либо покоится, либо двигается прямолинейно и равномерно.

- Как называется это явление? (Ответы учащихся)

Инерция – это явление сохранения телом равномерного прямолинейного движения или покоя при отсутствии действия на него других тел.

- Ребята, а что такое система отсчёта? (Ответы учащихся).

Особенным для законов Ньютону, в том числе и для первого, является то, что они выполняются не во всех системах отсчета, а лишь в одном виде Систем отсчета, которые называются инерциальными.

Если связать систему координат с Солнцем, а оси выставить на удаленные звезды, то такая система будет инерциальной, и скорость изолированного тела относительно осей такой системы будет постоянной.

Если систему отсчета построить, связав начало координат с Землей, то она, строго говоря, инерциальной не будет из-за вращения Земли относительно своей оси. Но так как скорость вращения Земли относительно своей оси мала, то во многих случаях такую систему отсчета также можно назвать инерциальной: в рамках физики малых скоростей погрешности такой системы отсчета малозаметны, и ими можно пренебречь. (Слайд 9).

III. Закрепление изученного

С целью закрепления материала можно предложить ряд качественных задач по изученной теме, например:

1. Поставьте стакан с водой на лист бумаги у края стола, натянув бумагу, ребром ладони другой руки ударьте по листу и выдерните его из-под стакана так, чтобы и стакан, и вода в нём остались в покое. Объясните наблюдаемое явление. (Слайд 10).

2. Возьмите лист бумаги, ластик, шарик. Положите на лист ластик и шарик. Двигайте лист так, чтобы систему отсчёта, с ним связанную, можно было принять за ИСО. Как надо двигать лист, чтобы система не была инерциальной. (Слайд 11).

Читайте также: