Региональный милитаризм в китае в новейшее время конспект

Обновлено: 06.07.2024

Разработка урока всеобщей истории в 9 классе. Сама тема очень интересная, но объёмная. Поэтому полвека в развитии Китая даются очень компактно. Урок по ФК ГОС. Мы пока не перешли на ФГОС.

ВложениеРазмер
kitai.docx 60.74 КБ
kitaipril1.pptx 2.68 МБ
kitaipril2.docx 13.93 КБ

Предварительный просмотр:

НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ В 9 КЛАССЕ

Создать условия для формирования у учащихся знаний об основных событиях истории Китая во второй половине XX века.

- обучающие : познакомить учащихся с основными событиями, которые происходили в Китае во второй половине XX века.

- развивающие: развитие умения анализировать источники информации разных типов, сравнивать объекты, выделять главное, обобщать, выделять причинно-следственные связи.

- воспитательные: воспитание толерантности, уважения к традициям, культуре и историческому прошлому других народов.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы учащихся : фронтальная; индивидуальная.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Приветствует учащихся, создает позитивный настрой на работу.

Актуализация темы, целеполагание.

Презентация, слайды 1-3.

Актуализирует знание учащимися терминов, использованных в названии темы. Организует работу учащихся по сравнению иллюстративного материала (слайд 2). Подводит учащихся к формулировке целей урока. Актуализирует тему урока: Китай одна из наиболее динамично развивающихся стран, важный торговый партнёр России.

Вспоминают и озвучивают определения указанных терминов. Сравнивают иллюстрации, формулируют цель урока.

Презентация, слайд 4

Актуализирует знания учащихся о предыдущем периоде в истории Китая (Гражданская война), кратко излагая эти события и иллюстрируя их с помощью схемы, представленной на презентации. Способствует анализу учащимися этой информации путём постановки вопроса: какие проблемы стояли перед китайским обществом после окончания периода непрерывных войн?

Анализируют информацию, изложенную учителем, формулируют ответ на представленный вопрос.

Изучение нового материала.П.1.Строительство основ социализма в Китае.

Презентация, слайды 5-7

Модули для составления схемы.

Аудио фрагменты: Гимн СССР, гимн КНР.

Корректирует ответы учащихся. Начинает составлять схему на доске. Организует работу учащихся по сравнению аудио фрагментов и иллюстраций. Знакомит учащихся с основной характеристикой путей модернизации Китая, избранных на этапе строительства основ социализма.

Анализируют и сравнивают информацию, представленную в виде аудио фрагментов и иллюстраций. Озвучивают результаты сравнения. Записывают тему урока. Начинают составлять схему в рабочих тетрадях

Модули для составления схемы.

Раздаточный материал: карточки с высказыванием Мао Цзэдуна (Приложение 2)

Презентация, слайды 11-13

Модули для составления схемы.

П.4. Курс прагматических реформ.

Презентация, слайд 14

Модули для составления схемы.

Анализируют предложенные высказывания, формулируют своё понимание текста.

Формулируют итоги проведения политики Прагматических реформ. Продолжают составлять схему в тетради.

Презентация, слайды 15-17

Организует работу учащихся по решению заданий для закрепления изученного на уроке материала. Возвращает учащихся к вопросу, поставленному в начале урока: Что позволило Китаю стать одной из наиболее динамично развивающихся стран мира? Корректирует ответы учащихся.

Составляют последовательность рассмотренных в течение урока событий, отвечают на вопрос учителя.

Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Презентация, слайд 18

Отмечает активность учащихся, выставляет оценки за работу на уроке. Определяет объем домашнего задания:

Записывают домашнее задание, вспоминают критерии оценивания и структуру мини-сочинения по истории.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация темы, целеполагание.
  3. Актуализация знаний.
  4. Изучение нового материала:

Строительство основ социализма в Китае.

Социально-политические эксперименты в КНР.

Курс прагматических реформ.

Теперь посмотрите на доску и сравните два представленных на ней изображения. О чём они нам говорят? Давайте попытаемся сформулировать цель нашего урока, исходя из увиденного. Цель нашего урока: выяснить, каким образом за достаточно короткий период времени Китай из полузависимой страны, которую более развитые страны использовали, как рынок сырья и сбыта, превратился в одно из наиболее динамично развивающихся современных государств.

Почему для нас важен опыт развития Китая? На данный момент, экономика Китая – это вторая экономика мира по объему ВВП, аналитики прогнозируют к 2025 году её выход на первое место в мире. Взаимоотношения между Россией и Китаем, особенно в экономической сфере становятся всё более тесными, достаточно вспомнить, что Китай занимает опять же второе место в мире по объему импортируемой нефти, а Россия является одним из её крупнейших экспортеров. Поэтому вам, будущим вершителям нашей будущей истории, вполне вероятно пригодятся знания полученные сегодня.

  1. Но прежде, чем перейти к непосредственному рассмотрению новой темы, напомню вам события, предшествующего периода, а вы подумайте: какие проблемы стояли перед китайским обществом после окончания периода непрерывных войн?

В 1927 г. начинается Гражданская война между КПК и Гоминьданом распался, давайте вспомним, что это за политические силы. В 1931 году Япония захватила Манчжурию, а в 1937 году начала открытую агрессию в центральном Китае. Номинально КПК и Гоминьдан объединились, чтобы противостоять агрессору, однако действовали не согласовано, а на последнем этапе и вовсе больше заботились о собственном лидерстве в стране. Окончательный разгром японцев в Китае связан с вступлением в Китай Советской армии. Гражданская же война продолжалась до 1949 года, при чём в условиях разгорающейся в мире Холодной войны США поддерживали Гоминьдан, а СССР – КПК. В результате власть в стране перешла к коммунистам.

  1. 1. Итак, какие проблемы предстояло решить новому коммунистическому правительству Китая? Страна была разорена в ходе войн, перед коммунистами стояла не простая задача: преодолеть отставание от западных стран. То есть фактически сразу новое правительство сталкивается с вопросом: как модернизировать страну? Основные этапы модернизации мы представим в виде схемы. Но прежде откроем тетради и запишем число и тему урока. Ну, а теперь приступим к схеме:

Первым модулем в нашей схеме станет само образование КНР. Что в таком случае будет следующим модулем? Это та задача, с которой столкнулась страна:

Модернизация может проводится различными путями, какой же путь выбрал лидер КПК – Мао Цзэдун? Два аудио-отрывка помогут нам ответить на этот вопрос.

Была выбрана советской модели развития, которая на начальном этапе копировалась почти без изменений. Она включала в себя коллективизацию – то есть ликвидацию частного землевладения и превращение его в общественное, индустриализацию, то есть создание крупной промышленности. В политической сфере эти события сопровождались установлением власти одной партии и её лидера – Мао Цзэдуна. Мао – великий вождь и учитель, так звучит надпись на плакате. Сравните два изображения – какую общую черту политической жизни они демонстрируют? Это культ личности. С этого момента все успехи в развитии стали результатом деятельности Мао, а все неудачи – его врагов.

Революция была завершена со смертью Мао. Её итогами стали убийство около миллиона человек, около ста миллионов так или иначе пострадало, было уничтожено огромное количество древних китайских ценностей, стран была просто истерзана. Преодоление кризиса связано с деятельностью Дэна Сяопина. Это политический деятель пострадавший в годы Культурной революции, но обретший популярность в последние годы жизни Мао Цзэдуна. Он берёт курс на проведение прагматических реформ. Что означает слово прагматические?

Нам осталось заполнить последний модуль. К чему пришел Китай в результате всех потрясений, на пути модернизации и реформирования?

  1. Ещё раз внимательно посмотрите на свои записи в тетради, постарайтесь запомнить основные события. Закройте тетрадь и посмотрите на доску, постарайтесь составить верную последовательность событий.

Целью нашего урока было выяснить, что же позволило Китаю стать одной из наиболее динамично развивающихся стран, нашли мы ответ на этот вопрос?

После смерти Юань Шикая (1916 год) бэйянская клика раскололась на отдельные группировки: Аньхойскую клику, Чжилийскую клику (по названию столичной провинции Чжили), Фынтяньскую клику (по наименованию северо-восточной провинции Фынтянь), или мукденскую клику (от Мукден, по маньчжурскому названию административного центра провинции Фынтянь), и др. Между этими группировками и отколовшимися от них формированиями до 2-й половины 1920-х годов велась борьба за контроль над правительством в Пекине.

В японский милитаризм это было идеологическое течение, которое стало преобладающим в Японии в первой половине 20 века. Это течение защищает то, что милитаризм должен доминировать в социальной и политической жизни страны, и приравнивает силу вооруженных сил к силе нации.

По этой причине именно военные должны контролировать государство, что влечет за собой установление тоталитарного режима. В случае с Японией сторонники милитаризма воспринимали нацию как неделимую семью, связанную с императором. Вооруженные силы представили себя гарантами мира.

Первые предшественники японского милитаризма появились в XIX веке, но только в первые десятилетия XX века ему удалось навязать свою политическую модель. Результатом стало тоталитарное, ультранационалистическое, экспансионистское государство с некоторыми чертами, похожими на европейский фашизм.

Одним из последствий прихода к власти милитаризма стало вступление Японии во Вторую мировую войну на стороне нацистской Германии и Италии. Их поражение в этом конфликте положило конец милитаризму как доминирующей идеологии в стране.

Причины японского милитаризма

Начало реставрации Мэйдзи в 1869 году ознаменовало собой изменение во внешней политике Японии. С этого момента Япония стала экспансионистской страной.

Победа в войне против России, ее нападения на Китай и экономическая и демографическая ситуация после Первой мировой войны были одними из факторов, которые повлияли на появление милитаризма.

Вы сдаете экзамены как социальные лидеры

Влияние военных в японском обществе увеличилось после реставрации Мэйдзи. С этого момента политические и деловые лидеры были потомками самураев или бывших самураев с одними общими ценностями.

Во время первого правительства Мэйдзи Япония чувствовала угрозу со стороны западного империализма, поэтому она приступила к укреплению армии и ее промышленности.

Западный военный призыв был утвержден в 1873 году. Всех японцев начали приучать к патриотическим ценностям, которые сделали армию гарантом процветания нации. Таким же образом укреплялась верность императору.

Японское правительство пыталось подражать Пруссии, чтобы превратить в высшей степени сельскохозяйственное государство в индустриальное. Вдобавок пруссаки вдохновляли их на военную экспансию. Постепенно армия стала государством в государстве.

В конце периода Мэйдзи стали появляться более или менее секретные политические партии и патриотические общества. Они проводили политическую и военизированную деятельность и поддерживали японский экспансионизм в Азии.

Экономические факторы

Создание колониальных империй путем завоевания богатых ресурсами территорий было одной из характерных черт великих держав в XIX веке. В случае Японии нехватка сырья на архипелаге, особенно нефти, железа или угля, вынудила их импортировать их.

Решением было военное завоевание других территорий. В 1895 и 1910 годах Япония стала контролировать Тайвань и Корею соответственно. Затем его военные нацелились на Маньчжурию, Индокитай и другие территории Китая.

Независимость от военных

Еще одним фактором, вызвавшим рост японского милитаризма, было отсутствие контроля над вооруженными силами со стороны гражданских институтов. Еще в 1878 году в Японии был создан Генеральный штаб императорской армии - независимый орган, обладающий большей властью, чем само военное министерство. Вскоре после этого Императорский флот основал собственный Генеральный штаб.

Оба ведомства планировали военные операции и отчитывались только перед императором, не подчиняясь правительству.

Сила военного истеблишмента выросла до точки, определяющей формирование гражданского правительства.

Экспансионизм

В течение так называемого периода Тайсё в Японии было демократическое правительство, которое пыталось достичь мирных соглашений, таких как Вашингтонский военно-морской договор или членство в Лиге Наций. Однако экономические последствия Великой депрессии 29 г. и введение тарифов западными державами способствовали радикализации японской политики.

С другой стороны, этот неспокойный контекст совпал с ростом веры в то, что у Японии была божественная миссия по объединению Азии под своим правлением.

1930-е годы стали ключевым событием в реализации милитаризма. В том же году был подписан Лондонский военно-морской договор, в котором японское правительство согласилось ограничить военно-морскую мощь своей страны. Военные были решительно настроены против, и вместе с некоторыми политическими партиями поощряли анти-иностранные настроения.

Рост военного авантюризма

Со времени Первой китайско-японской войны Япония участвовала в многочисленных военных конфликтах в Азии.

После маньчжурского инцидента, использовавшегося для оправдания вторжения на эту территорию, военные попытались осуществить переворот, который установил бы диктатуру в Японии. Хотя это не удалось, его руководители не были наказаны.

В начале 1932 года японская армия напала на Шанхай и участвовала в войне, которая длилась три месяца. Правительство страны не могло контролировать эти действия своих военных, которые также пользовались большим авторитетом среди населения.

В 1936 году, когда все более мощная армия все еще пыталась распространить японское правление на материковую Азию, была предпринята еще одна попытка государственного переворота, также безуспешная. Однако гражданским лидерам пришлось согласиться со всеми требованиями военных, такими как увеличение оборонного бюджета и усиление патриотической обработки.

В ноябре 1936 года Япония и Германия подписали пакт о сотрудничестве в борьбе против коммунистов. В следующем году японцы снова напали на Китай.

Наконец, в 1940 году политические партии пришлось распустить в так называемую Ассоциацию поддержки имперского режима (Taisei Yokusankai). В Японии правил однопартийный режим тоталитарной идеологии.

Характеристики японского милитаризма

Японский милитаризм собрал в себе некоторые характеристики националистического общества, такие как концепция почетной смерти, уважение к тем, кто сражался за страну, или почитание за эту борьбу.

Для военных они были единственной силой, которая могла спасти свою страну как экономически, так и против угроз иностранных держав. К этому следует добавить чувство расового превосходства, особенно перед остальными народами континента.

Как и в нацистской Германии или фашистской Италии, японский милитаризм поддерживал ультранационалистические, расистские и империалистические идеи.

Божественность императора

Для японцев император был прямым потомком богов. В этом смысле его роль не была ролью абсолютного монарха по божественному праву, но он считался живым богом. Помимо своей политической роли, он также был верховным главой синтоизма, главной религии страны.

Ультранационализм

После реставрации Мэйдзи военные стали приверженцами сильного авторитарного ультранационализма. Тайные общества, возглавляемые военными, пытались навязать свое политическое видение как во внутренних, так и во внешних делах.

После побед против Китая (1894–1895) и России (1904–1905) эти группы сосредоточили свои усилия на борьбе против социализма и коммунизма.

С приходом на трон Хирохито самые ультранационалистические военные начали требовать революции, которая укрепила бы синтоистское государство, поклонение императору и японские традиции. Наряду с этим они заявили, что им следует отойти от западных обычаев, обществ, считающихся декадентскими, эгоистичными и не очень благородными.

Социальный контент

Японский милитаризм, несмотря на его антикоммунизм, совпал с европейским фашизмом по социальному содержанию некоторых своих предложений.

Радикальные военные начали действовать в 20-х и 30-х годах 20 века, когда крестьяне и рабочие страны переживали большой кризис. Эти солдаты утверждали, что они единственные, кто может улучшить ситуацию перед политиками, которых они считали коррумпированными и прозападными.

Часть военных даже пыталась провести аграрную реформу в пользу крестьян. Те же военные завоевания в Азии были частично оправданы как способ облегчить плохое положение японской деревни.

Паназиатское мышление

Японские военные защищали идею объединения народов Азии под своим контролем для противостояния западным державам. Для них Япония была выше остальных азиатских стран и, следовательно, должна была взять на себя контроль над континентом и создать великую империю.

Соблюдение бусидо

Как уже отмечалось, милитаризм в Японии был тесно связан с некоторыми историческими и культурными особенностями страны. Одним из них было бусидо, этический кодекс самураев.

Для наиболее радикальных фракций все проблемы страны исходили от безнравственных правителей, от буржуазии и от части народа. Эти военные считались прямыми наследниками самураев и, следовательно, хранителями их традиций. Бусидо стало для этого сектора ответом на кризис ценностей, который, по их мнению, переживала страна.

Это означало, что японский милитаризм будет пытаться бороться с типом мышления, который они считали западным и декадентским, с тем, что они считали чистейшими японскими традициями.

Последствия

Японскому милитаризму удавалось практически полностью контролировать власть с конца 1930-х гг. Одним из последствий стало вступление Японии во Вторую мировую войну.

Растущий империализм

Японский экспансионизм усилился после восшествия на престол Хирохито в 1926 году. Ультранационалистический милитаризм заставил его вмешаться в дела Китая и тихоокеанских стран, в конечном итоге столкнувшись с такими державами, как Соединенные Штаты и Великобритания.

Япония захватила Пекин, столицу Китая, в 1937 году, а затем продолжила военную кампанию в других частях страны. Более того, чтобы сохранить доступ к природным ресурсам, который был частично отрезан Соединенными Штатами, японцы вторглись в обширные районы Азиатско-Тихоокеанского региона.

Вторая мировая война

Япония подписала соглашение о сотрудничестве с нацистской Германией в 1936 году, к которому позже присоединилась Италия Муссолини. Четыре года спустя три страны подписали новый договор, признавший японское лидерство в Азии.

Этот договор также предусматривал взаимную помощь между тремя странами в случае нападения третьей страны.

В этом контексте Япония начала свою вторую войну против Китая в 1937 году в дополнение к вышеупомянутым кампаниям по завоеванию Юго-Восточной Азии. В 1941 году японцы атаковали военно-морскую базу США в Перл-Харборе, что ознаменовало их официальное вступление во Вторую мировую войну.

Поражение Японии

В августе 1945 года Соединенные Штаты сбросили на японскую землю две атомные бомбы. Первый - 6 августа - против Хиросимы, второй - 9 августа - против Нагасаки.

В том же месяце Советский Союз разгромил японскую армию в Квантуне и взял Маньчжоу-Го.

Учитывая это, Япония капитулировала 2 сентября того же года, и началась оккупация страны союзниками.

Послевоенный период

Поражение во Второй мировой войне и последующая американская оккупация привели к дискредитации милитаризма. Таким образом, меры, принятые во время конфликта для дальнейшей милитаризации общества, такие как проект постановления о национальной службе или движение за национальную духовную мобилизацию, были свернуты.

Многие японские военачальники были осуждены за военные преступления, а японская система образования была пересмотрена. В новой конституции, принятой после войны, пацифизм был одним из основных принципов.

Известные фигуры во время милитаризма

Кита икки

Икки Кита был японским интеллектуалом, родившимся 3 апреля 1883 года, и считался отцом японского фашизма. Среди его идей был также милитаризм, который побудил его предложить в 1919 году смену режима, которая установила бы военную диктатуру во главе с тогдашним принцем Хирохито.

Император Хирохито

После смерти своего отца Ёсихито в 1926 году Хирохито вступил на трон Японии. В то время страна была девятой по величине экономикой в ​​мире, а ее военно-морской флот был третьим по величине.

Хирохито считался настоящим живым богом в соответствии с традициями страны. Подъем милитаризма не повлиял на его фигуру, поскольку военные считали его центральной фигурой системы.

Во время его правления Япония ускорила свою экспансию на азиатском континенте, что в конечном итоге привело к ее вступлению во Вторую мировую войну. Несмотря на поражение, оккупирующая держава, Соединенные Штаты, не осудила Хирохито за военные преступления, хотя и заставила его заявить, что он не является потомком богов.

Его участие в самых спорных военных решениях всегда было предметом споров, но Соединенные Штаты решили сохранить его на троне как символ стабильности и сплоченности.

Хидеки Тодзё

Хидеки Тодзё (30 декабря 1884 г. - Токио, 23 декабря 1948 г.) был военным, который занимал пост премьер-министра Японии между 1941 и 1944 годами, в разгар Второй мировой войны. Кроме того, он также был министром войны, образования, иностранных дел и начальником генерального штаба армии.

Этот военный был инициатором японского вторжения в Маньчжурию, которое должно было привести к войне против Китая. Его личность, описываемая как харизматическая, сделала его основной фигурой японского милитаризма того времени.

За время своего пребывания в правительстве японские военные совершили множество военных преступлений, помимо превращения страны в полицейское государство с использованием военной полиции для контроля над диссидентами.

Тодзё был вынужден уйти в отставку в июле 1944 года после военных поражений Японии в 1942 и 1943 годах.

После войны он был арестован властями США после попытки самоубийства. Военного судил Международный военный трибунал за военные преступления и приговорил к смертной казни. Повешен 23 декабря 1948 года.

В истории Китая второй половины ХХ — начала XXI в. можно выделить два основных периода. Первый период (1949—1978) охватывает социалистические эксперименты на маоистской основе. Второй период (с 1978 г.) открывает переход КНР к рыночной экономике — своеобразному варианту перестройки китайского общества.

Образование КНР.

В августе 1945 г. завершилось освобождение Китая от японской оккупации. Активное участие в освободительной борьбе приняли две крупнейшие политические силы страны — Гоминьдан и Коммунистическая партия Китая (КПК).

Лидер Гоминьдана Чан Кайши возглавлял правительство Китайской Республики. Его партия выступала за развитие экономики на основе рыночных отношений и укрепление связей с западными странами.

СССР внес огромный вклад в разгром Японии на Дальнем Востоке. Советские войска нанесли поражение Квантунской армии и временно оккупировали территорию Маньчжурии. В августе 1945 г. между Советским Союзом и гоминьдановским Китаем был заключен Договор о дружбе и союзе. Гоминьдан и КПК начали переговоры о создании коалиционного правительства. Однако противоречия между ними были столь острыми, что переговоры не увенчались успехом.

В это время советское правительство приняло окончательное решение в своей политике по отношению к Китаю ориентироваться только на КПК. В апреле 1946 г. Советский Союз вывел свои войска из Маньчжурии. Гоминьдановское правительство тотчас отдало приказ о наступлении на северном направлении. В Китае возобновилась гражданская война.

Первоначально преимущество было на стороне гоминьдановских войск. Но уже весной 1947 г. НОАК перешла в наступление и в январе 1949 г. заняла Пекин. Затем НОАК захватила Шанхай и столицу гоминьдановцев Нанкин, форсировала Янцзы и завершила разгром Гоминьдана. Чан Кайши с остатками своей армии перебрался на остров Тайвань, провозгласив здесь Китайскую Республику.

Восстановительный период.

После тридцатилетнего периода войн и революций экономика КНР находилась в плачевном состоянии. На помощь пришел Советский Союз. В 1950 г. между КНР и СССР был подписан Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи. Советская поддержка стала важнейшим фактором социально-экономического развития КНР.

В стране начала проводиться аграрная реформа. Около 90 % населения страны составляли крестьяне и только 2 % — рабочие. Значительная часть помещичьих земель национализировалась, а остальная передавалась во владение сельским жителям. Одновременно создавался государственный сектор экономики за счет конфискации собственности крупной национальной буржуазии и иностранного капитала. В 1952 г. был восстановлен довоенный уровень производства в промышленности и сельском хозяйстве.

В 1954 г. состоялись выборы в новый однопалатный парламент — Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП). Председателем КНР был избран Мао Цзэдун.

Кроме того, в это время ухудшились советско-китайские отношения. СССР сократил помощь Китаю, а в 1960 г. и вовсе прекратил ее. В отдельных районах Китая начался голод.

В результате нового курса крестьянам были возвращены приусадебные участки. Им разрешили держать мелкий скот и птицу, заниматься ремеслами и торговать на рынке. Повсюду вводился принцип материальной заинтересованности в результатах труда.

Благодаря принятым мерам к 1965 г. в стране в целом было восстановлено производство и покончено с голодом. Тем не менее внутриполитическая ситуация оставалась сложной. Все чаще в адрес Мао Цзэдуна раздавались критические высказывания со стороны интеллигенции и части партийного аппарата. В стране и партии формировалась вполне реальная оппозиция Мао.

Однако ситуация в стране по-прежнему оставалась сложной и нестабильной. Поэтому правящая верхушка партии и государства вынуждена была восстановить часть репрессированных кадров на довольно высоких государственных постах. В их числе был будущий реформатор Китая Дэн Сяопин.

Китай в 1945 - 1978 гг.

Читайте также: