Именительный родительный и винительный падежи одушевленных имен существительных 4 класс конспект

Обновлено: 07.07.2024

Конспект открытого урока русского языка

УМК: Школа России

Тема: Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных.

Цель: формирование общеучебных УУД в процессе изучения именительного, винительного и родительного падежей одушевленных имён существительных.

1.Мотивация к учебной деятельности.

Я желаю поработать всем плодотворно, с пользой и удовольствием.

2.Актуализация опорных знаний и способов действий.

Откройте свои тетради. Запишите сегодняшнюю дату. Сегодня двадцать девятое ноября, классная работа.

Словарная работа ( слова на доске)

Б.гаж, площ.дь, г.ризонт, ша.пунь, б.седа, к.лендарь, п.ссажир, б.бл.отека, к.рабль.

Спиши вставляя пропущенные буквы, укажи склонение.

Работа с предложением

Выплыло на небо красное солнышко и разбудило землю.

Спиши, разбери по членам предложения,

Чтобы узнать тему урока, откройте страницу 111.

Тема: Именительный, родительный, винительный падежи одушевленных имен существительных.

Сегодня офицера вызвали на работу.

Как определить падеж выделенного имени существительного? (по падежному вопросу, по вспомогательному слову)

Определи падеж, ….. . Ребята, вы согласны? Учитель организует дискуссию.

Почему возникает затруднение определить падеж этого имени существительного?

(не знаем, как различить Р.П и В.П)

Чтобы научиться их различать, рассмотрим именительный, родительный и винительный падеж в упражнении 201-ом. Что нужно сделать в упражнении?

Ребята, а что значит изменить имена существительные по падежам?

(ответы детей) Вспомним определение склонения имен существительных.

Кто помнит определение? (Склонение это изменение существительных по числам и падежам.)

Значит, что мы сейчас сделаем? (просклоняем имена существительные)

Какие склонения вы знаете? (1, 2, 3)

Какие существительные относятся :

К 1 склонению? (ж.р. и м.р. с окончаниями А, Я)

Ко 2? (м.р. ср.р. с нулевым окончанием, О, Е, Ё)

К 3? (ж.р. с нулевым окончанием)

На доске слайд со склонениями имен существительных. (6 слайд)

Теперь, когда мы повторили склонение имен существительных, мы можем просклонять имена существительные в указанных падежах.

Вспомним вспомогательные слова и падежные вопросы этих падежей. На доске таблица.

И.п. (есть) кто? что? (7 слайд)

Р.п. (нет) кого? чего?

В.п. (вижу) кого? что?

Прочитаем вслух вполголоса. Посмотрите на тему урока, с какими именами существительными мы будем работать? (с одушевленными) Прочитайте падеж и падежный вопрос, который относится к одушевленным именам.

И.п. (есть) кто? ( 8 слайд)

В каких падежах совпадает падежный вопрос? (в Р.п и В.п.)

Прочитает имена существительные, которые нам даны, Настя, в упр. 201 на стр.111

(лиса, осёл, конь, мышь).

Сейчас я вам раздам карточки, в которых вы будете работать. В пустые строки вы будете записывать имена существительные – лиса, осёл, конь, мышь, их необходимо просклонять. Кому не понятно, как вести записи?

Определим склонение этих имен существительных.

А) Кто уже определил склонение существительного лиса?

Б) Кто проговорит полным ответом, какого склонения существительное осёл?

(осел – м.р., нулевое окончание, значит относится ко 2 склонению)

В) Кто хочет определить склонение следующего существительного?

Г) Кто проговорит полным ответом, какого склонения существительное мышь?

Какую работу мы сейчас выполняли? Что мы сделали с существительными?

(Мы определили склонение в указанных падежах) (слайд 9)

Какие из данных имен существительных и в каких падежах имеют одинаковое окончание? + выделить окончание (Существительные осел и конь в р.п. и в.п.)

Как мы с вами определяем падеж имён существительных? (по падежному вопросу)

Как определить падеж имен существительных 2скл, если в р.п. и в.п. совпадают падежные вопросы? Чему мы с вами будем учиться на уроке?

Цель: учиться различать одушевленные имена существительные родительного и винительного падежей 2 склонения.

3. Решение проблемы

Для того чтобы решить проблему – как определить падеж имён существительных 2 скл, вернемся к предложению на доске, с которым возникло затруднение. ( слайд 10)

Сегодня офицера вызвали на работу.

Как определить падеж выделенного имени существительного? (по падежному вопросу, по вспомогательному слову) Определи падеж, …. ( пишет на доске)

Ребята, вы согласны? Учитель организует дискуссию.

Почему возникает затруднение определить падеж этого имени существительного?

(не знаем, как различить Р.П и В.П)

Ребята, мы уже с вами определили затруднение в различении В.П и Р.П – окончания в 2 скл. Этих существительных одинаковые и падежные вопросы тоже одинаковые.

Мы можем определить падеж у существительного 1 склонения по окончанию? (можем)

Чтобы определить падеж этого существительного, нам поможет 1 склонение.

Посмотрите на таблицу, которую мы с вами заполнили.

А как мы это сделали? (могут затрудниться ответить)

Чтобы понять, как определяли падёж существительного 2 скл, будем пользоваться алгоритмом.

Заменить одушевлённое имя существительное 2 склонения на одушевлённое имя существительное 1 склонения.

Заменили именем существительным 1 склонения, что дальше будем делать? (Выделим окончание)

Это будет второй пункт алгоритма.

2.Выделить окончание имени существительного 1 склонения.

После того, как мы выделили окончание у сущ. 1 склонения, что мы можем определить? (можем определить падеж по окончанию и вопросу)

Это будет третий пункт алгоритма.

3.Определить падеж по окончанию и вопросу.

Если мы определили падеж у сущ. 1 склонения, то падеж у сущ. 2 склонения будет такой же? (Да)

Верно, у сущ. 2 скл будет такой же падеж, как и у сущ. 1 скл.

Это будет четвертый пункт алгоритма.

4.Пишем такой же падеж у существительного 2 склонения.

Алгоритм на доске. (слайд 11)

1.Заменить одушевлённое имя существительное 2 склонения на одушевлённое имя существительное 1 склонения.

2. Выделить окончание имени существительного 1 склонения.

3. Определить падеж по окончанию и вопросу.

4. Пишем такой же падеж у существительного 2 склонения.

Мы сейчас определили, как нам нужно рассуждать, если мы определяем падеж у им. сущ. 2 скл в предложении.

4.Первичное закрепление (слайд 12)

Кто уже понял, как мы рассуждаем, чтобы определить падеж у сущ. 2 скл? Кто хочет пойти к доске и полно по алгоритму проговорить? Выходи, ……. Прочитает предложение …. Не забываем выделять окончание в словах.

Ученик работает у доски, все остальные записывают предложение в тетради.

Проводим стрелку от главного слова к сущ. Можем определить падеж? (нет) Мы увидели, что у нас сущ 2 скл, не можем определить падеж.

Что будем делать? Следуем по алгоритму.

Коршуна клюёт. – Лису клюёт.

Коршуна клюёт. – Лису клюёт.

2). Куртка шофёра.

Куртка шофёра – Куртка лисы.

3). Мы не заметили жука.

Мы не заметили жука – Мы не заметили лису.

4). Незнайка нарисовал Пончика.

Незнайка нарисовал Пончика – Незнайка нарисовал лису.

Мы с вами потренировались определять падеж у сущ. 2 скл.

Давайте вспомним, почему мы не можем определить падеж у сущ. 2 скл? (потому что окончания одинаковые и падежный вопрос одинаковый)

Что мы делаем сначала, если встречаем в предл. сущ. 2 скл?(заменяем на сущ 1 скл) Что делаем затем? (выделяем окончание и по окончанию и вопросу определяем падеж) Верно, не забываем, что такой же падеж будет у сущ. 2 скл.

5.Организация самостоятельной работы

Работай по алгоритму. Определи падеж выделенных имён существительных в предложениях. Не забудь указать зависимые слова, склонение, выделить окончания. Запишите полученное предложение через тире.

Зайца не заметили. -

Зайца ( м.р., 2 скл.) не заметили. - Лису не заметили.

Шляпа волшебника. – Шляпа лисы (ж.р., 1 скл., Р.п.)

Паука поймали. – Лису поймали (ж.р., 1 скл., В.п.)

Передайте карточки с последней парты на первую, чтобы я могла оценивать вас и поставить отметки за выполненную работу.

6.Информация о домашнем задании.

Дома выполните упражнение 206. Найдите его. Выполните по заданию, вам уже дана подсказка, что все существительные будут либо р.п. либо в.п., ваша задача придумать одушевленные имена существительные 2 склонения и записать словосочетания. Затем устно подставить существительное лиса 1 склонения и не записывать полученное предложение.

Кому не понятно?

7.Рефлексия учебной деятельности

Наш урок подходит к концу.

Какая была тема нашего урока?

Какие упражнения были самые трудные?

Ребята, а теперь, если вам было на уроке интересно и вы все поняли, нарисуйте смайлику весёлую улыбку, а если не все было понятно, то грустную.

Здесь вы найдёте конспект урока на данную тему и презентацию.

ВложениеРазмер
tema1.docx 18.78 КБ
prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx 629.36 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Именительный, родительный, винительный падежи одушевлённых имён существительных.

Цели: 1.познакомить с приёмом различения одушевлённых имён существительных 2-го склонения в родительном и винительном падежах;

2.развивать умение различать имена существительные в родительном и винительном падежах с одинаковыми окончаниями.

3.воспитывать аккуратность, терпение, любознательность.

Предметные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез;

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;

Личностные : нравственно- этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

2.Минутка чистописания. Самоопределение к деятельности.

*Звучит музыка и дети пишут буквы и сочетания букв.

без кружков про девушку сквозь снежки до голубки Слайд 1

-Списать слова, подчеркнуть орфограммы.

-На какие две группы можно разделить данные слова?

-Прочитайте слова в родительном падеже, в винительном падеже.

-Как отличить винительный падеж от родительного падежа?

(Вы)плыло (на) неб. красное солны.ко и (раз)будило землю. Ранний луч.

( по)пал (на )жаворонка. Слайд 2

-Списать, вставить пропущенные буквы.

-Разобрать предложения по членам, укажите падеж и склонение имён существительных. (работа в парах)

-Как определить склонение имён существительных?

-Как определить падеж имён существительных?

-В чём испытывали затруднение?( В определении падежей существительных)

-В чём было сомнение? (Трудно было отличить родительный падеж от винительного падежа.)

-Сформулируйте задачи урока.

3.Работа по теме.

1)Отличие именительного, родительного, винительного падежей одушевлённых имён существительных.

-Прочитайте имена существительные.

Слон, день, дождь, учитель, агроном, портфель, воробей, трамвай.

-На какие две группы можно разделить данные слова?(Одушевлённые имена существительные и неодушевлённые имена существительные.)

-Запишите эти существительные в два столбика, поставьте их в форму винительного ,а затем родительного падежа, в скобкахперед словами укажите вопросы.

*Один ученик у доски.

вижу(кого?) слона, нет (кого?)слона

вижу (кого?) учителя, нет (кого?)учителя

вижу (кого?) агронома, нет (кого?)агронома

вижу (кого?) воробья, нет (кого?)воробья

вижу(что?)день, нет (чего?)дня

вижу(что?)дождь, нет (чего?)дождя

вижу(что?)портфель, нет (чего?)портфеля

вижу(что?)трамвай, нет (чего?)трамвая

-Сравните окончания существительных в первом и во втором столбиках.

-Какую особенность вы заметили?(Окончания в первом столбике одинаковые, а во втором столбике разные.)

-Почему же так получилось?(Отвечают на вопрос кого?)

-Какая трудность может возникнуть при определении падежа одушевлённых существительных?(Трудно различить родительный и винительный падеди.)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Русский язык

Тема: Именительный, родительный и винительный падежи одушевленных имен существительных

Цели: познакомить с приёмом различения одушевлённых имён существительных 2-го склонения в родительном и винительном падежах; развивать умение различать имена существительные в родительном и винительном падежах с одинаковыми окончаниями; расширять словарный запас, совершенствовать орфографическую зоркость, связную речь, мышление, внимание, познавательный интерес; воспитывать трудолюбие, аккуратность, взаимопомощь.

Организационный момент

Проверка домашнего задания

- По каким признакам определить тип склонения существительного?

- Какие признаки имеют имена существительные 1, 2 и 3-го склонения?

- Как различить именительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных ? Родительный?

III. Актуализация знаний

Минутка чистописания

- Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа.
- Как всегда несколько минут в начале урока мы уделим чистописанию.

Боо л хе рб

Словарная работа

- Из данных буквосочетаний собери словарное слово. (Хлебороб)

- Кто такой хлебороб? (Хлебороб – крестьянин, выращивающий хлеб, хлебопашец.)

- Запишите новое словарное слово, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.

- Как образовалось это слово? (Это сложное слово, состоит из двух корней.)

Однокоренные слова: хлеб, хлебец, хлебушек, хлеборобный, хлебушко, хлебоуборка, хлебный, хлебозавод. (выделить корень)

Синонимы: земледелец, землепашец, хлебопашец.

3) Синтаксический разбор предложения

Хлебороб собрал последний урожай. 4

Звуко-буквенный разбор слова хлеб 1 .

IV. Самоопределение к деятельности

Прочитайте слова: слон, осёл, трамвай.

- На какие две группы их можно разделить? (одушевленные и неодушевлённые имена существительные)

- Запишите эти существительные в три столбика, поставьте их в форму винительного и родительного падежа.

(Кто?) слон (кого?) слона (кого?) слона.

(Кто?) осёл (кого?) осла (кого?) осла.

(Что?) трамвай (чего?) трамвая (что?) трамвай.

Сравните окончания существительных в первом, втором и в третьем столбиках. Какую особенность вы заметили? (Окончания в первом столбике одинаковые, а во втором и в третьем — разные.)

Почему в первом столбике и в родительном, и в винительном падежах форма слова одинаковая? (Одушевлённые имена существительные и в форме родительного, и в форме винительного падежа отвечают на вопрос кого?)

Какая трудность может возникнуть при определении падежа одушевлённых существительных? ( Трудно различить родительный и винительный падежи.)

В чём сходство этих падежей? (Одинаковые вопросы в именительном и винительном падежах, винительном и родительном падежах.)

— Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить, чем отличаются винительный и родительный падежи, научиться различать имена существительные в родительном и винительном падежах.)

V. Работа по теме урока

- Как правильно определить падеж имен существительных?

Чтобы определить падеж имени существительного надо:

1. Найти слово, к которому относится имя существительное.

2. Поставить от него нужный вопрос.

3. По вопросу и предлогу определите падеж.

Если вы затрудняетесь в определении падежа, подставьте слова- подсказки.

1. Работа по учебнику Упр. 201 (с. 111).

(Коллективное выполнение. Учащиеся по цепочке склоняют слова. Далее работа по вопросам и заданиям упражнения.)

- Попробуем вспомнить ещё один способ, с помощью которого мы с вами будем различать винительный и родительный падежи, а для этого выполним упражнение 201 стр.111.

- С каким приёмом вы познакомились? ( С приёмом замены одушевлённых существительных 2 -го склонения существительными 1 -го склонения.)

2. Работа по вариантам

-Первый вариант выписывает существительные в В.П., второй вариант выписывает имена существительные в родительном падеже.

*два ученика работают у доски.

Сижу у соседа, слушаю про дельфина, рисунок от малыша, спешу на рыбаку, книга для ученика, вступился за друга, слушаю учителя, рассказ брата, прыжок льва, слушал ребенка. (Проверка)

Физкультминутка

Закрепление изученного материала

Работа по учебнику у пр. 204 (с. 112).

(Коллективное выполнение. Учащиеся по цепочке читают предложения и определяют падеж имён существительных.)

Как можно различить падеж одушевлённых имён существительных 2-го склонения с одинаковыми окончаниями?

Рефлексия. Подведение итогов урока

- Чему научились на уроке? (Различать имена существительные в родительном и винительном падежах)

- Как различить родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных мужского рода?

— Что на уроке было труднее всего?

Возьмите цветные карандаши и на полях своей тетради нарисуйте лицо человечка:


Как отличить, в каком падеже стоит одушевлённое имя существительное 2-го или 3-го склонения? Ведь такие существительные мужского рода 2-го склонения в родительном и винительном падежах отвечают на один и тот же вопрос и имеют одинаковые окончания. А существительные 3-го склонения – в именительном и винительном падежах. Разобраться в запутанной ситуации поможет ребятам просмотр данного видеоролика.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных"


Вы знаете, я очень люблю играть в прятки. И вот сегодня мы так весело играли с Вирусом. А ещё с нами играли в прятки коза, слон и конь. Те самые, которые так здорово помогали мне проверять безударные падежные окончания у имён существительных первого и второго склонения. И вместе с нами была маленькая ручная рысь.

Посмотрите, как мы играли.

Это кто? Коза, слон, конь, Вирус и рысь.

Ой, нет кого? Козы, слона, коня, Вируса, рыси.

Я поискала немного и увидела всех.

Хи-хи! Вижу, вижу кого? Козу, слона, коня, Вируса, рысь.


Во второй фразе – нет кого? Козы, слона, коня, Вируса, рыси – в родительном падеже.

А в третьей фразе – вижу кого? Козу, слона, коня, Вируса, рысь – в винительном падеже.

Однако, здесь есть кое-что интересное. Посмотрите, ребята, с именительным падежом всё понятно. Все эти имена существительные отвечают на вопрос кто? и имеют окончание в первом склонении и нулевое во втором и третьем склонении. А вот во второй и третьей фразе кое-что неясно.

Так как все эти имена существительные одушевлённые, то они и в родительном, и в винительном падеже отвечают на один и тот же вопрос – кого? При этом у имён существительных второго склонения в этих падежах не только вопросы одинаковые, но и окончания – или .


Давайте попробуем определить падежи имён существительных вот в этих предложениях:

Нет почётнее профессии хлебороба.

Неотложная работа звала хлебороба в поле.



Ой, почему же? Ведь я так старалась! А, поняла. Я кое-что забыла рассказать.

В именительном падеже имена существительные употребляются только без предлогов, а вот в родительном падеже и без предлогов, и с предлогами. С именами существительными в родительном падеже мы можем увидеть предлоги у, с, от, до, из, без, для, около, возле и некоторые другие.

В винительном падеже также имена существительные могут употребляться без предлогов или с предлогами о, в, за, на, под, про, через и некоторыми другими.

Ой, как здорово! Ну что же, пожалуй, пришло время подвести итоги всего того, о чём мы сегодня говорили.


В именительном падеже одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос кто? В первом склонении у них окончания -а, -я. Во втором и третьем склонениях – нулевое окончание.

Имена существительные в именительном падеже употребляются только без предлогов и в предложении являются подлежащим.

В родительном падеже одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос кого? У имён существительных первого склонения окончания -ы, -и. Во втором склонении – окончания -а, -я. В третьем склонении – окончание .

Имена существительные в родительном падеже употребляются без предлогов и с предлогами у, с, от, до, из, без, для, около, возле и другими. А ещё я знаю, что в предложении имена существительные в родительном падеже являются второстепенными членами.

В винительном падеже одушевлённые имена существительные тоже отвечают на вопрос кого? У имён существительных первого склонения окончания -у, -ю. Во втором склонении – окончания -а, -я. В третьем склонении – нулевое окончание.


Имена существительные в винительном падеже тоже употребляются без предлогов и с предлогами о, в, за, на, под, про, через и другими. В предложении имена существительные в винительном падеже являются второстепенными членами.

Для того, чтобы определить падеж имени существительного второго и третьего склонения, отвечающего на вопрос кого?, надо вместо этого имени существительного поставить существительное первого склонения. Если у него будет окончание или , то значит слово стоит в родительном падеже. Если же у существительного первого склонения будет окончание или , значит слово стоит в винительном падеже.

Ну и напоследок я вам предлагаю поиграть, а заодно проверить, хорошо ли вы усвоили то, о чём я сегодня вам рассказала. Определите падеж одушевлённых имён существительных вот в этих словосочетаниях:

Найди кота, имя человека, полёт ястреба, встречу лося, берлога медведя, навещу друга, отведу дочь.

Я надеюсь, вы легко справились с этим заданием, позвав на помощь дядю или козу. Ну что же, давайте проверим, так ли у вас получилось.

Читайте также: