Игра сказка пропавшие имена 1 класс конспект урока

Обновлено: 08.07.2024

Познакомить учащихся с миром имен, их историей, значением и своеобразием. Дать представление о происхождении имен людей, вызвать интерес к собственному имени. Показать связь имен с историей.

Содержимое публикации

Родной язык.

Познавательная

Познакомить учащихся с миром имен, их историей, значением и своеобразием.

Дать представление о происхождении имен людей, вызвать интерес к собственному имени. Показать связь имен с историей.

Развивающая

Научить образовывать полную форму имен. Узнать использование имен в пословицах, русских народных сказках, формировать умение обращаться друг к другу по именам, воспитывать культуру речи. Развивать память, мышление, речь. Развивать умения работать с литературой, умение работать в группе и индивидуально; формулировать выводы.

Воспитательная

Воспитать человеческое достоинство, уважение к личности.

Метапредметные результаты

Обучающийся получит возможность для формирования следующих регулятивных УУД:

принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока), с помощью учителя;

познавательных УУД:

целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;

понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме;

Тип урока: изучение нового материала.

Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

Мы рады видеть всех детей здоровыми, весёлыми, в хорошем настроении. Давайте улыбнёмся друг другу. Какие у всех сразу стали весёлые лица!

2. Актуализация знаний. Постановка проблемы урока.

-Ребята, как называются люди, которые живут вместе, заботятся друг о друге, любят друг друга?

Ответы детей: семья.

- В одной дружной семье появился малыш. Глядя на своего малыша, родители сразу начинают над чем-то задумываться.

- О чём задумываются родители?

Ответы детей: какое имя дать ребёнку.

Каждая семья должна

Выбрать крохам имена.

Среди сотен самых разных

В каждом имени есть свет

В каждом – солнышка привет.

С милым, нежным малышом

Свет любви приходит в дом.

Саши, Игорьки, Иваны,

Ксюши, Кати и Татьяны

Взрслым дарят море свет

Этим светом все согрето

-Правильно, родители думают, как же им назвать малыша, какое имя дать, ведь имя остаётся с малышом навсегда.

Сегодня мы поговорим о наших именах.

Но сначала — разминка. Проверим, хорошо ли вы знаете имена героев русских народных сказок и былин.

- Знаете ли вы, что ваше имя тоже имеет историю?

Мы привыкли называть каждого по имени и фамилии, но ведь имя у человека возникло не случайно. Шли годы, прежде чем древние люди придумали способ, выделять из толпы отдельного человека, обращаясь к нему по имени.

Какое разнообразие имён встречается вокруг нас с вами!

Имя присваивается человеку при рождении. Сейчас мы почти точно можем определить по имени принадлежность человека к тому или иному народу.

А вы знаете, как звучит имя Иван в других странах?

Такое распространённое в России имя, как Иван, в Англии будет звучать как Джон, во Франции — Жан, в Испании — Хуан, в Германии — Ханс, в Италии — Джованни.

В Древней Руси имён было много. Нам они сейчас кажутся смешными, но отмечали они черты характера или внешние особенности человека.

У каждого из нас есть имя. У кого-то оно привычное, часто встречающееся, а у кого-то редкое. Злата, Василиса, Матвей, Ермолай, Мариника.

Но всякое имя прекрасно, потому что его с любовью дали нам наши родители. И мы с гордостью носим данное нам имя всю жизнь, отзываясь то на полное, то на краткое, то на уменьшительно-ласкательное, то на имя-отчество.

б) - Имена бывают полные и краткие. Давайте поиграем. Я буду называть краткое имя, а вы — полное.

Леша (Алексей), Леня (Леонид), Женя (Евгений), Вова (Владимир), Саша (Александр), Рома (Роман),

Света (Светлана), Катя (Екатерина), Лена (Елена), Настя (Анастасия), Надя (Надежда), Вера (Вера), Вика (Виктория), Саша (Александра), Лара (Лариса), Таня (Татьяна), Люда (Людмила).

в)А теперь послушайте стихотворение И. Бардина и скажите, как зовут мальчика, о котором идет речь.

Лежит возле клумбы. Забытая лейка.

— Кто здесь тебя бросил?

Грустят у песочницы

— Кто здесь вас оставил?

Про нас он забыл

И с друзьями играет.

За ним собирает.

Андрейка и Андрюшка — это уменьшительное от полного имени Андрей. Наверно, у каждого из вас тоже есть любимое уменьшительное, ласковое, домашнее имя.

Дети передают по кругу шар в виде сердца и называют соседа ласковым именем. Например: Лёвушка, Настенька, Мишенька и т.д.

-Да, дети, ласковое имя лучше мягкого пирога!

Люлю, люлю, люленьки,

Прямо Шуре в люленьку,

Сели гули на края,

Прямо Шуре в люленьку.

Стали гули гулевать,

Стала Шура засыпать,

Спи-ка, Шуренька, поспи,

Ручки белые прижми,

Глазки, милая, сожми,

Стали гули гулевать,

Стали гули ворковать,

Чем нам Шуреньку питать?

Сахарком ли, медком,

Или кашкой с молочком?

Она сахару не ест,

Меда в рот не берет,

Уж мы съездим во торжок,

Купим Шуреньке горшок,

Крупки маленький мешок,

Будем печку топить,

Будем кашку варить,

Будем Шуреньку кормить,

г) ЗАДАНИЕ: назвать имена, которыми можно назвать и девочек, и мальчиков.

- Будет ли различаться полная форма имени у мальчиков и девочек?

(ЕВГЕНИЙ – ЕВГЕНИЯ, АЛЕКСАНДР – АЛЕКСАНДРА)

- Оказывается всё растёт: росточек вырастает в большое дерево, цыплёнок превращается в петуха или курицу, мальчик и девочка вырастая, становятся взрослыми мужчиной и женщиной. Имя растёт вместе с нами.

-Давным-давно в п. Ленинский у молодых родителей родилась здоровенькая девочка и назвали её СВЕТОЧКА, мама звала Светочка, папа просто Светуля. Шло время, пошла девочка в детский сад, потом в школу. Звали её уже Светлана. Девочка долго думала кем стать, когда вырастет, где работать, и решила, что будет работать с маленькими детьми в школе, стала учителем. И теперь все зовут Светлана Геннадьевна.

Имя сопровождает человека всю жизнь. Вы, растёте, и вместе с вами растёт имя. Машенька станет Марией, Настенька - Анастасией.

-Саша, как тебя будут звать?

-А что есть кроме имен у человека? (Еще у человека есть отчество).

-Интересно отметить, что на Руси отчество указывало на происхождение и родственные связи человека. Отчество образуется от имени отца, отчество нам дарит папа. Например, Виктор – Викторовна, Павел- Павловна.

- Какое отчество у тебя?

-Сейчас, мы с вами проверим, как вы знаете отчества. Я называю мужское имя и кидаю мячик, а вы ловите и называете отчество к этому имени. Иван, Петр, Семен, Валерий.

Закройте глаза. (Звучит музыка). А теперь представьте себе звёздное небо. Звёзды большие и маленькие, яркие и тусклые. Посмотрите внимательно на звёзды и выберите самую прекрасную звезду. Быть может, она похожа на вашу мечту, а может быть, она напомнила вам о минутах счастья, радости, удачи? Ещё раз полюбуйтесь своей звездой и попробуйте до неё дотянуться. Старайтесь изо всех сил! И вы обязательно достанете свою звезду. Снимите её с неба и бережно положите перед собой, рассмотрите поближе и постарайтесь запомнить, как она выглядит, какой свет излучает.

Откройте глаза, найдите ту звезду, которая вам понравилась и назовите её своим именем, но именно тем, которое вам нравится, и вы хотите, чтобы мы вас звали именно так.

5. Закрепление знаний.

а) -А теперь необходимо в конце каждой второй строчки вставить имя, такое, чтобы оно рифмовалось с последним словом первой строки.

С горы на санках несся вниз

Веселый, озорной . (Денис, Борис).

Протекала крыша наша,

И помог нам мастер . (Саша, Паша).

В воскресенье встала рано

Пол подмел сегодня в классе

Наш дежурный Сомов . (Вася).

Только что промчался мимо

Мой сосед Григорьев . (Дима).

Решала задачку про мандарины

Отличница наша Петрова Ирина).

Влезла в лужу по колено

На картинке — Бармалей.

Нарисовал его . (Андрей, Сергей).

б)Разгадать шарады.( слайд)

в) -Имена есть у всех людей и даже у героев сказок и мультфильмов.

➢ «Все называют меня краса — длинная коса. (Варвара.)

-Какие имена вы запомнили на уроке?

-Какие одинаковые имена можно давать и девочкам и мальчикам?

-Какое имя вам нравится больше всего? Почему?

-Оцените свою работу на уроке.

-Что понравилось? Что запомнилось?

Будь же всегда достоин

Будь прям, и правдив, и спокоен,

И с честью носи его!

-Какие бы имена мы не носили, что бы ни предопределяли нам они, мы всегда остаёмся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле.

Список используемой литературы

Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Энциклопедия русских имён. – М.: Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2000.

Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет. Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2004.

Я, Ты, Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников /Сост.: О.Л. Князева.- М.: Мозаика-Синтез, 2003.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учитель: Бекирова Н.К.

Предмет: Родной русский язык

Цель:
• Пробудить интерес к истории происхождения своего имени;

Задачи:
• образовательная: закрепление навыка написания собственных имен;
• развивающая: создание поисковой ситуации, стремление к исследовательской работе над происхождением и разгадкой смысла имен, фамилий своих друзей, родных и близких;
• воспитательная: вызвать эмоциональный отклик; помочь осознать нравственный смысл имени.

С именем Иван, без имени – болван.
Хорошо там и тут, где по имени зовут.
Без имени ребенок – чертенок.
(пословицы)

4. Самопрезентация. Представление себя.
• Четко произнесите свои имя, фамилию, отчество. Кратко расскажите о своей родословной.
• Еще раз проговорите орфографически название своего имени, фамилии, отчества. Запишите их в тетрадь.
• Продиктуйте свои данные соседу по парте.
• Выпишите в один столбик имена девочек вашего класса, в другой – имена мальчиков.

6. Обратимся еще раз к сказке про Алису и ее друзей (читает учитель).
- Меня зовут Алиса, и я…
- Довольно дурацкое имя! – нетерпеливо перебил ее Шалтай. – Что оно означает?
- Разве имя должно что-нибудь означать? – спросила озадаченная Алиса.
- Вне всякого сомнения, - фыркнул Шалтай- Болтай. – Лично мое имя указывает на ту хрупкую форму, которая мне присуща. Потрясающая форма! А с таким именем, как у тебя, можно оказаться какой хочешь формы, даже самой уродливой.
• А вам интересно, ребята, узнать о происхождении и значении своих имен?
• А кто уже знает, что означает его имя и откуда оно произошло?
(Ответы учащихся).
Александр (греч.): алексо – защищать, андрос – муж: мужественный борец, защитник людей.
Артем (греч.): артемиус – посвященный Артемиде (богине луны, охоты), артемис – здоровый, невредимый.
Марина (латин.): маринус- морской.
Дмитрий (греч.) – посвященный Деметре (богине земледелия и плодородия).
Екатерина (греч.) – чистая.

8. Занимательная минутка. Игры-загадки:
• Имя этой девочки пишется и произносится одинаково как слева направо, так и справа налево. Отгадайте его (Анна, Алла, Ада).
• Если от имени мальчика отнять букву, вы получите имя девочки. Как зовут мальчика и девочку? (Коля – Оля; Вася – Ася)
• В каком имени пол Я? (Поля)
• Назовите женское имя, которое состоит из двух гласных. (Ия)
• Какое женское имя не заканчивается ни на гласный А, ни на Я? (Любовь)
• Название какого города на Украине состоит из одного мужского и ста женских имен? (Севастополь)
• Что принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой? (имя)

9. Слово учителя:
Имена могут быть полными и неполными. Имена, с которыми мы обычно обращаемся друг другу, являются неполными, сокращенными. Например, Однако, не все имена могут иметь сокращенную форму Таня – Татьяна; Саша – Александр; Света – Светлана.. Например, имена Вера, Нина употребляются только в одной форме, которая хотя и короткая на первый взгляд, но считается полной.

10. Задание: запишите свое имя и имя соседа по парте в краткой и полной (если таковая имеется) форме.

12. Лексическая работа.
• Знакомы ли вы со словом ТЕЗКИ?
(тезки – люди, которые носят одинаковые имена).

14. Зрительный диктант. Спишите текст с доски:
Восемь Иванов в нашей деревне. Как различить?
Различали, не путали. Ваня большой, да Ваня маленький, да Ваня- пуд, да Иванко, да Ивко, да Ваня-зять, да Иван Иванович, да Ванюша.
• Как вы думаете, благодаря чему жители деревни различали людей, имеющих одно и тоже имя? (благодаря употреблению разных форм имени, прозвищ, указания на родственные связи)

15. Лексическая работа. Значение слова ОТЧЕСТВО (запись на доске и в тетрадях: ОТЧЕСТВО – имя по отцу). Человек получает отчество от отца, т.е. к имени ребенка добавляется отцовское имя, указывающее, чьим сыном или дочерью является ребенок. Отчество всегда дается по полному имени.

Вывод: к выбору имени нужно относиться обдуманно и осторожно.

Б) Познавательный .
• Что обозначает слово ИМЯ? (Имя – отличительное название, обозначение человека, которое дается при рождении).
• Для чего (для какой цели) человеку необходимы имя, фамилия, отчество? (По фамилии, имени и отчеству мы отличаем людей друг от друга. В официальных документах (паспорте, свидетельстве о вождении автомобиля) указываются фамилия, имя, отчество).
• Как появились имена и фамилии людей? Какой смысл скрывается в этом? (Имена появились в глубокой древности и сначала отражали особенности характера, поведения, привычки, а иногда недостатки. Люди уже в древности пытались отделять себя от других).
• Что значит ГОРДИТЬСЯ СВОИМ ИМЕНЕМ, СОЗДАВАТЬ СЕБЕ ДОБРОЕ ИМЯ?

Пропало имя. Сказкотерапия.
классный час (1 класс) на тему


Цель: 1. Осознание ценности и актуальности собственной личности.

Предварительный просмотр:

Цель: 1. Осознание ценности и актуальности собственной личности.

2. Способствовать развитию положительного отношения к себе,

Оборудование: листы белой бумаги, краски, кисточки.

Ход классного часа

В одной сказочной стране жили-были девчонки и мальчишки, а также их родители. Естественно у каждого из них были имена. Хорошие имена, просто можно сказать замечательные, не в каждой стране такие встречаются: Света, Коля, Наташа, Игорь и много других замечательных имен.

В этой сказочной стране, да впрочем, как и в любой другой, дети иногда капризничали и вредничали. Вот и девочке Наташе захотелось как-то повредничать.

— Девочка, как тебя зовут? – спросила ее новая соседка.

— Так не бывает, наверняка, у тебя есть красивое имя.

— Нет у меня никакого имени, меня никак не зовут.

— Ну что ж , — улыбнулась женщина, — буду звать тебя Никак.

С тех пор все пошло, поехало.

— Никак, иди играть!

— Никак, иди кушать!

— Никак, иди к доске!

Ребятишек это развеселило. Они решили, что это здорово и захотели, чтобы их всех тоже звали Никак.

Захотелось ребятишкам по- прежнему называться, да не тут то было. Оказывается имена: Наташа, Настя, Света, Коля и все остальные обиделись на ребятишек и сбежали в лес. А там они приклеились к деревьям, птицам, животным. А те и не возражали. Ну, были просто березы, клены, белки. А теперь появились береза Наташа, клен Коля, белка Света и другие. Вроде как береза, клен, белка фамилии, а есть еще имена. Очень чудненько получилось. И имена довольны, и жители леса. Одни ребятишки горюют, думают, как им имена вернуть. Спасибо добрым волшебникам помогли ребятам имена вернуть. Берегут теперь девчонки и мальчишки свои имена пуще глаза, дорожат именами своими и другим того же советуют.

— Почему имена обиделись на ребят?

— Зачем человеку дается имя?

— Что может произойти, если человеку дать прозвище и не называть его по имени?

— Как ласково называет вас мама?

— Как звучит ваше имя, когда оно вам нравится?

4 . Психотерапевтическое задание.

— А, теперь, чтобы наше имя на нас не обижалось и никуда не сбежало, как в сказке, сделаем одно интересное и полезное дело.

Напишите в воздухе свое имя мелким каллиграфическим почерком по очереди правой и левой рукой, а затем двумя руками одновременно.

Возьмите в руку воображаемую широкую кисть, представьте ведро с масляной краской (какого она цвета?). Напишите свое имя, занимая как можно больше пространства от пола и до потолка.

Закройте глаза и представьте наиболее из возникающих образов вашего имени, сделайте еще один воображаемый рисунок в пространстве. Пожалуйста, запомните этот образ, цвет, размеры букв, звучание и другие признаки. Подумайте, как часто

и кто из окружающих людей называют вас этим именем.

Изобразите свое имя на листе бумаги.

/Учащимся предлагается записать по буквам свое имя и подобрать, начинающиеся на каждую из этих букв слова, характеризующие их. Цель: предоставление возможности для самопрезентаии./

— Какие выводы вы для себя сделали?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Книга поможет развить и закрепить начальные навыки письма. Ребёнок запомнит начертание букв и потренируется аккуратно их писать.

Эта презентация поможет развить у ребенка умение совершать плавное и неотрывное движение руки во время письма.

очень удобная вещь на уроки обучение грамоте.

Пропись предназначена для формирования каллиграфических навыков по заданной теме.

Сказка в стихотворной форме для постановки, легко запоминается.

Класс: 1

Представление команд: (название, почему так назвали?) – 5-7чел.

Разминка:
(2 балла)

  • Какие русские народные сказки вы знаете? (отвечают по очереди, по одной сказке.)
  • Какую кличку носила собака в семье , в которую входили: бабка, дедка, внучка? (Жучка)
  • Кто любил похвастаться и поплатился жизнью? (Колобок)
  • Как звали девочку, которая пошла погулять,заблудилась, зашла в чужой дом, где жили медведи? (Машенька)
  • У кого избушка была ледяная, и в какой сказке? (Лиса)
  • В какой сказке умели говорить: печка, яблонька и речка? (Гуси-лебеди)
  • Какое животное обнаружило теремок в лесу? (Мышка-норушка)

Медведь, лягушка-квакушка, теремок…репка, дед, жучка.
Коса, лубяная избушка, петушок…Машенька, похлёбка, кроватка.
Братец, молочная речка, Баба Яга… Колобок, сусеки, лиса…

Позвала бабка внучку.
Внучка за бабку,
Бабка …
(за дедку, Дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.)

Подошли зайчик и петух к избёнке:
— Кукареку! Несу косу …
(на плечи, хочу лису посечи! Поди, лису, вон!)

Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
— Я, мышка-норушка! А ты кто?
— А я …
(лягушка-квакушка! – Иди к нам жить!)

Петух
Дед
Машенька
Тесто
Печка
Теремок
Бабка
Похлебка
Волчок — серый бочок
Пирожки
Коса
Репка

Дед, баба, внучка, собака, мышка (Репка)
Заяц, волк, медведь, лиса (Колобок)
Собака, медведь, бык, петух (Лиса, заяц и петух)

7. Блиц-опрос для зрителей.

Безденежных Марина Викторовна,

учитель начальных классов,

п. Коноша Архангельская область

Цель:

  • активизировать детское чтение;
  • вспомнить и закрепить знания о названиях, авторах и героях детских сказок;
  • организовать досуг учащихся.

Форма проведения: игра-путешествие.

Оборудование: карта путешествия на полу с разными героями,(плакаты перевернуты обратной стороной), оформленное помещение, карнавальные маски, музыкальное сопровождение

Ход занятия

У сказки чистая душа,

Как ручеек лесной.

Она приходит не спеша

В прохладный час ночной.

Родной народ ее творец,

В нее мечту свою вложил,

Как золото в ларец.

Сказка родилась давно, прежде чем человек научился читать и писать. Сказки сочиняли народные мечтатели и рассказывали их родным и друзьям, а те передавали сказку дальше, и шагала она по свету из уст в уста, яркая, умная, веселая.

Сегодня мы с Вами отправляемся в необычное путешествие –путешествие по сказкам.

Скажите, а вы любите сказки? А какие бывают сказки? (Ответы детей). А теперь назовите ваши любимые сказки. А чему учат сказки? А как объяснить главный смысл всех сказок Добро побеждает зло .А каких героев сказок вы знаете? Молодцы! Сейчас мы узнаем, насколько хорошо вы знаете свои любимые сказки.Вы готовы в дорогу?

Тогда отправляемся в наше путешествие

.Каждую станцию предлагает сказочный герой. А кто это вы узнаете , отгадав загадку

Первая остановка: Станция Чиполлино

В одной из книжек-сказок есть она,

А в ней герой – мальчонка овощной.

Он храбрый, справедливый, озорной.

1. Сколько гномов у Белоснежки? (Cемь)

2. По какой цепи в сказке ходил кот учёный? (Золотой)

3. Кто из героев жил в стране, где правил Лимон? (Чиполлино)

4. Кто помог вытянуть репку? (Мышка)

5.Какие слова говорил Машенька из короба, когда медведь нес пирожки

6 Куда отправился доктор Айболит по телеграмме? (в Африку)

7. Усатый персонаж сказки Чуковского. (Тараканище)

8. Какой сказочный персонаж унес мальчика Кая в далекую холодную страну, кто спас его

9. Жених Мухи-цокотухи. (Комар)

10. Из чего сварил кашу хитрый солдат? (Из топора)

11. Кого поймал в проруби Емеля? (Щуку)

12. Кем была в русской народной сказке лягушка? (Царевной)

Следующая станция Кощей бессмертный:

Страшный, коварный и злой

Этот сказочный герой.

Очень долго он прожил,

Многим людям навредил.

Иван- царевич смог его победить,

Всех от злых чар освободить.

Где кощей хранил свою смерть? А еще в сундуке. Он собрал предметы из разных сказок и просит назвать их, только тогда мы сможет пройти дальше.

Дети достают из сундука предметы и отгадывают из какой сказки предмет

Третья остановка у этого героя Карлсона.

Он всегда живёт всех выше:

У него есть дом на крыше

Если ляжешь быстро спать,

Ты с ним сможешь поболтать.

Прилетит к тебе в твой сон

Он очень забавный человечек, поиграйте и вы с ним (презентация на инт. доске)

Остановка у Доктора Айболита (физминутка Герои сказок) Доктор Айболит заботится о здоровье своих друзей-зверей, поэтому он тоже вам предлагает поиграть и отдохнуть

Он был самым добрым

Из всех докторов,

Хотел, чтобы каждый

Зверек был здоров.

Лечил все болезни:

Корь, свинку, бронхит-

Скажите скорее, кто он?

НУ, а этот герой встречается почти во всех сказках, где происходят различные чудеса

Задание Бабы Яги:

Эту как зовут старушку?

Просит бабушка избушку:

«Разверни-ка свой фасад:

Топнет костяной ногой.

А что вы знаете про Бабу Ягу Какая она? Она тоже нам навредничала . Перепутала все названия сказок. Нам нужно их восстановить, только после этого наше путешествие продолжится


Издавна известно, что сказки дарят радость, вносят разнообразие в жизнь ребёнка, а также являются одним из наиболее эффективных способов развития детской речи. Использование на логопедических занятиях игр и заданий от имени сказочных героев, позволяют педагогу разнообразить свои занятия, способствуют активизации разных сторон речи детей: словарного запаса, грамматического строя речи, совершенствованию звуковой стороны речи, развитию диалогической и монологической речи.
Данный материал может быть полезен логопедам, а также воспитателям для проведения занятий по развитию речи с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Автор: Копылова Елена Валерьевна учитель-логопед ГБОУ школы № 1034 г. Москвы.

Цель В игровой форме закрепить знания полученные учащимися на логопедических занятиях.
Задачи
Образовательные:
• закрепление приобретённых детьми произносительных умений и навыков в спонтанной речи;
• закрепление знаний о сказках и сказочных героях;
Развивающие:
• развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза.
• развитие вербально-логического и творческого мышления,
• развитие слухового и зрительного внимания, памяти.
• развитие выразительности и эмоциональной окрашенности речи.
Воспитательные:
• воспитание умения работать в коллективе;
• воспитание самоконтроля за речью, самостоятельности и активности;
• воспитание интереса к логопедическим занятиям.




4. — Логопед: Ребята сказочные герои оставили для вас музыкальные письма, послушайте внимательно и скажите от кого эти письма.
Звучит первое музыкальное письмо от… (отрывок песенки из кинофильма про Буратино) … Буратино (на доске появляется картинка с изображением Буратино).


Физминутка.
— Логопед: Ребята, Буратино предлагает вам сделать зарядку.

Буратино потянулся, раз – нагнулся, два – нагнулся,
Руки в стороны развёл, видно ключик не нашёл.
Что бы ключик нам достать, надо на носочки встать.

5. Звучит второе музыкальное письмо от …… Кота в сапогах (на доске появляется картинка с изображением Кота в сапогах).



Посмотрите внимательно на картинку и зачеркните те предметы, которых не могло быть в сказке? (самолёт, парашютист, газонокосилка, мобильный телефон, кроссовки). Задание выполняется индивидуально, а проверка – коллективно (жюри проверяет качество выполнения задания каждым участником).
— Логопед: Молодцы, ребята, а теперь найдите в кабинете то, что оставил вам Кот в сапогах (дети ищут и находят шляпу Кота).

6. Звучит третье музыкальное письмо от …… Бабы Яги (на доске появляется картинка с изображением Бабы Яги).

Цели: познакомить с названием раздела и прогнозировать его содержание; повторить, что уже знаем и умеем; обучать плавному выразительному чтению целыми словами; учить соотносить иллюстрацию с содержанием текста, рассказывать сказку на основе картинного плана, отвечать на вопросы по содержанию текста, ориентироваться в мире книг, работать по содержанию учебника; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты: учащиеся научатся прогнозировать содержание раздела; читать выразительно, плавно, целыми словами, верно выделяя ударные слоги; определять последовательность событий в сказке; отвечать на вопросы по содержанию произведения; называть героев сказки и оценивать их поступки; соотносить иллюстрацию с содержанием текста; рассказывать сказку на основе картинного плана; различать народную и литературную сказки.

Оборудование: выставка книг с русскими народными сказками, текст речевой разминки, картинки с изображением животных — героев сказки.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Научились вы читать —

Важнее нет науки.

Тот, кто умеет сам читать,

Совсем не знает скуки!

— Прочитайте стихотворение с вопросительной интонацией, с утвердительной интонацией, сердито, весело.

— Прочитайте стихотворение выразительно.

III. Актуализация знаний. Постановка целей урока

— Ребята, какие книги вы любите читать? (Ответы детей.)

— Сможете ли вы прочитать, что здесь написано?

— Как расшифровать эту запись? (Нужно прочитать только русские буквы.)

— Что получается? (Сказки, загадки, небылицы.)

— Это название нашего нового раздела. Как вы думаете, какие произведения помещены в этот раздел? (Ответы детей.)

IV. Работа по теме урока

— Откройте учебник на с. 25 и прочитайте, чему мы будем учиться.

— Подумайте, что каждый из вас уже знает и умеет. Откройте с. 26, выберите правильные для себя ответы.

— Прочитаем, какие советы дают нам авторы учебника, чтобы научиться читать правильно. (Учащиеся читают советы, анализируют их.)

— Вы мне сказали, что многие из вас любят читать сказки. Откройте учебник на с. 27.

— Что отражается в сказках? (Мудрость народа, его мечты и желания.)

— Рассмотрите обложки книг на с. 27. На всех ли книгах указаны авторы? (Нет.)

— Почему? (У некоторых сказок нет конкретного автора, это народные сказки.)

— Какие книги можно поместить на выставку народных сказок?

V. Физкультминутка

В темном лесе есть избушка,

Стоит задом наперед.

В той избушке есть старушка,

Нос крючком, глаза большие.

Словно угольки горят.

Ух, сердитая какая!

Дыбом волосы стоят!

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Работа по учебнику

— Выполните задание 3 на с. 27.

(Далее учитель проводит речевую разминку, используя тексты на разноцветных страницах учебника, с. 28—29.)

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

— Откройте тетрадь на с. 30 и учебник на с. 30. Используя рисунки учебника, выполните задания в рабочей тетради.

VII. Рефлексия

— Скажите, что на уроке у вас получалось хорошо?

— Были ли трудности? Какие?

VIII. Подведение итогов урока

— Как называется раздел, который мы начали изучать?

— Что нового вы узнали на уроке?

— Как научиться читать правильно?

Рекомендации для занятий дома

Читайте также: