И снова европа 6 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Участники клуба получают множество привилегий включая бесплатное прохождение любых курсов КПК и переподготовки (оплачивается только изготовление и отправка документов), бесплатные сертификаты, благодарственные письма, стажировки зарубеж, помощь в прохождении аттестации, юридическую помощь и многое другое.

Если Вы проходили профессиональную переподготовку (1 любой курс) или повышение квалификации (2 любых курса) в 21/22-м учебном году – Вы как наш постоянный клиент получаете много преимуществ, включая бесплатный доступ к трансляциям, получению сертификатов и многому другому.

Урок - заочное путешествие, в ходе которого учащиеся погружаются в мир культуры Древней Греции. Особенность изучения материала: это самостоятельность в подборе материала учащимися для проведения экскурсии по районам города Афины. Ученикам предлагается побывать в роли экскурсоводов. Можно предложить после их выступлений провести голосование как в Спарте или Афинах и выбрать лучшего экскурсовода.

Урок в 6 классе. В оригинальной игровой форме создаются условия для формирования представлений учащихся об условиях жизни феодалов,развиваются навыки целеполагания и самостоятельной деятельности,воспитывается культура делового общения.

Урок итоговый в 6 классе, помогает проверить как учащиеся усвоили материал. Кроме того работа в группах позволяет развивать коммуникабельность. Для урока подготовлена мультимедийная презентация.

Войдите или зарегистрируйтесь на сайте под тем email-адресом, под которым Вы загружали данный материал. После этого Вы сможете:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема : И снова Европа.

Предметные. Научиться анализировать и определять особенности развития Европы к концу Средних веков; анализировать карту; изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников.

Метапредметные ууд

Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Регулятивные: находить и формулировать учебную проблему; составлять план выполнения работы.

Личностные: осмысление выводов о вкладе в историю европейских государств, их вклада в мировую сокровищницу культуры.

Тип урока: открытия нового знания.

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

Мир средневекового европейца был очень ограниченным. Все что выходило за его пределы, предвещало удивительные открытия и вместе с тем большие опасности. Путешественники приехавшие из других стран . рассказывали, что там живут люди с песьими головами. Или у тех чужеземцев совсем не было головы, а лицо располагалось на груди. Рассказывали, что были племена одноногих людей, которые передвигались большими прыжками, а ступней пользовались ,как зонтиком.

- Как и почему изменялись представления европейцев о мире мы узнаем сегодня.

Объявление темы урока и план урока.

Изобретение Гутенбергам книгопечатания.

Гуманизм – новое течение в культуре; его ценности и значение.

Возникновение интереса к далеким путешествиям и поискам новых земель.

Формулирование целей и проблемных вопросов урока.

- Что вы знаете о жизни европейцев?

- Что вы хотите сегодня узнать ?

Учащиеся формулируют проблемные вопросы по пунктам плана.

Как и почему погибла Византийская империя?

Как книгопечатание изменило жизнь людей?

Чем идеи гуманистов отличались от взглядов средневекового человека?

Почему именно Португалия и Испания первыми начали походы в далекие страны?

Работа над первой проблемой

- Как и почему погибла Византийская империя?

- Что надо сначала выяснить, чтобы узнать причины гибели Византии ?

( Кто завоевал Византию? Какие последствия завоевания?)

Работа в группах:

1 гр. – заполнить таблицу; ( дата,событие,результат)

2 гр. – рассказ об османах;

3 гр. – показать на карте завоевания османов в 14 – 15 веках;

Поведение итога выступлений:

- Какую угрозу представляли османы для европейцев?

2. Работа над второй проблемой

- Какое значение имело изобретения книгопечатания?

- Какую роль в жизни человека играют книги?

Выступление учащегося с презентацией о Гутенберге и его изобретении.

Подведение итога выступления.

- Как изобретение книгопечатания изменило жизнь людей?

3. Работа над третьей проблемой

- Чем идеи гуманистов отличались от взглядов средневекового человека?

- Чтобы решить этоу проблему нам надо узнать……?

Ответы учащихся записываются в тетрадь.

- Кого называют гуманистами?

- Какой идеал человека представляли гуманисты?

- Какие идеалы господствовали в Европе в средние века?

Выступление учащегося с презентацией.

- наделен достоинством и доблестью

-хозяин своей судьбы

- должен добиваться успеха

- человек раб Божий,

-должен бояться гнева Господа

- жизнь его кратковременна

- должен готовиться к загробной жизни

Подведение итога обсуждения.

- Как измениться жизнь европейцев в 14 – 15 веках?

Работа над четвертой проблемой

-Почему именно Португалия и Испания первыми начали походы в далекие страны ?

Сценка. Двое учащихся одетые в тельняшки ведут беседу:

- Привет, Хосе! Давно тебя не видел. Где ты странствовал, в каких морях и странах ты побывал?

- Привет Фернандо! Наш принц Энрике, прозванный Мореплавателем приказал снарядить каравеллы и отправляться на восток. Там ,говорят, несметные богатства- горы золота, кучи драгоценных камней, мешки пряностей.

- Но, дорогой Хосе, путь на Восток не изведан и опасен!

- Фернандо, дорогой, у нас лучшие каравеллы, они могут двигаться и против ветра. У нас лучшие лоцманы, они могут вычерчивать карты, у них есть чудесные вещи – компас и астролябия, которые покажут нам путь в любом океане. А вы, что отстаете, вперед за нами!

- Да, наши идальго были заняты войной с иноверцами мусульманами и наконец изгнали их с нашей земли , а король наш Фердинанд женился очень удачно на кастильской королеве Изабелле и сейчас наша страна назывется Испанией. Сейчас , я думаю, самое время пустится в поиски богатств, идальго горят желанием разбогатеть.

-Ну, в добрый путь дружище! Попутного ветра!

- И вам семь футов под килем!

- Почему именно Португальцы и Испанцы первыми начали походы в далекие страны?

1. Создать условия для обобщения и систематизации знаний учащихся по истории Европы и Азии в VI-XI веках и определения степени усвоения изученного материала.

2. Стимулировать способность учащихся анализировать и систематизировать пройденный материал; выделять главное; доказывать, определять и объяснять понятия; ставить и разрешать проблемы.

3. Способствовать воспитанию нравственных, эстетических, трудовых, и др. качеств личности, а также коммуникативных способностей.

Метод обучения: частично-поисковый.

Форма организации учебного процесса: индивидуальная, парная, фронтальная.

Форма организации деятельности детей: устный и письменный опросы, работа с мультимедийной презентацией.

I. Организационный момент (2 мин.):

- приветствие: Добрый день.

- проверка явки обучающихся: Давайте проверим, все ли присутствуют на уроке?

(учитель отмечает присутствующих/отсутствующих);

- проверка готовности обучающихся к занятию: Проверьте наличие учебников, тетрадей, ручек на парте.

II. Мотивационно-целевой этап (3 мин.)

- Давайте подумаем, что связывает эти три главы?

Ответы учащихся: период, общая история, внешняя политика.

- Давайте определим с вами задачи этого урока.

- На какие вопросы нам предстоит ответить?

Ученики высказывают свои предположения.

III. Работа по теме урока

Тестовый контроль (20 мин.)

Вариант I (См. Приложение 1)

1. Средневековье охватывает период с:

а) VI-XIV вв. б) I-IX вв. в) III-XIV вв. г) V-XV вв.

2. Исторические свидетельства, предоставляющие информацию о событиях прошлого:

а) источники б) занятия в) загадки г) вопросы

3. Период раннего Средневековья:

а) XIII в. б) V-XI в. в) V-VII вв. г) V-IX вв.

4. Территория расселения вестготов:

а) Италия б) Испания в) Северная Африка г) Галлия

5. Королевство франков возникло на территории:

а) Италии б) Испании в) Северной Африки г) Галлии

6. Правитель области, назначаемый Хлодвигом:

а) барон б) герцог в) граф г) майордом

7. В 732 году в битве при Пуатье франки разгромили:

а) арабов б) вандалов в) римлян г) лангобардов

а) Карл Мартелл б) Хлодвиг в) Ромул Август г) Карл Великий

9. Какое событие произошло позже других?

а) возникновение Франкского королевства

б) падение западной Римской империи

в) начало правления Пипина Короткого

г) распад империи Карла Великого

10. После падения Западной Римской империи на территории Британских островов расселились:

а) кельты б) англы и саксы в) англы и вестготы г) саксы и остготы

11. В VI в. Артур был вождем:

а) бриттов б) англов в) саксов г) норманнов

12. Восточная римская империя стала самостоятельным государством в:

а) 395 г. б) 476 г. в) 732 г. г) 768 г.

13. Храм Святой Софии в Константинополе был построен при византийском императоре:

а) Ромуле Августе б) Оттоне I в) Юстиниане г) Алкуине

14. Изображения из разноцветных камешков или кусочков цветного непрозрачного стекла:

а) смальта б) фреска в) апсида г) мозаика

15. К южным славянам относятся:

а) чехи б) сербы в) белорусы г) украинцы

16. В каком веке Болгарское государство приняло христианство от Византии?

а) IX в. б) X в. в) XI в. г) XII в.

17. Создателями первого славянского алфавита были:

а) святые Матфей и Лука

б) Алкуин и Аристотель

в) Кирилл и Мефодий

г) Юстиниан и Феодора

18. Религия ислам появилась в:

а) IV в. б) V в. в) VI в. г) VII в.

19. Высшие мусульманские школы:

а) сунны б) медресе в) мечети г) халифаты

20. Сложный геометрический узор из пересекающихся и переплетающихся линий:

а) минарет б) шариат в) хиджра г) арабеска

Вариант II (См. Приложение 2)

1. Событие, которое стало началом истории Средних веков:

а) начало вторжения арабов в Галлию в первой половине VIII века

б) провозглашение Карла Великого императором в 800 году

в) перенос столицы Римской империи в Константинополь

г) падение Западной Римской империи

2. Исторические источники, где важнейшие события записывались по годам:

а) рассказы б) хроники в) Библия г) Коран

3. Период развитого Средневековья:

а) XIII в. б) X-XIII вв. в) XII-XIII вв. г) XIV в.

4. Территория расселения остготов:

а) Италия б) Испания в) Северная Африка г) Галлия

5. Королевство франков возникло в:

а) IV в. б) V в. в) VI в. г) VII в.

6. Управляющий королевским домом:

а) барон б) герцог в) граф г) майордом

7. В 486 году в битве при Суассоне франки разгромили:

а) арабов б) вандалов в) римлян г) лангобардов

а) Карл Мартелл б) Хлодвиг в) Ромул Август г) Карл Великий

9. Какое событие произошло позже других?

а) Верденский раздел

б) начало правления Карла Великого

в) возникновение Франкского королевства

г) падение западной Римской империи

10. Уроженцы Скандинавского полуострова, совершавшие завоевательные походы в период раннего Средневековья:

а) славяне б) гунны в) норманны г) франки

11. Альфред Великий возглавил борьбу англосаксов против:

а) норвежцев б) шведов в) варяг г) датчан

а) Ромула Августа б) Оттона I в) Юстиниана г) Алкуина

13. Государственным языком в Византийской империи в VII-VIII вв. стал:

а) латинский б) греческий в) арабский г) испанский

14. Настенное изображение водяными красками по сырой штукатурке:

а) смальта б) фреска в) апсида г) мозаика

15. К восточным славянам относятся:

а) русские б) поляки в) хорваты г) болгары

а) Болеслав I Храбрый б) Мешко I в) Василий II Болгаробоец г) Симеон

17. Создание славянской письменности болгарскими просветителями произошло в:

а) 500 г. б) 843 г. в) 863 г. г) 894 г.

18. Основателем новой мировой религии и главой Арабского государства стал:

а) Харун ар-Рашид б) Мухаммед в) Фирдоуси г) Ибн Сина

19. Ученый из Средней Азии, считавший, что центром нашей вселенной является Солнце, а Земля движется вокруг него:

а) аль-Бируни б) Ибн Сина в) Фирдоуси г) Улугбек

20. Высокая башня, с которой пять раз в день верующих созывали на молитву специальные служители:

а) минарет б) шариат в) хиджра г) арабеска

Учащиеся сдают ответы на тестовые задания

(Слайд 2) Вопрос 1. 476 год считается датой окончания… и началом…

(Слайд 3) Ответ: 476 год считается датой окончания истории Древнего мира и началом истории Средних веков.

(Слайд 4) Вопрос 2. К началу VI века германцы расселились на всей территории Западной Римской империи: вандалы – в Северной Африке, вестготы – в испании, остготы – в Италии, …………… - в Галлии, англы и саксы - …………….

(Слайд 5) Ответ: К началу VI века германцы расселились на всей территории Западной Римской империи: вандалы – в Северной Африке, вестготы – в Испании, остготы – в Италии, франки - в Галлии, англы и саксы – в Британии?

(Слайд 6) Вопрос 3. В конце V века среди франкских вождей выдвинулся хитрый, расчетливый и жестокий ……………..

(Слайд 7) Ответ: В конце V века среди франкских вождей выдвинулся хитрый, расчетливый и жестокий Хлодвиг.

(Слайд 8) Вопрос 4. В 732 году франки во главе с …………….. в сражении у города Пуатье нанесли сокрушительное поражение арабам.

(Слайд 9) Ответ: В 732 году франки во главе с майордомом Карлом Мартеллом в сражении у города Пуатье нанесли сокрушительное поражение арабам.

(Слайд 11) Ответ: Каролинги.
В 751 году папа римский провозгласил Пипина Короткого королем франков.

(Слайд 13) Ответ: Лангобарды.

(Слайд 14) Вопрос 7. В 800 году Карл Великий – правитель Франкского королевства, прибыл в Рим и был провозглашен ………………….?

(Слайд 15) Ответ: В 800 году Карл Великий – правитель Франкского королевства, прибыл в Рим и был провозглашен императором.

(Слайд 16) Вопрос 8. Англосаксонский ученый-монах, приглашенный Карлом Великим, возглавивший школьное образование и написавший первые учебники?

(Слайд 17) Ответ: Алкуин.

(Слайд 18) Вопрос 9. Какие государства образовались после раздела Франкской империи?

(Слайд 19) Ответ: Франция, Германия и Италия.

(Слайд 20) Вопрос 10. В конце X века во Франции на смену династии Каролингов пришла династия ……………..

(Слайд 21) Ответ: Капетингов.

(Слайд 22) Вопрос 11. В 962 году, пользуясь раздробленностью Италии, германский король Оттон I совершил поход на Рим, и папа провозгласил его ………………………?

(Слайд 23) Ответ: императором.

(Слайд 24) Вопрос 12. Территории, каких государств вошли в состав Священной Римской империи германской нации в X веке?

(Слайд 25) Ответ: Германия и часть Италии.

(Слайд 26) Вопрос 13. В VI веке бритты под руководством своего вождя Артура вели борьбу против вторжения в Британию германцев – англов и саксов. А с какой территории сами бритты пришли на Британские острова?

(Слайд 27) Ответ: бритты были кельтами, которые давно, еще до Римской империи (1 век н.э.), пришли на остров из Галлии (в 8 веке до н.э.) и дали имя Британским островам.

(Слайд 28) Вопрос 14. Кто такие норманны?

(Слайд 30) Вопрос 15. Какие государства были образованы норманнами?

(Слайд 31) Ответ: Дания, Швеция, Норвегия, герцогство Нормандия на севере Франции, Сицилийское королевство

(Слайд 32) Вопрос 16. В каком веке Восточная Римская империя (Византийская империя) стала самостоятельным государством?

(Слайд 33) Ответ: в 4 веке (395 г.)

(Слайд 34) Вопрос 17. Назовите имя византийского императора, который при помощи завоевательных войн, увеличил территорию империи в VI веке.

(Слайд 35) Ответ: Юстиниан (527-565).

(Слайд 36) Вопрос 18. Самая известная постройка, возведенная при императоре Юстиниане, за пять лет?

(Слайд 37) Ответ: Собор Святой Софии.

(Слайд 39) Ответ: вече – народное собрание у славян, где решались важные вопросы общины.

(Слайд 40) Вопрос 20. В каком веке образовалось государство восточных славян с центром в Киеве – Древнерусское государство?

(Слайд 41) Ответ: в IX веке.

(Слайд 42) Вопрос 21. Назовите территорию, где издавна проживали арабы.

(Слайд 43) Ответ: Аравийский полуостров в Юго-Западной Азии.

IV. Рефлексия (2 мин.)

(Учитель вместе с учениками подводит итоги работы на уроке.)

- Продолжите следующие фразы:

Я выполнил(а) задания…

У меня получилось…

V. Подведение итогов (2 мин.)

Учитель озвучивает оценки учащимся за работу на уроке.

VI. Домашнее задание (1 мин): заполнить таблицу на стр. 84-85., ответить на вопросы 5-7 на стр. 85.

Вариант I

1. Средневековье охватывает период с:

а) VI-XIV вв. б) I-IX вв. в) III-XIV вв. г) V-XV вв.

2. Исторические свидетельства, предоставляющие информацию о событиях прошлого:

а) источники б) занятия в) загадки г) вопросы

3. Период раннего Средневековья:

а) XIII в. б) V-XI в. в) V-VII вв. г) V-IX вв.

4. Территория расселения вестготов:

а) Италия б) Испания в) Северная Африка г) Галлия

5. Королевство франков возникло на территории:

а) Италии б) Испании в) Северной Африки г) Галлии

6. Правитель области, назначаемый Хлодвигом:

а) барон б) герцог в) граф г) майордом

7. В 732 году в битве при Пуатье франки разгромили:

а) арабов б) вандалов в) римлян г) лангобардов

а) Карл Мартелл б) Хлодвиг в) Ромул Август г) Карл Великий

9. Какое событие произошло позже других?

а) возникновение Франкского королевства

б) падение западной Римской империи

в) начало правления Пипина Короткого

г) распад империи Карла Великого

10. После падения Западной Римской империи на территории Британских островов расселились:

а) кельты б) англы и саксы в) англы и вестготы г) саксы и остготы

11. В VI в. Артур был вождем:

а) бриттов б) англов в) саксов г) норманнов

12. Восточная римская империя стала самостоятельным государством в:

а) 395 г. б) 476 г. в) 732 г. г) 768 г.

13. Храм Святой Софии в Константинополе был построен при византийском императоре:

а) Ромуле Августе б) Оттоне I в) Юстиниане г) Алкуине

14. Изображения из разноцветных камешков или кусочков цветного непрозрачного стекла:

а) смальта б) фреска в) апсида г) мозаика

15. К южным славянам относятся:

а) чехи б) сербы в) белорусы г) украинцы

16. В каком веке Болгарское государство приняло христианство от Византии?

а) IX в. б) X в. в) XI в. г) XII в.

17. Создателями первого славянского алфавита были:

а) святые Матфей и Лука

б) Алкуин и Аристотель

в) Кирилл и Мефодий

г) Юстиниан и Феодора

18. Религия ислам появилась в:

а) IV в. б) V в. в) VI в. г) VII в.

19. Высшие мусульманские школы:

а) сунны б) медресе в) мечети г) халифаты

20. Сложный геометрический узор из пересекающихся и переплетающихся линий:

а) минарет б) шариат в) хиджра г) арабеска

Вариант II

1. Событие, которое стало началом истории Средних веков:

а) начало вторжения арабов в Галлию в первой половине VIII века

б) провозглашение Карла Великого императором в 800 году

в) перенос столицы Римской империи в Константинополь

г) падение Западной Римской империи

2. Исторические источники, где важнейшие события записывались по годам:

а) рассказы б) хроники в) Библия г) Коран

3. Период развитого Средневековья:

а) XIII в. б) X-XIII вв. в) XII-XIII вв. г) XIV в.

4. Территория расселения остготов:

а) Италия б) Испания в) Северная Африка г) Галлия

5. Королевство франков возникло в:

а) IV в. б) V в. в) VI в. г) VII в.

6. Управляющий королевским домом:

а) барон б) герцог в) граф г) майордом

7. В 486 году в битве при Суассоне франки разгромили:

а) арабов б) вандалов в) римлян г) лангобардов

а) Карл Мартелл б) Хлодвиг в) Ромул Август г) Карл Великий

9. Какое событие произошло позже других?

а) Верденский раздел

б) начало правления Карла Великого

в) возникновение Франкского королевства

г) падение западной Римской империи

10. Уроженцы Скандинавского полуострова, совершавшие завоевательные походы в период раннего Средневековья:

а) славяне б) гунны в) норманны г) франки

11. Альфред Великий возглавил борьбу англосаксов против:

а) норвежцев б) шведов в) варяг г) датчан

а) Ромула Августа б) Оттона I в) Юстиниана г) Алкуина

13. Государственным языком в Византийской империи в VII-VIII вв. стал:

а) латинский б) греческий в) арабский г) испанский

14. Настенное изображение водяными красками по сырой штукатурке:

а) смальта б) фреска в) апсида г) мозаика

15. К восточным славянам относятся:

а) русские б) поляки в) хорваты г) болгары

а) Болеслав I Храбрый б) Мешко I в) Василий II Болгаробоец г) Симеон

17. Создание славянской письменности болгарскими просветителями произошло в:

а) 500 г. б) 843 г. в) 863 г. г) 894 г.

18. Основателем новой мировой религии и главой Арабского государства стал:

а) Харун ар-Рашид б) Мухаммед в) Фирдоуси г) Ибн Сина

19. Ученый из Средней Азии, считавший, что центром нашей вселенной является Солнце, а Земля движется вокруг него:

а) аль-Бируни б) Ибн Сина в) Фирдоуси г) Улугбек

20. Высокая башня, с которой пять раз в день верующих созывали на молитву специальные служители:

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Раскрыть представления средневековых людей об окружающем мире.

2. Показать роль христианства в развитии литературы, искусства, просвещения.

3. Ознакомить с искусством рукописной книги, в частности книжной миниатюры.

♦ Основные понятия и термины: книгопечатание, капелла, инициалы, пергамент, хроники, житие, эпические поэмы, гимны.

I. Проверка домашнего задания.

1. Какое влияние на внутреннее развитие Западной Европы в IX-XI веках оказывала борьба с внешней угрозой?

2. В чем причина длительных морских походов норманнов?

3. Как вы считаете, почему скандинавы, переселившиеся на север Франции, восприняли местный язык, нравы, обычаи, а не наоборот?

4. Какие причины привели к установлению феодальной раздробленности в Западной Европе?

5. Сравните власть короля и власть крупных феодалов во Франции в период феодальной раздробленности.

II. Изучение нового материала.

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Представления людей об окружающем мире в период раннего Средневековья.

2. Каролингское возрождение.

3. Влияние христианства на развитие культуры в области литературы, образования, искусства рукописной книги.

1. Представления людей об окружающем мире в период раннего Средневековья.

Учитель в рамках учебника раскрывает данный вопрос, привлекает иллюстрацию учебника (с. 45).

Учащиеся приходят к выводу: восприятие окружающего мира было полностью религиозным. Причины этого крылись в следующем:

низкий уровень развития науки и техники;

изолированность жизни в деревнях и замках;

развитие народа, страны, окружающего мира было проникнуто верой в Страшный суд, где только Творец будет судить и живых и мертвых.

2. Каролингское возрождение.

Учитель предлагает учащимся вместе доказать, что при Карле Великом произошел расцвет культуры, а также просит класс подумать:

почему Карлу I нужны были образованные люди в империи? (Для управления обширными территориями).

Каролингское возрождение наблюдалось в различных областях: 1) в образовании, 2) в архитектуре, 3)в литературе.

В образовании. Карл I стал приглашать просвещенных людей Европы к своему двору. Были открыты школы для священников, написаны учебники. Монах Августин получил при дворе императора должность руководителя школьным делом. В школах изучали латынь, геометрию, риторику, диалектику, Евангелие.

В архитектуре. В Аахене и других крупных городах строились каменные дворцы и церкви.

Академия - кружок для научных и литературных занятий. Карл I и его семья, придворные в Аахене образовали такой кружок, где читали и обсуждали церковные книги, философские трактаты, литературные произведения: жития, хроники, эпические поэмы и гимны.

Учащиеся делают вывод: постепенно росло число образованных людей. Но после распада империи Карла I Каролингское возрождение угасло.

3. Влияние христианства на развитие культуры в области литературы, образования, искусства рукописной книги. Карл I, поставив перед собой задачу - поднять уровень грамотности среди своих подданных, справился с ней лишь частично. Грамотных людей в раннее Средневековье было крайне мало:

их не было среди крестьян;

редко встречались среди феодалов;

короли не всегда умели читать и писать;

грамотными были только служители церкви.

Почему в период раннего Средневековья образованными были только священники?

Потому что они должны были читать Библию, знать молитвы, вести богослужение, читать проповеди.

Так же как и Карл Великий, христианская церковь заботилась о сохранении остатков античной образованности. Церковь сохранила: письменность, научные знания, школы. Поэтому Карл I приказал открыть школы для подготовки священников. Школы были открыты при больших монастырях.

Учитель знакомит учащихся со структурой полного школьного образования.

Высший уровень: изучались арифметика, геометрия, музыка, астрономия.

Низший уровень: изучались грамматика, риторика, диалектика.

Церковная школа: в ней обучались совместно и взрослые, и дети. Первоначально наизусть учили молитвы, тексты из Библии, учились чтению, письму, пению, счету. В больших монастырских школах создавались мастерские, в которых переписывались книги. Переписывание книг, особенно богослужебных, философских, считалось делом, угодным Богу.

Задание. С помощью текста учебника на с. 50-51 объяснить, почему рукописные книги были подлинными произведениями искусства.

Дорогая и нарядная книга была редкостью и огромной ценностью. Люди могли видеть книги в церкви во время богослужений. На Евангелии приносили клятвы, присягали на верность королю.

Влияние христианства на литературу

Таким образом, в период раннего Средневековья люди становились грамотными благодаря тому, что учились в церковных школах, где читали божественные книги. Образованные люди читали и знали текст Библии, жития святых. Житие — особый жанр литературы. В них рассказывалось о подвигах и чудесах монахов, которых церковь признала святыми.

Появляются эпические поэмы и гимны.

Эпические поэмы - сочинения, рассказывающие о народных героях.

Гимны - произведения, рассказывающие о Христе, его поучениях, учениках.

III. Закрепление изученного материала.

Учитель вместе с учениками составляет схему № 8.

Влияние христианства на развитие культуры

Сохранение христианской церковью в своих интересах остатков античной образованности

Читайте также: