Христианская этика конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

I. Организационный момент
Не стой в стороне равнодушно,
Когда, у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда
И если кому -то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря.

II.Актуализация знаний (повторение изученного материала)
1. Беседа
- Ребята, что вы можете сказать о человеке, который может в любую минуту прийти на помощь? (Этот человек добрый, милосердный, отзывчивый.)
- У такого человека душа насыщена добром.
- А какие свойства имеет душа? (Совесть, ум, воля.)

1. Работа со словарем
Чувства – чувствуем наши состояния и желания, радость и боль другого, можем сочувствовать ближнему;
разум – наши мысли, можем думать, размышлять правильно ли мы поступаем;
воля – помогает нам совершать поступки, о которых мы думаем и которые хотим совершить, т.е. осуществить наши желания и мысли;
совесть – способность личности самостоятельно формулировать нравственные обязанности и реализовывать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ею поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности.

2. Слово учителя
Во всем, что было сказано до сих пор о нашей ответственности в деле святости – о необходимости убеждений и чувства долга, упорства и дисциплины, святости плоти и духа, во всем этом подразумевалось участие нашей воли. Ибо, в конечном счете, именно волей принимается индивидуальное решение согрешить или послушаться Бога. Воля выбирает, поддаться ли искушению или противостоять ему. Нашей волей определяется, в конечном итоге, наше моральное поведение.

Поэтому чрезвычайно важно понять, как действует наша воля, что побуждает ее обратиться в ту или иную сторону, почему нами принимается то или иное решение. И самое главное, мы должны научиться приводить свою волю в подчинение и послушание воле Божьей в нашей повседневной жизненной практике.

Все эти свойства были заложены в душу человека Богом, но все они извратились вследствие падения человека в раю. Наш разум помрачился (Еф. 4:18), наши желания смешались (Еф. 2:3), наша воля извратилась (Иоан. 5:40). С новым рождением свыше все это меняется. Разум просветляется, склонности и желания принимают иное направление, наша воля покоряется Богу. Но происходит все это не сразу, это процесс роста. Нам сказано обновиться умом (Рим. 12:2), и подчинить свою волю воле Божьей (Иак. 4:7).

Более того, когда Бог сотворил человека, разум, чувства и воля действовали в совершенном согласии. Разум помогал человеку узнавать волю Божью, его личная воля была в согласии с волей Бога, а чувства с радостью творили её. Однако с появлением греха в душе человеческой эти три дара вступили в противоречия и начали действовать друг против друга и против Бога. Воля стала своенравна и упряма, начала бунтовать и не соглашаться с тем, что разум признает Божьей волей. Все чаще пересиливают чувства, уводящие разум и волю от послушания Богу.

Все это показывает, в какой тесной взаимосвязи друг с другом находятся разум, чувства и воля. И хотя, в конечном счете, выбор решается волей, на её решение влияет множество мощных внешних сил.

3. Физкультминутка
Вместе по лесу идём
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания – руки в стороны.)

Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо, и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот – правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания – руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели. (Дети садятся.)

б) Беседа по содержанию рассказа
- Понравился ли вам рассказ?
- Кто из героев вам понравился? Почему?
- Что плохого сделал внук?
- Какую заповедь он нарушил?
- Как бы вы поступили на его месте?
- Какой поступок был бы правильным?
- Кого вам было жалко? Почему?
- Могли бы вы помочь этому человеку? Чем?
- Что же хуже пустая корзинка или пустая душа? В чем ее вред?
- Какая может быть душа в противоположность пустой душе внука? В чем ее богатство?

Послушайте еще один рассказ этого же автора. Как его озаглавить вы мне скажите сами после того как я его прочитаю.

6. Работа над рассказом Б. Ганаго
а) Чтение рассказа учителем.
В одной школе перестал ходить на занятия мальчик. Неделю не ходит, две…
Телефона у Левы не было, и одноклассники по совету учительницы решили сходить к нему домой.
Дверь открыла Левина мама. Лицо у нее было очень грустное.
Ребята поздоровались и робко спросили:
- Почему Лева не ходит в школу?
Мама печально ответила:
- Он больше не будет учиться с вами. Ему сделали операцию. Неудачно. Лева ослеп и сам ходить не может…
Ребята помолчали, переглянулись, и тут кто-то из них предложил:
- А мы его по очереди в школу водить будем.
- И домой провожать.
- И уроки поможем делать,- перебивая друг друга, защебетали одноклассники.
У мамы на глаза навернулись слезы. Она провела друзей в комнату. Немного погодя, ощупывая путь рукой, к ним вышел Лева с повязкой на глазах.
Ребята замерли. Только теперь они по-настоящему поняли, какое несчастье произошло с их другом. Лева с трудом сказал:
- Здравствуйте.
- И тут со всех сторон посыпалось:
- Я завтра зайду за тобой и провожу в школу.
- А я расскажу, что мы проходили по алгебре.
- А я по истории.
- А я…
Лева не знал, кого слушать, и только растерянно кивал головой. По лицу мамы градом катились слезы.
После ухода ребята составили план – кто, когда заходит, кто какие предметы объясняет, кто будет гулять с Левой и водить его в школу.
В школе мальчик, который сидел с Левой за одной партой, тихонько рассказывал ему во время урока то, что учитель пишет на доске.
А как замирал класс, когда Лева отвечал!
Как все радовались его оценкам, даже больше, чем своим!
Учился Лева прекрасно. Лучше учиться стал и весь класс. Для того, чтобы объяснить урок другу, попавшему в беду, нужно самому его знать. И ребята старались. Мало того, зимой они стали водить Леву на каток. Мальчик очень любил классическую музыку, и одноклассники ходили с ним на симфонические концерты…
Школу Лева закончил с золотой медалью, затем поступил в институт. И там нашлись друзья, которые стали его глазами.
После института Лева продолжал учиться и, в конце концов, стал всемирно известным математиком, академиком Понтрягиным.
Не счесть людей, прозревших для добра.

7. Работа с иллюстративным материалом
Сейчас я предлагаю вам посмотреть, как и с помощью каких средств, художник может изобразить разных людей и состояния их души. (Рассматриваются изображения двух разнохарактерных старушек, созданные специально для этой темы педагогом, используя прием передачи характера героя через предметы, которые его окружают, одежду героя, выражение лица, цветовые соотношения).


8. Работа над музыкальными произведениями
Давайте послушаем отрывки из музыкальных произведений, и вы мне скажите, образ какого человека нарисовал нам композитор.

IV. Итог урока
- О чем говорили на занятии?
- Назовите главное, чему вы сегодня научились?
- Можете ли вы теперь ответить на вопрос, который мы поставили с вами в начале нашего занятия?
- Для чего вам нужно это знать?
- Что самое главное в христианине, которым каждый из нас старается стать?
- Чем отличается пустая душа от богатой?
- С каким человеком приятнее общаться?
- Помните всегда об этом и не допускайте, чтобы ваша душа опустела!

2) знает, что нужно делать человеку, чтобы стать милосердным.

1) умеет определять поступки людей, которые можно отнести к милосердию;

2) умеет рассказать о милосердных поступках людей и своими делами помогает другим людям.

1) осознание ценности стремления к заботливому, сострадательному, милосердному отношению к людям.

Цель: сформировать осмысление понятия “милосердие и сострадание” как основу человеческих отношений, облагораживающих жизнь человека.

личностные: нравственно-этическая ориентация; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

регулятивные: целеполагание, контроль, оценка;

познавательные: общеучебные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели), постановка и решение проблемы (самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера); логические (анализ, классификация);

коммуникативные: управление поведением партнера, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение выражать свои мысли.

Основные понятия: ближний, милосердие, сострадание, любовь к врагам, милостыня, ответственность, добрый самарянин.

Формы и виды деятельности: беседа, участие в учебном диалоге, комментированное чтение, работа в парах, работа в группах, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации.

1. Организационный этап. Слайд 1

- Эпиграфом нашего урока послужат слова Св. Иоанна Кронштадского: Милосердие и сострадание – это те главные ориентиры, соотнося с которыми свою жизнь, человек сможет сохранить не только себя как личность, но воссоздать на земле Царствие Божие, мир добра, красоты и справедливости.

    Работа со словарем: новый понятийный аппарат: сострадание.

Запись в таблицу “Страничка “Рабочая тетрадь”. Слайд 3

Бог дал Моисею заповеди, которые он вынес из огня к народу.

- Кто из больных, по- вашему мнению, нарушил заповеди?

- К чему это привело?

- Как можно назвать поступок больного, который не видел?

Народ сложил много пословиц, поговорок о добрых поступках ,делах.

Давайте вспомним эти пословицы.

Слайд 4. “Заповеди”.

Работа в парах: “Собери пословицу”.

В течение 3 минут вам нужно найти свою пару. Страничка “Рабочая тетрадь”.

“Пока живёшь, твори добро, лишь путь добра – спасение души” - гласит народная мудрость. Слайд 5

- Как вы думаете, сегодня человек несёт другому человеку больше зла или добра? Почему?

Наверное, потому, что доброта – это такое состояние души, когда человек способен прийти на помощь другому человеку, дать добрый совет, а иногда и просто пожалеть. Не каждый способен почувствовать чужое горе как своё собственное.

Бог дал людям заповеди, которые записаны в Библии. Слайд 6

“Исполни эти правила, и будешь счастливым!” – говорит людям Иисус Христос.

Однажды его спросили, а какая самая главная среди множества заповедей.

- А кто такой ближний?

  • Работа со словарем: новый понятийный аппарат: ближний.

Запись в таблицу “Страничка “Рабочая тетрадь”. Слайд 7

Работа в группах по 4 человека.

- Обсудите ответ на этот вопрос в группе.

Воспользуйтесь помощью словарей, если затрудняетесь ответить.

Запишите в таблицу ответ на вопрос.

5. Изучение нового материала

- Как вы думаете, о чем сегодня мы с вами будем вести разговор на уроке.

Слайд 10 + запись текста (голос). (Слайд-фильм)

  • Работа со словарем: новый понятийный аппарат: добрый самарянин.

- Что же обозначает притча Христа? Слайд 12

И Он ответил: “Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя”.

И, конечно, Сам Христос всегда служил людям примером во всём.

- Как необходимо поступить, если человек виноват лично перед тобой?

  • Заполнение таблицы “Как поступить”. (Запись в таблицу “Страничка “Рабочая тетрадь”)

- Как бы вы назвали поступок людей, которые умеют прощать?!

- Людей про которых в народе говорят - у них “золотое сердце, которое милует, любит и жалеет”. (Милосердие)

Это значит, - быть к другим людям милосердным!

  • Работа со словарем: новый понятийный аппарат: милосердие.

Запись в таблицу “Страничка “Рабочая тетрадь”. Слайд 14

  • это готовность из сострадания оказать помощь, не требуя благодарности, награды;
  • это доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку, не делающее различий между "своими" и "чужими", родными и неродными, близкими и далёкими;
  • это сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердость”.

Милосердие одно из самых красивых слов на свете. Оно говорит о сердце, которое милует, жалеет, любит.

Любовь бывает разной.

Давайте найдем подтверждение ваших слов в учебнике на стр.42в 3-4 абзацея

Упражнения на расслабления мышц. Закройте глаза. Слайд 15

- Представьте, что вы на лесной полянке, а сострадание, милосердие, доброта, любовь – это цветы. Какого они цвета? Почему вы выбрали эти цвета?

7. Первичное осмысление и закрепление материала.

Мы с вами попали на лесную поляну “Поляна доброты”, на которой много необычной красоты цветов “цветиков-семицветиков”.

  • Исследовательская работа “Качества личности милосердного человека”.

Я предлагаю вам, ребята, объединиться в группы по 4 человека.

Посмотрите на нашу “Поляну добра”.

(Открываем доску - на ней три (столько сколько групп в классе) цветика-семицветика).

От каждой группы выберите 1 человека, кто выберет вам цветок.

Вашему вниманию предлагается план исследования, которое необходимо выполнить.

1 группа: фрагмент на стр. 43-44.

2 группа: притча “Незабудка. Притча о милосердии и любви к природе для детей”.

  • Заполнить на лепестках “Качества милосердного человека”.
  • Прикрепить Цветик-семицветик на доску.

Какими качествами должен обладать человек, которого можно назвать милосердным.

- Прочитайте качества личности, которыми должен обладать милосердный человек.

- Совпадают ли ваши ответы.

- Если бы лепестки этих цветов были волшебными, какие желания вы хотели бы загадать?

- Загадайте желание и оторвите лепесток с наших волшебных цветков, с тем качеством, которое присутствует у вас. Пусть ваше желание исполнится!

  • Работа с иллюстративным материалом. Учебный диалог. Слайд 18

- Нужно ли милосердие сегодня?

- Откуда в людях равнодушие?

- Почему бездушие и жестокость стали нормой жизни?

  • Чтение (хором).
  • Слайд 19. “Стихотворение”

Посмотрите на слайд и на стр. 44 учебника иллюстрации..

Кто эти женщины на фотографиях?

Существует такое словосочетание – “сестра милосердия”.

Но разве только сёстры милосердия должны проявлять сострадание к людям?

Конечно, все мы должны это делать!

- Посмотрите слайд-фильм. “ Милосердие 3 класс”.

- Как вы думаете можно ли назвать поступки детей милосердными. Почему? Вам уже почти всем исполнилось 10 лет. Что реально сделать в наших силах, чтобы мы могли сказать о себе и своих близких – да, мы идем дорогою добра? Какие добрые поступки вы уже успели совершить в своей жизни? А ваши близкие?

  • Запись в таблицу “Лучики добра” (дела, поступки милосердия).

Слайд 22. “Страничка “Рабочая тетрадь”.

Компьютерное контрольное задание. (Контрольный тест-диск “Основы православия. Задание №1, №2, №3)

Наша следующая история – о милостыне.

“Одно из дел милосердия – милостыня. Это помощь другому человеку из жалости к нему.

Христос говорил: “Всякому просящему у тебя - дай”.

А святой Дорофей пояснял: “Когда ты подал милостыню, ты умножил количество добра в мире. Но бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, произведённого твоим поступком. Остальное добро ты принёс самому себе. Ведь от этого твоя душа стала светлее”.

  • Работа со словарем: новый понятийный аппарат: милостыня.
  • Рассказ подготовленного учащегося о поступках святой Ульяны. (Стр. 45, 3 абзац). Слайд 24

- Послушайте рассказ учащегося.

- Скажите прав ли святой Дорофей, когда говорит, что милостыней человек приносит добро сам себе?

10. Инструктаж по выполнению домашнего задания

Вот и подходит к концу наш урок. О добре, милосердии и сострадании можно говорить еще очень долго и каждый раз находить что то новое и неизвестное.

- Выбери то, которое тебе кажется наиболее интересным (задания прописаны на Страничке “Рабочей тетради”:

1) Прочитай историю в рубрике “Это интересно” - страница учебника 44. Как ты думаешь, почему молодой человек не вернулся на мост? Что понял юноша, отдав прохожему свой кошелёк?

2) Задание 1 в рубрике “Вопросы и задания”. Прочитай отрывок из стихотворения А.С.Пушкина:

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

Как ты думаешь, в каком значении поэт употребил слово “падший”? – Упавший? Побеждённый? Согрешивший?

3) Найди в тексте урока 12 историю о милосердии, о которой мы не говорили в классе. О ком повествует эта история, и в чём выразилось милосердное отношение к людям её главного героя (героини)?

4) Спросите родителей и членов семьи, какие книги о долге, милосердии и сострадании они порекомендовали бы вам прочитать.

5) Самостоятельно заполнить “Страничку “Рабочей тетради №2”.

11. Обобщающий этап. Подведение итогов. Рефлексия.

- Хотите ли вы продолжить разговор о доброте на следующих уроках?

- Что вас поразило на сегодняшнем уроке?

- Над чем заставил задуматься этот урок?

- Что стало самым важным на уроке?

- По капле, по кирпичику – медленно строится мир доброты. Он хрупкий и его надо защищать.

- Пусть же все хорошее, что есть в каждом из нас, только растет и развивается, разрастается. Не пускайте зло в ваши сердца, души.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока призван обобщать и закреплять знания и понятия детей о таких моральных качествах, как справедливость, честность, доброта, правдивость.Развивает умение анализировать свои поступки и поступки людей в различных жизненных ситуациях.

Цель урока: обобщить и закрепить знания и понятия детей о следующих моральных качествах: справедливость, честность, доброта, правдивость, на- дёжность, милосердие;

развивать умение анализировать свои поступки и поступки людей в раз- личных жизненных ситуациях; умения делать выводы;

воспитывать учащихся добрыми, искренними, правдивыми, отзывчивыми, готовыми прийти на помощь.

Тип урока: урок закрепления знаний, умений, навыков.

I. Организация класса.

II. Работа над темой урока.

– Вспомните, какими моральными качествами наделён хороший человек. В этом задании вам поможет кроссворд. Прослушав лексическое значение слов, характеризующих хорошего, доброго человека, вы легко отгадаете слова, которые надо вставить в кроссворд.

1). Правдивость –… то, что соответствует действительности, истине.

2). Доброта -… отзывчивость, расположение к людям, стремление делать добро другим.

3).Надёжность – … внушающий доверие, такой, на котрого можно понадеяться, положиться.

4).Милосердие –… значит "милый сердцем", значит доброта, жалость, сострадание. Готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

5). Честность… – правдивое, прямое отношение без лукавства и лжи.







– Как вы считаете, что такое справедливость?

( Справедливость – безпристрастное отношение к кому или чему либо) словарь Ожегова

3. Работа с притчей об Иисусе.

– Иногда нам кажется, что правда и справедливость только на нашей стороне. Мы обижаемся на тех, кто с нами не согласен, спорим с ними, злимся на них. Но, если поставить себя на место другого человека, мы поймем, что нам это только кажется.

– Прочитайте притчу об Иисусе.

Однажды у Иисуса спросили:

- А что делать, когда обижают?

- Пожалейте этого человека, - сказал Христос. - Ведь Бог накажет его за зло, которое он причинил вам. Неужели его не жалко? Поэтому молитесь, чтобы Бог простил человеку, который обижает вас. Злой человек на зло отвечает злом. Но если хорошего человека обидели, она отвечает только добром. Этим она и отличается от злой.

Представьте, что злой человек - это слепыш. Ведь действительно, если не видишь доброты и не слышишь, о чем говорит Бог, то ты - слепой. А слепых таких очень много. Что бы было, если бы не встречались нам люди зрячие? Если слепой ведет слепого, то оба они упадут в яму. Поэтому нужно помогать слепы

– Подумйте над этой притчей.

4. Работа с детской литературой ( выставкой книг)

5. Составление правил честного поведения ( работа в парах).

– У вас в конвертах, лежащих на партах, есть задание. На листах напеча- таны правила честного поведения. Но эти правила ,,разорваны''. Вам на- до соединить части правил и прочитать их. А главное нужно их запомнить и следовать им.

Не уверен – …что думаешь.

Говори только то, . объясни почему.

Не можешь сказать правду – …признайся.

Поступай только … не обещай.

6. Выбор подарка своему ближнему (рисование подарка)

– Щедрость, доброжелательность , любовь – качества доброго хорошего человека. Такие люди, как правило, другим отдают больше, чем берут себе. Что бы вы хотели подарить своему ближнему? Нарисуйте.

– Какой вывод вы сделали на нашем уроке?

– Что на уроке больше всего понравилось?

Правде огонь … ( не страшен )

Вранью – короткий … ( век )

Где правда, там и … ( счастье )

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Предмет: Основы православной культуры класс _____4___

Место урока по теме

Формы, приемы, методы

открытие нового знания

Беседа, комментированное чтение, работа в парах, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге.

Задачи урока

Образовательные: познакомить с формулировкой золотого правила этики, узнать о Евангельском контексте этого правила.

Развивающие: уяснить связь неосуждения с памятью о своих ошибках, недостатках и грехах, развивать этические чувства, доброжелательность, отзывчивость, честность, преданность и верность, уважительное и заботливое отношение к родителям и близким людям .

Воспитательные: научиться различать отношение к греху и отношение к согрешившему человеку.

Предполагаемый результат

Компетенции/УУД

Педагогические технологии

Оборудование

– осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;

– умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;

– настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;

ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно; искать пути решения заявленной проблемы; адекватно воспринимать комментарий результатов деятельности

продумывать ответы перед их озвучиванием вслух; формулировать простые выводы; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

овладение умением выражать свои мысли точно, правильно, не затрагивая чувств близких людей;

Средства наглядности:

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Компетенции/

аспекты компетенции/УУД

Оценивание/формы контроля

Духовно-нравственное развитие

Организационный момент.

Настроить учащихся на учебную деятельность.

- Прикоснитесь ладошками друг к другу. Что почувствовали? Почувствовали какие они у вас теплые? Пусть будет таким же теплым наше сегодняшнее общение. Я приглашаю вас к сотрудничеству и надеюсь на вашу поддержку, призываю вас быть активными в течении всего урока. Желаю удачи!

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.

Коммуникативные УУД: формирование доброжелательного отношения к окружающим

Личностные УУД:

Наличие мотивации к работе на результат.

Создание доброжелательного отношения на уроке, настроя на активную работу

2. Актуализация знаний.

Выявить знания учащихся по данной теме,

Подготовить к восприятию нового понятия

(Объясняется значение каждого словосочетания)

Золотые руки ( руки, которые умеют всё делать)

золотое сердце (доброе сердце)

золотое кольцо (изготовлено из золота)

золотое правило (главное, самое важное)

( * Золотое кольцо – здесь слово золотое в прямом значении, остальные - в переносном) .

Значит правило очень важное. Если выполнять это правило, то всем людям будет хорошо.

Коммуникативные

-Высказывать и обосновывать свою точку зрения;

-участвовать в диалоге на уроке;

3.Формулировка темы урока, постановка задач урока.

Сформулировать тему и задачи урока

Сформулирована тема, и задачи урока

4. Открытие нового знания

4.1 Чтение статьи учебника.

Познакомить с золотым правилом этики, развивать умение работать с учебником

Найдите значение этих слов в словаре.

Прочитайте первые три абзаца с.46. и найдите ответ на вопросы:

-Как звучит золотое правило этики?

-Кто его сообщил людям?

-Было ли такое в вашей жизни, чтобы вы осуждали других людей? Что вы чувствовали?

Самостоятельное чтение 4 абз . (с.46)

- Что помогает уберечься от осуждения?

-1 человек находит слово в толковом словаре:

Этика —1) философское учение о нравственности, о морали, о правилах поведения;

2) совокупность норм поведения, морали, какой-нибудь общественной группы, профессии и т.д.

Этика – это наука, которая изучает поступки и отношения между людьми

Этика – это свод правил, по которым должны жить люди.

- Сравнивают своё понимание слова с толкованием значения понятия в словаре.

- Значит правило очень важное. Если выполнять это правило, то всем людям будет хорошо.

- Читают первые 3 абзаца текста, ищут ответы на вопросы.

- Отвечают на поставленные вопросы.

- Высказываются о том, приходилось ли им когда-нибудь осуждать других людей, как они себя при этом чувствовали, как уберечься от осуждения.

Познавательные

- умение работать со словарём

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы

Коммуникативные

Построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.

Познакомились со значением слова этика

4.2 Работа с картиной В. Поленова

- Ребята, кого вы видите на картине? (Люди)

- Что еще вы видите на картине?

- Что происходит на этой картине?

- Почему вы так решили? Что вы видите на картине, что позволяет вам так утверждать?

- Как вы думаете, куда ведут эту женщину?

- Кто по- вашему главный герой?

- Почему вы решили, что это главный герой?

- Как вы думаете, кем он может быть?

- Как вы думаете, кто эта женщина и зачем ее привели?

- Почему вы так решили? Что на картине позволяет вам сделать такой вывод?

- Где происходят события, изображенные на картине?

- Почему вы так решили?

- Что заинтересовало художникам в этом сюжете? Почему он решил написать такую картину?

- Кто такой грешник?

Найдите на картине Христа. Как он выглядит?

- Поленов в своей работе сломал канонические традиции художественного изображения Иисуса. Он писал не Бога, а мудрого странника-философа, сосредоточившись главным образом на его человеческих качествах. Иисус максимально приближен к простому человеку – изображен сидящим в спокойной, слегка усталой позе, облаченным в одежду, не выделяющуюся из одеяний других людей. Художник добивался такого понимания картины, согласно которому Христос воспринимался бы не как Бог, а человек с огромной душой

- Как вы думаете, каким будет решение о судьбе грешницы?

- По всему видно, что Иисус не разгоняет толпу, ни в чём не убеждает людей, не пытается их успокоить. Но, по библейскому сюжету, после его слов люди разойдутся по домам.

- Вас заинтересовала эта история? Что именно? Задайте вопрос.

— С каким отрывком из текста можно соотнести эту картину? Прочитайте этот отрывок.

- Можно ли сказать, что ко Христу подошла толпа, а отходили от него люди?

- Что помогло людям уберечь себя от осуждения?

-Как вы думаете, бывают ли безгрешные люди? Аргументируйте свой ответ.

Осуждение других людей плохо еще и тем, что оно слишком упрощает мир и человека. А человек сложен. У каждого из нас есть сильные и слабые стороны. Неудачник одной минуты может оказаться добрым гением следующего дня.

- Красивое здание, природа, животные

- Одна группа людей сидит в кругу, беседуют, другая группа людей ведут женщину, возмущаются

- Первая группа людей сидит полукругом около главного героя. Позы тела и выражения лиц спокойны. Взгляд их с удивлением и интересом устремлены на вторую группу людей. Вторая группа людей чем – то возмущена. Они с силой ведут упирающуюся женщину.

- (К главному герою картины)

- Мужчина , сидящий в кругу лицом к людям в белой одежде и коричневой накидке

- Люди, приведшие женщину смотрят на него, обращаются к нему, указывая на женщину

- Умный человек, судья

- Она кого-то обидела, преступница, воровка

- Женщина напугана, упирается, не хочет идти

- На улице восточного города

- Люди одеты в восточные одежды. Здание похоже на восточный храм

- Возможно жизнь и дальнейшая судьба этой женщины будут зависеть от решения главного героя

- Человек, нарушивший религиозные предписания, правила, заповеди т.е . совершивший какой- то грех

- У Иисуса спокойное лицо, сидит, внимательно слушает людей, которые к нему пришли.

Дети высказывают свои мнения

- Почему люди разошлись по домам и не наказали женщину?

- Потому что каждый грешен.

- Память о своих собственных ошибках и недостатках

Познавательные УУД:

осуществлять поиск и

выделять необходимую информацию, обсуждать проблемные вопросы

Сформулирован вывод о том, что нет безгрешных людей и что прежде чем осуждать кого- то нужно посмотреть на себя.

Неосуждение- проявление милосердия к человеку. (записать в тетрадь)

Читает учитель : В египетском монастыре, где жил старец Моисей (это не пророк Моисей, а христианский подвижник, живший через полторы тысячи лет после пророка), один из монахов выпил вина. Монахи попросили Моисея сделать строгий выговор виновнику. Моисей помолчал. Потом взял дырявую корзину, наполнил ее песком, повесил корзину за спину и пошел. Песок же через щели сыпался за его спиной. Недоумевающим монахам старец ответил: это грехи мои сыплются сзади меня, но я не вижу их, потому что иду судить чужие грехи.

Неосуждение - это различение оценки поступка и оценки самого человека.

Работа в парах.

-Поработайте в парах и объясните и дополните выражения на карточках:

- В парах объясняют выражения на карточках:

Коммуникативные

-участвовать в работе пары, договариваться друг с другом.

- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

Познавательные

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы

-овладение навыками смыслового чтения

Наблюдение за работой в парах

Осознание и принятие понятия

Уточнить золотое правило этики, развивать умение работать с текстом

Жил-был юноша с плохим характером. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал забивать один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда тот потеряет терпение или поругается с кем-нибудь.

В первый день юноша забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие недели он научился контролировать количество забитых гвоздей, уменьшая его изо дня в день. Он понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди. Наконец, наступил тот день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Он пришел к отцу и сказал ему эту новость.

Тогда отец сказал юноше вынимать один гвоздь из ворот каждый раз когда тот не потеряет терпение. Наконец наступил день, когда юноша смог сказать отцу, что вытащил все гвозди. Отец подвел сына к садовым воротам и сказал:

- Предположите, что сказал отец своему сыну.

- Правильны ли были ваши предположения о содержании притчи, которые вы выдвигали, когда услышали название?

- Понравилась ли вам притча? Что привлекло в ней? Что вам показалось интересным в ней? Какие чувства и эмоции она пробудила у вас?

- Чему учит нас эта притча?

- С чем сравниваются дырки от гвоздей в воротах?

- Почему отец не объяснил сыну словами, что плохо обижать людей, а дал ему гвозди?

- Сколько гвоздей вбил в первый день сын?

- Почему количество забитых гвоздей с каждым днем уменьшалось?

- Как вы думаете, какие слова самые главные в этой притче?

- Как вы считаете, будет ли юноша в дальнейшем обижать окружающих? Почему

- Что необычного в этом коротком повествовании? Только ли о человеке, забивающем гвозди эта притча?

Читайте также: