Добро и зло конспект по обществознанию

Обновлено: 06.07.2024

На уроке расскрывается тема "Добра и зла". В чем отличия этих понятий. Научить детей распознавать хорошие добрые поступки и дела от злых, не хороших дел.

Содержимое разработки

Тебе Бог дал своё призванье,

Тебе он светлый дал удел,

Хранить для мира достояние,

Высоких жертв и чистых дел!

Тема: Добро и зло

Цель: создание условий для понимания значения понятий добра и зла в жизни человека.

расширить представления обучающихся о понятиях “добро” и “зло” с позиции нравственного смысла;

прививать нравственные качества личности и этические нормы поведения, чувства добра и сострадания, любви и милосердия;

формировать потребность совершать добрые дела;

формировать умение рассуждать на тему с привлечением личного опыта;

развивать творческие способности учащихся.

воспитывать добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающему миру.

воспитывать чувство ответственности за совершаемые поступки;

Планируемые результаты: обучающиеся должны уметь:

оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей:

объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;

самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из текста.

2. Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, схема).

3. Строить речевое высказывание в устной форме.

4. Объяснять понятия: добро, зло.

Регулятивные УУД

1. Принимать и сохранять учебную задачу.

2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Договариваться о правилах общения и поведения.

5. Формулировать своё мнение, свою позицию.

Личностные УУД

1. Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.

2. Делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм.

Формы и виды деятельности: рассказ учителя, самостоятельная работа с источниками информации, беседа, работа в тетради (тетрадь-словарь), работа в рабочих тетрадях.

1. Организационный момент.

Учитель: Друг на друга посмотрели,

- А теперь посмотрите друг на друга и сделайте злое выражение лица. Что вам приятнее видеть?

-Чтобы настроение на весь урок было хорошим, давайте улыбнёмся себе, друг другу.

-Мир- это большое зеркало и улыбаясь кому-то, ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью.

2.Введение в тему.

– Послушайте притчу и попробуйте определить ее тему.
Давным-давно жила прекрасная птица. Возле ее гнезда находились дома людей. Каждый день птица исполняла их заветные желания. Но однажды счастливая жизнь людей и птицы-волшебницы кончилась. Так как в эти места прилетел злой и страшный дракон. Он был очень голодный, и его первой добычей стала птица Феникс. Съев птицу, дракон не утолил свой голод и стал поедать людей. И тогда произошло великое разделение людей на два лагеря. Одни люди, не желая быть съеденными, перешли на сторону дракона, и сами стали людоедами, а другая часть людей искала надежное убежище, страдая от жестокости чудовища. Наконец дракон, насытившись, улетел в свое мрачное царство, а люди стали населять всю территорию нашей планеты. Они не остались под одним кровом, потому что не могли жить без доброй птицы, кроме того, они постоянно ссорились. Так на свете появилось добро и зло.

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

-Сегодня на уроке будем говорить об основных этических понятиях – добро и зло.

-С древних времен считается, что отступление от нравственности, неумение различать добро и зло ведут к разрушению человеческой личности. Но мы же не хотим разрушать самих себя? Значит, будем сегодня на уроке учиться отличать добро от зла, находить их в своих поступках, учиться делать добро.

Как существует добро, так есть и зло, которое всегда желает помешать добру, уничтожить его. Вот пример такой борьбы

Чтение рассказа:

В жаркой сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком. У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди – заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда.

Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться.

На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.

-Что это за человек? – спросил внук деда.

-Это не человек, - ответил дед.

В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку; вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал.

-Что это за человек? – спросил внук деда.

-И это еще не человек, - ответил дед.

Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к веревке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.

-А это что за человек? - спросил внук деда.

-Обыкновенный человек, - ответил дед.

- Что вы можете сказать о главных героях рассказа? Какие они? Почему?

- Согласны ли вы с той характеристикой, которую давал дедушка проезжим? Какой он – обыкновенный человек? – (добрый, заботиться о других, помогает…)

- Доброта бывает разная. Существует три понятия доброты.

Самая маленькая доброта – пассивная. Человек не ударит слабого, не заденет самолюбия легкоранимого. Но пройдёт мимо зла, не поспешит сделать добро.

Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла. Может, он делал добро другим для своей выгоды?

И наконец, доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Такая доброта выбирает себе хозяина – человека с чувством обострённого достоинства, который защитит слабого, поможет в беде, по-настоящему почувствует несправедливость, унижение одного человека другим и способен бороться со злом.

Добро и зло всегда борются между собой. Какой тому яркий пример мы видим в литературе?

Ученик: - в русских народных сказках

- в литературных произведениях

Учитель. Достаточно ли, чтобы быть добрым говорить хорошие слова?( Добрыми должны быть и поступки.)

Как вы их понимаете?

Учитель. Ребята, назовите поступки, которые вы считаете морально добрыми. Часто ли вы сами так поступаете? (ответы детей)

3. Определение смысла терминов. Работа с учебником.

Добро – это душевное расположение к людям, отзывчивость, забота, стремление людям сделать добро. Добро связано с миром и любовью к маме, стране, в которой живем, к любимому делу. Добрый человек – это значит, делающий добро другим, отзывчивый; несущий благо, благополучие.

- Прочитаем в учебнике про добро.

Зло – это несовершенство, это незнание, это невежество, это слабость, и поэтому зло старается показать себя сильным, запугать, потому что само должно обороняться от света, от добра. У зла мало друзей, и зло осуждается всем миром, и конечном результате всегда побеждает добро.

- А что в жизни побеждает? Почему?

4.Запись определений добра и зла в тетради- словаре.

5. Физкультминутка-игра.

Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду называть имя сказочного героя, а вы определяете, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой — закрываете лицо ладошками.

Итак, начали: Баба Яга, доктор Айболит, Дюймовочка, Змей Горыныч, Вини - Пух, Золотая рыбка, Смешарики, Лунтик, Кощей Бессмертный, Красная Шапочка, волк, Золушка.

6. Работа в группах

Проведем небольшую викторину (ученики разделены на 2 группы задаю по 4 вопроса каждой команде )

-Какое свойство присуще сказочным историям? Почти всем сказочным историям присуще замечательное свойство – в них добро побеждает зло и добрый герой, даже самый маленький, за свои хорошие дела оказывается вознагражден.

7.Работа над притчей

- Ребята, сейчас мы послушаем маленькую притчу . А что такое притча?

Ученик: Притча – это иносказательный рассказ с нравоучением.

«Однажды Добро пришло к Злу в гости. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара положило в чашку соль. Добро попробовало соленый чай, но ни слова худого не сказало Злу, только поблагодарило его за угощение. А когда добро уходило от Зла, оно сказало: …..

-Как вы думаете, что могло сказать добро? (высказывания детей)

-Кто из героев не понравился и почему?

-Как бы вы поступили на месте героев?

-Какие пословицы можно отнести к содержанию притчи?

(команды называют пословицы и поговорки о добре и зле , которые лежат на партах)

1.Во зле жить – по миру ходить.

2. Кто добро творит, того Бог благословит.

3. Бедного обижать – себе добра не желать.

4. Добрый человек – в добре проживет век.

5. Добро творить – себя веселить.

6. Тьма свету не любит, злой добро не терпит.

Учитель: Вы с рождения получаете знания о добре и зле. Мы можем помочь попавшему в беду, или, испугавшись, убежать, накормить голодного, подать милостыню или же равнодушно пройти мимо. От чего зависит выбор? Надо ли громко заявлять о своих добрых делах, легко ли быть добрым? У добра много врагов: злословие, зависть, ябедничество, а Добро – это любовь.

-Как вы думаете, чего на земле больше: добра или зла?

- Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки – в реку, реки – в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.

- Вы еще дети, но впереди вас ждет много славных дел. Вы сделаете нашу планету красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро – это здорово.

Изображение_10.jpg

англичане в период формирования и расцвета Британской империи ( \(XVII\)– \(XIX\) века) искренне верили, что, покоряя другие народы, несут им благо, поскольку те сами не способны прийти к счастью и процветанию. В современной Великобритании признаются равные права всех народов.

В некоторых ситуациях зло может быть вынужденным, спровоцированным стечением обстоятельств. Если человек позже не повторяет таких поступков, они не оказывают разрушающего действия на его душу, а наоборот, делают её сильнее и чище.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

- воспитывать доброту и милосердие, доброжелательность, уважение друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела, отслеживая собственные поступки и анализируя поступки других;

- формировать представления о нравственной ответственности человека за свои поступки;

- развивать учебно-познавательные, информационные компетенции при работе с различными источниками;

- совершенствовать коммуникативные компетенции в процессе групповой формы обучения;

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения Основные термины и понятия: добро , зло.

Формы организации учащихся :

Фронтальная работа, работа в группах, индивидуальная работа

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником, словарная работа.

1. Организационный момент

2 .Введение в тему .

- Прочитайте эпиграфы (Слайд 1)

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

-Сегодня на уроке будем говорить об основных этических понятиях – добро и зло. (Слайд 2)

Подготовка к изучению нового материала.

Добро и зло! Это особые слова. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории.

Добро со злом неразделимы.

Борьба идет под плач и смех,

Но жаждет каждый видеть зримо,

Когда добро одержит верх.

Заслужит только тот награды,

Кто испытание пройдет.

Кувшинчик с кладом он откроет,

И в мир добра он с ним войдет.

Уже в древние времена считалось, что отступление от нравственности, неумение различать добро и зло ведут к разрушению человеческой личности.

Как существует добро, так есть и зло, которое всегда желает помешать добру, уничтожить его.

- Понятны ли вам слова добро и зло?

Каких людей вы называете добрыми, а каких – злыми? ( Ответы детей)

- Видите, как по-разному мы представляем себе это понятие.

Так что же такое доброта? Обратимся за помощью к толковому словарю. (Слайд 4)

И отметил качества, определяющие доброту: добродетельный, добродушный, доброжелательный, добросердечный, добропорядочный, добросовестный

Обратимся к учебнику. стр.12-13 записать определение в тетради.

Доброта бывает разная. Существует три понятия доброты.

Самая маленькая доброта – пассивная. Человек не ударит слабого, не заденет самолюбия легкоранимого. Но пройдёт мимо зла, не поспешит сделать добро.

Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла. Может, он делал добро другим для своей выгоды?

И наконец, доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Такая доброта выбирает себе хозяина – человека с чувством обострённого достоинства, который защитит Слабого, поможет в беде, по-настоящему почувствует несправедливость, унижение одного человека другим и способен бороться со злом.

- А что такое зло?(ответы)

Обратимся к учебнику. стр.13

записать определение в тетради.

Почему же добро всегда побеждает над злом?

Зло – это несовершенство, это незнание, это невежество, это слабость, и поэтому зло старается показать себя сильным, запугать, потому что само должно обороняться от света, от добра . У зла мало друзей, и зло осуждается всем миром, и конечном результате всегда побеждает добро.

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:

- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь…

Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

- Ребята, а какого волка вы кормите и чем?

- Расскажите о добром поступке, который совершили вы сами или такой поступок оставил добрую отметину в вашем сердце, или видели, или слышали о людской доброте?

– Как вы считаете, трудно ли быть добрым? Надо ли учиться доброте?

Работа с пословицами.

- Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло, и мы в этом убедились на примере притчи. Эту мысль они отразили и в пословицах, которые передаются из уст в уста.

Обратимся в к тетради.

Объединитесь в группы , обсудите в группе, в чем заключается смысл этих пословицы, а затем всем расскажите ваше общее мнение.

1. Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
2. Жизнь дана на добрые дела.
3. Доброе слово и железные ворота открывает.

5. «Твори добро, чтобы любя добро тебя нашло,

6. «Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда,

«Рождает зверя зверь,

Рождает птица птицу,

От доброго добро,

- Да, правильно. Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям. Первый шаг к доброте – это доброе слово.

-Какие добрые слова вы знаете, мне хотелось бы проверить.

- Растает даже ледяная глыба
От слова теплого… (щелчок) .(спасибо)
- Зазеленеет старый пень,
Когда услышит.. (щелчок) .( (добрый день)
- Мальчик, вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь… (щелчок) .(. (здравствуйте)
Когда нас бранят за шалости,
Говорим … (щелчок) .( (извините, пожалуйста)
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят … (щелчок) .( (до свидания)

- Ну вот, волшебные слова мы вспомнили. А как вы думаете – от чего зависит их сила?

- Правильно, сила волшебных слов зависит от того, как именно они сказаны, каким голосом – спокойным и приветливым или грубым и невежливым.

«В жаркой сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком. У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди – заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда.

Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться.

На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.

-Что это за человек? – спросил внук деда.

-Это не человек, - ответил дед.

В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку; вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал.

-Что это за человек? – спросил внук деда.

-И это еще не человек, - ответил дед.

Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к веревке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.

-А это что за человек? - спросил внук деда.

- Что вы можете сказать о главных героях рассказа? Какие они? Почему?

- Согласны ли вы с той характеристикой, которую давал дедушка проезжим? Какой он – обыкновенный человек? – (добрый, заботиться о других, помогает…) В разное время у людей было разное понятие норм, об этом мы поговорим на следующем уроке.

Физкультминутка-игра. (Слайд 10)

Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду называть имя сказочного героя, а вы определяете, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой — закрываете лицо ладошками. Итак, начали: Баба Яга, доктор Айболит, Дюймовочка, Змей Горыныч, Вини Пух, Золотая рыбка, Смешарики

Индивидуальная работа.

Проанализируйте ситуации и скажите, по каким мотивам совершались добрые дела.(тексты в тетради)

Ситуация 1.: Ученик возвращался из школы, увидел, как старушка, поставив на скамейку тяжелый пакет, не могла отдышаться. Он подошел к ней и предложил свои услуги. Мальчик помог донести груз, хотя ему было не по пути. В следующий раз, торопясь в школу, он увидел на перекрестке старика, который никак не решался перейти улицу. Мальчик подошел к нему, взял за руку и перевел на другую сторону. Только старик хотел поблагодарить его, как мальчика вокруг не оказалось.

Ситуация 2 . Однажды старушка – соседка попросила мальчика отнести и сдать бутылки из-под кефира. Он согласился, но сказал, что за это она должна чем-то отблагодарить его.

Совместная работа. Распределите слова на две группы , в первую поместите слова, относящиеся к понятию "добро", во вторую - к понятию "зло": Обман, насилие, взаимовыручка, помощь, умение говорить правду, хвастовство, ложь, трудолюбие. Мужество, честь, хвастливость, жестокость, скромность, милосердие, совесть трусость, зависть, жадность, честность, тактичность, болтливость, правдивость, хитрость, бестактность, лживость, малодушие, справедливость, выдержка, эгоизм.

Приведите свои примеры

Проверь себя. (Слайд 11)

1)________________ - образец поступков людей и отношений между ними.

3)Что считается добрым поступком?

А. Забыть о неприятной просьбе

Б. Дать списать домашнее задание

В. Опоздать на неинтересную встречу

Г. Помочь соседу по парте разобрать задачу

4)Укажите поступки , которые одобряет общество

5)Что является последствием злых дел?

Г. мирное сосуществование

6) Знания о добре и зле помогают людям

А. проявлять заботу о близких

При правильном ответе на слайде появляются части картинки. Команда черепашек Ниндзя.

- Я уверена, что вы всегда, в любой ситуации будете говорить вежливые слова, совершать добрые поступки, делать добрые дела.

Помните, что без добрых дел нет доброго имени, жизнь дана на добрые дела.

Ребята! Будьте добрыми и щедрыми, и это воздастся вам сторицей. Любите труд, который приносит большое наслаждение. И настанет время, когда вы сможете сказать "Я делаю нужное дело, приношу пользу людям".

Домашнее задание

1. Продолжить сказку самим и предложить родителям, если у них будет желание, написать свой вариант (текст напечатан на листочках)

Дополнительный материал:

1. Воскресенье. По телевизору должна идти интересная передача. Но мама просит по какой - то причине в это время погулять с маленьким братом. Какой вариант поведения вы выберете?

-Предложу посмотреть сказку вместе с братом.

-Сначала посмотрю сказку, потом пойду гулять с братом.

-Выясню, по какой причине мама не может сама погулять, потом решу, как поступить.

-Пойду погуляю с братом.

-Придумаю брату какую–нибудь интересную игру, пока будет идти сказка, чтобы он не захотел идти гулять.

- Почему вы выбрали именно этот вариант?

- Как ты поступишь?

- Предложу тянуть жребий, чтобы было не обидно.

- Предложу решить голосованием, как считает класс, кто достоин получить билет.

- Предложу дать эти билеты тем, кто заслужил хорошей учебой и активной работой.

- Подниму руку, что не пойду.

- Предложу распределить по группам и выбрать достойных.

-Объясни выбранный вариант.

3. Ребята готовили спектакль к Новому году. Всем хотелось играть главные роли. Как вы советуете учителю поступить при распределении ролей?

-Главные роли дать тем, кто уже проявил свои способности.

-Главные роли дать тем, кто еще ни разу ни в чем не участвовал.

-Желающим тянуть жребий.

-Пусть решат сами участники спектакля.

Выбор вариантов ребята делают письменно, чтобы можно было проанализировать направленность их решений.

-А теперь, ребята, попробуйте разнести выбранные вами решения по следующим колонкам: для себя, для других, для коллектива.


Данная работа направлена на формирование критериев для добра и зла, этических форм поведения в обществе и общения друг с другом.

Описание разработки

Цель: формирование основ морали – осознанной необходимости определенного поведения, обусловленного в обществе представлениями о добре и зле.

формирование критериев для добра и зла, этических форм поведения в обществе и общения друг с другом;

развитие умения анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями;

повышение уровня сплоченности, взаимопонимания и согласованности действий в коллективе;

воспитание сострадания по отношению к другим.

Основные термины и понятия: добро и зло как основные этические понятия.

Приветствие гостей (родителей, учителей)

-Ребята, давайте поприветствуем всех наших гостей.

Организация деятельности учащихся.

В жизни по-разному можно жить –

Можно в беде, а можно в радости.

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

На рассвете встать –

И, помышляя о чуде,

Рукой обожжённою солнце достать

И подарить его людям.

- Давайте подарим себе и друг другу наш сегодняшний урок Основ светской этики.

- Прочитайте эпиграфы на доске, вставьте нужные слова и попробуйте определить тему нашего урока.

Эпиграфы: При солнышке тепло, при матери ….(добро).

Всякое …(зло) наказуемо.

-Да, ребята, сегодня мы с вами поговорим о добре и зле.

а) Работа с учебником.

-Откройте оглавление в учебнике, найдите тему нашего урока и откройте нужную страницу с.39.

- Добро и зло! Это особые слова. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории.

- Прочитайте в учебнике определение, что такое добро.

б) Работа с Толковым словарём.

в) Работа с таблицей учебника (с.45)

- Распределите слова в 2 группы: добро – зло

- Уже в древние времена считалось, что отступление от нравственности, неумение различать добро и зло ведут к разрушению человеческой личности.

Как существует добро, так есть и зло, которое всегда желает помешать добру, уничтожить его.

- Мне бы хотелось, чтобы на сегодняшнем уроке каждый из вас для себя выработал уникальный критерий для добра и зла.

в) Работа по картинкам (сказочные персонажи, реальные события).

- Тема добра и зла находит своё отражение в сказках, былинах, в других литературных жанрах и конечно же в реальной жизни.

- Распределите картинки на 2 группы: добро – зло. (К доске по одному выходят и распределяют картинки с изображением Бабы Яги, Кощея, Соловья-разбойника, Золушки, Ильи Муромца, Шапокляк, внучки у постели больной бабушки, войны).

- Приведите примеры из прочитанных вами литературных произведений героев, совершивших добрый или злой поступок.

- Это реальные добрые дела, вы их участники.

г) Список добрых дел. (Проверка домашнего задания).

- Дома вам нужно было составить список добрых дел. Прочитайте.

(Дети рассказывают о добрых делах)

- Все эти добрые дела вы делали

бескорыстно (без какой-либо выгоды)

ради получения денег или славы

незаметно для других

чтобы гордиться собой

не ради себя, а ради других

потому что заставили

из любви к ближнему

(В процессе игры учитель под заголовком Делай добро дублирует вопросы на доске, а учащиеся выбирают определение, которое характеризует по – настоящему доброе дело и ставят рядом +,-)

-Уберите ненужное. В конце урока мы вернёмся к +.

( на доске остаётся то, что + .)

- Выскажите своё мнение о главных героях притчи.

В больнице в одной палате лежали два тяжело больных человека. Один лежал у окна, а кровать другого располагалась у двери.

- Что там видно в окне? - как-то спросил тот, что лежал у двери.

О! - оживился первый. - Я вижу небо, облака, напоминающие зверушек, озеро и лес вдалеке…

Каждый день лежащий у окна рассказывал своему соседу о том, что происходит за окном.

Он видел лодку, рыбаков с огромным уловом, детей, играющих на берегу, пару влюбленных, держащихся за руки и не сводящих друг с друга сияющих глаз.

Однажды, лежащий у окна, сильно закашлялся и стал задыхаться. Он пытался дотянуться до кнопки вызова медсестры, но у него не было сил, потому что он содрогался от кашля.

Сосед наблюдал за происходящим. Ему ничего не стоило нажать на свою кнопку, но он этого не сделал. Через некоторое время первый затих и вытянулся на своей постели.

Когда его унесли, сосед попросил медсестру, чтобы его переложили к окну. Медсестра выполнила просьбу больного, перестелила его постель, помогла ему перелечь на противоположную кровать и, убедившись, что больному удобно, направилась к двери.

Вдруг её остановил удивлённый возглас больного:

- Как же так! Это окно выходит на глухую серую стену! Но тот, кто умер, рассказывал мне, что видел лес, озеро, облака, людей… Как же он мог всё это видеть из этого окна?

Медсестра печально улыбнулась:

- Он вообще не мог ничего видеть; ваш покойный сосед был слепым.

- Но зачем же он?… Зачем же он рассказывал мне всё это?

- Он, видимо, просто хотел вас немного приободрить…

В классе тишина. Дети, сначала молча, смотрят на меня, потом наперебой начинают говорить о том, что второй больной человек плохой, злой, ужасный, жестокий. Он преступник, убийца.

Теперь замолкаю я и удивленно смотрю на них.

Тут дети вспоминают, что православные люди не должны так говорить и исправляют свои ошибки.

(После того, как дети выскажут своё мнение, дать разъяснение)

Плохой, злой, ужасный, жестокий – не человек, а поступок.

Не он преступник и убийца, а он совершил преступление, убийство.

- А что подтолкнуло больного на совершение жестокого поступка?

- А что же можно сказать о другом больном? По каким правилам он жил?

(по правилам добра)

- Злых людей не бывает, есть злые поступки, дела. Ведь изначально человек рождается, значит, он нужен, его хотели, чтоб он родился. А то, что он совершает плохие поступки, наверное, его окружали, встречались на жизненном пути и влияли на него непорядочные, грубые, жадные, завистливые люди. Мне, например, повезло. Меня окружали добрые, порядочные, требовательные, дисциплинированные люди. Хотя, были и другие –жадные, завистливые, но их было очень мало.

- Дети, я вам желаю, хороших попутчиков в жизни, но будьте готовы и к встрече с хитрыми, завистливыми людьми. Сумейте вовремя им противостоять, не поддаться их влиянию.

Рассказ учителя о Ю.Куклачёве- дрессировщике кошек.

- В одной из телепередач Ю. Куклачёв сказал (примерный смысл его слов) : «У меня есть мечта - чтобы все дети, а потом и взрослые (когда они вырастут), были добрыми. Своим искусством, тем, что дети с удовольствием ходят на каждое моё представление - посмотреть на дрессированных кошек, я думаю ,что стою на одной из первых ступенек на пути к добру. Представляете реакцию наших недругов, врагов, которые хотят морально разложить наше подрастающее поколение, нашу молодёжь жестокими фильмами и мультфильмами, музыкой, примерами хамского поведения, если в ответ они услышат и увидят добрых, улыбающихся молодых людей. Да они лопнут от собственного бессилия!

- От самого Куклачёва исходит такая доброта, такой свет, что действительно веришь в правоту его мыслей и мечту.

VI. Работа с пословицами . (у каждого ученика либо начало, либо конец пословицы)

- Соедините начало и конец пословицы (объяснить значение некоторых из них)

VII. Обобщение и рефлексия. Правила доброты. ( Работа в группах)

- Дети, вам приятно находиться в обществе добрых людей? (Да)

Но для этого мы должны быть сами добрыми. Ведь об том говорит золотое правило этики.

- Давайте составим ПРАВИЛА ДОБРОТЫ. Посоветовавшись в группе, коротко напишите эти правила (н-р, помогать людям).

Затем 1 чел. из группы выставляет на доске правила (повторы не брать) (учитель по ходу может добавить и свои)

Правила доброты (расположить там, где Делай добро).

- Эти Правила мы поместим в наш классный уголок. Применяйте эти правила и вы увидите какими добрыми, радостными и спокойными будут ваши отношения с другими людьми!

-Давайте закончим наш урок песней.

- Спасибо за урок, за доброе дело.

Содержимое разработки

Цель: формирование основ морали – осознанной необходимости определенного поведения, обусловленного в обществе представлениями о добре и зле.

формирование критериев для добра и зла, этических форм поведения в обществе и общения друг с другом;

развитие умения анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями;

повышение уровня сплоченности, взаимопонимания и согласованности действий в коллективе;

воспитание сострадания по отношению к другим.

Основные термины и понятия: добро и зло как основные этические понятия.

Приветствие гостей (родителей, учителей)

-Ребята, давайте поприветствуем всех наших гостей.

(Добрый день!)

Организация деятельности учащихся.

В жизни по-разному можно жить –

Можно в беде, а можно в радости.

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

На рассвете встать –

И, помышляя о чуде,

Рукой обожжённою солнце достать

И подарить его людям.

- Давайте подарим себе и друг другу наш сегодняшний урок Основ светской этики.

- Прочитайте эпиграфы на доске, вставьте нужные слова и попробуйте определить тему нашего урока.

Эпиграфы: При солнышке тепло, при матери ….(добро).

Всякое …(зло) наказуемо.

-Да, ребята, сегодня мы с вами поговорим о добре и зле.

а) Работа с учебником.

-Откройте оглавление в учебнике, найдите тему нашего урока и откройте нужную страницу с.39.

- Добро и зло! Это особые слова. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории.

- Прочитайте в учебнике определение, что такое добро.

б) Работа с Толковым словарём.

в) Работа с таблицей учебника (с.45)

- Распределите слова в 2 группы: добро – зло

- Уже в древние времена считалось, что отступление от нравственности, неумение различать добро и зло ведут к разрушению человеческой личности.

Как существует добро, так есть и зло, которое всегда желает помешать добру, уничтожить его.

- Мне бы хотелось, чтобы на сегодняшнем уроке каждый из вас для себя выработал уникальный критерий для добра и зла.

в) Работа по картинкам (сказочные персонажи, реальные события).

- Тема добра и зла находит своё отражение в сказках, былинах, в других литературных жанрах и конечно же в реальной жизни.

- Распределите картинки на 2 группы: добро – зло. (К доске по одному выходят и распределяют картинки с изображением Бабы Яги, Кощея, Соловья-разбойника, Золушки, Ильи Муромца, Шапокляк, внучки у постели больной бабушки, войны).

- Приведите примеры из прочитанных вами литературных произведений героев, совершивших добрый или злой поступок.

- Это реальные добрые дела, вы их участники.

г) Список добрых дел. (Проверка домашнего задания).

- Дома вам нужно было составить список добрых дел. Прочитайте.

(Дети рассказывают о добрых делах)

- Все эти добрые дела вы делали

Делай добро

бескорыстно (без какой-либо выгоды)

ради получения денег или славы

незаметно для других

чтобы гордиться собой

не ради себя, а ради других

потому что заставили

из любви к ближнему

(В процессе игры учитель под заголовком Делай добро дублирует вопросы на доске, а учащиеся выбирают определение, которое характеризует по – настоящему доброе дело и ставят рядом +,-)

-Уберите ненужное. В конце урока мы вернёмся к +.

( на доске остаётся то, что + .)

- Выскажите своё мнение о главных героях притчи.

В больнице в одной палате лежали два тяжело больных человека. Один лежал у окна, а кровать другого располагалась у двери.

- Что там видно в окне? - как-то спросил тот, что лежал у двери.

О! - оживился первый. - Я вижу небо, облака, напоминающие зверушек, озеро и лес вдалеке…

Каждый день лежащий у окна рассказывал своему соседу о том, что происходит за окном.

Он видел лодку, рыбаков с огромным уловом, детей, играющих на берегу, пару влюбленных, держащихся за руки и не сводящих друг с друга сияющих глаз.

Однажды, лежащий у окна, сильно закашлялся и стал задыхаться. Он пытался дотянуться до кнопки вызова медсестры, но у него не было сил, потому что он содрогался от кашля.

Сосед наблюдал за происходящим. Ему ничего не стоило нажать на свою кнопку, но он этого не сделал. Через некоторое время первый затих и вытянулся на своей постели.

Когда его унесли, сосед попросил медсестру, чтобы его переложили к окну. Медсестра выполнила просьбу больного, перестелила его постель, помогла ему перелечь на противоположную кровать и, убедившись, что больному удобно, направилась к двери.

Вдруг её остановил удивлённый возглас больного:

- Как же так! Это окно выходит на глухую серую стену! Но тот, кто умер, рассказывал мне, что видел лес, озеро, облака, людей… Как же он мог всё это видеть из этого окна?

Медсестра печально улыбнулась:

- Он вообще не мог ничего видеть; ваш покойный сосед был слепым.

- Но зачем же он?… Зачем же он рассказывал мне всё это?

- Он, видимо, просто хотел вас немного приободрить…

В классе тишина. Дети, сначала молча, смотрят на меня, потом наперебой начинают говорить о том, что второй больной человек плохой, злой, ужасный, жестокий. Он преступник, убийца.

Теперь замолкаю я и удивленно смотрю на них.

Тут дети вспоминают, что православные люди не должны так говорить и исправляют свои ошибки.

(После того, как дети выскажут своё мнение, дать разъяснение)

Плохой, злой, ужасный, жестокий – не человек, а поступок.

Не он преступник и убийца, а он совершил преступление, убийство.

- А что подтолкнуло больного на совершение жестокого поступка?

- А что же можно сказать о другом больном? По каким правилам он жил?

(по правилам добра)

- Злых людей не бывает, есть злые поступки, дела. Ведь изначально человек рождается, значит, он нужен, его хотели, чтоб он родился. А то, что он совершает плохие поступки, наверное, его окружали, встречались на жизненном пути и влияли на него непорядочные, грубые, жадные, завистливые люди. Мне, например, повезло. Меня окружали добрые, порядочные, требовательные, дисциплинированные люди. Хотя, были и другие –жадные, завистливые, но их было очень мало.

- Дети, я вам желаю, хороших попутчиков в жизни, но будьте готовы и к встрече с хитрыми, завистливыми людьми. Сумейте вовремя им противостоять, не поддаться их влиянию.

Рассказ учителя о Ю.Куклачёве- дрессировщике кошек.

- В одной из телепередач Ю. Куклачёв сказал (примерный смысл его слов) : «У меня есть мечта - чтобы все дети, а потом и взрослые (когда они вырастут), были добрыми. Своим искусством, тем, что дети с удовольствием ходят на каждое моё представление - посмотреть на дрессированных кошек, я думаю ,что стою на одной из первых ступенек на пути к добру. Представляете реакцию наших недругов, врагов, которые хотят морально разложить наше подрастающее поколение, нашу молодёжь жестокими фильмами и мультфильмами, музыкой, примерами хамского поведения, если в ответ они услышат и увидят добрых, улыбающихся молодых людей. Да они лопнут от собственного бессилия!

- От самого Куклачёва исходит такая доброта, такой свет, что действительно веришь в правоту его мыслей и мечту.

VI. Работа с пословицами . (у каждого ученика либо начало, либо конец пословицы)

- Соедините начало и конец пословицы (объяснить значение некоторых из них) Доброе слово лечит, а злое калечит. Доброе слово человеку, что дождь в засуху. Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила. Худо тому, кто добра не делает никому. Добро помни, а зло забывай. Сделаешь худо, не жди добра. За добро добром платят. Добро творить - себя веселить. Не одежда красит человека, а добрые дела. Доброта лучше всякой красоты.

VII. Обобщение и рефлексия. Правила доброты. ( Работа в группах)

- Дети, вам приятно находиться в обществе добрых людей? (Да)

Но для этого мы должны быть сами добрыми. Ведь об том говорит золотое правило этики.

- Давайте составим ПРАВИЛА ДОБРОТЫ. Посоветовавшись в группе, коротко напишите эти правила (н-р, помогать людям).

Затем 1 чел. из группы выставляет на доске правила (повторы не брать) (учитель по ходу может добавить и свои)

Правила доброты (расположить там, где Делай добро).

Помогать людям. Защищать слабого. Не завидовать. Прощать ошибки другим. Не обманывать. Делиться последним с другим.

- Эти Правила мы поместим в наш классный уголок. Применяйте эти правила и вы увидите какими добрыми, радостными и спокойными будут ваши отношения с другими людьми!

-Давайте закончим наш урок песней.

X. Итог урока.

- Спасибо за урок, за доброе дело.

Список используемой литературы


-75%

Читайте также: