Хозяйство власть и церковь в 15 веке конспект

Обновлено: 05.07.2024

С конца XIV в. начинается острое политическое противостояние церкви и светского государства. Усилившись экономически, став крупнейшим землевладельцем, церковь стала претендовать на принятие самостоятельных независимых решений. Светская власть в лице великих князей вынуждена была искать зачастую компромиссные пути. В середине XV в. решалась и другая задача — независимости русской церкви от константинопольского патриарха, которому она подчинялась со времен христианизации Руси. Вместе с тем возникла угроза проникновения в русские земли католичества.

В 1439 г. на Вселенском соборе во Флоренции была заключена уния (союз) между православной и католической церквами под главенством папы римского. В работе Флорентийского собора участвовал митрополит Руси, ставленник константинопольского патриарха — Исидор. Однако по возвращении в 1441 г. на Русь за поддержку унии он был арестован Василием II, но бежал в Рим. Лишь через семь лет собор русских епископов избрал нового митрополита — не присланного из Константинополя, а рязанского епископа Иону, ставленника Василия Васильевича. В 1453 г. после падения под ударами турок-османов Константинополя, право выбора русского митрополита окончательно перешло к епископату на Руси. Началась автокефалия русской церкви. Активно вмешивались в церковные дела и великие князья. Однако представлять церковь того времени послушной и беспрекословной нет оснований. Наоборот, противостояние церковной и княжеской власти в конце XV–XVI вв. подчеркнуло относительную слабость Московского государства. И это несмотря на то, что церковь в этот период не была монолитной ни идейно, ни организационно.

К середине XVI в. вновь возникает возможность повести наступление государства на церковные владения.

Государство и церковь

Государство и церковь На протяжении XVIII в., начиная с церковной реформы Петра I, в России шла открытая борьба между светской властью и духовенством. Одним из главных в этой борьбе был вопрос о церковных земельных владениях, окончательно решенный во второй половине XVIII

Государство и церковь

Государство и церковь Согласно Закону от 23 января 1918 г. церковь была отделена от государства, а школа – от церкви. Это означало, что церковь переставала быть юридическим лицом, не имела больше права владеть собственностью, вести обучение в частных и государственных

§ 32. ГОСУДАРСТВО И ЦЕРКОВЬ В РОССИИ В XIX в

§ 32. ГОСУДАРСТВО И ЦЕРКОВЬ В РОССИИ В XIX в ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И ЕЕ УСТРОЙСТВО. Русская православная церковь была господствующей в России. Православие являлось религией более чем 70 % населения страны. Как вы помните, православие, наряду с самодержавием и народностью,

§ 6. Государство и церковь

§ 6. Государство и церковь Большие богатства, накопленные иерархами, церквами и монастырями — земли и тысячи крестьян, промыслы и деньги, огромное идеологическое влияние в обществе обусловили рост политических притязаний церкви. Ее руководители нередко вмешивались в

Церковь и государство в конце IV века

Церковь и государство в конце IV века Феодосий Великий и торжество христианства. При преемнике Юлиана Иовиане (363–364), убежденном христианине в никейском смысле, христианство было восстановлено. Но последнее обстоятельство не обозначало гонений против язычников,

Государство и церковь

Государство и церковь Социально-экономические изменения, происшедшие в государстве, и преследования значительно уменьшили влияние православной церкви и сократили число практикующих верующих. Из насчитывавшихся до революции 50 тысяч священнослужителей русской

Церковь и государство в XV–XVI вв

Церковь и государство в XV–XVI вв С конца XIV в. начинается острое политическое противостояние церкви и светского государства. Усилившись экономически, став крупнейшим землевладельцем, церковь стала претендовать на принятие самостоятельных независимых решений. Светская

ЦЕРКОВЬ, ВЕРА, ГОСУДАРСТВО

ЦЕРКОВЬ, ВЕРА, ГОСУДАРСТВО РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЦЕРКВИ (IV–VII СТОЛЕТИЯ) Политическая идеология византийского мира опиралась на древние традиции — эллинскую, римскую, раннехристианскую. Официальная теология отражала сложную систему верований, сложившуюся в

ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО

ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО I наменательное явление нашего времени — борьба церковных начал с государственными. Когда начинается борьба из-за начал духовно-религиозных, невозможно рассчитать, какими пределами она ограничится и какие элементы вовлечет в себя; до чего дойдет и

Церковь и государство

Церковь и государство Митрополит Алексий был фактически и главой правительства в период княжения малолетнего князя Дмитрия Ивановича (Донского). Он не только всячески поддерживал князя, но и делал всё возможное для возвышения Московии как центра объединения русских

Церковь и государство

Церковь и государство Возможно, именно это влияние церкви, в конце концов, оказалось для нее роковым. Как мы уже видели, царя Алексея всерьез обеспокоили чрезмерные амбиции патриарха Никона: он был уверен, что при наличии двух соперничающих правителей империи не избежать

Церковь и государство

Церковь и государство Российская держава создана Вселенской Церковью. Это видно в деятельности святителей Всероссийских, начиная с митрополита Кирилла, современника и друга св. Александра Невского. Это видно и в том, как Церковь отсекала попытки расчленения

§ 6. Государство и церковь

§ 6. Государство и церковь Большие богатства, накопленные иерархами, церквами и монастырями – земли и тысячи крестьян, промыслы и деньги, огромное идеологическое влияние в обществе обусловили рост политических притязаний церкви. Ее руководители нередко вмешивались в


Презентация предназначена для использования на уроках истории в 10 классе.

Содержимое разработки

Хозяйство, власть и Церковь в XV веке.

Хозяйство, власть и Церковь в XV веке.

Давайте вспомним! Что изображено на картинках? Когда произошли эти события?

Давайте вспомним!

А христианам отказыватися из волости, ис села в село, один срок в году, за неделю до Юрьева дни осеннего и неделю после Юрьева дни осеннего. Дворы пожилые платят в полех за двор рубль, а в лесех полтина. А которой христианин поживет за ким год, да пойдет прочь, и он платит четверть двора, а два года поживет да поидеть прочь, и он полдвора платит; а три годы поживет, а пойдет прочь, и он платит три четверти двора; а четыре года поживет, и он весь двор платит.

Основой подъема сельского хозяйства были деревня и починок , появившиеся еще в XIV веке.

Размер: от 3-4 до 7-8 дворов

Размер: 1-3 двора.

Основатели починков – землепроходцы безлюдных мест; освобождались от налогов.

Внутренняя колонизация – освоение территорий своей страны.

Города Рост и развитие городов; Восстановление ремесел (производство оружия) и развитие существующих (деревообработка строительное мастерство); Обычай помочи – участие в постройке объекта всех трудоспособных членов общины; Рост городского населения (XV век – 5%); Развитие торговли. Ввозили: вина, ткани, посуду и пр.; вывозили: меха, льняные ткани, воск и пр. Первоклассное оружие и доспехи вывозить за границу запрещалось!

  • Рост и развитие городов;
  • Восстановление ремесел (производство оружия) и развитие существующих (деревообработка строительное мастерство);
  • Обычай помочи – участие в постройке объекта всех трудоспособных членов общины;
  • Рост городского населения (XV век – 5%);
  • Развитие торговли.

Ввозили: вина, ткани, посуду и пр.; вывозили: меха, льняные ткани, воск и пр. Первоклассное оружие и доспехи вывозить за границу запрещалось!

Тенденция Раздробленность Единое государство Восстановление и развитие хозяйства, городов, ремесла, торговли

Восстановление и развитие хозяйства, городов, ремесла, торговли

Сравнение России и Запада. Более медленное развитие России, т.к.: Огромные территории, постоянная внешняя опасность; Отгораживание от западных тенденций (церковь боролась с еретиками; жестко контролировался въезд и выезд из страны); Природные катаклизмы (засухи, заморозки, обилие дождей). В России сельскохозяйственный цикл – 5-5,5 месяцев; в Европе же – 9-10 месяцев. Меньшее количество плодородных почв

Сравнение России и Запада.

Более медленное развитие России, т.к.:

  • Огромные территории, постоянная внешняя опасность;
  • Отгораживание от западных тенденций (церковь боролась с еретиками; жестко контролировался въезд и выезд из страны);
  • Природные катаклизмы (засухи, заморозки, обилие дождей).

В России сельскохозяйственный цикл – 5-5,5 месяцев; в Европе же – 9-10 месяцев.

Церковь и еретики

Во в.п. XIV – нач. XV в. На Русь пришла волна еретичества.

  • Ереси – отступление от официального церковного учения, от церковных догм и от поклонения церковным святыням.

Ереси подрывали авторитет церкви

Церковь – союзник государства

Ереси представляли угрозу и для государства.

Первые ереси появились в Новгороде и Пскове. Подумайте! Почему первые ереси появились именно в Новгород и Пскове? Стригольники (в их числе были расстриженные, т.е. лишенные сана духовные лица): Обвиняли церковь в жадности, мздоимстве; Отрицали существование души и загробной жизни; Против церковного землевладения. Стригольники подверглись жестоким репрессиям, их лидеры были утоплены в 1375 г. в реке Волхов. Казнь стригольников в Новгороде в1375 году. Миниатюра Никоновской лицевой летописи, XVI век

Первые ереси появились в Новгороде и Пскове.

Подумайте! Почему первые ереси появились именно в Новгород и Пскове?

Стригольники (в их числе были расстриженные, т.е. лишенные сана духовные лица):

  • Обвиняли церковь в жадности, мздоимстве;
  • Отрицали существование души и загробной жизни;
  • Против церковного землевладения.

Стригольники подверглись жестоким репрессиям, их лидеры были утоплены в 1375 г. в реке Волхов.

Казнь стригольников в Новгороде в1375 году. Миниатюра Никоновской лицевой летописи, XVI век

Ересь жидовствующих (т.к. первые распространители – евреи): Отрицали божественное происхождение Иисуса Христа; Отвергали почитание икон, монашество, поклонение святыням; Требовали отмены особой роли церкви в государстве. Из-за этого Иван III поначалу не вмешивался в их деятельность.

Ересь жидовствующих (т.к. первые распространители – евреи):

  • Отрицали божественное происхождение Иисуса Христа;
  • Отвергали почитание икон, монашество, поклонение святыням;
  • Требовали отмены особой роли церкви в государстве.

Из-за этого Иван III поначалу не вмешивался в их деятельность.

Нестяжателей , выступавших против церковного землевладения (против стяжания – приобретением церковниками богатств). Лидер – Нил Сорский. Их ярыми противниками были иосифляне (лидер – Иосиф Волоцкий). Иосиф Волоцкий Нил Сорский, глава нестяжателей

Нестяжателей , выступавших против церковного землевладения (против стяжания – приобретением церковниками богатств). Лидер – Нил Сорский.

Их ярыми противниками были иосифляне (лидер – Иосиф Волоцкий).

Нил Сорский, глава нестяжателей

Лидер Иосифляне Вопрос о собственности И. Волоцкий – основатель Иосифо-Волоколамского монастыря. Нестяжатели Нил Сорский Незыблемое церковно-монастырское землевладение; у монастырей должны быть большие вотчины. Тип монастырей Отношения с властью Церковь стяжает земли; должны обеспечивать себя сами, своими руками. Церковь не должна стремиться к владению землей и людьми. Крупные, общежитийные монастыри. Небольшие, немногочисленные монастыри (скит). Тезис о божественном происхождении княжеской власти; Вопрос о еретиках Монастыри не должны зависеть от княжеской власти. Московскому государю должны подчиняться все христиане, включая духовенство. Осуждали ересь, с ей нужно бороться. Еретики – заблудившиеся, их нужно спасать; т.е. отношение мягкое. Подумайте! Почему Иван III долгое время не осуждал данные течения?

Вопрос о собственности

И. Волоцкий – основатель Иосифо-Волоколамского монастыря.

Нестяжатели

Незыблемое церковно-монастырское землевладение; у монастырей должны быть большие вотчины.

Отношения с властью

Церковь стяжает земли; должны обеспечивать себя сами, своими руками. Церковь не должна стремиться к владению землей и людьми.

Крупные, общежитийные монастыри.

Небольшие, немногочисленные монастыри (скит).

Тезис о божественном происхождении княжеской власти;

Вопрос о еретиках

Монастыри не должны зависеть от княжеской власти.

Московскому государю должны подчиняться все христиане, включая духовенство.

Осуждали ересь, с ей нужно бороться.

Еретики – заблудившиеся, их нужно спасать; т.е. отношение мягкое.

Подумайте! Почему Иван III долгое время не осуждал данные течения?

Началась борьба с ересью.

Ивана III заботило усиление центральной власти

Церковь – важный союзник

Церковь способствовала укреплению княжеской власти и усилению государства.

Автор: монах Филофей;

Примечательно: пишет из Пскова (самый западный город)!

Основная идея – Москва – третий Рим, четвертому не быть. Прослеживается преемственность от Римской империи.

Константинополь – второй Рим

Идея: возвести московских князей от римских правителей унизить всех остальных (прежде всего, литовских).

Прус – брат римского императора Августа, родственник Рюрика.

Василий III (1505-1533 г.) Завершение объединения: Псков (1510 г.); Смоленск (1514г.); Рязань (1521 г.). Укрепление фигуры государя: Все подданные стали называть себя холопами великого государя; Воля государя – воля Божья. Василий III на французской гравюре Андре Тевета

Василий III (1505-1533 г.)

  • Псков (1510 г.);
  • Смоленск (1514г.);
  • Рязань (1521 г.).

Укрепление фигуры государя:

  • Все подданные стали называть себя холопами великого государя;
  • Воля государя – воля Божья.

Василий III на французской гравюре Андре Тевета

Изменения в управлении:

  • Сложилась система местничества – система назначения должностных лиц на посты не с учетом личных качеств и заслуг, а по знатности рода.
  • Возникла система приказов (при Иване III были не системными);
  • Зародилась бюрократия – люди, состоявшие на службе у великого князя.

Причины всевластия и силы российской монархии: Острая необходимость сплочения народа перед лицом опасности вокруг государя (Орда, крестоносцы); Экономическая слабость русских городов; Влияние восточной системы управления (восточная деспотия). НО! Это не абсолютная монархия, т.к.: Есть Боярская дума; Сильна власть наместников (кормленщиков); Развитие системы местничества.

Причины всевластия и силы российской монархии:

  • Острая необходимость сплочения народа перед лицом опасности вокруг государя (Орда, крестоносцы);
  • Экономическая слабость русских городов;
  • Влияние восточной системы управления (восточная деспотия).

НО! Это не абсолютная монархия, т.к.:

  • Есть Боярская дума;
  • Сильна власть наместников (кормленщиков);
  • Развитие системы местничества.


-75%

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО В XV - НАЧАЛЕ XVI ВВ.

Дать представление о взаимоотношениях церкви и государства.

Ознакомить учащихся с характерными чертами монастырской жизни.

Рассказать о религиозных спорах.

♦ Основные понятия и термины: ересь, благотворительность, дьякон, старец, идеология, стригольники, иосифляне, не стяжатели.

Ход урока

I . Проверка домашнего задания.

=> В чем значение присоединения Новгорода к Московскому государству?

=> В чем значение присоединения Твери?

=> Почему изменился характер княжеской власти в первой половине XVI века?

=> Охарактеризуйте систему государственного управления.

=> Каковы основные положения Судебника 1497 года?

=> Почему был введен Юрьев день?

провести исторический диктант по основным понятиям.

II . Изучение нового материала.

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Изменения в положении Русской православной церкви.

Иосифляне и нестяжатели.

Оформление идеологии самодержавия.

1. Изменения в положении Русской православной церкви.

Учитель дает представление:

о роли Русской православной церкви в объединении русских земель;

о поддержке политики Александра Невского;

о взаимоотношениях Дмитрия Донского и Сергия Радонеж ского;

о позиции церкви (она выступала за усиление власти великого князя) в период феодальной раздробленности.

В 1448 году Собор русского православного духовенства избрал митрополитом рязанского епископа Иону. Это было значительным событием того времени.

После падения Византийской империи в 1453 году выборы митрополита становятся внутренним делом церкви. Русская право славная церковь стала независимой. Церковь возглавляли подданные русского князя, следовательно, они теперь получали возможность вмешиваться в дела церкви.

Работа с документом (с. 191).

=> Прочитать и ответить на вопросы.

2. Монастыри.

целесообразно вспомнить понятия - монах, монастыри.( В средние века в Европе монастыри — крупные землевладельцы. Монастыри способствовали распространению грамотности, книжного дела. В России крупнейшие мужские монастыри назывались лаврами.)

Учитель обязательно показывает на карте территории, на кото рых в Х1У-ХУ вв. появились монастыри.

В начале XV века на острове Белого моря появился Соловец кий монастырь, он был основан монахами: Германом, Зосимой, Савватием.

В 1479 году Иосифом Волоцким был основан Иосифо-Волоколамский монастырь.

В XIV веке Сергием Радонежским была основана Троице-Сергиева лавра (духовный центр России).

Работа с иллюстрациями (с. 185, с. 189)и тек стом учебника (с. 184).

Учащиеся отмечают занятия монахов. Учитель обращает внимание учащихся на следующее.

Были сильно заметны различия между монастырями:

одни были богаты, имели огромные земельные владения, занимались торговлей;

другие были бедны, существовали в скитах и лесных пустынях, где иноки вели аскетический образ жизни.

Учитель рассказывает о росте богатств монастырей, об их оби тателях и о благотворительности; о том, что они являлись центрами ду ховной и философской мысли.

показать учащимся иллюстрации видов основных русских монастырей.(Презентация)

3. Ереси.

Учитель поясняет учащимся, что в средние века религия овладела умами людей. В это время стали возникать рели гиозные споры, и они сразу оказались в центре внимания общества.

вспомнить из курса средних веков:

=> Когда в Западной Европе появились люди, выступавшие против учения христианской церкви?

=> Что проповедовали еретики в Западной Европе?

=> Как католическая церковь боролась с еретиками?

Учитель обобщает ответы учащихся.

С тех пор как христианство становится господствующей религией, церковь сама следит за правильностью понимания учения Христа. Церковь в Западной Европе жестоко карала тех, кто выска зывал свое собственное мнение. В средние века в христианских странах появлялись вольнодумцы, которые отваживались спорить об учении Христа с церковными властями.

Интересно, как это явление проявлялось на Руси.

Учитель обозначает хронологические рамки самых острых религиозных споров на Руси: вторая половина XV - первая половина XVI вв.

3адание: слушая рассказ учителя, работая с учебником, объясните, почему церковь жестоко преследовала еретиков.

Согласно православному вероучению, в то время, когда епископ возлагает руки на голову кандидата на церковную должность, совершается одно из таинств церкви - таинство священства - и на поставляемого нисходит благодать. Затем этот человек становится священником.

Учитель обращает внимание учащихся на следующее.

Стригольники выступали не столько против взяточничества, сколько против церковной иерархии. Следовательно, они не считали духовенство посредником между Богом и людьми. С точки зрения стригольников, священником мог быть просто проповедник, обладающий ораторскими способностями и определенными знаниями. Стригольники также сомневались в правильности других священных таинств.

Священные таинства - действия священников, во время которых на верующих нисходит благодать.

В православной церкви существуют семь таинств:

Рациональному объяснению ни одно из таинств не поддается, в них надо только верить.

Стригольники стремились умом-разумом понять веру. Они были уверены, что религиозное понимание мира должно основываться на разуме, а не на вере; не признавали догмата о троичности Бога.

Церковь объявила взгляды стригольников еретическими. В 1375 году в Новгороде была совершена публичная казнь дьякона Карпа, Мякиты и многих стригольников.

В 70-х годах XV века в Новгороде появляются новые еретики, в основном из низшего духовенства. Основные положения их еретического учения:

не признавали догмата о троичности Бога;

отрицали священность икон;

отрицали церковную иерархию, считали, что сам человек -храм Божий;

критиковали монахов, доказывая, что они не ведут достойный образ жизни.

Православное духовенство было непримиримо к этой ереси, так как еретики:

• выступали против русской церкви;

• боролись за изменение православных основ всей русской жизни;

• пытались утвердить на Руси западноевропейский порядок.

В 1490 году Церковный собор осудил некоторых новгородских священников. Они были отлучены от церкви.

В 1504 году Церковный собор осудил и московских и новго родских еретиков на смерть.

Иосифляне и нестяжатели.

Учитель акцентирует внимание учащихся на следующем факте.

В среде духовенства не было единства относительно взглядов на идеи еретиков, но в центр споров или разногласий встал вопрос о церковных богатствах.

Разногласия духовенства относительно церковных богатств

=> Какое направление поддерживала великокняжеская власть?

Иван III на Церковном соборе поставил вопрос о лишении монастырей многих земельных владений. В дальнейшем иосифляне изменили свое отношение к царской власти - утвердили первенство царской власти:

- в управлении государством,

- в решении церковных вопросов о наказании еретиков.
Василий III поддержал иосифлян, это способствовало их победе над нестяжателями.

5. Оформление идеологии самодержавия.

Рим - пал из-за отступления, из-за истинного христианства;

Константинополь - пал из-за флорентийской унии в 1439 г.;

- они должны были быть защитниками всех православных народов,

- обязаны были соблюдать и сохранять чистоту православной веры.

Оно означало: не допустить, чтобы Москва впала в новую ересь, так как тогда, по мнению автора, наступит конец света.

Последствия этого учения: враждебность ко всему иноземному, самоизоляция, религиозная нетерпимость.

Ответ на этот вопрос рекомендуется зафиксировать в виде схемы:

В 1453 г. закончила свое существование Византийская империя

Россия оставалась независимым государством

В 1550-1551 гг. игумен псковского Елизарова монастыря Филофей в переписке с Василием III утверждал, что после падения Византии Москва становится центром мирового христианства,

они выступали гарантом сохранения истинной христианской веры

Правители Москвы получили идейное обоснование своей власти и аргумент для борьбы с внешними врагами

3. В чем состояло преимущество деревень перед большими селами?

1) Было значительно больше крестьянских дворов
2) Земля была изначально более плодородной
3) Крестьяне имели больше земли
4) Хозяйство было менее прибыльным

4. Какую привилегию получали жители починков?

1) Освобождались от личной зависимости от землевладельца
2) Не подлежали телесным наказаниям
3) Приписывались к сословию посадских людей
4) На долгие годы освобождались от налогов

5. Какая система земледелия в 15 – первой половине 16 века вытеснила все другие способы обработки почвы

1) Подсечно-огневая
2) Двуполье
3) Трехполье
4) Многополье

6. Верны ли следующие утверждения?

А. В первой половине 16 века в России начинает распространяться гречиха.

1) Верно только А
2) Верно только Б
3) Верны оба утверждения
4) Оба утверждения неверны

1) Переселение в соседнюю страну
2) Полное переселение людей из одной области в соседнюю
3) Захват одним племенем другого и его подчинение
4) Освоение земель в лесной глуши недалеко от прежних поселений

8. Что характеризовало социально-правовой статус крестьян в XV-XVI вв.?

А. Отбывание повинностей.
Б. Ограничение перехода от одного владельца к другому.
В. Освобождение от налогов и пошлин.
Г. Предоставление надела.
Д. Могли продаваться и покупаться как рабы.
АБГ БВД БВГ АБГД

9. В чем заключалась роль общины в жизни крестьян?

А. Могла снизить или повысить государственные налоги.
Б. Участвовала в сборе налогов в пользу государства.
В. Защищала крестьян от злоупотреблений кормленщиков.
Г. Освобождала крестьян от крепостной зависимости.
Д. Ограничивала произвол дворян и помещиков.
ВГД БВД БВГ АБГ

10. Что подразумевалось под помочами, вошедшими в обычай в конце 15 – первой половине 16 в.

1) Сбор налогов всеми членами общины для покрытия долга тех, у кого не хватало денег
2) Прием сирот на воспитание всеми членами общины
3) Система передачи денег в долг с последующей отработкой этого долга
4) Участие в постройке того или иного дома всех трудоспособных членов общины

1) Зарубежных дипломатов
2) Пленных
3) Купцов, ведущих зарубежную торговлю
4) Иностранцев, находившихся на государственной службе

12. Как назывались профессиональные объединения горожан?

1) Гости
2) Помочи
3) Сотни
4) Сословия

13. Какие из названных характеристик соответствуют ситуации в российских городах в середине XVI в.?

Презентация: Хозяйство, власть и церковь в XV веке

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.

Аннотация к презентации

Посмотреть презентацию на тему "Хозяйство, власть и церковь в XV веке" для 10 класса в режиме онлайн с анимацией. Содержит 28 слайдов. Самый большой каталог качественных презентаций по истории в рунете. Если не понравится материал, просто поставьте плохую оценку.

Содержание

Презентация: Хозяйство, власть и церковь в XV веке

Хозяйство, власть и церковь в XV веке


Слайд 2

План урока Крестьянство Города, ремесла, торговля Россия и Запад Соперничество церкви и государства за власть Церковь и еретики Василий III


Слайд 3

1. Крестьянство

В 15 – первой половине 16 в. в сельском хозяйстве трехполье заменяет старые методы расчисти и гари. Совершенствовались пахотные орудия труда - появилась соха-косуля (легкая и оснащенная крепким металлическим лемехом). Стабильно развивалось животноводство: выводились новые породы скота, быстрыми темпами росло конское поголовье.


Слайд 4

Еще в 14 в. появляются новые виды поселений деревня (от 3 до 8 дворов) и починок (1 – 3 двора). Преимущество перед старыми большими селами в том, что теперь на один двор приходилось значительно больше земли. Жители починков стали первопроходцами безлюдных мест, активно шло освоение новых земель.


Слайд 5


Слайд 6

2. Города, ремесла, торговля

После свержения монгольского ига начинают активно развиваться русские города. В городах возрождались старые и возникали новые ремесла. В первую очередьпроизводство оружия, деревообработка и строительство.Доля городского населения составляла всего 5% (в Европе 10-15%), городов с населением более 10 тыс.чел. было не более десятка (Москва, Новгород, Псков, Тверь, Ярославль, Рязань, Смоленск и др.)


Слайд 7

Заметно оживилась торговля. Она велась не только с Крымом, Литвой и Скандинавией, но и со странами Западной Европы. Торговцев называли гости, а торговлю – гостьба. В городах началось объединение торговцев, ремесленников и огородников в территориальные организации - сотни и полусотни. Крупное купечество создавало корпорации. Способствовавшие зарождению городского самоуправления (как и на Западе)


Слайд 8

Экономическая и политическая власть в городах принадлежала князьям и боярам. Их богатые усадьбы были главными городскими постройками.


Слайд 9

3. Россия и Запад

Одежда русской знати Церковь и великие князья были ярыми противниками расширения контактов с католическим Западом. Со времени образования Русского централизованного государства оно стало для Запада закрытым. Въезд и выезд из страны жестко контролировались. Православная икона


Слайд 10

Поле зимой Климатические условия, отсутствие плодородных земель не позволяли российскому сельскому хозяйству развиваться так успешно как в Европе. Города не стали вольными сообществами, городское самоуправление играло подчиненную роль при княжеском наместнике.


Слайд 11

4. Соперничество церкви и государства за власть

Освещение Благовещенского собора Кремля в 1489 г. Православная Церковь всеми силами поддерживала объединение земель вокруг Москвы, великокняжескую власть и создание централизованного государства. Благодарные князья предоставляли Церкви земельные владения, налоговые льготы, жертвовали значительные суммы денег.


Слайд 12

Благовещенский собор Авторитет Церкви значительно вырос после падения Константинополя : Русская Православная Церковь стала самой крупной, богатой и могущественной Православной Церковью. Митрополит Геронтий


Слайд 13

Иван III Великие князья Иван III и Василий III не хотели мириться с независимостью и особым положением Церкви в государстве. Во время их правления избрание митрополита стало проводиться по указке князя, началось сокращение налоговых и судебных льгот, ограничено расширение земельных владений. Василий III


Слайд 14

5. Церковь и еретики

В конце XIV – начале XV в. на Русь через торговые города Новгород и Псков начинают проникать еретические учения. Стригольники (лишенные духовного сана) критиковали церковь, отрицали существование души и загробную жизнь, выступали против угнетения одних людей другими. Расправа со стригольниками Церковь при поддержке власти жестоко преследовала и карала еретиков. Руководители стригольников в Новгороде были утоплены в реке Волхов. Святой старец


Слайд 15

Следующей ересью распространявшейся из Новгорода стала ересь жидовствующих. Они отрицали божественное происхождение Христа и говорили о его человеческой сущности, отвергали почитание икон, монашество, поклонение святым. Ересь получила поддержку не только среди простого народа, но и части духовенства, бояр, дьяков и людей близких Ивану III. Церковь к этому времени погрязла в стяжательстве, погоне за богатством, во многом потеряла ореол нравственной и патриотической силы.


Слайд 16

Многие священнослужители уходили из мира и жили отшельниками в скитах. Они призывали Церковьотказаться от имущества, а монастырям от владения землей и крестьянами. Их называли нестяжатели. Их учение получило широкое распространение и поддержку в обществе. Православный отшельник Православные монахи


Слайд 17

С критикой нестяжателей выступил игумен Боровского монастыря Иосиф Волоцкий. Его последователей стали называть иосифляне. Они отстаивали право монастырей на землевладение и владение имуществом в целях осуществления широкой просветительской и благотворительной деятельности, и необходимость украшать храмы красивыми росписями, богатыми иконами и образами. Иосиф Волоцкий


Слайд 18

Первоначально на сторону нестяжателей склонялся и Иван III. Но позже он поддержал иосифлян, а нестяжателей объявили еретиками и начали их жестокое преследование. Сторонников нестяжателей отправляли в ссылку, на плаху, сжигали. Нил Сорский


Слайд 19


Слайд 20

Для укрепления своего авторитета и власти московские князья, начиная с Ивана III стали считать себя потомками римского императора Августа. Август получил власть божьей милостью, и власть его потомков тоже от Бога и непререкаема. Василий III в Царском титулярнике, конец XVII в. Иван III в Царском титулярнике, конец XVII в.


Слайд 21

6. Василий III

Василий III продолжал начатое Иваном III создание централизованного Русского государства. Территория Московского княжества за время его правления значительно увеличилась (Псков, Рязань). Территориальный рост Московского княжества


Слайд 22

Все подданные Великого князя от простого люда до князей и бояр считались холопами великого государя. Воля государя считалась волей Бога. Василий III Во времена противостояния с врагами народ сплотился вокруг Великого государя. И простой народ, и знатные люди считали, что все, что у них есть они имеют благодаря воле великого государя.


Слайд 23

При Василии III Московское государство управлялось скорее как восточная деспотия (золотоордынское наследие), чем как европейское государство. В России не было Генеральных штатов или сейма. Боярская дума при государе в большей степени являлась совещательным органом. Великий князь и бояре


Слайд 24

Власть великого князя не была неограниченной. Существовала Боярская дума, значительной властью обладали кормленщики (наместники), сложилась система местничества (право каждого феодала занимать то место в системе управления, которое принадлежало ему по праву знатности рода). Великий князь и его окружение


Слайд 25

При Василии III возникли приказы, которые стали прочной системой управления страной. Зародилась бюрократия (круг людей, состоявших на службе великого князя и решавшие вопросы управления, суда, сбора налогов, формирования армии и т.д.). Вместе с бюрократией появилась система взяточничества. Дьяк


Слайд 26


Слайд 27

Презентации по истории России с древнейших времен до конца правления Ивана Грозного Вы можете бесплатно скачать по следующим ссылкам:


Слайд 28

Домашнее задание Изучить параграф 18 Ответить на вопросы на стр. 255-256 (устно)

Читайте также: