Конспект урока по чувашской литературе 7 класс

Обновлено: 05.07.2024

Оценить 156 0

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

Конькова Ирина Ивановна, учитель родного (чувашского) языка и

родной (чувашской) литературы, истории и культуры родного края

города Новочебоксарска Чувашской Республики

Предмет:Родной (чувашский) язык.

Тип общеобразовательной организации:общеобразовательная организация

с русским языком обучения.

Тип урока: систематизация и обобщение знаний.

Вид урока: урок-праздник.

Цель урока

Д еятельностная: воспитание творческих способностей, навыков самостоятельной работы, умени я сотрудничать в группе, развитие познавательного интереса, обучение приемам сопоставления, сравнения, развитие умения обобщения и систематизации знаний.

С одержательная: расширение и активизация словарного запаса, работа над выразительностью языка на основе произведений П.Хузангая .

Планируемые результаты освоения темыурока

Личностные: формирование понимания ценности культур ы чувашского народа среди культур разных народов , составляющих многонациональное Российское государство , уважительно го отношени я к деятелям литературы, обогатившим язык бесценными произведениями ; формирование устойчивого интереса к изучению языка.

Метапредметные:

Регулятивные: постановка учебных целей и планирование путей их достижения, понимание учебной задачи и выполнение учебного действия по ее реализации, контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.

Познавательные: нахождение ответа на проблемный вопрос; анализ, переработка полученной информации и ее использование в соответствии с учебными задачами; установление причинно-следственных связей в изучаемом материале; классификация по заданнымкритериям.

Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать друг друга; высказывание и пояснение своей точки зрения; организация учебного сотрудничества; умение работать в паре, группе; оказание взаимопомощи.

Предметные:

В говорении: при работе с текстом уметь составлять собственное монологическое речевое выс тупление .

В аудировании: распознавать словосочетания в разных ситуациях .

В чтении: читать и понимать содержание прочитанного .

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи:история, культура родного края, русский язык , изо, музыка.

Технологии обучения (элементы): проблемная технология, технология педагогического сотрудничества, технология игрового обучения, здоровьесберегающая технология, информационно-коммуникационная технология.

Формы работы учащихся: фронтальная работа, индивидуальная работа, парная работа, групповая работа.

Методы и приемы обучения:исследовательский метод (самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы учащимися), познавательный метод (выполнение практического творческого задания), проектный метод ( поиск информации по проблеме урока ); сравнительно-сопоставительный метод, словесные методы (диалог, монолог); наглядный метод (использование мультимедиапродукции, карточки), эмоциональные методы (создание ситуации успеха, свободный выбор домашнего задания).

Словарная работа: пурнăç терч ĕ – время бед и слёз ( жизненные беды ), ç ĕр ç ыртса – землю поцелуем ( кусая землю ), тупа т ăватпăр – с клятвой ( даем клятву ).

Использованные ресурсы:

1. Абрамова Г.В. Примерная программа по чувашскому языку для образовательных организаций основного общего образования с обучением на русском языке (для изучающих чувашский язык) (5–9 классы) / Г.В. Абрамова, Н.А. Краснова, О.И. Печников, Е.А. Мулюкова, Р.И. Гурьева. – Чебоксары, 2016

2. Андреев И.А. Чăваш чĕлхин автор программи. Вырăс шкулĕн 5 – 9-мĕш класĕсем валли / И.А. Андреев, Н.А. Краснова, В.И. Игнатьева. – Шупашкар, 2015

3. Мультимедийный экран, проектор, компьютер

4. Мультмедиапродукция: слайд №1 с эпиграфом урока на чувашском языке, слайд

№2 для словарной работы; слайд №3 для фонозарядки; слайд №4 портрет П.П.Хузангая

6. Дидактический материал: чувашские национальные костюмы, портрет П.П. Хузангая, его поэтические сборники, иллюстрация к произведениям, хронологическая таблица,листы бумаги,простые карандаши, разноцветные карточки, маркер

Эпиграф урока: Пĕтĕм пурнăç терч ĕпе

Çĕр çыртса тупа тăватпăр:

«Шăрăх, сивĕ е йĕпе –

I . Организационныйэтап.Урок начинается с приветствия учителя. Учащиеся приветствуют друг друга. Учитель спрашивает о настроении детей. Он предлагает улыбнуться друг другу. Такой метод начала урока способствует созданию психологически комфортной, непринужденной, доброжелательной атмосферы, повышению сплоченности. Данный этап позволяет отвлечься от внеучебных проблем и погрузиться в урок.

III . Актуализация знаний учащихся. Выявление проблемы (затруднения).

Вывод: работа на данном этапе способствует включению учащихся к диалогу о жизни и творчестве поэта. Главная задача учителя донести до учащихся значимость творчества Петра Хузангая для развития чувашской литературы, налаживания межкультурных связей между чувашским народом и народами России и зарубежья.

Вывод: составление кластера способствует развитию критического мышления учащихся.

С целью расширения кругозора учащихся далее учителем предлагается называть достопримечательности в городах республики, связанные с именем поэта.

Вывод: такой вид совместной работы учителя с учащимися обеспечивает практическую направленность обучения, прививает любовь к чувашскому языку и родному краю.

VII . Подведение итогов урока.Рефлексия. В конце урока проводится эмоциональная рефлексия. Учитель спрашивает о впечатлениях от урока, оценивает настроение учащихся, эмоциональное восприятие учебного материала. Учитель обращается к ученикам словами поэта: «Эй, эсир, çамрăксем! Ăмăрт куçлă, çунатлă,

Çĕçпĕл чĕннĕ чăваш ачисем!

VIII . Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Исходя из индивидуальных особенностей детей, учителем задается дифференцированная домашняя работа. Например, написать в тетрадь синквейн о П.Хузангае; нарисовать рисунок по произведениям П.Хузангая.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Чăваш литератури, 7 класс

Тĕллевсем: 1) Çеçпĕл Мишши пурнăçĕпе, пултарулăхĕпе паллаштарасси;

2) ачасен калаçу чĕлхине, вулав хăнăхăвĕсене аталантарасси;

3) тăван чĕлхене юратма, хисеплеме, хаклама вĕрентесси.

Атте-анне чĕлхи! Çиç ĕмĕр!

Эп сансăр хăрăк тунката:

Чĕлхе пулсассăн та –чĕлхесĕр,

Эп суккăр –куç пулсассăн та.

Умĕн калани. Урока йĕркелесе яни.

Ырă кун пултăр пурне те! Кунĕ паян, чăнах та, питĕ ырă! Урамра лапка-лапка юр çăвать. Урокри калаçу та ăшă та кăмăллă пултăрччĕ!

2. Урок темипе, тĕллевĕпе ,эпиграфĕпе паллаштарни.

Урок эпиграфĕ вара пире хамăр халăхпа мăнаçланмаллине, тăван чĕлхене юратмаллине аса илтерсе тăрĕ.

3. Çеçпĕл Мишши пурнăçĕпе пултарулăхĕ.

а) 1-мĕш ача: Çеçпĕл Мишши 1899 çулхи ноябрĕн 16-мĕшĕнче Чăваш АССРĕнче Канаш районĕнчи Касаккасси ялĕнче чухăн хресчен кил-йышĕнче çуралнă. Ача чухнех ăна пысăк инкек пырса çапнă – унăн ури шăмă варринчен çĕрме пуçланă, çавăнпа çамрăклах йывăр операци тÿссе ирттерме тивнĕ. 1911 çулта ялти пуçламăш шкултан вĕренсе тухнă. Ун хыççăн 3 çул переписчик пулса ĕçленĕ.

б ) 3-мĕш ача: 1917-1919 çулсенче Тутар республикинчи Теччĕ хулинчи учительсем хатĕрлекен семинарире вĕренет. 1919-1920 çулсенче Теччĕри судпа следстви комиссийĕн председателĕ, комсомол организацийĕн ответлă организаторĕ тата председателĕ, Чăваш автономиллĕ облаçĕнчи ревтрибунал председателĕ. Юстици пайĕн заведующийĕ пулса ĕçлет.

Пурнăçа чун-чĕререн юратни, хăватлă оптимизм, ĕç çыннисем йывăр кĕрешÿре çĕнтерессине ĕненни, этемлĕхĕн малашлăхĕ телейлĕ пулассине çирĕппĕн шанса тăни – акăмĕнпе палăрса тăраççĕ Çеçпĕл Мишши çырнă сăвăсем. Вăл çырнисем чăваш литературин ылтăн фондне кĕрсе юлнă.

Чăваш халăхĕ те хăйĕн ывăлне манмасть: Çеçпĕл Мишши ячĕпе çыхăннă вырăнсем чылай - музей, палăк, урам, сквер, кинотеатр, çамрăксен театрĕ, теплоход.

а) Учитель сăмахĕ.

Пурнăçра - пĕр анне. Тăван чĕлхе те пĕрре. Чĕлхе пулсан – халăх та пулать. Чăваш чĕлхине чĕртсе тăратни халăхăмăра çĕкленипе танлашать. Çавăнпа-тăр Çеçпĕл Мишши чĕлхе çинчен чылай çырать. Вăл ăста художник та пулма пултарнă,анчах та чи малтан поэзие суйласа илнĕ. Сăнарлă чĕлхе урлă халăхăмăра чăмăртама,унăн наци туйăмне çĕклеме ытларах май килнĕ, сăвăç сăмахĕ хура халăх патне хăвăртрах çитме пултарнă.

ă) Словарь ĕçĕ.

( мăшкăл-унижение, асап - мучение, страдание, çивĕч - сила, мощь, чап-слава, величие)

б) Сăвва учитель палăртуллă вулани.

в) Ыйтусем çине хуравлани.

- Ĕлĕк чăваш чĕлхи мĕншĕн аталанайман?

- Тăван чĕлхе мĕн-мĕн тÿссе ирттернĕ, мĕнрен хăтăлнă?

- Автор чăваш чĕлхи мĕнле пуласса шанать? Поэт ĕмĕчĕпе чăваш чĕлхин хальхи вăхăтри вырăнĕ пĕр пекех теме май пур-и? Ăнлантарăр.

г) Сăвва ачасем вулани.

д) Сăмах çаврăнăшĕсене ăнлантарни.

ё) Сăвва илемлĕ вулама хăнăхтарасси.

(килте кĕске сочинени çырмаллаччĕ)

6.Урок пĕтĕмлетĕвĕ.

- Çеçпĕл Мишши пурнăçĕпе пултарулăхĕ çинчен мĕн асра юлчĕ?

- Чăваш чĕлхи пуян та илемлĕ, янăравлă та çепĕç, паха та асамлă. Хальхи чăваш чĕлхи – темиçе ĕмĕр хушши аталаннă, пуянланнă, илемленнĕ чĕлхе. Çак чĕлхене упрасси, малалла аталантарасси – пирĕн тивĕç. Чăваш чĕлхи ячĕпе пурте пĕр пулар!

7. Киле ĕç парасси.

8. Оценкăсем лартасси.

- Урокра ĕçленĕшĕн тавтапуç.

Чăваш литературипе ирттернĕ урок конспекчĕ, 6 класс

Урок тĕллевĕсем:

Вĕрентÿ тĕллевĕ: çыравçăн пурнăçĕпе кĕскен паллаштарасси тата содержанине каласа пама хăнăхтарасси.

Воспитани тĕллевĕ: ĕçе юратма, унпа мухтанма вĕрентесси.

Аталантару тĕллевĕ: содержанине каласа пама хăнăхтарасси; калаçу ăсталăхне аталантарасси, илемлĕх мелĕсене тупса палăртма вĕрентесс, словарьсемпе ĕçлесси.

Урок тĕсĕ: çĕнĕ темăна ăнлантарасси.

Словарь ĕçĕ: Мăнаçлăн – гордо, с гордостью, горделиво; инкек – беда, бедствие, несчастье; çăвăрланă – принес потомство; чăрмав – препятствие, помеха, преграда; хыпалан – спешить; вите – теплое помещение для скота; уртăн – виснуть, висеть; сĕлкĕш – мокрый, талый снег, месиво из снега и воды; çупăрла – обнимать; пурак – короб, кузов, лукошко, туесок берестянка; амак – хворь, недуг, болезненное состояние; хăшкăлнă – истерся;

ывăç тупанĕ – ладонь; сăрпаланаççĕ – васкаççĕ.

Кăтарту хатĕрĕсем : Валентина Элпи сăн ÿкерчĕкĕ, кĕнекисем, ĕç çинчен çырнă каларăшсем, ваттисен сăмахĕсем, компьютер.

Урока йĕркелени.

Килти ĕçе тĕрĕслени.

Василий Давыдов-Анатрин пурнăçне аса илесси.

Çĕнĕ темăпа ĕçлени.

Валентина Элпи пурнăçĕпе кĕскен паллаштарни. Вĕренекенсем калаççĕ.

Мăнаçлăн – гордо, с гордостью, горделиво;

инкек – беда, бедствие, несчастье;

çăвăрланă – принес потомство;

чăрмав – препятствие, помеха, преграда;

вите – теплое помещение для скота;

уртăн – виснуть, висеть;

сĕлкĕш – мокрый, талый снег, месиво из снега и воды;

пурак – короб, кузов, лукошко, туесок берестянка;

амак – хворь, недуг, болезненное состояние;

ывăç тупанĕ – ладонь;

а) Тольăпа Вера пурăнакан ял çинчен каласа парăр.

ă) Ачасен ашшĕпе амăшĕ кам пулса ĕçлеççĕ? Вĕсем хĕрне ăçта вĕренме ярасшăн?

б) Вера ăçта ĕçлеме каять? Унăн ĕçĕнче мĕнле пăтăрмахсем сиксе тухаççĕ?

в) Мĕншĕн Толя аппăшне пулăшма тытăнать?

4. Кану саманчĕ.

5. Сăмах çаврăнăшĕсемпе ĕçлени.

Верăпа Толя пурăнакан яла, фермăна сăнласа панине, Вера сыснапа калаçнă вырăнсене шыраса тупни.

7. Ĕç çинчен çырнă ваттисен сăмахĕсем тупса калани. Вĕсен пĕлтерĕшĕсене уçса пани.

Алă пымасан ĕç тăвăнмасть.

Алла кура хĕç, ăса кура ĕç.

Ĕç-пуç малалла, тăшман пуç каялла теççĕ.

Ĕç çĕклет, ÿркев ÿкерет.

Ĕçне тумасăр ан мухтан.

Çиесси çăмăл та, ĕçлесси йăвăр.

Ĕç çынна тăрантарать, юлхав выçăхтарать.

Ĕçлекен çын выçă вилмест.

9. Урока пĕтĕмлетни.

10. Киле ĕç пани. Калава малалла вуламалла, содержанине каласа пама вĕренмелле. Ĕç çинчен сăвăсем, калавсем тупса килмелле.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. У нас сегодня гости. Давайте поприветствуем их.

- Партнёры по лицу, поприветствуйте друг друга, улыбнитесь друг другу, а теперь поприветствуйте друг друга партнёры по плечу.

2. Вызов. Введение в тему.

-О чём это пословица. Обдумайте.

Структура: КЛОК БАДДИС

- Ребята, а как мы должны относиться к старшим? (Ват?сене сума суни)

3. Словарная работа.

Уважаемый( Сумл?) – почитаемый, уважаемый, почтенный, авторитетный. Сума су- уважать.

Воспитанность. Сап?р.- воспитанность, вежливостсть.

Сап?р пул- быть вежливым

скромный, сдержанный,воспитанный, вежливый

4. Осмысление.

- Уважение, доброта, вежливость. Именно эти человеческие качество является основным у героев писателя Лидии Сарине.

- Ребята, какое произведение Лидии Сарине вы дома прочитали?

- Значит о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

Запишите тему урока и пословицу в тетради.

5. Слово о писателе.

- Лидия Сарине известная чувашская писательница. Она хорошо знает и чувствует детскую психологию. Язык ее произведений уникален, своеобразен. Героев для своих произведений выбирает самых обыкновенных людей, которые живут среди нас. Давайте посмотрим на портрет писателя и вспомним биографию.

- Где и когда родилась Л. Сарине?

- Какое было детство у писателя?

Я уже говорила, что Лидия Сарине в произведениях героев берёт из жизни.

Перед тем как начать анализировать произведение просмотрите картину. Что вы там видите?

Структура СИ-ФИНК -УАНДЕ

Изучите, что вы видите.

Что вы думаете об этом. О чём заставляет вас задуматься. Размышляйте, поделитесь своими идеями с партн?ёрами по лицу.

6. Работа по тексту.

Ответы на вопросы:

-Хайлавра теп с?нар м?н ятл?? В?л ?çта пур?нать?

-В?л çуралн? ç?р шыв?нчен м?нле хыпар илет? Унта м?н çырн??

-Толя кукам?ш патне м?нш?н час-часах к?рет?

-Клент?р, шушка çыххи ?çта кайса к?н??

-Ч?ланти тур?х м?нш?н ш?велсе кайн??

7. Сравнительная характеристика главных героев.

Толь?па Анатолий Михайловича танлаштар?р?

Эсир Толя выр?н?нче пулн? пулсан м?н тун? пул?тт?р?

Хайлавра танлаштарупа ус? курн. М?н в?л танлаштару?

2.Хайлаври кукамай с?нарне с?нл?р.

Структура ПЛЕЙСМЕТ КОНСЕНСУС

Хайлаври х?ш самант сир?н ч?р?ре пырса тивр?? М?нш?н ? К?нек?ре тупса вуласа пар?р.

А у вас есть бабушки? Как вы относитесь к ним? Почему?

-Вы сегодня на урок принесли фотографии своих бабушек. Посмотрите на них.

10. Стадия рефлексии

– Для чего, как вы думаете, создан этот рассказ?

- Какой урок для себя вы взяли с сегодняшнего нашего урока?

Почему нужно уважать старость?

- Какую роль сыграла уважение в жизни героев рассказа?

Ват çынна сума су

Ватл?хран эс ан кул,

Яланах сап?р пул!

Ват? çын –сумл? çын тен? ?л?крен ч?ваш хал?х?. Ламран-лама ват? çынна хисеплен?. Ват? çын кил пуç? пулн? ун в?рент?вне, ?с панине хисеплен?.

14. Домашнее задание.

Стоя приветствуют гостей.

Партнёры по лицу приветствуют друг друга, партнёры по плечу приветствуют друг друга

Учащиеся обсуждают об уважении и добром отношении к людям.

Высказывают свое мнение по пословие.

Выбранная пара рассказывает свое мнение

Старших нужно уважать

В рассказе говорится поступках мальчика, который неуважительно относился к бабушке.

Об уважении к старшим.

Записывают тему урока в тетради.

Лидия Михайловна Сарине (Иванова) родилась 14 ноября 1950 года в деревне Аслыялы Канашского района Чувашской Республики.

Детство было трудным.

Высказывают свои мнения

Ученики рассматривают картину, записывают, что они видят. Делятся своими идеями с другими.

В произведении кукамай ждет своего внука и в картине бабушка вышла на улицу и ждёт кого то.

Отвечают учащиеся по очереди из каждого стола.

Отвечают на вопросы.

Учащиеся дают сравнительную характеристику главного героя

Чтобы сравнить этих двух героев.

Использовал автор антитезу.

Отвечают на вопрос.

Работают по книге, читают выбранный абзац.

Рассказывают про своих бабушках

Отвечают на вопросы.

Кукамай любила и уважала своего внука. А внук, когда был маленьким не осознавал свои ошибки, а когда он вырос, покаялся за свои поступки. Он теперь уважает свою бабушку и просит у неё прощения.

Записывают домашнее задание в тетрадях.

Предмет: Чувашская литература

Цели урока:

развивать умение анализировать художественный текст;

развивать устную речь учащихся;

развивать навыки критического мышления;

1.Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. У нас сегодня гости. Давайте поприветствуем их.

- Партнёры по лицу, поприветствуйте друг друга, улыбнитесь друг другу, а теперь поприветствуйте друг друга партнёры по плечу.

2. Вызов. Введение в тему.

-О чём это пословица. Обдумайте.

Структура: КЛОК БАДДИС

- Ребята, а как мы должны относиться к старшим? (Ватăсене сума суни)

3. Словарная работа.

Уважаемый( Сумлă) – почитаемый, уважаемый, почтенный, авторитетный . Сума су- уважать.

Воспитанность. Сапăр.- воспитанность, вежливостсть.

Сапăр пул- быть вежливым

Сăпайлă

скромный, сдержанный ,воспитанный, вежливый

4. Осмысление.

- Уважение, доброта, вежливость. Именно эти человеческие качество является основным у героев писателя Лидии Сарине.

- Ребята, какое произведение Лидии Сарине вы дома прочитали?

- Значит о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

Запишите тему урока и пословицу в тетради.

5. Слово о писателе.

- Лидия Сарине известная чувашская писательница. Она хорошо знает и чувствует детскую психологию. Язык ее произведений уникален, своеобразен. Героев для своих произведений выбирает самых обыкновенных людей, которые живут среди нас. Давайте посмотрим на портрет писателя и вспомним биографию.

- Где и когда родилась Л. Сарине?

- Какое было детство у писателя?

Я уже говорила, что Лидия Сарине в произведениях героев берёт из жизни.

Перед тем как начать анализировать произведение просмотрите картину. Что вы там видите?

Структура СИ-ФИНК -УАНДЕ

Изучите, что вы видите.

Что вы думаете об этом. О чём заставляет вас задуматься. Размышляйте, поделитесь своими идеями с партн́ёрами по лицу.

10. Стадия рефлексии

– Для чего, как вы думаете, создан этот рассказ?

- Какой урок для себя вы взяли с сегодняшнего нашего урока?

Почему нужно уважать старость?

Стоя приветствуют гостей.

Партнёры по лицу приветствуют друг друга, партнёры по плечу приветствуют друг друга

Нажмите, чтобы узнать подробности

В файле представлены конспекты уроков РРЛ-7 по темам:

Конспекты уроков родной русской литературы в 7 классе

Автор Танашевич А.А.

Русские народные песни: исторические и лирические

Тип урока: урок открытия знаний.

Образовательная: углубить представление учащихся о многообразии фольклорных жанров. Пробудить интерес к фольклору как к зеркалу народной души. Познакомить с народной песней как с видом устного народного творчества.

Воспитательная: помочь учащимся осмыслить социальную линию народных песен, утверждение в них идеалов Любви и Правды.

Планируемые результаты:

Метапредметные:

Воспитание уважения к русскому фольклору и истории. Развитие эстетического сознания через освоение художествен-ного наследия русского народа.

Развитие умений планировать пути достижения целей, работать индивидуально и в группе, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, создавать и применять таблицы и схемы для решения учебных задач.

Понимание фольклора как особого способа познания русской истории; воспитание квалифицированного читателя, способного участвовать в обсуждении прочитанного, оформлять свое мнение в устных и письменных высказываниях, сопоставлять фольклор с произведениями других искусств.

Оборудование: раздаточный материал (при наличии ИКТ – видеоурок), тетрадь.

1) Организационный этап.

2) Актуализация знаний.

- Что такое фольклор? Каково происхождение этого слова?

- Каковы характерные особенности устного народного творчества? (устная форма существования, коллективный автор – народ, вариативность, исполнение различными сказителями.) прокомментируйте каждую из особенностей.

- Назовите жанры устного народного творчества. Дайте им краткую характеристику.

- назовите произведения календарного обрядового фольклора. Каково их эстетическое значение?

- В чем народная мудрость малых жанров фольклора?

- Какие народные песни вы знаете? В чем исполнении вы их слышали?

3) Мотивация и целеполагание.

На этом уроке мы с вами повторим основные сведения о фольклоре, полученные в предыдущих классах. Познакомимся с новым жанром устного народного творчества – лирической и исторической песнями.

Фольклор – сложное, синтетическое искусство. Нередко в его произведениях соединяются разные виды искусств – словесное, музыкальное, театральное. Фольклор является предметом изучения не только литературоведов. Им интересуются историки, социологи, этнографы. В фольклоре отражаются быт и традиции народа. Вспомним основные жанры, изученные вами в пятом, шестом и седьмом классах.

Жанры фольклора

1. народные сказки

3. обрядовые песни

Свойства фольклора

1. Анонимность (отсутствие автора).

2. Вариативность (существует несколько вариантов одного сюжета).

3. Неотъемлемая связь с жизнью народа.

5) Первичная проверка понимания.

Жанры народной песни

Художественные особенности произведений фольклора:

1. Рефрен (повтор строк).

Ты постой, постой, красавица моя,
Дозволь наглядеться, радость, на тебя.

2. Постоянные эпитеты: белое лицо, добра молодца.

3. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: миленький.

4. Синтаксический параллелизм (однотипные синтаксические конструкции):

На твою ли на приятну красоту,
На твоё лишь толь на белое лицо.

Все названные художественные приемы работают для создания определенного настроения.

6) Первичное закрепление. Работа над идейно-художественным содержанием песен.


На заре то было, братцы, на утренней,

На восходе красного солнышка,

На закате светлого месяца.

Не сокол летал по поднебесью,

Ясаул гулял по насадику.

Он гулял, гулял, погуливал,

Добрых молодцов побуживал:

«Вы вставайте, добры молодцы,

Пробужайтесь, казаки донски!

Нездорово на Дону у нас,

Помутился славный тихой Дон

Со вершины до черна моря,

До черна моря Азовского,

Помешался весь казачий круг,

Атамана больше нет у нас,

Нет Степана Тимофеевича,

По прозванию Стеньки Разина.

Поймали добра молодца,

Завязали руки белые,

Повезли во каменну Москву

И на славной Красной площади


б) К какому виду народных песен относится песня? Обоснуйте ваш ответ.

в) С какими событиями связана песня? Что вы знаете об этих событиях и героях? Какие черты песен-плачей, солдатских песен, песен-баллад есть в исторических песнях?

г) Какие изобразительно-выразительные средства использованы в песне? (Параллелизм, повтор, обращение, анафора, постоянные эпитеты, риторические вопросы и др.) приведите примеры. Какова эстетическая роль этих средств?

Исторические песни возникли в период борьбы с татарским игом (XIII-XIVвв), как отклик на события общественной и военной истории. В исторической песне речь идет о каком-нибудь реальном, действительно имевшим место в истории событии. Исторические песни продуктивно развивались на протяжении XVII века, который стал временем борьбы народа с крепостничеством, крестьянских и городских восстаний. В песнях этого периода отражена национально-освободительная борьба против иностранной интервенции и период Второй крестьянской войны под предводительством Степана Разина.

Вопросы и задания:

1. Определите тему и основную мысль песни.

2. Какую печальную новость принес есаул?

3. С помощью каких уже известных вам художественных средств передается печаль из-за утраты атамана?

4. Найдите в тексте поэтический параллелизм и определите его роль.

 Поэтический параллелизм (от гр. parallelos – идущий рядом) – сопоставление. В песнях, построенных по принципу параллелизма, в начале дается природная, символическая картина, а за тем следует картина-образ из человеческой жизни.

В цикле песен о Степане Разине нет прямого описания тяжелого положения угнетённого народа, целей народного восстания. Песни пугачёвского цикла описывают весь ход восстания в целом и характеризуют социальные группы, поддерживающие Пугачёва.

Большая часть народных песен, что свойственно и песням о Пугачёве, написана белым стихом.

 Белый стих – нерифмованный стих. Окончания, где обычно помещается рифма, остаются


Ах вы, ветры, ветры буйные,

Ветры буйные, залетные,

Принесите вы мне весточку

От родной моей сторонушки!

Там так ярко солнце красное,

Там свежи луга зеленые,

Там родная Волга-матушка,

Там звучна так песнь разгульная.

Скучно, душно, ветры буйные,

Жить в темнице разукрашенной,

Видеть небо всё туманное,

Слышать песни всё зловещие.

Всюду светит солнце красное,

Есть повсюду люди добрые,

Но нигде нет другой родины,

Нет нигде ее радушия.

Разнесите, ветры буйные,

Грусть-тоску мою, кручинушку,

Успокойте сердце бедное, -

Всё изныло в злой неволюшке.

Так и рвется горемышное!

Скучно, горько на чужбине жить!

Посмотрел бы хоть на родину,

Хоть взглянул бы на родимый кров.


Вопросы и задания:

 Каким настроением проникнута песня?

 С помощью каких поэтических символов передается это настроение?

 Какие синонимы подчеркивают тревогу лирической героини?

 Какова тема и основная мысль произведение?

 Найдите в песне параллелизм. Определите его роль.

Лирические песни как разновидность обрядовой поэзии – жанр фольклора, который, как считают исследователи, сформировался в XVI веке в Московской Руси. С этим видом связывают возникновение народного многоголосия полифонического или гетерофонного (подголосочного) типов с участием солирующих голосов. Весьма развитыми в мелодическом отношении являются также некоторые виды плачей и причитаний, входящих в свадебный обряд, и плачей погребальных: для них характерна экспрессивность, возникающая в результате сочетания обрядовых формул с личной импровизацией исполнительницы (обычно женщины).

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Выучить содержание конспекта, выразительно читать песни (в приложении), уметь отвечать на вопросы.

8) Рефлексия (подведение итогов занятия).

 Какие жанры народных песен вам известны?

 Какие стороны народной жизни нашли отражения в исторических песнях?

 Какова тематика лирических песен?

 Все народные песни написаны белым стихом. Почему рифма не главное в народных песнях?

 В чем отличие лирических песен от исторических?

Фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе

Тип урока: урок открытия знаний.

Воспитательная: помочь учащимся осмыслить социальную линию народных и литературных песен, утверждение в них идеалов Любви и Правды.

Планируемые результаты:

Метапредметные:

Воспитание уважения к русскому фольклору и истории. Развитие эстетического созна-ния через освоение художественного наследия русского народа.

Развитие умений планировать пути достижения целей, работать индивидуально и в группе, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, создавать и применять таблицы и схемы для решения учебных задач.

Понимание фольклора как особого способа познания русской истории; воспитание квалифицированного читателя, способного участвовать в обсуждении прочитанного, оформлять свое мнение в устных и письменных высказываниях, сопоставлять фольклор с произведениями других искусств.

Оборудование: учебник, мультимедийная доска, тетрадь.

1) Организационный этап.

2) Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания: выучить содержание конспекта, выразительно читать песни в приложении, уметь отвечать на вопросы.

3) Мотивация и целеполагание.

С особой глубиной народно – поэтические мотивы отразились в произведениях А.С. Пушкина. Поэт увлекался народным творчеством.

Именно Пушкин стал первым поэтом XIX века, который широко показал все богатство и красоту русской народной культуры. Песни и поговорки, предания и загадки — все наследие русского народа включалось поэтом в произведения.

Песни литературного происхождения - это произведения, которые вошли в народную словесность из профессиональной литературы. Чаще всего - песня, созданная автором и композитором, становилась популярной среди народа, а поскольку воспринятый текст передавался в устной форме, имя автора и композитора затиралось, и песня начинала бытовать как народная.

Возможны и другие случаи. Например, известный авторский текст (стих) ложился на народную мелодию или мелодию композитора, имя которого оставалось неизвестным.

Бывало и то, что в основе определенного авторского текста составлялся подобный мотивами и образы, с той же ритмомелодикой, но другой народный текст, который бытовал параллельно с литературным.

Каждая песня литературного происхождения имеет свою историю (которая, однако, не всегда сохраняется в народной памяти), проходит разные периоды распространения, шлифование, переработки, пока входит в народную традицию, испытает определенных изменений (временами довольно значительных), наслоений разных эпох и т.п. Но, несмотря на тщательную народную обработку (кое-где на протяжении нескольких столетий), песни литературного происхождения все же отличались от народных специфическими чертами. Это дает основание относить их к разряду песен, авторство которых не сохранилось, которые не имеют литературных соответствий, но определенными признаками выделяются из собственно народных. Самой определяющей их чертой является другой уровень индивидуализации. В то время как устное народное творчество выбирает все самое типичное, создает схематические сюжеты и довольно абстрактные обобщенные образы, литературная песня как индивидуальное творчество построено на основе личных переживаний, нетрадиционных ситуаций: фольклорное обобщение жизненных явлений здесь уступает место индивидуальным чувствам, которые вызваны конкретными обстоятельствами. Лирический герой таких песен высказывает свое видение и понимание мира, которое, как правило, не совпадает с общепринятым.

4) Первичное усвоение новых знаний.

Случай с персидской княжной стал основой пушкинской песни о Степане Разине.

Поэт создал иллюзию народной песни. Народ ее не запел, потому что это была поэтическая стилизация — блистательная, точная и глубокая, но все же стилизация, а не фольклорный подлинник. Поэт как бы изобразил песню, так же, как он изображал сказку (народная сказка изложена прозой, а не стихами), показывая ее поэзию и мудрость.

5) Первичная проверка понимания.

Стенька Разин – образ русского бунтаря, память о котором хранит русское сознание. Цикл составляют три стихотворения, в которых использованы типичные для фольклорных песен о Разине сюжеты: Разин приносит в жертву реке персидскую царевну, сталкивается в Астрахани с воеводой и решается на разбой.

6) Первичное закрепление. Работа над идейно-художественным содержанием песен.

Песни о Стеньке Разине

Анализ произведения:

Читайте также: