Хищные растения конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

- стенд с картинками и краткими сведениями о растениях-хищниках: РОСЯНКА, ВЕНЕРИНА МУХОЛОВКА, РАФФЛЕЗИЯ, НЕПЕНТЕС-КУВШИНОЧНИК, ПУЗЫРЧАТКА УТРИКУЛЯРИЯ, АЛЬДРОВАНДА, ДАРЛИНГТОНИЯ КАЛИФОРНИЙСКАЯ, РОСОЛИСТ, САРРАЦЕНИЯ,

- на столе преподавателя конверты с заданиями. 2-3 конверта, в которых карточки с одинаковым количеством разных вопросов примерно одинаковой сложности, 2-3 конверта – с утверждениями, 2-3 больших конверта с головоломками,

(после теоретического занятия о растениях-хищниках детям было дано задание: самостоятельно найти литературу и расширить знания по этой теме, подготовиться к интеллектуальной командной игре)

- объявляется первый тур: вопросы. Капитаны команд подходят к столу и берут конверт с вопросами. Сообща с командо находят ответы и записывают на листке. Когда одна из команд, первой выполнила задание, все откладывают ручки. Капитан команды зачитывает вопрос и ответ. Если ответ правильный команда получает балл (пишется на доске или плакате), если ответ неверный, другие команды могут ответить правильно и получить балл. Затем остальные капитаны зачитывают свои вопросы и ответы на тех же условиях.

- Второй тур: утверждения. Условия те же. Или всем может быть дано одинаковое задание. Когда одна из команд рапортует о завершении испытания, проводится сверка правильности выбора утверждений. И за правильные ответы команды получают по баллу.

- Третий тур: головоломки. Капитан команды, выполнившей задание первой, зачитывает фразы из головоломок. Ведущий признаёт ответ правильным, или поправляет. За правильно выполненное задание – по баллу. Затем на тех же условиях отчитываются другие команды.

1 Насекомоядные растения, обитающие на российских болотах. (РОСЯНКА, АЛЬДРОВАНДА, ПУЗЫРЧАТКА УТРИКУЛЯРИЯ)

3 Помните ли вы виды росянок на Украине? В чём причина их исчезновения? (На Украине встречаются три вида ро­сянки — круглолистная, английская и средняя. По­следние два внесены в Красную книгу республи­ки как редкие, исчезаю­щие. Они требуют заботы и охраны. Причина их исчезновения — осушение болот.)

4 В чём различие видов росянки: круглолистной и английской? (Обычная на наших верховых болотах ро­сянка с круглыми листьями так и назы­вается — росянка круглолистная. Реже встречается росянка английская с длинны­ми, как язык, листочками. Если кругло­листная и английская росянки растут на одном болоте, то изредка здесь же можно найти и их гибрид — росянку с яйцевид­ным листом.)

5 Сколько существует видов росянки? (В Европе растет всего три вида росянок, а во всем мире их около 100. Все они хищницы, у всех на листочках есть желёзки с росой.)

6 По какому признаку росянка получила своё название? (На ворсинках КАПЕЛЬКИ КЛЕЙКОЙ ЖИДКОСТИ, напоминающие капельки росы)

8 С какой периодичностью во времени листочки росянки готовы к охоте? (Лист закрыт три-четыре дня на время переваривания добычи, потомонвновь раскрывается. Пока лист сухой, ветерок сдувает с него остатки насекомого. А вскоре на кончиках желёзок вновь заблестит прозрачная ро­са — вновь готова приманка для насеко­мых.)

12 Зачем гигантскому цветку раффлезии Арнольда, растущей в странах тропической Азии, и диаметром около метра, кирпично­красная или темно-корич­невая окраска мясистых ли­сточков околоцветника и зло­вонный запах разлагающейся туши огромного животного? (Пыльцу раффлезии разносят мухи, привлекаемые ее запахом и видом.)

13 Почему раффлезия Арнольда чаще всего встре­чается на тропах, проложен­ных слонами к водопою? (Жи­вотные, к конечностям кото­рых прилипают части раздав­ленных плодов, содержащие множество семян, способству­ют их распространению.)

14 Ни стебля, ни листьев у раффлезии нет. Рас­полагается цветок прямо на по­верхности почвы. За счёт чего же она выживает? (Раф­флезия — паразитическое растение. Семена ее прорастают в корнях растения-хозяина. Питательные вещества она полу­чает от растения, на котором паразитирует.)

15 Кто это - альдрованда? ( В наших стоячих водоемах можно встретить родственницу венериной мухоловки – альдрованду. Небольшое, в полто­ра десятка сантиметров растение корня не имеет и свободно плавает в воде. Листки его напоминают построению листки венери­ной мухоловки и сраба­тывают по тому же прин­ципу. Вот мелкий рачок коснулся щетинок листи­ка — и мгновенно обе половинки захлопнулись, взяв его в плен. Каждый листочек охотится лишь один раз, после чего от­мирает.)

16 Как часто каждый лист водного растения альдрованды ловит насекомых? (Один раз. После переваривания добычи лист отмирает)

17 Как устроена ловушка водного растения утрикулярии? ( мешочек с узким вход­ным отверстием, закрывающимся с помощью особого клапана. Вну­тренняя поверхность мешочка устлана своеобразными железка­ми, которые могут интенсивно от­сасывать воду из полости, что и происходит, как только добыча - мелкий рачок или насекомое - заденет хотя бы один из волосков входного отверстия. Клапан от­крывается, поток устремляется внутрь полости, прихватывая с со­бой и добычу. Затем клапан за­крывается, вода отсасывается, можно приступать к трапезе.)

18 Чем интересна пу­зырчатка утрикулярия, ко­торая также растет в на­ших водоемах. (У этого ра­стения на листках, иногда на стебле образуются пу­зырьки до 5 миллиметров в диаметре с отверстием, которое закрывается из­нутри клапаном, словно крышечкой. На внутрен­ней поверхности пузырька имеются железы, которые отсасывают из него воду. Поэтому, как только ли­чинка комара, маленький рачок или иное мелкое жи­вотное дотронутся до волосков на крышечке, та мгновенно открывается, и животное вместе с водой засасывается в пузырек. Клапан сразу же закрывается. Иногда в плен попа­дают даже мальки рыб и головастики. Они также служат кормом для расте­ния.)

19 Как же охотится жирянка? (Положив под лупу сочный ярко-зеленый лист, мы увидим на его поверхности множество железок. Одни похожи на гвоздики со шляпками, другие на полуутопленные в ткани листа кнопки. Железки первого типа — ловчие устройства; железки вто­рого типа — органы пищеварения.

Очень густо железки расположены по краю листа. И не случайно. Ведь жи­рянка охотится на ползающих насеко­мых, которые появляются на краешке листа. Он заги­бается вверх, заворачивая в себя насекомое. Железки-кнопки в это время усиленно выделяют пищеварительный сок.

Образованная завернувшимся листом полость — по сути дела, аналогия желуд­ка. Заполняющий ее сок содержит пепсины, бензойную кислоту, антисептичес­кие вещества. Этот сложный по составу сок растворяет все мягкие ткани насекомого. Насыщенный получается раст­вор! Весь без остатка он всасывается растением. Вновь развернувшийся лист остается какое-то время сухим. В этом тоже есть расчет: все непереварившиеся остатки — кусочки хитинового покрова насекомого — будут сдуты ветром. Через несколько дней отдыха лист вновь при­ступит к ловле.)

20 Возникает вопрос: по­чему все эти растения ве­дут такой удивительный, совершенно необычный образ жизни? (Дело в том, что они растут в воде, на болотах или бедных поч­вах, где им недостает опре­деленных питательных ве­ществ — фосфора, азота, а также солей натрия, калия, магния. Вот они с помощью всяких хитроум­ных капканов, липучек и охотятся на мелких живот­ных, чтобы пополнить свой рацион.)

21 Как давно в Европе узнали о растениях-хищниках? (Первые сведения о стран­ных цветах просочились в Европу в начале XVIII века, и весь ученый мир наотрез отказывался верить в их существование. Но вскоре скепти­кам пришлось сдаться: в 60-х годах того же столетия ботаники привезли из тропиков несколько экземп­ляров зеленого охотника. На глазах у всех маленький цветок, вокруг ко­торого кружила жирная муха, клац­нул чем-то напоминающим зубас­тую пасть, и жуж­жание прекрати­лось. Так цивили­зованный мир по­знакомился с пер­вым растением-убийцей.)

22 Какие обычные для нас растения можно отнести к растениям-хищникам? (К их классу можно отнести даже всем известные. картофель, то­маты и табак. На листьях этих растений имеются микроскопические волоски с капельками клея, спо­собные не только удерживать на­секомых, но и вырабатывать фер­менты, переваривающие органи­ческие вещества животного про­исхождения. В Америке личинки комаров часто прили­пают к клейкой поверхности семян пастушьей сумки. Семя вырабаты­вает какое-то клейкое вещество, привлекающее личинок. Ну а даль­ше все идет по отлаженной схеме: семя выделяет ферменты, а полу­ченная подкормка используется затем для развития ростков.

Под подозрение в насекомоедстве попал даже ананас. В осно­вании его листьев часто скаплива­ется дождевая вода, и там раз­множаются мелкие водяные орга­низмы - инфузории, коловратки, червячки, скапливаются личинки насекомых. Некоторые исследова­тели полагают, что часть этой живности становится потом пищей растения.)

24 В каких странах обитают кувшиночники, есть ли они в нашей стране? (Многочисленные виды его встречаются главным об­разом в ряде тропических стран, прилегающих к Индийскому океану.)

25 Непентесы быстрее всех других насекомоядных растений переваривают свою добычу. На этот процесс у них затрачивается … (всего 5-8 часов.)

26 Ловушки непентесов привлекают к себе не только на­секомых, но и птиц, и мелких млекопитающих, и ящериц. Все они не прочь полакомиться слад­ким нектаром, но непентес не всякого впускает в свою ловушку. С чем связана его разборчивость? (Разборчивость связана с тем, что не всякую тварь он сможет за­глотнуть и переварить!)

28 Что вы можете сказать о саррацении? (По строению ловчего ап­парата и способу охоты схожа с кувшиночником многолетняя болотная трава — саррацения, при­надлежащая к самым крупным насекомоядным растениям. Ее трубчатые листья-сосуды достигают 70—80 сантиметров. Они также привлекают некта­ром насекомых, которые падают в воду, собранную на дне живого сосуда. Тор­чащие на его внутренней стенке и направленные вниз волоски мешают на­секомым выбраться нару­жу. Известно 7 видов саррацении.)

29 Кувшины, ловящие мух, или полулежат на земле, или вертикально поднимаются. В середине розетки из зелёных кувшинов часто можно уви­деть цветонос с крупными яркими цвет­ками. Как называется это растение? (Это листья саррацении.)

31 Из насекомых лишь одна муха саркофага умеет обманывать расте­ние-хищницу. В чём заключается обман? Каким образом муха не становится добычей дарлингтонии? (Особые щетинки на ногах позволяют ей свободно бегать по гладким стенкам кувшина. Муха откладывает свои яички в толщу гниющих насекомых и не боится, что они погибнут. Плотные оболоч­ки яичек и личинок защищают их от губи­тельного сока. А когда личинки подрастут, они прогрызают кувшин крепкими челю­стями и выходят из него, чтобы окуклить­ся в земле.)

32 В чём заключается сложность содержания в доме дарлингтонии калифорнийской, кроме необычного способа питания? (Внутри “цвет­ка” обитают бактерии, которые и разлагают тело жерт­вы. В этот период от “цветка" идет резкий запах гние­ния.)

33 Расскажите о способе ловли насекомых у венериной мухоловки. (Очень интересна кон­струкция капкана у вене­риной мухоловки, которая растет на болотах Север­ной и Южной Каролины в США. Овальные половин­ки листа этого растения расположены под тупым углом одна к другой. У них по краям вырастают длинные, крепкие словно когти, зубцы. На каждой половинке — по три чувствительных щетинки. Как только насекомое дотро­нется до них, половинки вмиг закрываются. Зажа­тый между ними пленник, если он толще 3—4 мил­лиметров, уже не сможет вырваться. И чем сильнее он барахтается, тем креп­че сжимаются половинки. Железы листка выделяют пищеварительные соки, с помощью которых насе­комое переваривается, а затем усваивается расте­нием. Инте­ресно отметить, что при раздражении листка (его щетинок) в нем возникает электрический ток, как и в тканях животных.)

36 Как проявляет свои вкусовые пристрастия венерина мухоловка при попадании на листья органических и неорганических кусочков? (Листья мухоловки остаются неподвиж­ными, если на них капнет вода или кто-нибудь положит кусочек дерева, стекла или пробки. Но если на лист попадает кусочек мяса, крутого яйца или даже ко­мочек промокательной бумаги, смоченной мясным соком - тут же начинается активное дейст­вие: лист схлопывается, и его по­верхность обильно покрывается пищеварительным соком.)

37 Учёными признано, что растения-хищники – ступень между растениями и животными. А вот обладают ли они разумом, в частности венерина мухоловка? (Рассказывает цветовод-любитель Николай Тарасенко: Иногда мне казалось, что она обла­дает разумом, по крайней мере - его зачатками. Оказывается, она хвата­ет добычу только при повторных прикосновениях, чтобы понапрасну зубами не щелкать.)

1 САРРАЦЕНИЯ – типичный представитель хищных лиан, охотящихся на насекомых и мелкую живность в кроне деревьев. (НЕТ. Схожа с кувшиночником по строению ловчего ап­парата и способу охоты многолетняя болотная трава.)

2 ВЕНЕРИНА МУХОЛОВКА – самая быстрая среди растений, спо­собных совершать движе­ния. (ДА. Удивительна способ­ность растения двигаться - это происходит благода­ря изменению внутрен­него давления в живых клетках). Мы привыкли к тому, что движение свой­ственно животным, но зе­леный капкан способен закрыться в одно мгнове­ние — за 0,02—0,05 секун­ды.)

3 Пищеварительный сок РОСЯНКИ способен растворить насекомое без остатка. (НЕТ. Когда пища переварена и усвоена, листочек вып­рямляется, вытряхивая хитиновую оболочку, ос­тавшуюся от насекомого. Выпрямляются и волоски, на которых начинают по­являться прозрачные ка­пельки. Листик снова го­тов к охоте.)

4 Близкая родственница саррацении — ДАРЛИНГТОНИЯ КАЛИФОРНИЙСКАЯ. Обе они встречаются в Северной Америке. Ловчие аппараты ДАРЛИНГТОНИИ до­стигают одного метра — рекордной для растений-хищников величины. Наша ма­ленькая росянка была бы просто незаметна рядом с огромными кувшинами-листьями, пестро раскрашенными и причудливо скру­ченными. (ДА)

5 РОСЯНКА поражает чрезвычайной чувстви­тельностью капкана, кото­рый реагирует сгибанием волосков на насекомое, ве­сом всего 0,008 милли­грамма! (ДА)

6 На­иболее часто встречающийся вид — это НЕПЕНТЕСЫ, дикие лианы, плотно облегающие тропические деревья.

На концах каждой лианы НЕПЕНТЕСА усики—присоски принимают форму кувшинчиков, очень похожих на цветы. Но каждый такой “цветок" таит в себе смерть для насекомых, птиц и даже мелких зверьков. (ДА)

7 В кувшине НЕПЕНТЕСА объем жидкости, выделяемой для разложения пищи, может достигать… двух литров: 5—8 часов и добыча полностью растворяется, всасывается стенками “цветка". (ДА)

9 Птицы часто пользуются кувшинами САРРАЦЕНИЙ и ДАРЛИНГТОНИИ как кормушками, без труда добывая себе из них обильную пищу. (ДА)

12 Не во влажных местах, а в сухих горных пустынях Португалии и Марокко жи­вет ещё один родственник росянки — РОСОЛИСТ. (ДА)

15 Самыми же мощными и крупными из всех насекомоядных растений являются представите­ли рода НЕПЕНТЕС. Большая часть непентесов - это лианы, достига­ющие в длину нескольких метров. (ДА)

17 У РАФЛЕЗИИ АРНОЛЬДА от семян до появления буто­нов над поверхностью почвы проходит около трех лет. И ещё требуется полтора года, чтобы похожий на кочан капусты бутон превратился в открытый цветок. А сам цветок существует всего лишь двое-четверо суток. (ДА)

18 Только в замор­ских странах встречаются растения хищники. (НЕТ. В наших стоячих водоемах, к примеру, можно встретить родственницу венериной мухоловки – альдрованду, которая охотитсяна мелких рачков, туфелеки других мелких животных. Пу­зырчатка утрикулярия, ко­торая также растет в на­ших водоемах. На торфяных болотах обитает росянка.)

19 НЕПЕНТЕС стал хищником, потому что живет он под кронами деревьев, света для фотосинтеза мало, да и корни в дуплах деревьев выса­сывают немного питательных веществ из скудных растительных остатков. (ДА)

20 Растения-хищники , как и их мирные зеленые собратья, содер­жат хлорофилл и вполне могут обеспечить себя всем необходи­мым для жизни. (НЕТ. Им не посчастливилось жить в неблагоприятных условиях: большинство — на болотах, многие непентесы — в тропических лесах, под кронами деревьев, росолист — в пустыне, пузырчатка — в толще воды. Как быть росянке, расту­щей среди мха и никогда не дотягивающейся своими слабыми корнями до земли? В таком же положении саррацении и дарлингтония.

Вот и научились растения получать дополнительное питание, убивая насекомых. Основное, что они при этом получают, — азот и минеральные вещества. Этот источ­ник питания для них дополнительный. Опыты Ч. Дарвина, например, показали, что росянки могут долгое время обходиться без животной пищи, но они сильно отстают в росте от своих кормленых соседок, мень­ше цветут и меньше оставляют семян.)

1 Недавно к числу растений-хищников была отне­сена и, орхидея шомбугрикский тибицинус, встре­чающаяся во влажных тропических лесах Цент­ральной Америки. (18)

2 Многие непентесы — лианы и эпифиты. Кув­шинчики у них висячие. Но есть и такие виды, которые живут на земле, и кувшин­чики их полулежат, как у некоторых саррацений. (26)

3 Семейство росянок очень далеки от саррацениевых. Кувшинчики саррацений неподвижны, они пассивно ловят добычу. Сравнить их мож­но с ловчими ямами. А листья росянки и особенно венериной мухоловки — на­стоящие живые капканы. (30)

4 У мухоловки в пищеваритель­ном соке содержится такая же ки­шечная палочка-бактерия, какая живет и в человеческом организме. (17)

5 У нас это расте­ние не достигает больше 1б сантиметров, в Южной Африке высота “королевской росянки” около полумет­ра, и она способна поедать даже улиток и лягушек. Высота росянки в Австралии доходит до одного метра. (30)

8 Верхняя часть внутренней стенки покрыта тон­ким восковым налетом, гладким как стекло. По нему насекомое, как по льду, скатывается на дно кувшина, где располагаются пи­щеварительные железы непенте­са. (26)

9 В царстве грибов тоже встречаются плотоядные особи. Они выделяют ядовитые клейкие вещества, которые парализуют и намертво прикрепляют жертву к телу гриба для съедения, растворяя и всасывая. (26)

11 В осно­вании листьев ананаса скаплива­ется дождевая вода, и там раз­множаются мелкие водяные орга­низмы - инфузории, коловратки, червячки, скапливаются личинки насекомых. Эта живность становится потом пищей растения. (25)

12 Альдрованда, родственница венериной мухоловки, - небольшое, в полто­ра десятка сантиметров растение корня не имеет и свободно плавает в воде. Охотится на мелких рачков, туфелек и других мелких животных. Каждый листочек охотится лишь один раз, после чего от­мирает. (36)


Состав учебной группы: возраст детей: 10-14 лет
Продолжительность занятия: 1 академический час
Цель занятия: сформировать знания у учащихся о хищных растениях, способах их культивации, ознакомить учащихся с разнообразием хищных растений.
Задачи:
Обучающая – расширить знания о хищных растениях, способах их культивации.
Развивающая – сформировать коммуникативные навыки в ходе викторины.
Воспитывающая – воспитывать культуру общения.
Специфика занятия: учебно-развивающее занятие.
Форма организации учебного занятия: индивидуально - групповое.
Методы обучения, используемые на учебном занятии:
- словесный метод (объяснение, беседа, лекция);
- наглядный метод (демонстрация иллюстраций);

1. Росянка тонколистная.


Самый распространенный вид хищных растений, занесенный в Красную книгу, пригодный для содержания дома. Ее листья располагаются, как розетка, на высоких, тонких стеблях, как правило, окрашенных в красный цвет. Они покрыты железистыми волосками, которые испускают сильный аромат и покрыты сладкой жидкостью, блестящей, как капли росы, для привлечения жертв. Как только насекомое садится на листок — волоски опутывают его и сдавливают до полного прекращения сопротивления. Затем лист начинает медленно сворачиваться, пока не скрутится в трубочку. Внутри начинается процесс выделения ферментов для переваривания пиши. Процесс пищеварения длится несколько дней.

2. Росянка капская


Одна из самых красивых росянок. Ее стебель, обычно достигающий нескольких сантиметров в высоту, несет на себе тонкие удлиненные листья. На растении постепенно раскрываются многочисленные, очень привлекательные цветы. Чарльз Дарвин, проводивший многочисленные наблюдения и эксперименты с росянкой крупнолистной, обнаружил удивительную способность этого растения переваривать даже кусочки кости и хрящи.

3. Саррацения


4. Мехурка-пузырек


В основном используется на фермах или в рыбных хозяйствах. Там растение выполняет роль естественного очистителя. Ее механизм захвата такой: среди ярко-зеленых листьев располагаются небольшие пузырьки с клапаном, покрытые волосками. Жертва садится, прикасается к волоскам, клапан открывается, а затем всасывает насекомое внутрь пузырька. Захваченное существо умирает от голода, а его тело разлагается с помощью специальных веществ внутри пузырька. Весь процесс занимает примерно 15 минут. Мехурку-пузырек лучше содержать в террариумах, так как растению постоянно нужно вода. Подкармливать особо не нужно, просто следите, чтобы растение питалось хотя бы раз й неделю.

5. Венерина мухоловка


Занесенное в Красную книгу. Листья состоят из двух овальных створок с зубчиками по краям, которые похожи на маленький капкан или ловушку. С внутренней стороны створки покрыты рыжими волосками и железками, выделяющими ферменты и привлекающие насекомых. Когда насекомое садится на створку, оно раздражает волоски, и ловушка закрывается с невероятной скоростью. Затем начинается процесс пищеварения. Одной мухи растению хватает на 1-3 недели. Затем створки раскрываются, и на листках остаются твердые непереваренные части насекомого — голова, крылья, остатки туловища. Этот механизм имеет место лишь несколько раз, потом лист погибает.

Ребята, мы сидели смотрели, слушали, а теперь давайте встанем и проведем физкультминутку.

Физкультминутка. Гриша шел
Гриша шел — шел - шел, (Шагаем на месте.)
Белый гриб нашел. (Хлопки в ладоши.)
Раз-грибок, (Наклоны вперед.)
Два - грибок, (Наклоны вперед.)
Три - грибок, (Наклоны вперед.)
Положил их в кузовок. (Шагаем на месте. Декламируя стихотворение, дети
имитируют движения грибника: идут, нагибаются и кладут грибы в кузовок.
Движения должны быть неторопливыми, ритмичными.)

Давайте продолжим изучать наших хищников.

6. Генлисея


Генлисея представляет собой небольшие травы с желтыми цветами, которые используют ловушку типа крабовой клешни. В такие ловушки легко попасть, но из них невозможно выйти из-за небольших волосков, которые растут к входу или, как в этом случае, вперед по спирали.

7. Пузырчатка


Это единственные хищные растения, которые используют пузырчатую ловушку. У большинства видов очень маленькие ловушки, в которые они могут поймать очень мелкую добычу, такую как простейшие. Ловушки составляют от 0,2 мм до 1.2 см, а в большие ловушки попадают более крупная добыча, как например, водяные блохи или головастики.
Пузырьки находятся под отрицательным давлением по отношению к окружающей обстановке. Отверстие ловушки открывается, всасывает насекомое и окружающую воду, закрывает клапан, и все это происходит за тысячные доли секунд.

8. Жирянка


Жирянка относится к группе плотоядных растений, которые используют липкие, железистые листья для того, чтобы заманить и переварить насекомых. Питательные вещества, получаемые от насекомых, дополняют почву, бедную минеральными веществами.

9. Библис


Листья его имеют круглое сечение, и чаще всего они удлиненные и конические на конце. Поверхность листьев полностью покрыта железистыми волосками, которые выделяют липкое слизистое вещество, служащее ловушкой для мелких насекомых, садящихся на листья или щупальца растения.

10. Альдрованда пузырчатая


Ловушка растения состоит из двух долей, которые захлопывается, как капкан. Отверстия ловушки направлены наружу и покрыты тонкими волосками, которые позволяют ловушке закрыться вокруг любой жертвы, которая оказывается достаточно близко. Ловушка захлопывается за десятки миллисекунд, что является одним из примеров самого быстрого движения в животном мире.

Мы посмотрели с вами самых интересных хищников, а теперь давайте разберемся, как же культивировать и ухаживать за ними дома.
Хотя различные виды плотоядных растений по-разному требовательны к освещению, влажности воздуха и почвы, их объединяют некоторые общие черты.
Полив.
Большинству плотоядных растений требуется дождевая или другая специально подготовленная деминерализованная вода со слабо-кислой, практически нейтральной средой (pH около 6,5).
Обычная водопроводная или питьевая вода содержит минеральные соли (в частности, соли кальция), которые быстро накапливаются в тканях и могут уничтожить растение. Это связано с тем, что большинство плотоядных растений произрастают на кислых почвах, бедных питательными веществами и, следовательно, крайне чувствительны к избытку кальция и чрезмерному количеству питательных веществ. Поскольку большинство из этих растений произрастают в болотистых местностях, почти все они влаголюбивы и не переносят засуху.

Освещённость
Большинство плотоядных растений требуют яркого света, и большинство будет выглядеть лучше при таких условиях, так как это подталкивает их к синтезу красных и пурпурных пигментов — антоцианов. Для Nepenthes и Pinguicula лучшими условиями будут абсолютный УФ, однако для большинства других видов приемлемым условием является прямой солнечный свет.

Влажность
Хищные растения в основном растут на болотах, а следовательно, требуют высокой влажности воздуха. В небольших масштабах это может быть достигнуто путём размещения горшка с растением на широком подносе с галькой, которая постоянно увлажняется. Малые виды непентесов хорошо растут в больших террариумах.

Температура
Многие плотоядные растения происходят из холодных регионов с умеренным климатом и могут выращиваться на улице, в болоте, саду круглый год. Большинство Sarracenia может мириться с температурой ниже точки замерзания, несмотря на это большинство видов являются туземными на юго-востоке США. Виды Drosera и Pinguicula также могут переносить пониженные температуры. Nepenthes относятся к видам, которые являются тропическими, требующими повышения температуры от +20 до +30 °C для цветения.

Легкие вопросы закончились. На очереди вопросы на 2 балла.
1. Внимание на экран.
Как называется растение, представленное на картинке?



2. На сколько хватает 1 мухи мухоловке? (1-3 недели)
3. Какой механизм приманивания и захвата использует Жирянка? (используют липкие, железистые листья для того, чтобы заманить и переварить насекомых)
4. Внимание на экран.

Что за вид представлен на картинке?


Ну что ребята, сложно? А дальше еще сложнее и еще больше баллов за правильные ответы.
И так, вопросы на 3 балла. Поехали!!

1. Растения используют пять основных типов ловушек для ловли добычи перечислите их.
ловчие листья в форме кувшинов;
листья, которые смыкаются в виде капканов;
липкие ловушки;
засасывающие ловушки;
ловушка типа крабовой клешни.
2. Сколько видов насекомоядных растений? (630)
3. Кем было сделано самое первое точное ботаническое описание венериной мухоловки (Dionaea muscipula)? (английским натуралистом Джоном Эллисом)
4. Каков ареал распространения насекомоядных растений? (от Арктики до тропиков)
Вот и настало время последнего вопроса. Он оценивается в 5 баллов. Готовы? Слушаем внимательно.
5.Почему растения хищники не должны выращиваться в глиняных горшках?
(глина сохраняет в себе вредные для плотоядных растений соли)

Подводим итоги, поздравление победителей.
5. Рефлексия. (3 мин)
Подведение итогов занятия (что понравилось, что не понравилось, что бы хотелось изменить).
Спасибо ребята вам за работу! Вы большие молодцы!!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: познакомить учащихся с причинами хищничества среди растений, с приспособлениями, возникшими в результате этого.

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся должны знать понятия: почвенное питание, воздушное питание, макроэлементы, микроэлементы; уметь объяснять причины возникновения хищничества.

Метапредметные: умение работать с разными источниками информации ( текстом справочников, дополнительной литературой, интернет ресурсами), анализировать и оценивать информацию; переводить из одной формы в другую.

Личностные: формирование научного мировоззрения в связи с развитием представления об особенностях питания растений.

Тип урока: урок открытия нового знания (урок-исследование).

Формы работы учащихся: парная, групповая.

Оборудование: мультимедиа проектор, компьютер, мультимедийная презентация, ноутбуки, инструктивные карточки интернет ресурсы, документ-камера.

Этапы урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Универсальные учебные действия

1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Настрой на работу.

Создание условия для возникновения внутренней потребности
включения в деятельность. Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам

2.Этап актуализации знаний, постановки темы урока и учебной цели.

Работают с интерактивным заданием :

-размещают представителей царств живой природы в соответствующую питанию колонку

- просматриваю видеофрагмент, отвечают на вопрос

(автотрофные организмы выступают в роли хищника).

Формулируют тему и цель урока.( Растения-хищники, раскрыть причины хищничества)

Включает учащихся в беседу, цель которой подвести учащихся к формулировке темы урока.

(работа с интерактивным заданием)

- Что означают эти понятия?

-Распределите представителей разных царств на группы по способам питания.

-.Кто оказался в группе автотрофов?

( просмотр видеофрагмента)

-Что необычное вы увидели в этом видеофрагменте?

Познавательные УУД

Выделять существенные признаки, сравнивать, обобщать факты и явления.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Личностные: планирование учебной деятельности.

3.Этап открытия новых знаний

Работа в группах по изучению новой темы, используя карточки-задания.

Анализируют информацию. Фиксируют новые знания , заполняя схемы, таблицы, формулируя выводы

Принимают участие в беседе, слушают, отвечают на вопросы.

Организует работу в группах. Поясняет условия задания. Комментирует и уточняет ответы.

Инструкция к изучению новой темы

для 1 группы

1.Внимательно изучите условия задания.

2.Распределите задания внутри членов группы.

В презентации этого урока показана жизнь необычных растений, занесенных в красную книгу.

ВложениеРазмер
hishchnye_rasteniya.ppt 1.45 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Разнообразие растений" с презентацией

Конспект урока+презинтация по окружающему миру по теме "Разнообразие растений" 3 класс. Учебник А.А. Плешакова, УМК "Школа России".


Презентация и конспект урока "Разнообразие растений" 3 класс

Презентация и конспект к уроку по окружающему миру на тему "Разнообразие растений", 3 класс по программе "Школа России".


Конспект урока "какие растения весной цвести торопятся"

Конспект урока по окружающему миру " Какие растения весной цвести торопятся" по УМК "Перспективная начальная школа".


Конспект урока "Мир растений" 3 класс

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе "Мир растений".


Конспект внеклассного занятия по окружающему миру "Растения леса"

Игровое занятие в форме викторины с элементами беседы.


Конспект занятия "Мир растений: лекарственные и ядовитые растения"

Конспект занятия по дополнительной образовательной программе "Юный эколог".

Читайте также: