Химические свойства солей как электролитов конспект
Обновлено: 05.07.2024
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-_soli.docx | 42.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы обучения : комбинированный( словесно-наглядный) с использованием технологии развития критического мышления и информационных технологий
Цель урока: сформировать знания учащихся о химических свойствах солей
- образовательные: изучить общие свойства солей, закрепить умение составлять уравнения реакций;
- развивающие: совершенствовать умение работать с источником информации; помочь осознать практическую значимость изучаемого материала;
- воспитательные: расширить кругозор учащихся, способствовать формированию коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, в процессе образовательной деятельности
Формы организации познавательной деятельности учащихся : фронтальная, парная и индивидуальная.
Оборудование и реактивы:
Компьютер, проектор, презентация к уроку (Power Point);
пищевая сода, поваренная соль, лимон.
1. Организационный момент
- приветствие учащихся
- проверка наличия принадлежностей
2. Проверка домашнего задания
1. соли – это твердые вещества
2.все соли растворимы
3. CuSO 4 средняя соль
4. NaHCO 3 питьевая сода
5. FeSO ₄ сульфит железа
6. AlOHCl 2 кислая соль
7. (CuOH) 2 CO 3 гидроксокарбонат меди
8. Mg(HSO 4 ) 2 гидросульфат магния
9. на доске мы пишем солью
10. нитрат калия нерастворим
3. Актуализация и постановка темы данного урока
1.опыт – взаимодействие соды и лимона
2.опыт – взаимодействие растворов соды и соли
--Вопрос: Что вам захотелось узнать
после данных экспериментов о солях? (слайд 5)
Почему в одном случае видны происходящие изменения, а в другом нет. Мы должны узнать химические свойства солей.
Это и будет темой нашего урока: Химические свойства солей (слайд 6)
-Определим наши задачи:
- изучить химические свойства солей;
- применять знания при составлении уравнений;
- уметь записывать уравнения реакций (слайд 7)
4.Изучение нового материала
1. - работа с текстом учебника и рабочей тетради (п.41 стр.167-168)
-отметить какая информация уже известна, что узнали нового, что заинтересовало
2. проверка выполнения задания
-два известных свойства:
Соль + кислота→другая соль + другая кислота
Соль + щелочь→ другая соль + другое основание (слайд8)
- условия осуществления данных реакций ↑ или ↓ (слайд 8)
(из формул веществ, предложенных на карточках,
составить уравнения реакций)
H 2 SO 4 BaCl 2 Ba SO 4 HCl
KOH Fe(NO 3 ) 2 KNO 3 Fe(OH) 2 (у доски два ученика + консультант )
- динамическая пауза (повернулись и посмотрели, пишет ли сосед сзади,
потянулись и проверили работу впередисидящих)
- два новых свойства:
Демонстрация опыта (видео) (слайд10)
Уравнение реакции написать на доске
BaCl 2 + MgSO 4 →BaSO 4 ↓+ MgCl 2
- Соль + металл→ другая соль + другой металл (слайд 11)
Демонстрация опыта (видео) (слайд12)
Уравнение реакции написать на доске
CuSO 4 +Fe → Fe SO 4 + Cu
Условие - вытеснительный ряд металлов
- Типичные реакции солей (слайд13)
- Какие реакции возможно осуществить: (усно)
Cu + 2AgNO3 → Cu(NO3)2 + 2Ag
Ba(NO3)2 + 2KOH → Ba(OH)2 + 2KNO3
CuSO 4 + 2NaOH → Cu(OH) 2 + Na 2 SO 4 (слайд 14)
- Тест (работа в парах) (слайд15) 1.Реакция происходит между :
в.Fe и Cr 2 (SO 4 ) 3
2.Реакция не идет между :
а.NaCl и Al(NO 3 ) 3
в.Na 2 SO 4 и BaCl 2
г.СaCl 2 и Na 2 CO 3
3.Осадок выделяется при взаимодействии:
в.Na 2 SO 4 и Ba(OH) 2
г.MgSO 4 и Li Br (слайд 9)
- цель урока нами достигнута – ознакомились с химическими свойствами солей и попробовали применять полученные знания при выполнении упражнений
8. Домашнее задание
П. 41 раб.тетр.192-194 № 3,7
-мне было приятно с вами работать, ……..проявили активность и показали неплохие знания и умения
- прошу вас поделиться своими впечатлениями об уроке и оставить житончик у соответствующего смайлика:
- Все было понятно, я активно работал
- Были некоторые затруднения
- Ничего не понял (слайд 17)
Методы обучения : комбинированный (словесно-наглядный) с использованием технологии развития критического мышления и информационных технологий.
Во время урока были использованы различные формы работы с учащимися – фронтальная, индивидуальная, парная.
Учащимся предложены разнообразные виды работы и возможность дифференцированного выполнения заданий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Состав и свойства солей"
Материал включает разработку урока химии в 8 классе "Состав и свойства солей", а также презентацию к уроку и самоанализ деятельности.
Конспект урока "Химические свойства солей"
Конспект урокапо теме "Уравнения. Решение задач с помощью уравнений"
В работе представлен конспект интегрированного урока "математика+физика+химия+литература".
Химические свойства солей - конспект + презентация
УРОК ПО ХИМИИТема: Химические свойства солей и их применение Цель урока: Обобщение и развитие знаний обучающихся о солях при знакомстве с химическими свойствами этих соединений.Задачи урока.
Конспект урока по химии по теме "Химические свойства солей"
Цель данного урока: познакомить учащихся с основными химическими свойствами солей. Задачи: расширить и углубить знания об основных химических свойствах солей в свете теории электролитической.
Физические свойства солей. Приготовление растворов солей с определённой массовой долей растворённого вещества.
Изучение физических свойств солей и приготовление растворов солей.
Задачи на тему: "Соли. Химические свойства солей. Применение и получение солей"
Задачи на тему: "Соли. Химические свойства солей. Применение и получение солей" составлены из множества сборников и соответствуют программе Республики Беларусь (Беларусь).
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
1. Соли являются электролитами.
В водных растворах соли диссоциируют на положительно заряженные ионы (катионы) металлов и отрицательно заряженные ионы (анионы) кислотных остатков.
Например, при растворении кристаллов хлорида натрия в воде, положительно заряженные ионы натрия и отрицательно заряженные ионы хлора, из которых образована кристаллическая решётка этого вещества, переходят в раствор:
При электролитической диссоциации сульфата алюминия образуются положительно заряженные ионы алюминия и отрицательно заряженные сульфат-ионы:
2. Соли могут взаимодействовать с металлами.
В ходе реакции замещения, протекающей в водном растворе, химически более активный металл вытесняет менее активный/
Например, если кусочек железа поместить в раствор сульфата меди, он покрывается красно-бурым осадком меди. Раствор постепенно меняет цвет с синего на бледно-зелёный, поскольку образуется соль железа(II):
Видеофрагмент:
3. Соли могут взаимодействовать с кислотами.
Протекает реакция обмена, в ходе которой химически более активная кислота вытесняет менее активную.
Например, при взаимодействии раствора хлорида бария с серной кислотой образуется осадок сульфата бария, а в растворе остаётся соляная кислота:
BaCl2+H2SO4→BaSO4↓+2HCl
При взаимодействии карбоната кальция с соляной кислотой образуется хлорид кальция и угольная кислота, которая тут же разлагается на углекислый газ и воду:
Видеофрагмент:
4. Растворимые в воде соли могут взаимодействовать со щелочами.
Реакция обмена возможна в том случае, если в результате хотя бы один из продуктов является практически нерастворимым (выпадает в осадок).
Например, при взаимодействии нитрата никеля(II) с гидроксидом натрия образуется нитрат натрия и практически нерастворимый гидроксид никеля(II):
Ni(NO3)2+2NaOH→Ni(OH)2 ⏐ ↓ +2NaNO3
Видеофрагмент:
5. Растворимые в воде соли могут вступать в реакцию обмена с другими растворимыми в воде солями, если в результате образуется хотя бы одно практически нерастворимое вещество.
Например, при взаимодействии сульфида натрия с нитратом серебра образуется нитрат натрия и практически нерастворимый сульфид серебра:
Na2S+2AgNO3→NaNO3+Ag2S↓
Видеофрагмент:
6. Некоторые соли при нагревании разлагаются.
Причём химические реакции, которые протекают при этом, можно условно разделить на две группы:
реакции, в ходе которых элементы не изменяют степень окисления
A. Реакции разложения солей, протекающие без изменения степени окисления элементов.
В качестве примеров таких химических реакций рассмотрим, как протекает разложение карбонатов.
При сильном нагревании карбонат кальция (мел, известняк, мрамор) разлагается, образуя оксид кальция (жжёную известь) и углекислый газ:
CaCO3 ⇄ t°CaO+CO2↑
Видеофрагмент:
Гидрокарбонат натрия (пищевая сода) при небольшом нагревании разлагается на карбонат натрия (соду), воду и углекислый газ:
2NaHCO3 ⇄ t°Na2CO3+H2O+CO2↑
Видеофрагмент:
При обычных условиях образовавшийся безводный сульфат меди можно превратить в кристаллогидрат:
CuSO4+5H2O→CuSO4 ⋅ 5H2O
Видеофрагмент:
Видеофрагмент:
Б. Окислительно-восстановительные реакции разложения солей.
Окислительно-восстановительные процессы протекают при разложении нитратов.
Например, при термическом разложении нитрата калия образуется нитрит этого металла и кислород:
2KN+5O−23−→−t°2KN+3O2+O2↑0
Образовательные: на основе повторения и обобщения ранее изученного материала и в ходе знакомства с новым материалом углубить знания учащихся о свойствах солей, отработать умение составления ионных уравнений реакций.
Воспитательные: формировать мировоззренческие понятия о познаваемости природы, помочь учащимся осмыслить практическую значимость изучаемой темы.
Развивающие: развивать познавательный интерес к предмету, навыки устной и письменной речи; память, мышление, наблюдательность в ходе эксперимента; продолжить развитие навыков работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием в процессе выполнения лабораторного опыта, развитие таких понятий: электролитическая диссоциация, ион, молекулярное уравнение реакции, полное ионное и сокращённое ионное уравнение реакций.
Тип урока: изучение нового материала с применением ИКТ
Методы, приемы работы: метод словестной передачи информации, слухового и зрительного восприятия (беседа, рассказ, презентация), демонстрационные (опыты); иллюстративные (схемы химических реакций); частично-поисковый, проблемный.
Интеграция: история ?
О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов, С.А. Сладков. Химия. 9 класс: учеб. Пособие для общеобразоват. Организаций. – М.: Просвещение, 2019
Е.В.Савинкова. Сборник задач и упражнений по химии: 8 класс. – М.: Экзамен, 2016
Цель урока: изучить свойства солей в свете теории электролитической диссоциации.
1. Образовательная: повторить и закрепить полученные знания об основаниях и химических свойствах солей в свете теории электролитической диссоциации.
2. Развивающая: развивать у учащихся интерес к химии, раскрывать практическую направленность науки химии, связь ее с другими науками, развивать наблюдательность, развитие познавательных способностей, мышления, внимания, умения использоваться изученным материалом для познания нового.
3. Воспитательная: воспитание самостоятельности, сотрудничества, способности к взаимовыручке.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: экран, компьютер, мультимедиа проектор, учебники, рабочие тетради, инструкция к лабораторном опытам №5, презентация (приложение 1).
Реактивы: лабораторное оборудование и растворы: соляной кислоты, гидроксида натирия и калия, хлорида железа (III), сульфата меди (II), нитрата серебра, сульфата натрия, ортофосфата натрия, хлорида натрия; металлы: медь, цинк, железо.
1. Организационный момент (сообщить тему, цель и план урока – слайд №1).
2. Фронтальный опрос
Предполагаемые ответы учащихся
Что такое основание в свете теории электролитической диссоциации?
Основаниями называются электролиты, при диссоциации которых в качестве анионов образуютcя только гидроксид-ионы.
Задание 1: Выберите тот ряд, в котором находятся только основания и дайте им названия.
Задание 3. С какими из перечисленных веществ реагирует раствор гидроксида натрия?
1. Гидроксид калия
3. Серная кислота
7. Оксид углерода (IV)
8. Соляная кислота
10. Раствор фенолфталеина
Запишите молекулярные и ионные уравнения возможных реакций.
2Na + +2OH - +2 H + + SO4 2- → 2Na + +
3) NaOH + HCl → NaCl + H2O
Na + +OH - + H + + Cl - → Na + +Cl - + H2O
4) NaOH + фенолфталеин → окраска малиновая
1) NaOH + HCl → NaCl + H2O
Na + +OH - + H + + Cl - → Na + + Cl - + H2O
OH - + H + → H2O (фенолфталеин бесцветный)
NaOH + фенолфталеин → окраска малиновая
3) Изучение свойств солей в свете электролитической диссоциации
Что такое соли в свете электролитической диссоциации?
Солями называют электролиты, которые при диссоциации образую катионы металлов и катионы аммония и анионы кислотных остатков.
Классификация солей по составу
Многие соли применяют в быту (поваренная соль, сода), в качестве минеральных удобрений, при производстве стекла, моющих средств, взрывчатых веществ.
(в приложении 3, приложении 4 и приложении 5– инструкция к выполнению лабораторного опыта).
Химические свойства солей
Наблюдения и признаки реакций
Уравнения химических реакций
Химические свойства щелочей (растворимых оснований) (слайд №9)
Взаимодействие солей с металлами.
II образуется медь
III образуется медь
Взаимодействие солей с растворами щелочей
1 – не идет реакция до конца
2, 3 – выпадают осадки
3Na + +3OH - + Fe 3+ +3Cl - → Fe(OH)3↓ + 3 Na + +3Cl -
Взаимодействие солей с кислотами.
Выделение газообразного вещества.
2 Na + + CO3 2- + 2H + + 2Cl - →
→ 2 Na + + 2Сl - + H2O
Взаимодействие солей с солями
Выпадение различных осадков солей
Ag + + NO3 - + Na + + Cl - → AgCl ↓+
Изменяют ли соли окраску индикаторов?
Изменяют, но не все
4. Итог урока
1) солями называют электролиты, которые при диссоциации образую катионы металлов и катионы аммония и анионы кислотных остатков;
2) соли взаимодействуют с более активными металлами, чем металл, входящий в состав данной соли; с кислотами, со щелочами и с другими солями.
3) при изучении химических свойств солей мы получали новые соли (4 способа), а существует 10 получения солей.
5. Домашнее задание: § 11, задание по карточке, письменное задание на стр. 46 (по способам получения солей).
Читайте также: